Где будут съезды с зсд. ЗСД-Центр: первые впечатления

Цель проекта: Создание платной скоростной автомагистрали для обеспечения автомобильных перевозок пассажиров и грузов по направлениям их наибольшей концентрации и подключения транспортного узла Санкт-Петербурга, включая Большой порт, к сети автомобильных дорог страны

Описание проекта: Общая протяженность трассы составляет 46,6 км, в её составе планируются участки, запроектированные под 4, 6 и 8 полос движения. Эстакадные участки составят 55% протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 45%. В составе ЗСД предусматривается сооружение 14 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 м и 35 м, строительство которых будет впервые осуществляться в России.

Проектная скорость движения по магистрали – 120 км/ч.

Местоположение проекта: Южный участок – 11,50 км. От транспортной развязки с КАД до границы Большого морского порта Санкт-Петербург.

Центральный участок – 8,95 км. От Большого морского порта Санкт-Петербург по западной оконечности Васильевского острова, до Северо-Приморской части города.

Северный участок – 26,15. Выходит за пределы городской застройки в Северо-Приморской части города, пересекает КАД и является новым вводом в город автомагистрали Е-18 «Скандинавия».

Статус проекта: В 2000 году утвержден Акт выбора трассы. С 2004 года ведется проектирование магистрали, полное завершение проектирование будет осуществлено до конца 2006 года. Осенью 2005 года начаты работы по строительству I очереди южного участка. Конкурс на право заключения Концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги ЗСД в Санкт-Петербурге будет объявлен в ноябре 2006 года.

Бюджет проекта: 83 644 млн. рублей (включая 13 798 млн. руб.- из городского бюджета, 28 001 млн. руб. – за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации)

Форма реализации проекта: Государственно-частное партнерство. По информации Официального портала Администрации Санкт-Петербурга (от 25.10.2006)

Очереди строительства

1 очередь

Южный участок (от транспортной развязки с КАД до транспортной развязки с набережной р.Екатерингофки)

2 очередь

3 очередь

Северный участок (от транспортной развязки с Богатырским пр. до автодороги Е-18 «Скандинавия»)

4 очередь

Южный участок (от транспортной развязки с набережной р.Екатерингофки до Канонерского о-ва)

Центральный участок (от Канонерского острова до транспортной развязки со Шкиперским протоком)

5 очередь

Центральный участок (от транспортной развязки со Шкиперским протоком до Приморского пр.)

Северный участок (от Приморского пр. до транспортной развязки с Богатырским пр.)

Редакция Портала Дороги России

Последний и самый сложный участок Западного скоростного диаметра в буквальном смысле строят на земле, над землей, под землей, на воде и под водой. Часть участка проходит по эстакадам и мостам, а часть - в тоннеле.

Высокоскоростную магистраль обещают полностью сдать во втором квартале 2016 года. Городские власти подсчитали, что по ЗСД от аэропорта Пулково до стадиона «Зенит-Арена» болельщики чемпионата мира по футболу 2018 смогут доехать за 24 минуты. Строительство трассы не прекращается даже ночью. Корреспондент портала «ДорИнфо» узнал, как продвигается работа на одном из самых масштабных и сложных дорожных проектов России - центральном участке ЗСД в Санкт-Петербурге.

Справка

Центральный участок Западного скоростного диаметра соединит уже построенные Южный и Северный участки. В результате чего автомобилисты смогут проехать с юга на север города, минуя центр. К строительству центральной части высокоскоростной магистрали приступили в 2013 году.

Протяженность участка - 11, 7 км. Число полос движения - восемь полос по четыре в каждом напрвлении с минимальной скоростью 110 км/ч. Начинается он за рекой Екатерингофкой и завершается на северном берегу Большой Невки в районе развязки с Приморским проспектом. Проходит по четырем районам Петербурга: Приморскому, Петроградскому, Василеостровскому и Кировскому.

В пределах Центрального участка трасса ЗСД проходит по промзоне Морского порта Санкт-Петербурга, пересекает Морской канал, идет по Канонерскому острову, выходит в Невскую губу и огибает остров Белый, пересекает Корабельный фарватер, проходит по западной кромке Васильевского острова в выемке и тоннеле под рекой Смоленкой, после пересекает Петровский фарватер, следует по самой кромке Крестовского острова, проходит через Среднюю и Большую Невки, выходит на берег и переходит в развязку с Приморским проспектом.

Участок строится по схеме государственно-частного партнерства. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 120 млрд. рублей.

От бетона к металлу

Строительство центрального участка магистрали идет одновременно на десяти площадках, в четырех районах города. Площадки расположены на набережной реки Екатерингофки, на Канонерском, Васильевском и Крестовском островах, а также в районе улицы Савушкина. Работа кипит на всех объектах. Правда, находятся они в разной степени готовности. И если на эстакаде в районе улицы Савушкина строители уже приступили к монтажу пролетных металлоконструкций основного хода магистрали, то на Канонерском острове заканчивают перекладывать обширную сеть сложных инженерных коммуникаций, ведут работы по бетонированию опор эстакад, которые пройдут над островом, и опор моста через Морской канал.

Строительство на Васильевском острове



Строительство в районе Савушкина

Здесь строителям необходимо перенести высоковольтную воздушную линию, газопровод, тепловые сети, водопровод, кабельные линии и многое другое. К примеру, только лишь для того, чтобы пропустить магистральный газопровод высокого давления под Морским каналом, сделаны два прокола под водоемом на глубине 35 метров, проложены специальные тоннели, и в них погружен футляр, по которому и пойдет газопровод. Над переносом коммуникаций специалисты трудятся уже больше года и планируют решить эту задачу к октябрю 2014 года.

Схема магистрали на Канонерском острове

«В целом, на центральном участке мы заканчиваем бетонные работы. Причем, где-то они уже завершены, как на Савушкина. Интересный факт: всего в процессе строительства мы израсходуем 665 тысяч кубических метров бетона. Мы уже забетонировали практически все сваи — а их около 10 тысяч. Самые глубокие из них уходят в землю на 44 метра.

Переходим к следующему важному этапу - монтажу металлоконструкций. На мостах и эстакадах его проведут методом продольной надвижки. Согласно проекту нам понадобится 162 тысячи тонн металлоконструкций», - отметил менеджер по строительству фундаментов и оснований концессионера проекта ООО «Магистраль северной столицы» Сергей Онопа. Сергей Николаевич согласился продемонстрировать, как сегодня идут дела на крупнейшей в городе строительной площадке.

Менеджер по строительству фундаментов и оснований Сергей Онопа

Мосты в двух ярусах и трех плоскостях

На участке возводят семь мостов. Значительная часть протяженности дороги проходит на эстакадах. И это не считая уже построенной временной технологической эстакады, протянувшейся вдоль всего хода будущей магистрали в акватории. По ней передвигаются техника и персонал стройки. После завершения строительства она будет разобрана.

Временная и будущая эстакады

«Практически каждая мостовая переправа в соответствии с нашим градостроительным комплексом уникальна. На каждом объекте запроектированы пролетные строения длиной свыше 100 метров. А это автоматически относит их в разряд уникальных», - отметил собеседник.

Визуально интересным и технически сложным станет архитектурное решение моста через Морской канал. Высота подмостового габарита составит 52 метра, чтобы суда могли свободно проходить под сооружением. Сама дорога пойдет по двухъярусной ферме высотой 10 метров: по первому этажу машины пойдут в одну сторону, по второму - в другую.

Схема моста через Морской канал

Таким будет мост после ввода в действие ЗСД

Проект моста выполнены ЗАО «Институт «Стройпроект»

Мост возведут по уже упоминавшемуся методу продольной надвижки. Исполнительный директор проекта англичанин Алан Платт, считающийся одним из лучших мостовиков мира, отметил, что надвижка двухъярусной фермы - это сложнейшая инженерная задача. К слову, иностранных специалистов в строительстве задействовано немало: ведь подрядчик - компания итало-турецкая. Кроме того, за ходом работ на всех этапах следят независимые инженеры из крупной международной компании COWI, которые были приглашены городскими властями и концессионером.

Сложность возведения моста через Морской канал еще и в том, что местность тут с очень плотной застройкой. Стесненные условия и сыграли решающую роль в выборе проекта именно двухъярусной фермы.

«Участок не прямолинейный - в конфигурации моста придется делать изгибы. Территория Морского порта настолько загромождена зданиями, что опоры нельзя поставить так, чтобы соблюсти прямую. Сместить опору хоть на метр влево или вправо попросту невозможно», - рассказал Сергей Онопа.

Действительно эксклюзивными можно назвать вантовые мосты, которые станут частью ЗСД. Их запроектировано на участке два: через Корабельный и Петровский фарватеры. У обоих опоры будут высотой по 125 метров.

Мост через Корабельный фарфатер

Мост через Петровский фарватер

Между Канонерским и Васильевским островами возведут, без преувеличения, уникальное сооружение - вантовый мост с наклоненными внутрь на 12 градусов пилонами. Они станут символом разводных мостов. В России таких объектов нет, заверили меня строители. Да и в мире мостов с наклоненными пилонами единицы. Причем, они гораздо меньше по размерам и, в основном, пешеходные. Необычная конструкция потребовала от проектировщиков сложных расчетов. Прямые пилоны гораздо легче в реализации.

Бетонирование опор моста через Корабельный фарватер

К бетонированию опор на Корабельном фарватере строители приступили два месяца назад - готово 10 стартовых метров. Наклон в 12 градусов уже просматривается. Он будет выдержан до отметки 125 метров. На высоте 26 метров меду пилонами смонтируют огромную металлическую перемычку, на ней установят подъемный кран, который будет возводить опоры выше. Длина моста 320 метров. Высота подмостового габарита - 35 метров.

Исключительным будет архитектурное решение и на вантовом мосту через Петровский фарватер — от одного пилона ванты разойдутся в трех плоскостях. В ближайшее время рабочие приступят к возведению опор, основание фундамента уже забетонировано. Здесь же будет использована технология скользящей опалубки.

«Опалубку уже завершают собирать. Она позволяет бетонировать опору высотой 125 метров со скоростью 2,5 метра в сутки. С учетом монтажа опалубки за три месяца опора будет готова. Это очень высокая скорость», - подчеркнул Сергей Николаевич.

После вантового моста через Корабельный фарватер магистраль по эстакаде пойдет на понижение и перейдет на Васильевском острове в своеобразную выемку. На месте перехода между эстакадой и выемкой обустроена армогрунтовая насыпь. Для укрепления грунта в основание погружено 1220 свай диаметром 600 мм. Засыпано полтора метра щебня, в котором через каждые 40 см сделаны прослойки из геосинтетического материала. Остается уложить слои дорожной одежды.

На строительных площадках установлены временные маяки.

На участке уже уложено около двух миллионов кубических метров песка.

Ниже воды и земли

В начале жилой застройки на Морской набережной дорога в буквальном смысле уходит под землю - в своеобразную выемку. Магистраль прокладывают ниже уровня Финского залива и ниже уровня земли. И так она тянется практически на протяжении всей набережной на глубине 4-11 метров. Сделано это для того, чтобы местные жители не видели и не слышали транспортного потока (кстати, для дополнительной шумоизоляции генподрядчик меняет окна в близлежащих домах).

Готовая дорога

Территория выемки

В выемке реализована еще одна сложная техническая задача - оборудованы стены в грунте. Они уходят под землю на 27 метров (представьте десятиэтажный дом). Стены выполняют как функцию опоры, предотвращают обвал грунта, так и противофильтрационной завесы, которая не дает проникнуть к дорожному полотну грунтовым водам. Суммарная протяженность стен без тоннеля - 4, 8 км. На устройство стен ушел год.

Стены в грунте

В выемке же находится и самая глубокая точка дороги - тоннель под рекой Смоленка. Он пройдет на отметке минус 11 метров от уровня моря. А с учетом того, что под тоннелем необходимо будет оборудовать дренаж, дорожное основание, то глубина достигнет и всех 14 метров. Над тоннелем оборудуют бетонное искусственное русло Смоленки 50 метров шириной и два метра глубиной. Протяженность самого тоннеля 300 метров. В его кровле оставят световые проемы в виде стеклянных куполов, которые будут возвышаться над землей. Это и практично - дополнительное освещение, вентиляция, - и зрелищно. Над тоннелем обещают благоустроить прогулочную зону.

Место будущего тоннеля

Смоленка

На этом объекте пока идут подготовительные работы. Для оборудования стен в грунте поочередно перекроют отсыпкой рукава Смоленки. Грунт здесь уже укрепили 2600 сваями, вбитыми на глубине 9-14 метров. Тоннель планируют закончить к октябрю 2015 года.

После тоннеля трасса идет на подъем. Перед съездом на набережную Макарова - опять же переходный участок с армогрунтовой насыпью. Здесь для укрепления грунта забито 3900 свай. А дальше магистраль тянется по эстакаде с подъемом на вантовый мост через Петровский фарватер.

Сваи для укрепления грунта.

Шкафная стенка - первая опора будущей эстакады на севере Васильевского острова.

На подъеме расположена одна из двух транспортных развязок — на набережную Макарова с четырьмя съездами. Еще одна развязка находится в районе реки Екатерингофки. Она так же включает в себя четыре съезда, два из которых уже давно эксплуатируются, а два строят в рамках центрального участка ЗСД.

На объекте занято 200 единиц техники, 64 подрядные организации, из них шесть - иностранные.

С обслуживающим персоналом на строительстве центрального участка трудится, в среднем, порядка трех тысяч работников.

Фантастика и футуризм

Пока мы вместе с Сергеем Николаевичем объезжали стройку на севере Васильевского острова, пришла новость с южной его части: строители приступили к монтажу первого на участке козлового крана. Сооружение предназначено для сборки и укрупнения металлоконструкций. Кран незаменим в процессе продольной надвижки. На возведение самого крана уходит почти целый день. Всего таких громадных сооружений на участке возведут порядка 7-8 штук.

Монтаж первого козлового крана

Вообще же, масштабы возводимых объектов и используемые технологии действительно поражают. Строительные пейзажи — почти что готовые декорации для фантастических фильмов. Тут - лес громадных бетонных опор, там - пеньки тысяч свай. Не удивительно, что съемки своей новой картины в районе улицы Савушкина проводил Алексей Герман (младший).

Будущая эстакада

К каждой опоре прикреплена отражающая марка со специальным покрытием, с помощью которой проводят инструментальное геодезическое наблюдение за возведенной конструкцией.

Сергей Онопа пригласил посмотреть на центральный участок через полгода, когда будущая магистраль вырисуется еще четче. Оказалось, что строительство активно продолжится и зимой. Современные технологии позволяют проводить практически все работы в морозы без потери производительности. Что ж, обязательно приедем - посмотрим.


P.S. Что любопытно и приятно удивляет, так это чистота на такой масштабной стройке. На площадках не то, чтобы мусора не было, традиционной грязи и то сложно было найти. Белые кроссовки после насыщенной прогулки мыть даже не пришлось.

Таким будет центральный участок ЗСД в 2016 году

видео ООО «Магистраль северной столицы»

Посмотреть, как продвигаются дела на строительстве центрального участка ЗСД, вы можете в нашем

По свежеоткрытому центральному участку Западного Скоростного Диаметра. Сказать, что мы впечатлились - это вообще, считай, промолчать. От рамок оплаты на Богатырском проспекте до съезда на остров Декабристов - 4(!!!) минуты, до Екатерингофки - около 12, и это мы даже больше сотки не разгонялись. Восторг после поездки был размазан жирным слоем у меня по лицу, поэтому через пару часов поехали смотреть на всю эту красоту уже с aleksorama . Заодно и сняли небольшое кино, а то с Сергеем только фоточек наделали. Сначала видео, там приятный музон и х4 ускорение, потом фотопост от Сергея.

P. S. Адовый ад с оплатой на съездах/заездах у Богатырского почти рассосался, Яндекс.Пробки сегодня уже начали рисовать более-менее спокойную ситуацию. Ждем введения оплаты:)

Сегодня в компании затестили центральный участок ЗСД, открытый позавчера.
Заезжали с севера, проехали до сьезда у Екатерингофки. Конечно, по сравнению с тем, что было - это как телепортация: 7 минут, и ты на Васильевском. 12 - и ты на Гутуевском острове, а там недалеко и до Обводного. Кажется пока с непривычки несколько нереальным. Плату пока не берут - месяц или два тестовые.


Вот карта этого "прокола" через весь город. Новооткрытый участок - красный, он самый сложный по трудоемкости и стоимости. Там мини-тоннель и несколько мостов, в том числе высотный над Канонеркой и Морским каналом. Также, Васильевский остров больше не будет изолированным во время разводки мостов: в любой момент туда можно будет приехать через ЗСД.

2. А мы развернулись и заезжаем на ЗСД-Центр в районе набережной Екатерингофки. Как видите, пост сбора оплаты пока в процессе строительства.

4. До Богатырского - 13 км! Всего лишь каких-то 10 минут езды. Фантастика.

5. Да, интересный момент, бросилось в глаза. Почему-то покрытие по пути "туда" (с севера на юг) - лучше, чем в верхнем ярусе (с юга на север). Тут оно негладкое и шершавое.

6. Выше был верхний ярус, а нижний (когда мы ехали с Богатырского) - выглядит вот так. Дорога очень гладкая.

7. Затем ЗСД огибает о-в Белый и пересекает мостом Большую Неву. Вдали виден Васильевский о-в и стройки на намывном периметре острова (слева). Хорошо уже виден и Газоскрёб .

8. Ещё вид на мост через Большую Неву.

9. Слева - Маркизова Лужа, прямо виден Газоскрёб.

10. Причудливым изгибом заезжаем на мост.

11. Ненадолго остановились с аварийкой.

12. Вид с моста. Как видите, неплохо виден не только Морвокзал, но и Исаакий. Дул сильный ветер, поэтому я быстро снял и юркнул в машину.

13. Продвигаемся к Ваське.

14. Здесь дорога уходит в выемку ниже уровня моря.

15. Газоскрёб становится постепенно ориентиром №1.

16. Мини-тоннель под каналом реки Смоленки (!).

17. Мы как раз в нём.

18. Наверху на намывной территории интенсивно строятся новые дома. Любопытно, что это уже третий слой поверх советского морского фасада: девелоперы дома строили и рекламировали с "видом на Финский залив", затем ещё раз и ещё раз. В общем, сумели кинуть рекламой покупателей аж дважды и не факт, что фокус не состоится в третий раз:)

19. Теперь проезжаем вантовым мостом фарватер Малой Невы - между Васильевским и Крестовским островами, Петровский же остаётся в глубине дельты.

20. Справа - многострадальный стадион. Тут останавливаться не стали: опасно, да и погода была очень некомфортная. Дорога везде 4-полосная в одну сторону.

21. А вот так выглядит транспондер для проезда по ЗСД. Сейчас образовались нехилые очереди за ним, я вчера стоял больше часа.

22. И на десерт, ещё красивый и наглядный снимок ЗСД-Центр, увидел в ФБ.

Схема платной современной автомагистрали Спб

Западный скоростной диаметр представляет собой современную автомагистраль протяженностью в 47 км, которая является связующим звеном Юга-Западной части Северной столицы, куда примыкает территория морского порта Санкт-Петербурга с Кольцевой дорогой, Васильевским островом а также с Курортным районом и трассой «Скандинавия». ЗСД даст мощное развитие Санкт-Петербургу не только как крупного мегаполиса, но и как одного из крупнейших транспортных узлов Европы.

Строительство ЗСД предусматривает наличие на нем уникальных мостовых сооружений, которые будут служить не только как элементы магистрали, но и для формирования морского фасада города.

Такие сооружения представлены следующими мостами:

    Двухъярусный мост длиной в 420 метров на пересечении с Морским каналом;

    Вантовый мост, расположенный над Корабельным фарватером, длина центрального пролета которого составляет 320 метров;

    Мост над Петровским фарватером с длиной центрального пролета в 220 метров;

Общая длина таких сооружений в центральной части Западного скоростного диаметра составит около 4,5 км. А общая длина мостовых сооружений, тоннелей и путепроводов равна 21 км, что составит 50% протяженности трассы, что облегчит движение по загруженным, плотным дорогам города.

Кстати, данные мосты уникальны и не имеют аналогов в России.

Съезды и развязки на Северном участке (работы не завершены)

  • Приморский проспект
  • Богатырский проспект
  • Шуваловский проспект
  • Дорога на Каменку
  • Пересечение с КАД в районе автомобильных заводов Ниссан и Хундай
  • Пересечение с трассой Е-18 «Скандинавия»

Этапы и сроки строительства ЗСД СПб

Строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге ведется с 2005 года. Строительство ведется весьма интенсивно. Каждый год был плодотворным в осуществлении поставленных целей в строительстве. Доказательством этого являются следующие данные: В октябре 2008 года уже пустили первую очередь диаметра (всего их 5).

В сентябре 2010 года стало возможным осуществлять движение по участку третьей очереди. Такой участок имел следующие границы: это автозавод Hyundai и кольцевая дорога. В октябре того же года, по второму участку дороги возобновилось движение до улицы Благодатной. А спустя год, 29 декабря 2011 года стало частично доступно движение в районе пересечения Западного скоростного диаметра с Кольцевой дорогой (рядом с автозаводом Hyundai).

Подробная информация про ЗСД на официальном сайте

Карту развязки Западного скоростного диаметра можно посмотреть на официальном сайте http://www.whsd.ru/map.html , где для удобства выделены открытые участки трассы так и участки, находящиеся на стадии строительства. Кроме этого на официальном сайте вы найдете всю необходимую для вас информацию, например, о тарифах на проезд на трассах ЗСД, подробную информацию о проекте, информацию о вакансиях, контакты. В разделе «фотогалерея» можно увидеть фото общего вида трассы. Удобное меню сайта позволит вам быстро находить ответы на самые актуальные вопросы, ознакомиться с дорожной сводкой, тарифами и способами оплаты.

Северный участок ЗСД, Планерная улица

Улица Планерная, относящаяся к Северному участку ЗСД благодаря наличию съезда и заезда делает возможным совершить маршрут движения, траектория которого проходит через центр города и Приморский район и ведет в Белоостров.

Южный участок ЗСД

Южный участок ЗСД является, пожалуй, самой важной и неотъемлемой части магистрали. Особо актуален этот участок для крупногабаритных транспортных средств, совершающих маршрут в Морской порт Санкт-Петербурга, минуя заторы и пробки.

Центральный участок ЗСД

Строительство центрального участка ЗСД планируется в последнюю очередь, в 2014 году, поскольку здесь сосредоточено наибольшее количество искусственных сооружений, число которых приравнивается к 10-ти, три из которых – развязки, а протяженность составляет 8,95 км.

Тарифы на проезд по ЗСД (пока на Северном участке терминалы оплаты не установлены, можно ездить бесплатно)

Стоимость проезда по Западному скоростному диаметру будет варьироваться от 10 до 100 рублей Поскольку ЗСД представляет собой платную автомагистраль, то администрацией разработаны определенные тарифы на проезд, которые действуют с 01.01.2011 года и рассчитаны на одну поездку и варьируются от вида транспорта и времени суток. Стоимость на проезд днем для легковых автомобилей и мотоциклов составляет 30 рублей, а ночью с 23.00 до 06.59 - 10 рублей.

Для крупногабаритных легковых автомобилей, типа Hummer, автобусов и грузовых автомобилей с 2-мя осями цена проезда идентична цене для автомобилей предыдущей категории. А вот, для транспорта с 3мя осями (тяжелые грузовые автомобили и крупные трехосные автобусы, и автомобили с одноосными прицепами) цена составит днем 70 рублей, а ночью 30 рублей.

Седельные тягачи, автопоезда и авто с 2-осным прицепом оплачивают за проезд 100 рублей в дневное время и 50 рублей в ночное. Оплачивать проезд можно как наличными, так и с помощью бесконтактной смарт-картой и транспондера.

Санкт-Петербург (новое строительство)
Проектирование, разработка рабочей документации, строительный контроль
Период работ по проекту: 2004 - 2016
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АО «Западный скоростной диаметр»

Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге – один из проектов, давших мощный импульс развитию Северной столицы как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы. Эта современная многополосная трасса соединила Юго-Западную часть города с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом, Курортным районом и трассой «Скандинавия». ЗСД – крупнейший в России транспортный проект, реализованный в рамках государственно-частного партнерства, который определил развитие Санкт-Петербурга в качестве крупного транспортного узла мирового уровня.

Магистраль ЗСД проходит (с юга на север) от пересечения Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД) с Дачным пр. – вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца – через район Кировского завода к Лесному порту – по акватории Финского залива и вдоль западной оконечности Васильевского острова и Петроградской стороны – по территории Приморского и Выборгского районов (пересекая КАД у автозавода «Хендай») и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе поселка Белоостров (Курортный район). Магистраль связывает Морской порт с важнейшими федеральными трассами. Большое количество искусственных сооружений в составе трассы связано с необходимостью пересекать плотную городскую застройку, водные объекты, включая обширные участки Невской губы.

Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всем протяжении магистрали. Характерные сооружения – дугообразные опоры освещения, криволинейное шумозащитное ограждение создали единый архитектурный стиль трассы, поэтому ЗСД воспринимается не просто как автодорога, а как единый инженерно-архитектурный комплекс.

Западному скоростному диаметру принадлежат два рекорда по одним из самых протяженных мостовых сооружений в России:

1. Второе место по протяженности в России – южная эстакада основного хода с мостами через Морской канал и Корабельный фарватер – 9378 метров.
2. Третье место – северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер – 8794 метров.

Основные характеристики:

  • общая протяженность – 46,6 км
  • количество полос движения на различных участках – от 4 до 8 (в двух направлениях)
  • максимальная интенсивность движения – 140 тыс. автомобилей в сутки
  • общая протяженность искусственных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели) – 21 км
  • количество транспортных развязок – 14 (в том числе 6 перспективных).
В составе ЗСД построены уникальные для России мостовые сооружения, которые стали неотъемлемой частью морского фасада Санкт-Петербурга:
  • Двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом:
    – длина моста – 1020 м
    – длина центрального пролета – 168 м
    – подмостовой габарит по высоте – 52 м
  • Вантовый мост над Корабельным фарватером:
    – длина моста – 620 м
    – длина центрального пролета – 320 м
    – подмостовой габарит по высоте – 35 м
  • Вантовый мост над Петровским фарватером:
    – длина моста – 581 м
    – длина центрального пролета – 240 м
    – подмостовой габарит по высоте – 25 м.

Строительство ЗСД

Строительные работы на ЗСД начаты осенью 2005 г. 30 октября 2008 г. состоялся пуск I очереди ЗСД. В мае 2011 г. на открытом участке ЗСД (I очередь и часть II очереди до Благодатной ул.) введен платный проезд. 18 сентября 2010 г. открыто движение по участку III очереди от площадки автозавода Hyundai до Кольцевой автодороги. 14 октября 2010 г. состоялось открытие движения на участке II очереди до Благодатной ул. 29 декабря 2011 г. открыто (частично) движение по транспортной развязке на пересечении ЗСД и Кольцевой автодорогой в районе автозавода Hyundai. 10 октября 2012 г. состоялся пуск участка II очереди ЗСД от Благодатной ул. до р. Екатерингофки. Таким образом, был введен в строй весь южный участок магистрали. 2 августа 2013 г. состоялся пуск северного участка магистрали. В торжественной церемонии открытия принял участие Президент РФ В.В. Путин. В 2013 г. началось строительство самого сложного Центрального участка магистрали. 2 декабря 2016 г. открыто сквозное движение по центральному участку ЗСД. В торжественной церемонии принял участие резидент РФ В.В. Путин.

I очередь – от транспортной развязки с КАД до развязки с Ленинским пр. с Краснопутиловской ул. Протяженность 5,7 км, включая выходы на трассу ЗСД из III и IV районов порта в составе I очереди по новой магистрали в створе Автомобильной ул. Протяженность искусственных сооружений – 3,9 км.

Искусственные сооружения I очереди:

  • 3 эстакады длиной 1865 м, 511 м (в обратном направлении 548 м) и 267 м
  • путепровод через Ленинский пр., длина 272 м, схема (42+44+56+44+2×42) м, в обратном направлении длина 229 м, схема (42+44+56+42) м
  • путепровод через Краснопутиловскую ул., длина 229 м, схема (63+78+48+38) м
  • транспортная развязка с Кольцевой автодорогой, Дачным пр. и Предпортовой ул., в составе семь съездов общей протяженностью 2,38 км
  • транспортная развязка с Ленинским пр. и Краснопутиловской ул., в составе четыре съезда общей протяженностью 827 м.
Подключение к ЗСД 3-го и 4-го районов Морского порта Санкт-Петербурга:
  • 3 путепровода через железнодорожные пути общей протяженностью 122 м
  • 3 эстакады длиной 74 м, 179 м (в обратном направлении 59 м) и 103 м
  • эстакада под пункт сбора платы длиной 206 м
  • путепровод через пр. Народного Ополчения, длина 130 м, схема 40+51+38 м.

II очередь – от транспортной развязки с Краснопутиловской ул. до развязки с набережной реки Екатерингофки. Протяженность 5,2 км, протяженность искусственных сооружений – 4,3 км.

Искусственные сооружения II очереди:

  • 4 эстакады длиной 335 м, 942 м, 335 м и 1462 м
  • мост через р. Екатерингофку, длина 155 м, схема (76,6+75,86) м, ширина 2×21,4 м, двухъярусная ферма с ортотропной плитой
  • транспортная развязка с Благодатной ул. (4 съезда)
  • транспортная развязка в районе р. Екатерингофки (2 съезда длиной 557 м и 231 м).

На эстакадах 3-го и 4-го участков II очереди (между пр. Стачек и р. Екатерингофкой) – в связи с тем, что трасса проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки, – проектировщики применили уникальные двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом направлении поверху (по 4 полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане переменного радиуса с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.


III очередь – от транспортной развязки с Богатырским пр. до развязки на примыкании к автомобильной дороге Е-18 «Скандинавия». Протяженность – 22,7 км, протяженность искусственных сооружений – 2,3 км.

Искусственные сооружения III очереди:

  • путепровод через Шуваловский пр. с эстакадой, длина 1224 м, схема (51×26) м
  • мост через канал, длина 370 м, схема (39,5+6×48+42) м
  • мост через р. Каменку, длина 312 м, схема (12×26) м
  • мост через р. Черную, длина 162 м, схема (33+39+45+44) м
  • эстакада над Кольцевой автодорогой, длина 234 м, схема (24х2+22+24х2+33х2+24х2) м
  • мост через р. Черную, длина 30 м
  • путепровод, длина 30 м
  • путепровод, длина 686 м, схема (45+63+54+45+2×46+9×42) м
  • мост через р. Сестру, длина 235 м, схема (48+2×69+48,5 м) м
  • транспортная развязка с Кольцевой автодорогой, в составе 8 съездов
  • транспортная развязка на примыкании к автодороге Е-18 «Скандинавия», в составе 4 съезда.

IV очередь – от транспортной развязки с набережной реки Екатерингофки до ул. Шкиперский проток. Протяженность – 5,7 км, протяженность искусственных сооружений – 5,2 км.
Искусственные сооружения IV очереди:

  • эстакада подхода к мосту через Морской канал, длина 836,8 м, схема: (2х75+65,7)+(74,7+90+73,8)+(42,31+51+41,7)+(71,7+84+81,9) м
  • мост через Морской канал, длина 1020 м, двухъярусная ферма, ширина 20,4 м, схема: (144+120)+(156+168+144)+(144+144) м
  • мост по контуру о-ва Белый, длина 973м, схема (63,8+63,8)+2х(63,8+63+63+63,8)+(84,8+84+84+84,8) м; ширина от 38,5 до 42 м
  • мост в устье Большая Нева на подходе к вантовому мосту через Корабельный фарватер (левый по ходу пикетажа) длина 672,8 м, ширина от 39 до 40 м, схема: (84,8+84+84,8)+(85+105+125,6+103,5) м
  • мост через Корабельный фарватер, длина 622,4 м, ширина 38,6 м, схема: (150+320+150) м
  • мост в устье реки Большая Нева на подходе к вантовому мосту через Корабельный фарватер (правый по ходу пикетажа), длина 1211 м, ширина 36 – 38 м, схема: (102+126+102+2x84)+(5х84+3х63)+(4x24) м
  • две эстакады на съездах транспортной развязки в районе р. Екатерингофки, длина 118,8 м и 896 м.

V очередь – от ул. Шкиперский проток до транспортной развязки с Богатырским пр.
Протяженность – 8,4 км, протяженность искусственных сооружений – 5,9 км.

Искусственные сооружения V очереди:

  • тоннель под р. Смоленкой, длина 403 м, ширина 32 м
  • эстакада на подходе к мосту через Петровский канал, длина 533 м
  • мост через Петровский канал, длина 580 м, схема (60+110+240+110+60) м
  • мост через устье Средней Невки и Большой Невки, длина 1709 м, схема (2×75+84+5×105+85+87+2×126+2×106+2×105+106) м, ширина 41 м
  • эстакада на подходе к мосту через устье Средней Невки и Большой Невки, длина 441 м
  • путепровод через Приморский пр., длина 253 м, схема 43+3×45+2×43+3×45+43) м, ширина 41 м
  • эстакада с путепроводом на Приморском шоссе через железнодорожные пути, ул. Школьную, Мебельную, Проектную и Оптиков, длина 1363 м
  • путепровод через Ситцевую ул., длина 31 м, ширина 32 м
  • путепровод через Богатырский пр., длина 105 м, схема (2×51) м, ширина 30 м
  • транспортная развязка с наб. Макарова. Намывные территории Васильевского острова
  • транспортная развязка с Приморским пр.
  • транспортная развязка с Богатырским пр.
На каждой из очередей построены по два пункта взимания платы (для проезда в обоих направлениях).

В вашем браузере отключен JavaScript


ЗСД – трасса инновационная в самых разных отношениях. Это первая скоростная магистраль, соединяющая южную и северную окраины Петербурга с его центральными районами, а также первая платная автодорога Северной столицы.

В составе ЗСД запроектированы уникальные для России мостовые сооружения центрального участка ЗСД, которые стали неотъемлемой частью морского фасада Санкт-Петербурга:

– двухъярусный мост на пересечении с главным судоходным фарватером города – Морским каналом (длина моста 734 м, длина центрального пролета 168 м, подмостовой габарит по высоте 52 м);

– вантовый мост над Корабельным фарватером (длина моста 620 м, длина центрального пролета 320 м, подмостовой габарит по высоте 35 м);

– вантовый мост над Петровским фарватером (длина моста 580 м, длина центрального пролета 220 м, подмостовой габарит по высоте 25 м).

Значительная часть трассы ЗСД проходит по узкому коридору в условиях плотной промышленной застройки. На участке II очереди между пр. Стачек и р. Екатерингофкой дефицит свободной площади ощущался особенно остро. В этой связи проектировщиками на данном участке, а также на части IV очереди были применены двухъярусные фермы, обеспечивающие движение в одном направлении понизу, а в другом – поверху (по 4 полосы в каждом направлении). Фермы расположены на кривой в плане, причем переменного радиуса, с виражами и переходными участками, что крайне редко встречается в практике двухъярусных пролетных строений. Максимальная длина пролета – 144 м.

Есть в проекте ЗСД и другие, менее масштабные, но интересные решения. Например, пункт сбора платы на съезде на Автомобильную улицу (а составе I очереди), построенный в два яруса из-за крайне стесненных условий. Устройство противофильтрационной завесы для земляного полотна в выемке на Васильевском острове.

«Стена в грунте» – это эффективное техническое решение по устройству противофильтрационной завесы, экономически более целесообразное, чем использование шпунта или буросекущих свай. Решение успешно реализовано при строительстве центрального участка ЗСД

08.04.2019

Российский конкурс «Алюминий в архитектуре 2019» прошел в рамках международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» (AlumForum). Участников конкурса приветствовали председатель Союза архитекторов России Н. Шумаков, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации И. Казовская, директор по развитию потребления алюминия в России и странах СНГ компании РУСАЛ Ю. Шивилов и председатель жюри конкурса – основатель архитектурного бюро «Giencke & Company Architects» Ф. Гинке (Австрия).