Читаю тексты, но ничего не понимаю. Почему и что с этим делать? Что делать, если я тупой? Признаки тупости. Почему человек чувствует себя тупым

15

Душевный переплет 10.06.2017

Дорогие читатели, сегодня мы продолжаем нашу рубрику , которую ведет Хуторная Елена, писатель, блогер, создательница интуитивных карт. И на этот раз наш разговор пойдет о такой знакомой всем теме непонимания. Как часто мы сталкиваемся с этим в жизни, пытаемся противостоять, бороться… Но тот ли это способ, с помощью которого действительно можно что-то изменить? Давайте посмотрим на это с разных сторон. Передаю слово Лене.

Добрый день, дорогие читатели блога Ирины. Согласитесь, проще всего, когда тебя не понимают, просто тоже обидеться на всех. Или вздохнуть тяжело и горестно, мол, ну что взять с вас, убогих… Или можно ввязаться в яростный спор, или уйти в глухое неприятие, или сделать вид, что все нормально, а самому чахнуть внутри и снедать себя невысказанным раздражением… Но что принесут нам эти привычные схемы поведения? Что, кроме негативных эмоций, испорченных отношений? Возможно, мы испытаем чувство превосходства или будем полны осознания собственной правоты. Но стоит ли это того, чтобы переживать все эти чувства? И если не это, то все-таки что делать, если тебя не понимают?

Часто непонимание мы расцениваем как нежелание людей делать что-то для нас, и, как следствие, действительно начинаем винить их в нелюбви к нам, в нежелании проявить к нам внимание, сочувствие. И сами чувствуем себя от этого потерянными, ненужными, нелюбимыми…

Увидеть себя в других

Однако, когда мы испытываем нечто подобное, всегда стоит задать себе вопрос – а вполне ли мы сами понимаем тех, кто рядом с нами? Ведь наверняка бывает такое, что они тоже винят нас в непонимании. И нам в такие моменты кажется, что у нас-то, в отличие от некоторых, есть все причины вести себя так, как мы это делаем. И это так – у всех всегда есть обоснования собственным поступкам.

Не надо думать, что уж мы так, как другие, ну никогда не делаем – просто мы этого не замечаем. Так же, как окружающим, нам кажется в такие моменты, что они просто делают из мухи слона, когда предъявляют нам какие-то претензии.

К примеру, жене хочется, чтобы дома было чисто, и она ругается с мужем, чтобы он разувался на коврике, а не ходил в обуви по всей квартире. А мужу кажется, подумаешь, коврик, обувь – делов-то. Но вот жена точно могла бы не звонить ему по пять раз, пока он едет по междугородней трассе в одну из своих командировок или возвращается из нее. Уж и объяснял ей, и спорил, и просто пытался трубку не брать, но она так и продолжает – то беспокоится, доехал ли он, идет ли дождь, нет ли тумана, то вдруг вспоминает о других каких-то очень важных делах, которые обязательно нужно обсудить именно сейчас, пока он едет. Ей же кажется, что не так уж она его и отвлекает, сложно, что ли, ответить? Да и вообще, она же на секундочку и исключительно из заботы о нем…

Или молодая мама совершенно уверена в том, что ее трехлетний ребенок мог бы не реветь так из-за того, что они не успели зайти на детскую площадку. Вот она устала, ей еще обед готовить, она не выспалась, а утром еще и с папой повздорила – вот у нее проблемы, а детская площадка это разве проблемы? Ну завтра сходим, она же никуда не денется!

Непонимание из-за нежелания понимать

И так получается, что непонимание возникает тогда, когда мы сами не хотим понимать. Нам кажется, что окружающие вполне могли бы поступиться своими интересами ради нас, войти в положение, пожалеть нас, поддержать, а они вместо этого все тянут и тянут на свою сторону… Но мы-то тоже тянем.

Очень важно принять как есть, что для людей может быть очень важным то, в чем мы вообще не видим никакой важности. Думаю, именно в этом отчасти заключается секрет счастливых пар – они позволяют друг другу быть такими, какие есть. Может, не соглашаются иногда друг с другом, может, и высказываются на эту тему, пытаются друг друга убедить, но когда не получается, просто принимают это как есть, не пытаясь за это упрекать.

Жена оставляет в покое мужа, подтирает, подметает за ним пол. Может и поворчать при этом, но покупает коврик побольше, приносит ему из комнат все, что он мог забыть перед уходом из дома, и не таит на него злобы за это.

Муж обзаводится гарнитурой, чтобы можно было удобно говорить по телефону за рулем, и спокойно отвечает на все звонки жены: да, еду, все хорошо, дождя нет, тумана нет, машин мало, целую, любимая.

Молодая мама и правда устала, и нет времени сходить на детскую площадку, но она не ругается на ребенка, не винит его в непонятливости и капризности, а приходит с ним домой и придумывает ему другое занятие, не менее интересное, чем песочница и качели. Ребенок успокаивается, она спокойно готовит ужин, и даже остается пять минут, чтобы спокойно выпить чашку чая.

Ребенок еще не может осознанно сделать что-то для мамы, но благодаря ее поведению он будет спокойнее и сговорчивее и вечером наверняка благополучно ляжет спать, а не впадет в истерику от перевозбуждения.

Благодарность за понимание

Самое интересное, что когда мы начинаем с большей терпимостью и терпением относиться к окружающим, они тоже начинают проявлять больше внимания к нам, к нашим потребностям.

Это не значит, что мы должны молчать о своих желаниях или не озвучивать их снова и снова. Во-первых, окружающие должны быть в курсе о наших желаниях, чтобы знать, как сделать нам приятное. Во-вторых, бывает, то, что они не запоминают с первого раза, доходит до них с третьего, пятого или десятого – и к этому тоже надо относиться спокойно, ведь привычки не меняются сразу. Просто при этом не нужно требовать, скандалить и ставить ультиматумы. Нужно самим идти навстречу и проявлять то понимание, которое нам хотелось бы видеть в них.

Умение видеть свою ответственность

И, конечно, всегда надо помнить – это не люди такие, это мы такие, и потому в нашей жизни возникают такие ситуации. Это не муж такой непонятливый, не может поставить ботинки на коврик – это жена придает этому слишком большое значение. Это не жена такая назойливая, не понимает, что отвлекает его от дороги и рискует его жизнью – это, возможно, муж так видит заботу, которую должна проявлять любящая женщина, и если она не звонит ему несколько раз в день, сам чувствует себя ненужным и покинутым.

И дело, конечно, не в ребенке и не в площадке, а в том, что муж требует, чтобы к его приходу все было готово, убрано и постирано. А молодая мама не всегда все успевает и боится его упреков, а кроме того, считает, что он и сам мог бы ей хоть в чем-то помогать дома. Но и это не проблема мужа, а ее собственная – нужно разрешить себе не успевать и при этом не бояться упреков мужа. Она и так без дела не сидит, все, что успевает, делает, не успевает – пусть муж поможет. Не хочет помогать – его дело, но и ее вины тут нет.

Так что вместо того чтобы обижаться и доказывать свою правоту, нужно делать две вещи – с пониманием относиться к тому, кто не понимает тебя. И видеть проблему не в людях, а осознавать, что этот опыт не зря возник в твоей жизни, с тобой. И пытаться изменить не людей, а себя.

Подсказка от метафорических карт

Мы можем выполнить простое упражнение на метафорических картах. Выберете какую-то ситуацию в вашей жизни, связанную с непониманием. И после этого задайте себе один из следующих вопросов:

  • с чем связано возникшее непонимание?
  • что мне нужно понять и осознать, чтобы ситуация с непониманием разрешилась?
  • что мне поможет принять этот опыт?

В видеоролике представлена одна из моих колод интуитивных и метафорических карт. Видео можно посмотреть просто для удовольствия, для гармонизации и расслабления, а можно использовать для того, чтобы разобраться в себе. Если вам по душе второй вариант, сформулируйте запрос и выберите любой момент видео – на какую карту вы попадете, та и будет ответом на поставленный вопрос.

Карты в ролике повторяются два раза в разном порядке, так что вполне можно задать и несколько вопросов и выбрать несколько моментов видео, а значит, несколько разных карт.

Метафорические карты – это НЕ ГАДАНИЯ, это психология. У них нет фиксированных значений – обращаясь к ним, мы обращаемся к своему собственному подсознанию. Именно поэтому они не могут дать неправильных ответов. И, конечно, с помощью них можно работать над любыми другими запросами. Почитать подробнее об этом можете на моем сайте.

Как работать с метафорическими картами

Что делать, если нас не понимают

В заключение можно только еще раз повторить: ответом на вопрос, что делать, если тебя не понимают, всегда будет одно – понимайте сами. Прислушивайтесь к другим людям, старайтесь на все посмотреть их глазами, исходите из желания сделать лучше, а не победить и настоять на своей правоте.

Люди всегда безошибочно чувствуют эти скрытые мотивы, да и не такими уж скрытыми они получаются, потому что мы говорим совершенно разными словами, с разными интонациями, когда, казалось бы, говорим об одном и том же, но в разных состояниях. Так что просто будьте добрее, и в ответ на эту доброту добрее станет и мир вокруг вас.

С теплом,
Хуторная Елена

Я благодарю Лену за ее как всегда правильные и мудрые мысли. Конечно, в первую очередь надо стремиться понимать друг друга, и тогда в нашей жизни всегда будет тепло и любовь, и все трудности преодолевать будет намного легче.

Леночка, и хочу поздравить тебя с созданием видео ролика с твоими метафорическими картами. Чудесная работа! И посмотреть все можно наглядно, и просто поработать, и расслабиться. И как всегда, я использую метод случайного выбора карт. Сегодня мне выпало «Будет все, как ты захочешь, или не будет вовсе..» Улыбнулась… а и правда, именно так.

И для души мы с вами послушаем сегодня Maksim Mrvica ~ Leeloo´s Tune . Невероятно красивое видео, которое зачаровывает с первых секунд и уже не отпускает. А исполняет один из моих любимых пианистов Максим Мрвица.

Смотрите также

15 комментариев

    Ответить

    В эгоистичном современном мире, когда одиночество, стрессы и депрессивный настрой стали повседневным явлением, чувство, что тебя не понимают, посещает существенный процент населения планеты.

    В эти дни хочется петь песенку Водяного про «жизнь-жестянку», кутаться в плед, пить вино и заниматься самокопанием. Но так ли критично быть непонятым и можно ли с этим бороться?

    Трудности перевода

    Есть интересная наука соционика, которая вплотную исследует вопросы взаимопонимания и душевного комфорта с разными индивидами .

    И вот к какому выводу она пришла: лишь встретив своего «дуала», предначертанного вам судьбой, «квадрой» (социальной подгруппой) и психологией вместе взятыми, вы сможете полностью ощутить счастье понимания.

    В иных ситуациях базовые черты и приоритеты, менталитет, воспитание и тип личности людей так разнятся, что прийти к кому-либо консенсусу можно лишь при большой вежливости, уважении, тактичности, деликатности и обилии взаимных уступок. И все равно остаться непонятым!

    Говоря на одном языке, используя похожие слова, тон и эмоциональную окраску, мы все равно вкладываем разный смысл в похожие фразы.

    Всем нам не помешал бы универсальный переводчик, который по команде «Окей, гугл» объяснял бы, что ваш коллега/начальник/бойфренд на самом деле имел в виду. Быстро и заблаговременно – до того, как вы успеете обидеться, расплакаться, убежать и закопаться в одеяло.

    «Меня не понимают»: что делать?

    Прежде, чем бросаться в омут самобичевания и одиночества, задумайтесь вот о чем: а сами вы точно понимаете других?

    Может ли ваша ближайшая подруга, мама или парень похвастаться всесторонней поддержкой и крепким «тылом»?

    И, самый важный момент, насколько тонко вы осознаете себя – свои мотивы, желания, обиды, подсознательные причины проблем и комплексов?

    Понимать других индивидов (того же «равнодушного, безучастного» мужа, к примеру, или «слишком строгую, скучную» мать) – довольно трудно.

    Хотя бы потому, что для этого нужно приложить усилия, вложиться энергетически, потратить время. Забыть ненадолго о себе, присмирить внутренних демонов и задуматься о мотивах другого, близкого вам человека.

    Минуты полного взаимопонимания и озарения, когда вы настраиваетесь с коллегой или супругом на одну волну и буквально заканчиваете предложения друг друга, надо ценить.

    Но если они случаются все реже и реже – нет повода бить тревогу. Это вовсе не значит, что муж к вам охладел и помидоры завяли.

    Кризис непонимания: лечение

    На некоторых хандра под кодовым названием «никто меня не любит» накатывает симптоматически – например, ненастной осенью или в период ПМС. Стыдиться этого не надо: человек устроен так, что настроение и гормоны играют ведущие роли в его деятельности и состоянии.

    Стало быть, проблема не всегда в окружающих, которые не хотят понять проблемы, а в нас самих. Ведь в иные дни жизнь видится нам в оптимистичных радужных тонах?

    Более сильные, уверенные в себе личности с этой грустью-тоской справляются за несколько дней, другие без помощи психолога страдают месяцами.

    Нередко благотворное влияние оказывают лекарства : успокоительные, витамины, укрепляющие нервную систему (магний, группа В), гормональные препараты.

    Если плаксивость, депрессивность, ощущение загнанности и людского равнодушия стали вашими частыми спутниками, не спешите осуждать окружающих или копаться в себе.

    Для начала посетите эндокринолога и гинеколога, сдайте анализы на гормоны. Возможно, элементарная нехватка какого-то вещества в организме играет злую шутку с вашими нервами и эмоциями .

    Положительное влияние оказывают релаксация и спорт: они помогают отрешиться от негатива и способствуют выбросу гормонов радости. Займитесь йогой и медитацией, плаванием или пилатесом, начните бегать по утрам под любимую музыку и наслаждаться видами туманных парков.

    Легкого седативного эффекта можно добиться с помощью и настоев с натуральными листиками мяты, мелиссы, липы, лепестками ромашки. Тонизируют и бодрят женьшень и корень имбиря.

    Реконструкция отношений

    А может, вас беспокоит непонимание конкретного человека, в то время как с остальными все отлично? Совсем чужим и равнодушным стал муж или лучшая подруга, отец или свекровь?

    Разлад в отношениях может произойти по разным причинам, но лекарство от него одно – реконструкция .

    Представьте себе оркестр, который виртуозно исполнял музыкальные шедевры. И вдруг между первой скрипкой и второй возникло взаимонепонимание.

    Инструменты расстроились, музыканты не слышат друг друга и играют невпопад, в зале царит какофония. В этот момент важно вернуть гармонию, снова стать ансамблем и сыграть в унисон, слаженно и без фальши.

    Чтобы настроить струны ваших отношений, понадобится время, энергия и точки обоюдоприятного соприкосновения . Займитесь с мужем парными танцами – классикой или латино, запишитесь в фитнес-центр, скачайте на двоих общий сериал.

    Начните большое дело, о котором оба давно мечтали – ремонт, освоение дачи, постройку загородного коттеджа. Сдайте детей бабушке и отправляйтесь в совместный отпуск (с подругой или родителями, которые стали отстраняться, этот фокус тоже пройдет).

    Важный момент: чтобы получить вожделенное взаимопонимание, для начала нужно заглянуть вглубь себя и понять собственные мотивы, желания, надежды и цели. Только тогда вы сможете по-настоящему открыться окружающим!

    Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

    Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

    Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

    Ловушка «клипового мышления»

    Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

    В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

    Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

    Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

    Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

    Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

    Что мы читаем?

    Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

    Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

    Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

    Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

    Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

    Что делать

    1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
    2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
    3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
    4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

    Отличного дня, дорогой читатель сайта сайт! В данной статье будет дана небольшая рекомендация по поводу взаимодействия с преподавателями, которые, мягко говоря, не всегда чётко и ясно излагают материал лекции или другого академического занятия. Что делать, если вы не понимаете преподавателя? Наверняка не раз бывали случаи, когда ваш учитель объяснял материал либо скомкано, либо просто толком не разъяснял ключевые моменты. Вы не понимали сначала одно, затем вы не понимали другое, затем вы просто переставали испытывать интерес к теме лекции и занимались своими делами. Было такое? Такое со всеми, кто учился, обязательно случалось. При этом многие задают следующий вопрос: а что же делать в данной ситуации? Существует ли другой способ, нежели отстраниться от темы лекции и заняться своими "важными" делами? Как быть, если материал нужно по-любому понять? Ответы на эти и другие вопросы я постарался в доступной форме изложить в этой статье.

    Для того чтобы постараться решить вашу проблему, необходимо для начала выяснить, какова природа вашего непонимания преподавателя. Действительно ли во всём виноват только преподаватель? А может быть часть вины лежит и на вас? Для того чтобы более-менее точно ответить на этот вопрос, посмотрите на вашу ситуацию как бы со стороны.

    Ситуация 1. Вы вообще ничего не понимаете.

    Что конкретно вы не понимаете? Если вы не понимаете вообще ничего, что говорит преподаватель, то тогда, скорее всего, что причина непонимания кроется в вас самих, т.к. полностью всё, что говорит человек не понять невозможно. Всё-таки все преподаватели - люди, все разговаривают на русском языке (в большинстве случаев). В данной ситуации, как я уже сказал, причина вашего непонимания объяснений преподавателя кроется в вас самих.

    В основном подобная проблема связана с отсутствием у вас достаточного фундамента из знаний, полученных на ранних стадиях образовательного процесса. Проще говоря, плохо вы учились раньше, вот вам и откликнулись те пробелы в знаниях. Однако не мне вас судить за прошлые дела, т.к. у всех ситуации бывают разные и порой пропуски занятий допускаются в силу разных причин. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что вы хотите исправить сложившуюся ситуацию и начать понимать объяснения вашего преподавателя.

    Дак вот, если всё-таки истинная причина находится в вас самих, то не стоит винить никого, кроме самого себя. Есть вообще хорошее правило: во всех удачах благодарите обстоятельства, а во всех бедах вините только себя. Правило очень полезное, особенно это касается хвастунов и других любителей показать другим, кто я есть такой.

    Чтобы начать понимать хоть что-то из того, что объясняет преподаватель, будьте подготовлены к очередной лекции. Если вам тяжело вникнуть в новый материал сразу же, походу лекции (из-за пробелов в знаниях по причине прогулов, болезней и т.д.), то попросите преподавателя дать вам темы следующих 3-4 лекций для того чтобы вы заранее смогли почитать соответствующую литературу. Это позволит вам быть уверенным в том, что следующие занятия пройдут для вас в более интересном ключе, т.к. вы будете «врубаться» в тему лекции.

    Ситуация 2.

    Очень часто бывает, что студент, в силу различных причин, не улавливает лишь часть информации, исходящей от преподавателя. Если подобные моменты случаются у вас редко, то это не страшно. В конце концов, редко, кто может похвастаться тем, что хорошо разбирается в абсолютно всех дисциплинах, преподаваемых в вузе.

    Однако, если вы на протяжении одной лекции очень часто (раз по 5-6 за лекцию) не понимаете суть рассматриваемого вопроса, тогда у вас начинается не состыковка с новой информацией, что впоследствии приводит к утрате интереса к лекции и лектору.

    Интерес в образовательном процессе играет очень большую роль. Если вам не интересно изучать новый материал, то не один профессор мира не сможет объяснить вам тот или иной вопрос так, чтобы вы поняли, всё, что нужно.

    Ещё один момент. Тогда, когда вы теряете контроль над происходящим (в нашем случае, вы не понимаете сути дальнейших изречений преподавателя), то у вас в 100% случаев начинается сначала внутреннее и затем и внешнее раздражение.

    Затем это раздражение переходит в гнев, сначала в закрытый, а через некоторое время - и в открытый, да ещё какой! Многие люди, не сумев проконтролировать свои наплавы раздражения и гнева, могут в порыве наговорить такого, что окружающие могут подумать, что человек с цепи сорвался. Бывает, бывает подобное поведение у студентов, особенно в период бурной молодости-то.

    При этом всегда стоит помнить 2 вещи:

    1) если вы попали в подобную ситуацию, то постарайтесь как можно меньше наломать дров.

    2) подобная ситуация давно уже исследована и «воплощена на практике» другими людьми, дак зачем же наступать на одни и те же грабли по тысячи раз?

    Поэтому разумнее всего поступить следующим образом. Если вы не понимаете часть материала, которую объясняет учитель, то не торопитесь кричать на всю аудиторию, что вам что-то непонятно. Будьте сдержаны. Как показывает практика, если вы что-то недопонимаете, то, скорее всего, и ваши соседи во что-то «не въезжают».

    Поэтому наверняка найдётся другой человек, который задаст уточняющие вопросы преподавателю. В большинстве случаев, дополнительные разъяснения преподавателя делают ясной картиной и для того, кто спросил, и для всех остальных, включая вас.

    При этом вот как интересно получается: если вы будете редко спрашивать у преподавателя уточняющие вопросы, а только слушать ответы на эти вопросы, заданные другими студентами, то у окружающих будет складываться впечатление, что вы всё быстро схватываете, и соответственно вы будете слыть «умным».

    Может быть это и мелочь, однако именно признание своих друзей-однокурсников есть одно из самых сладостных чувств, которые испытывает человек во время групповых занятий (лекций, семинаров и т.п.). Потребность в признании очень важна в студенческие годы, т.к. она поднимает самооценку, что в дальнейшем благоприятно сказывается на вашей уверенности. Маслоу чертовски умный парень был, ничего не скажешь.

    Поэтому не старайтесь сразу же, как вас стало что-то непонятно, кричать на всю аудиторию и просить, чтобы для вас повторили ещё раз. К подобного рода выкрикам прибегайте только в крайних случаях, когда обстоятельства требуют от вас того, чтобы вы поняли материал именно сейчас, а не через промежуток времени (например, вы можете спросить разъяснения по заполнению тестов на контрольной работе, т.к. от правильного понимания зависит правильность вашего выполнения задания, к тому же и другим студентам будет полезно узнать, как точно нужно заполнять контрольный тест).

    Во всех других случаях, когда от того, что вы что-то недопоняли, мир не рухнет, не стремитесь сконцентрировать на себе внимание преподавателя. Уважайте свой коллектив. Всё-таки образование даётся группе людей, а не вам лично. При работе с репетитором - другое дело, а тут студенческая группа и один преподаватель.

    Для того чтобы лучше понять, почему нельзя отвлекать преподавателя от рассказа материала, представим следующую ситуацию. Пара. На паре присутствуете вы и ещё 25 человек. Преподаватель рассказывает новый материал. 10 человек из 25 играет в телефон, ещё 5 слушают музыку - стандартная ситуация в среднестатистической студенческой группе. Однако остальные 10 человек внимательно слушают преподавателя, вникая в каждое сказанное им слово.

    Когда учитель рассказывает материал, у слушающих его студентов в голове появляются картинки, образы. И тут вы. «А повторите, пожалуйста, в каком году родился Н.?» Поверьте, от того, что вы не будете знать точные года жизни человека, мир не рухнет. К тому же у каждого сейчас есть телефон с выходом в интернет. Можно и там посмотреть.

    Но ведь практически все студенты сразу же, как им что-то становиться непонятно, пытаются перебить лектора и спросить подобные вопросы. Остальных слушателей подобные расспросы (особенно, если они происходят часто) внутренне уж точно, выводят из себя.

    Поэтому будьте мудрее, лучше отложите ваш вопрос до лучших времён, скажем до перерыва, а там уже и задавайте его столько, сколько влезет. Опять же, пользуйтесь старым добрым правилом: Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы люди относились к вам. Хорошее правило.

    Сделаем краткий вывод по ситуации 2. Если вы не понимаете только часть из того, что рассказывает преподаватель, то не старайтесь сразу же перебивать его и уточнять недопонятый момент. Выждите определённый промежуток времени и только после него задавайте свой вопрос.

    Скорее всего, за этот промежуток вы уже поймёте то, что хотели спросить, поэтому и спрашивать будет, собственно нечего. Каждое удержание себя от порыва немедленно спросить у преподавателя непонятный момент лекции, кладёт в вашу «копилку» общественного признания очередную монету. Признание, признание, как много людей его хотят.… Если быть откровенным.

    Ситуация 3. Вы не понимаете бОльшую часть из того, что вам говорит преподаватель.

    Если в ситуации 1 чаще всего виноват сам студент, то в ситуации 3 вина, в большинстве случаев, уже лежит на преподавателе. В студенческой жизни любого студента встречает преподаватель (или несколько преподавателей), которые ведут лекции, мягко говоря, непонятно, а если сказать более откровенно - они ведут лекции чудовищно!

    С чем это связано? Хороший вопрос. Иногда это связано с возрастом учителя. Нередко в российских вузах преподают люди, возраст которых находится около отметки в 80 лет. Если вам попался старый учитель, то постарайтесь отнестись к такому человеку снисходительно. Поймите, что для того чтобы ему донести до студентов основную мысль лекции требуется гораздо больше энергии и сил, если бы это делал его более молодой коллега.

    Поэтому, если у вас преподаёт пожилой преподаватель, то постарайтесь непонятные моменты уточнять самостоятельно. Можно, конечно, и обратиться к учителю, например, после пары, однако старайтесь этого не делать. Пожалейте старого человека. Скорее всего, ответы на свои вопросы вы найдёте в соответствующей литературе. Не поленитесь, прочтите главу-другую. Лучше, чтобы вы порадовали своего пожилого преподавателя отличными знаниями, тем самым повысив ему настроение и соответственно, немножко продлив его жизнь.

    Однако если вы не понимаете большую часть из того, что рассказывает преподаватель, и при этом ему далеко не 70-80 лет, то, скорее всего, вам попался преподаватель типа, условно который мы назовём «шаляй-валяй».

    Данный тип преподавателя любит рассказывать разного рода истории, и если бы они все были по теме. Или может попасться такая разновидность «шаляй-валяя», который, вроде бы, и к лекциям относиться солидно, и ходит при пиджачке, однако совершенно не способен донести до людей ту информацию, которую он хочет рассказать аудитории.

    Каким способом можно скорректировать поведение подобного «шаляй-валяя» и добиться того, чтобы лекции стали понятны большинству слушателей, действительно желающих учиться и получать образование в вузе?

    Рычагами воздействия тут могут выступать следующие воздействия:

    а) воздействие сверху;

    б) воздействие снизу.

    Начнём с воздействия сверху. Если вас не устраивает качество проведения лекций, то вы не долго думая, собираете подписи от студентов вашей группы и несёте коллективную жалобу руководству вашего факультета (кафедры). Сразу же отвечу на распространённое возражение.

    Никто вас не станет отчислять за подобные «кляузы». Поверьте, если вашим вузом руководит разумное и дальновидное руководство, то оно само заинтересовано в том, чтобы студенты, обучающиеся в стенах данного вуза, получали качественное образование.

    Здесь играют свою роль рыночные отношения. Ведь, по сути, вы - клиенты, которые пришли в вуз получить образовательную услугу. Если клиент не доволен, то он уходит и забирает свои деньги. Нет денег - нет работы. Нет работы - нет вуза. Все просто. Поэтому никогда не бойтесь отстаивать свои права, когда вы точно уверены в том, что правы вы и что добиться правды действительно стоит.

    То же самое руководство вашего вуза, принимая на работу преподавателя со стороны, не всегда способно проверить его профессиональные качества и подготовку. Тут и приходят студенты на помощь. Получается своего рода естественный отбор посредством недовольства студентов.

    Что касается вопросов эффективности давления на преподавателя сверху, то, то, как правило, эффективность подобного давления весьма высока. В конце концов, преподаватель, по крайней мере, задумается над тем, что он что-то делает не так, и, скорее всего, поменяет свой стиль преподавания. Если же на него должным образом не подействует административное давление, то всё равно много времени такой учитель на своём месте не продержится - выгонят.

    Что касается случаев, когда давление на преподавателя возникает снизу, то в большинстве своём, подобное воздействие может быть неадекватно воспринято и так слегка неадекватным преподавателем. Он будет думать, что студенческая группа просто не хочет учиться, поэтому и старается всячески останавливать нормальное течение лекции.

    Если вы всё-таки намерены воспользоваться давлением снизу, то здесь необходимо выдвинуть лидера группы, который сможет растолковать основные требования, предъявляемые к преподавателю студентами. Просто когда на учителя набрасывается толпа раздражённых людей, кричащих что-то невпопад, то человек вряд ли поймёт, чего от него хотят.

    Другое дело, когда все претензии высказывает один человек - лидер, способный донести до преподавателя предъявляемые требования. Правда для лидера подобное «общение» может выйти боком, если преподаватель подлый человек. Поэтому лучше использовать форму давления сверху. Данная форма как бы безлична, т.к. коллективная жалоба распределяет всю полноту ответственности на весь коллектив студентов.

    Вывод : Если вы столкнулись с ситуацией, когда вы не понимаете, что вам объясняет преподаватель, то, в первую очередь, следует определиться с тем, какова природа подобного непонимания.

    Если в том, что вы не понимаете материал, вы виноваты сами, тогда начните изучать дополнительную литературу по предмету в соответствии с программой тем лекций, которую можно взять у вашего преподавателя. Тем самым вы устраните имеющиеся проблемы в своих знаниях, что позволит лучше схватывать новый материал, который для вас окажется уже далеко не новым.

    Если вы не понимаете небольшую часть материала, который рассказывает лектор, тогда, скорее всего, ваш предмет преподаёт пожилой учитель. Относитесь к нему с пониманием и старайтесь лишний раз не тревожить старого человека. Лучше блесните перед ним своими знаниями по предмету, тем самым доставив удовольствие и преподавателю и самим себе, т.к. для того чтобы блеснуть знаниями, необходимо эти самые знания получить.

    Последняя, из рассматриваемых ситуаций предполагала, что вы не понимаете бОльшую часть из того, что рассказывает преподаватель. В данном случае виноват именно лектор, т.к. он не смог донести до студентов информацию в понятном виде. В статье было разобрано 2 способа воздействия на такого учителя: давление сверху и давление снизу

    Каждый из рассмотренных способов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применяя какой-либо из них, необходимо смотреть на сложившиеся обстоятельства: наличие лидера в коллективе, сплочённость студенческой группы и т.п.

    Таким образом, вы узнали о том, что делать, если вы не понимаете преподавателя .

    Люди часто попадают в безвыходные ситуации. Правда такова, что попасть в них очень легко, а вот выйти – это настоящая работа над своим пониманием жизни и произошедшей проблемой. Но все равно, можно найти выход, только вот настолько болезненным он будет для нас, зависит только от нас и никого другого.

    Что делать, когда не знаешь, что делать?

    Сталкивались с таким? Уверен - да. Все мы время от времени попадаем в ситуации, когда чувствуем себя потерянными и беспомощными. Это, как несложно догадаться, не есть хорошо.:) И очень неплохо разобраться в этом, понять что такое происходит и как с этим бороться. Ну, что происходит, на первый взгляд кажется очевидным - чего-то человек не знает… и-и-и всё?

    Разумеется нет. Подобные вещи могут произойти с нами даже когда мы неплохо подготовлены в смысле знаний и даже опыта. В одной из своиз предыдущих статей я уже говорил, что любой негатив - это привычка. Причем привычка доставшаяся нам скорее всего из очень раннего детства. В данном случае все именно так и есть.

    Все привычки работают подобно компьютерным программам, то есть четкой последовательности команд. А запускают их события, которые с нами происходят. И вот если это событие напоминает чем-то некое неприятное событие пережитое вами в далеком детстве, то очень велика вероятность, что вы и переживать будете те переживания, что переживали тогда. А в детстве мы все очень часто чувствовали себя растерянными.

    Что ж с этим я думаю все ясно. Главное же, что из этого следует это как раз понимание, что нам предстоит противостоять привычке. А они действуют очень похоже на рефлексы. Что мы делаем, если возникает необходимость противостоять некоторому рефлекторному действию? Мы подготавливаем себя к нему, чтобы в нужный момент сделать не то, что он требует.

    Так и тут. Однако моментов, когда потенциально мы могли бы почувствовать растерянность, слишком много… это что же постоянно ходить в ожидании? Нет конечно. Да и не получится, хотя находиться в состоянии бдительного ожидания - лучшая стратегия поведения. Но будем исходит из реальных наших возможностей. И все что нам нужно сделать - приучить себя В ЛЮБОЙ НЕОЖИДАННОЙ СИТУАЦИИ начинать глубоко и ровно дышать.

    Это очень несложно сделать, если приложить минимум усилий. С нами каждый день происходит море неожиданных мелочей, на которые мы обычно не обращаем внимания. А вот теперь можно их использовать с пользой: осознал, что произошедшее событие было неожиданным - начал глубоко и ровно дышать. Через несколько дней это начнет происходить без особых усилий. А самое интересное произойдет тогда, когда вы уже наработаете необходимый опыт и случится что-то что реально выбьет вас из колеи. Вы поймаете себя на том, что начали ровно и глубоко дышать, вспомните - зачем вы натренировали это действие и собственно смысл этой статьи.

    Все эти действия не позволят запуститься программе растерянности и вы быстро сообразите - что лучше всего сделать в данной ситуации.

    Самое первое - это перестать себя жалеть, здраво оценить ситуацию, бороться с пессимизмом, страхом. Нужно бороться со своим страхом, что не дает вам вдохнуть полной грудью. Мы должны приучить себя смотреть позитивно на сложившуюся ситуацию и нас весь мир, что нас окружает.

    Принимаем выбор

    Принять выбор очень нелегко, и все равно, какой сферы жизни он будет касаться. И когда между двух дорог, мы думаем куда идти, нас сдерживает страх неправильного выбора, и мы остаемся на месте страдая. Поэтому, всегда нужно идти вперед, отвечая за каждый свой шаг, как это делает взрослый, самостоятельный человек. Вам нужно контролировать себя, научиться взвешивать положительные и отрицательные последствия, принять то, что вы тоже можете ошибиться.

    Первый шаг

    Не нужно бояться, что вы ошибетесь. Старайтесь не задавать себе вопроса: просто не знаю, что делать в сложившейся ситуации, как поступить? Нет такого человека, что не делает ошибки, даже самый умный и самый мудрый человек ошибается. Нужно быть благодарным тому, что у вас есть свой «сундук с опытом», что вы приобретаете, так как это самое важно, что есть в вашей жизни и именно этот опыт позволит стать вам сильнее и крепче переносить другие жизненные тяготы. Так что, берите управление жизнью в свои руки и ни в коем случае не разрешайте страху командовать вашими поступками! Также не стоит бояться перемен в жизни, только в болоте все протекает тихо и спокойно, а в горной реке всегда вода бурлит. Так что, не бойтесь выходить из зоны своего комфорта! Стоит всегда повторять себе и вслух и про себя, что перемены – это только хорошо и любая перемена приведет вас к новому более лучшему результату. Делая такой мини тренинг над собой, вы начнете понимать что ваша безвыходная ситуация – это просто ситуация из которой есть не один выход.

    Измените отношения к проблеме

    Вы не единственный человек на Земле, что бывал в трудных ситуациях. Есть очень много знаменитых и известных людей пережитых тяготы жизни и посерьезней. А сколько неизвестных людей пережили? Думаем, очень много! Вы можете без труда найти в Интернете несколько подобный историй и прочесть, как люди смогли выйти из них. Повторяем еще раз, возможно, вы просто не хотите выйти с привычного состояния своей жизни, но именно это вам необходимо. Так очень часто происходит, когда люди поддерживают изжившие из себя отношения, или работают на работе приносящей только негативное впечатление, потому что там тебя не уважают и не ценят. Почему так происходит? Дело в том, что причиной нашей безысходности является заниженная самооценка. Вот, почему важно понять свою проблему, и выйти из нее, как бы тяжело нам не было.

    Работа над самооценкой

    Когда вы себе говорите: что делать, не знаю даже - это означает, что ваша самооценка сильно занижена. Поэтому начинайте работать над ней. Если это не делать, то чтобы вы не предпринимали, у вас будет большая вероятность, что вы вернетесь на прежнее плачевное место. Нужно полюбить себя и не быть «святым», то есть, разрешать всем глумиться над вами или подставлять вторую щеку для пощечины. И вам не нужно лениться, ведь часто именно лень порождает тупиковую проблему. Рассказывая все вокруг свои «басни» и отговорки, вы начинаете сами в них верить! Так что, хорошенько поразмыслите над тем, что вы произносите, возможно, вы сами «наговорили» себе проблему, и просто ленитесь ее решать.

    Лень – ваш враг

    Боритесь с ленью, как будто она ваш злейший враг! Повышайте свою мотивацию, а не просто говорите слова по ветру. Вы можете, записать возможные пути решения вашей ситуации на бумаге. Записывайте даже самые фантастические, например: «слетать на Луну» или «Телепортировать кого-то в Африку». Все пишите, и прочтите через время, вы увидите, что из всех ваших записей несколько достойны аплодисментов!

    Жалость прочь

    Кто не испытывал удовольствия от жалости к себе? «Мол, я такой несчастный, погладьте меня по головке, скажите, что все будет хорошо…» А как оно станет хорошо, никто в тот момент не спрашивает… Вы наоборот, ставьте перед собой цели, забудьте о людях, что вас обижают и приносят только негатив в вашу жизнь, если даже вы зависите от них материально, подумайте, как решить эту зависимость. Не разрешайте жалеть вас людям, не разрешайте признавать то, что у вас нет выхода, что во всем виноват «рок судьбы», это все неправда! Посмотрите на элиту страны там многие «выбились» в жизнь благодаря своим сильным качествам. Представьте себе также на минутку Джеймса Бонда. Подумайте, жалел бы он себя в такой ситуации, сидел бы, сложа руки? Ответ очевиден, что, конечно же, нет! Мы надеемся, что вы немного разобрались в своей проблеме и поняли, что в большинстве своем, наши проблемы надуманные и носят чисто психологический характер.

    Поэтому, если вы себе говорите: просто не знаю, что делать, значит нужно остановиться и обдумать все происходящее и в процессе обдумывания ничего не предпринимать, а потом идти вперед и устраивать свою жизнь!

    Итак, 7 шагов

    Шаг первый - успокоиться

    Опустить руки, прекратить истерики, перестать рвать на себе волосы и падать в обморок от неопределенности. Разрешите себе расслабиться: примите ванну, выпейте чашечку кофе (чая, компота). Коньяком лучше не увлекаться. Если есть возможность – обязательно хорошо отоспитесь.

    Шаг второй - вперед на природу

    Как часто люди в городах, особенно больших, закрываются в своих скворечниках. А если вы читаете эти строки, то наверняка периодически ныряете в социальные сети, личные дневники, сетевые игры и другие прелести Интернета, из которых вырваться не так-то легко даже человеку с устойчивой психикой.

    Так вот, вперед на природу! Желательно на неделю. Но если обстоятельства не позволяют - на целый день. Если совсем плохо – на 2–3 часа в парк с собакой, с велосипедом, роликами, c детьми или просто, наедине с самим собой, созерцая гармонию природы и наслаждаясь красотой текущего времени года.

    Уже после этого страх начнет рассеиваться, беспокойство таять. А полезные мысли снисходят с Олимпа. Если этого не произошло, то

    Шаг третий – освобождение

    Возьмите лист бумаги и напишите все, что вам не нравится в вашей жизни. Опишите подробно ту ситуацию, в которую сами себя загнали, или кто-то вас загнал. «Кого-то» тоже хорошенько опишите, на всякий случай (он об этом не узнает). Не жалейте бумагу.

    Примите решение, что это вас действительно не устраивает. Тогда вы можете без особого сожаления расстаться раз и навсегда с нелюбимой работой, вредными знакомыми, с эмоциями страха, жалости, злости.

    Простите всем, и себе - в первую очередь. Прощение освободит вас и даст дополнительную энергию.

    Если что-то жалко – придется жить, как жили, пока опять не прижмет.