Известный цыганский певец. Под волчьим солнышком

Пётр Деметр добавил Знаменитые цыгане России. Скворцова Мария Васильевна Заслуженная артистка РСФСР (1947). Из воспоминаний И.И. Ром-Лебедев («От цыганского хора к театру «Ромэн»): "Родилась Маша в таборе, в 1888 году, в семье кочевых цыган Хлебниковых. Отец – Василий Николаевич, занимался исконным цыганским делом – барышничеством: менял, продавал коней. Мать – Олимпиада Евграфовна как и все таборные цыганки, гадала, ворожила. Надо сказать, что из многочисленных семей Хлебниковых вышли известные москвичам дирижёры, композиторы, певцы, актёры. Семья Хлебниковых, в которой родилась Мария Васильевна Скворцова, в середине лета 1888 года прикочевала к Москве и раскинула шатёр на окраине Петровского парка. Там-то и появилась на свет первая и единственная дочурка – Манька – на радость родителям, голосистая и плясунья. С восьми лет она стала помогать матери – пела и плясала на базарах и бульварах Москвы. В 1903 году, когда Маньке исполнилось 15 лет, семья Хлебниковых покончила с кочевьем и осела под Москвой, в селе Всехсвятском. Родители продолжали заниматься своими цыганскими делами, а 15-летнюю Маньку взял в свой хор известный московский дирижёр Фёдор Соколов, работавший в то время в ресторане «Яр». В хоре Соколова и началась творческая жизнь Маньки Хлебниковой, теперь уже – Маши. Маша плясала. Плясала по таборному и так, как плясали в те годы городские цыгане. Петь начала только в 1922 году, когда ей исполнилось 34 года. Пела она весёлые песни городских цыган и заканчивала их бурной, темпераментной пляской. В 20-х годах она уже работала в цыганских хорах известных московских дирижёров Ивана Григорьевича Лебедева и Егора Полякова, выступавших в лучших загородных ресторанах Москвы – «Стрельне» и «Яре». К тому времени Мария Васильевна была уже не Хлебникова, а Скворцова. Но недолго прожила она с мужем: в лютый мороз Скворцов присел на уличную скамейку, задремал и замёрз. Примерно через год именитый граф, завсегдатай ресторана «Яр», большой любитель цыганских песен, сделал ей, уже знаменитой московской певице, предложение. Через некоторое время Маша Скворцова вышла за него замуж, но фамилию свою не меняла. Для москвичей осталась – Маша Скворцова. В 1918 году граф решил уехать за границу, уговаривая Машу ехать с ним. Она отказалась. Граф уехал. Маша осталась в Москве. Во время нэпа, когда вновь открылись рестораны, графиня Скворцова продолжала работать в хоре Егора Полякова и Лебедева. По-прежнему пела и плясала… В январе 1931 года Маша, теперь уже Мария Васильевна, - нежданно-негаданно появилась в только что рождённой Студии будущего цыганского театра «Ромэн». Пришла величавая, великолепно одетая, красивая, но с «родимым пятном», отмеченным табором. – Она не умела ни читать, ни писать. Только работая в театре, Мария Васильевна окончила 5 классов вечерней школы. После чего окружила себя книгами. Читала много. До этого учила роли на слух. При своём появлении она заявила: «Хочу работать в нашем, цыганском театре. Плясать в ресторане уже не могу. Хочу стать актрисой». Мы, студийцы, были горды тем, что Мария Васильевна пришла в нашу студию – знаменитость! – и относились к ней с большим уважением. Если других актрис называли только по имени: Ляля, Марина, Нина, то её – не иначе как Мария Васильевна… Во всех спектаклях она была настолько яркая, самобытная, правдивая, что года через 2 года о Марии Васильевне заговорила вся театральная Москва. Она была очень хороша в роли Матери в «Кровавой свадьбе» Гарсия Лорки, в роли Доротеи в «Кармэн» П.Мериме, в роли старой цыганки в «Цыганах» А.Пушкина, в «Цыганке Азе» М.Старицкого, в «Цыганочке» Сервантеса, а уж в фольклорных, цыганских спектаклях – и говорить нечего. О Марии Васильевне Скворцовой писали, говорили… Её любили. Несмотря на это, она продолжала учиться и наравне с молодёжью театра занималась во всяких кружках и семинарах по повышению актёрского мастерства. Творческий успех Марии Васильевны рос и рос. Ей было присвоено звание Заслуженной артистки республики. Избирали её и в депутаты районного совета. В 1960 году, в зале ВТО, театр отмечал её 70-летие. Зал был переполнен. Лучшие актёры московских театров, режиссёры, композиторы, художники и, конечно, кинохроника пришли поздравить талантливую актрису цыганского театра. Когда началось чествование, Марию Васильевну торжественно вывели на сцену старейшие актрисы, звёзды Малого театра. После выступления многочисленных делегаций, подарков и цветов Мария Васильевна встала, низко поклонилась всем – и тем, кто был на сцене, и кто был в зале, и тут же развернула, как крылья, цыганскую шаль и запела… Запела весёлую народную песню. И закончив её, перешла в танец… старинный таборный танец – величественный и благородный. Весь зал встал! Все стояли и бурно аплодировали 70-летней артистке. Умерла она в 1964 году так и не получив заслуженного звания «Народная артистка»…, хотя она была по-настоящему народна. Похоронена на Новодевичьем кладбище – мир праху её и вечная память!»

Их обращение отражало глубокую амбивалентность большинства общества в отношении присутствия цыган и кочевого образа жизни. Однако, вместо того, чтобы быть полярными противоположностями, мы могли бы понять эти стереотипы как две стороны монеты - как результат тенденции видеть цыганскую жизнь через объектив озабоченностей и предположений основного общества - вместо того, чтобы быть обоснованными в реальности. Независимо от того, сформулированы ли они позитивно или негативно, эти стереотипы проистекают из предположения, что цыгане были необратимо отделены от остальной части населения.

1. «Цыгане» - собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т.ч. литература.

3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.

4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).

Тем не менее, вопреки этим стереотипам, цыгане и путешественники торговали, работали и жили вместе с остальным населением: например, анализ традиционных песен, исполняемых цыганами и путешественниками, демонстрирует значительное совпадение с теми, которые существуют в более широком обществе, высокая степень взаимодействия между общинами, особенно в условиях случайного сельскохозяйственного и сезонного труда. Цыгане жили в пригородных лагерях или даже дешевом жилье в городах зимой вместе с рабочими группами, производя и продавая товары, которые весной и летом двигались в регулярных кругооборота по сельской местности, подбирая сезонные работы, ярмарки и ярмарки.

5. Поскольку цыгане группы рома - явные европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.

6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т.е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

Их экономическое выживание не только не было «отдельным народом», а фактически зависело от тесного взаимодействия с более широким населением. Наряду с такими явлениями, как возрождение народной песни, культом «на открытом воздухе» и ранними караванными движениями появилось движение любительских «джентльменских ученых», самозваных «гипсологов», которые проявили интерес к записи истоков, языка и обычаев британских цыганских путешественников. Существенно, что такие цыгане всегда изображались как «чистокровные» или «истинные» цыгане, в значительной степени не затронутые современной, индустриализированной Британией.

7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита.

8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индийцы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индийцев предположительно касты "дом" покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины. Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.

Как писал один гюпсиолог Артур Симонс в начале 20-го века. Крайне важно, что для того, чтобы эти стереотипы находили резонанс в современной Британии, гипсиологи построили теорию об упадке расовой чистоты цыган, поскольку они все чаще смешивались и выходили замуж за «вырожденных» членов поселенческого населения. Они разработали расовую иерархию, в которую помещались «чистокровные» цыгане, которые, как полагали, говорили лучше всех цыган, наверху; а затем «дидикай», полукровки или «пики» - группы с разной пропорцией цыганской крови в зависимости от того, какой источник читается; и «мамперы», которые были бродягами, не имевшими ромского происхождения, внизу.

9. Византию цыгане начали покидать в период завоевания её мусульманами. Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

10. Есть гипотеза, что прозвище "египтяне" цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово "цыгане": "атсингане". Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли "рома" и сами себе дали прозвище "кале", т.е. чернявые, смуглые

Чтобы запутать «истинного» цыгана с разведенной кровью, была представлена ​​как серьезная ошибка, которая привела к тому, что большая несправедливость была направлена ​​на чистоту живых цыган. Последние, уменьшаясь по мере роста века, превосходили по нраву, нравам и занятиям своих дегенеративных и обедневших «смехотворных братьев». Считалось, что эти породы унаследовали все пороки цыган и гауджо, но ни одна из их добродетелей.

Для гыпериологов, стремящихся открыть Золотой век и чистую цыганскую культуру, этот взгляд позволил им продолжить свои теории домашних животных, при этом любые противоречивые выводы были отвергнуты в результате культурного загрязнения и ошибочного отношения. Это позволило гипсиологи дистанцироваться от убогих, городских путешественников, которые существовали вокруг всех крупных городов Великобритании и любых других элементов, которые падали на романтические представления о сельской цыганской идиллии.

11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

Подобно тому, как импульс к романтизму цыган получил свое начало в конце 19 века, так же негативные стереотипы, так как растущее мнение показало, что путешественники не в курсе современного общества. Наряду с давними убеждениями о ленивом и беззаконном характере цыган возникали новые опасения по поводу их антисанитарных привычек, которые считались анахронизмом в стране, которая все чаще устанавливала свой жилищный и санитарный закон. К этому добавились выраженные чувства, что они избегали уплаты налогов и, следовательно, уклонялись от обязанностей, связанных с современной жизнью.

13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

Такие взгляды приобрели почву, особенно в периоды социальных трудностей. Во время Второй мировой войны цыгане были обычным козлом отпущения для прессы, который изображал их как ширкеров и дезертиров, способных избежать призыва через свой кочевничество и избегая нормирования путем браконьерства и кормления. Понятно, однако, что ежи не нормируются. Не имея политического голоса или представительного органа, цыганские путешественники отреагировали на это закрепление стереотипов, не оспаривая их, а работая по их параметрам.

Он заметил, что эффект этого «переноса вины» заключался в том, чтобы отвлечь враждебность обвинителя от этого конкретного человека до отсутствующей аутсайдерской группы, которую обе стороны согласились, в принципе неспособной поддерживать кочевой образ жизни. Хотя в краткосрочной перспективе это была «привлекательная стратегия для отдельного путешественника», она не лишена своих недостатков, поскольку она служила для подтверждения расистских определений.

14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган - III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в канибализме.

Путешественники, приравнивая право путешествовать с ложными определениями чистоты крови. Путешественники модернизировались вместе с остальным обществом и не являются «тайными людьми», живущими в манере своих прадедов. Мы можем задаться вопросом о платьях и турах по свадебным местам, отменяющим бронирование, когда они находят, что они будут принимать свадьбу путешественника, но это не означает ни понимания места цыганских путешественников в британском обществе, ни позитивных политических действий.

Уязвимые из-за их отсутствия романтической визуальной привлекательности и неспособности привлечь политическое представительство, путешественники сталкиваются с активным предрассудком не только Совета Базильдона, но и советов по всей стране, которые решают не только, что Путешественники не могут оставаться на своей собственной земле, но также что в его районе нет места сообществу путешественников.

18. В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

Нам, безусловно, пора выходить за рамки стереотипов, которые служили «Цыганским путешественникам», устоявшимся обществу и историческому анализу, которые так болели на протяжении веков, и вместо этого имеют силу охватить разнообразие и богатство, представленные британскими кочевыми общинами. Видя, что 80 семей, помещенных на шоссе, будут позором Британии столько же, сколько изгнание Саркози из Ромы из Франции. Бекки Тейлор - автор книги «Меньшинство и государство: путешественники в Британии в 20 веке».

Происхождение цыган и летних путешественников

Цыганская культура добавила в наш мир неизмеримое богатство, осознание и импорт. И, как и многие племенные, коллективные народы безжалостно преследовались. Это черты цыганских культур, которые были для меня значимыми. Ниже приведена небольшая информация, которая может быть для вас новой. Большинство изображений не являются положительными.

20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

В основном потому, что жизнь цыган, кажется, летит перед нашими цивилизованными представлениями о прогрессе и успехе. Как следует из их названия, цыгане изначально считались прибывшими из Египта. Тем не менее, всегда возможно, что в Европе были цыгане, прежде чем они получили это официальное признание. Проследив развитие своего диалекта, лингвистического сочетания, называемого англо-цыганским, ученые смогли проследить движение цыган на всем европейском континенте. Здесь мы собираем их рассказ. Из-за их странствующего образа жизни цыгане Англии сыграли уникальную роль как в экономической сфере, так и в развлекательном бизнесе общества девятнадцатого века.

23. Цыгане - известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т.п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа).

Цыгане - раса кочевников. Цыгане Англии девятнадцатого века путешествовали по сельской местности, неся все свои вещи в крытых вагонах и катках, где бы они ни остановились. Для цыган путешествия - это не развлечение или досуг, а образ жизни. На самом деле, общее убеждение последней части девятнадцатого века предполагало, что склонность путешествовать, называемая «блужданием», была продуктом генетических детерминант. Это мнение послужило основанием для утверждения о том, что «для цыган было так же естественно двигаться, как и большинство населения, чтобы оставаться в одном месте».

24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т.ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, Хоакин Кортес, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую и мировую культуру.

Другим аргументом этого периода времени было то, что маршрут стал результатом социализации для путешествующего образа жизни. Поэтому «быть воспитанным как кочевник и привыкший к суровым путешествиям с раннего возраста, несомненно, увеличило бы вероятность межпоколенческого мировоззрения». Каким бы ни был его источник, странный образ цыган, естественно, заставлял его заняться мобильностью. Тогда в экономической сфере цыгане взаимодействовали с устоявшимся обществом.

Как в девятнадцатом веке, так и сегодня, цыгане сыграли важную экономическую роль в обществе. В Англии девятнадцатого века они зарабатывали на жизнь, главным образом, на охоте и возиться. Таким образом, цыгане заполнили мелкомасштабные и нерегулярные требования к товарам и услугам у негритянского населения. Цыгане также отвечали высоким требованиям сезонной занятости на фермах. В конце лета и начале осени цыгане собирали фрукты и овощи. Такой вид занятости был «обильным, регулярным и временным» и, таким образом, идеально подходит для цыганского образа жизни.

26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

27. По данными МВД Украины, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация и в России.

Они также следовали за множеством других профессий, таких как изготовление стульев, изготовление корзин, уловка крыльями, работа с проволокой, шлифовка, вождение, продажа фруктов, рыбы и глиняной посуды, а также ремонт мехов. Однако, цыганский образ жизни был не все работает и не играли.

Помимо этих трудовых функций, интересна еще одна деятельность, в которой участвуют цыгане. Они танцевали, пели и играли на музыкальных инструментах. Тем не менее, форма развлечения, для которой цыгане, пожалуй, самые известные, - гадание. Цыганские женщины продавали богатства на ярмарках и получали значительную прибыль. Они читают ладони и карты таро, бросают заклинания и заклинания. В Англии девятнадцатого века гадание было эквивалентом современного гороскопа и воспринималось многими как серьезно.

28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Македонии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.