Исследовательская работа по озож «человек. семья. общество. Семейное воспитание. Какие цели считаются гарантией счастливой семьи

Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области»

Выполнили: Бочкарёв Иван, Гаркуша Владимир, ученики 9 класса

Руководитель: учитель ОЗОЖ Долгова Елена Владимировна

2012

I Актуальность темы

II Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

III Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

IV Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

V Практическая значимость исследования

Исследовательская работа по ОЗОЖ «Человек. Семья. Общество»

Актуальность исследования: определение содержания этих понятий по программе ОЗОЖ 9 класса, исследование мнения одноклассников и учителей родной школы.

Объект исследования: понятия «человек», «семья», «общество» через ресурсы Интернета и библиотеки, мнения близокружающих людей по средствам социологического опроса.

Цель исследования: изучить раздел «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни»

Гипотеза: было предположение, что семья для всех возрастных категорий важнее.

Задача исследования:

  1. Описать понятия «человек», «семья», «общество»;
  2. Выявить взаимосвязь этих понятий;
  3. Провести социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

Методы:

  1. Поиск информации на исследуемую тему (научная, статистическая, жанровая);
  2. Составление словаря начинающего исследователя.
  3. Опрос близокружающих людей.

I Раскрытие понятий «человек», «семья», «общество»

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Личность по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Существуют проблемы лидерства в семье. Можно выделить три типа лидирования, определяемых позицией в семье, на которую претендуют одновременно муж и жена.

Модель первая: «Равные партнеры». При таком распределении женщина не отдает своих лидерских позиций, даже в случае высокого давления полоролевых стереотипов (например, когда муж мусульманин и придерживается традиционных ценностей относительно роли жены в семье), и стремится «на равных» с мужчиной распределять обязанности и власть в семье. Осуществление права «на равное лидерство» возможно в случае экономической независимости женщины от мужчины, при высокой ценности для нее работы, которая порой превышает ценность семейных отношений.

Рассмотрение модели взаимоотношений, при которой партнеры стремятся к лидерству, но не подавляют друг друга, не застревают на мелких проблемах, иногда благодаря непосредственным усилиям женщины, показывает, что этот тип отношений позволяет сохранять семью и достигать прогресса, хотя это требует определенных усилий с двух сторон. В этой ситуации мужчине приходится отказываться от сложившихся стереотипов, что не всегда происходит быстро и легко.

Модель вторая: «Первая в паре». Несмотря на то, что мужчины всегда претендуют на лидерство в семейных отношениях, многие женщины являются лидерами в семье по всем позициям. Мужчины спокойно или не всегда спокойно отдают это первенство, предпочитая быть на вторых позициях.

В некоторых случаях лидирующие позиции в семье мужчина сдает после того, как убеждается, что «у жены все получается лучше» и пытается максимально обеспечить ей комфортные условия в семье, отдавая себе отчет в том, что жена «является кормильцем семьи».

Это наиболее драматическая модель семейных отношений, так как мужчина вынужденно идет на «сдачу своих лидерских позиций». Однако степень драматизма развития этих отношений зависит от стратегии поведения жены и протекает тем мягче, чем меньше женщина напоминает мужчине о сложившемся неравенстве и чем более искреннее уважение испытывает к его работе и усилиям во благо семьи.

Модель третья: «Просто жена», при которой главой семьи является мужчина. В таких семьях, как правило, мужчины старше жен на 7- 10 лет и имеют потенциал преимущества: в виде хорошего образования, или сильного характера, или «общего прошлого».

Статистика российской современности: 90% женщин настроены на то, чтобы сделать успешную карьеру, а уже потом создать полноценную семью. И большинство из этих женщин думают, что достигнут вершины карьеры до тридцати лет, а затем лишь ближе к тридцати пяти, устроят семейный уют в доме, родят детей. Но как все это состоит на практике?

Очень важно в бурном современном мире чтобы муж помогал найти баланс между рабочей рутиной и созданием домашнего очага, чтобы любимый мужчина помогал строить семью и поддерживал свою жену, если у нее происходят неудачи в карьере. Делая что-то для жены, на самом деле он делает это для себя и наоборот.

Но это вовсе не значит, что все зависит только от мужчины. Просто если любящий человек рядом, то он всегда поймёт и поддержит, и тогда будут силы покорить любые вершины! И как бы женщины не стремились к равноправию, все же они остаются хрупкими и нежными существами, которые имеют нужду в поддержке сильной мужской руки!

II Взаимосвязь понятий «человек», «семья», «общество»

Трактовка Маркса о взаимоотношениях общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .

Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме “непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

III Социологический опрос близокружающих людей (одноклассников, учителей, младший обслуживающий персонал)

В опросе участвовали: одноклассники – 9 человек, учителя – 16 человек, младший обслуживающий персонал – 3 человека.

Опрос проведён в ракурсе: «Ваш выбор: семья, карьера, совмещение семьи и карьеры»

Результаты:

Одноклассники – 9 из 9 «за» совмещение семьи и карьеры;

Учителя – 9 «за» семью, 1 «за» карьеру, 6 «за» совмещение семьи и карьеры

Младший обслуживающий персонал - 2 из 3 «за» семью; 1 из 3 «за» карьеру.

IV Практическая значимость исследования:

Мы предполагали, что семья для всех возрастных категорий важнее. После исследования темы «Человек. Семья. Общество» этического блока по программе «Основы здорового образа жизни» мы запланировали в своём будущем совместить карьеру и семью и сделали вывод, что в нашем близлежайшем окружении у людей наиболее старшего возраста приоритет в семье.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Анохина Т. «Сделать свою жизнь»// Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности в образовании. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98
  2. Долгова Е.В. «Словарь начинающего исследователя»;
  3. Ресурсы Интернет.

Данное высказывание связано с проблемой интересов семьи и интересов общества. Оно затрагивает область очень важной науки, такой как социология. Все мы знаем, что семьей называют малую социальную группу, которая основана на брачных или родственных отношениях, или усыновлении. Под этой фразой я понимаю то, что почти всегда на первое место люди ставят интересы своей семьи, которые могут совершенно противоречить интересам общества.

Семья имеет множество функций, например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, досуговая, защитная.

Я не совсем согласна с мнением автора, так как семья-это ячейка общества. И не всегда семейные интересы людей выше общественных. А общество больше доверяет семейному человеку, так как он более серьезно относиться к каким-либо вещам, различным проблемам, намного надежнее человека без своей семьи. Люди считают, что если человек обзавелся семьей, то на него можно положиться. Обществом называют круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Например, в произведении Л.Н. Толстого "Война и мир" семья Ростовых отдали подводы, чтобы люди смогли вывезти раненых. Они пожертвовали своей семейной ценностью ради других.

Они никогда не ставили семейные интересы выше общественных, всегда входили в положение общества, и если оно нуждалось в их помощи, то Ростовы никогда не отказывали.

И так как одна из семейных ценностей-это дети, то почти все семьи ставят себе главную цель-родить наследников. А обществу полезно чтобы в стране была высокая рождаемость потому, что для них это новая рабочая сила, новые налогоплательщики. Более того, изучив функции семьи, мы видим, что семья социализирует, воспитывает человека, выполняет хозяйственную, рекреационную и другие функции, что не противоречит интересам общества. Именно из семьи ребенок берет моральные нормы, ценности, учится патриотизму, любви к ближнему и состраданию.

Но бывают случаи, когда, действительно, люди ставят семейные интересы на первое место. Например, коррупционеры-должностные лица, замешанные в коррупции. А коррупцией называют подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Они это делают не во благо общества, а во благо своей семьи, губят общественные интересы. Не думают о том, что люди у которых они берут взятки могут нуждаться в деньгах.

Таким образом, семейные ценности не всегда губят интересы общественные. Бывают случаи, когда человек ставит ценности семьи выше общественных, но чаще всего, интересы семьи и общества совпадают, так как семья-это ячейка общества.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Взаимодействие семьи и общества происходит в рамках их взаимной необходимости и полезности. Общество нуждается в семье, поскольку семья организующий элемент структуры общества. Вместе с тем, потребность общества в семье этим не исчерпывается: существуют и другие, более глубинные связи. Так, общество глубоко заинтересовано в выполнении семьей ряда функций, способствующих его укреплению и обогащению как сложного социального организма.

Одним из главных интересов общества к семье является его репродуктивная деятельность: мощь и сила всякого общества и государства исторически традиционно определялась наличием людских резервов. Чем выше численность населения в какой-либо отдельно взятой стране, тем отчетливее выражен международный авторитет этой страны.

В свою очередь, семья также имеет свой интерес к обществу, в рамках которого она осуществляет свою жизнедеятельность. Семья нуждается в протекционизме общества и государства в следующих направлениях.

Семья как социальный институт всегда была предметом пристального внимания ученых разных научных дисциплин: психологии, социологии, демографии, экономики, медицины и др. Такой повышенный интерес к жизнедеятельности семейной группы объясняется, с одной стороны, тем, что семья, как сказано выше, есть атомарная составляющая общества и, таким образом, благополучие общества находится в тесной связи с благополучием отдельной семьи. С другой стороны, в общем собрании малых социальных групп именно семья пользуется правом полной автономии, независимости и неприкосновенности извне. Не случайно именно эта юридическая основа открывает ныне действующий Семейный Кодекс РФ: в статье 1 Кодекса утверждается «недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи». Обладая столь высокой степенью интимизации жизни, семья слабо поддается управлению со стороны общества и существенным образом корректирует своим поведением избираемые обществом направления развития. Соответственно, общество непосредственно заинтересовано в наличии информации о социальном здоровье и потребностях семей, его составляющих, для выработки оптимального курса, соответствующего интересам семьи. Получение такой информации является исследовательской задачей специалистов разных научных направлений.

Каждая наука имеет свои методологические принципы изучения семьи. Здесь мы будем рассматривать лишь те направления теоретических изысканий, которые так или иначе имеют отношение к данной теме, и носят скорее социологический, чем какой-либо иной характер.

Социологические исследования в области семьи насчитывают не один десяток лет и отражают этапы становления семьи, особенно на стадии индустриального развитого общества, т.е. в XX веке. С полной ответственностью можно утверждать, что наибольшее распространение в социологической науке о семье получила структурно-функциональная теория, одним из ярких представителей которой является Т. Парсонс. Теория рассматривает семью как социальную систему, распределение ролей в которой олицетворяет функциональные связи, а отношения между членами семьи - структуру. Семья, по утверждению Т. Парсонса, имеет два типа отношений: инструментальные и эмоциональные. Социальная система - семья - выполняет эти роли дифференцировано: муж (отец) организует инструментальные отношения, а жена (мать) - эмоциональные. Структурно-функциональная теория была изложена Т. Парсонсом в соавторстве с Р. Бэйлсом в 1956 г. и нашла широкое признание специалистов. В последующие годы эта теория развивалась и совершенствовалась.

К периоду 70-х годов относится зарождение еще одной, достаточно популярной в западной науке теории семьи - социобиологической, автором которой является энтомолог Э. Уилсон с его книгой «Социобиология: новый синтез». Основные методологические принципы данной теории следующие. Во-первых, признание воспроизводственной деятельности в качестве ведущей и определяющей функции семьи. Во-вторых, теория строится на выделении в природе человека биологических факторов как приоритетных, а социальных - как дополнительных и подчиненных.

Весьма сложной представляется в социологии семьи теория семейной власти. Впервые теоретическое понятие власти применительно к семье употребили американские фемилисты Р. Блуд и Д. Вольф в 1960 г. В их интерпретации власть в семье есть «измеренная на уровне брачной пары частота, с которой один из супругов уступает при принятии решений». Однако наиболее удачное определение понятия власти было предложено другим американским социологом Г.В. Макдональдом: «способность личности осуществлять в социальных отношениях свою волю, даже в случае противодействия со стороны других лиц».

Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно - иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.

Какую нужно преследовать цель в семье?

К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.

В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.

Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.

Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.

Какие цели считаются гарантией счастливой семьи

Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.

Считается, что заключённый брак между двумя людьми - это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.

Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.

Совместные увлечения и общий досуг

По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.

Активный отдых

Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:

    Совместный отдых на природе.

  1. Пешая прогулка с привалом на перекус.

    Занятие любыми активными видами спорта.

    Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.

Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.

Общие интересы родителей и ребёнка

Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.

Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.

Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.

Благоприятный климат в семье

Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.

Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.

Вывод из того можно сделать только один - для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.

Духовные аспекты семейной жизни

Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.

Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.

Какова взаимосвязь семьи и общества?

Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.

Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.

Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь - отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.

Структура союза между представителями слабого и сильного пола является предметом изучения различных социальных предметов. И практически каждый из них даёт свое определение такому понятию.

Поэтому, чтобы понять истинное значение этого слова, нужно изучить их все.

С точки зрения обществоведения – это группа людей, связанная или брачными узами, или родством.

А вот юриспруденция дополняет такое определение, говоря, что она является сплочением нескольких лиц, связанных любыми юридическими отношениями.

В психологии, а также педагогике делается упор только на межличностные взаимоотношения, поэтому семья определяется, как малая социальная группа, фундамент которой составляет союз супругов и родственные взаимоотношения двух и более людей, живущих вместе (это может быть муж и жена, опекуны (попечители) и подопечные, братья и сестры, родители и дети).

Но в любом случае данная малая общность обладает несколькими основными уникальными признаками:

  • Вступление в данные отношения осуществляется только добровольно они строятся на безвозмездной основе.
  • Общим между несколькими людьми может быть быт, ведение общего хозяйства, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других материальных ценностей.
  • Между участниками устанавливается моральное, психологическое и/или нравственное единство.

Этапы развития семьи

Как социальный институт каждая ячейка проходит несколько этапов развития. Их последовательность, как правило, называют семейным жизненным циклом.

Выделяют такие этапы:

  • Образование – вступление в брачные узы.
  • Начало деторождения – рождение первенца.
  • Конец деторождения – рождение последнего наследника.
  • «Опустошение гнезда» – выделение из дома родителей последнего ребенка (переезд или вступление в брачные узы).
  • Прекращение существования – смерть двух супругов.

Виды семей

В зависимости от формы брачных взаимоотношений принято выделять такие типы фамильной организации:

  • Моногамия – это брачные узы, которые объединяют одного мужчину только с одной женщиной.
  • Полигамия – брачные узы, при котором в супружестве находятся нескольких человек.

В зависимости от устройства связей такие социальные группы бывают простыми – состоящими только из родителей и их потомков (до несовершеннолетия), и сложными – представленными несколькими поколениями.

В современном обществе очень активно идут процессы трансформации брачных отношений. Меняются их назначение, функции и перераспределяются роли, появляются различные альтернативные формы брака. Некоторые из них не получили государственного признания, но допускаются общественным мнением.

К числу популярных брачных отношений относят:

  • Гостевой брак – подразумевает раздельное проживание представителей супружеской пары. У них полностью отсутствует общий быт.
  • Конкубинат – продолжительная стабильная связь одного женатого мужчины с одной незамужней женщиной. При этом, представительница прекрасного пола имеет от своей второй половинки финансовую поддержку и наследников, признаваемых им.
  • Пробный брак – проживание партнеров на протяжении некоторого времени. Если они решают иметь ребенка – сразу же оформляют законный брак.

Особенности семей: как понять новейшее определение ячейки общества

Одной из особенностей современной родовой системы является открытость.

Сегодня очень легко и быстро можно вступить в брачные отношения или выйти из них.

Различные социально-психологические, юридические, духовные и моральные препятствия для этого сведены к нулю.

На сегодняшний день особое место в фамильных отношениях занимает воспитание ребенка как уникальной личности, которая заслуживает уважение и законное право на свободный выбор. Кроме этого, очень заметен феномен отцовства. Для него характерно непосредственное участие в развитии ребенка папы на ранних этапах. Он не только часто берет его на руки, выходит гулять с ним и общается, но и в большинстве государств готов к перераспределению классических ролей и выходит в декрет вместо матери.

Кроме всех вышеперечисленных особенностей, очень популярны такие тенденции развития современных семейных отношений:

  • Падение рождаемости.
  • Появление «двухкарьерных» малых общественных групп (два человека ставят перед собой цели достичь высот в карьере, что требует посторонней помощи в воспитании потомства, а также в организации хозяйственно-бытовой сферы).
  • Поляризация минимального возраста вступления в официальный брак (после 35 лет или в 16-17 лет).
  • Значительное увеличение возрастной разницы между супругами.
  • «Заграничные» браки (муж или жена уезжает ко второму супругу в другую страну).

Функции семьи

Семья является главной ячейкой общества, так как выполняет несколько очень важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Важнейшие из них:

  • Репродуктивная – она решает всего две задачи общественную (это воспроизводство здорового населения) и индивидуальную (это удовлетворение природной потребности в детях). Выделяют три главных типа репродуктивности: малодетный, среднедетный и многодетный. Так как в современном цивилизованном мире наметилась устойчивое ухудшение демографической ситуации и уровень смертности намного превышает уровень рождаемости, именно поэтому сегодня одна из важнейших задач любого государства – восстановление средней и многодетной репродуктивности.
  • Воспитательная – это не просто осуществление социализации детей, но и воспитание их до достижения совершеннолетия. Младшему поколению передается накопленный родителями опыт в различных сферах, а также развиваются индивидуальные способности ребенка, прививается ему определенные нравственный и психологические качества. Характерные особенности воспитательной функции в том, что она ни в каких случаях не может быть заменена другим институтом и реализуется не только в форме различных педагогических воздействий старшего поколения на младшее, но и посредством создания уникальной атмосферы дома.
  • Экономическая (хозяйственно-бытовая) – исторически так сложилось, что семья – это самая важная ячейка общества, поскольку она удовлетворяет различные первичные потребности, возникающие у каждого человека – кормит, одевает, дает жилье. Члены такой малой общественной группы, как правило, ведут общее хозяйство, в ней не только организуется быт, но и накапливаются определенные материальные блага, которые впоследствии младшее поколение получают в наследство от старшего.
  • Восстановительная – человек должен чувствовать любовь, тепло и защиту, несмотря на свой статус, внешность, финансовое положение и т. д. Неудовлетворенность таких базовых потребностей, приводит к сложным депрессиям, неконтролируемой агрессии и нервным срывам как внутри социальной группы, так и в обществе в целом, при этом растет число расторжений браков и обездоленных детей. А вот если близкие заботятся друг о друге, знают как и умеют правильно выражать свои эмоции и чувства, а также организовывать досуг и активный отдых, стабильность брачной пары будет высока.

Семейные ценности

Крепкая и дружная семья – основная ячейка общества, но, обычно, она не имеет возможности существовать без определенных уникальных ценностей. Это различные правила и нравственные идеалы, по которым живет каждый ее член, стараясь никогда не нарушать их. Перечень основных современных ценностей для каждой фамилии уникален. Но главными из них являются такие:

  • Честность – это крепкая и надежная основа любых взаимоотношений. Без нее не получится ни создать, ни поддерживать их. Поощряйте проявления честности и уважайте того, кто говорит вам об ошибках и неправильных поступках. Если вы рассердитесь на него, в следующий раз он будет скрывать свое мнение, чтобы избежать неуважения с вашей стороны.
  • Гибкость – вы и ваши близкие всегда придерживаетесь определенных порядков, устоев, режима дня? Не забывайте иногда проявлять гибкость, ведь без нее могут возникать ненужные обиды. Лояльность в некоторых вопросах сделает всех родных намного счастливее.
  • Сплоченность – члены не должны проводить вместе каждую свободную минуточку и обязательно должны иметь свободу для различной деятельности. Но им важно знать, что у них есть крепкий тыл и безопасное место, куда можно в любое время вернуться. Развить чувство сплоченности помогут различные совместные мероприятия. Собираться с близкими важно не только по особым поводам, но и просто так.
  • Прощение – научится прощать ошибки и не замечать промахи других сложно. Но родной дом – это совсем не то место, где хотелось бы услышать критические высказывания или упреки. Помните, что никто из нас не совершенен, поэтому постарайтесь решать различные проблематичные ситуации достойно, быстро достигая понимания, не тая обиду и двигаясь вперед. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.
  • Уважение – нормальное общение невозможно, когда нет уважения, никого не интересует чужое мнение, нет готовности принять и понять чувства, потребности и точку зрения другого человека, не навязывая ему собственные мысли. Но невероятно важно не путать уважение со страхом, ведь младшее поколение должно уважать старшее, а не просто бояться его. Единственный действенный способ заработать уважение – показать близким людям, что вы сами с уважением относитесь к ним.
  • Щедрость – отдавать, никогда не думая о том, что же получишь взамен, необходимое качество для тех, кто хочет стать надежным, ответственным, серьезным и полезным членом современного общества. Это поможет в будущем проявлять сочувствие, сострадание, сожаление, понимать, о чем люди мечтают и в чем они нуждаются в данный момент. Быть действительно щедрым – совсем не значит давать только деньги. Нужно уметь отдавать любовь, внимание, свободное время.
  • Традиции – у каждого рода они свои. Кто-то устраивает встречи на День Победы у дедушки-ветерана, кто-то на выходные ездит на дачу, а кто-то по пятницам смотрит новые киноленты. Наличие традиций делает каждую небольшую социальную группу уникальной. Традиции – это память рода. Это определенная дань уважения предкам. Повторяя определенные действия и ритуалы из месяца в месяц, из года в год, мы отдаем дань уважения своим пращурам. Чтобы передать своим детям самое лучшее и оставить в их сердцах память о Вас и более древних родственниках, важно знать историю семьи, интересоваться своим происхождением. В этом Вам помогут специалисты «Дома родословия». Они не только составят ваше генеалогическое древо , но и составят настоящую родовую книгу , которая станет настоящей реликвией.
  • Любопытство – ребенок по своей природе имеет пытливый ум. Но с возрастом у некоторых детей это качество ослабевает. Важно уметь распознать, когда проявляется любопытство, поощрять его развитие. Задавайте им множество задач, а также вопросов на разные темы, никогда не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете, и много читайте. Критическое мышление – значимое для человека умение, которое можно приобрести только, имея любопытство.
  • Общение – неспособность общаться в кругу родных приведет к неприятным последствиям. Каждому из нас важно делится полученной информацией, получать дружеские советы и профессиональные рекомендации, высказывать любое собственное мнение. Если в семьях нет нормальной системы общения, как радости, так и тревоги ее члены впоследствии стараются доверить посторонним людям: друзьям, сотрудникам, психоаналитикам. А вот при доверительных отношениях, не только ссор и размолвок меньше, но и возникает очень крепкая связь между близкими людьми.
  • Ответственность – такое чувство появляется только с возрастом, но прививать его следует как можно раньше. Показывайте детям, как убирать на место игрушки, как наводить порядок в комнате, как и когда давать еду домашним питомцам. И тогда в зрелом возрасте человек будет хорошо чувствовать ответственность в близком кругу, в спорте, на работе и в общении с другими людьми.

В зависимости от внутренней обстановки и принципов функционирования каждая отдельно взятая семья имеет оригинальный облик, который проявляется в ее структуре, распределении социальных обязанностей, близости, методов воспитания младшего поколения.

Но итоговой целью в развитии любых отношений является создание единственной в своем роде социальной группы, которая имеет возможность хорошо обеспечивать полноценное и нормальное психическое, физиологическое и личностное развитие каждого человека, состоящего в ней. Наиболее подходящие для этого условия возникают в союзах, построенных на современных демократических принципах.

Соблюдайте статусное равенство, давайте близким свободу в исполнении задумок и тогда в общественной, производственной и семейной сферах они будут счастливы!