История моря лаптевых. Русские первопроходцы- путешественники.Пётр Ласиниус,Семён Челюскин, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы

Шейников Александр

Краткий очерк опутешественниках Харитоне и Дмитрие Лаптевых. О людях, чьи имена овеяны славой. О мужественных людях, в честь которых названы географические объекты на карте нашей Родины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Белогорская средняя общебразовательная школа».

Эссе

«О братьях Лаптевых»

Работа

Ученика 8 класса

Шейникова

Александра.

Учитель:

Гудкова А.Н.

Эссе – краткий очерк:

О путешественниках

Харитоне и Дмитрии Лаптевых.

Люди, открывшие миру мир, для которых не было ничего священнее радости открытия во имя знания, их имена овеяны славой. И среди них значительное место занимают русские путешественники. Ведь до этого, как Семён Дежнёв отправился на утлом коче в бурное плавание, человечество не знало, что Америка и Азия разделены приливом. Русские мореплаватели открыли шестой континент Земли- Антарктиду. Это они исследовали Сибирь, Дальний Восток, Центральную Азию, районы Тихого океана.

Давайте задумаемся, какие порывы человеческого духа, какие подвиги, а подчас и трагедии, кроются за небольшими надписями географических названий. В учебнике А.В.Даринского «География России» 8-9 классов помещена карта «Имена русских путешественников на карте России», где указаны 79 географических объектов, названных в честь русских путешественников.

Например, «Море Лаптевых»- окраинское море Северного Ледовитого океана, ограниченное с Запада восточными берегами арх. Северная Земля и полуострова Таймыр, с востока- меридианом 139 в. д. от края материковой отмели до северной оконечности острова Котельный, западного побережья Ляховских островов. «Берег Харитона Лаптева»- узкая береговая полоса вдоль северо-западного побережья полуострова Таймыр между реками Пясиной и Таймыром. Пролив «Дмитрия Лаптева» - соединяет море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, отделяет остров Б.Ляховский от северного побережья Азии.

Лаптевы: Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич (XVII в.) – двоюродные братья, лейтенанты, участники Великой и Северной экспедиции, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана.

В феврале 1738 года в Санкт-Петербурге встретились послы длительной разлуки два морских офицеров, чтобы выехать из столицы в Сибирь. В Казанском адмиралтействе они получили такелаж для экспедиционных судов, в Иркутске- провиант, вещи для подарков местным жителям и деньги.

Х.Лаптев представил Адмиралтейств-коллегии первую карту полуострова Таймыр, составленную на основе инетрументальных наблюдений. В его записках дано краткое описание берега от полуострова Столб на реке Лена до устья Енисея, характера берегов, указаны удобные места для якорной стоянки судов, состояние льда у берега, сведения о местных жителях и их занятиях. Это бала первая довольно подробная лоция прибрежных районов Таймыра. Большое внимание уделено описанию геологических структур, растительного и животного мира Таймыра. Он с похвалой отзывается о тунгусах (эвенки), об их обычаях есть сырое мясо и рыбу- строганину, которая оберегает от цинги. Записки Х.Лаптева были высоко оценены многими русскими и зарубежными учеными. До своей кончины в декабре 1763 он был старшим интендантом флота. Д.Лаптев начал службу во флоте в 1718 году гардемарином и в 1731- был уже лейтенантом. Энергичный офицер спешил выполнить задание, но только в конце июля «Иркутск» прошел к устью реки Яны, обогнул мыс Святой мыс, поплыл далее на восток: открыты острова Меркурьева и Святого Диамида (теперь их нет- расставили): Зимовали в посёлке Русское устье на берегу притока устья Индигирки, описал реки Хромы. В конце января 1740 года он отправился на Колыму. В июне в течении 25 суток команда бота и 85 местных жителей пашнями прибывали во льду толщиной 1,5-2м, канал длиной около 850 м. По нему Д.Лаптев вывел бот в открывшуюся полынью. НО «Иркутск» из-за сильного ветра льдом выжало на мель. Две недели ушло на разгрузку бота и снятие его и мели. «Иркутск» прошел мимо устья Алозел, острова Святая Антония (Крестовский –самый западный в группе Медвежьих островов) и подошел к Б.Баранову мысу, вернулся к устью Колымы до Нижнее-Колымского острога, опять на зимовку. В октябре 1741г. Д.Лаптев на пяти собачьих упряжках отправился на Анадырь. Вернувшись в 1744 году в Санкт-Петербург представил записку о состоянии народностей Северо-востока России, предлагал отправить туда учителей и священников, заботился о сохранении природных богатств, указывал на злоупотребление при сборе ясака. В 1757 году произведён в контр-адмиралы, ушёл в отставку в 1762 году в чине вице-адмирала.

А память о двух братьях-исследователях осталась на географических картах.

Данный очерк о путешественниках- братьях Харитоне и Дмитрии Лаптевых целесообразно использовать в курсе географии России 8 класс «Природа России» на первом уроке «Образование государства Российского и открытие русскими Сибири и Дальнего Востока» с целью знакомства с отважными землепроходцами, обладающими сильными порывами человеческого духа, подвигами во имя знания.

Е.М.Сузюмов, М.И. Ципоруха. Арктическое море названо в честь двух братьев- газета «География» №14,94;

  1. Жорж Блон. Великий час океанов Полярные моря;
  2. М: Мысль, 84;
  3. Под небом всех широт-/сост. Д.С.Ясиновский- М; Просвещение, 61;
  1. Г.Голубев. Потомкам для известия: Историко-документальные повести.- М: Детская литература, 86;
  2. Л.Б.Репин.Сквозь ярость бурь. Книга о мореплавателях и о том,как они открывали Землю-2-е издание.- М: Детская литература, 88;
  3. А.А.Лейкин. Флота лейтенанты: повесть- хроника.-М: Детская литература, 82;
  4. Н.Чуковский. Водители фрегатов: о великих мореплавателях- М: Детская литература, 74.

Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота - Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён - Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Ионассен Беринг , по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет.

Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ - Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом.


Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов.

Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья - Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус - от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Отряды не выполнили своей задачи.

Питер Ласиниус, швед по национальности, был принят на русскую службу в 1725 году. Он много плавал и был знающим свое дело штурманом. В экспедицию Ласиниус вызвался добровольно. Беринг назначил его начальником отряда, который должен был описать берег от устья Лены до Камчатки. Отряд располагал построенным в Якутске ботом "Иркутск " длиной восемнадцать метров, шириной пять с половиной метров, с осадкой два метра.


Ласиниус со своим отрядом покинул Якутск 29 июня 1735 года, одновременно с отрядом Прончищева. Оба отряда 2 августа прибыли к острову Столб, расположенному в начале ленской дельты.


На вторые сутки "Иркутск", пройдя Быковской протокой, достиг взморья. Еще через двое суток, дождавшись попутного ветра, Ласиниус вывел свое судно в море.

Плавание затруднялось большими скоплениями льда и неблагоприятными ветрами. Поэтому уже 18 августа Ласиниус ввел бот в устье реки Хараулах, решив здесь зимовать.


Из плавника, валявшегося на берегу, команда быстро построила дом.

Рассчитывая еще на два года работы, Ласиниус решил сэкономить провиант и вдвое уменьшил рацион. Хроническое недоедание при незнании противоцинготных средств привело к массовому заболеванию цингой, которая унесла жизни тридцати восьми человек. Одним из первых умер сам Ласиниус.



Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот "Иркутск" остался в устье Хараулаха. Новым командиром "Иркутска" Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева .


Дмитрий Яковлевич Лаптев родился в 1701 г. в селе Болотово недалеко от Великих Лук. В 1715 г. вместе с двоюродным братом Харитоном Лаптевым Дмитрий поступил в Морскую академию в Петербурге. После окончания Академии в 1718 г. он был произведен в гардемарины и начал службу на Балтийском флоте на кораблях Кронштадской эскадры.

В 1721 г. Лаптев получил чин мичмана, в 1724 г. за особые заслуги в морских науках он был произведен в унтер-лейтенанты. С 1725 г. молодой офицер нес службу на судне "Фаворитка", плававшем по Финскому заливу. С 1727 г. в течение двух лет Дмитрий Лаптев выполнял обязанности командира фрегата "Святой Яков", а затем командира пакетбота, курсировавшего между Кронштадтом и Любеком.

Первое знакомство Лаптева с северными морями состоялось летом 1730 г., когда он совершил плавание в Баренцевом море на фрегате "Россия" под командованием капитана Барша. В 1731 г. Дмитрий Лаптев был произведен в лейтенанты.

Высокообразованный и хорошо знающий свое дело офицер Дмитрий Лаптев был замечен Адмиралтейств-Коллегией и внесен в список участников Великой Северной экспедиции. В июле 1735 г. Д. Я. Лаптев прибыл в Якутск. Ему было поручено провести караван небольших речных судов с имуществом экспедиции по Алдану, Мае и Юдоме как можно ближе к Охотску, построить склады, сложить в них грузы, а затем привести суда в Якутск. Лаптев успешно выполнил это задание, проведя суда до Юдомского Креста.

Первоначально предполагалось назначить лейтенанта Лаптева в отряд Беринга - Чирикова или в отряд Шпанберга. Однако в 1736 г., когда выяснилась трагическая судьба отряда лейтенанта Ласиниуса, было принято решение о назначении Дмитрия Лаптева новым командиром Ленско-Енисейского отряда.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый "Иркутск".

Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цинга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно - переболели цынгой все, но умер лишь один человек.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева.


Биография

Родился в 1702 году в усадьбе Богимово Тарусского уезда Калужской губернии (в 12 километрах от города Алексина) в дворянской семье Прончищевых. Был пятым ребенком в семье. В апреле 1716 года поступил учеником в Навигацкую школу в Москве, располагавшуюся в Сухаревской башне.

В 1718 году был переведен в Санкт-Петербург в Морскую академию (учился с Челюскиным и Лаптевыми) и стал гардемарином. С 1718 по 1724 год ходил штурманским учеником на Балтийском флоте на шнявах «Диана» и «Фалк», бригантине «Бернгардус», на кораблях «Ягудиил», «Уриил», «Принц Евгений», гукоре «Кроншлот».

В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра.

В 1727 году произведен в подштурманы. Вошел в комиссию по аттестации чинов флота. В 1730 году его представляют к званию штурман 3 ранга. Василий Прончищев служит на пакетботе «Почтальон», в 1731 году на корабле «Фридрихштадт», на фрегате «Эсперанса».

Ленско-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции

В 1733 году Прончищев получил чин лейтенанта и принял участие в Великой Северной экспедиции, возглавив Ленско-Енисейский отряд, исследовавший побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.

30 июня 1735 года Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск».



Экипаж «Якутска» составлял более 40 человек, в том числе штурман Семен Челюскин и геодезист Никифор Чекин.

Но имя Василия Прончищева в этом ряду выделяется особо, потому как в плавание он пошел вместе с женой, ставшей первой в мире женщиной - полярной исследовательницей. Скорее всего, знали они друг друга с детства - отцы их служили когда-то в одном полку, а родовые имения располагались по соседству. Василий Прончищев родился в 1702 году в местечке Мытный стан Тарусского уезда Калужской провинции в семье мелкопоместного дворянина. Татьяна Фёдоровна Кондырева родилась в 1710-м недалеко от города Алексин того же, Калужского, наместничества и тоже в семье небогатых дворян. ...Вообще-то Адмиралтейств-коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. И шаг этот был вполне обоснован ввиду очевидной продолжительности экспедиции. Но присутствие женщин в походе допускалось только на базе длительных стоянок и неизбежных зимовок. В этом же отряде произошло событие необычайное, невероятное: вопреки известной морской традиции лейтенант Прончищев в исполнение дела важности государственной вмешивает молодую жену. Женщина на военном корабле - случай беспрецедентный! Самовольно это сделал Прончищев или с неофициального согласия Беринга, современная история не знает. Но только долгое время во всех последующих исторических и мемуарных справках она ошибочно называлась Марией.


Плавание по Лене прошло благополучно и 2 августа 1735 года экспедиция достигла острова Столб, от которого начинается дельта Лены. Первоначально Прончищев планировал пройти Крестяцкой протокой, которая вела на запад, но поиски фарватера в ней из-за спада воды не увенчались успехом, поэтому он решил вести дубель-шлюпку Быковской протокой на юго-восток. 7 августа судно стало на якорь в устье этой протоки, ожидая благоприятного ветра.

14 августа 1735 года Прончищев повел судно в обход Ленской дельты. Через достаточно продолжительное время «Якутск» обогнул дельту Лены и направился вдоль побережья на запад. Прончищев был первым, кто нанес на карту дельту Лены. Задержка в дельте Лены не позволила Прончищеву далеко продвинуться в первую навигацию. Короткое северное лето заканчивалось, на судне открылась довольно сильная течь и Прончищев принял решение устроить зимовку в местах, где ещё встречался плавник и можно починить судно. 25 августа отряд остановился на зимовку в устье реки Оленёк (река) вблизи поселения зверопромышленников, выстроив из плавника две избы. Зима прошла благополучно, но в отряде началась цинга.


Весна 1736 года в Усть-Оленёке оказалась поздней и море очистилось от льдов только к августу. Вопреки возникшим трудностям, летом 1736 года Прончищев продолжил путь вдоль берега на запад. 5 августа 1736 года отряд достиг устья реки Анабары. Геодезист Баскаков, поднявшись вверх по течению реки, обнаружил выходы руды.

17 августа 1736 года у восточного берега Таймыра экспедиция обнаружила острова, названные ими в честь святого Петра. Также был открыт остров Преображения.

Двигаясь в последующие дни дальше на север вдоль края сплошного ледяного припая, держащегося у берега Таймырского полуострова, отряд миновал несколько заливов. Самый северный из заливов Прончищев ошибочно принял за устье реки Таймыры (на самом деле это залив Терезы Клавенес). Побережье было абсолютно пустынным, без малейших признаков жилья. На 77-й широте дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду. В эти дни Челюскин писал:

«В начале сего 9 часа штиль, небо облачно и мрачно, мороз великий и появилась шуга на море, от которой мы в великой опасности, что ежели постоит так тихо одне сутки, то боимся тут и замерзнуть. В глухие льды зашли, что по обе стороны, також и впереди нас великие стоячие гладкие льды. Шли на гребле весел. Однако Боже милостив дай Бог нам способного ветру, то оную шугу разнесло».


Вскоре путешественники потеряли из виду берег. Прончищев приказал определить положение судна по навигационным приборам. «Якутск» оказался на 77° 29" с. ш. Это самая северная точка, достигнутая кораблями Великой Северной экспедиции. Только спустя 143 года барон Адольф Эрик Норденшельд на судне «Вега» продвинется в этих местах всего на несколько минут севернее. Дальше путь был закрыт. На севере и западе простирались сплошные льды с редкими полыньями и на дубель-шлюпке пройти их было невозможно. «Якутск» повернул обратно с намерением стать на зимовку в устье Хатанги. Впоследствии было установлено, что экспедиция вошла в пролив Вилькицкого, продвинулась несколько севернее и достигла широты 77 градусов 50 минут. Лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и крайнюю северную точку Таймыра и всей Евразии — мыс Челюскин.

От высадки в Хатангской губе Прончищев отказался, не обнаружив там поселений, и судно направилось к прежнему Оленёкскому зимовью.


29 августа Прончищев на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре умер. Истинная причина смерти — синдром жировой эмболии вследствие перелома — стала известна совсем недавно, после того как в 1999 году вскрыли могилу путешественника. Ранее считалось, что Прончищев умер от цинги.

Дальнейший путь «Якутск» проделал под командованием штурмана Челюскина. Через несколько дней ему удалось достичь Усть-Оленёкского зимовья, где Прончищева и предали земле, а вскоре умерла и Татьяна Прончищева.



2 октября «Якутск» встал на зимовье, а Челюскин отправился с докладом в Якутск санным путём. Новым командиром дубель-шлюпки и начальником Ленско-Енисейского отряда был назначен Харитон Прокопьевич Лаптев .


Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром "Якутска" Харитона Прокопьевича Лаптева .



X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты "Декроне".

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на "Иркутске" с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.


Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд - к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше - между Индигиркой и Колымой. 8 июля "Иркутск" достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.


Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, "Иркутск" был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.


Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.



Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда "Якутска", плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Иванович Челюскин .


17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название "Нордвик". Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.


На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры - геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.


Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.


Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.


Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии - скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.


Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.


Многие тысячи километров отделяют великолукскую землю от далекого арктического побережья страны. Немногим великолучанам удалось испытать суровость края вечной мерзлоты и прикоснуться к его несметным природным богатствам. Тем более отрадно, что у истоков освоения Арктики и Северного морского пути стояли наши талантливые земляки – двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокофьевич Лаптевы. Их вклад в исследование таинственной ледяной пустыни и тундровой зоны, в результате которого на карту были занесены ранее неизвестные реки и моря, острова и архипелаги, открыты морские и речные пути, получил достойную оценку. Имена отважных первооткрывателей запечатлены в названии моря Лаптевых, пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых Восточно-Сибирское море, берега Харитона Лаптева северо-западной части Таймыра, мыса Дмитрия Лаптева в дельте реки Лены и мыса Харитона Лаптева на острове Пилота Махоткина Многие поколения Лаптевых с достоинством и честью представляли свой российский род на многочисленных полях сражений с иноземными захватчиками. Их отменная служба в составе ополчения "за веру, за царя, за отечество" не осталась без внимания российских государей. Прадед братьев Лаптевых Петр Родионов, по прозвищу Несвитай, немало лет провел в непрерывных военных походах и битвах – "на коне, да с ним пара пистолей, да сабля, да человек в ношу с карабином". За верную службу ему на западном российском порубежье на берегах Ловати вблизи Великих Лук в приходе Слауйской церкви царь пожаловал небольшую вотчину. Со временем единое вотчинное владение великолукского дворянина оказалось разделенным на множество небольших имений, принадлежавшим его наследникам.

Во второй половине восемнадцатого столетия, к примеру, под Великими Луками представители рода Лаптевых владели небольшими селами Покарево, Болотово, Дудино, Андрейково, Лешихино, Захарево и другими с окружающими их деревнями. Так уж угодно было судьбе распорядиться, что почти одновременно у родных братьев Прокофия и Якова Лаптевых, владевших селами Покарево и Болотово, на свет появились наследники – сыновья, Харитон Прокофьевич, родившийся в 1700 году и Дмитрий Яковлевич, родившийся в 1701 году. Их детство совпало с бурным процессом петровских преобразований в стране, что оказало несомненное влияние на формирование взглядов и характера мальчиков. С ранних лет они потянулись к наукам. Первыми наставниками и проводниками знаний были священники Слауйской Троицкой церкви. Жажда знаний привела юных братьев в строящуюся новую столицу государства – Петербург. Здесь их дядя, Борис Иванович Лаптев, находился на государственной службе, исполнял почетную должность корабельного мастера галерных верфей.

С раннего детства мечтой о море жили и юные Лаптевы с берегов реки Ловать. Поэтому, как только по указу Петра I среди дворянских недорослей "яко живущих при водяных сообщениях" был объявлен набор в только что созданную Петербургскую Морскую академию, братья Лаптевы стали ее первыми учениками. Успешно освоив теоретический курс Морской Академии, юные моряки производятся в гардемарины (чин в русском Военно-морском флоте при направлении на флотскую практику) и зачисляются в Балтийский флот.

Дмитрий Лаптев начал военную службу успешнее брата – через два года после окончания академии его пожаловали в мичманы, а вскоре за особые заслуги в морских науках – в унтер-лейтенанты и назначили командиром корабля. С 1725 года молодой офицер служит на военном корабле "Фаворитка", затем в течение двух лет выполняет обязанности командира фрегата "Святой Яков", пакетбота заграничного плавания и, наконец, фрегата "Россия".

Харитон Лаптев после получения унтер-офицерского чина подштурмана плавал на судах Балтийского флота и только через шесть лет был произведен в офицеры, удостоившись звания мичмана. В 1730 году морскому офицеру доверили командование отдельными кораблями, а спустя четыре года ему довелось впервые участвовать в военных действиях русского флота при осаде Данцига.

Однако звездный час братьев Лаптевых наступил отнюдь не в боевых сражениях, а в сугубо мирных делах – экспедициях по изучению Крайнего Севера. Их постоянно тянуло навстречу неизведанному. Еще при жизни Петра I было задумано составить подробную карту всего северного побережья страны. Весомую лепту в выполнение этой жизненно необходимой для России задачи внесли и отважные мореходы Лаптевы.

С 1736 года Дмитрий Лаптев руководит одним из северных отрядов второй Камчатской экспедиции. Вскоре к исследованию Арктики привлекается и Харитон Лаптев. Несмотря на суровые климатические условия, походно-бытовые неудобства, болезни и гибель личного состава участников экспедиции и судов задания были выполнены. В результате плаваний и сухопутных походов 1739–1742 гг. отрядом Дмитрия Яковлевича Лаптева было проведено описание морского побережья от устья Лены до мыса Большой Баранов (к востоку от устья р. Колыма), бассейна и устья р. Анадырь, пути по суше от Анадырского острога до Пенжинской губы. Им же проводилась съемка рек Большой Анюй и Анадырь.

В это же время другой северный отряд второй Камчатской экспедиции, руководимый Харитоном Прокофьевичем Лаптевым, провел описание полуострова Таймыр от устья реки Хатанга до устья реки Пясина, открыл и описал некоторые близлежащие острова.

Но Дмитрий и Харитон Лаптевы не ограничились только съемками береговой линии. Они показали себя вдумчивыми исследователями, собрав богатейшие в научном отношении материалы о морях, климате, животном и растительном мире далекого и сурового края. Их дневники не утратили интереса до наших дней. В "Записках Харитона Лаптева", изданных впервые в 1851 году, и переизданных в наше время, в 1982 году, дается этнографическое и хозяйственное описание малых народностей полуострова Таймыр.

По окончании экспедиции мужественные мореплаватели продолжили службу на Балтийском флоте. Харитон Лаптев участвовал в составлении "Генеральной карты сибирским и камчатским берегам", затем снова плавал на кораблях. В 1752 году в чине капитана назначается помощником начальника вновь открывшегося Морского кадетского корпуса. В период Семилетней войны 1756–1762 гг. командовал боевым кораблем, а после войны капитан-командир (капитан 1-го ранга) Харитон Прокофьевич Лаптев был назначен главным интендантом Балтийского флота. Но в этой должности ему довелось пробыть недолго: 21 декабря 1763 года он скончался.

Дмитрий Яковлевич Лаптев по возвращении из северной экспедиции много труда вложил в строительство морского порта в Кронштадте, организовал школу для обучения детей мастеровых. В апреле 1762 года в чине вице-адмирала Дмитрия Лаптева "за старостию и болезнью" увольняют со службы. Поселившись в небольшом поместье под Великими Луками, он часто посещал своих друзей по Северной экспедиции.

В высочайшей степени честный, скромный и заботливый человек, Дмитрий Яковлевич многим помогал материально, просил Сенат о денежной помощи неимущим бывшим участникам Великой Северной экспедиции. Узнав о тяжелом материальном положении семьи покойного друга, известного русского мореплавателя, участника экспедиции Алексея Ильича Чирикова, он тут же подает прошение на имя императрицы, а в обращении в Великолукскую провинциальную канцелярию и к директору банка ходатайствует о перечислении своей адмиральской пенсии в счет погашения долга Чириковых.

Этим документом, датированным сентябрем 1767 года, и исчерпывались все сведения о дальнейшей судьбе нашего земляка. Дата смерти, место захоронения отважного мореплавателя никому не были известны, и, казалось, что эта тайна так навсегда и останется тайной. Долгие годы географы, историки, краеведы, в том числе и авторы многих научно-популярных статей и книг о братьях Лаптевых Иван Венедиктович Глушанков и Владилен Александрович Троицкий вели безуспешный поиск документов, связанных с последними годами его жизни. Энциклопедии, специальные справочные издания, краеведческая литература до настоящего времени предположительно указывают дату смерти всемирно известного флотоводца второй половиной 1767 года или вообще ничего о ней не сообщают. Однако в очередной раз завесы таинственности помогли приоткрыть архивные документы – бесстрастные хранители национальной памяти.

В канун 825-летия первого упоминания Великих Лук в отечественных летописях после длительных поисков сотрудниками Великолукского филиала Госархива Псковской области обнаружена подлинная метрическая запись, зафиксировавшая смерть мужественного мореплавателя. В части третьей "Об умирающих" метрической книги Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год под № 2 местным священнослужителем записано: "(умер) 20 генваря (1771 года) сельца Болотова дворенин Дмитрей Яковлев сын Лаптев, 70 лет".

Архивная находка дает обоснование кровной связи с великолукской землей братьев Лаптевых. Она поможет благородным стремлениям юных географов и краеведов нашего края, уже давно стремящихся увековечить память об отважных мореходах на их родной земле.

Архивные документы позволяют нагляднее представить связь с великолукским краем и единственного сына Харитона Лаптева - Капитона. В молодом возрасте, в звании капитана, он вышел в отставку и поселился в родовом имении Покарево. В гражданских условиях К.X. Лаптева ждало новое сугубо мирное назначение.

В чине коллежского асессора он в последней четверти XVIII столетия являлся великолукским почтмейстером. Пришлось ему заниматься и строительством в Великих Луках так называемого "екатерининского дворца", связанного с путешествием императрицы Екатерины II в новоустроенные российские губернии летом 1780 года. Такие "путевые дворцы" ставились в уездных городах и почтовых станциях по всему Старо-Белорусскому тракту.

Исполняя волю начальства, великолукский исправник Капитон Лаптев зимой 1779 года на собственные средства с величайшей поспешностью возвел недалеко от великолукской крепости "дворец" – одноэтажный деревянный дом на 5 комнат с крыльцом. По окончании строительства "дворца" высшие сановники "ничего недостаточного и хулы достойного в нем не нашли". Ситуация изменилась через три года. Великолукский почтмейстер был обвинен в некачественном строительстве "дворца" и в 1784 году был принужден "собственным его иждивением" перестроить это здание. При большом пожаре, случившемся в 1807 году, Лаптевский "екатерининский дворец" полностью сгорел вместе с грудами старинных бумаг, хранившихся в подвале.

Смерть Капитона Харитоновича Лаптева последовала 18 апреля 1814 года в возрасте 74 лет, о чем сделали соответствующую запись в метрической книге Одигитриевской церкви села Новобогородицкое местные священнослужители. Тогда же, вероятно, прах главного почтового работника Великолукского уезда был предан земле на Новобогородицком кладбище. Возможно краеведам со временем удастся отыскать след его могилы, как и могилы мореплавателя Дмитрия Яковлевича Лаптева на Слауйском кладбище.

После смерти К.X. Лаптева владельцем Покарево и крестьянами деревень Болагино, Нигиреево и Давытково стал его воспитанник аудитор Иван Еремеев. Имения других Лаптевых (в том числе и Дмитрия Яковлевича Лаптева) постепенно перешли к другим помещикам, и на начало двадцатого столетия в списке Псковской губернии Фамилия Лаптевых уже вовсе не значилась.

Харитон Прокофьевич ЛАПТЕВ(1700 - 1764),мореплаватель, исследователь Арктики, капитан 1-го ранга. Его именем названы морской берег на полуострове Таймыр, мыс на восточном берегу полуострова Челюскин, а также море Лаптевых Северного Ледовитого океана, названное так в честь Харитона и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича ЛАПТЕВА.
Харитон Лаптев






Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота - Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён - Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Беринг, по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ - Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья - Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус - от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Отряды не выполнили своей задачи.

Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте "Иркутск" с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот "Иркутск" остался в устье Хараулаха. Новым командиром "Иркутска" Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём "Фаворитка", через два года стал командиром фрегата "Святой Яков", а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате "Россия". Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый "Иркутск".



Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цынга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно - переболели цынгой все, но умер лишь один человек.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке "Якутск" летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Ласиниус, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

Маршрут отряда Дмитрия Лаптева

Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром "Якутска" Харитона Прокопьевича Лаптева.

X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты "Декроне".

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на "Иркутске" с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.






Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд - к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше - между Индигиркой и Колымой. 8 июля "Иркутск" достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, "Иркутск" был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда "Якутска", плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название "Нордвик". Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры - геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.

Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.

Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии - скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.

Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

О Х. П. Лаптьеве:Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; "Записки Адмиралтейского департамента", 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, "Сибирский Вестник", 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, "Советская Арктика", 1941, № 6.






























































Мемориальная доска в Купуе («На Великолукской земле в деревнях Покарево и Болотово родились выдающиеся исследователи Арктики братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы»).

От дворянских усадеб Болотово и Покарево ничего не осталось, но они знамениты тем, что являются местом рождения двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича Лаптевых, исследователей Арктики.

Покарево.
2013 год.


Именем братьев названо море Лаптевых в Северном Ледовитом океане.


В родовом имении Болотово прошли детские годы Дмитрия Лаптева, будущего руководителя Северного отряда 1-й Камчатской экспедиции (1736), составившего описание побережья Северо-Восточной Азии (1739-1742).
Среди их предков, исправно служивших Московскому государству в XVI веке, был некий Варфоломей Глебов, сын Сорокоумов, по прозвищу Лапоть. Потомок его, Петр Родионов, сын Лаптев, по прозвищу Несвитай, всю жизнь провел в походах и боях с поработителями земли русской. За верную службу ему и была пожалована вотчина близ города Великие Луки. Роду Лаптевых принадлежали под Великими Луками деревни Покарево, Болотово, Дудино, Андрейково, Лешихино, Захарьево и другие.

Покарево.
2013 год.


От Несвитая пошла великолукская ветвь мелкопоместных дворян Лаптевых, деливших по наследству пожалованную вотчину.
Внук Несвитая, Прокофий Лаптев владел деревенькой в Слауцком стане Великолукского уезда. В ней было шесть дворов, в пяти проживали 17 крестьян, а в шестом, мало чем отличавшемся от остальных, размещалась семья Лаптевых. По одним данным деревня называлась Пекарево (Пекарева), по другим – Пукарево. Полагают, что это нынешняя деревня Покарево Купуйской волости Великолукского района.

Покарево.
2013 год.


По соседству располагалось имение брата Прокофия Лаптева – Якова. В 1700 году у Прокофия родился сын Харитон, у Якова в 1701 году – Дмитрий. Как и все дети мелкопоместных дворян того времени, чтению, письму, началам арифметики Харитон и Дмитрий обучались у местных священников.
В 1715 году по указу Петра I среди дворянских недорослей, «яко живущих при водяных сообщениях», производился набор в только что созданную Морскую академию. В ту пору там давали только начальное теоретическое и морское образование будущим штурманам и строевым офицерам.
В 1718 году, после сдачи теоретических экзаменов братья Лаптевы были произведены в гардемарины и зачислены в Балтийский флот.

Отсюда пути братьев расходятся.
Дмитрий в 1723 году за особые заслуги в морских науках был произведен из мичманов в унтер-лейтенанты флота. Командовал кораблем «Фаворитка», фрегатом «Святой Яков», ходил на фрегате «Россия» в Баренцево море, а также бывал в заграничных походах. В 1735 году, будучи лейтенантом, Д. Я. Лаптев был назначен в Великую Северную экспедицию, в отряд лейтенанта Петра Ласиниуса, который должен был заниматься описанием берегов Северного Ледовитого океана от реки Лены на восток.
В 1738 году, перед тем как выехать в далекую Сибирь в продолжительную экспедицию, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы побывали в родных местах. У Дмитрия там жил отец «в древней старости», а Харитон оставил в поместье молодую жену с малолетним сыном Капитоном.
В 1739-1740 годах Дмитрий Яковлевич с помощниками произвел опись побережья Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, в 1741-1742 годах провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь.


Харитон Прокофьевич вел работы на побережье от реки Лена до реки Хатанга и на полуострове Таймыр.


При участии Челюскина, Чекина, Медведева он нанес на карту Хатанский залив, реки Пясина и Хатанга, открыл и описал острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Бырранга.

Дубель-шлюпка «Якуцк», на которой плавал по Лене Харитон Лаптев.


Дмитрий и Харитон собрали богатый материал о морях, климате, животном и растительном мире. Северная экспедиция длилась до 1743 года.

После экспедиции Дмитрий Яковлевич еще почти двадцать лет служил на Балтийском флоте. Много труда он вложил в строительство порта в Кронштадте.

Л. Премации.
Кронштадт. Укрепление северной стороны.
1851.

В 1762 году в звании вице-адмирала ушел в отставку и уехал на родину в Великолукский уезд.
Поселившись в небольшом поместье под Великими Луками, он часто посещал своих друзей по Северной экспедиции. Честный, скромный и заботливый человек, Дмитрий Яковлевич многим помогал материально, просил Сенат о денежной помощи неимущим бывшим участникам Великой Северной экспедиции.
Умер он в 1771 году и похоронен на погосте Слауй. В метрической книге Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год местным священнослужителем записано: «Умер 20 генваря 1771 года селца Болотова дворянин Дмитрий Яковлев, сын Лаптев, 70 лет».
С флотом, после знаменитой экспедиции была связана дальнейшая жизнь и у Харитона Прокофьевичп Лаптева. Харитон Прокофьевич в 1746 году участвовал в составлении «Генеральной карты сибирским и камчатским берегам». Потом снова плавал на кораблях, в 1752 году имел чин капитана; как опытный штурман был назначен помощником начальника Морского кадетского корпуса. В период Северной войны (1756-1762), в которую Россия вступила в 1757 году, командовал боевым кораблем в звании капитана II-го ранга. После войны в чине капитана I-го ранга был назначен главным интендантом Балтийского флота.
Харитон Прокофьевич Лаптев в звании капитана I-го ранга скончался 21 декабря 1763 года. Не исключено, что Харитон Прокофьевич также похоронен в нынешнем Великолукском районе Псковской области.
Сын Харитона Прокофьевича Капитон Лаптев служил в армии, а после выхода в отставку долгое время в чине коллежского асессора служил великолукским почтмейстером. Капитон не был единственным ребенком в семье. Его сестра Елизавета вышла замуж за псковского помещика Антона Обрютина (Абрютина) и, видимо, принесла ему в приданое деревню Молоди.
В списке дворян Псковской губернии на начало ХХ века фамилия Лаптевых уже не значится.
В 1860-х годах сельцом Болотово владел другой адмирал – Михаил Андреянович Лавров, кругосветный мореплаватель, исследователь Арктики.

Михаил Андреянович происходил из дворян Великолукского уезда, родился 13 сентября 1799 года. В 1811 году он был зачислен в Морской корпус кадетом, а спустя два года произведен в гардемарины. В 1816 году мичманом плавал на брандвахтенном катере «Атис» у Свеаборга. В последующем молодой моряк большую часть времени проводил в морских походах. В 1821-1824 годы на бриге «Новая Земля» (под командой Ф. П. Литке) участвовал в описании берегов Лапландии и острова Новая Земля.

Евгений Войшвилло.
Бриг «Новая Земля».


В 1825-1827 годы Лавров на шлюпе «Кроткий» под командою Ф. П. Врангеля совершил кругосветное плавание на Камчатку и в Русскую Америку, за что был произведен в капитан-лейтенанты.

Транспорт «Кроткий».

В 1831-34 гг. капитан-лейтенантом плавал в Средиземном и Адриатическом морях, участвовал в сражении против пиратских судов и потопил четыре судна; произведен в капитаны II ранга.
Отважный мореход за 18 морских кампаний был награжден орденом Св. Георгия 4 класса, удостоен орденов Св. Владимира 4-й и 3-й степени, орденом Св. Станислава и Анны обеих степеней. Однако служба Лаврова проходила не всегда гладко. В декабре 1846 года капитан I ранга был разжалован в матросы «за дерзость и ослушание противу своего бригадного командира» контр-адмирала Карпова.
Пришлось начинать все сначала. 2 января 1850 года Лаврова увольняют со службы с возвращением чина капитана I ранга.
В сентябре 1855 года Лавров вновь принимается на службу – его назначают чиновником по особым поручениям при управляющем Морским министерством. Через год он производится в контр-адмиралы и назначается градоначальником Таганрога. В мае 1868 года он производится в вице-адмиралы, а с 15 октября 1872 года – в адмиралы.
Умер Михаил Андреянович Лавров в 1882 году, место его погребения неизвестно.
В сельце Покарево в 1992 году в честь братьев Лаптевых был поставлен памятный знак с корабликом наверху, а на месте рождения Дмитрия Яковлевича Лаптева в 2001 году установлен памятный крест.

Покарево. Памятный знак в честь братьев Лаптевых.
2013 год.



Лаптевы – русские дворянские роды. Один из них, по сказаниям древних родословцев, происходит от легендарного князя Редеди, потомок которого, Варфоломей Григорьевич Глебов, по прозванию Лапоть, был родоначальником Лаптевых. Борис Тимофеевич Лаптев пожалован в 1634 году вотчиной, за отличие при осаде Смоленска, Николай Симонович Лаптев (умер в 1814 г.) был прокурором юстиц-коллегии. Род Лаптевых внесен в VI часть родословной книги Новгородской губернии. Есть еще 2 рода Лаптевых, восходящих к началу XVII века, и 13 родов позднейшего происхождения.