Особенности семейных отношений в израиле. Ценности еврейской семьи. Сколько денег в месяц необходимо для жизни в Израиле. Расходы на примере обычной израильской молодой семьи из трех человек

Рост населения Израиля обеспечивается высокой рождаемостью и массовой иммиграцией евреев из других стран мира. Однако самая высокая рождаемость в стране характерна для мусульманского населения. За ним с большим отрывом следуют семьи иудейских религиозных ультраортодоксов. В 2000 году доля еврейского населения в стране составляла 77,8 процента, а в 2005 году снизилась до 76,2 процента. Доля арабских граждан Израиля за то же время возросла с 16,1 до 19,7 процента. При сохранении нынешних тенденций к 2025 году еврейское население в стране сократится до 70 процентов, а арабское возрастет до 25. Оставшиеся 5 процентов граждан составят друзы, русские и черкесы. Предполагается, что к 2025 году в Израиле будет проживать 9,3 миллиона человек - 6,5 миллиона евреев и 2,3 миллиона арабов.

Израильское законодательство, построенное на поощрении рождаемости в стране, никаких особых условий для отдельных религиозных или национальных групп не предусматривает. Израильтянкам рожать экономически выгодно. Во-первых, гражданкам Израиля Ведомство национального страхования (ВНС) выплачивает пособие на сохранение беременности. В данном случае деньги получает женщина, вынужденная прекратить работу во время беременности из-за опасности, угрожающей ей или еще не родившемуся ее ребенку. Во-вторых, при рождении ребенка израильтянка получает единовременное пособие в размере трех тысяч шекелей (более 600 долларов). В-третьих, - и это, несомненно, самое главное - всем гражданам Израиля, имеющим детей до 18 лет, независимо от доходов семьи, выплачиваются ежемесячные пособия. Эти пособия, в отличие, например, от пособий по старости, не учитываются при подсчете доходов и, следовательно, не подвергаются налогообложению.

Биньямин Нетаниягу, бывший глава правительства и бывший министр финансов, ныне возглавивший оппозицию в Кнессете, много раз выступал против подобного разбазаривания государственных средств. Надеясь, вероятно, воздействовать личным примером, он, несомненно, человек состоятельный, отказался от получения пособий на своих малолетних детей. Однако его примеру никто не последовал.

Размеры пособий на детей зависят от их количества в семье. И вот здесь мы подходим к весьма существенному моменту. Дело в том, что, согласно израильскому законодательству, сумма детских пособий, выплачиваемых на семью, резко возрастает с рождением четвертого и пятого ребенка. Так, если за одного ребенка ВНС выплачивает израильской семье 144 шекеля в месяц, за двоих - 288 шекелей, за троих - 483 шекеля, то за четвертого и пятого - соответственно по 937 и 1459 шекелей. Следует подчеркнуть, что семья, в которой родилось пятеро детей, может прожить только на детские пособия, даже если оба родителя не будут работать. Конечно, подняться выше уровня бедности такая семья не сможет, но и впроголодь жить не будет, ибо неработающие родители, не имеющие других доходов и солидных сбережений, получают от ВНС еще и пособия по обеспечению прожиточного минимума.

Важно отметить, что в Израиле многодетными считаются семьи, воспитывающие не менее четверых детей. Таким семьям ВНС ежегодно (обычно в августе и сентябре) оказывает одноразовую помощь на учебу каждого школьника. Им также положены и различные налоговые скидки.

Разумеется, разведенные родители, а также вдовы или вдовцы, одни воспитывающие детей, имеют право на материальную помощь вне зависимости от получения детских пособий. Следует обратить внимание, как резко возрастают выплаты по детским пособиям при рождении девятого, одиннадцатого и двенадцатого ребенка. В денежном выражении они соответственно равны 3547, 4591 и 5113 шекелям.

Израильские светские семьи практически не бывают многодетными. Многодетность обычный удел арабских мусульманских семей вообще и семей израильских арабов в частности. Несколько лет назад по дороге в Эйлат я познакомился с пастухом Ахмедом, израильским гражданином, счастливым главой семьи, который воспитывал 29 детей. Правда, у Ахмеда было три жены. Одной бы в жизни такую ораву не народить! Сколько денег по детским пособиям получают израильтяне, которые произвели на свет больше дюжины детей, честно скажу, не знаю. Но уверен, что речь идет о нескольких десятках тысяч шекелей. Хотя Ахмед признался в беседе со мной, что только на детских пособиях его семье прожить было бы трудно. Старшие сыновья, если еще не женаты, пасут отары вместе с ним, дочери рано выходят замуж.

Иудейским ультраортодоксам за арабами, конечно же, не угнаться, даже, если они будут очень стараться. Вот мой бывший сосед Шимон, правоверный иудей, гордится своими четырьмя сыновьями и пятью дочерьми. И в самом деле, молодец мужчина. Но до Ахмеда ему очень далеко. Он никогда его не догонит.

«АМИ», Санкт-Петербург

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Ситуации самые разнообразные. Взаимоотношения полов претерпевают любопытные превращения, и поводов для того, чтобы семья распалась, погрузившись в бесконечные разборки с участием адвокатов и социальных работников, не говоря уже о болельщиках-любителях, становится все больше.

Жена ушла к... другой

Алекс и Лена поженились вскоре после приезда в Израиль. Затем один за другим появились на свет их дети. Все было хорошо, пока Лена не заявила, что разочарована в их отношениях и нашла более яркий вариант личной жизни. Алекс выслушал это сообщение с горечью, но без особого удивления. Их отношения стали ухудшаться давно. Понимание практически исчезло, тяга друг к другу ослабла, и от холода в доме хотелось поежиться даже в жаркий летний день...

В общем, во всем этом не было ничего сверхъестественного, за исключением одного. Шок вызвало известие, что жена ушла не к другому (это Алекс кое-как, скрепя сердце, принял бы), а к другой. Прожив около десятка лет в браке с мужчиной, Лена пришла к выводу, что ей больше подходит вариант женской семьи. Иными словами, она признала себя лесбиянкой.

Это сообщение стало для меня самым сильным ударом, - признается Алекс. - Я чувствовал себя оскорбленным, униженным, мне казалось, все кругом смеются надо мной. Я не знал, что сказать детям. Побеседовать о нетрадиционной сексуальной ориентации мамы? Сказать, что поэтому мы расходимся, прожив годы? В конце концов я взял себя в руки и решил развестись как можно скорее и на любых условиях, не афишируя причину развода.

Психолог, к которому обратился Алекс, не сразу нашел нужные слова. Слишком уж нестандартной выглядела ситуация.

Я ревную его к... порнографии

Думаете, этот случай уникален? Представьте себе, нет.

Марина П. и Янир Д. казались всем, кто их видел, созданными друг для друга. Оба молодые, красивые, перспективные. У обоих блестяще складывалась карьера. Марина прибыла в Израиль школьницей, когда ей только-только исполнилось тринадцать. Ее юность прошла в Израиле, и она уже почти не помнила прежнюю родину. А после службы на базе "Цеэлим", которая обслуживает боевые части израильской армии, ей и вовсе стало казаться, что коренных израильтян она знает и понимает до тонкостей и ошибиться не может. В самом деле, разве после такой службы можно что-то не понимать в соотечественниках?

Потом она поступила в университет и стала специалистом по разработке и производству лекарственных препаратов. Янир - коренной израильтянин, но родился в семье, прибывшей из бывшего Союза более 30 лет назад. В его семье все мужчины становились по традиции юристами. Не стал исключением и он, причем образование получил в Англии - родители к тому времени прочно стояли на ногах и могли себе это позволить. Так что молодая пара начинала семейную жизнь отнюдь не в нужде, и будущее рисовалось радужным.

На красивой и богатой свадьбе произносилось много торжественных и, может быть, слишком сладких слов о союзе разных поколений репатриантов. И все были довольны: и бывшие репатрианты. и нынешние. А через год у молодых родилась девочка, и обе семьи сочли себя породнившимися навсегда.

Все шло замечательно, неприятностям, казалось, неоткуда было появиться. Но однажды молодая жена, оторвавшись от памперсов и бутылочек, подошла к компьютеру и, к своему ужасу, обнаружила на мониторе даму в неприличной позе. Так Марина застукала своего мужа с виртуальной подругой, причем он явно получал удовольствие, наблюдя за разнузданными действиями красотки на экране. Красоток оказалось много - у мужа собралась целая коллекция дисков с жесткими "порно". Дальше - больше: ему стали нравиться фильмы, демонстрировавшие не только секс, но и насилие, а также нетрадиционные варианты полового общения.

Я не могла поверить своим глазам, - рассказывала потом Марина, - что все это действительно происходит с нами, в нашей семье. Я просила его перестать заниматься этим, но он уже не мог. Я поняла, что это непреодолимая привязанность, патология, и осознала, что надо действовать решительно. Я подала на развод и стала оговаривать размер алиментов.

Подруги пытались остановить ее. "Послушай, - говорили ей. - Все-таки он отец твоего ребенка, зарабатывает хорошо, деньги в семью приносит, тебя уважает, ребенка любит. Что тебе еще надо?!" А одна из них с усмешкой поинтересовалась: "Ты что - дура? Сама никогда ничего подобного не смотрела, в секс-шопе не была? Ты молодая, красивая, современная. Почему ты так реагируешь? Откуда ты темная такая, скажи? Сядь с ним для начала, тоже посмотри, может, выучишься чему-нибудь. Кто сейчас осуждает человека за просмотр порнофильмов? Это легально, это дозволено, за это деньги берут! Это тебе не Советский Союз".

"Нет, - грустно качала головой Марина, - он не хочет вместе со мной смотреть, один у экрана сидит". Ей все больше и больше казалось, что она живет в сплошном кошмаре, и единственный выход - сбежать из этого кошмара вместе с ребенком как можно скорее. Напрасно Янир пытался оправдываться, сравнивая свое увлечение с просмотром тех же футбольных матчей. Ведь многие жены эти трансляции "терпеть не переваривают", но мужиков из дома за них не выгоняют. Ну, нравится ему экстрим в виртуальном сексе, и что?..

Марина попыталась организовать психиатрическую экспертизу, но муж отказался ее пройти.

"Я не могу смириться с тем, что в доме, где растет ребенок, со всех сторон несутся садо-мазо вопли!" - так она потом разъясняла всем категориям сочувствующих: родственникам и друзьям, а также общественным деятелям, социальным работникам и судьям.

Но профессиональные работники, которые обязаны были бы вслушаться в тревоги молодой матери, явно не хотели ее понимать и, позевывая, переспрашивали: "Так на что, собственно, вы жалуетесь?" - и не спешили поддержать ее.

Затем начался длительный и интересный процесс, для описания которого потребуется русский литературный классик со знанием израильских законов. Бывшим супругам социальные службы одного из южных городов страны, где осталась жить Марина с маленькой дочкой после того как пара распалась и муж вернулся к родителям, выделили социальную работницу - одну на обоих супругов. Догадайтесь с трех раз, кто показался ей роднее и ближе – преуспевающий адвокат, уроженец Израиля с родным ивритом, или репатриантка, пусть и со стажем, но выдвигающая нетривиальные претензии к бывшему мужу? Правильно: социальный работник встала на сторону бывшего мужа.

И напрасно Марина объясняла, что на свиданиях папа плохо следит за ребенком, возвращает девочку то в мокрых подгузниках, то в перепутанных носках, то в слишком легкой одежде. Более того, однажды во время свидания девочка серьезно простудилась и заболела, из-за чего впоследствии у нее развилась астма. Маринины требования обеспечить контроль над свиданиями, проверить, все ли условия соблюдаются, социальная работница воспринимала в штыки, хотя, казалось бы, ничего сверхъестественного в требованиях матери ребенка не было. "Русские" все такие", - говорила она Яниру. Кстати, он передал эти слова бывшей жене, чтоб позлить ее, и преуспел: то, что Марину называют "русской", больно задевало ее. С тех пор она пытается понять, почему у нее не возникло понимания сначала с мужем, а теперь с социальными работниками. Почему никто не пытается понять ее и выполнить элементарные требования, которые обеспечивают покой ребенку?

Говорит адвокат по семейным вопросам Эли Меиров.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с совершенно необычными семейными ситуациями, которых не так давно еще просто не могло быть. Мы решаем множество вопросов, касающихся суррогатного материнства и использования спермы умерших или погибших мужчин, мы говорим о защите прав детей в семьях представителей социальных меньшинств. Тяга к порнографии - совсем не простая вещь. Специалисты-педагоги сейчас очень внимательно относятся к сигналам о том, что в поведении родителей есть какие-то отклонения по отношению к детям или провокации сексуального характера. Например, доступность порнографических фильмов для ребенка может быть очень серьезным аргументом при решении вопроса о его свиданиях с одним из родителей при их разводе. Каждый случай - дело тонкое, индивидуальное, и требует внимательного рассмотрения. Социальные работники порой не понимают всех особенностей конфликта. Важно знать: если человека по какой-то причине не устраивает конкретный социальный работник, он должен сообщить об этом начальнику отдела соцслужбы, указать причины своего недовольства и попросить замену.

Я позвонила социальному психологу Элле Берчански. Что может сказать представитель этой профессии о персонажах данной истории?

Прежде всего, позвольте выразить сожаление о том, что этот разговор происходит уже после развода. Дело в том, что порнография - действительно очень важный психологический индикатор. Вполне вероятно, что можно было бы предотвратить развод, обратись эта пара к специалистам вовремя. Согласно данным исследователей этой темы, очень многие мужчины старше 30 лет просматривают порнографические фильмы, и принято считать, что это один из способов сублимации, то есть перевода эротических желаний и фантазий в приемлемое русло. Ясно, что когда мужчина встречает на улице женщину и у него возникает желание немедленно заняться с ней сексом, ему приходится останавливать себя. Порнография позволяет выпустить пар. Однако важно подчеркнуть, что должна существовать четкая установка между нетрадиционными эротическими фантазиями и полным запретом на их осуществление. Если нормативную порнографию можно в определенных ситуациях воспринимать как руководство к действию, то, понятно, реализация второй полностью запретна.

Что касается просмотра порнофильмов… Мама должна внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка и улавливать изменения в его поведении. Спокойная мама - спокойный ребенок. Поэтому Марина могла бы настоять на откровенной беседе с мужем и социальным работником на эту тему.

Традиционно в обоих арабских и еврейских обществах браки часто устраивали родители, но это редкость в наше время. Тем не менее, существуют мощные социальные табу на браки. Например, незаконным является, если еврей жениться на нееврейке в Израиле. Те, кто желает вступить в такой брак, должны выехать за рубеж и организовать брачную церемонию там.

Даже в еврейской общине считается странным, если религиозный еврей женится на светской нерелигиозной еврейке. Развод является законным, но в основном тут имеет силу православный Еврейский закон. В соответствии с этим законом мужчины имеют больше полномочий для развода с их неугодными женами, кроме того они могут повторно вступать в брак.

Если женщина входит в новые отношения, суды отказываются признавать такой брак, и все дети от такого союза считаются незаконными и сами по себе не могут вступать в брак с законнорожденными евреями в государстве .

Отношения внутри семьи

В еврейском обществе семья - это одна из главных ценностей. Брак признается нормальным состоянием человека, а отсутствие супруги (супруга) и детей считается свидетельствует об ущербности как физической, так и духовной. В иудаизме (в отличие от христианства, например) безбрачие не имеет никакого отношения к святости. Наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

При этом брак возможен лишь между мужчиной и женщиной, гомосексуальные отношения Тора осуждает. В израильской семье не должно быть никакого ущемления прав женщины, она в праве поступать, так как считает нужным, но все же должна советоваться со своим супругом.

Между супругами в Израиле должна сохраняться чистота отношений, тому есть один яркий пример или скорее даже давняя израильская традиция, которая относится к женскому началу.

19 февраля в Израиле отметят День семьи. Однако не стоит путать этот праздник с Международным днем семей, который во всем мире с 1993 года отмечают 15 мая.

Празднование Дня семьи в Израиле тесно связано с именем Генриетты Сольд, которая в годы Второй мировой войны возглавила сионистскую организацию «Алия молодежная» и благодаря усилиям которой от гибели были спасены десятки тысяч подростков-евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы. В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. Уже в концах 80-х годах прошлого века праздник переименовали в День семьи.

Йом-ha-Мишпаха стал по-настоящему значимым праздником в Израиле, ведь семья занимает особое место среди жизненных ценностей израильтян. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Здесь нет места грубости и вражде. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным, а любые спорные вопросы и разногласия решаются мирным путем, благодаря желанию и умению услышать друг-друга.

Жизнь израильской семьи, в первую очередь, основана на любви, уважении и взаимопонимании. Однако отличительной чертой израильского воспитания является отношение родителей к каждому ребенку как к личности с самого раннего возраста. Родители в Израиле относятся к своим детям как к полноправным членам семьи. С юных лет в маленьких израильтянах стараются развить самостоятельность, предоставляя малышам право выбора в еде, одежде и развлечениях. Израильское воспитание, с одной стороны, не навязчиво, а с другой стороны – формирует в подрастающем поколении чувство ответственности за свой выбор и за свои действия. Между тем, любые формы насилия по отношению к детям категорически неприемлемы. Еще одна особенность израильского воспитания заключается в том, что родители стараются стать для своих детей не только авторитетными наставниками, но и верными друзьями и, как показывает практика, такой подход позволяет сохранять добрые отношения в семье многие поколения.

Убедиться в этом, а также перенять полезный опыт у израильтян в конце прошлого года имели возможность жители Днепропетровска. В ноябре в Израильском культурном центре прошел авторский семинар «Семейный маршрут с израильским акцентом». В течение трех дней его участники узнали много нового не только о семьях и принципах воспитания детей в Израиле, но и о себе, смогли раскрыть свои внутренние таланты и обрести вдохновение.

Многие родители, благодаря семинару, оценили важность учебного процесса и работы над собой для достижения гармонии в своей семье. Участники проекта решили продолжать общение и после окончания семинара и раз в месяц продолжают собираться вместе в днепропетровском Израильском культурном центре, чтобы закрепить полученный опыт. Следующая встреча семейного маршрута с израильским акцентом состоится 21 февраля и будет посвящена теме Дня семьи.

Подробней с информацией о деятельности Израильского культурного центра в г. Днепропетровске при посольстве Государства Израиль в Украине можно ознакомиться по телефонам: 0563703205/6,

на нашем сайте и соц. Сетях.