Картина где тянутся пальцами. История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело

Дорогие друзья.Большой всем привет!Я долго отсутствовала и не принимала участия в обсуждениях,на которые вы меня приглашали.Но уже вернулась домой и рада общению с вами.В одном из скоростных поездов по дороге на Киев всё время крутили ролик о фресках Сикстинской капеллы, особенно часто повторялась эта фреска "Сотворение Адама."Она очень знаменита и популярна,мне захотелось о ней рассказать.

Микеланджело" Сотворение Адама"Она одна из самых сильных,эмоциональных и прекрасных композиций росписи Сикстинской капеллы.


Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с Кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой под стать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Эти стихотворные строки, написанные самим Микеланджело, как нельзя лучше отражают строй его мыслей при создании сюжета «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы. Здесь первый человек и его Создатель выступают на равных.


Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу.


Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей — декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб", из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.


Светлый и сильный взор Творца встречает взгляд человека, ждущего и жаждущего, и от вытянутого пальца его правой руки пробегает к Адаму божественная искра. Микеланджело не показывает нам сотворение человека, он передает момент, в который тот получает душу, свое страстное искание божественного. Под левой рукой Бога, в сонме ангелов остается Ева, еще не созданная во плоти.


Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление.


В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого. Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры» .


Впервые с такой ясностью звучит мысль о самодостаточности и всесилии человека. «Не даем мы тебе, о

Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал по собственному желанию, согласно твоей воле и решению» , - так обращается Творец к Адаму в трактате Пико делла Мирандолы; «Если с помощью морали страсти будут напряжены до разумных пределов, если с помощью диалектики мы будем развивать разум, то, возбужденные пылом Муз, мы будем упиваться небесной гармонией... И тогда, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные божеством, станем тем, кто нас создал» .

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Бытие 1:27.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" Бытие 2:7.

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

"И подобным же образом следует далее сотворение Адама с изображением Бога, опирающегося на группу обнаженных ангелов нежного возраста, которые несут будто не одну только фигуру, а всю тяжесть мира, что показано вызывающим величайшее благоговение величием Господа и характером его движения: одной рукой он обнимает ангелов, будто на них опираясь, десницу же он простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он снова сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека" Вазари.

Один из самых прекрасных образов росписи Сикстинской капеллы – пробуждающийся к жизни Первый человек Адам. Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей - декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб", из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.

Наряду с "Джокондой" Леонардо да Винче, это одно из известнейших изображений в мире, с второй половины XX в. стал всемирным символом. Человек, как прекраснейшее из творений Божьих, созданный по образу и подобию Господа, одно из лучших воплощений человеческого образа эпохи гуманизма. Предполагают, что в фресках Сикстины Микеланджело оставил множество тайных аллегорий, так, мантия, покрывающая Бога и поддерживающих его ангелов, напоминает очертания человеческого мозга. Известно, что Микеланджело во время учебы тайно занимался вскрытием трупов, для того, чтобы досконально изучить физиологию, вполне возможно, что он знал, как выглядит мозг.

На плафоне Сикстины - рождение первого человека, сотворение Богом Адама. Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого. Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры» .

Взгляните на фигуру Адама, которая пробуждается к жизни. Она еще беспомощна, покорна, как бы безвольна, а между тем чувствуется, что в ней заложена грандиозная сила, которая только и ждет вот-вот наступающей возможности развернуться во всей своей славе.

А какой красоты лицо Адама с устремленными к Богу глазами, в которых тот же зов и то же ожидание, что и в руке! Как замечает Лазарев, Бог-Отец подобен ваятелю, извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня.

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Бытие 1:27.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" Бытие 2:7.

66 349

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) - четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«Жить - значит творить»

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него - Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение - рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать - это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники - соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«Мы рождаемся в момент расставания»

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, - момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся - и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка - младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон - и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) , итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Читайте также

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27) Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой - мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства - и живопись, и скульптура - говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I - The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:


Как видно, первый и второй рисунки - очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 - это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера


Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда - борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 - прорись этой иллюстрации.


Рисунок 8 - прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь - сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы... по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 - это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:


Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески - не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».