Особенности строения костей новорожденного. Особенности развития костной системы у детей Скелет новорожденного образует какая ткань

Скелет - это каркас тела, состоящий из 206 костей, которые служат рычагами для мышц и создают им противотягу, тем самым, обеспечивая движение. Скелет является жестким сооружением, которое поддерживает и защищает тело, окружая и отгораживая жизненно важные органы в голове, грудной клетке и брюшной полости. Скелет новорожденного состоит в основном из хрящей - мягкой, волокнистой и эластичной ткани, из которой вместе с костями образуется зрелый скелет.

Твердая наружная часть кости состоит из клеток, расположенных в виде тысяч цилиндриков, которые помогают равномерно распределить сипы, действующие на кость. В костном мозге, находящемся в середине кости, образуется большинство лейкоцитов (белых кровяных клеток) и все эритроциты (красные кровяные клетки) У маленьких детей все кости содержат кроветворный костный мозг (у взрослых костный мозг функционирует только в костях туловища). Кости содержат соли, главным образом кальция и фосфора, которые способствуют их прочности и жесткости.

Как развиваются кости

В детстве на определенных этапах развития, включая подростковый период, хрящевая ткань превращается в костную, и тогда скелет формируется окончательно.

Кость представляет собой живую, но твердую ткань, которая растет, развивается и обновляется. Старые костные клетки постоянно рассасываются, и на их месте образуются новые. В детском возрасте происходит непрерывная реконструкция скелета и его упрочнение. Трубчатые кости растут в основном в области эпифиза, или в "зоне роста" кости. Травма этой области может нарушить рост. Развитие здоровых костей зависит как от физических упражнений, так и от достаточного поступления с пищей витаминов (особенно витамина D), солей (в первую очередь кальция) и белка.

Не рентгенограммах видно, что происходит с костями по мере их формирования При рождении каждая кость имеет присущие ей очертания. Кости детской руки состоят из хрящевой (не видимой на рентгенограмме) и костной (в виде плотных областей) тканей. По мере развития ребенка хрящ превращается в кость. В юношеском возрасте это превращение завершается.

Признаки заболевания

В детском возрасте наиболее распространены переломы костей, вывихи суставов и растяжения мышц. У детей чаще встречаются небольшие травмы; воспаления и опухоли костей редки. Иногда происходит искривление позвоночника, называемое сколиозом, для успешного лечения которого необходима ранняя диагностика. Если ребенок лежит неподвижно или отказывается пошевелить ушибленной конечностью, он скорее всего получил тяжелую травму: если же ребенок продолжает пользоваться ушибленной кистью или рукой во время игры, повреждение у него вряд ли серьезное.

Мышцы

Все движения тела и внутренних органов осуществляются с помощью мышц. Мышцы состоят из тысяч отдельных волокон, которые, сокращаясь, вызывают движение. Существуют два вида мышц: произвольные, выполняющие движения самого тела, и непроизвольные, производящие движения внутренних органов (например, пищеварительного тракта, мышцы которого ритмически сокращаются, чтобы продвинуть пищу). От работы мышцы "расцветают" - физические упражнения улучшают их кровообращение, увеличивают массу и повышают работоспособность.

Ребенок рождается с определенными инстинктивными реакциями, которые называются рефлекторными движениями. Постепенно, по мере развития центральной нервной системы и мышц, они исчезают, что позволяет малышу все увереннее управлять своим телом.

Как растут мышцы

Еще будучи в утробе, ребенок энергично двигается и продолжает это делать после рождения, используя все группы мышц. Однако на этой стадии мышцы еще неразвиты и для их полноценного созревания требуются питательные вещества, физическая нагрузка и гормоны. В подростковом периоде мужские гормоны способствуют увеличению силы и размеров мускулатуры мальчиков. Для правильного развития мышц крайне необходимы физические упражнения; без них мышцы практически увядают. У физически активных детей мускулатура становится более сильной и хорошо координированной.

Признаки заболевания

Малотренированные или перетренированные мышцы более восприимчивы к повреждению. При недостаточной нагрузке мышцы усыхают и становятся дряблыми. Дальнейшая бездеятельность приводит к мышечной атрофии и слабости Избыточная нагрузка обычно вызывает боль, затвердение, а иногда воспаление и опухание мышц. Слабость и боли в мышцах могут возникнуть также вследствие вирусной инфекции.

Читайте другие статьи в разделе

Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.

Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.

Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.

Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.

Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.

Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).

Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.

Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.

Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!

Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.

Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!

Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!

– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

Следующая тема будет , уверена, что она заинтересует многих родителей и деток. Все мы знаем как важно объяснить необходимость чистить зубки, правильно питаться. Вот это мы в очередной раз и обыграем в рамках занятий по вводной анатомии.

У плода костная система развивается позже других систем. Большая часть скелета новорожденного состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.); кости его также напоминают хрящ. Костная ткань грудного ребенка имеет особое волокнистое строение; она богата кровеносными сосудами и водой, содержит малое количество минеральных солей. Вследствие этого кости мягки, эластичны, они легко приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви, при неправильном положении на руках и т.д. К 2-3 годам происходит частичное замещение волокнистой ткани костной тканью с пластинчатой структурой. К 12 годам кости ребенка имеют то же строение как у взрослого.

Голова . У грудного ребенка голова относительно велика. Она составляет ¼ длины его тела, у взрослого же - 1/7-1/8. Лицевая часть черепа мала; в периоде новорожденное имеется расхождение между отдельными костями черепа (швы). Окончательное сращение костей черепа - затылочной, теменных, височных и лобной - происходит к 3-4 годам.

На месте схождения двух теменных и лобной костей находится участок, лишенный костной ткани. Он имеет форму ромба и затянут соединительнотканной перепонкой. Это так называемый большой родничок. Величина его у детей может быть различной. Измерять большой родничок нужно поперек, так как при измерении по 95 диагонали трудно определить место, где угол родничка переходит в шов.

Если от заднего угла большого родничка провести линию вдоль шва между теменными костями, то на месте схождения их с затылочной костью можно прощупать малый родничок, имеющий форму треугольника. Постепенно происходит процесс окостенения - малый родничок зарастает в возрасте около 3 месяцев, а большой - к 12-15 месяцам.

Своевременное заращение родничков и процесс окостенения во всем скелете зависят от правильности питания ребенка, пользования воздухом и светом. Процесс заращения родничка, который происходит на наших глазах, позволяет судить в известной мере о течении процессов окостенения у ребенка.

Два боковых родничка у нижних углов теменных костей зарастают еще во внутриутробном периоде; они бывают открыты лишь у недоношенных детей.

Самый значительный рост черепа наблюдается в течение первого года жизни; до 4 лет он идет довольно интенсивно, в дальнейшем же сильно замедляется.

Позвоночник . У новорожденного позвоночник состоит из хрящевой ткани. В норме позвоночник новорожденного ребенка почти прямой и не имеет изгибов; они появляются постепенно с возрастом по мере развития у ребенка статических и двигательных функций.

Когда ребенок начинает держать голову, появляется шейная кривизна, обращенная выпуклостью вперед (лордоз); на 6-7-м месяце, когда ребенок начинает, сидеть, появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад (кифоз); при ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед.

Первоначально эти изгибы позвоночника сглаживаются в лежачем положении. При неблагоприятных условиях воспитания ребенка у него могут появиться ненормальные искривления позвоночника в виде усиления естественной кривизны или боковых искривлений.

Грудная клетка . У ребенка грудная клетка имеет форму усеченного конуса или бочкообразную с приподнятыми ребрами. Ребра у новорожденного и грудного ребенка имеют горизонтальное направление, почти под прямым углом к позвоночнику. Это приподнятое горизонтальное положение ребер ограничивает подвижность (экскурсию) грудной клетки, которая вследствие этого неспособна сильно расширяться при вдохе. Малая экскурсия грудной клетки ограничивает возможность расправления легких и обусловливает поверхностное дыхание.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него постепенно изменяется - ребра опускаются и форма грудной клетки постепенно приближается к форме ее у взрослого. Окончательное формирование грудной клетки заканчивается к 12-13 годам. В этом возрасте грудная клетка ребенка отличается от грудной клетки взрослого только размерами.

Кости таза и конечностей . Форма таза у новорожденных одинакова у мальчиков и девочек. Половые различия выявляются в пубертатном периоде.

Процесс роста длинных костей очень сложный и продолжительный; окостенение длится несколько лет. Формирование скелета еще не вполне заканчивается даже в школьном возрасте.

В том случае, когда пища ребенка бедна минеральными солями и витаминами, ребенок находится в негигиенических условиях - в тесном помещении, где мало солнечного света и свежего воздуха, развитие и окостенение скелета нарушаются. При этом вследствие обеднения костной ткани солями извести в растущих частях костей замедляется или совсем прекращается процесс обызвествления вновь образующейся костной ткани. При росте кости вместо костной ткани появляется необызвествленная, так называемая остеоидная ткань. Кости не приобретают нормальной твердости, они мягки, податливы и легко деформируются.

Постоянное укладывание ребенка на спину приводит к уплощению затылка. Если же ребенка укладывают все время на одну сторону, у него образуется асимметрия головы с уплощением соответствующей стороны. Тугое пеленание или завязки, приходящиеся на грудную клетку, препятствуют нормальному расширению ее при дыхании, вызывая вдавление одних частей грудной клетки и выпячивание других. При раннем усаживании ребенка у него также деформируется грудная клетка и позвоночник; неправильное положение на руках вызывает перекашивание в плечевом поясе и т.д. Не подходящие по размерам мебель или школьные парты, неправильное ношение тяжестей также неблагоприятно сказываются на формировании скелета. Неумелый или небрежный уход за ребенком может быть причиной различных деформаций костного скелета, которые нередко остаются на всю жизнь, иногда даже в виде уродств.

Череп к моменту рождения представлен большим количеством костей, соединённых с помощью широких хрящевых и соединительнотканных прослоек. Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4го месяца жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3м году жизни ребёнка. Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Зарастание швов начинается после 20-30 лет.

Роднички черепа новорожденного

Наиболее характерная особенность черепа новорождённого - наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути.

Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9 - 10-му месяцу жизни).

Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2го месяца жизни.

Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.

Строение черепа новорожденного

Мозговой отдел черепа по объёму существенно больше лицевого (у новорождённого в 8 раз, а у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин.

Череп быстро растёт до 7 лет. На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза, формируется структура костей свода черепа. В возрасте от 1 до 3 лет сливаются точки окостенения, хрящевая ткань постепенно замещается костной. На 12м году срастаются половины нижней челюсти, на 2 - 3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа. С 3 до 7 лет наиболее активно растёт основание черепа, и к 7 годам его рост в длину в основном заканчивается. В возрасте 7-13 лет череп растёт более медленно и равномерно. В это время завершается сращение отдельных частей костей черепа. В возрасте 13-20 лет растёт преимущественно лицевой отдел черепа, появляются половые отличия. Происходят утолщение и пневматизация костей, что приводит к уменьшению их массы.

Позвоночник грудного ребенка

Длина позвоночного столба у новорождённого составляет 40% длины его тела и за первые 2 года жизни удваивается. Однако разные отделы позвоночного столба растут неравномерно, так, на первом году жизни наиболее быстро растёт поясничный отдел, медленнее всего - копчиковый.

У новорожденных тела позвонков, а также поперечные и остистые отростки развиты относительно слабо, межпозвонковые диски относительно толще, чем у взрослых, они лучше кровоснабжаются.

Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Физиологические изгибы начинают формироваться только начиная с 3-4 мес. Шейный лордоз формируется после того, как ребёнок начинает держать голову. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес) появляется грудной кифоз. Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес, когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам. Окончательное формирование шейного лордоза и грудного кифоза завершается к 7 годам, а поясничного лордоза - к периоду полового созревания. Благодаря изгибам увеличивается эластичность позвоночного столба, смягчаются толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз) и нарушения осанки.

Грудная клетка ребенка

Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму, её передне-задний размер больше поперечного. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Грудная клетка как бы находится в положении максимального вдоха.

Рёбра у детей раннего возраста мягкие, податливые, легко прогибаются и пружинят при надавливании. Глубину вдоха обеспечивают в основном экскурсии диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную харрисонову борозду.

Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. К 3 годам передне-задний и поперечный размеры грудной клетки сравниваются по величине, увеличивается угол наклона рёбер, становится эффективным рёберное дыхание.

К школьному возрасту грудная клетка уплощается, в зависимости от типа телосложения начинает формироваться одна из трёх её форм: коническая, плоская или цилиндрическая. К 12 годам грудная клетка переходит в положение максимального выдоха. Только к 17-20 годам грудная клетка приобретает окончательную форму.

Кости таза у ребенка

Кости таза у детей раннего возраста относительно малы. Форма таза напоминает воронку. Наиболее интенсивно кости таза растут в течение первых 6 лет, а у девочек, кроме того, в пубертатном периоде. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц и влиянием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

До 12-14 лет тазовая кость состоит из 3 отдельных соединённых хрящом костей, сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Суставная капсула тонкая, седалищно-бедренная связка не сформирована. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.

Конечности у детей

У новорождённых конечности относительно короткие. В последующем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних. Наибольшая скорость роста нижних конечностей происходит у мальчиков в возрасте 1215 лет, у девочек в возрасте 13-14 лет.

У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S образная). Формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы происходит постепенно, после того как ребёнок начинает стоять и ходить и по мере окостенения костей стопы.

Зубы у детей

Молочные зубы у детей прорезываются обычно с возраста 5-7 мес в определённой последовательности, при этом одноимённые зубы на правой и левой половинах челюсти появляются одновременно. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: 2 внутренних нижних и 2 внутренних верхних резца, а затем 2 наружных верхних и 2 наружных нижних резца (к году - 8 резцов), в возрасте 12-15 мес - передние коренные (моляры), в 18-20 мес - клыки, в 22-24 мес - задние моляры. Таким образом, к 2 годам у ребёнка имеется 20 молочных зубов. Для ориентировочного определения должного количества молочных зубов можно использовать следующую формулу:

где: X - количество молочных зубов; п - возраст ребёнка в месяцах.

Замена молочных зубов на постоянные

Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3-4 мес после выпадения молочного. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - критерий биологического созревания ребёнка (зубной возраст).

В первый период (от прорезывания до 3-3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы прикрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стёртость зубов.

Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стёртость.

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Порядок прорезывания постоянных зубов обычно следующий: в 5 - 7 лет прорезываются первые моляры (большие коренные зубы), в 7 - 8 лет - внутренние резцы, в 8 - 9 лет - наружные резцы, в 10 - 11 лет - передние премоляры, в 11 - 12 лет - задние премоляры и клыки, в 10 - 14 лет вторые моляры, в 18 - 25 лет - зубы мудрости (могут отсутствовать). Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу:

где: X - число постоянных зубов, п - возраст ребёнка в годах.

Симптомы прорезывания зубов

У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры тела, расстройством сна, диареей и др. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - важный показатель биологического созревания ребёнка. Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.

Новорожденный младенец выглядит таким хрупким, что молодой мамочке бывает иногда страшно к нему даже просто дотронуться. Иногда такое трепетное отношение к малышу вполне оправдано. Кости и суставы новорожденного крохи продолжают формироваться, и очень уязвимы, а когда это понимают молодые родители, то это совсем неплохо.
Когда в роддоме педиатр обследует новорожденного, он обращается с ним очень аккуратно и бережно и кроме прочих показателей проверяет, нет ли у малыша патологий в развитии суставов и костей.

Особенности строения костной ткани новорожденного малыша

Скелет новорожденного на 50% состоит из хрящевых элементов, обеспечивающих способность роста малыша. С возрастом хрящевая ткань постепенно преобразуется в костную, и этот процесс, как правило, продолжается до 18 лет, и полное его завершение должно произойти лишь к 23-25 годам.

Костная ткань новорожденного ребёночка содержится исключительно в трубчатых костях, остальные элементы его скелета содержат лишь мизерные точечки окостенения, которые будут увеличиваться по мере его роста.

Такой строение костной системы младенца делает её гиперпластичной, благодаря чему он смог пройти родовые пути матери. Вместе с тем скелет новорожденного уязвим до такой степени, что может деформироваться даже при длительном воздействии на него сил гравитации. По этой причине специалисты рекомендуют время от времени менять положение малыша и не носить его в одной и той же позе на руках. Новорожденных деток необходимо периодически перекладывать в разные руки и переворачивать с бока на бок. Не рекомендуется ставить малыша слишком рано на ножки, дождитесь, когда он созреет для этого физически. Это касается и раннего высаживания ребёнка в подушки. Эти эксперименты обычно приводят к деформации скелета малыша или отдельных его костей.

Как растёт скелет ребенка

Костная ткань новорожденного малыша представляет собой в основном пучковую грубоволокнистую систему, в массе которой неупорядоченно расположились в небольшом количестве костные пластины. В отличие от взрослого человека, у которого кости имеют полости, заполненные жёлтым мозгом, у младенцев эти полости имеют крошечные размеры и заполняются в основном красным костным мозгом, через который скелет ребёнка снабжается веществами, необходимыми для дальнейшего роста.

Эпифизарный хрящ обеспечивает рост костей ребёнка в длину. Периферический край этого хряща остается в активном состоянии почти до двадцати пяти лет, благодаря этому кости человека имеют возможность расти в длину и люди становятся выше. А вот за рост костей в ширину и их утолщение отвечает надкостница. У малышей она толстая, плотная и имеет большую функциональную активность.

Для ребёночка такая особенность надкостницы имеет очень благоприятные моменты, даже если, не дай Бог, у малыша случится перелом, эта ткань остается без повреждений, и кость, защищённая ею, срастается очень быстро и без патологических последствий для опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Статьи по теме

Victoria Nikitina 20.06 15:04

Я бы скорее назвала кости и суставы новорожденного не хрупкими, а мягкими, пластичными и даже гибкими. Особенно важно контролировать правильность формирования тазобедренных суставов. Поэтому, положив карапузика на животик, взяв его за голени, попытайтесь согнуть его ножки в коленях и развести в стороны. Его поза должна напоминать позу лягушонка. Бедра должны быть расположены практически параллельно поверхности стола. А попочка должна опуститься вниз, а не задираться вверх, как у курочки. На пояснице должны быть видны, расположенные симметрично ямочки. Если не удается легко выполнить это упражнение, то нужно не медля проконсультироваться с ортопедом, сделать рентген тазобедренных суставов и, возможно, надеть стремена.