Многие мамы и папы впервые отводят детей в детский сад в конце августа или начале сентября. Обычно они готовы к тому, что ребенок немедленно начнет капризничать, упрямиться и даже болеть. А что вы хотите? Адаптация!
Между тем адаптация к детскому саду пройдет легко, быстро и незаметно, если соблюдать четыре простых правила…
Сбегать от ребенка - плохая идея
До сих пор нянечки и воспитательницы в детских садах то и дело советуют родителям новичков: «Сейчас мы отвлечем его игрушками, а вы тихонечко уходите!» Некоторые малыши, обнаружив мамино бегство, заливаются крокодильими слезами, другие мужественно сдерживаются, но на самом деле все они испытывают одни и те же чувства: ужас, страх, панику… Почему?
” Детский сад для ребенка - это пока еще новое, незнакомое место, где находятся чужие, незнакомые ему люди. По сути, для него нет разницы, оставите вы его одного в детском саду, в супермаркете или аэропорту, впечатления приблизительно те же самые. Как вы полагаете, если ваш малыш потеряется в супермаркете, он будет в восторге от такого времяпровождения, даже если им сразу займется доброжелательный охранник? Вряд ли.
Поэтому не создавайте у ребенка ощущение, что вы его забыли, бросили, оставили. Заранее обсудите свой уход, постарайтесь в доступных малышу терминах объяснить длительность вашего отсутствия, объясните, где вы будете и что станете делать без него.
Конечно, мы не призываем вас бросаться в другую крайность и со слезами на глазах устраивать ваши долгие проводы до соседней булочной, перед тем, как оставить ребенка в группе на 15 минут. Такое поведение порождает у ребенка подозрения, что «дело нечисто» и его, скорее всего, бросают в каком-то непонятном и опасном месте - иначе с чего бы маме так расстраиваться! Спокойный, уверенный тон, открытое поведение - вот верная тактика в таких ситуациях!
А как же дети-цыплятки, которые никак не хотят отпускать маму? Что ж, придется действовать постепенно.
” Пусть сперва отпустит вас на 10 секунд, например, проверить, не забыли ли вы зонтик у двери. Потом на пять минут - посмотреть меню в столовой, потом на 10 - вы успеете, к примеру, полюбоваться клумбой, которую ребенок будет видеть из окна…
Постепенно уверяясь, что вы держите слово и всегда возвращаетесь вовремя, ребенок однажды с легким сердцем отпустит вас на работу.
Оставить ребенка сразу на день - рискованно
Как правило, уже во второе посещение детского сада ребенок остается там на полдня, а спустя неделю - уже на день. Между тем, это не очень комфортно даже для ребенка, который не плачет и стойко сносит все перемены в своей судьбе. Дело в обилии новых впечатлений, информации, которую малыш попросту не успевает усвоить. Такой «перегруз» мозга естественно будет проявляться в плаче, истериках и, возможно, отказе идти в детский сад.
” Правильная схема такова: сперва гулять на площадке детского сада в выходные, когда там нет других детей, во всяком случае - воспитанников детского сада. Когда ребенок освоится с территорией (хотя бы вприглядку, если проникнуть во двор детского сада нет никакой возможности), можно попросить у воспитателя разрешения присоединяться к группе на прогулках. В это время вы должны быть рядом с ребенком и контролировать процесс его вливания в новую социальную среду.
Долго и хлопотно, скажете вы? А мы ответим - зато комфортно и безопасно!
И, наконец, непосредственно посещение детского сада. Лучше всего дать ребенку хотя бы по паре-тройке дней на освоение каждого нового этапа. Сперва стоит оставлять малыша только с завтрака до обеда, потом либо присоединиться к сончасу, либо начать приходит в сад пораньше, на утреннюю зарядку. Постепенно присутствие можно расширить до полдника и, наконец, до вечерней прогулки и ужина.
” Нет, на это не уйдут годы; три-четыре недели - достаточный срок, чтобы здоровый уравновешенный ребенок полностью адаптировался к детскому саду. Откровенно говоря, 4 недели - это срок с бо-о-ольшим запасом!
Резко менять режим дня - неправильно
Еще одна ошибка, которая, вроде бы, лежит на поверхности, но ее совершает каждый второй родитель: устроить ребенку «отпуск» перед детским садом!
Разбудить в семь утра? Ни за что, ему и так скоро идти в сад, будет вставать в несусветную рань, бедненький, пусть поспит подольше! Обедать в четыре часа, а то и в пять? Ну что делать, ребенок не хотел кушать в обеденное время, а заставлять есть непедагогично! Улечься спать за полночь? А что поделать, малыш разыгрался!
Даже без оглядки на детский сад, такая вольница не несет ребенку никакой пользы: это не физиологично, да и в психологическом плане малыш, полностью ответственный за свое расписание, тоже скорее страдает, чем наслаждается.
” Разумно выстроенный режим дня (а в детских садах он выстроен именно разумно) не требует «отдыха» от себя. Это же не каторжная работа на урановых родниках, чтобы от нее устать, а обычный грамотный распорядок!
Спать до упора - непрактично
Наконец, последняя ошибка, но уж ее совершают все (все!) родители: дать ребенку поспать «еще десять минуточек». Малышу практически не оставляют времени на полное просыпание.
” Вспомните себя: неужели вы ежедневно вскакиваете с постели бодрый и готовый к подвигам? А потягушечки? А сонное топтание под душем? А утренняя чашечка кофе (чая, морса), за которой вы просматриваете новости и настраиваетесь на предстоящий день? И уж совсем не лишним будет предположение, что многие из наших читательниц еще и делают утреннюю зарядку...
Однако жалостливые родители почему-то считают, что лишить ребенка возможности начать утро в спокойном ритме - это отличная идея, которая, несомненно, пойдет малышу на пользу. Сперва ему дают спать до упора, а потом - быстро, быстро! - запихивают в одежду, заливают завтраком и чуть ли не насильно умывают. Честно говоря, такое обращение никому не добавит позитива!
Поверьте, ваш ребенок не выспится за эти утренние 15-20 минут, зато будет раздраженным, взбудораженным, на грани истерики - отличное настроение для первых недель в детском саду, не правда ли?
” Если ребенок с трудом просыпается утром - сдвиньте границу вечернего сна на полчаса вперед. Утром эти полчаса будут вам нужны, как воздух! Их нужно потратить на спокойное пробуждение в ваших объятиях; на утренние потягушки и щекоталки в кровати; на шутки и веселые разговоры о предстоящем дне; на неторопливые сборы… Никогда не будите ребенка минута в минуту!
Вот и все советы: как видите, они просты, легко выполнимы и, положа руку на сердце, очевидны. Желаем вам легкой и приятно адаптации к детскому саду!
Адаптация ребенка к детскому саду - что это такое, чем она чревата и так ли неизбежны ее отрицательные последствия?
Адаптация к детскому саду - это:
- это, можно сказать, вхождение ребенка в новую жизнь, очень трудный этап, не только для родителей и воспитателей - но в первую очередь - для самого ребенка. Это всегда большой стресс...
Более того, возможно, Вас ошеломит тот факт - но силу стресса, испытываемую малышом в период адаптации к организованному коллективу - психологи обоснованно сравнивают с силой стресса космонавта - впервые отправляющегося в полет!
Ни больше - ни меньше!
Почему так? Между тем, как птенец греется под маминым крылышком - и тем - как вдруг он выпал из гнезда - есть большая разница! Пусть это звучит грубовато - но правдиво! Иным детям, отрыв от матери
(прекращение поступления витамина «м» на бОльшую часть дня
) - почти равен перекрытию кислорода.
Смотрите сами, чем для малыша чревата адаптация к детскому саду:
1) Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. В зависимости от ее степени тяжести (легкой, средней, тяжелой) - отрицательные эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и до глубокой депрессии. При ней ребенок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает носиться по группе как белка в колесе!
2) Слезы. Нужно ли говорить, что при испытании отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет - от временного хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.
3) Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени тяжести - тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей - воспитателей, порой и сверстников, а больше всего боится - что Вы не придете за ним, и не заберете его обратно домой.
И страхи эти - служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:
4) Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумный родитель их будет игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.
5) Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам : самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место - напрочь забывает о своих возможностях! И кормят его теперь как лялечку с ложечки, и штанишки сырые меняют.
Более того - речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия…
Познавательная активность и обучаемость новым знаниям - опять же безнадежно спят - слишком сказывается нервозность. Лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.
Что уж говорить о коммуникабельности ?! Даже если Ваш ребенок ранее легко «сходился» со сверстниками - сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения - налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
6) Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома - в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Срыв адаптации - болезнь
Очень часто бывает, что в комплексе все эти симптомы адаптационного кризиса , (особенно при тяжелой степени адаптации), ломают у ребенка защитные барьеры сопротивляемости к заболеваниям . Ведь они извращают важнейшие физиологические реакции, необходимые для поддерживания здоровья. И тогда ребенок запросто может заболеть - даже от легкого ветерка… Что произойдет тогда? Пока ребенок лечится дома - происходит срыв адаптации, а попадая в садик вновь - все возвращается на круги своя, и малышу адаптироваться придется заново… А это опять же может довести до болезни… И вновь... И вновь!
Недаром некоторые мамы говорят, что их ребенок посещает сад 3 дня, а потом 2 недели болеет - и так по кругу - до бесконечности. Это значит - что у их деток тяжелая степень адаптации, и что им с садиком придется подождать… Иначе, самое худшее, что может произойти с таким ребенком - это психологическая травма, которая врастет своими корнями в раннее детство и шрамы от которой будут давать о себе знать всю последующую жизнь.
Между тем, приходиться мириться с тем, что устройство ребенка в детский сад - это, зачастую, необходимость для семьи. Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего - это необходимость работать обоим родителям, притом, что оставить малыша на целый день не с кем. К тому же, там ребенка подготовят к школе, и он получит бесценный опыт общения со сверстниками.
Но, как же понять - готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада, и насколько высока вероятность тяжелой адаптации?
Правильно, в нужное время, в нужном возрасте отдать ребенка в детский сад - это значит значительно сократить вероятность тяжелой адаптации к нему. Чтобы узнать, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в садик - Вы можете прочитать в этой статье.
Но есть и другие факторы риска - утяжеляющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению - вспомните его анамнез:
I. До родов
- во время беременности:
- Токсикозы;
- Болезни матери, обострение ее хронических заболеваний;
- Прием лекарственных препаратов матерью;
- Стрессы у матери (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
- Профессиональный вред, получаемый матерью;
- Употребление матерью алкоголя;
- Курение матери;
А также частое употребление алкоголя отцом до и во время зачатия ребенка.
II. Во время родов:
Осложнения родов;
- Наличие асфиксии (ребенок родился обмотанным пуповиной).
- Родовые травмы ребенка;
- Хирургические вмешательства во время родов (к примеру - «кесарево сечение»);
- Несовместимость по резус-фактору у матери и малыша.
III. После рождения ребенка:
- Недоношенность или переношенность ребенка;
- Большой вес ребенка (больше 4 кг);
- Заболевания малыша на первом месяце жизни;
- Употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания;
- Курение матери во время во время грудного вскармливания;
- Пассивное курение Вашего ребенка (курение взрослых в его присутствии);
- Искусственное вскармливание ребенка;
- Острые, фоновые и хронические заболевания у ребенка в возрасте до 3-х лет: рахит, паратрофия, анемия, диатез, гипотрофия; частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания; пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.;
- Задержка нервно-психического развития малыша;
- Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни;
- Незакаленный ребенок;
- Несоответствие домашнего режима - режиму в детскому саду;
- Отсутствие достаточного общения со сверстниками и новыми взрослыми людьми;
- Частые конфликты в семье;
- Неполная семья у ребенка - нет отца или матери;
- Ваш ребенок - первый или единственный в семье;
- Неправильное воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, излишнее потакание, воспитание «кумира» семьи и т. д.
Все эти факторы препятствуют нормальному течению адаптации ребенка к дошкольному учреждению . Среди них есть такие, которые уже не изменить - например те, которые произошли до или во время родов, но если почитать внимательнее - то те факторы риска, происходящие после родов - вполне можно нейтрализовать.
Например, устранить пассивное курение и конфликтные взаимоотношения в семье, ввести в режим закаливающие мероприятия, да и сам режим дня организовать идентично режиму в детском саду (см. ниже), активизировать общение со сверстниками и малознакомыми взрослыми, оптимизировать воспитание ребенка и так далее. Тогда Ваш ребенок привыкнет к саду быстрей и легче, избегая отрицательных последствий адаптации.
Итак, готовим ребенка к поступлению в детский сад
Мы подготовили для Вас несколько советов, направленных на то, чтобы сгладить процесс адаптации у Вашего малыша:
. Оформляйте ребенка в детский сад по месту жительства - длительная дорога будет изнурять и без того уставшего малыша;
. Адаптируйте режим малыша - к режиму дня, принятому стандартном государственном детском саду , а он примерно такой:
7.00 - 8.30 - прием детей в группу;
9.00 - завтрак, потом - занятия, прогулка;
12.00 (или 12.30) - обед;
13.00 -15.00 - дневной сон - тихий час;
15.30 - полдник, затем - игры, прогулка, ужин…
Закрывается детский сад, как правило, в 19.00, на практике - уже часам к шести вечера малышей можно забирать домой;
. Проконсультируйтесь с участковым врачом , какой тип адаптации возможен у Вашего ребенка, и своевременно примите все меры, если прогноз неудовлетворительный;
Регулярно проводите оздоровительные и закаливающие мероприятия , направленные на укрепление иммунитета Вашего малыша. Не кутайте ребенка, а одевайте его в соответствии с температурой в группе. Обязательно обеспечьте малыша запасным комплектом одежды;
. Отправлять в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров . Не стоит также этого делать, если у малыша в разгаре кризис трех лет;
. Закрепите у ребенка все необходимые навыки самообслуживания;
. Устраните все остальные устраняемые факторы риска , указанные выше (анамнез);
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду:
. Не стоит обсуждать при ребенке - волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом , и уж тем более не угрожайте ему детским садом - как наказанием за детские грехи и непослушание…
Чтобы подготовить ребенка к общению с детьми и другими взрослыми - чаще посещайте детские площадки и парки, центры развития, ходите на праздники и приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. При этом важно - наблюдать за поведением малыша : если он тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется - помогите ему советом и предложите действовать вместе.
. Постарайтесь настроить малыша как можно мажорнее к его поступлению в детсад. Рассказывайте ему о положительных сторонах его пребывания в детском саду: сколько друзей у него появится, и чем они все вместе будут заниматься. Напоминайте ему - что Вы очень гордитесь и рады за него в том, что он дорос до детского сада и стал таким большим, что у него появилась своя «работа»! Но в этих рассказах не стоит слишком усердствовать - каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах - ведь так из предстоящего ожидаемого события Вы создадите для него большую проблему;
Будет замечательно - если Вы сможете заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы , куда он в скором времени придет. Например в первые дни посещения садика можно приходить только на прогулку - на улице и при маме ребенку будет проще всего найти новых друзей и познакомиться с воспитателем. Для этого также можно попробовать отдать его в ту группу сада, где у ребенка уже есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
Все время, словом и делом - объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. Это очень важно, ведь на практике далеко не каждому родителю удается принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его личность и самостоятельность, суметь выразить свою любовь без условий.
При этом, нужно готовить малыша к временной разлуке с Вами : чаще оставлять его на несколько часов с бабушкой, тетей, отцом. Если Вы видите, что на прогулке ребенок завязал игру со сверстниками, удалитесь на расстояние, не переставая наблюдать за ребенком.
. Воспитайте у ребенка доверие к Вашим обещаниям - всегда выполняйте то, что пообещали, и не обещайте то, что сложно будет осуществить. Уверенность крохи в том, что обещанное родителями произойдет, поможет в первое время переносить разлуку с Вами: «Ведь мама обещала, что заберет меня вечером, значит так и будет».
Первые дни в детском саду:
Обязательно заранее сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях Вашего малыша;
Постарайтесь спланировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком организованного коллектива - у Вас была бы возможность забирать его как можно раньше, например, до прогулки, после обеда. Время пребывания в детском саду нужно увеличивать постепенно, ориентируясь на самочувствие малыша. В середине недели, на первых порах, лучше делать выходной - позволяя малышу отдохнуть от дет-сада.
. Ни каким образом не показывайте свою тревогу ребенку - накануне его поступления в детский сад. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, как много интересного его сегодня там ждет, поделитесь с ним и своими планами на день. Доверяйте его воспитателям быстро, ведь долгое прощание может вселить в него тревогу или мысль, что маму можно не отпускать. Скажите, когда Вы его заберете и обязательно сдержите свое обещание;
Будет замечательно, если новое для себя пространство освоит в присутствиии мамы - поэтому хорошо было бы первое время посещать детский сад вместе с ребенком.
Многие дети, осознавая, что мама ушла, и что в садике он остался один, начинают паниковать, плакать и постоянно спрашивать: "А мама придет за мной?". Им кажется - что если мама ушла - то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом.
В этом случае - хорошо давать ребенку в садик фотографию семьи. Например, ее можно оформить в такой "талисман" (см. рис. слева):
Для этого нужно вырезать из семейной фотографии сердце (либо другую фигуру), где бы присутствовали лица родных малышу людей и он сам. С обоих сторон оклеить скотчем, и пришить на шнурочек, котоый одевается на шею. В нашем случае рассматирвается вариант, когда "талисман" обшит еще и по краю, украшен декоративными бусинами - таким образом он превратился еще и в украшение для девочки.
Или можно сделать фото семьи на футболку - но это дороже, так как футболки надо каждый день менять. Но для мальчиков - наверное, лучше.
Как это работает: в течении времени, проводимого в садике - ребенок смотрит на счастливую фотографию своей семьи, осознает - что "мама-папа есть, они меня любят, и обязательно придут за мной в садик". Также это повод для разговора с другими ребятами - если они заинтересуются "что это?", что может послужить для завязывания дружбы.
Если Ваш малыш уже в саду тяжело с Вами расстается и потом долго плачет - то будет лучше, если первое время приводить его будет папа или бабушка;
Также малышу можно давать с собой в садик - его любимую игрушку, она в первое время оградит его от беспросветного одиночества;
. Забирая ребенка из садика, не показывайте свою обеспокоенность , не выясняйте у него, как плохо и грустно ему было, не спрашивайте, плакал ли он (это лучше втайне от малыша выведать у воспитателя). Не жалейте его, не утешайте конфетами и новыми игрушками, а лучше похвалите, за то, что он самостоятельно провел время с ребятами в детском саду, узнайте, что нового он успел сделать.
Тщательно следите за настроением и самочувствием ребенка, когда он начнет оставаться в детском саду на целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.
. Щадите его ослабленную нервную систему: на время адаптации лучше всего вовсе прекратить походы в цирк, в театр, в гости, просмотр телевизора. Дома же необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат внутри семьи. Укладывайте малыша спать пораньше - чтобы он мог хорошо высыпаться;
. Важно оказывать крохе и эмоциональную поддержку - старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (чтение, рисование, прогулки, беседы). Очень кстати придется совместная игра в детский сад : в ней можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и показать ему, как можно положительно решить проблемы через игрушку;
Даже в выходные дни дома для ребенка лучше оставить тот же режим, как и в детском учреждении;
. При особо выраженных изменениях в обычном поведении ребенка - как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу. Также при невротических реакциях необходимо оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.
Итак подытожим, что посещение Вашим ребенком детского сада - это Ваш выбор, но и Ваша ответственность. Ведь благополучное пребывание малыша в детском саду и быстрая к нему адаптация - в основном зависит именно от родителей - от их отношения к ребенку, и, что немаловажно - от их ВЗАИМОотношения с воспитателями и педагогами дошкольного учреждения.
“...Твёрдо убеждён, что есть качества
души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред
этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир
ребёнка.”
Сухомлинский В.А.
“Адаптация к условиям пребывания в
детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от
особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями
трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита,
необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного
процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию
следует начинать заблаговременно”.
Т.В.Костяк.
Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:
1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.
При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
- Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
- Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
- Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Памятка для родителей
“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”
Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:
– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.
– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.
– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.
– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.
– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.
– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.
– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.
– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.
– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.
– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.
– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.
– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).
– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).
– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.
– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.
– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.
– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.
– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.
– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.
Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.
Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду
Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
- позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
- помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
- развивает искусство общения;
- помогает управлять своими чувствами;
- даёт возможность пережить массу эмоций.
Игра “Полянка настроения”
Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Ход игры:
Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.
Игра “Что нам подскажут пальчики”
Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.
Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.
Ход игры:
Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.
Упражнение “Дышим животиком”
Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”
Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.
Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.
Ход игры:
Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Когда ребенок впервые оформляется в детский сад, доктор обычно пишет в карте: ожидается период адаптации средней тяжести. Что же такое - период адаптации в детском саду?
Период адаптации в детском саду — это время, в течение которого ребенок привыкает к новым условиям жизни: ежедневному посещению детского сада.
Именно в течение первого месяца от начала посещения детского сада большинство детей (90%), заболевают ОРВИ. Через месяц ребенок считается адаптировавшимся к посещению детского сада. На самом деле, продолжительность периода адаптации у каждого ребенка своя, индивидуальная. Одни дети привыкают к садику быстрее, другие медленнее. Третьи вообще наотрез отказываются от посещения детского сада. Или болеют так часто и долго, что маме приходится сидеть с ребенком дома или искать ему няньку.
Стресс
В период адаптации в детском саду ребенок испытывает стресс. Он неожиданно для себя остается в детском саду среди других детей, с незнакомой тетей, в чужой обстановке. Любимая мамочка вдруг куда-то уходит. Отсутствие рядом мамы - главный стрессорный фактор для ребенка. Особенно, если раньше он с ней никогда не расставался. Чем младше ребенок, тем труднее объяснить ему, почему мама уходит и оставляет его с тетей. Но, поскольку вариантов у ребенка нет, ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.
Привыкание происходит не сразу. Поэтому получается, что ребенок испытывает длительный стресс. Который, как всем известно, действует на весь организм. Причем, особенно сильно на слабые места этого организма. Поэтому, все хронические заболевания в первые месяцы посещения детского сада могут обостриться.
С другой стороны у ребенка резко расширяется круг общения. Он внезапно оказывается в группе из 20-30 детей и нескольких воспитателей. У каждого из них своя, новая для ребенка микрофлора. Которая может вызвать заболевание в его ослабленном стрессом организме. Иммунитета к этим микробам у ребенка пока еще нет. У кого-то из детей окажется не долеченным насморк - в результате во вновь сформированной группе возникает вспышка ОРЗ.
Добавляются и другие факторы: перегревание и переохлаждение, отказ от еды в детском саду, не засыпание в детском саду, запоры (намеренная задержка стула) — все это способствует развитию простудных заболеваний у детей.
Когда лучше отдать ребенка в садик
На сегодняшний день дети обычно впервые идут в детский сад в возрасте от 1,5 до 4х лет. Четких рекомендаций, когда ребенку лучше пойти в садик, не существует. Но рекомендуется отдать ребенка в садик до 5- 6 лет. Чтобы он получил навыки социального общения со сверстниками, которые не могут дать ему родители.
Если ребенок до 1 года идет в садик
- Ребенок адаптируется легче, т.к. у него еще нет выраженной эмоциональной привязанности к родителям. И в садике он быстрее привыкает к сверстникам и воспитателям. В дальнейшем он будет легче, чем другие адаптироваться к новым условиям жизни.
- Такой ребенок в дальнейшем может оказаться не способным к длительной эмоциональной привязанности к родителям, жене, детям.
- У такого ребенка еще не сформирована иммунная система. А начало посещения садика для большинства детей совпадает с прекращением грудного вскармливания. Такие дети первый год будут часто болеть.
Если ребенок идет в садик в 2-3 года
Это самый частый возраст, когда дети впервые идут в садик. И одновременно самый сложный для ребенка с психологической точки зрения, потому что
- У такого ребенка еще нет потребности общения со сверстниками. Ему вполне хватает домашнего общения.
- Дети нуждаются в близком общении с родителями, и в персональном внимании.
- Дети боятся незнакомых людей и необычных ситуаций.
- Для мальчиков до 3х лет очень важна эмоциональная связь с матерью.
- У таких детей значительно более зрелая иммунная система. И меньше риск частых простудных заболеваний.
- Они уже владеют некоторыми навыками самообслуживания. Чем больше этих навыков, тем лучше для ребенка.
После 3х лет
- Дети нуждаются в общении со сверстниками, взрослыми, в расширении круга общения.
- Постепенно исчезают детские страхи, боязнь незнакомых людей и новой обстановки.
- Дети владеют навыками самообслуживания.
- Достаточно сформирована иммунная система.
Как же помочь ребенку быстрее адаптироваться
Начнем с самых простых способов
Научить
Чем больше ребенок будет уметь делать сам, тем легче ему будет в садике.
Хорошо, если он умеет сам пить из чашки и есть ложкой - не будет сидеть за столом, ждать, когда его накормят и нервничать, или не откажется совсем есть в садике, потому, что воспитатели не умеют кормить, да еще и развлекать, так как мама. Ребенок будет сытым и спокойным, а не голодным и капризным.
Сам одевается и раздевается - не будет ждать своей очереди, чтобы его одели на прогулку или раздели после нее - не перегреется.
Сам пользуется унитазом, садится на горшок или хотя бы просится на него - не будет ходить в мокрых штанах или намеренно задерживать стул.
Чем лучше ребенок разговаривает - тем легче ему общаться с детьми и воспитателями - выражать свои желания. Нужно познакомить ребенка с другими детьми, а заодно и с их родителями - расширять круг общения.
Надо гулять там, где много детей, учить ребенка не бояться их и не обижать других, а играть с ними. Можно погулять на территории садика, объяснить ребенку, что скоро он будет сюда ходить каждый день, рассказать, что он будет делать в садике. Гулять на территории садика вечером, чтобы ребенок видел, как родители забирают детей.
Нужно сделать режим ребенка максимально приближенным к расписанию садика. Вставать утром пораньше, завтракать, обедать спать и полдничать, как в садике, между завтраком и обедом выйти погулять.
Ознакомиться с меню садика и максимально приблизить к нему рацион питания ребенка.
Укрепить здоровье
Питание ребенка должно быть полноценным. Содержать достаточное количество белков, жиров, микроэлементов и витаминов: все эти вещества участвуют в образовании антител, а значит укрепляют иммунитет. Поэтому в питании ребенка обязательно должны быть мясо, морская рыба, молоко (кефир), яйца, творог; свежие овощи и фрукты; растительное и сливочное масло.
Чаще всего дети идут в садик в августе-сентябре. А лето самое лучшее время для закаливания: полезно много гулять, делать воздушные ванны, ходить босиком, купать ребенка в открытых водоемах.
Ребенок, который впервые идет в детский сад, должен быть здоров, а если у него есть хронические заболевания - они должны быть в состоянии ремиссии.
Лучше, если ребенок пойдет в садик не в сентябре, а в мае, июне или хотя-бы в начале августа. Тогда начало посещения садика не совпадет с ухудшением погоды и началом волны ОРЗ. Тогда ребенку будет легче адаптироваться к садику и не заболеть.
Обязательно организовать ребенку постепенное привыкание к садику. Многие родители торопят события, стараются скорее оставить ребенка в садике на весь день - это увеличивает риск срыва адаптации и развития заболеваний.
Адаптация может быть легкая, длительностью до 1 месяца
- 3-4 дня прогулки на детской площадке с группой,
- еще 3-4 дня посещение группы до обеда вместе с мамой,
- затем неделю пребывание ребенка в группе до обеда,
- затем еще на неделю добавить сон в детском саду,
- и, наконец, оставить ребенка в садике на полный день.
В случае адаптации средней тяжести ребенок испытывает стресс и все периоды увеличиваются.
При тяжелой адаптации процесс затягивается до полугода и дольше, ребенок начинает непрерывно болеть.
В таком случае лучше прекратить посещение садика на год, укрепить здоровье ребенка, а через год начать посещение садика снова.
- Пугать и наказывать ребенка садиком: (Вот пойдешь в дет.сад, там тебя научат, как надо себя вести),
- Плохо говорить о воспитателях при ребенке,
- Приучать еще к чему- то новому или отучать от чего-то, возлагать на ребенка новые обязанности,
- Резко менять режим дня во время болезни, по праздникам, в выходной.
- Папе отводить ребенка в садик. Обычно к папе ребенок привязан меньше, поэтому с ним легче расстаться. Кроме этого, рекомендуется не затягивать процедуру прощания.
- Договариваться с ребенком, когда Вы его заберете и стараться не опаздывать.
- Давать с собой первое время любимую игрушку или мамино фото, так малышу будет комфортнее.
К сожалению в период адаптации в детском саду ребенок сталкивается с разными проблемами, главная из них: от этой и подробнее поговорим в следующих статьях.
О том как оформить ребенку медицинские документы читайте