Мероприятия ко дню школьных библиотек. Всемирный день библиотек. Идёт своей стезёй, своей дорогой

Коллективное творческое дело (КТД)

«Международный день школьных библиотек»

Время проведения мероприятия: 1 час.

Возраст участников: 13 – 14 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: аудитория

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    расширять кругозор учащихся;

    сформировать интерес к отмечаемому празднику;

    способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

    развивать наблюдательность, внимание, память;

    развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

    побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.

Необходимый инвентарь:

    изображения портретов писателей и поэтов;

    бланки ответов на вопросы викторины;

    бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;

    медали для награждения.

Ход проведения мероприятия

На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?

Дети выражают свое мнение.

Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?

Дети предполагают.

Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.

В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).

Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.

Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.

Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.

Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».

Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».

1 этап

Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!

    Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

    В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

    Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).

    В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).

    Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).

    Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).

    Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).

    Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).

Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».

2 этап

Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.

Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.

Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.

Дети выполняют задание.

Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».

3 этап

Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.

На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.

Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».

4 этап

Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:

Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.

Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)

Письмо для второй команды:

Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.

Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)

5 этап

Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.

Подведение итогов.

Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.

По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.

Общероссийской день библиотек - профессиональный праздник работников библиотек. К празднику имеют отношение все, кто связан с данными учреждениями: их сотрудники, вспомогательный персонал. Его считают своим работники архивов, преподаватели, студенты профильных учебных заведений. Принимают участие в мероприятии все получившие соответствующее образование, их родственники, знакомые, друзья и близкие люди.

В России Общероссийский день библиотек в 2020 году отмечается 27 мая и проходит на официальном уровне 26 раз.

Значение: праздник приурочен к 200-летнему юбилею основания Императорской публичной библиотеки.

К празднику приурочивают торжественные мероприятия, на которых работники библиотек принимают поздравления. Отличившимся сотрудникам вручают грамоты и премии. Коллективы библиотек устраивают застолья, выезды на природу.

История праздника

Современный обычай отмечать День библиотекаря в России берёт начало 27 мая 1995 года. Президентский указ закрепил дату в перечне памятных событий государства. Она приурочена к 200-летнему юбилею основания Императорской публичной библиотеки в 1795 году. Событие учреждено Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1995 года «Об установлении общероссийского Дня библиотек». Документ подписан Б. Ельциным.

Это заведение было первым в своём роде. К его хранилищам имел доступ широкий круг жителей. Документ первого лица российского государства рекомендует органам власти и местного самоуправления проводить мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию библиотек. В них должно уделяется внимание роли книги в процессах развития общества, науки, культуры. Празднования имеют широкое распространение только в профессиональной среде.

Традиции праздника

День библиотекаря 2020 в РФ знаменуется застольями в кругу коллег, родственников, друзей, знакомых и близких людей. Звучат поздравления, пожелания здоровья и успехов, тосты завершаются звоном бокалов. Собравшиеся на мероприятии обсуждают новости, рассказывают истории из жизни, трудовых будней, делятся впечатлениями и планами на будущее. Руководство выступает с речами, выдает почётные грамоты, в знак благодарности за труд. Вручаются ценные подарки, одним из самых желанных и распространённых из которых являются редкие книги.

В этот день принято посещать культурные события: концерты танцевальных, песенных коллективов, кинопоказы, спектакли, выставки. Ещё одной популярной традицией является выезд на природу. Здесь готовятся блюда на открытом огне и проводится досуг под открытым небом. Зачастую в новостных выпусках радиостанций и телевидения говорится о памятной дате, транслируются передачи, посвящённые профессии и смежной тематике. Общероссийский День библиотек является данью уважения и признанием важности труда всех, кто посвятил себя отрасли.

Задание на день

Составьте список книг, которые вы планируете прочесть в течение года. Затем отправьтесь в библиотеку и возьмите книгу, которая в вашем списке стоит на первом месте.

Тосты

«Дорогие библиотекари и просто ценители литературы, поздравляем вас со Всероссийским днем библиотек. Благодаря этим учреждениям связь между человеком и книгой все еще жива, хотя ее и вытесняют современные технологии. Желаем, чтобы всё больше людей посещало читальные залы и заводили абонементные карточки в библиотеках. Поддерживайте отечественных авторов и знакомьтесь с зарубежными. Помните, что книга — лучший собеседник, советчик и друг».

«Уважаемые и дорогие сотрудники библиотек, писатели, поэты и все любители книг! С радостью поздравляем вас сегодня с Всероссийским днём библиотек! Желаем всем интересных открытий, полезных знаний, замечательных событий в жизни. Пусть неизменными спутниками всегда и везде будут удивительно интересные и захватывающие романы, поэмы, поучительные рассказы, красивые стихи и художественные произведения прекрасных авторов».

«Библиотекарь - хранитель книжного храма. Вы бережёте знания, накопленные веками. В ваших картотеках мы можем найти древние книги. Разрешите от всего сердца поздравить вас с праздником. Пусть весёлой, светлой и полной будет вся ваша жизнь. Никогда не унывайте, не падайте духом. Пусть вами выбранная дорога будет прямой и чистой, пусть работа приносит только вдохновение. Счастья, мира, добра и улыбок вам.

Подарки

Подарочный сертификат. Подарочный сертификат в книжный магазин послужит приятным презентом, который позволит выбрать книгу, которая придется по душе.

Подписка на журнал. Годовая подписка на любимый журнал или газету станет тематическим и практическим презентом.

Записная книга. Именная записная книга в кожаном переплете станет оригинальным презентом, который позволит делать заметки и держать нужные записи под рукой.

Конкурсы

Литературный крокодил
Перед проведением конкурса необходимо заранее подготовить фанты с именами известных литературных персонажей: Анна Каренина, Евгений Онегин, Гарри Поттер, Квазимодо и другие. Первый участник конкурса наугад выбирает фант и без слов пытается изобразить загаданного персонажа. Кто первый правильно назовет имя героя, следующим вступает в игру.

Напиши свою историю
Ведущий загадывает какую-то известную сказку. К примеру «Красная шапочка» или «Колобок». Затем участникам конкурса загадываются литературные жанры: детектив, комедия, драма, ужас, эпопея. Затем каждый конкурсант должен пересказать сказку в соответствии с попавшимся стилем. Побеждает наиболее находчивый рассказчик.

Алфавит
В конкурсе могут принимать участие все гости конкурса. Ведущий дает задание придумать поздравление в алфавитном порядке. Каждый участник говорит по короткой фразе, которая начинается на соответствующую букву алфавита.

  • Самая большая библиотека в мире - библиотека Конгресса в Вашингтоне, в которой находится 75 миллионов различных наименований книг, среди которых аудио- и видеозаписи, фотографии.
  • Библеоклептомания - заболевание, которое характеризуется чрезмерной любовью к книгам и стремлением присвоить себе библиотечные экземпляры. Стивен Блумберг, страдавший этой болезнью, похитил около 23 тысяч книг из 268 библиотек в разных странах мира.
  • Из общественных библиотек наиболее часто воруют Книгу рекордов Гиннеса.
  • В библиотеке Гарвардского университета существует коллекция книг из человеческой кожи.
  • В средневековой Европе в общественных библиотеках книги крепились к стеллажам при помощи цепей. Длина цепи давала возможность снять книгу с полки и прочитать, но не позволяла вынести за пределы здания. Это правило было обусловлено высокой стоимостью книг.
  • В древнеегипетском городе Александрии существовало правило, согласно которому все корабли, которые заходили в порт, были обязаны сдавать имеющиеся на борту книги для копирования.

О профессии

Ежегодно растёт объём знаний, создаваемый человечеством в своей жизнедеятельности. Одним из самых распространённых носителей информации на протяжении столетий являются бумажные. Для их всеобщего доступа созданы особые учреждения - библиотеки.

Специалисты ведут обслуживание читателей, желающих получить или использовать в своей деятельности знания, содержащиеся в фонде библиотек. Сотрудники обеспечивают надлежащее хранение, учёт и пополнение имущества учреждения. Заведения могут иметь социальную и отраслевую направленность. Последняя относится к узкоспециализированной области, представляющей интерес определённому кругу профессий.

Библиотекарем становятся после получения профильного образования в среднем или высшем учебном заведении. В нём приобретаются необходимые знания для ведения дальнейшей деятельности. К ним относятся умения работать не только с материальным фондом, но и с электронными базами данных, каталогами, средствами автоматизации учёта.

Этот праздник в других странах

Во многих странах мира в последний понедельник октября отмечается Всемирный день библиотек.

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

Информационный час

на тему:

«Международный день школьных библиотек»

Воспитатель:

Умерова Лилия Аликовна

Симферополь 2016 г.

Цель информирования : повышение уровня информационной культуры учащихся.

Международный день школьных библиотек отмечается в четвертый понедельник октября. В 2016 году мероприятия проходят 24 октября. С инициативой о создании и проведении праздника выступила в 1999 году ЮНЕСКО. Его целью стало привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках.

Впервые событие отпраздновали 25 октября 1999 года. В 2005 г. официальный статус этого дня был закреплен главой Международной ассоциации школьных библиотек. 2008-й год ознаменовался великими переменами. Тогда в октябре прошел первый Месячник школьных библиотек. Участники данной акции смогли самостоятельно выбрать день или неделю для проведения своих праздничных мероприятий, посвященных этим учреждениям – хранилищам книг. Россия впервые отметила данное событие в 2008 году, организовав Месячник школьных библиотек.

Традиционно в этот праздник проходят сборы книг для нужд библиотек, организуются встречи с авторами произведений, презентации, конференции, конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно - коммуникативными технологиями.

В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Справедливо утверждение, что именно интерес к книге во все времена объединяет людей, воспитывает культуру общения, является носителем нравственных и духовных ценностей. Являясь своего рода «спасательным кругом», школьная библиотека, открывает двери всем желающим, помогает детям с толком и интересно провести свободное время, а родителям оказывает помощь в гармоничном воспитании ребенка. Именно в библиотеке дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся пользоваться справочной литературой. Привитие ребенку любви к книге, воспитание тяги к знаниям, потребности постигать окружающий мир, обучение навыкам культуры чтения – являются основными задачами школьной библиотеки.

Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Иногда воздействует на человека в противовес, впечатлениям окружающего мира, сохраняя и создавая личность. У многих людей старшего поколения привычка к чтению, заложенная в детстве, осознается как одна из самых необходимых для внутреннего комфорта.

Согласно исследованиям психологов, чтение обладает лечебным воздействием на человека. Оказывается, чтение помогает при бессоннице, при зубной и головной боли, при расстройстве желудка. Например, русская классическая литература рекомендована при нервных расстройствах и депрессивных состояниях. Таким образом, литература влияет на физическое здоровье, но ведь физическое здоровье связано с нашим душевным состоянием.

Улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.

И главное не в том, что, читая, допустим, детектив, мы увлекаемся, переключаем внимание, и зубная боль перестает беспокоить. Главное в том, что привычка к постоянному чтению серьезной литературы гармонизирует личность, закладывает позитивное отношение к жизни. Для подрастающего, неокрепшего еще человека это очень важно. Взрослые часто жалуются на усталость от потока негативной информации, «отрицательных» впечатлений, которые буквально вторгаются в нашу жизнь – с экранов, по радио, со страниц газет… Но взрослые знают, что должно быть «не так», что это не «норма» бытия, что в жизни должно быть гораздо больше другого – радостного, светлого. Детская психика - как губка, доверчиво вбирающая все впечатления, у нее нет критериев отбора и не выработаны способы защиты от негативного воздействия. Появляется отторжение от жизни, неприятие окружающего, в котором воспринимается только мрачное, черное. Как результат – растущее число детских неврозов. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается, прежде всего, здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно.

Полезные советы.

1. Чтение делает взгляд острее.

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться.

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время.

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие.

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька.

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться.

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре.

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей.

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Международный день школьных библиотек ежегодно отмечают в четвертый понедельник октября (в 2016 году – 24 октября).

Главная цель праздника –привлечение внимания общественности к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении фондов.

Как отмечают День школьных библиотек?

Как проходит празднование? Программа мероприятий включает семинары, выставки, конференции, съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела.

В День школьного библиотекаря устраиваются различные мероприятия для школьников: конкурсы, викторины, литературные презентации и др. Также проходят сборы книг для нужд библиотек.

История и традиции Всемирного дня школьных библиотек

Расскажем об истории и традициях праздника. Международный день школьных библиотек отмечается в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО с 1999 года. Инициатором проведения праздника был президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. В 2005 году праздник получил официальный статус.

В 2008 году к Дню школьного библиотекаря был приурочен Месячник школьных библиотек, который впервые прошел под девизом «Грамотность и обучение – в вашей школьной библиотеке».

В нашей стране месячник также впервые отмечали в 2008 году, под девизом «Школьная библиотека – на повестке дня». Главным событием месячника в России стал Форум школьных библиотекарей в Михайловском – Пушкинском заповеднике в Псковской области.

История школьных библиотек в нашей стране насчитывает несколько веков. Первая учебная библиотека на Руси появилась в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии.

В период правления Петра Первого была создана библиотека при Академии Наук. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».

В ХVIII веке было положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись библиотеки.

В 1830-х годах в России действовало 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.

Однако настоящее развитие библиотечное дело получило только при советской власти. В 1930-х годах в нашей стране насчитывалось уже свыше 44 тысяч школьных библиотек.

А в настоящее время в России функционирует более 62 тысяч библиотек образовательных учреждений.

Кроме Дня школьного библиотекаря, в нашей стране отмечается Всероссийский день библиотек (27 мая).

В 2016 году Международный день школьных библиотек будет отмечаться 26 октября. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году.

Посещение школьной библиотеки - неотъемлемая часть учебного процесса. Библиотека дает ученикам и учителям возможность пользоваться учебной, методической и художественной литературой, не покидая школы.

История и причины появления праздника

Международный день школьных библиотек был внесен в реестр праздников по предложению ЮНЕСКО в 1999 году. Далее, около десяти лет он отмечался в последний понедельник октября, но с 2008 года было решено посвящать теме весь октябрь. С этого времени в школах в течение месяца выбирают дни для организации различных мероприятий, посвященных работе библиотек и библиотекарей.

Целью этих мероприятий служит привлечение внимания к многочисленным проблемам, связанным с работой школьной библиотечной системы. Среди них главной является недостаточное финансирование сферы, и связанные с этим дефицит учебников и художественных книг, малое количество новых поступлений, низкий технический уровень оснащения библиотек, падение авторитета профессии библиотекаря, а также общее снижение интереса к чтению среди школьников.

События, происходящие в рамках празднования

Как правило, часть мероприятий носит благотворительный характер. Они направлены на сбор средств для приобретения библиотекой новых книг, или акции, в ходе которых библиотеки принимают книги в дар.

Другие, организуются библиотекарями для школьников младшего, среднего и старшего звена. На этих встречах работники библиотек знакомят учеников с правилами работы в библиотеке, учат бережному и уважительному отношению к книге, как источнику и хранилищу знаний.

На мероприятиях районного и городского уровня библиотекари участвуют в конференциях, встречах, семинарах, на которых они обмениваются трудовым опытом и обсуждают способы улучшения и оптимизации работы вверенных им участков. Ежегодно месячники школьных библиотек проходят под различными тематическими лозунгами.

Помимо обсуждения и решения проблем, в течение месяца происходят торжественные и праздничные события. Школьники участвуют в литературных викторинах, конкурсах авторов и чтецов. По фрагментам произведений школьной программы организуются театральные постановки, проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию или рисунок по мотивам любимых книг.

Цикл мероприятий обычно завершается большим литературным праздником. В тематически оформленном актовом зале школы происходят награждение победителей конкурсов, выставки работ учеников, чествование библиотечных работников, силами учеников и учителей организуется концертная программа.