Взрастить уважение. Воспитание уважения и любви к родителям. Уважение равно безопасность

Экология жизни. Дети: Какие ошибки совершают родители в процессе воспитания детей? Что они делают не так? Почему вместо уважения они сталкиваются с...

Как научить детей уважать родителей? Какие ошибки совершают родители в процессе воспитания детей? Что они делают не так? Почему вместо уважения они сталкиваются с эгоизмом детей? Авторитет родителей уже давно разрушен. Что же нужно делать в этой ситуации?

Думаю, эти вопросы волнуют каждого, у кого есть дети. Очень часто в отношениях с ними мы чувствуем их привязанность и любовь, но не видим проявлений уважения к себе.

Ликбез для родителей

Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, философ

Уважение к другому

Все мы подсознательно понимаем разницу между любовью и уважением, хотя бывает трудно объяснить ее на словах.

Я хотела бы начать с того, что дети – это наши зеркала . Хотим мы признавать этот факт или нет, но это так.

И если наши дети относятся к нам неуважительно, пренебрежительно и перестают заботиться о нас, то это происходит только потому, что мы к ним когда-то относились точно так же.

Вы можете сказать: «Это не правда. Я всю свою жизнь посвятила ребенку». Может быть, но дети очень чувствительны не к тому, что вы делаете, а к тому, что вы чувствуете глубоко в душе по отношению к ним.

И кто вам сказал, что ребенку было нужно, чтобы вы посвятили ему всю себя и свою жизнь?

Давайте попробуем разобраться в понятиях «уважение» и «любовь», а также в том, как можно научить детей уважать родителей.

Уважение – это прежде всего признание того, что другой человек не принадлежит вам.

Это не просто даже по отношению к взрослым людям, а уж воспринимать так детей и подавно очень сложно.

Ребенок, находившийся девять месяцев в утробе матери, уверен, что она принадлежит ему. Она – его собственность.

Женщина тоже считает ребенка своей частью.

В таких отношениях бывает крайне сложно избавиться от чувства собственничества. Но в этом и заключается наш путь - через близость и ощущение принадлежности друг другу обрести психологическую автономию, признавать право другого быть отдельным от нас .

Процесс сепарации всегда связан с определенными переживаниями и страданиями, в его основе лежит глубокое горе, которое нужно прожить, отпуская свою иллюзию о возможности обладания другим человеком. Нужно проститься не только с этим желанием, но и надеждами на его осуществление.

К прощению и пониманию этого обычно приходят после определенной борьбы, попыток направить поток событий в желаемое русло. Признав свою беспомощность и бессилие что-либо изменить, мы способны принять самые болезненные переживания: отказ от другого человека и любви, которую мы хотим получить от него.

Как же трудно осознавать, что близкие люди не принадлежит нам, как хочется установить полный контроль над их жизнью. Ведь вы-то уж точно лучше знаете, что им нужно...

Да и важнее всего то, что желаете именно вы... А вам так хочется встроить другого в свой образ мира. Как же непросто отделиться от другого и увидеть в нем действительно ДРУГОГО, а не часть себя.

Уважение в семье

Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

Януш Корчак, польский педагог и писатель

С какого момента нужно начинать воспринимать ребенка как отдельного от нас человека?

С момента рождения!

Он отделяется от нас физически, и этот факт сообщает нашему сознанию, что ребенок – уже не часть нашего тела. Пуповина перерезана, однако психологическая сепарация пока не происходит. Весь путь развития ребенка направлен на постепенное отделение от матери.

Ребенок начинает ползать, делать первые шаги – в эти моменты сама природа помогает нам осознать, что он отделяется от нас. Сначала мы ощущаем разделение физически. Начинается подготовка души.

И вот к трем годам у ребенка начинает формироваться позиция «Я сам» . Он впервые не слушается нас, не соглашается с родительскими требованиями. Вот в этот период и зарождается уважение.

Ребенок впервые начинает проверять свои способности при выполнении тех или иных задач.

Если родители пренебрежительно отнесутся к его самостоятельности, посмеются над ним, не дадут что-либо сделать, подчеркнут, что он слишком мал или у него «не руки, а крюки», то о каком формировании уважения можно говорить?

Научить детей почтительно относиться к родителям можно лишь тогда, когда отец и мать сами уважают желания, интересы и мнение ребенка.

Малыш говорит, что не хочет есть кашу, а мама даже не замечает его слов. Он отказывается надевать нелюбимую кофту, а мать опять не обращает внимания на его доводы. Но ведь можно же предложить ребенку на выбор 2–3 блюда и спросить, что бы он предпочел. Так же и с одеждой.

Тогда у малыша останется ощущение, что он может выбирать и что с его мнением считаются. А мама все равно сможет предложить ребенку что-то полезное и приятное.

Если вы научитесь приходить к компромиссам и не будете считать, что ваша позиция единственно верная, то самолюбие ребенка не будет уязвлено, и его реакции на критику и замечания в дальнейшем будут адекватными и зрелыми. И внутри взрослого человека не будет страдать маленький ребенок, мнение которого никогда не учитывалось и не учитывается.

Как находить компромиссы с ребенком? Например, если утром вам нужно бежать в детский садик, а ребенок сидит и смотрит телевизор и никуда не собирается, предложите ему посмотреть программу еще 10 минут, пока вы убираете на кухне, ну а после, хочешь или нет, но нужно будет идти.

Многие мамы, испытавшие давление со стороны родителей в детстве, начинают воспитывать ребенка методом от противного, что также порождает проблемы, но другого плана. Малыш, не чувствуя своих и материнских границ, растет с чувством вседозволенности и потому не способен научиться уважать других. У него не формируется ощущение границ его и материнского пространства. Он не понимает, где он, а где – мама.

Вседозволенность и удовлетворение всех желаний ребенка закрепляют его позицию всемогущества, которая является неизбежной и правильной в первые полгода. Однако если ребенок устраивает истерики на улице, и вы не знаете, что с этим делать, то в этом случае нужно дать понять малышу, где проходит черта допустимого поведения.

Если в семье принято подтрунивать друг над другом, язвить, отпускать колкости, принижать значимость другого, сомневаться в способностях друг друга, это воспринимается как норма. И ребенок впитывает атмосферу, в которой растет.

Если родители не уважают друг друга и ребенка, то он никогда не будет их уважать. Он может их бояться, но до настоящего уважения здесь далеко.

Уважать другого человека – это значит не нарушать его личностные границы (не заглядывать без разрешения в его телефон, компьютер, ежедневник, дневник). А ведь многие родители не считают нужным стучаться в комнату детей перед тем, как войти, считая, что у них не может быть секретов. Но это посягательство на личную территорию ребенка.

Родители могут беспардонно прервать малыша, когда он занимается своими делами, и потребовать, чтобы он все бросил, только потому, что подошло время обеда. Или бесцеремонно переключают телевизионный канал, который смотрел ребенок. Разве при таком отношении он будет уважать родителей?

Почтительное отношение к родственникам и друзьям также может служить для ребенка примером проявления уважения. Если, едва за гостями закрылась дверь, кто-то в доме начинает обсуждать их, сплетничать, то о каком почтении к другим может идти речь?

Кроме того, в каждой семье должны быть свои ритуалы, выражающие уважение к семейным праздникам и традициям.

Например, за столом жена может подавать тарелку с едой сначала мужу, приносить ему чай, пока он просматривает газеты, встретить у двери, обнять и поцеловать – все это проявления уважения. А если она, не отрываясь от своих дел, недовольно буркнет: «Подогрей еду сам, ужин на столе», – где здесь проявление уважения?

Муж также должен демонстрировать признательность своей жене: поблагодарить за ужин, поцеловать, обнять, предложить свою помощь по дому.

Только такие отношения в семье будут формировать в ребенке уважение к родителям.

Условия для уважения

Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

М. Ю. Лермонтов

Уважение – это такое чувство, которое меньше всего подвергается влиянию времени, в отличие от любви.

Для многих понятия любви и уважения тесно переплетены, и они считают, что если они любят, то автоматически уважают. Нет, это не так.

Любовь рождается чувствами и живет в сердце.

Уважение рождается разумом и живет в голове.

Уважение подразумевает наличие определенной дистанции. И если речь идет об истинной любви, то, безусловно, она возникает из уважения, когда в сознании партнеров есть четкое понимание того, что супруг – не его продолжение.

Зависимость всегда базируется на желании слиться с объектом, раствориться в партнере или растворить его в себе. Ни о каких границах никто даже не вспоминает.

Подчиняясь разуму, мы всегда находим качества, за которые можно уважать человека. Нам кажется, что уважение не возникает на пустом месте. Уважать всегда можно за что-то, а вот любить можно и нужно просто так.

Конечно, мы уважаем людей за определенный характер, за какие-то личностные качества, за достижения, за все то, что человеку дается в результате его собственных усилий и работы. Это то, что приобретается в течение жизни, или то, что дается от рождения.

Чтобы в будущем ребенок уважал себя, и его уважали другие, родители должны раскрыть его способности.

Необходимо хорошо знать возможности и склонности своего ребенка, не старайтесь ему навязать то, чего хочется вам. Наблюдайте! Подмечайте его предрасположенности и помогите их развить, старайтесь уважительно относиться к индивидуальным особенностям вашего чада.

Иногда созданная в голове картинка не позволяет вам принимать другого таким, какой он есть, только потому, что этот образ не вписывается в ваши представления и мечты.

Если ребенок медлительный, не высмеивайте это качество, ведь оно может быть очень полезным при выполнении какой-нибудь скрупулезной работы. Если, наоборот, ребенок неусидчив, то это может пригодиться ему в активной деятельности.

Мы часто воспринимаем детей как свою собственность и не хотим ничего слышать об их желаниях. Как только стираются границы между вами и вашим ребенком, то ни о каком уважении с его стороны не может быть и речи.

Уважение – это прежде всего соблюдение дистанции и бережное отношение к личностным границам другого.

Если вам необходимо быть максимально близкими с ребенком, и у вас нет собственной наполненной жизни, то он не будет вас уважать, потому что вы слишком привязаны к нему. Для возникновения уважения нужна дистанция, эмоциональная отстраненность, свободное пространство.

Здоровая адекватная атмосфера в семье – это единство любви и уважения.

И хотя эти понятия очень разные, они дополняют друг друга.

Любовь без уважения превращается в неуправляемое чувство, в стремление подчинить себе другого, лишить его свободы. Уничтожение личных границ может привести к очень разрушительным последствиям. А без любви уважение лишается души и становится сухим соблюдением правил и формальностей.

Чтобы дети уважали родителей, в семье должно быть почтение ко всем членам семьи, в том числе и к ребенку.

Когда вы уважаете ребенка, вы не употребляете при общении с ним язвительных слов, в вашем голосе не звучат презрительные нотки, ваше лицо не искажается так, как будто вы видите нечто крайне неприятное вам.

Уважение – это признание важности и ценности другого человека.

Если вы не уважаете своих детей, кричите на них, бьете, входите в их комнату без стука, унижаете их перед друзьями, разговариваете с ними свысока, целуете и тискаете их, когда они этого не хотят, заставляете надевать одежду, которая им не нравится, заставляете их есть то, чего они не хотят, то в старости вам многократно вернется ваше неуважение к ним. Да и не нужно будет ждать до старости...

Наша внутренняя ценность

Для того чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ

Из уважения рождается достоинство.

Достоинство – это уважительное отношение к себе и окружающим.

Достоинство – это определенная дистанция между людьми, на основе которой возникает уважение.

У родителей с детьми часто складываются достаточно запутанные и сложные отношения. Они могут быть либо очень близкими, либо враждебными, либо с чередующимися крайностями. Это не утверждение. Это наблюдения из моей практики.

Эмоциональная неустойчивость одного из родителей никогда не сможет стать надежным фундаментом для возникновения уважения.

Уважение рождается в спокойной и стабильной атмосфере.

Очень часто родители не способны контролировать свои эмоции и чувства. Когда мать воспитывает ребенка одна, то ее эмоциональные качели не могут вызывать у него уважение.

Если в доме нет мужчины, способного контролировать атмосферу чувств и эмоций, то эту роль должна взять на себя женщина. И для этого ей необходимо привести в порядок свой внутренний мир.

Только сохраняя внутреннее спокойствие и гармонию, можно правильно строить отношения с детьми. Женщине необходимо найти в душе точку опоры и защиты. Внутренняя стабильность позволит ей вернуть уважение детей и всех членов семьи.

Внутренние конфликты, личная неустроенность женщины отражаются на ее отношениях с детьми.

Они начинают деформироваться, искажаться. Поэтому у современных детей остается все меньше и меньше почтения к родителям и представителям старшего поколения.

Как отец будет уважать дочь, если он не уважает свою жену? Он может любить дочь и быть к ней нежно привязанным, но он не будет уважать в ней женщину.

Если женщина не уважает мужа, как она может относиться к сыну? Она будет его любить, но она не будет уважать в нем мужчину, потому что не испытывает почтения к мужскому полу. Сын же, видя отношение матери к отцу и другим мужчинам, будет примерять его на себя и свою мужскую принадлежность.

Поэтому так важно, чтобы женщина занималась своим духовным развитием.

Современная женщина измотана, истощена, она находится в поиске сильного мужчины, ей не хватает любви, она лишена самого главного – ощущения безопасности.

Человек рождается с определенными потребностями, и самые первые и основные – это безопасность и любовь, и только после их удовлетворения появляется стремление к уважению. А пока две предыдущие потребности «не утолены», об уважении не задумываются.

Сегодня женщина не чувствует любви и безопасности, она вынуждена сама заботиться о ребенке, не зная, что готовит ей день грядущий, ей приходится рассчитывать только на себя. А об уважении остается только мечтать, на пути к нему нужно преодолеть множество преград.

Когда рядом нет никого, кто мог бы поддержать женщину, она отчаянно нуждается в поддержке своего ребенка и поэтому нарушает его границы. Она может показать слабость лишь своему ребенку. И если это происходит регулярно, то между ними возникает душевная близость, но не уважение.

Для начала именно матери необходимо научиться уважать ребенка, его отца, обрести эмоциональную стабильность и ощущение безопасности.

Уважать ребенка – это значит уважать характер, с которым он родился, уважать его желания, территорию и границы.

Уважать – не означает потакать всем прихотям чада. Вам следует научиться считаться с его желаниями, учитывать их и находить компромиссы.

Старайтесь в конфликтных и острых ситуациях идти на взаимные уступки, а не давить ребенка своей авторитарной позицией только потому, что вы - мама и знаете, как поступить лучше.

Не нужно кричать на ребенка, унижать его, применять физические наказания. В этом случае крики, оскорбления, пренебрежительное отношение и рукоприкладство становятся нормой для детей. А уважение отсутствует.

Достоинство можно привить только в атмосфере уважения ко всем членам семьи.

Старайтесь в воспитании детей придерживаться золотой середины: излишне их не баловать и в то же время не держать в ежовых рукавицах. Важно быть последовательными и постоянными в своих требованиях.

Если ваша излишняя строгость сменяется баловством и вседозволенностью, то такие эмоциональные перепады не способствуют формированию уважения.

Не нужно заставлять детей надевать то, что им не нравится, в чем они себя чувствуют некомфортно. Не надо заставлять их есть то, что они не хотят, но и не разрешайте им лакомиться только тем, что им нравится. Старайтесь всегда находить компромиссы между тем, что вы считаете правильным, и тем, что хочет ребенок.

Уважение всегда рождается из договоренностей. Возможен вариант, когда в одной ситуации на принятие решения влияет только ваше мнение, а в другой – мнение ребенка.

Заставить детей уважать родителей невозможно!

Уважение рождается из внимательного отношения к себе, к ребенку и ко всем членам семьи.

Прежде всего, вам надо научиться уважать людей и тогда не возникнет вопрос: «Как научить детей уважать родителей?» И тогда не нужно будет учить ребенка уважению, он впитает его, как губка, через ваше отношение к себе и миру. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Одной из общих проблем многих современных семей является детское непослушание, неуважительное отношение детей к родителям. Оно не только ухудшает взаимоотношения между ними, но и отрицательно сказывается на атмосфере в семье в целом. О том, как заставить (или всё же лучше научить) ребёнка слушаться родителей, относиться к их требованиям с уважением, пойдёт речь в статье.

В воспитании детей следует избегать крайностей. Если малыша всё время дёргать окриками, приказами и запретами, из него вырастет безвольное запуганное существо. И наоборот, в семьях, где ребёнок не понимает слово «нельзя», он постепенно превращается в существо неуправляемое.

Какую же тактику в воспитании выбирать, как ребёнка научить быть послушным и в то же время иметь своё мнение, свою точку зрения. Эти вопросы ставит перед собой каждый нормальный родитель. Психологи и педагоги рекомендуют выбирать некую «золотую середину», найти которую вам помогут следующие правила:

  1. Для каждого малыша должны существовать определённые требования и запреты, выполнять которые он должен неукоснительно.
  2. Таких ограничений не должно быть очень много, чтобы воспитательный процесс не приобрёл стиль авторитарности.
  3. Прежде чем сказать решительное «нет», подумайте, а не вступает ли этот запрет в противоречия с естественной потребностью малыша. Не правильнее ли будет сказать, например, что по лужам бродить можно, но предварительно следует переобуться в резиновые сапоги. В следующий раз при возникновении подобной ситуации вам не придётся ломать голову над тем, как научить своего ребёнка слушаться родителей с первого раза.
  4. Все установленные в семье правила должны быть согласованы между обоими родителями. Ведь нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда мама что-то категорически запрещает, а папа разрешает. Ребёнок просто не понимает, кого из родителей ему слушаться и должен ли он это делать вообще.
  5. Обращайте внимание на свой тон. Он должен быть не повелительным, а разъяснительным. Приказным тоном вы не научите слушаться ни дочку, ни сына, как бы вы этого не хотели.

Дошкольники: как научить самых маленьких слушаться родителей

Даже если вашему ребёнку 2 или 3 года, заставить его слушаться маму, скорее всего, не удастся, как бы вы этого ни хотели, а вот научить малыша в этом возрасте выполнять ваши просьбы можно. Старайтесь проводить с малышом больше времени в совместных играх, чтении, общении. В процессе такого времяпрепровождения совсем без правил и запретов обойтись не получится. Но вы должны всегда обосновывать свои требования.
Будьте последовательны: если вы что-то позволили малышу один раз, в другой без скандала запретить это делать вы не сможете. Запрещайте только то, что может быть опасно для здоровья или жизни малыша.

Как наладить контакт с подростком

Научить уважать, как и заставить слушаться родителей, подростка нельзя. Всё, что смогут родители - это сохранить (если таковые имеются) или завоевать уважение и авторитет у своих подрастающих детей. Старайтесь максимально участвовать в их жизни (но не вмешивайтесь бесцеремонно), организовывайте совместные поездки, походы. Постарайтесь стать другом своего сына или дочери.

Сделайте всё, чтобы отношения ваши были доверительными, чтобы со всеми своими переживаниями и возникающими проблемами подросток шёл к вам, а не в компанию друзей. А это станет возможным, когда он будет уверен, что в семье встретит поддержку и понимание, а не крики и унижение.

Уважение и любовь

Не высмеивайте промахи и неудачи своего ребёнка. Не проводите параллель с другими детьми, если ваш малыш оказывается по сравнению с ними в проигрыше. Не торопитесь что-то делать за него, если у него это не получилось с первого раза. Пусть он добивается успеха самостоятельно.

Не стоит родителям искать инструкцию, в которой будет прописано, как научить ребёнка их любить и уважать. Её просто не существует. Дети любят родителей просто за то, что они их мама и папа. А вот уважают за какие-то качества, поступки. Ребёнок будет относиться к вам с уважением, если будет видеть, что вы уважаете:

  • окружающих и его самого,
  • его характер и желания,
  • его границы и личную территорию.

Говоря о воспитании ребёнка, родители редко задумываются о том, как научить его уважать себя. Самоуважение - это не самолюбие и, тем более, не наглость. Это осознание того, что ты достоин хорошего отношения к себе, что ты важен для близких тебе людей. В основе формирования этого чувства у ребёнка лежит родительская похвала. Не скупитесь на неё.

Недавно наблюдала сценку в транспорте. Мама лет 35-38 разговаривала со своей дочкой-подростком. Точнее, она-то пыталась поговорить, да вот в ответ от родной кровинушки получала только раздражение и весьма неприятные выпады.

«Ага, ты еще скажи, что сама такое надела бы и ходила бы в этом!». «Ой, помолчала бы уже». «Да хватит уже мне на мозг капать!»

Уважение равно безопасность

Честно говоря, когда я слушала, как эта юная школьница оскорбляет свою маму, мне несколько раз хотелось вмешаться в разговор и поставить ее на место. Едва сдержалась. Все-таки это чужие отношения, да и ничего мое вмешательство не изменило бы. Такие вещи формируются годами – за минуту их не исправишь.

Вот мы часто говорим о любви между детьми и родителями, но, мне кажется, не менее важной составляющей наших отношений в семье является взаимное уважение.

Именно из уважения к родителям ребенок не допустит чересчур фривольного обращения с ними, не нагрубит и не нахамит, даже если будет не согласен с их мнением, не поставит в неловкое положение перед посторонними людьми, а главное – не обидит своими словами и поведением.

В семье, где все друг к другу относятся уважительно, чувствуешь себя комфортно и в безопасности. Про такую семью действительно можно сказать: «мой дом – моя крепость».

И наоборот, нет уважения – и в воздухе словно нависает какая-то угроза. Каждый вынужден быть настороже, чтобы суметь «достойно» отреагировать в случае очередного нападения.

А как же любовь?

Может ли человек любить, но при этом не уважать? Парадокс, но такое встречается, и это все чаще становится отличительной особенностью нашего времени.

Дочки-сыночки могут в одну минуту обнимать вас и целовать, говоря, как вас любят и какая вы хорошая мамочка. А в следующую минуту – огрызнуться, обозвать или просто насмешливо-неуважительно высказаться о ваших взглядах или принципах.

Думаю, что и любовь такая тоже под большим вопросительным знаком. Это любовь с признаками эгоизма и потребительства. Хорошо любить, когда тебе во всем потакают и во всем с тобой соглашаются. Ну а стоит кому-то из родителей сделать замечание – и, похоже, любовь прячется за стенкой.

«Во всем виновато телевидение!»

Кто-то может сказать: да как же не будет неуважительного отношения, когда кругом – и по телевидению, и в Интернете – куча рассказов и фильмов, где дети – умняшки, а мама с папой – дурачки? Таких родителей разве станешь уважать?

Не могу с этим полностью согласиться. Я знаю несколько прекрасных семей, где есть и телевизор, и компьютер с подключением к всемирной сети, однако дети в них очень уважительно относятся к своим родителям. И масс-медиа не смогли их испортить.

Так, значит, нельзя все сваливать на «тлетворное влияние»?


«Но мы же не учили их плохому!»

Слова, слова, слова… Посмотрите, как много и часто мы что-то говорим нашим детям. Поучаем, читаем морали, «воспитываем» - и надеемся, что это рано или поздно принесет результаты. Только почему же результатов все нет и нет?

Применительно к урокам это означает, что пока ученик не научится решать задачки в своей тетрадке, то никакие объяснения учителя, как их решить, ему не помогут.

А применительно к семье это означает, что мы можем хоть с утра до ночи разглагольствовать об уважении, но если сами не будем этого делать, то и наши дети этому не научатся.

Как всегда, только личный пример

Да, получается, что мы снова приходим к уже давным-давно известной нам истине: покажи пример, и дети ему последуют.

Если мы приходим с работы и гневно повествуем, как нас несправедливо обидели, ребенок это слышит и учится не уважать начальников.

Если мы приходим из магазина и возмущаемся, как нас в очередной раз обвесили, ребенок учится не уважать продавцов.

Если нас в автобусе толкнули и мы при ребенке недовольно бурчим или ругаемся, наше чадо получает еще один урок неуважения.

Если ребенок приходит из школы и начинает жаловаться на свою учительницу, а мы поддерживаем его и поддакиваем «да, все они такие, эти учителя» - то мы учим ребенка не уважать не только школьного наставника, но и самих себя.

Мы можем научить прощать и уважать

А ведь можно думать, чувствовать и говорить совершенно по-другому. Можно своими словами показывать, что мы прощаем другим их промахи или недостатки, тем самым демонстрируя уважение к ним.

Наступили на ногу - улыбнуться и сказать в ответ: «Да ничего страшного! В такой толпе трудно не наступить!»

Обвесили в магазине, а вы заметили – с улыбкой и без превосходства мягко произнести: «Ох, сочувствую, с такими старенькими весами работать приходится! Ведь невольно можно кого-то и обвесить».

А ребенку об учительнице сказать: «Да ведь знаешь, как ей трудно со всеми вами управляться! Она и так молодец, что еще согласилась с вами работать. Я бы на ее месте уже давно от вас, бездельников, сбежала!»


«А ты меня уважаешь?»

И последнее. Если уж быть совсем откровенными, то каждый ли из нас с чистой совестью скажет, что никогда сам не совершал поступков, не говорил слов, которые показывали наше неуважение к детям?

«Вечно ты, лентяй (балбес, лодырь, недотепа) все разбросаешь (сломаешь, уронишь), а мне потом ходи убирай (чини, покупай новое) за тобой!» «Да откуда только у тебя руки растут?» «Ну да, где ж с твоим умом хорошие отметки получать?»

Вот и получаем бумерангом то, что бросили в воздух. На наше неуважение к детям – их неуважение к нам.

Я думаю, многим из нас есть над чем задуматься и что изменить в своих отношениях с детьми, с окружающими, вообще в своем отношении к этому миру. Тогда дети будут уважать и нас, и других взрослых.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Добрый день, дорогие наши посетители!

Поведение наших детей – это отражение нашей духовной жизни. “По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?” (Матф.7:16). Если дети проявляют по отношению к своим родителям непослушание, значит родители сами, в свое время, не слушали своих родителей.

Дети видят нас каждый день, слышат, как мы разговариваем, как общаемся с окружающими нас людьми, как переживаем невзгоды, как радуемся, как грустим – дети видят все это, и становятся такими же, как и мы.

Если в нас нет ни капли терпения, то и дети наши будут нетерпеливы; если мы кричим по любому поводу, то и дети будут криком добиваться своего; если нам нет дела до ближнего своего, то и дети наши будут безразличны к нам.

Ничто так не воспитывает детей – как наш личный пример. Мы можем сколько угодно учить их правильным поступкам, хорошим манерам, но если мы сами не следуем своим словам, то лучше бы нам и не говорить их, иначе дети не только не будут следовать нашим наставлениям, но и потеряют к нам всякое уважения, как к лицемерам и пустословам.

Слова, не подтвержденные делами – пустой звук; как и воспитание детей одними словами – пустое времяпровождение. Если мать потеряет уважение своего сына, то он никогда не будет ее слушать. Если отец не сочетает свои поступки со своими наставлениями, то дочь никогда не будет слушаться такого отца.

Когда родители опечалены плохим поведением своих детей, то, в первую очередь, они должны стремиться не детей своих изменить – а изменить себя, изменить свою жизнь. Надо соответствовать своим нравоучениям и наставлениям, которые мы преподносим своим детям, иначе дети никогда не будут слушать нас, и мы навсегда потеряем с ними контакт.

Следует помнить, что у детей изначально поставлена очень высокая планка поведения их родителей, проще говоря, детям свойственно идеализировать поведение своих родителей. Для каждого ребенка его папа, или его мама – изначально самые лучшие на свете, и если родители хотят видеть своих детей послушными, то они должны всегда стремиться быть идеалом во всем для своих детей. Так и получается, что мы воспитываем детей – а дети воспитывают нас!

Вспомним мать святителя Иоанна Златоуста. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна.

Как видим мы из жизнеописания святого, его мать, став вдовой в столь юном возрасте, отдала все свои силы воспитанию Иоанна. Эта великая женщина не думала о себе, не металась в поисках своего личного счастья – а все свои силы отдала воспитанию своего единственного сына! И каков результат!

Когда вся наша жизнь находиться в постоянном поле зрения наших детей, то волей неволей приходиться жить так, как того ожидают от нас наши дети. И если родители хотят видеть своих детей благообразными, послушными и воспитанными – то такие родители должны, в первую очередь, всегда соответствовать своим же словам, а так же стараться всегда соответствовать той высокой планке морального совершенства, поставленной им их же детьми.

Важны слаженность и солидарность всех членов семьи, так как единство мнений и гармония отношений сплачивает семью в крепкий неразрывный союз, в котором комфортно чувствуют себя как взрослые, так и дети.

Воспитание в детях уважения к родителям не означает того, что дети должны приучаться к лицемерию, то есть, в присутствии родителей вести себя прилично и воспитанно, а когда родителей рядом нет – тут же меняться, и вести себя развязно и неприлично.

Уважение детей к родителям легче всего воспитать в культурной обстановке, когда в семье друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «спасибо» и «пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то только в тактичной форме.

Дети далеко не всегда чувствуют границы дозволенного, поэтому необходимо выставление четких и понятных ограничений того, что детям позволено, а что – нет.

Грубость и хамство по отношению к взрослым, нельзя оставлять незамеченным, и необходимо сразу дать понять ребенку, что такое поведение по отношению к взрослым, в том числе и к своим собственным родителям, абсолютно недопустимо.

Следует избегать в своей речи, в особенности в присутствии своих детей, жаргона, грубых слов и нецензурных выражений; также следует приучить детей называть чужих взрослых на «вы», и не встревать во взрослые разговоры.

Необходимо следите за тем, чтобы ребенок был всегда вежлив с взрослыми, с педагогами, с бабушками и дедушками, которые нередко так балуют своих внуков, что позволяют им садиться себе на шею.

Родители должны учить детей проявлять благодарность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и сострадательность. Мальчиков важно с детства учить уступать маме место, помогать нести пакеты, открывать и держать дверь в подъезд, пропуская маму вперед, при выходе из автобуса подавать маме руку, помогать надевать пальто. Папе следует чаще говорить при детях маме что-то хорошее, вместе с ними делать для мамы приятные сюрпризы, дарить подарки.
Маме надо больше рассказывать детям о себе, о своем детстве, о своей школе, о своих друзьях. Надо стремиться проводить вместе с детьми как можно больше свободного времени, читать вместе с ними стихи, сказки, легенды, рассказы и повести, в которых воспевается материнская любовь, и после прочтения обязательно обсуждать непонятные для детей моменты.

И самое главное, что должны делать родители для того, чтобы их дети росли воспитанными, послушными и порядочными, радовали своих родителей – надо всегда молиться за них Богу, ибо невозможное человеку – возможно Богу!

Наталья Бродская
Воспитание уважения и любви к родителям

В воспитании ребенка очень важно заложить в нем фундамент человечности,

чувства долга, ответственности за родителей , умение жить среди людей.

Нынешний ребенок будущий родитель , и очень трудно представить, что плохой сын

станет достойным отцом своих детей, мужем и просто верным другом.

Необходимо воспитать подготовить ребенка к его будущей жизни, воспитать

человека с высокими и гуманными идеалами в отношениях с близкими - это

важная задача, для родителей . И чем раньше начнут задуматься над этим

вопросом взрослые тем успешнее будет результат. В дошкольные годы

формируется основные черты личности, роль обоих родителей в этом велика , а

также участие родственников таких как бабушки и дедушки.

Педагог помогает в решении этой задачи, он укрепляет привязанность ребенка к

матери, воспитывает чуткое отношение к ней, уважение , выражающиеся в

поведении малыша - умение охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять

заботу о ней, уважать ее труд . Любовь и привязанность к родителям не должна

сводиться только к словам, а должна выражаться в делах.

Случается, что сын или дочь вдруг перестают слушать взрослых, начинают

дерзить, командовать ими. Родители сами часто не замечают, что их отношения

с ребенком строятся не верно, что ребенок растет эгоистичным, баловнем -

это мешает формированию в нем таких ценностей человеческих как доброта,

семьи. Важно вовремя увидеть и скорректировать недостатки в отношениях между

взрослым и ребенком, в этом может помочь педагог.

Педагогу важно раскрыть значимость и показать насколько важна активная

позиция ребенка как челна семьи, ребенок должен понимать, что он не только

объект внимания близких, но и сам должен проявлять заботу и внимание к

членам семьи.

К сожалению встречаются такие отношения, когда ребенка отстраняют от

общесемейных дел ("Еще мал, успеет поработать, когда взрослым станет", он

в центре внимания и все лучшее достается только ему. Родители считают , что

детство их ребенка омрачается поручениями и обязанностями, и их любовь

выражается в том что они не предъявляют к ним требовательности. Таким

образом из ребенка вырастает эгоист, и у него не может сформироваться

чувство ответственности и уважения к своим родителям .

Пока ребенок маленький, пока его отношения с близкими не стали

укорененными, следует терпеливо и настойчиво проводить разъяснительную

работу с родителями о необходимости установления с ребенком таких

отношений, которые формировали бы в нем чувства долга и ответственности к

своим родителям . У ребенка должны быть свои определенные трудовые и

моральные обязанности перед родными, необходимо формировать разумные

покой старших и их интересы, выполнять распоряжение и адекватно реагировать

на родительские просьбы и поручения .

Родителям иногда сложно не реагировать на истерику детей, но если они могут устоять на своем "нет", то манипуляция понемногу будет сходить на нет. И все взрослые члены семьи должны придерживаться одной линии поведения в воспитании их чада . Бывает что мама заботясь о малыше, готова пожертвовать всем, а он заявляет ей : «Ты - плохая. Я не люблю тебя!» . Не стоит в этой ситуации реагировать агрессивно, не нужно ругать малыша и применять физическую силу. Такое поведение показывает, что он обижен на то, что вы ему что-то запретили или за что-то поругали. Главное не идите на уступки ребенку, чтобы быть «хорошей мамой» , а следовать своей тактики воспитания .

Помните, что отношение взрослых пример для самых меленьких. Следует

Создавать климат семьи основанных на гуманных отношениях близких - задача родителей , именно в таких условиях ребенок будет расти отзывчивым, сопереживающим, правильно реагирующим на семейные события. Слова родителей для детей должны быть законом.

Педагог так же в процессе воспитательной работы помогает детям увидеть в своих родителях авторитетных личностей. А также педагог разъясняет родителям как следует правильно реагировать в определенных "сложных" ситуациях. Однако как бы не воспитывал педагог детей в саду, в вопросе воспитания и уважения любви к матери и другим близким, решающее слово остается за самими родителями , очень много значит их умение строить отношения со своими детьми на разумной требовательности к ним.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине, к родному краю» Уже на младшей дошкольной ступени,мы начинаем воспитывать у детей любовь к Родине. Это выражается в интересе к тому,что их окружает,в добрых.

Буклет «Советы родителям. Воспитание добротой» Добрым быть совсем, Совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от света, Доброта – не пряник, не конфета. Доброта.

Воспитание детей в духе уважения к правам человека Решение проблемы развития ценности ненасилия у подрастающего поколения, является важной общественной и педагогической задачей в условиях.

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Консультация «Воспитание у ребёнка уважения и любви к маме» Научить ребёнка с уважением относиться к близким ему людям-значит заложить в нём зерно человечности. чувства долга и ответственности,умение.