Экологическая акция осенью в доу. «Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников. Экологические акции в детском саду

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным. За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.

Паспорт проекта «Экологические акции в ДОУ»

Название проекта

«Экологические акции в ДОУ»

Интеграция образовательных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Тип проекта

Познавательный

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

Долгосрочный (рассчитан на 1 год)

Проблема

Современные проблемы с окружающей средой.

Цель проекта

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи проекта

1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методы исследования

Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.

Предполагаемые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

2. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной

3 этап: Заключительный

Материал для отчёта о проделанной работе за месяц

Выводы за месяц;

Конспекты НОД;

Конспекты консультаций;

Рисунки детей;

Фотоотчёт о проделанной работе

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный: составление плана деятельности; анкетирование родителей; подбор, чтение литературы по данным темам; оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей. Намечены акции, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему; подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему; подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр экологического цикла.

Работа с родителями: информация в родительском уголке - консультации, стенгазеты, листовки и брошюры; индивидуальные и групповые консультации;
родительское собрание; привлечение родителей к участию в выставках - конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.; привлечение родителей к участию в трудовом десанте - посадке цветов и кустарников, субботниках по уборке территории детского сада и у своих домов. Проведение мастер - классов «Вторая жизнь ненужных вещей»; привлечение родителей к участию в КВН «Знатоки природы», совместная организация мини музеев.

Работа с детьми: чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях, тематические занятия с презентациями экологической направленности, беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека», конкурс чтецов экологической направленности «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу!», рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала), изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Наши цветы в детском саду», «Птицы на наших кормушках», альбомов с рисунками по каждой акции, изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами, участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток, театрализация сказок на экологическую тему.

Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях.

Акция «Накормим птиц зимой»

Для птиц зима самое холодное и голодное время. В холодный период года большое количество птиц гибнет. И мы можем помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Заботливое отношение помогает воспитать в юных душах милосердие, сострадание слабым и обездоленным. Ведь мы несем ответственность за тех, кто рядом с нами!

Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

Условия: Для того чтобы стать участником акции детям совместно с родителями предложили сделать необычную кормушку. Родители поддержали эту интересную идею и с удовольствием приносили кормушки. Дети на прогулке самостоятельно повесили их на деревья и всю зиму подкармливали птиц.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развесили эти листовки на досках объявлений домов, в лесу.

Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственные ели дома).

Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»

Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!

Воспитанники моей группы присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».

Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.

Все собранные батарейки были опущены в контейнер у магазина «Атак».

Экологический проект «Спасем планету от мусора»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных. По осуществлению проекта наметился план действий, проводились опыты. Один из опытов такой: закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами.

Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния. После этого с детьми сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор где попало.

После этого мы с детьми вышли на уборку близлежащего леса. Дети осознанно собирали мусор, понимая суть своей помощи лесу.

Цель проекта - приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.

Суть заключалась в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих. Была собрана информация совместно с родителями и изготовлен лэпбук «Всё о кошках». В итоге оформили «Мини музей кошек», здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Музей» посетили все дошколята нашего сада, даже пришли дети из 26 детского сада.

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

В рамках акции интересно прошёл КВН «Знатоки природы». Две команды «Следопыты» и «Цветик - Семицветик» состоящие из родителей и детей приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию: это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т.д. Информация, полученная детьми на этом мероприятии, была очень актуальна и полезна. Жюри оценило ответы команд и в итоге решило, что победила «дружба». Все присутствующие получили много новой, интересной, обширной информации, которая соответствовала всем возрастным критериям в сфере экологического воспитания.

Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают. Детьми так же были изготовлены книжки – малышки в форме капли про воду, которые подарили малышам в детском саду.

Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.

Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.

В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.

Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

В ходе акции решались следующие задачи:

формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

В рамках «Недели книги» в апреле стартовала акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. После с детьми изготовили бумагу в условиях детского сада. Чтобы приготовить бумагу нужно разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь. Затем размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Положить всё на рамку, дать стечь воде, а затем просушить. Из этой бумаги дети вырезали элементы аппликации, которые использовали в оформлении открыток.

Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята отремонтировали 16 книг и обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Был проведен мастер класс для родителей «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей».

Дети совместно с родителями дома изготовили интересные поделки.

Очень интересно в нашей группе прошло мероприятие «День матери». Прошел необычный конкурс, под названием «Лучшее платье из бросового материала». Дети совместно с родителями создавали и демонстрировали наряды, которые были изготовлены из различных материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки и др. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными. Задача родителей состояла не только в изготовлении костюма или платья, но и также в представлении его, небольшой презентации. Так, родители, представляя свои модели на конкурс, читали стихи, пели песни, рассказывали о том, что вдохновило их на данную конкурсную работу.

3 этап - заключительный:

Достигнутые результаты: переоформлены клумбы (видовой состав), развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сдано более 100 батареек и 10 ламп в специальный бокс (у магазина «Атак»); у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Природоохранная акция «Берегите воду»

Цель. Привить навыки экономического расходования воды. Показать необходимость воды для всего живого. Продолжать знакомить с круговоротом воды. Воспитывать бережное отношение к воде.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседы «Волшебница вода», «Путешествие капельки», «Кто живет в реке и озере».

    Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжевой «Жила-была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Сказка о человеке и Золотой рыбке».

    Показ на панно сказки «Как капельки путешествуют».

    Знакомство с правилами экономного отношения к воде.

    Проведение цикла наблюдений у водоема (река Кирпили).

    Сбор мусора на берегу реки Кирпили.

    Выпуск экологической листовки «Давайте беречь воду».

Ход акции

    Проведение рейда по детскому саду с целью проверки экономного использования воды сотрудниками и детьми детского сада.

    Развешивание «Знаков – предупреждений» в умывальных комнатах.

    Сбор мусора (пластиковые бутылки, пакеты и др.) по берегу реки.

Итог акции.

Фоторепортаж о проведении акции.

Оформление альбома «Сбережем каждую капельку»

Природоохранная акция «Поможем зимующим птицам»

Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она проводится в декабре и продолжается на протяжении всей зимы.

Цель. Приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами, можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседы «Птичья столовая», «Жизнь птиц зимой».

    Проведение наблюдений за птицами, посещающие наши кормушки.

    Игры «Какая это птица», «Птицелов», «В зимней столовой», «Кто, как кричит» и др.

    Чтение художественных произведений: В. Жуковский «Птичка», В. Бианки «Синичкин календарь», Разведчики, И. Полуянов «Гвоздик», «Синичьи кладовки», Г. Скребицкий «Мать и кормилица», Ю. Дмитриев «Снегирь».

    Изобретение детьми новых конструкций кормушек для зимующих птиц.

    Конкурс на лучшую кормушку (к изготовлению кормушек привлекались и родители).

    Заготовка корма для птиц.

Ход акции

    Развешивание кормушек на участках детского сада.

    Подкормка птиц в течение зимы.

Итог акции.

    Награждение медалью «Друзья зимующих птиц». Отметить деятельность самых заботливых и ответственных детей.

    Оформление дневника наблюдений «Кто обедал в нашей столовой»

Природоохранная акция «Первоцветы»

Цель . Уточнить и расширить представления о первых цветах весны. Учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

План проведения.

Предварительная работа.

    Беседа «Первоцветы».

    Знакомство с первоцветами занесенными в Красную книгу.

    Рисование плакатов в защиту первоцветов.

    Чтение литературных произведений: И. Беляков «Подснежник проснулся», А. Онегов «Ландыш», В. Степанов «Летающий цветок», О. Мариничева «Первоцветы», Е. Серова «Ландыш».

    Разучивание стихов о весенних цветах.

Ход акции

    Выпуск и раздача листовок родителям «Берегите первоцветы»

Природоохранная акция «Прилет птиц»

Цель . Обобщить знания детей о перелетных птицах, воспитание бережного отношения к нашим меньшим друзьям. Закрепление представлений о том, что все в природе взаимосвязано: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных.

Задачи . Развивать творческие способности, умение находить причинно-следственные связи. Учить детей понимать образный смысл загадок.

План проведения.

Предварительная работа.

    Рассматривание иллюстраций «Птицы»;

    Чтение Г. Спетрев «Ласточка», Н. Сладков «Ранняя птичка», «Скворцы-молодцы», «Улетают журавли». Загадки о перелетных птицах. Консультация для родителей «Маленькие соседи на планете». Досуг для детей «расскажем сказку вместе».

    Рисование «Птицы в детском саду»;

    Беседа о перелетных птицах.

    Игровая деятельность: «Что за птица», «Найди лишнее».

    Совместное с родителями изготовление скворечников.

Ход акции

    Выпуск альбома «Птицы в детском саду», посвященный прилету птиц.

    Развешивание скворечников на территории детского сада.

Природоохранная акция «Цветущий детский сад»

Цель : Решать задачи экологического воспитания детей посредством совместной трудовой деятельности детей, педагогов и родителей.

Задачи. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, друг с другом, с родителями, формированием умений и навыков в трудовой деятельности.

План проведения.

Предварительная работа.

    Изготовление родителями ящиков для выращивания рассады;

    Посев семян на рассаду;

    Уход за рассадой;

    Наблюдение за ростом рассады (дневник наблюдений);

    Консультации для родителей «Ландшафтный дизайн», «Огород»;

    Рассматривание журналов «Мой цветущий сад», «Вокруг цветов», «Мастер цветов», « Цветок» и т. д.

    Игровая деятельность: игра «Цветочное лото»; игра «Я садовником родился».

    Слушании е музыки: П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Ход акции

    Разбивка цветников на территории детского сада, огорода.

    Высадка рассады в цветники, фитоогород и огород.

Итог акции.

    « Фоторепортаж о проведении акции»

    Проведение праздника цветов.

Экологические проекты.

    «День цветов» (июнь, все группы).

Цель: воспитывать желание сделать Землю красивой.

Прополка и полив цветов на клумбах;

Беседы о цветах. Загадывание загадок;

Игры «Садовник», «Угадай по описанию» и др.

Правила сбора цветов;

Украшение групп букетами садовых цветов.

2. «Жалобная книга природы» (июнь, все группы).

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Прогулка в близлежащий лес, наблюдение за состоянием объектов природы;

Составление жалоб от растений, насекомых обитающих в нашем лесу;

Закрепление правил поведения в лесу.

3. « Очаровательный сорняк» (июль, все группы).

Цель: рассказать о том, что все без исключения растения полезны.

Сбор информации у родителей о то, что такое сорняк;

Рисование букета сорных растений.

4. Экологическая профессия ( июль, старшие группа).

Цель: познакомить с профессиями связанными с природой.

Рассматривание иллюстраций;

Чтение художественной литературы;

Беседы о садовниках, лесниках, пожарных и др.;

Посещение теплицы и знакомство с профессией озеленитель.

5. «Дождики» (июль, все группы).

Цель расширить и уточнить знания детей о дожде, как виде осадков.

Наблюдение за дождем;

Беседы о видах дождя: ливень, «грибной», «слепой», веселый, летний, грустный, затяжной.

Знакомство с приметами, говорящими о скором дожде.

Рассказ о растениях (одуванчик, кубышке и др.) и их поведении перед дождем.

Рисование на тему: «Кому от дождя хорошо?».

6. « Лесная аптека» (август, старшие группы).

Цель: продолжать знакомить с лекарственными растениями.

Рассматривание иллюстраций и беседа с детьми;

Посещение аптекарского огорода;

Беседа о правилах сбора растений.

7. « Зеленый дом» (август, все группы).

Цель: увеличить численность комнатных растений в группах.

Сбор отростков растений;

Высаживание растений в горшки;

Ознакомление с «родословной» растений.

Экологические рейды

    Экологический рейд по группам «Сохраним каждую капельку»

    Экологический рейд по улицам города.

Цель: выяснить, что загрязняет воздух в нашем городе и что можно сделать, чтобы меньше наносить вреда природе (выхлопные газы транспорта, сжигание мусора, выбросы заводских труб).

Выпуск экологических листовок

    «Давайте беречь воду»

    «Берегите первоцветы»

    «Как вести себя в природе»

    «Сбережем нашу планету»

Надежда Тиханкина
Консультация для воспитателей по теме «Экологические акции в ДОУ»

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников».

Когда будет срублено последнее дерево,

когда будет отравлена последняя река,

когда будет поймана последняя птица,

Только тогда он (человек) поймёт,

что деньги нельзя есть…

М. Булгаков

В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (отдельным ее компонентам) - мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря.

На нас надеется Земля.

Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание - это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Основными задачами экологического воспитания являются:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным.

За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.

Выбор данной формы работы не случаен, так как:

Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

Акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;

Обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций нужно придерживаться следующих принципов:

Осмысленность.

Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования.

Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность.

Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность.

Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность.

Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность

Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

День леса

В октябре отмечается день лесных животных. Во время акции дошкольники знакомятся с произведениями о природе, о жизни животных в лесу.

Международный день энергосбережения

11 ноября - международный день энергосбережения. Можно организовать краткосрочный проект «Вместе светлее», оформить картотеки со стихами и разработать дидактические игры по теме, провести тематические совместные с родителями спортивные соревнования «В гостях у электросчётчика», «В гостях у лампочки». Итогом акции могут стать буклеты для родителей, презентация об альтернативных источниках энергии.

Природоохранная акция «Поможем городской синичке»

Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края.

В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края» , в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края.

Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период.

Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм.

Одним из центральных моментов акции является выставка - ярмарка кормушек. Главный итог акции, о котором необходимо сказать дети – сколько людей теперь имеют кормушки и могут вывесить их возле дома, на окнах и тем самым помочь птицам перезимовать.

Еще одним важным событием этой акции является открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развешивают эти листовки на досках объявлений домов близлежащего микрорайона.

В процессе проведения акции выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».

Результатом работы являются рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома).

Природоохранная акция «Прилетайте птицы»

Проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц, изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».

Природоохранная акция «День Земли»

Акция проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера «Прекрасное рядом», развлечения «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.

Проводится с 20 мая по 6 июня в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» с целью формирования основ экологической культуры, гуманного отношения к природе нашего края. Подготовка к проведению акции начинается заранее. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада, собирают информацию о растениях и животных, занесенных в красную книгу. Готовят листовки и стенгазеты. В процессе проведения акции проводятся:

Очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями);

Конкурс экологических листовок и стенгазет;

Оформление альбомов;

Организуются экскурсии в парк и на реку;

Развлечение «Сохраним Землю голубой и зеленой».

В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.

Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.

Крючковская Светлана Эдуардовна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 3 «Радуга»,

г. Междуреченск, Кемеровская область

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ

КАК

СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Эффективным средством решения задач социализации дошкольников являются экологические акции.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление опыта общения.

Ребёнок в дошкольном возрасте эмоционально отзывчив, и учитывая эту особенность дошкольного возраста, мы включаем его в личностно – значимые аспекты экологическое воспитание основанное на духовно – нравственных человеческих ценностях, где главным мотивом является продуктивная деятельность самого воспитанника, его родителей и близких. Экологические акции являются основой таких взаимоотношений.

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют акции как педагогические технологии и мотивацию воспитанников к продуктивной деятельности в экологическом воспитании и социализации.

Экологические акции в нашем дошкольном учреждении стали одной основных и эффективных форм работы в контексте: «Дети - педагоги - родители - социальные институты» , эффективным средством решения задач социализации дошкольников.

Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.

Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Дети – дошкольники принимают в акциях посильное, продуктивное участие (что в дошкольном возрасте крайне редко), которое им понятно, затрагивает их интересы, их жизнедеятельность.

В переводе на «акция» означает действие.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности и имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными.

Выбор данной формы работы не случаен.
Акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребёнку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега , то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

В рамках экологической акции всегда проводятся различные мероприятия как с детьми, так и с родителями: это беседы, экскурсии, рассматривание картин, фотографий, рисование листовок экологического содержания, рисунков на тему акции, дидактические игры, праздники и др.

Силами педагогов нашего дошкольного учреждения разработаны и внедрены в жизнь следующие акции: «Подари бездомному надежду», «Накорми питомцев экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау», «Птицеград», «Каждой пичужке – наша кормушка!», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Первоцветы», «Сохраним зелёный наряд Междуреченска», «Аллея выпускников», «Дерево-память», «Охотники за батарейками», «Соберём – сдадим - переработаем!», «Аллея спасённых деревьев», «Детский сад - цветник», «Наш любимый огород» и др.

План проведения акций

Месяц

Тема акции

Сентябрь

Накорми питомца экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»

Октябрь

Подари бездомному надежду

Ноябрь

Каждой пичужке-наша кормушка!

Декабрь

Сохраним зелёный наряд Междуреченска

Январь

Охотники за батарейками

Февраль

Вторая жизнь ненужных вещей

Март

Подари бездомному надежду

Берегиня

Апрель

Птицеград

Аллея спасённых деревьев

Май

Дерево-память

Аллея выпускников

Детский сад-цветник!

Июнь

Соберём-сдадим-переработаем!

Июль

« Чистый берег »

Август

Урожай у нас не плох

Экологическая акция

«Накорми питомца экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»

Проводится в сентябре и или в марте.

Участники:

Цель: формирование у дошкольников представлений о милосердии, о том, что дикие животные тоже нуждаются в помощи человека.

Задачи:

Помочь детям понять, какую помощь могут оказать люди диким животным;

План проведения акции:

· у рок с учёным-экологом, работником экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау»;

· просмотр фильма о государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау»;

· беседы с детьми о животных родного края, рассматривание изображений животных;

· презентация «Красная книга Кузбасса»;

· чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого и др. о животных;

· рисование листовок на тему «Для леса важен каждый!”;

· зелёное шествие «Для леса важен каждый»:

· сбор кормов для обитателей экоцентра (овощи, крупы, хлеб)

· экскурсия в экоцентр воспитанников подготовительной к школе и старшей групп, передача собранных кормов сотрудникам экоцентра;

· сочинение стихов об обитателях экоцентра, как рефлексия.

Для 1 акции как правило собираем около 50 килограммов кормов: овощи (морковь, капуста, картофель), крупы, хлеб, сухарики, орехи.

По итогам акции воспитанники подготовительной к школе группы в 2016 году сочинили стихи:

Утром рано малышей

Экоцентр встречает,

Ждёт зверьё наших детей

В вольерах все скучают:

Лось, марал,

Олень, кабан,

Белки и крольчата,

Козёл Петя -

Все от нас

Ждут вкусных подарков.

Вера П., 6 лет

Покормили мы капустой

северных оленей

Тоджа с Севером вполне

рады угощенью

Кристина К, 6 лет

Мы маралов угощали хлебом и морковкой,

С рук берут они еду очень, очень ловко.

Арина А., 6 лет

На белом снегу не увидишь ты зайку,

Он в зимнюю шубку упрятался ловко,

Лишь кончики ушек, да глазки чернеют,

Приманим к себе шустряка мы морковкой.

Дима В., 6 лет

Покормили мы лося

хлебом и капустой,

С удовольствием он ел,

Было очень вкусно.

Максим А., 6 лет

Угостили кроликов капустой и морковкой

Разгрызают всё они очень-очень ловко.

Данил К., 6 лет

Нас крольчата не боятся,

И подходят близко,

Сними весело встречаться и кормить редиской.

Вера Н., 6 лет

Живёт в экоцентре козёл, звать Петруша,

Козёл замечательный, добрый, послушный.

Когда-то смешил на арене людей,

Теперь веселит

в экоцентре детей.

Вероника П., 6 лет

С удовольствием мы посетили музей,
Там узнали мы много о крае Кузбасском.
Стали мы в этот день и умней и добрей,
А природа у нас и проста и прекрасна.

Нас здесь встретил медведь

И лисица, и волк, соболь, белка,

И рысь, и куница, а ещё был марал

И конечно же лось, норка, ёжик

и разные птицы.

Вика В., 6 лет, Таня П, 6 лет

Экоцентр научил нас любить и беречь

Братьев меньших, всех тех, кто слабее,

И теперь в наших силах природу стеречь,

Вдвое станем тогда мы сильнее.

Андрей Х., 6 лет

Экологическая акция

«Подари бездомному надежду»

Проводится в октябре и марте.

Участники: воспитанники, родители и сотрудник МБДОУ.

Цель: формирование у дошкольников представлений о милосердии, о том, что бездомные животные очень нуждаются в помощи человека.

Задачи:

Помочь детям понять, какую помощь могут оказать люди бездомным животным и, что люди ответственны за то, что домашние животные оказываются на улице;

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение к, нуждающимся в нашей помощи.

План проведения акции:

- встреча с волонтёрами некоммерческой благотворительной организации помощи бездомным животным «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!» ;

- просмотр фильма бездомных животных;

- беседы с детьми о домашних питомцах, о том, как надо ухаживать за ними;

- чтение произведений А. Барто, К. Чуковского и др. о животных;

- экскурсия в ветеринарную клинику «Кот и пёс»;

- дидактические игры о домашних животных;

- уход за животными живого уголка МБДОУ (ежедневно);

- разучивание песни «Добрым быть совсем не просто»;

- рисование домашних питомцев;

- составление рассказов и сказок о домашних питомцах;

- сбор кормов и лекарств для бездомных животных;

В ходе акции ребята узнают, какую огромную работу делают волонтёры: они собирают корм для бездомных животных, находят для кошек и собак новых хозяев, которые уже никогда не выгонят животное на улицу, лечат больных животных, взрослых кошек и собак стерилизуют.

Большую помощь в лечении и стерилизации бездомных животных оказывают ветеринарные врачи – настоящие доктора Айболиты.

Всеобщими усилиями обычно собирается более 50 килограммов кормов. Так же собираются лекарства, бинты, вата для лечения животных.

Весь собранный корм передаётся волонтёру группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!» Ирине Рядновой. Она переправляет весь корм по назначению.

За время проведения акций 16 семей наших воспитанников пополнились новыми жителями: взяли 7 щенков и 9 котят. 3 семьи стали активными волонтёрами группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!», принимают на передержку бездомных животных.

Когда дети принимают активное участие в акциях помощи бездомным животным можно быть уверенным, что они вырастут неравнодушными, добрыми, заботливыми, никогда не обидят животное и никогда не выгонят его на улицу, не оставят без своей защиты слабого, того, кто зависит целиком и полностью от нас, людей.

«Все котохвостики от всей души благодарят д. сад № 3 "Радуга" за проведённую акцию" Добра" СПАСИБО большое всем деткам, родителям и воспитателям! Ребята, вы супер! Спасибо вам за подарки

Из альбома Благодарим всех вас! за любую помощь бездомным животным группы «Ковчег – выживут или погибнут? Решать тебе!»

21:24

НИЧЕГО СЕБЕ ОЧЕНЬ УДАЧНАЯ ИДЕЯ... СКОЛЬКО ПОМОЩИ БЕДНЫМ ЖИВОТНЫМ... ОЧЕНЬ ЖАЛЬ ЧТО У НАС НЕТ ПРИЮТА...ТАК БЫЛО БЫ ПРОЩЕ МНОГИМ ИЗ НИХ

Класс! 1

21:24

ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ ДОБРЫЕ ОТЗЫВЧИВЫЕ ЛЮДИ!

Ответила Irina

21:28

ОЧЕНЬ МНЕ КАЖЕТСЯ ПОЛЕЗНО И ДЛЯ ДЕТОК... ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ... ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО В ИХ ВОСПИТАНИИ!

Класс! 1

Экологическая акция

«Каждой пичужке – наша кормушка!»

Проводится в ноябре, что бы в течение всей зимы была возможность подкормить птиц, прилетающих на участок МБДОУ.

Участники: Воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ.

Цель: формирование навыка практической природоохранной деятельности, формирование у воспитанников, понимания значимости сохранения птиц.

Задачи:

Привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период;

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение к нуждающимся в нашей помощи.

План проведения акции:

- рассматривание картин о зимующих птицах;

- наблюдение за птицами на прогулке;

- презентация «Зимующие птицы»;

- рисование листовок «Поможем птицам зимой»

- участие в конкурсе рисунков экологической акции «Поможем птицам зимой»;

- конкурс по изготовлению птичьих кормушек «Птичья столовая»;

- зелёный марш «Помоги птице зимой»;

- изготовление съедобных птичьих кормушек;

- размещение кормушек на участке ДОУ и территории прилегающих домов;

- ежедневная подкормка птиц.

В ноябре 2017 года в ходе акции дети вместе с родителями изготовили 29 кормушек из бросового материала и 96 съедобных кормушек, которые были размещены на территории МБДОУ. Ежедневно дети подкармливают птиц и наблюдают, какие птицы прилетают в птичью столовую.

Экологическая акция

«Спаси ёлочку, зелёную иголочку!»

Проводится в декабре перед Новогодними праздниками.

Участники: родители, воспитанники, сотрудники МБДОУ

Цель: Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе. Повысить уровень экологического сознания через активизацию творческой деятельности.
Задачи.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать знания о экологической проблеме;
- развивать желание сохранить природу, чувство сопереживания;
- показать значимость деревьев для лесных обитателей и человека.
План проведения акции :
- занятие «Лес - наше богатство»;
- беседы: «Что делают из древесины?», «Леса Кузбасса»;
- просмотр мультфильмов;
- чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений»;
- рисование листовок «Сохраним ёлочку», «Лесная красавица»;

Лепка: «Новогодняя ёлка», «Лесные жители встречают Новый год»;
- акция «Сделай лесу подарок, оставь ёлку лесу!» (сбор ёлочек для обитателей экоцентра);
- зелёное шествие «Сохраним ёлочку!» (интервью у прохожих на улице "С какой ёлочкой Вы встретите Новый год? ");

Дидактические игры: «Для кого ёлка - дом?», «Деревья и кустарники», «Узнай дерево», «Строение дерева»;
- рассматривание иллюстраций;
- экскурсии в лес, в парк;

Беседа о воспоминаниях об экскурсиях, проведённых в летний период времени, рассматривание фотографий;

Мастер-класс для родителей: «Ёлочка своими руками»;
- консультации для родителей: «Совместное творчество»;
«Новогодние сюрпризы»;
- выставка ёлочек, сделанных совместно с родителями: «Новогодняя фантазия».

В 2017 году в конкурсе ёлочек из бросового материала приняли участие 85 семей из 105. Было изготовлено 85 ёлочек из различных материалов: фольга, тесто, бумага, пластилин, макароны, карандаши, палочки от мороженого, пластиковые бутылки и стаканчики и др.

Во всех семьях были установлены новогодние ёлочки: в 15 семьях-живые, в 90-искусственные. Семьи, которые установили натуральные ёлочки, после праздников отправили их в экоцентр заповедника «Кузнецкий Алатау» на корм животным.

Дети нарисовали и раздали жителям города 65 листовок на тему «Сохраним ёлочку».

Экологическая акция

«Охотники за батарейками»

Проводится с февраля месяца, в течение года.

Направлена на сбор использованных элементов питания (батареек) для дальнейшей транспортировки в пункт приёма и утилизации.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ.

Цель: формирование у дошкольников представлений о том, какой вред наносят использованные батарейки земле.

Задачи:

Помочь детям понять, как люди могут уменьшить вред, который наносят земле, растениям и животным выбрасывая мусор;

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;

Воспитывать у детей умение проявлять заботу о будущем.

План проведения акции:

П резентация «Польза и вред батареек»;

Д идактическая игра «Как появилась батарейка»;

О пыты с батарейками («Заведи часы», «Фонарик», «Телефон» и др.);

И зготовление совместно с родителями стенгазет «Польза и вред батареек»;

Б еседа с экологом;

С бор отработанных батареек (в течение года), с периодической передачей их в утилизацию через ТЦ «Тоталь».

В 2016-2017 учебном году собрано и сдано в утилизацию 215 отработанных батареек.

Воспитанники имеют представления о вреде отработанных батареек и знают, что их необходимо сдавать на переработку.

Экологическая акция

«Вторая жизнь ненужных вещей»

Проводится в феврале

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ

Цель: формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – не как к привычному мусору, а как к ценному вторичному сырью.

Задачи:

- учить видеть, ценить и создавать красоту своими руками;

- развивать фантазию, творческие способности.;

- воспитывать у детей потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

План проведения акции:

А кция по уборке территории детского сада;

О формление мастерской, где расположены материалы для работы;

Р абота мастерской волшебников;

Б еседы «Путешествие в прошлое куклы», «Мамин день», «Театр и его куклы».

С оздание театра кукол «Мальвина»;

С оздание альбома «Технологические карты изготовления поделок»;

- и зготовление поделок на выставку «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- у частие в городском творческом конкурсе «Красота спасёт мир»;

- о формление выставки «Вторая жизнь ненужных вещей»;

- п оказ спектакля «Теремок» для детей младших групп;

- э кскурсии воспитанников детского сада на выставку «Вторая жизнь ненужных вещей» в городской краеведческий музей.

Ежегодно в акции принимают участие 97 % семей. На выставках можно увидеть поделки из бумаги, картона, ткани, пластиковой посуды, пробок и др. материалов. Фантазия наших участников безгранична. Очень много пособий для игр и занятий изготовлено руками детей и их родителей из вторичного материала.

Экологическая акция:

«Птицеград»

Проводится в марте-апреле.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры.

Цель: воспитания у дошкольников заботливого отношения к птицам, привлечения птиц в город.

Задачи Акции :

- пропагандировать среди дошкольников идеи привлечения птиц в город;

- вовлекать детей и родителей в практическую природоохранную деятельность;

- воспитывать у детей желание проявлять заботу о птицах.

План акции:

- р исование листовок «Встречаем пернатых друзей!»;

- п резентация «Перелётные птицы»;

- Просмотр мультфильмов «Изучаем перелётных птиц», «Весенняя сказка», «Серая шейка»;

- в идео урок «Перелётные птицы»;

- конкурс на лучший скворечник;

- р азмещение скворечников на территории МБДОУ и на территории близлежащих домов;

- з елёный марш «Встречаем птиц» с интервьюированием горожан о пользе птиц и необходимости им помогать;

- и зготовление журавликов из теста для праздника птиц;

- п раздник птиц;

- р азучивание стихов;

- ч тение художественной литературы писателей В. Бианки, В. Скребицкого,

Г. Снегирёва;

- н аблюдение за птицами, прилетающими на участок МБДОУ:

- с овместное мероприятие с учащимися МБОУ «Гимназия № 6 им. С.Ф. Вензелева» и работниками ТПТУ «Птицеград»;

- д идактические игры «Птицы летят».

В ходе акции в апреле 2017 года было изготовлено 16 скворечников, которые были размещены, как на территории МБДОУ, так и на территории соседних домов.

Экологическая акция

«Аллея спасённых деревьев»

Проводится в апреле-мае, сентябре – октябре.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры (Междуреченское лесничество и ЗАО «Артель старателей «Золотой полюс»), МКУ «Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию»

Цель: Показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного её использования.

Задачи акции :

-разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества детского сада и СЮН;

-содействовать сплочению детско-родительского коллектива в процессе совместной деятельности;

-формировать у детей дошкольного возраста предпосылки экологического сознания;

-расширять представления детей о взаимосвязях в природе;

-формировать навыки трудовой деятельности;

-воспитывать желание беречь природу.

План акции:

- проведение бесед экологической тематики для детей: «Что ты знаешь о деревьях?», «Для чего нужны деревья?», «Как делают бумагу», «Как спасти дерево» и др.;

- проведение непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое бумаги»;

- просмотр мультимедийных презентаций и мульфильмов: «Лист, на котором мы рисуем», «Правила поведения в природе»;

- изготовление методических пособий: «Виды бумаги», «История бумаги»;

- проведение социологического опроса родителей на тему «Отношение междуреченцев к использованию природного ресурса – леса в целлюлозно-бумажной промышленности»:

- организация творческой продуктивной деятельности с детьми на тему «Дерево, которое я спасу»;

- выпуск и распространение тематических листовок с призывом к участию в акции;

- создание контейнеров для сбора бумаги;

- изготовление памятки «Делаем бумагу сами»;

- проведение мастер-класса «Бумага своими руками»;

- «Книжкина больница»;

- организация и проведение сбора макулатуры в детском саду в течение недели.

Всего родителями совместно с детьми в 2016-2017 учебном году было собрано и сдано 235 кг. макулатуры.

В награду за сданную макулатуру на территории МБДОУ высажено 10 саженцев туи, 8 кустов сирени, 3 саженца берёзы.

Воспитанники МБДОУ вместе с педагогами ухаживают за саженцами, ежедневно поливая их.

Экологическая акция

«Дерево-память»

Проводится с 22 апреля по 15 мая.

Участники : воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, ветераны войны и тыла, социальные партнёры (ЗАО «СФЕРА»).

Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, преемственность поколений.
Содержание акции : посадка именных деревьев ветеранами ВОВ и памятных деревьев в ознаменование 71-летия победы в Великой Отечественной войне.
План акции:

- э кскурсия в музей воинской славы;

- в ыставка Победы: выставка фотографий участников ВОВ-родственников воспитанников, фотографий наград;

- с оздание экспозиции мини-музея «Рода войск»;

- в ыставка книг о ВОВ в книжных уголках;

- в ыставка военного плаката;

- ч тение художественной литературы о ВОВ;

- р ассматривание фотографий и событиях ВОВ;

- п росмотр мультфильмов «Солдатская сказка», «Сильные духом крепче стены», «Василёк», “Легенда о старом маяке»;

- к онкурс рисунков «Нам нужен МИР!»;

- к онкурс чтецов (чтение стихотворений о войне) (дети 5-7 лет);

- в озложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ;

- в стреча с участниками ВОВ: рассказ ветеранов, концерт для ветеранов, чаепитие;

- п осадка Деревьев, вручение именных сертификатов.

Высажено 6 именных дубочков. Все дубочки прижились. Ветераны приходят посмотреть на свои деревца и в гости к ребятам. Дети ухаживают за дубочками, поливают их.

Экологическая акция

«Детский сад - цветник»

Проводится в мае – июне.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ, социальные партнёры (ЗАО ТЦ “Сибиряк»).

Цель: Б лагоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

- содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;

- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

План акции:

- с бор и посев семян для однолетних цветов рассады;

- р ассматривание фотографий цветов;

- р исование цветов;

- в ысаживание рассады на клумбы;

- у ход за растениями: рыхление, полив;

- н аблюдение за ростом цветов на клумбах;

- з аучивание стихов о цветах;

- и зготовление костюмов «Цветы»;

- п арад цветочных шляпок (развлечение);

- п раздник цветов.

В ходе акции высаживаются как однолетние растения (петуньи, настурции, ноготки, георгины, бархатцы, астры), так и многолетние (лилии, нарциссы, ирисы, пионы, турецкие гвоздики, люпины, шафраны, цинии, ландыши).

Осенью собирают семена для посева следующей весной.

Экологическая акция

«Соберём! Сдадим! Переработаем!!»

Проводится с апреля по июль.

Участники: воспитанники, родители, сотрудники, социальные партнёры (ЗАО «Сфера»)

Цель: Предотвратить загрязнение окружающей среды пластиковой посудой, бумагой и другими бытовыми отходами.

Задачи:

- расширять представление детей и взрослых о вреде брошенной пластиковой посуды, бумаги и другого бытового мусора для окружающей среды.

- ф ормировать чувство ответственности за чистоту окружающей нас природы.

- п ознакомить с различными способами изготовления поделок и цветов из пластиковой посуды, бумаги, бытового мусора.

- п ривлечь родителей и детей к природоохранной и созидающей деятельности.

План акции:

- н аблюдения за чистотой на участке ДОУ, прилегающей территории, в городе;

- п росмотр слайдшоу «Мусор», “Какой вред наносит мусор окружающей среде», фильмов «Острова из мусора в океанах», «Три пластиковые бутылки, или круговорот пластика в природе» и др.;

- к онкурс на лучший костюм из бросового материала;

- р исование листовок «Очистим город от мусора»;

- р аздельный сбор мусора: пластиковых бутылок, макулатуры, бытовых отходов;

- к онкурс «Вторая жизнь ненужных вещей;

- з елёное шествие «Соберём! Сдадим! Переработаем!” с интервьюированием горожан о вреде мусора;

- з елёный субботник на территории МБДОУ.

В ходе акции собрано и сдано 56 кг. макулатуры, 186 пластиковых бутылок.

Из бытовых отходов родители изготовили красивые поделки, костюмы для летнего карнавала.

Воспитанники МБДОУ приняли участие в дефиле костюмов из пластиковой посуды на открытии городского этапа акции «Соберём! Сдадим! Переработаем!
У детей появилось осознанное желание не оставлять мусор после себя.

Экологическая акция

«Урожай у нас не плох»

Проводится с мая по октябрь. Оканчивается «Осенним балом».

Участники: воспитанники, сотрудники МБДОУ, родители.

Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на территории детского сада.

Задачи:

- ф ормирование представлений о работах проводимых в огороде в разное время года;

- показать практическую значимость овощных культур для человека и животных;

- в оспитывать у детей трудолюбие и желание оказывать посильную помощь в выращивании корма для обитателей живого уголка.

План акции:

- подготовка семян для посадке в огороде;

- п одготовка грядок для посева (взрослые совместно с детьми);

- р ассматривание картинок об овощах;

- д идактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Что растёт в огороде» и др;

- ч тение произведений Н. Носова, Ю.Тувима, Б. Жидкова, РНС и др. об овощах;

- п росмотр мультфильмов «Весёлый огород», «Чудо зверики-садоводы», «Весёлые овощи» и др.;

- п осев семян в грядки (взрослые совместно с детьми);

- п рополка грядок;

- п олив овощных культур (дети совместно с взрослыми);

- н аблюдения за ростом овощей;

- с бор урожая;

- к онкурс «Дары осени» (поделки из овощей);

- Осенний бал.

Ежегодно на грядках высаживаются картофель, морковь, свёкла, фасоль, горох, кабачки, подсолнечник, укроп, петрушка, тыква.

Урожай дети выращивают для обитателей живого уголка: кролика Степашки, морской свинки Стеши, хомячка Василия, попугая Анастасии Филипповны.

В конкурсе «Дары осени» принимают участие практически 92 % семей (изготавливают поделки из овощей), мамы презентуют блюда из овощей.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

Рис.1

Татьяна Наумкина
Природоохранные акции в ДОУ

Природоохранные акции в ДОУ

Вряд ли кто–нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как предохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы . Сегодня, каждый мыслящий человек, не может не задуматься над вопросом об отношениях между человеком и природой , основу которых составляет экологическая культура.

Экологическая культура – это одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности.

Н. Ф. Виноградова подчркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности : познательной, аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Л. С. Выготский писал : «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Следует указать на одно существенное обстоятельство, особенно важное для педагогов. В результате многих экспериментальных исследований обнаружилось, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

На мой взгляд познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании, в процессе общения с природой : ведь экология- простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Знания о природе , предложенные дошкольникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира .

Используются разнообразные формы обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную потребность дошкольников : экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции , праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических (природоохранных ) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция ?

Экологическая акция – ряд действий , предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц : дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Любая акция включает следующие этапы : подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.

1. Подготовительный этап (экологическая тревога) :

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы , цели, периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (экологическая тропа) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки) :

Изготовление плакатов в защиту объектов акции ;

- «экологическая почта» - переписка с объектами акции ;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

4. Подведение итогов (итоговые мероприятия) :

Определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей) ;

Объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие (по завершению мероприятия или на празднике «День Земли» ).

Объектом акции могут стать деревья , птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Примеры проведения акций

Название Мотивация Планирование и действия

Завершение

«Чистый берег» Речка (ручей) поит нас водой, радует прохладой и будет благодарна, если мы позаботимся о ней. Разведка на месте, обсуждение возможных работ; подготовка материалов (мешки, перчатки, и пр.) с помощью родителей; сбор и сортировка мусора – то, что разлагается, - в землю в специальном месте, но не на самом берегу; что требует переработки (пластик) – с собой и в контейнер. Если удастся договориться с администрацией поселка, пусть сразу вывезут собранный мусор с берега

Рисование на тему «Красавица речка» ; выставка рисунков в публичном месте

«Птичья столовая» Традиционная – забота о зимующих птицах Наблюдение за птицами, ведение записей : какие птицы у нас зимуют; обсуждение : разным птицам – разные кормушки (бутылка – для мелких и смелых, открытая – для крупных и робких) ; рассматривание вариантов кормушек; сбор вместе с родителями заготовок; совместная с папами, дедушками, братьями работа по изготовлению и укреплению кормушек; передача их малышам (укрепить у окна)

Благодарственные письма старшим детям-помощникам – в школу; папам – на работу

«Батарейки» Рассказ о том, как выброшенная батарейка загрязняет окружающую среду Сбор отработанных батареек. Равное количество жетонов как за одну принесенную (а не выброшенную) батарейку, так и за десяток; работа с таблицей : сколько батареек принесли, сколько кротов, червей, жуков и других живых существ спасли Письмо в Биологический музей им. К. А. Тимирязева

«Аллея выпускников» Рассказ о том, как важно озеленять участки города, почему и чем это важно Выбор места для аллеи; посадка саженцев деревьев; изготовление именных табличек для своего дерева Открытие аллеи выпускников