Что ребенок должен уметь в 4 месяца. Чему научился малыш в четыре месяца? Когда нужно начинать волноваться

Заботливые родители внимательно следят за здоровьем и развитием крохи с самого рождения. Они наверняка отметят, что в первый год своей жизни малыш будет ежедневно удивлять их новыми достижениями. Молодым мамам полезно вести дневник, в котором нужно отмечать изменения в поведении карапуза и его новые навыки. Это приятная память на долгие годы. Но также это информация, которая поможет оценить развитие ребенка в 4 месяца, потому полезно заранее узнать, что должен уметь кроха в таком возрасте.

Физическое развитие

Малыши в этот период своей жизни начинают проявлять активность. Родителям следует быть внимательными, и всё время следить за крохой. Вот перечень основных умений, которыми карапуз будет радовать своих близких:

  • ребенок должен уверено держать голову;
  • во время бодрствования малыш обычно активно двигает конечностями, а заметив приближение родных, движения становятся более интенсивными;
  • если же рядом появился незнакомый человек, дети могут насторожиться;
  • может перевернуться с живота на бок;
  • многие детки в таком возрасте совершают попытки самостоятельно сесть из положения лёжа;
  • кроха старательно пытается дотянуться до заинтересовавших его объектов;
  • в это время некоторые дети начинают пробовать ползти.

На первый взгляд может показаться, что ребенок в 4 месяца умеет делать не так уж и много. Но такое представление ошибочно. Для такого маленького человечка все эти навыки являются настоящими достижениями. Также полезно будет знать, что дети в 4 месяца могут пытаться произносить некоторые слоги, которые не следует принимать за первые слова.

Малыши могут бодрствовать около 2 часов подряд. Какое-то время кроха способен самостоятельно занимать себя. Например, он может рассматривать какую-то игрушку или предмет.

Всё, что умеет ребенок в 4 месяца, относится равно к мальчикам и девочкам. Индивидуальные особенности влияют на развитие малыша, но пол не играет в этом ведущую роль, однако он отражается на физических параметрах, таких как вес, рост.

Социальное развитие

Вот какими способностями и навыками может порадовать кроха родителей:

  • большинство детей с удовольствием слушают музыку, проявляют интерес к новым звукам, определяет их источники;
  • кроха радуется виду игрушек;
  • узнает голос мамы и других близких;
  • любит, когда его берут на руки и держат в позе, которая дает возможность внимательно осматривать всё вокруг;
  • начинает реагировать на свое имя;
  • лепечет, гулит, пробует возможности своего голоса.

Некоторые детки смеются в этом возрасте, но далеко не все. Следует помнить, что ребенок в 4 месяца может показывать радость активными движениями рук, ног.

Как развивать детей в 4 месяца?

В настоящее время существует много методик раннего развития, а также соответствующих игр и развивающих материалов. Молодые мамы интересуются ими и стремятся применять при воспитании своего малыша. Потому им будет интересно разобраться, чему стоит учить ребенка в 4 месяца.

Для формирования гармоничной личности очень важно разговаривать с младенцем. Пусть даже может показаться, что кроха ничего не понимает. На самом деле грудничок очень внимательно слушает взрослых и быстро улавливает, что же такое разговор. Также известно, что для формирования правильной речи необходимо с раннего детства много читать ребенку. Но подбирать книги следует в соответствии с его возрастом. Родителям, которые задаются вопросом, что читать ребенку в 4 месяца, можно посоветовать обратить внимание на детские и простые стихи. Они легко воспринимаются крохой, помогают развитию памяти.

Полезно включать для детей приятную музыку, петь детские песенки и колыбельные. Общаться с крохой нужно исключительно ласковым голосом.

Еще нужно помнить, что недоношенный ребенок в 4 месяца умеет меньше, чем тот, который родился в срок, однако к году их достижения будут уже примерно одинаковыми.

Четвертый месяц в жизни каждого малыша - ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), - так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно - на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, - соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки - это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.


Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.


Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более - кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность - только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно - в уменьшительно-ласкательной форме, всегда - с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите - в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним - и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Четвёртый месяц жизни малыша можно назвать переломным, этапным. Ребёнок в 4 месяца уже не похож на новорождённого малыша, которого только что принесли из роддома. Он вырос, прибавил в весе, а его взгляд и выражение лица разумны. Этот возраст малыша - время значительных перемен. Позади колики, работа кишечника наладилась, малыш окреп и готов изучать и исследовать мир, он уже многое умеет делать, задача родителей - развивать его навыки должным образом.

Физическое развитие малыша на пятом месяце жизни

Ребёнок продолжает активно расти и прибавлять в весе. Норма прибавки на этом этапе составляет до 750 г, роста - до 2,5 см. Согласно данным ВОЗ нормальный вес ребёнка в этом возрасте составляет 5–8 кг, рост 57–66 см.

Нормы роста и веса у детей в 4 месяца: как выглядят мальчики и девочки

У детей в 4 месяца быстро растут ногти, меняются волосы, может измениться цвет глаз. Спит четырёхмесячный ребёнок 15–18 часов в сутки. Около 10 часов - это ночной сон, остальные часы сна укладываются в три дневных сна . В норме ребёнок может проснуться ночью 2–3 раза для кормления, но может и спать всю ночь без пробуждения. Наиболее благоприятное время для укладывания на ночь - с 19 до 21 часа.

К 4 месяцам родителям и ребёнку уже нужно выработать ритуал отхода ко сну - ежедневно повторяющиеся действия помогут в будущем спокойно укладывать ребёнка и помогут ему засыпать самостоятельно. Единого правила, как уложить спать ребёнка не существует, но общие рекомендации - купание, лёгкий массаж, спокойная музыка, чтение книг - могут помочь.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки.

Н.Е.Веракса

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Многоцветные игрушки могут быстро утомить малыша, лучше в этом возрасте выбирать погремушки красного, жёлтого, зелёного или синего цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые . Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться . Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек . Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П.Кул и А.Мелтзофа. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Н.Е.Веракса

Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. - С. 39-42.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия - рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания - если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро - если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот . Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций - страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления - увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Умения 4-месячного ребёнка на фото

Малыш в четыре месяца может подниматься на вытянутых руках Ребёнок узнает маму, радуется, оживляется, когда видит близких людей Ребёнок может целенаправленно взять игрушку, держать ее руках, изучать, рассматривать некоторое время
Ребёнок рассматривает игрушки ярких, чистых цветов, при этом он может гулить

Навыки малыша в четыре месяца - видео

Какой нужен уход

Уход за грудничком в четыре месяца незначительно меняется. Главным образом это происходит из-за того, что начинают прорезываться зубы. К этому времени уже можно приобрести специальные прорезыватели и давать их малышу.

Питание

Ест кроха в возрасте 4 месяца порядка 8 раз грудное молоко или смесь. С 4 месяцев можно начинать прикорм, только если это рекомендовал педиатр. Обычно прикорм начинают с овощных пюре. Дают сначала половину ложки, постепенно доводя порцию до 50 грамм в день. Вводятся сначала два-три овоща, после два-три фрукта, затем можно начинать прикармливать кашами.

В некоторых случаях, например, если карапуз плохо набирает вес, педиатр может порекомендовать начать прикорм с каш. Вопреки общепринятому мнению (рекомендуя вводить овощи, затем фрукты, затем крупы, педиатры опираются на данные исследований Всемирной Организации Здравоохранения) существуют и альтернативные мнения. Например, доктор Е. О. Комаровский считает, что вводить прикорм в 4 месяца незачем, ребёнку должно хватать материнского молока или молочной смеси.

Обеспечение грудничка всеми необходимыми питательными вещества базируется на правильном питании матери при грудном вскармливании или подбора оптимального состава смеси при искусственном.

Доктор Комаровский о том, когда можно вводить прикорм - видео

Нужные процедуры

Ежедневно необходимы водные процедуры - умывание, подмывание. Носик и уши чистятся с помощью ватных жгутиков по необходимости. Купать можно каждый день или через день. Во время купания уже можно использовать различные игрушки, добавить гимнастические упражнения, плавание. В режим дня четырёхмесячного малыша стоит добавить гимнастику. Заниматься гимнастикой нужно с выспавшимся и сытым малышом. Не забудьте свериться с календарём прививок - в 4 месяца, как правило, повторно вводят адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину (АКДС).

Как заниматься гимнастикой с четырёхмесячным малышом - видео

Развитие и игры: что и как развивать

Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас - общение и изучение окружающего мира . С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных - паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.

Чему можно научить кроху

В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки - лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех - развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки. Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него.

Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат. Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.

Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир. Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца. Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек >>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух . Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку ;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться ?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку ;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.