Детская инициатива в изобразительной деятельности. Материалы методического объединения воспитателей «фгос дошкольного образования. развитие детской инициативы в разных видах деятельности» (вао, зао, зелао, сао). Воспитание в семье

которые питает источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Согласно пункту 2.4 ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

По данным ученых (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев), изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Развивать творческую способность и инициативность дошкольников нужно с раннего возраста, когда они самостоятельно берутся за карандаши и краски. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам; умение педагогов и родителей «читать» рисунки детей и их оценивать. Для развития детского творчества и овладения детьми изобразительной деятельностью нужно учитывать интересы детей, использовать разнообразные формы организации (индивидуальные и коллективные) и темы занятий. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятиях .

Занятия по рисованию, лепке и аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами образовательной (музыкальные занятия, знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг и др.) и воспитательной деятельностью, в процессе которой дошкольники получают разнообразные знания и впечатления. Для изображения важно выбирать самые яркие явления из жизни дошкольников, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала интерес, положительный эмоциональный настрой, желание лепить, рисовать, вырезать или наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая есть между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать дошкольникам создавать продукты творчества, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать дошкольникам отражать в своих работах образы детских игр .

На занятиях лучше не использовать образец воспитателя, так как дети не будут проявлять самостоятельность, а просто копируют с образца. Важно дать детям самостоятельно решать детали. Можно показать несколько приемов решения одной задачи, а дети должны проявить инициативу при выборе подходящей для своего решения темы. Особенно интересно и познавательно для детей любого возраста будет использование нетрадиционных материалов и техник. А для этого необходимо дать ребенку практические умения и навыки и еще предоставлять ему право проявлять самостоятельность, ведь они очень любят экспериментировать, создавать что-то новое и уникальное по-своему. И ни в каком случае нельзя критиковать работу ребенка.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша» г. Волгодонска

Городское методическое объединение воспитателей

МБДОУ г. Волгодонска

МАСТЕР – КЛАСС

«Педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности»

Воспитатель высшей

МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска

г. Волгодонск, 2017

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Познакомить педагогов со способами, приёмами и принципами работы, вариантами создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Создать условия для педагогов в практическую деятельность в процессе мастер-класса.

Материалы и оборудование: презентация, различные изобразительные материалы, силуэты посуды.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой является одной из приоритетных.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие самостоятельности, инициативы и творчества у детей в изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, что означает слова «инициатива»? Подберите синонимы к слову «инициативный».

Ответы педагогов

Для того, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность в изобразительной деятельности первым делом необходимо дать ребёнку определённый багаж знаний, умений и навыков, обучить его способам действия с различными материалами.

В своей работе я использую парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», которая способствует созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Самостоятельная инициативная деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

Уважаемые коллеги, как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

    ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы); отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Известный художник отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий является разнообразие и работы с детьми.

Предлагаю вам стать на некоторое время детьми. Приглашаю 4 желающих.

Мотивация: на электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

Педагоги выполняют задание. Подведение итогов.

В своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, тушь, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомлю ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

Итак, уважаемые коллеги, вернёмся к условиям. Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

В своей деятельности создаю ситуации успеха для каждого ребёнка. Для этого использую такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если педагог будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его, то успех обязательно придет.

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот , который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться изобразительными материалами. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности ребенка создавать для детей все необходимые условия. Содержать в открытом доступе различные материалы и изобразительные средства. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В заключении хочу рассказать вам притчу.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.

Да, это я, - ответил Бог.

А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

Ирина Жижина
Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности

"Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности "

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 г, одним из принципов ДО является принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности , а так же условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста , предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через : --создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной , исследовательской, познавательной). Слайд №2

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день. Несмотря на то, что дети у нас раннего возраста , маленькие, многое у них ещё не получается и они очень любят рисовать, с интересом и большим желанием часто в свободной деятельности просят предоставить им такую возможность. Слайд №3

Мы стараемся поощрять эту инициативу , помогаем организовать рабочее место : навести краски и использовать гуашь. 1Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием. Все средства и материалы для изодеятельности находятся в легко доступном месте. Слайд №4 Мелкая моторика руки детей ещё не совсем развита , тренируем конечно, поэтому красками проще и легче создать что-то знакомое, близкое. Особенно когда мы используем -традиционные способы рисования. Слайд №5; -нетрадиционные способы рисования : пальчиками, ладошками, тычками, штампами, ватными палочками и др. Слайд №6;

В свободной деятельности закрепляем ранее полученные знания и умения во время НОД. Для детей важен не только конечный результат, но и сам процесс рисования, им интересно как растворяется в воде гуашь, как набирается краска на кисть, как кисточка оставляет свой след на бумаге и т. д. 1111Первоначальные ростки творчества появляются у детей на НОД (непрерывно-образовательной деятельности , если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно .

Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие » . В своей работе мы используем парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» , целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Слайд №7; Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. А также используем традиционные способы изображения Комаровой Т . С.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения , творчества, самостоятельности, инициативы , проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка .

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность .

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают изодеятельность , как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками. Слайд № 8. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы. Начинает развиваться воображение детей .

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли , воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей ). Одни из первых наших работ рисование пальчиками были «Цветочки летом» , «Разноцветная осень» , «Снег идёт» .

Рисование ладошкой вызывает не менее яркие эмоции у детей , так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Слоник летом» , «Птичка плавает» . Слайд № 9. Обычные «отпечатанные» ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и другое. Познакомили с самой простой техникой : рисование ватными палочками, печать штампами из картофеля. Таким образом, создаются целые картины. Нетрадиционные техники предоставляют возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, даёт больше шансов для самовыражения, и развивают мелкую моторику , воображение, память, это способы создания нового, оригинального.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего , не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности , станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески , проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное , но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка . Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы , уровня развития творческой инициативы , произвольности деятельности и поведения , свободы деятельности , предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи : рисование пальчиком возможно на песке, манке, одни из первых наших работ рисование пальчиком на манке «Солнце улыбается» Слайд№ 10.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам . Одна из таких работ «Дождь» Слайд № 10.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

В свободной деятельности дети чаще всего используют смешанную технику рисования. Слайд № 11.

Рисование ватными палочками Слайд № 12.

Формируя у детей умение , самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Нетрадиционный способ рисования : печать штампами картофеля, моркови детям очень любопытно и интересно создавать новую картину Слайд № 13.

Таким образом, поддержка детской инициативы в изобразительной деятельности способствует формированию социально – нормативной возрастной характеристики в разных видах деятельности , который во и ФГОС ДО представлен как целевой ориентир. Слайд № 14.

А правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив . Слайд № 15.

Публикации по теме:

Задачи: Познакомить детей с наступающим праздником «Международный женский день»! формировать нравственные качества дошкольников. Развивать.

Дошкольный возраст является особенным периодом, в это время изобразительной деятельностью можно увлечь не только одаренных детей, но и всех.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кизнерский детский сад № 4» Руководитель проекта: воспитатель по Изобразительной.

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста Актуальность поддержки детской инициативы В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка,.

Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие самостоятельности и активности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста . Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей . Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том , что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности .

Что означает понятие инициативность и самостоятельность ?

Самостоятельность - работа , совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности , показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе , как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности .

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности , в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным , самостоятельным и творческим человеком в процессе , необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.

Проанализировав работы детей , выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер : дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это, я поставила перед собой цель : развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности .

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи :

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами ;

Содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель , отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.

Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные : краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности .

Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.

В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами, наглядными пособиями : интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.

Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности , расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.

Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей , так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом .

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей , тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы : «Золотая осень» , «Новый год» , «Бабочки» , «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.

Такая работа развивает у детей самостоятельность , уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы , проведению самостоятельных исследований , созданию новых творческих работ.

Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.

В работе использую различные методы и приемы : информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого) ; репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей ; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно ; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности , но и фантазии и творчества.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника , побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов :

Игра, которая является основным видом деятельности детей ;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей . Отчетные выставки проходят один раз в квартал.

Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Провела родительские собрания на тему : «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста », «Развиваем вместе творческое начало в ребенке» ; консультации : «Как часто вы рисуете с ребенком» , «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности », «Развитие изобразительной деятельности детей в семье »; оформила папки – передвижки : «Как воспитывать инициативу у ребенка » , «Самостоятельность ребенка . Её границы» , провела мастер-класс «Опускаем руки в краску» , на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.

В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей . Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей , когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей .

В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью , что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.

В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности . На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год :

Продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности ;

Пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников .

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

Я считаю, себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу : «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Список использованной литературы :

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада . / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников . Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. – СПБ : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2012.

6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество . Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2012 г.

7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ : Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. - М.: Аркти, 2010 г.

8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2002 г.

9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей . // Д. в. 2004.- №8.

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium - начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) ;
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) ;
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) ;
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения) .

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием) ;
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого) , похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого) ;
  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата) ;
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.) ;
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.) ;
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.) ;
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия) ;
  • создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.) ;
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи) , музыкальных и спортивных атрибутов).
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) ;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Активно использую:

1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

5) Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно) , нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином» .

Библиографический список:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
  3. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
  4. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  5. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
  6. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»