Увлекательные занятия для детей 2 лет. Занятие «Солнечный зайчик». Игры с куклами

Два года – начало становления творческой самостоятельности ребенка. Развивающие игры для детей 2 лет направлены на формирование социальных, физических, интеллектуальных и психических качеств и навыков.

С матрешкой

Расставляя элементы матрешки по росту, ребенок учится различать форму и размеры предмета. Яркие цвета игрушки формируют зрительное восприятие. Вставляя меньшую матрешку в большую, ребенок координирует свои действия, совершенствуя мелкую моторику.

Упражнение на различие цветов

Ребенок с легкостью научится различать цвета, если во время любой игры произносить вслух цвет того или иного предмета.

Если же развивающая игра направлена на конкретную тему цветовой палитры, то к ребенку обращаются с вопросом: «А это какого цвета?». В случае ошибки, взрослый должен назвать верный вариант, но ругать ребенка не стоит, ведь он только учится!

В возрасте до 3 лет дети способны запомнить базовые цвета. Для развития навыка используют следующие упражнения:


Занятия с бусинами разной величины, формы и цвета

Для игры используют разнообразные бусины и леску. На первых занятиях достаточно вместе с ребенком нанизывать бусинки одного цвета. Затем задания усложняют и работают с диаметром и формой. Скорость усложнения зависит от индивидуальных особенностей ребенка и фантазии родителей.

Вместо бусин можно использовать макароны различных форм. Показав ребенку пример нанизывания макарон, разрешают попробовать смастерить изделие самостоятельно. Такая игра не только учит малыша различать формы и величину, но и развивает мелкую моторику.

Бусы, сделанные своими руками, можно использовать в дальнейших играх с куклами или оформить элементом декоративного панно.

Игры с мячом

Игра с мячом порадует детей любого пола. Польза от таких занятий огромна: физическая активность сочетается с развитием ловкости, внимания и точности. Достаточно мяча небольшого диаметра.

Поначалу ребенку показывают, как можно подбрасывать и ловить мяч, потом катают по полу или по земле. На следующем этапе играют, перекидывая предмет друг другу. Бурю эмоций вызывают игры, в которых ребенок может отталкивать мяч ногой.

Идеально проводить подобные занятия на свежем воздухе. Простая и полезная игра принесет массу удовольствия и необходимых навыков.

Произношение звуков

Игры с произношением простых гласных букв понравятся ребенку. Например, читая сказки, озвучивают плач героев и повторяют «а-а-а».

Посещение зоопарка позволит произносить звуки, которые издает конкретное животное. Использование игрушек позволит достичь подобного результата в домашних условиях, например, игра с лошадкой сопровождается звуком «и-и-и», а с самолетом звуком «у-у-у».

Произношение согласных звуков имеет один нюанс – их разделяют на мягкие и твердые. В детском саду принято несколько упражнений, учитывающих эту особенность. Проводить их можно и дома.

Например, сделать для ребенка несколько зарисовок с предметами, начинающимися со звука «М» в мягком и твердом звучании: машинка, муха, молоко и мельница, мячик, мед.

В какой руке

Для этой игры понадобится простой предмет, который можно удержать в закрытой ладони, например, маленькую игрушку. Ребенку дают задание угадать, в какой руке спрятана игрушка.

Постепенно он научится угадывать игрушку по объему руки, там, где она спрятана рука больше. Развивающая игра позволит развить наблюдательность и воображение ребенка.

Прыжки

Эту игру лучше проводить на улице. Двигательная активность в сочетании со свежим воздухом будет в разы полезнее.

Для детей от 1 года до 2 лет уместны прыжки на ровной поверхности. При этом стоит взять за основу препятствие, например, перепрыгнуть маленький камешек. Затем задание усложняется прыжками с небольшой высоты или через скакалку.

  • «Лягушка ». Ребенку предлагают роль лягушки, которая должна поймать комарика с помощью хлопков. Комариками могут выступать мыльные пузыри.
    • «Две лягушки» . Взрослый и ребенок берутся за руки и подпрыгивают вместе, приговаривая:

Глянь-ка, скачут на опушке Две лягушки-хохотушки. Прыг-да-скок! Прыг-да-скок! Прыгай с пятки на носок.

      • «Лягушка на болоте ».В середину комнаты кладут круглый ковер – это будет болото. Ковер можно заменить веревкой, сложенной в форме круга. Ребенок исполняет роль лягушонка, прыгая вдоль круга на двух ногах. Взрослый сопровождает игру стишком:

Вот лягушка на дорожке Скачет, вытянувши ножки: Увидала комара, Закричала «Ква-ква-ква»!

Угадай-ка

Игра «Угадай-ка» используется в самых разнообразных вариациях. Развитие звукового восприятия представлено в ситуациях, когда ребенку предлагают угадать, как звучит какой-либо предмет, например, молоток стучит «тук-тук».

Угадывая героев сказок, ребенок получает навыки фантазирования. Детям нравятся слушать песенки или колыбельные в исполнении мамы. Уже знакомые мелодии можно напевать, пусть ребенок угадает песенку и даже подпевает.

На внимание и память

Ребенок 2 лет отличается любознательностью и тягой ко всему новому. Развитие памяти и внимания в этом возрасте находится на первоначальном этапе, важно не переусердствовать. Для детей до 5 лет достаточно десятиминутных занятий ежедневно.

Для развития внимания хорошо подходят логические игры:

      • «Найди предмет ». Родители прячут знакомый для ребенка предмет. Поиски малышом обязательно сопровождаются подсказками со стороны взрослого.
      • «Чем отличаются картинки ». Ребенку предлагают две картинки, отличающиеся несколькими предметами. Совместными усилиями необходимо найти отличия одной картинки от другой.

Развитие слуховой памяти проводят с помощью несложных приемов:

  1. Родители прячут игрушку, которая издает какие-либо звуки. Ребенок ищет ее, полагаясь только на слуховые способности.
  2. Интересным для малыша станет игра, при которой в коробку кладут разные предметы, получается что-то вроде погремушки. Ребенок пытается понять, что внутри по издаваемому звуку.

Игры, в которых используют приемы перестановки и исчезновения предметов, развивают память и мыслительные процессы. В 2 года ребенку достаточно предоставить два предмета.

Например, игра с мягкими игрушками, которым даются определенные имена. Сначала играют с обеими игрушками, взрослый называет их определенными именами. Потом одну игрушку убирают и спрашивают ребенка, где вторая, проговаривая при этом именно имя исчезнувшего персонажа.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики детей двухлетнего возраста уделяется особое внимание. Вплоть до 7 лет эта сфера имеет первостепенное значение.

      • Повтори движение. Взрослому предстоит сделать несколько разных движений, например, присесть, поднять руки вверх, похлопать в ладоши. Ребенок должен повторять за ним. Скорость движений может замедляться и ускоряться. Эта игра развивает не только моторику, но и внимание.
      • Хрюши-топотуши . Взрослый легко, мягкими движениями похлопывает ребенка ладонями или пальцами. Начинают от макушки, по затылку, лбу, щекам, шее, плечам, грудной клетке, рукам, животу, спине, пояснице, тазу, ягодицам, бедрам, икрам, голеням и заканчивают ступнями. При этом приговаривая:

Три веселенькие хрюши
Надели дружно топотуши
И пошли гулять скорей,
Прыгать, топать веселей.

Одновременно называют и части тела, которых касается рука. После того, как игра заинтересует ребенка, он может самостоятельно «проходить» таким образом по своему телу.

      • Гимнастика как у зверей. Ребенку предлагают отправиться на лесную прогулку с удивительными зверюшками, которые любят здороваться особенным образом:
  1. Воробышек стоит, чтобы ноги были чуть расставлены (взмахивают руками вверх и вниз, ускоряя движения).
  2. Потом воробышек улетел (совершают взмахи кистями рук и поднимаются на носочки).
  3. Воробышек любит купаться в луже (стряхивают с рук и ног воображаемую воду).

Затем знакомятся с совой. Мудрую сову показывают с крутящейся в разные стороны головой. Ребенок должен повторять. Змейку выполняют, сидя в позе «по-турецки».

Чтобы поздороваться со змейкой, шею вытягивают вперед и втягивают назад. Показать, как змейка уползает можно из положения «лежа на животе». Ползут по-пластунски, указывая ребенку на то, что руки и ноги работают одновременно.

Развивающие игры для ребенка двух лет позволят психическим процессам развиваться гармонично. К тому же, возможность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений, даже с помощью взрослых на первом этапе, сформирует прочную основу нравственным принципам личности.

В игре ребенок усваивает многие навыки и умения, поэтому важно поддерживать интерес к подобной деятельности.

Видео: Примеры занятий

Видео: Игры для детского развития

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

  • предоставление большей самостоятельности ребенку;
  • уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;
  • тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.
- Упражнения с матрешкой.

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)

В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.

Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)

Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

- Упражнения с досками.
Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.

Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).

Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу).
В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

- Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и покажите красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик".
Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета у тебя кофточка? ", это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко - зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и
т. д.

- Упражнение на цветовое различение .

Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого).

Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.
Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую - все синие и т. д.

Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Подсказывайте ребенку, если он ошибается: "Нет, это не красный кубик, а оранжевый, давай положим его в другую коробочку".

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: "Положи в эту коробку такие же кубики, как этот".

- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: "Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо - синим, машину - красным" и т. д.

То же самое - с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.

Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.

Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.
Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

- Упражнения с бусинками.

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.
Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"

- Нанизывание бус разной величины.

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".

- Нанизывание бус разной формы.

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме.
Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

- Нанизывание бус разного цвета.

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов.
Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.).
Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

- Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод "Ошибка понарошку".

Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".

Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами. (Прекрасная книга издана логопедом центра "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998)

- Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).

Предложите ребенку поиграть с мячом:

  • Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
  • Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
  • Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
  • Бросать мяч друг другу и ловить.
  • Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
  • Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.
  • Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами - одной, потом другой).
- Упражнение "Спрыгни с высоты".

Поставьте ребенка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: "Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз". Похвалите ребенка: "Молодец, какой ты ловкий!"

Прочитайте стихотворение:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А. Барто)

- Упражнение на подпрыгивание.

Натяните веревочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребенок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

- Упражнение с веревочкой.

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Сначала ребенок ходит по прямой веревке, затем по извилистой.

- Игра "Угадай, кто идет".

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

"А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен".
Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

- Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.
Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.
Ту же игру проводите с добавлением игрушек: "Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ".

Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

- Игра "Спрячь шарики".

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины.

Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую.

Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой.
После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

- Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.
Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".

- Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей.

- "Рисование". Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

- "Рисуем шарики".

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:

Шарики, шарики
Подарили нам!
Красные, синие
Дали малышам!
Шарики подняли
Мы над головой.
Заплясали шарики -
Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки "Козлята и волк".

Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: "Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный".

"А какую песенку пела коза своим козлятам? - спросите ребенка. - Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело прыгать. Покажи, как козлята прыгали ". Помогите ребенку нарисовать эти следы.

- "Лепка".

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:
"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.
А грибов нет. Их надо слепить из пластилина". Помогайте ребенку.

"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика", - говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.

Самому ли есть,
Либо Анечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Анечке снесу.

"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".

- "Вырезание".
Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

- Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь)

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему... (штанишки)

Кто один имеет рог?
Это толстый...(носорог)

У меня пропал носок,
Утащил его... (щенок)

Апельсины и бананы
Очень любят... (обезьяны)

Вместа носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок.
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый... (поросенок)

Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Иго-го! - кричит ребенок,
- Значит, это... (жеребенок)

Он мурлычит и поет,
Угадали? Это... (кот)

Он в берлоге зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснулся, стал реветь.
И зовут его... (медведь)

Я встаю на заре,
Разбужу всех во дворе.
У меня есть гребешок,
Кто же я? .. (петушок)

Как гора огромный он -
Очень добрый,
добрый... (слон)

Вы зимой кормили птиц -
Голубей, ворон, синиц?
Не теряйте ни минутки:
Под мостом зимуют... (утки)

Любит он на солнце греться,
В полосатое одеться,
И как сахар он на вкус,
А зовут его... (арбуз)

Хотела обзорно написать о наших домашних занятиях с сыном с 2 до 3 лет.

За основу мы брали комплект «Школы семи гномов» для детей от 2 до 3 лет . Про «Школу семи гномов» я уже здесь писала неоднократно, давала примерную табличку для первого и второго года обучения - в какой последовательности добавлять книги для изучения. А вот про третий год обучения хотела бы написать отдельно и более подробно. Так как помимо «Школы семи гномов» у нас появилось много дополнительного материала:

  • «», «Счетные палочки Кюизенера » и альбомы к ним. (у нас производитель Корвет)
  • плюс дополнительно используем альбомы серии «Это может ваш малыш » (тоже издательство Мозаика-синтез, которое выпускает Школу семи гномов),
  • наборы карточек «Расскажите детям о… » (тоже Мозаика-синтез),
  • книжки с наклейками .(тоже Мозаика-синтез).

Один из важных принципов обучения - это его многогранность . То есть если мы прочитали про времена года, то мы идем гулять и разговариваем с ребенком на тему текущего времени года. Вдобавок, если зима, то сделаем аппликацию из альбома «Бумажные крошки» - про кормление птиц хлебными крошками. Возьмем с собой на прогулку эти самые крошки и покормим птичек. То есть стараемся максимально обучение по книгам переносить в жизнь и наоборот. Тогда ваши занятия станут интересными обоим и, вообще говоря, будут неотрывными от ваших ежедневных игр. То есть не 20 минут в день чисто занимаемся. А прошли какой-то цвет/форму - заметили, что в доме есть такого цвета/форму, что на улице. И так далее.

Все, что мы изучали за этот год, условно разделим на знания (буквы, цвет, форма, величина), творчество (рисуем, лепим) и окружающий мир .

Цвет, форма, величина

Помимо книг «Цвет, форма» и «Один, много» очень удобно использовать Логические блоки Дьенеша и Счетные палочки Кюизенера.

В 2 годика ребенок уже может накладывать (накрывать) нужной фигурой фигуру на картинке. В альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких » из фигур составлены простые изображения. А ребенку надо выбрать нужный по цвету и размеру блок.


В альбоме «Волшебные дорожки » к счетным палочкам также малышу надо подобрать палочку нужного цвета и размера, чтобы завершить картинку.

Закреплять материал очень удобно с помощью книжек с наклейками.

Азбука

Не удивляйтесь, увидев книгу «Азбука для малышей» - действительно в этом возрасте у ребенка уже просыпается интерес к буквам. Задача этой книги - научить малыша выделять первый звук в слове. Мы с сыном используем эту книгу как подсказку, когда играем в слова. Высыпаем магнитную азбуку, берем любую буковку и начинаем придумывать на нее слова. Если сын затрудняется, то я задаю наводящие вопросы или открываем эту книжку.

Творчество: рисуем, лепим, делаем аппликации

В «Школе семи гномов» целых 3 альбома посвящено творчеству. Рисуем пальчиками - продолжаем совершенствовать это умение, в рисунке уже присутствует несколько цветов. К слову сказать, в этом возрасте можно попробовать также рисовать кисточкой и акварелью. Используйте стакан-непроливайку, кисточки разной толщины. Ребенку наверняка понравится смотреть, как окрашивается вода после опускания в нее кисточки. Правда отдельных усилий потребует обучение тому, чтобы малыш не пачкал краску одного цвета краской другого.

«Пластилиновые картинки» - если в возрасте от 1 до 2 лет ребенку предлагалось освоить технику надавливания на пластилиновые шарики. То с 2-х лет используется еще более интересная техника - размазывание. Сначала шарик придавливается, а потом пальчиком тянется вниз. Таким образом, можно сделать фейерверк, иголки у ежика и даже елочку!

«Умная вырезалочка» - эту книга очень неожиданно было встретить для возраста т 2-3 лет. Но на самом деле, сначала детали можете вырезать вы. Или, используя безопасные ножницы, придерживать и руку ребенка и бумажную деталь. Дальше добавляем клей-карандаш и получаются очень интересные аппликации.

Очень интересно будет добавить для работы альбомы «Пушистые картинки» - здесь используется вата для создания аппликаций. А также «Бумажные крошки» - из центральной вкладки рвутся на мелкие части кусочки бумаги, и приклеиваются клеем-карандашом на картинку основу.

Окружающий мир

За основу в этом направлении будем использовать книги из комплекта «Школы семи гномов»: «Кто где живет», «На лесной полянке», «Времена года», «Домашние питомцы». Конечно обязательно дополняя их прогулками в лесу, на природе и с интересом обращая внимание ребенка на все детали в живой природе. Для закрепления времени года очень подойдет одноименный альбом из серии «Это может ваш малыш».

Очень полезный альбом «Какие бывают профессии» - про него я писала отдельно. В нем очень интересное и функциональное лото.

Очень удобно использовать в качестве наглядного материала карточки «Расскажите детям о… ». Во-первых, на карточках фотографии животных и птиц. Во-вторых, с обратной стороны карточки есть интересные подробности из жизни животных.

Овощи, фрукты, прочие продукты

Очень удобно использовать в этом возрасте набор овощей и фруктов. Здесь количество игр очень большое:

  • - называть цвет овоща/фрукта
  • - считать количество
  • - на какую букву начинается название овоща/фрукта
  • - разделять по принципу - овощ или фрукт. Что можно приготовить: сварить компот, сделать салат, сварить суп
  • - сюжетно-ролевые игры - накрыть на стол и угостить кукол
  • - играть в магазин, где продаются овощи и фрукты

Теперь, получается, на очереди возраст от 2 лет, поэтому о нем и пойдет речь в этой статье.

На мой взгляд, этот возраст очень интересный, игры с ребенком выходят на принципиально новый уровень. Если говорить о Таисии, то у нее в 2 года как-то резко повысилась усидчивость, стали под силу более кропотливые занятия, а еще возникла огромная страсть к строительству и созиданию ( , кубики стали любимой игрушкой). Поэтому в это время в нашем «игровом репертуаре» появилось много новых занятий, о которых и пойдет речь в этой статье. Вернее, здесь представлена только первая половина игр, а вот тут вторая:

Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):

Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом. Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на , и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание ниточки. Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.

Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.

Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!

Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится

2. Делаем мыльную пену

Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком. Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену

Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку. Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.

3. Играем с сенсорными коробками



4. Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер

Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши . Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).

Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский . Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы . У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например .

Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

7. Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д. Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи! (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Варианты игры такие (в порядке возрастающей трудности):

  • берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
  • показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
  • не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишику);
  • даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».

Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon , KoroBoom ), и пытаться угадать их на ощупь.

Для разнообразия тактильных ощущений, а также для обогащения знаний об окружающем мире интересно поиграть с орехами. Для этого купите 4-5 видов орехов в скорлупе (штук по 5 каждого вида). Мы играли с грецкими, кедровыми, фундуком, миндалем, арахисом.

Что с ними можно делать? Во-первых, орехи можно также использовать в , раздавая игрушкам орехи, одновременно проговаривая и запоминая их названия.

Во-вторых, можно сортировать орехи по видам, опять же повторяя названия (Кукла Катя любит грецкие орехи, а Оля – арахис).

В-третьих, можно сложить орехи в небольшой непрозрачный мешок и на ощупь доставь их из мешка, как в предыдущей игре.

9. Играем со стучалкой

В продаже встречаются стучалки двух видов. Стучалки с шариками (KoroBoom , My-shop ), как правило, не требуют от ребенка существенного приложения усилий, достаточно ударить по шарику один раз, чтобы он провалился. С такой развивающей игрушкой можно знакомить малыша уже в год.

Стучалки с гвоздиками (Ozon , My-shop , Babadu ) требуют от ребенка гораздо больше четкости движений, выдержки, концентрации внимания, ведь чтобы забить гвоздик, нужно неоднократно попасть по нему. Да и гвоздики уже не так легко сдвигаются с места, как шары. Поэтому, если вы еще не пробовали играть с такой стучалкой, то обязательно попробуйте, ребенку будет интересно.

Нам с Таисией нравилось забивать гвоздики по очереди: один – она, один – я и т.д.

10. Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт , My-shop , Дочки & сыночки ).

Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки.

Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.

11. Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

Веселый, эмоциональный, капризный, неусидчивый и даже несносный – малыш в двухлетнем возрасте бывает очень разным. Это новый этап в его развитии, который полон интересных впечатлений, а также связан с самоутверждением и осознанием себя в мире. В этот период игры и занятия с ребенком становятся более длительными, задачи усложняются, а вот сконцентрировать внимание детей порой бывает сложнее, чем в более раннем возрасте.

Когда малышу исполняется два года, он уже по-другому воспринимает мир, а заодно и себя. Проводить занятия с ребенком 2 лет нужно по-прежнему в яркой игровой форме, но их можно усложнять. Кроме того, обязательно необходимо учитывать особенности возраста и понимать, что сейчас необходимо ребенку больше всего.

Содержание статьи:

Ребенку 2 года: особенности развития и мышления

Ребенок, которому выполнилось два года, становится более активным, подвижным, физически развитым и крепким. В этот период он пытается осознать себя в большом и сложном мире, а также продолжает изучать и исследовать все вокруг. Капризы и проявления характера («я», «я не хочу!», «я не буду!») являются частью развития ребенка. Сейчас уже сложнее объяснять или учить малыша во время игры, он часто руководит процессом, меняя правила по своему желанию.

С другой стороны, дети в двухлетнем возрасте намного усидчивее, чем младшие. Они с интересом воспринимают пазлы и , готовы проводить больше времени, посвящая его одному занятию. Также развита лучше, ребенок уже держит карандаш или ручку и может рисовать.

Любимое занятие для детей сейчас – это взрослые дела. Они с удовольствием подметают, моют посуду, складывают в стиральную машину игрушки. Одно из направлений, которому должны быть посвящены занятия с детьми – это обучение рядовым домашним делам, первые простые обязанности ребенка.

Занятия для детей от 2 до 3 лет

В два года наступает самый благодатный период для ответственных родителей. Сейчас малыш полностью открыт миру, он воспринимает новые знания очень легко и быстро. Это прекрасный момент для легкого, ненавязчивого, но системного обучения ребенка основным навыкам, а также для его развития в творческом плане.

Занятия для детей 2 лет можно разделить на несколько категорий:

  • , активное пополнение словарного запаса;
  • Физическое развитие, ;
  • Мелкая моторика рук и пальцев;
  • Творческое развитие;
  • Основы математики, абстрактного мышления;
  • Закрепление и усовершенствование чувств.

В таком возрасте ребенок по-прежнему не может концентрировать внимание подолгу на одном предмете. Поэтому занятия с детьми нужно проводить не больше чем по 15-20 минут. Их желательно чередовать: подвижные игры во дворе, развитие речи (прочтение сказок, разговоры), творческие и математические занятия.

Деткам в возрасте двух-двух с половиной лет мы продолжаем давать такие же задания, как и малышам более раннего возраста, но их немного усложняем и совершенствуем. Кроме того, форма проведения занятий тоже меняется: это не только обучение в процессе игры, но и полноценные серьезные занятия, направленные на развитие той или иной функции.

Занятия с ребенком 2 лет для развития речи

В двухлетнем возрасте задачей для малыша стоит уже не просто называние предметов, а их характеристика, описывание ситуации, умение рассказать и подать свои мысли правильно. Чтобы развивать способности ребенка в этой области, нужно проводить простые тематические занятия (), читая и анализируя любимые сказки с картинками, истории и стихи.

Важные детали занятий:

  • Ребенок должен повторять «пропущенные» слова в сказке, участвуя в ее рассказе;
  • Повторять движения или действия, о которых идет речь в повествовании;
  • Отвечать на простые вопросы по смыслу сказки;
  • Подражать звукам и голосам, либо повторять возгласы героев.

Важнейший элемент чтения сказки вслух – это ее обсуждение, повтор пропущенных слов или возгласов. Ребенок должен учиться говорить, правильно формируя свою речь.

Познание окружающего мира

Такие занятия с детьми 2 лет включают в себя непосредственное общение с внешним миром, а также игры с картинками. Используя простые наборы картинок, атласы или первые детские книжки, нужно учить детей знать части тела и лица, одежду и обувь, птиц, животных, овощи, фрукты, продукты, транспорт и игрушки. Интересные и более сложные занятия – найти среди картинок не просто всех птиц, а подобрать пары: животные и их домики, одежду для мальчика или девочки и т.д.

Простые прогулки на улице помогают закреплять знания, дети показывают предметы и растения, виды транспорта, запоминают, кто где живет (птицы – на деревьях, дикие животные – в лесу, рыбки – в воде). Рассказывая ребенку обо всем, спрашивайте, просите сравнить предметы, описать их. Это одновременно работает на развитие речи малыша, его умение правильно объяснять свое мнение. Познание окружающего мира – это одно из самых увлекательных занятий, которое с удовольствием проводят дети и их родители.

Домашние ролевые игры

Малыши в возрасте двух лет с удовольствием повторяют действия взрослых. Это отличный повод научить детей обычных и нужных вещей (убирать за собой, складывать одежду, посуду и т.д.). Одна из простейших игр на эту тему – сортирование. Занимаясь домашними делами, просите ребенка отделить одежду мамы, папы, братика и свою; положить возле каждой миски чашку и ложку; рассортировать полотенца от большого к маленькому. Дети обожают такие забавы, они одновременно играют, учатся и чувствуют себя взрослыми и полезными.

Математические занятия

Что должен знать малыш в двухлетнем возрасте? Рекомендации методистов довольно простые. Ребенок должен понимать, что такое «один», а что такое «много», до трех, а также знать основные геометрические фигуры. Здесь по-прежнему пригодятся – игрушки из раннего возраста малыша. Кроме того, хорошо подойдут для занятий специальные игрушки-цифры, кубики и карточки.

Математические занятия – это прерогатива дошкольных заведений. Они достаточно сложные для восприятия и требуют концентрации внимания. Если ваш ребенок не ходит в садик, вы можете учить его и самостоятельно, но в легкой, непринужденной форме. Не старайтесь обучать малыша многим цифрам, пусть он сам проявляет интерес к занятиям.

Развитие логического мышления

И задания – самый интересный и многогранный раздел. Занятия эти направлены на развитие мышления, и их можно поделить на несколько отдельных категорий:

  • Мышления;
  • Памяти;
  • Внимания.

Несколько примеров логических занятий для детей 2 лет:

  • Простые пазлы. Детям такого возраста подходят пазлы, которые состоят из 4-8 частей. Хорошая альтернатива – кубики, которые вместе составляют картинку. Это сложная задачка, так как есть целых 6 картинок, которые нужно отличить;
  • Найти тень. Дети видят цветные изображения знакомых предметов, а рядом, вперемешку – их тени. Задача – найти тень для каждого предмета;
  • Карточки-вкладыши. Такую игру можно изготовить самому. В одинаковых квадратных рамках вырезаем разные фигуры, затем смешиваем их. Задача ребенка – найти фигуру (кубик-сортер создан по тому же принципу);
  • Найти пару – занятие на ассоциации;
  • Продолжи ряд (три предмета из одной категории нужно дополнить еще одним из нескольких вариантов).

Творчество и мелкая моторика рук

С двухлетнего возраста детям можно предлагать , но теплый и хорошо размятый. Отдельным занятием становится , а иногда – простые раскраски. Интересное и увлекательное занятие для творческого развития – «рваные» аппликации, когда малышу не нужно еще оперировать ножницами, а можно составлять картинку по маминому шаблону из оторванных кусочков мягкой бумаги.

Как правильно проводить занятия с детьми 2 лет?

Дисциплина и режим играют очень важную роль в развитии малыша. Занятия, даже самые простые и в игровой форме, нужно проводить в одно и то же время, иначе они станут лишь частью познания мира, и не принесут пользы. Конечно, нельзя ограничивать малыша, всегда нужно давать ему возможность самостоятельно решать, что делать. Лучше всего – чередовать игры и занятия с прогулками, отдыхом на природе и чтением (пока что читает мама, но первые книжки ребенок уже рассматривает и комментирует сам).