Обучение чтению: методика Глена Домана. Методика раннего развития от глена домана

Кто такой Глен Доман? В чем заключается его методика раннего развития детей? Как же заниматься с карточками Домана? Какой эффект дают занятия? Что такое система энциклопедических знаний? Как можно изучать иностранные языки с помощью карточек Домана? Что такое "математика по Доману"?

Наверняка, эти и многие другие вопросы задают себе многие родители, которые планируют купить карточки Домана или уже купили их.

Попробуем вкратце разобраться в этих вопросах.

Глен Доман - это американский врач-нейрофизиолог, который является автором программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения.

Его методика основана на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики заключается в следующем: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.

Изначально Доман работал с детьми, имеющими повреждения мозга. И в результате кропотливой работы и многолетних исследований было выявлено, что такие дети догоняют и даже перегоняют своих сверстников в умственном развитии, если постоянно заставлять работать их мозг с помощью различных занятий.

Впоследствии Доман также разработал программы занятий для здоровых детей, чьи родители желают вырастить их здоровыми, умными и гармонично развитыми личностями.

Вот основные тезисы программы Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

1) Каждый ребенок - может стать гением, а ранее развитие - это ключ к его гениальности.

2) Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

3) Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

4) Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

5) Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка:

1) Начинайте как можно раньше - чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2) Радуйтесь успехам малыша и хвалите малыша.

3) Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4) Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5) Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6) Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7) Чаще вводите новый материал.

8) Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9) Не проверяйте знания своего ребенка.

10) Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11) Если вам или ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Доман работал по нескольким основным направлениям:

1) Раннее физическое развитие ребенка - залог его умственного развития. Т.е. он считал, что, например, ребенок уже с рождения должен большую часть времени проводить на полу головой вниз и учиться ползать. Родители должны максимально помогать ребенку в физическом развитии с самого рождения и способствовать всеми возможными способами. Физическая активность стимулирует развитие мозга.

2) Формирование системы энциклопедических знаний у детей раннего возраста. Для этих целей в нашем ассортименте в настоящее время имеется 65 комплектов карточек на русском языке.

Например, знаете ли Вы, чему можно научить ребенка за 30 секунд?
Представьте себе ситуацию: к вам подошел ребенок и спрашивает вас что-то об увиденной собаке.

Вот несколько возможных вариантов ответов взрослого:
1. "Не знаю, отстань".
2. "Это - гав-гав".
3. "Это - собака".
4. "Это - пудель".
5. Показать ему десять карточек с породами собак.
6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с породами собак и сказать: "Взгляни, малыш, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками". Собаки бывают разных пород: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п.
Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка и дать ему значительный объем новых знаний. Таким же образом можно поступать при обсуждении любой другой темы: фрукты, овощи, дикие или домашние животные, цветы и насекомые и т.д.

Доман пишет: «По большому счету, цель жизни - это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире. Объяснять что-либо детям бесполезно - они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты".

Поэтому Доман советует не бояться давать детям как можно больше информации об окружающем мире. Эту информацию ребенок может получать как в процессе специально организованных занятий с карточками, так и спонтанно на протяжении дня при появлении удобного случая.

Карточки должны быть разделены на темы-категории. На первом этапе необходимо просто показывать ребенку карточки с изображением различных объектов и соответствующим написанием. Т.е. ребенок на этом этапе сможет запомнить изображение объектов, их написание и звучание. При показе необходимо четко произносит название объекта. Карточки должны показываться в достаточно быстром темпе (1-2 секунды) на 1 карточку. Начинать можно с 10 карточек из одной категории и показывать их примерно 3 раза в день. Постепенно довести количество показываемых за одно занятие карточек до 20 штук. Таким образом, если в категории 20 карточек и Вы показываете их со скоростью 1-2 секунды, то на одно занятие уходит в среднем 30 секунд. И если Вы показываете карточки трижды в день, то это всего около 1,5 минут в день. По настроению ребенка можно укорачивать или удлинять занятия. Прекращать нужно быстрее, чем ребенку успеет надоесть. Каждую карточку в конечном итоге желательно показать 20-30 раз. Т.е. если трижды в день показывать каждую карточку, то итого на один комплект из 20 карточек необходимо потратить 7-10 дней. После этого можно приступать к новым 20 карточкам.

Доман рекомендует, что на первом этапе (указанном в предыдущем абзаце) необходимо познакомить ребенка примерно с 1000 карточками, а потом приступать к более углубленной интеллектуальной программе, т.е. знакомить малыша с энциклопедическими и просто интересными фактами о том или ином объекте. Несложно посчитать, что если на 20 карточек уходит 7-10 дней, и если заниматься систематически с самого раннего возраста (например, с 3 месяцев), то примерно к 1,5 годам ребенок освоит 1000 карточек, т.е. пройдет 1-й этап. Если Вы начали заниматься с ребенком позже, то, скорее всего, на освоение 20 карточек будет уходить не 7-10 дней, а меньше, например, 3-5 дней или даже еще меньше. Т.е. общий срок освоения всего материала будет гораздо меньше.

По окончании 1-го этапа начинаем использовать познавательную информацию (в наших комплектах она имеется в виде приложений-вкладышей). К этому времени ребенку уже, скорее всего, будет 1,5-2 года (возможно меньше или больше в зависимости от того, в каком возрасте были начаты занятия и насколько регулярно они проходили). Т.е. ребенок уже в состоянии выслушать, понять и запомнить многое из того, что ему говорят. Показывая карточки примерно в таком же режиме, как на 1-м этапе, при показе каждой карточки добавляем какой-нибудь факт о показываемом объекте. При следующем показе этой же карточки, озвучиваем другой факт и т.д. И так повторяем несколько циклов, чтобы информация улеглась в памяти ребенка.

Например, показывая карточку с изображением жирафа, можно поэтапно озвучивать следующую информацию:

  1. Млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства жирафовых.
  2. Является самым высоким наземным животным планеты. Достигает высоты 5,5м.
  3. Высокий рост увеличивает нагрузку на систему кровообращения, поэтому сердце у жирафов особенно сильное: оно пропускает 60 л крови в минуту и весит 12 кг.
  4. Язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки.
  5. Жирафы умеют быстро бегать и в случае острой необходимости достигают галопом скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях они могут перегнать скаковую лошадь.
  6. Жирафы являются исключительно травоядными животными, любимое лакомство - акация.
  7. Ежедневно жираф потребляет около 30 кг пищи и проводит за едой от шестнадцати до двадцати часов в сутки.
  8. Несмотря на такую длинную шею, у жирафа, как и у человека, всего 7 шейных позвонков.
  9. Рисунок на шерсти жирафа уникален для каждой особи подобно отпечаткам пальцев у человека.
  10. На голове у жирафов обоих полов находятся два обтянутых шерстью рожка, утолщённые на концах. Изредка встречаются и две пары рожков.
  11. Жирафы умеют высоко прыгать, преодолевая даже барьеры высотой до 1,85 м.
  12. Среди всех млекопитающих у жирафов одна из наименьших потребностей во сне — от десяти минут до двух часов в сутки; в среднем жирафы спят 1,9 часа в день.

В итоге ребенок не только будет знать, как выглядит жираф, как пишется и произносится слово "жираф", а также запомнит множество фактов из жизни жирафов. Аналогично и по другим объектам.

Дорогие родители! Конечно, строгое следование вышеописанной методике может стать "непосильной ношей" и тяжелой работой для многих. Родители могут потерять интерес, ребенок может потерять интерес. Но даже частичное следование этим принципам дает очень хорошие результаты и уж лучше хоть как-то заниматься, чем вообще никак. Также можно придерживаться принципа: лучше поздно, чем никогда. Т.е. если Вашему ребенку, например, сейчас 2 года или более, а Вы еще совсем не занимались по этой методике, не надо думать, что поезд "ушел безвозвратно". Очень многое еще можно успеть сделать!

3) Обучение ребенка математике с раннего детства, что стимулирует мозговую активность. Для этих целей в нашем ассортименте имеется комплект "Математика" (с красными точками и цифрами).

Дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «три», ребенок представит количество - три предмета, а мы взрослые - значок - цифру «3». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету возьмем 20 карточек, на каждой из которых будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 20 красных точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе используются: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10. Показывая карточку необходимо четко называть количество кружочков, изображенных на карточке.

Очень скоро ребенку достаточно будет одного взгляда на карточку, чтобы определить, какое количество кружочков изображено на той или иной карточке. Ребенок с легкостью отличит карточку с 19 кружочками от карточки с 20 кружочками. При этом взрослому это сделать достаточно сложно без предварительного подсчета (для упрощения задачи для взрослых на обратной стороне карточки указано количество красных точек).

После запоминания всех 20 карточек с кружочками можно использовать комбинации 2-3-4 карточек (и т.д.) для получения большего количества кружочков. Например, 21 - это комбинация карточек с одним кружочком и двадцатью кружочками и т.д.

Последовательность обучения счету на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап - освоение понятия "количество" (т.е. на этом этапе ребенок учится определять количество красных точек на карточках, см. выше).

Второй этап - уравнения. После освоения 20 карточек с кружочками можно приступать к уравнениям. Например, операция сложения: "Один плюс два равняется трем". Произнося это предложение, показываем последовательно: сначала карточку с 1 кружком (произнося при этом "один"), потом убираем ее и говорим "плюс"; далее показываем карточку с 2 кружками (произнося при этом "два"), убираем ее и говорим равняется, и, наконец показываем карточку с 3 кружочками. И так по 3 уравнения ежедневно. Например, в первый день: 1+2=3, 2+3=5, 4+2=6 и т.д. Используя только карточки от 1 до 20 можно составить 190 различных уравнений. После нескольких недель занятий в таком режиме аналогичным образом можно освоить операцию вычитания. Далее аналогичным образом осваиваем операцию умножения. После этого можно ввести понятие "ноль". Для этого в нашем наборе есть одна совершенно пустая карточка. Проводя занятия на операции сложения, вычитания и деления можно включать в эти уравнения "ноль". Т.е. получится, например, 2+0=2, 5-0=5, 6*0=0 и т.д. Ребенок очень скоро поймет, что означает понятие "ноль". Далее переходим к освоению операции деления аналогично операциям сложения, вычитания и умножения.

Третий этап - решение задач. На данном этапе можно предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания. Например, показывая ребенку карточку с 16 и 20 кружочками, можно спросить: " Где двадцать?" Если ребенок указывает на нужную карточку, то необходимо его поощрить. Если нет, то нужно указать на карточку с 20 кружочками и сказать"А разве двадцать не это?" Вне зависимости от ответов ребенка нужно сохранять спокойствие и энтузиазм. Потренировавшись выбору из двух вариантов несколько дней можно переходить к решению задач. При решении задач не нужно просить ребенка назвать точный ответ. Нужно всегда предоставлять ему возможность выбора из двух вариантов. Задачи представляют из себя трехчленные уравнения с различными комбинациями операций сложения, вычитания, умножения и деления. Например: 2*2*3=12, 20:10+4=6 и т.д. Уравнения показываются, используя карточки с кружочками по той же системе, что и на предыдущем этапе. При этом каждый раз даем ребенку возможность выбрать из двух вариантов ответа. Через несколько недель занятий Вы с удивлением обнаружите, с какой легкостью ребенок решает любые предложенные уравнения.

Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр. На этом этапе настала очередь познакомить ребенка с понятием "цифра", т.е. "1", "2", "3" и т.д. Напомним, что до этого все занятия проводились только с карточками с кружочками и ребенок, решая достаточно сложные уравнения понятия не имел, что существуют цифры, т.к. для него главное было - количество кружочков, изображенных на карточке. Для данного этапа в нашем комплекте "Математика" имеются все цифры от "0" до "9" в нескольких экземплярах, чтобы можно было из 2-3 карточек составлять достаточно большие числа. Цифры изучаются также, как на первом этапе - количество красных кружочков. После того, как ребенок усвоил цифры от 1 до 20 необходимо начать соотносить количество красных кружочков с определенными цифрами. Например, можно взять карточку с пятью кружочками и положить ее на пол. Рядом положить карточку со знаком "=", и далее цифру "5". И ребенок поймет, что означает это равенство. Также можно использовать знаки "больше" или "меньше". Например, положить карточку с десятью кружочками, далее знак "больше", а потом цифру "8". Изучение цифр - это очень простой этап для ребенка.

Пятый этап - цифровые уравнения. Это по сути повторение второго и третьего этапов, только с использованием цифр, а не карточек с красными кружочками. Т.е. уравнения и задачи показываются ребенку с использованием традиционных цифр. Таким образом, мы пришли к тому, что маленький ребенок решает достаточно сложные математические задачки, для решения которых многим взрослым потребуется калькулятор.

4) Обучение иностранным языкам. Все дети, по мнению Домана, являются лингвистическими гениями. Они усвоят столько языков, сколько будут слышать в раннем детстве. После 6 лет (когда практически прекращается рост мозга) сделать это будет гораздо сложнее, а зачастую вообще невозможно. Т.е., когда в наших традиционных школах начинают изучать иностранный язык, это заведомо невыполнимая задача, если только не используется "метод погружения" в течение длительного периода времени и другие очень дорогостоящие методики, требующие от ученика полной самоотдачи и невероятных усилий. Другое дело - дети раннего возраста. Они играючи и без каких бы то ни было усилий запоминают то, что слышат и видят. На этой особенности детского мозга и основано изучение иностранных языков в раннем возрасте. Одним из инструментов для изучения языка являются карточки Домана на иностранных языках.

В настоящее время мы предлагаем 58 комплектов карточек Домана на английском языке. Обращаем внимание на тот факт, что мы регулярно выпускаем новинки. А также возможно изготовление карточек Домана на других языках по индивидуальным заказам.

Занятия с английскими карточками Домана аналогичны занятиям с русскими (см. выше). В идеале, постоянно должно быть в ходу 2 комплекта карточек: один на русском языке, а второй на английском. Показываем русские карточки по 3 раза в день и английские также - по 3 раза в день. Комплекты на русском и английском языке, которые изучаются параллельно, должны быть разными. Например, на русском языке - "Животные", а на английском языке - "Геометрические фигуры". Это необходимо, чтобы ребенок не путал языки. Потом, через пару месяцев, можно показывать "Животных" и на английском. При таком режиме занятий ребенок с одинаковой скоростью будет запоминать и русские, и английские карточки. Т.е. через 7-10 дней показа 20 карточек на английском языке можно менять комплект.

Для того, чтобы с английскими карточками могли заниматься даже те родители, которые не владеют свободно языком, а знают его в рамках школьной программы, мы предлагаем на нашем сайте бесплатно скачать транскрипцию к английским комплектам. Если Вам не удается скачать файл или к какому-то комплекту его просто нет, то напишите нам и мы Вам его вышлем. Безусловно, лучше, чтобы занятия с ребенком (в форме игры!) проводил специалист, но зачастую это невозможно. Однако, это не значит, что Вы должны лишить ребенка шанса изучать язык в раннем возрасте. Попробуйте начать заниматься и Вы сами усовершенствуете свои знания, принося при этом огромную пользу своему ребенку!

Небольшое лирическое отступление по поводу "неправильного" ("небританского") произношения многих родителей. Часто это останавливает родителей от занятий с ребенком английским языком. Да, это действительно так, наше произношение зачастую нельзя назвать идеальным. Но даже те люди, которые в совершенстве владеют английским языком, имеют акцент, который с легкостью заметит настоящий британец. А найти настоящего "носителя" языка для занятий становится все труднее. Часто те люди, которые выдают себя за носителей языка на самом деле являются, например, ирландцами, выходцами из Ямайки или других стран Содружества Объединенного Королевства и имеют сильнейший акцент (!!!) с точки зрения британцев. Так что, уважаемые родители, выбор за Вами.

Хочется отметить, что для изучения английского языка на уровне, приближенном к родному, конечно же карточки не являются панацеей. Занятия с карточками необходимо совмещать с чтением английских книг, заучиванием стишков, просмотром мультфильмов на английском языке, прослушиванием английских сказок, песенок, живой беседой с ребенком, играми на английском языке. В общем необходимо делать все то же самое, что Вы делаете при изучении родного русского языка. Но если Ваших знаний для живой беседы и игр на английском языке пока недостаточно, то даже занятия с карточками, дополненные просмотром английских мультфильмов, прослушиванием сказок и песенок с раннего детства (а эту комбинацию занятий могут обеспечить ребенку практически все родители!), создадут прекрасную базу для дальнейших занятий английским языком со специалистом.

5) Обучение раннему чтению.

Система обучения раннему чтению по Доману основана на том факте, что увидев написанное на карточке слово, ребенок запоминает его целиком, и впоследствии может воспроизвести в каком-то контексте, например, увидев это слово в книге. Таким образом, ребенок начинает читать не по слогам (как при обычных методах обучения чтению), а целиком словами, что способствует развитию скорочтения.

Обучать ребенка чтению можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки со словами, написанными на них красным цветом крупными печатными буквами. Для начала, подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, предметы ребенка, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду - мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.
2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий - 3 по старым карточкам и 3 по новым.
3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.
4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.
6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения:

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек).
Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
Продолжительность одного занятия - 5 секунд.
Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
Количество занятий и количество карточек могут меняться в зависимости от желания и настроения ребёнка.
Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.
Последовательность обучения чтению выстроена от простого к сложного:
Первый этап - отдельные слова.
Второй этап - словосочетания.
Третий этап - простые предложения.
Четвертый этап - распространенные предложения.
Пятый этап - книги.

Мы рассмотрели пять основных направлений раннего развития детей по методике Глена Домана.

Безусловно, эти направления могут использоваться как все вместе, так и по отдельности. В зависимости от целей родителей и поставленных задач, а также желаний ребенка.

Уважаемые родители, не бойтесь заниматься со своми детьми. Пусть даже Вы считаете невозможным придерживаться всех принципов описанной выше методики. Попробуйте адаптировать эту методику под свои цели и задачи, а также под интересы ребенка. И при регулярных занятиях Вы обязательно заметите результаты.

Всем удачи в занятиях и превосходных результатов!

Методика Глена Домана

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию» . С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана. ;

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это "гав-гав";

3. Это "собака";

4. Это "лабрадор";

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

Как научить вашего ребенка читать

(по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста .

Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек Домана

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"Букварь с пелёнок"

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному

    • Первый этап - отдельные слова.
    • Второй этап - словосочетания.
    • Третий этап - простые предложения.
    • Четвертый этап - распространенные предложения.
    • Пятый этап - книги.

Как научить вашего ребенка считать

(по книге Г.Домана "Как обучить вашего ребенка математике")

"Математика с пелёнок"

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • Первый этап - освоение понятия "количество".
  • Второй этап – уравнения.
  • Третий этап - решение задач.
  • Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • Пятый этап - цифровые уравнения.

Как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана :

1. Отчетливо видны все детали.

2. Изображен только один предмет.

3. У него должно иметься специальное название.

4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

4. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.

5. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

6. Язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.


В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам:

1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

После 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!

Существует много – и каждая из них достойна уважения. Сегодня мы поговорим о методике Глена Домана – американского военного врача, нейрофизиолога, который разработал уникальную систему раннего развития детей. Как появилась методика Домана, и в чем ее уникальность – мы сегодня и поговорим.

Методика Домана: как все начиналось?

Изначально Доман разрабатывал свою методику для лечения детей с повреждениями мозга, проявляющимися с параличах, отставании в развитии, неспособности к общению и других сложных симптомах. Доман считал, что для того, чтобы вылечить больного ребенка, нужно направить все усилия не на лечение тела, а на лечение первопричины – то есть, самого мозга.

Для каждого ребенка разрабатывалась индивидуальная программа, основанная на копировании действий взрослого. Действия взрослых были направлены на стимуляцию одного из органов чувств – предусматривалось, что вслед за этим деятельность мозга резко активизируется. Приведем пример.

Детям показывали карточки с крупно написанными красным шрифтом словами, после чего громко произносили эти слова вслух. Постепенно дети начинали повторять – и, тем самым, постепенно учились читать.
Для детей, имеющих проблемы с двигательным аппаратом, был другой вид занятий. Родители показывали ребенку движения, которые должен был бы делать он, если бы был здоров. Так дети учились ползать, а затем и ходить.

Каждый урок по методике Глена Домана длился не больше 10 секунд, но таких уроков в течение дня было до несколько десятков. Итогом работы по методике Домана явился достаточно мощный скачок в развитии у детей с нарушениями работы мозга. Более того – отстающие в физическом развитии дети впоследствии не только нагоняли здоровых ровесников, но и перегоняли их! Вес, рост, окружность головы и грудной клетки детей с нарушениями превосходили аналогичные показатели у здоровых детей.

Методика Домана была настолько популярна, что ее начали использовать и для здоровых детей. В итоге дети, которых развивали по методике Домана, в 3 года читали со скоростью пятиклассников, а память таких детей вызывала лишь искреннее восхищение.

Каковы основные принципы методики Домана и как применять их для развития собственного ребенка- мы расскажем прямо сейчас!

Основные принципы методики Домана

Глен Доман выделил несколько базовых принципов, на которых и построил свою методику. Вот эти принципы:

Лучшими педагогами для ребенка являются его родители;

Маленькие дети хотят учиться, причем они уверены, что нет ничего лучше учебы;

Дети хотят научиться всему, чему только возможно, прямо сейчас;

Наилучшую способность к обучению имеют дети до 7 лет;

Каждый ребенок может стать гением, а раннее развитие ему в этом поможет;

Обучение должно проходить в форме которую необходимо прекратить прежде, чем ребенок устанет;

Новизна и быстрота – вот главные способы поддержать любознательность ребенка;

Никаких проверок усвоенного материала ребенку устраивать не нужно;

Чтобы мозг человека развивался, нужно его использовать.

Как использовать методику Домана?

Занятия по методике Домана можно охарактеризовать следующим образом. В течение дня несколько раз в спокойной обстановке ребенку показывают карточки, предоставляющие информацию из разных категорий. Показ должен происходить очень быстро – по 6 секунд на карточку (1 секунда на сам показ и 5 секунд на проговаривание названия). В идеале, методика Домана предусматривает ежедневную демонстрацию 5 карточек из 5 разных категорий (всего 25 карточек). Демонстрация должна происходить 3 раза в день с постепенным уменьшением времени работы с каждой карточкой и увеличением предлагаемых категорий. Согласно наблюдениям, ребенок полностью усваивает информацию из одной карточки за 30 показов.

На карточках, разделенных по категориям, могут быть написаны большими красными буквами слова, нанесены изображения животных, людей, предметов. Таким образом, малыш не «застревает» в буквенно-звуковом этапе (что, по мнению Домана, тормозит его развитие), а сразу воспроизводит целые слова.

Минимальной единицей информации Доман называет факты. Факты являются базисом любого учения или умения, факты – основа знаний и интеллекта в целом. Факты, используемые в обучении, Доман называет битами, сравнивая человеческий мозг с компьютерами. Усвоение ребенком конкретных бит с огромной скоростью – прямой путь к развитию его интеллекта.

Цель Домана – познакомить ребенка с большим количеством точных и интересных фактов, которые будут систематизированы по определенным категориям и разделам знаний – как в компьютере. Минусом такой методики является «компьютеризация» мозга ребенка, усвоение только четких понятий, без учета оттенков значений. Например, ребенок усвоит тезис: «Это насекомое - жук», но не сможет усвоить тезис: «Это красивое, блестящее насекомое – жук».

Методика Домана направлена на развитие ребенка в четырех основных направлениях: физическое развитие, математика, энциклопедические знания.

1. Физическое развитие по методике Домана

Основа умственного развития ребенка – движение. В связи с этим Глен Доман отдавал физическому развитию ребенка главное место в своей методике. Основным приспособлением для физического развития ребенка по методике Домана является трек для ползания. Его легко можно сделать самостоятельно – из клееной фанеры или твердой древесины.

Трек хорош тем, что он достаточно широк для того, чтобы малыш мог свободно шевелить руками и ногами, но при этом достаточно узок, чтобы ребенок мог отталкиваться ножками от его стенок. Преимуществом трека является то, что он прямолинейный, поэтому малыш сможет двигаться только прямо. Благодаря такой особенности конструкции, в трек для ползания можно помещать даже новорожденного!

2. Обучение чтению по методике Домана

Доман считает, что ребенку проще запомнить слово целиком, поэтому учить его читать нужно с помощью карточек, на которых написано слово полностью. Традиционные методы – чтение по слогам – признаны Доманом неэффективными. Слова на карточках Домана разделены на слоги и буквы черточками, но написаны целиком, чтобы дать ребенку возможность запомнить его полностью.

Так в методике Домана реализуется его принцип: «Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь».

Математику Доман видел своей помощницей в деле развития интеллекта детей.

Согласно методике Домана, ребенка важно научить воспринимать не абстрактные цифры и числа, а реально существующее количество, которое эти цифры и числа выражают. В связи с этим, обучение ребенка математике по методике Домана происходит с использованием карточек, на которых изображены красные точки в количестве от одной до сотни.

4. Предоставление ребенку энциклопедических знаний по методике Домана

Энциклопедические знания – то есть, знания из разных областей жизни – Доман предлагал давать детям с помощью ежедневных показов карточек, отсортированных по категориям и темам. Каждая карточка – один бит информации, показанный ребенку в определенное время и определенным образом. Такие действия способствовали развитию мозга у ребенка и подготавливали основу для его будущих знаний.

Методика Домана примечательна тем, что она позволяет детям неназойливо усваивать внушительный объем знаний. Таким образом, ребенок привыкает усваивать новые знания, стимулируется его любознательность. Да и родители, выступая педагогами для своего ребенка, осознают, что только от них зависит его умственное развитие.

Кстати, особого внимания стоит тот факт, что не один десяток нобелевских лауреатов учились в детстве именно по методике Домана!

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками ( — Ozon , My-shop )

и карточки со словами , без картинок ( — Ozon , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .