Как обучают глухонемых детей. Глухой - не значит изгой. Cоциальная адаптация ребенка с патологией слуха. Развитие слухового восприятия

Андрею не было и годика, когда, спасая его от кишечной непроходимости, врачи ввели ему антибиотик. Мальчик выжил, но побочным действием препарата стала глухота...

История с Андреем произошла более двадцати лет назад. Как это ни больно, до сих пор дети часто глохнут от антибиотиков. Несмотря на то, что пагубное для органов слуха действие многих из них известно, антибиотики продолжают назначать при лечении пневмонии, бронхита, кишечных заболеваний. Чаще - в провинции, где у медиков нет выбора лекарств, а порой просто не хватает знаний.

Например, был такой случай. Двухлетнюю Танечку в тяжелейшем состоянии увезла «скорая». Малышка задыхалась, температура до 40 градусов, кашель с кровью...

После того как дочке ввели гентамицин, она стала беспокойной, прятала голову под подушку, - рассказывает мама. - Приехал муж, стал у нее что-то спрашивать. Танюша с удивлением на него глядела и мотала головой... Мы сразу же забили тревогу - ребенок не слышит! Обследовав девочку, врачи объявили, что она оглохла от антибиотиков. Максимум, что можно сделать, - подобрать качественный слуховой аппарат.

Восстановить слух бывает невозможно после вирусных инфекций - гриппа, свинки, коревой краснухи. Но это не значит, что ребенку остается одно - учить язык жестов. Благодаря самоотверженности своих родителей, их преданности Андрей Чернышов, отметивший 20-летие, научился говорить, окончил массовую школу и сейчас работает помощником бухгалтера. Надеемся, что его история обретения речи поможет родителям Танечки и другим, кого постигло это несчастье, не пасть духом и увереннее смотреть в будущее.

Ваш сын - глухой

Андрюша! - несколько раз окликнула 20-летняя мама своего полуторагодовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лена коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» - с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что ее первенец совсем не слышит. Когда Лена позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали: мол, разговорится - мальчики вообще начинают говорить позже.

Лена с мужем все-таки решили показать Андрюшу специалистам. Результаты аудиометрического обследования были удручающими: малыш не слышал. Оперировать бесполезно, а без слухового аппарата он мог слышать только крик у самого уха. «Чем болел? Нет ли наследственности? Не кололи ли ему антибиотики?» - спросили врачи. Лена вспомнила, что, спасая Андрюшу от заворота кишок, ему ввели антибиотик. Тогда она узнала, что около 40% детей, потерявших слух, оглохли от антибиотиков...

Было так тяжело, что думала, не выйду из больницы, - продолжает Елена Ивановна, теперь уже сурдопедагог НИИ отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко. - Спрашиваю: куда же мне с ним теперь? «Успокоили»: «Да что вы плачете, расстраиваетесь - у нас много специальных учебных заведений, где глухие живут и учатся. У них там свой мир, своя среда...»

«Свой мир...» От этих слов стало еще больнее. Казалось, какая-то невидимая сила хочет отнять у нее ребенка. «Как же мы можем отдать его в интернат, оторвать от семьи?» - Лена и муж Константин были в отчаянии.

Андрюшин папа - человек военный, мужественный и всегда сдержанный, - продолжает Елена Ивановна. - Я плакала, а он переживал все молча, но когда вернулись домой - и он не выдержал: лег и заплакал. Мысль о том, что сын никогда не услышит голосов своих близких, была нестерпимой. Собравшись с силами, через три дня я пошла в Институт отоларингологии к сурдопедагогу Любови Сидоренко. Она работала в этом же кабинете, где мы с вами разговариваем (не предполагала тогда, что со временем я, инженер-экономист, окончу дефектологический факультет, и сама буду принимать здесь больных!). Ее обнадеживающие слова запомнила на всю жизнь: «Андрюше нужно учиться говорить. И ни в какой интернат его отдавать не придется - будет учиться в обычной массовой школе». Мне трудно было поверить, что можно разговаривать, не слыша своего голоса. «Поезжай в Москву - сама во всем убедишься», - настаивала Любовь Александровна.

Первые слова

В Москве меня приняла семья, в которой росла глухая девочка. Она разговаривала! Конечно, ее речь отличалась монотонностью, но понять ее можно было без труда. Это было чудом. Посмотрела ее аудиограмму - все, как у Андрюши!

Глухие дети лепечут так же, как и слышащие, - говорит Елена Ивановна. - Но у слышащих лепет «ма-ма-ма-ма», «па-па-па» постепенно трансформируется в «мама» и «папа». У глухих же лепетная речь не развивается.

С лепета и начали обучение. Елена Ивановна брала в руки микрофон, Андрюше надевали наушники и учили следить за губами говорящего. Он говорил «ма-ма-ма» - его останавливали: вот «мама»! И одновременно показывали, как это слово пишется, рисовали картинку или показывали фотографию. Учили, какая разница между звучанием «мма-ма», когда вибрирует щека, и «ппа-па», когда идет толчок воздуха. Каждое слово нужно было выстрадать. Но когда оно получалось - это был праздник. Количество слов и словосочетаний с каждым днем увеличивалось. «Молоко», «поезд», «свет», «открыть дверь» - учила мама, а Андрюша повторял их снова и снова до тех пор, пока не мог их произнести.

Такой, как все

Усилия семьи Чернышовых, потраченные на то, чтобы научить сына говорить, были вознаграждены. 1 сентября с букетом цветов Андрюша пошел в ту же школу, которую в свое время окончила его мама.

Учительницу для него мне позволили выбрать самой. Наталья Прокофьевна была еще моложе, чем я. Она показалась мне добрым человеком - и я не ошиблась.

Андрюшу посадили за первую парту рядом с девочкой. Наталья Прокофьевна объяснила детям, что слуховой аппарат поможет их однокласснику четче слышать контур слова и понимать речь по губам.

Первые дни я буквально дежурила под дверями класса, даже заглядывала в щелочку - как он там, ведь он же не слышит! - признается Елена Ивановна. - И хотя сын был хорошо подготовлен к школе, ужасно волновалась.

«Елена Ивановна, а ваш Андрюша - вон там!» Дети в школе встречали ее приветливо, и у мамы светлело на душе. Когда семье Чернышовых пришлось переехать в другой район, школу менять не стали, хотя добираться было далековато.

Учеба давалась Андрею нелегко, особенно в старших классах, когда появилось много дисциплин. Но поддержка родителей, учителей и школьных товарищей помогла преодолевать трудности. И как было не поддержать открытого, улыбчивого, с мягкими манерами парня, который не покорился судьбе и которого не сломали трудности?..

После школы я поступил в промышленно-экономический колледж, а в этом году окончил его, - рассказывал за чашкой кофе Андрей.

Теперь работаю помощником бухгалтера в одной фирме.

Когда я сказала сотрудникам фирмы, что Андрей не слышит, они поначалу растерялись. Но, познакомившись с ним, сказали: не волнуйтесь, премудрости бухгалтерии он освоит, - вспоминает мама. - Я считаю это большой удачей, ведь сейчас устроиться на работу трудно даже слышащему человеку.

А что делаешь в свободное время? - интересуюсь у Андрея.

Гуляю с собакой, читаю, встречаюсь с друзьями.

А летом?

Нравится путешествовать, купаться в море. В этом году с компанией отдыхал в Одессе...

На прощание Елена Ивановна сказала: «Конечно, сыну намного легче было бы выучить язык жестов, но мы очень хотели, чтобы он был таким же, как все дети. Пришлось запастись терпением, А вообще, это адский труд».


Говорящий глухой - подвиг родителей

Будущее глухого ребенка - это процентов на девяносто труд мамы и папы, - говорит председатель Киевской ассоциации родителей и детей-инвалидов с нарушением слуха Елизавета Пушкарская. - И от того, какими они окажутся педагогами, психологами и просто людьми - добрыми или нет - зависит, какая вырастет личность. Это тяжкий труд. Ведь чтобы такого ребенка научить разговаривать, родители должны полностью посвятить себя ему.

К сожалению, не у всех это получается. Мне рассказали о маме с педагогическим образованием, которая не могла справиться с занятиями и помочь своему ребенку. А другая - без образования, зато просто талантливая женщина - успешно сделала это. Проблема многих в том, что все их время уходит на добывание хлеба насущного, и ребенком заниматься некогда.

То, что у слышащих выходит само собой, для глухих зачастую представляет огромные трудности. Например, очень важно развить у этих детей образное мышление и чувство юмора - они воспринимают все очень серьезно. У неговорящих глухих детей сложности с пространственно-временным мышлением - им трудно постичь, что, допустим, Шекспир и Достоевский жили в разное время. Глухим, но с речью, эти вещи понятны. Еще глухие дети чрезвычайно ранимы. Чтобы помочь им обрести уверенность в себе и не обидеть, некоторые мамы проявляют незаурядную изобретательность. Одна из них, например, придумала некую мифическую Марину и на ней расписывала все нехорошие поступки дочери: «Марина шла, развернула конфету, а бумажку бросила под ноги - как это нехорошо!..»

По словам Елизаветы Николаевны, в Киеве около ста реабилитированных детей. У одних уже позади вузы и техникумы. Другим только предстоит пойти в массовую школу, которая даст им возможность больше общаться со слышащими и получить более полное образование - в специальных школах объем знаний иной. Это и более ясная перспектива продолжения учебы. Но для массовой школы ребенок должен быть подготовлен лучше других ровесников - почувствовав, что знает больше слышащих, он сможет быть на уроках активным и успешнее учиться.

О причинах, приводящих к глухоте, рассказала заведующая детским отделением НИИ отоларингологии Лариса Кобзарук:

Глухота может развиваться постепенно, в течение нескольких лет или месяцев, а может наступить внезапно. Поражается либо одно, либо оба уха. Причиной становится вирусная инфекция (от нее слух ребенка может пострадать еще до рождения, если мама болела во время беременности), антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, полимицин, каномицин, мономицин), а также травмы при родах. Иногда глухота бывает наследственной.

От чего зависит эффективность лечения?

От того, как скоро его начали, и от степени поражения слуха. Если к лечению приступили в течение месяца от начала заболевания, то вероятность излечения достигает 90-100%. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не сразу замечают глухоту, а врачи поздно ее диагностируют, особенно у самых маленьких. Родителям следует насторожиться, если ребенку приходится повторять несколько раз одно и то же, если он включает телевизор или радио громче, чем следует, или учится говорить позже и медленнее своих ровесников.

Наталья МАТВЕЕВА

Люди с нарушениями слуха и речи - полноценные члены нашего общества. Они живут рядом с нами, но многие здоровые люди не понимают их проблем, и сторонятся, поскольку глухонемые не могут полноценно общаться с ними. Ограничения в общении, которые накладывает на него этот недуг, можно существенно уменьшить, обучив такого человека словесной речи. Но как это сделать?! Ведь этот человек ничего не слышит.

Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

Глухота наступает при полном отсутствии слуха или снижения его до уровня, при котором человек перестает воспринимать речь. Нужно выделять понятие абсолютной глухоты, при которой совершенно ничего нельзя услышать. Но, к счастью, абсолютная глухота встречается редко. Большинство глухих людей имеют остатки слуха, позволяющие услышать очень громкие звуки или фрагменты громкой речи, произнесенной прямо над ухом, но отчетливо разобрать собеседника при глухоте не удастся. Глухота возникает в результате радикальных негативных изменений в органах слуха со стойкими необратимыми явлениями, поэтому лечить ее малоэффективно.

В результате глухоты (врожденной или приобретенной в детском возрасте 1 года до 3-х лет) возникает глухонемота, поскольку ребенок не в состоянии овладеть словесной речью путем подражания речи окружающих. Он их просто не слышит! В раннем возрасте распознать глухонемоту довольно трудно, поскольку у маленьких детей еще не четко определена связь между отсутствием речи и нарушением слуха, а у грудных детей глухота вообще остается незамеченной.

Что же говорит статистика о количестве глухонемых в мире? Точными данными статистика в большинстве стран не располагает. Предполагается, что их количество достигает порядка двух миллионов человек. Проблема в том, что подсчет во многих странах ведется не врачами соответствующего профиля, а людьми, к медицине не имеющими никакого отношения. А страны Африки, Азии и Южной Америки в этом плане сплошное «белое пятно». Кроме того, грудные дети и маленькие дети, еще не начавшие говорить тоже не попадают в эту статистику.

Любопытно, что частота случаев глухонемоты зависит от географического положения страны. Чем более гористая местность, тем больше в ней рождается глухонемых, и наоборот, если страна расположена в низинах, глухонемых в ней значительно меньше. Например, в горной Швейцарии, количество глухонемых в некоторых кантонах достигает 441 человек на 100 тыс. населения, а в Голландии, расположенной на равнине, всего 34 человека на 100 тыс.

Важно заметить, что глухота не передается по наследству. Практически у всех глухонемых родителей рождаются нормально слышащие дети.

Как же бороться с глухонемотой?

Излечить патологическое поражение слуха чрезвычайно сложно. Этим занимаются врачи-отоларингологи. Иногда удается улучшить слух применением медикаментов: стрихнина, никотиновой кислоты, АТФ и прочих. Если глухота возникла от поражения звукопроводящих путей, врачи применяют слухоулучшающие операции.

Если восстановить слух все равно не удается, глухонемых обучают по специальной методике. Она включает в себя овладение речью, в том числе, и в звуковой форме. В основе обучения лежат чтение с губ и дактилология - всем известная «пальцевая азбука». Вспомогательными средствами являются тактильно-вибрационные ощущения обучаемого и его остатки слуха, если таковые имеются.

Существуют целые сети яслей, детских садиков, школ-интернатов, где глухонемым детям дают общее образование и профессиональную подготовку по специальностям, которыми глухонемые люди могут полноценно заниматься. В специализированных детских садах глухонемым детям дают подготовку, благодаря которой некоторые из них способны заниматься в обычной школе наравне с нормально слышащими детьми.

Обязательное обучение глухонемых введено в республиках бывшего СССР, США, странах Евросоюза и некоторых других. Однако в большинстве стран мира, к сожалению, такое обучение обязательным не является.

Какие современные методы применяются для обучения глухонемых?

В настоящее время существует три метода:

1. Французский - основанный на жестикуляции. Он используется для выражения глухонемым отдельных букв или цифр при помощи смены положения пальцев одной или обеих рук. Практически для каждого языка разработана своя мимическая азбука. Глухонемые настолько овладевают искусством беседы пальцами, что могут устраивать сложные спектакли, понятные любому глухонемому зрителю.

2. Немецкий - в основе которого лежит обучение глухонемого устной речи. Более сложный, но, несомненно, более прогрессивный, в сравнении с французским. Здесь ставится задача обучить глухонемого не только членораздельно говорить, но и уметь читать по губам собеседника («слышать глазами»).

3. Смешанный - когда в обучении применяются сразу оба метода одновременно. Но такой метод дает двойную нагрузку на учителя и осложняет восприятие обучаемого.

Абсолютное большинство глухонемых в настоящее время обучаются по немецкому методу, поскольку человек, обученный только языку жестов, «выпадает» из общества нормально слышащих, которые не в состоянии понять его мимику. Такие глухонемые замыкаются в своем кругу, быстро забывают то, чему учились в школе.

Однако существует и множество противников немецкого метода. Во-первых, для обучения по этому методу человека со средними способностями требуется очень много времени. Во-вторых, для того, чтобы «слышать глазами», лицо собеседника должно быть постоянно хорошо освещено и рот не заслонен от глухонемого человека, а это не всегда достижимо. Кроме того, в устной речи нужно постоянно практиковаться, иначе навыки — быстро теряются, в то время, как язык жестов менее сложен для глухонемого и предъявляет значительно более мягкие требования для глухонемых собеседников во время общения.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д. Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц) , затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г) . После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Вот какой титанический труд приходится проделать как учителю, так и каждому его глухонемому ученику, прежде чем он произнесет хотя бы одно членораздельное слово!

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь.

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».


smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).


Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Десятилетний Роберт, родившийся практически глухим, свободно общается, любит математику и мечтает стать банкиром

Разговаривая, Роберт немного растягивает слова и пристально вглядывается в лицо собеседника. Мальчик родился с серьезными нарушениями слуха, но благодаря безмерному терпению и упорству родных научился говорить, пошел в обычную школу и стал одним из лучших учеников в классе.

Роберт появился на свет в апреле 1996 года, из роддома его выписали без единой патологии, - рассказывает мама мальчика Наталья Энинги. - Но у меня была навязчивая мысль, что он не слышит. Наверное, что-то чувствовала. Врачи говорили, что мальчик развивается нормально, возможно, у него временная задержка развития. А в год и два месяца сыну поставили страшный диагноз: тугоухость левого уха III степени и правого - IV. Эта болезнь граничит с глухотой. У меня был шок, я рыдала, впадала в истерику, не могла смириться с диагнозом сына.

Наталья начала интересоваться болезнью, собирать специальную литературу, искать родителей, у которых такие же дети. Кто-то из знакомых посоветовал обратиться во Львовский детский центр по проблемам Чернобыля. Каждый месяц Наталья с Робертом на неделю ездили во Львов и брали уроки у сурдопедагога Тамары Дунаевской, а затем занимались дома. Летом родители Роберта приглашали львовского специалиста домой, так что первые полноценные каникулы у мальчика были лишь после третьего класса. Зато интенсивные занятия принесли результат: Роберт почти свободно общается со сверстниками и взрослыми. Он даже смотрит телевизор, правда, понимает не все, поэтому мечтает, чтобы показывали побольше программ с субтитрами. Мальчик еще не умеет пользоваться телефоном, но врачи говорят, что этому тоже можно научиться. Иногда Наталья делает сыну замечание, что у него не очень внятное произношение. И слышит в ответ: «Тебе кажется, мама. Дети меня понимают».

«Слово «стол» сын учился произносить два месяца»

В полтора месяца мы отнесли сына к педиатру. Врач хлопнул в ладоши, и Роберт повернулся в его сторону, - вспоминает Наталья. - Но это была случайность. На другие звуки сын не реагировал. Нас направили к отоларингологу, а затем в областную детскую больницу. Многочисленные исследования показали, что сын не слышит. Врачи успокаивали: мол, диагноз ставить еще рано, возможно, это обычная задержка развития. Когда Роберту исполнилось шесть месяцев, нам показалось, что он начинает слышать. Но сын заболел ангиной, которая дала осложнение на уши и вызвала отит. А после оказалось, что наш ребенок практически глухой…

Врачи посоветовали родителям отдать сына в интернат, где его научат дактилю (язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые). Но Наталья не согласилась.

Во Львовском детском центре по проблемам Чернобыля я познакомилась с сурдопедагогом Тамарой Дунаевской, - продолжает Наталья. - Оказалось, у нее был ученик с таким диагнозом, как у Роберта. Теперь он старшеклассник обычной школы. Нам устроили встречу, мы пообщались, и я решила: мой сын тоже будет говорить.

У Роберта сначала развивали воображение и образное мышление. С помощью слуховых аппаратов мальчик слышит слова и звуки в искаженном виде. Родители и педагоги учили ребенка запоминать звуки, которые он выговаривал. Это чрезвычайно сложная и трудоемкая методика, требующая много времени и терпения. К примеру, простое слово «стол» мама учила произносить сына целых два месяца.

Мы занимались с Робертом каждый день, - говорит Наталья. - Весь дом был увешан табличками, на которых написаны слова: «стул», «стена», «диван», «люстра», «телевизор». Сын запоминал, как они пишутся, а затем мы учились их произносить. Главное - иметь терпение. Бывало, учишь слово неделю, другую - никакого результата. Вспоминаю одно из первых наших занятий, когда Роберту было полтора года. Мы выполняли простое упражнение: вырезанные кружочки надо было вставить в нарисованные. Показываю, что нужно сделать, а сын не хочет. Я не выдержала и шлепнула его по попе: «Нехороший, не хочешь заниматься!» А у него из глаз слезы градом покатились.

В Ужгороде с Робертом занималась Анна Герзанич - сурдопедагог с 20-летним стажем. Узнав, что я настроена отдавать сына в обычный садик и школу, она сказала: «За свою карьеру я не встречала детей с таким диагнозом, которые бы учились в обычной школе». Занятия с Робертом действительно продвигались очень тяжело. Были моменты, когда Анна Иосифовна говорила: «Все, Наташа, больше не могу. Ищите другого педагога». Я убеждала ее, что у нас все получится. А когда у меня опускались руки, Анна Иосифовна также поддерживала меня. В первые, самые трудные годы занятий, мне очень помогли родители и муж. В три года мы отдали Роберта в обычный ужгородский детсад Ь 17. Врачи отговаривали от этого, говорили, что рано, но я хотела, чтобы сын как можно скорее попал в детский коллектив. И не прогадала.

«В этой школе дети не дерутся, а в старой было, как на войне»

К трем годам Роберт уже начал говорить, хотя понять его речь было трудно. Мальчик реагировал на свое имя, если его произносили громко. А когда нужно было что-то попросить, он активно помогал себе жестикуляцией. Воспитатели делали все, чтобы не выделять Роберта среди других детей. Как и всем, ему давали учить небольшие стихотворения, с которыми он выступал на утренниках. Дети абсолютно нормально его воспринимали. После окончания трехлетнего декретного отпуска Наталья вышла на работу и даже продолжила обучение на заочном отделении университета. А параллельно занималась с сыном.

В детсад Роберт ходил с удовольствием, - рассказывает Наталья. - Но играть с детьми во дворе ему было труднее, он долго не мог найти с ними общий язык. Бросят сыну мяч и кричат: «Давай назад!» А он не понимает. Его толкнут, он обидится и забросит мяч куда-то далеко. Некоторые дети подбегали ко мне и, показывая на слуховой аппарат, спрашивали: «Тетя, а он глухой?» До пяти лет был очень трудный период, а затем сын начал приспосабливаться. Я даже перестала выходить на улицу, наблюдала за ним с балкона.

В шесть лет мы отдали сына в обычную школу. Он давно уже умел писать, читать, правда, произношение было еще не очень хорошим. Перед 1 сентября я повела сына к директору и учителю, все им объяснила, и они сказали: «Не волнуйтесь, все будет хорошо». Но через месяц учительница стала жаловаться, что с Робертом трудно работать, и предложила перевести его в специнтернат. Мне рассказали, что на переменах сыну не разрешают играть с другими детьми, часто кричат. Он к такому отношению не привык. Когда я спрашивала, как дела в школе, Роберт отвечал: «Нормально». Он замкнулся, переживал все в себе. А затем стал жаловаться на головную боль. На каникулах мы отвезли сына к киевским специалистам, которые выявили, что у него повышено внутричерепное давление. «Наверное, у ребенка проблемы в школе», - сказал один из врачей. После этого мы решили перевести сына в другое учебное заведение. Через неделю Роберт сказал: «Мама, ты знаешь, в этой школе так хорошо, совсем не так, как в старой. Здесь дети не дерутся, а там было, как на войне».

«Общаясь со здоровыми детьми, слабослышащий ребенок быстрее схватывает разговорную речь»

В школу любишь ходить? - спрашиваю мальчика.

Не очень, там нужно много писать, - отвечает Роберт, выдержав паузу. Перед тем как произнести слово, Роберт прокручивает его в уме. - Больше всего люблю математику.

А в свободное время чем занимаешься?

После того как сделаю домашнее задание, играю в футбол. Вечером смотрю телевизор или играю на компьютере, а перед сном читаю. Люблю приключения: «Три мушкетера», «Белый клык», «Вокруг света за восемьдесят дней»…

Кем хочешь стать после школы?

Банкиром. Чтобы зарабатывать много денег и путешествовать…

Роберт учится в четвертом классе ужгородской школы Ь 5. В прошлом году он участвовал во всеукраинском конкурсе по рисованию, где получил грамоту и ценный приз. Мальчик не посещает только уроки музыки.

Раньше у меня не было опыта работы с такими учениками, - рассказывает учительница Анна Копча. - Когда в школу пришла мама Роберта, мне очень хотелось помочь ей. Важно было установить с мальчиком психологический контакт и научить других детей воспринимать его нормально. С Робертом нужно говорить с близкого расстояния, чтобы он видел лицо собеседника, ведь мальчик читает по губам. А дети этого не понимали. Первые недели ученики на переменах играли между собой, а Роберт стоял в сторонке и не знал, к кому подойти. Чтобы занять его, я просила помыть доску. Объясняла ребятам, что у кого-то из них часто болит голова, кого-то освобождают от физкультуры, а Роберт плохо слышит. Но он такой же, как остальные. И в конце концов дети приняли его в свой коллектив. Учится Роберт очень хорошо, он один из лучших в классе. Любит математику, легко решает задачи и прекрасно рисует. При этом никаких поблажек я ему не делаю, иногда занимаюсь индивидуально, если он что-то не воспримет на уроке. Мальчик очень сообразительный, читает дополнительную литературу, энциклопедии, знает, что ему нужно учиться, чтобы достичь чего-то в жизни.

По словам киевского сурдопедагога высшей категории Елены Грущенко, большинство детей с таким диагнозом, как у Роберта, учатся в специализированных интернатах и общаются с помощью дактиля. Однако в последнее время число слабослышащих, которые посещают общеобразовательные школы, увеличивается.

Все зависит от упорства родителей, - говорит Елена Викторовна. - Если они посвятят себя ребенку и научат его говорить, то в школе он будет успешным. Такие дети с ранних лет приучены к учебе, поэтому очень трудоспособны. Они адаптируются, имеют друзей и живут нормальной жизнью.

Роберт - единственный слабослышащий мальчик в Ужгороде, который учится в обычной школе, - рассказывает заведующий сурдологическим кабинетом городской детской больницы Михаил Андришин. - Для ребенка это очень хорошо, ведь благодаря общению со здоровыми детьми он намного быстрее схватывает разговорную речь.

Когда рождается ребенок, у которого серьезные проблемы со слухом, мы предупреждаем родных, что научить говорить его будет чрезвычайно трудно. Некоторые берутся, но не выдерживают и отдают ребенка в интернат. И как только он выучит дактиль, о разговорной речи можно забыть. Роберту повезло, что с ним было кому заниматься и его родные не опускали рук.

Когда-то я пообещала себе, что научу сына говорить, он пойдет в обычную школу, и я обязательно встречусь с журналистами, чтобы об этом узнало как можно больше родителей, у чьих детей такие же проблемы, - говорит Наталья. - За эти десять лет у нас бывали очень трудные периоды, которые вызывали разочарование, уныние, отчаяние. Но важно даже в самых безнадежных ситуациях не сдаваться. Если вы верите в себя, в своего ребенка и готовы идти к своей цели, можно преодолеть любые трудности.

«Как вы научили читать Гришу?» - спросила меня после занятия дефектолог, которая занимается с моим слабослышащим сыном. Педагог молодой и ей интересно все. Я знаю, что это не риторический вопрос. Гриша непоседлив, часто отвлекается, быстро устает. Врачи ставят ему диагноз СДВГ – гиперактивность. Занятия приходиться строить циклично, позанимались 20 минут, 5 минут перерыв, затем снова продолжать учебу. Именно поэтому он занимается по индивидуальной программе, а не в классе. Услышав ее вопрос, я задумываюсь. Часто наблюдала в окружении, что дети не хотят читать. Родители жалуются, мол, только компьютер им интересен. Поделюсь своими открытиями на тему обучения чтению.

1. Создавайте сказочную атмосферу. Чтение - это не повинность, не наказание, не приказ «Я сказала, читать!» Чтение - это открытие, это совместное путешествие, это новые ресурсы. Как только родители начинают принуждать, заставлять ребенка читать в качестве наказания, всё - вы отбиваете охоту к процессу познания.
Что делать, если ошибку осознали? Исправлять. Причем исправлять вместе. Важно найти тему, которая интересна ребенку. И вместе сходить в библиотеку или в книжный магазин и найти книги на любимую тему.

Сыну нравятся роботы и Губка Боб. Иду на компромисс. Я не сторонница этих персонажей, но разрешаю взять журналы в библиотеке. А сама выбираю книги, которые могут быть ему интересны. Дома читаю ему вслух. Потом меняемся ролями. Говорю, что устала и хочу, чтобы сын почитал мне. Гришка читает.
Старалась в первые моменты меньше его поправлять, чтобы не отбить охоту читать вслух. Не придираюсь к произношению. Но обращаю внимание на интонацию и точки в конце предложений, вопросительные и восклицательные знаки.

Раньше выбирала книги с яркими картинками, сюжетными изображениями и хорошим большим шрифтом. Скажу честно, приходилось изрядно пересматривать детские книги. Отбирала лучшие.

2. Определитесь с методикой. Сурдопедагог использовала методику глобального чтения. Но я видела, что Гришка ее не воспринимает. Он часто отвлекался, не запоминал целое слово. Мне пришлось идти в Интернет. И я нашла информацию о методике Никитиных. Вскоре заказала в интернет-магазине комплект из кубиков и таблиц, и начались наши дни осваивания чтения. Благо в этом процессе принимала активное участие моя мама. За что ей огромное спасибо! Гришка быстро освоил новую методику. Правда, вначале он раздельно произносил буквы в слоге. Пришлось пойти на хитрость - нарисовала две буквы, которые держатся за руки, и произнесла «СА». Комментировала так: «Сначала буквы идут друг к другу в гости, знакомятся, а потом они дружат, поэтому говорим не «С», «А», а «СА».

Когда начинать читать? Признаюсь, я не фанатка раннего развития. Гришка начал самостоятельно читать в 6 лет. До этого знал отдельные буквы, но я его не терроризировала чтением, не гналась за стандартами. И читал адаптивные самодельные книжечки. Мы могли лепить, клеить, резать, рисовать, мастерить, использовать различные самоделки. Кто-то уже начинает читать чуть ли не с 4. Но я не сравнивала уровень Гриши с соседскими детьми.

3. Выбирайте тексты по уровню владения лексикой. У нас был период, когда я не могла найти сыну книги по его уровню знания слов. Он мало знал. Поэтому первые книги были адаптивными. Я брала тетради, наклеивала сюжетные картинки из детской книжки (самой простой на 4-6 стр.). А внизу писала предложения из 3-5 слов из Гришиного словаря + парочку-тройку новых.

5. Запишите ребенка в библиотеку, и покупайте книги вместе. Я очень люблю книжные магазины. Могу оставить там всю наличку, которая есть в кармане. Мы часто покупаем книги вместе. Гришка любопытный покупатель, задает множество вопросов.
Когда я впервые привела сына в библиотеку, он побежал к стеллажам с криком: «Мама, смотри, это потрясающе!» Библиотекари были в восторге от его реакций на книги, он мог сесть прямо между стеллажами и сразу читать.

6. Читайте сами. Дети воспринимают не то, что мы говорим, а то, что делаем. Если мы будем просить их читать, а сами не держали книгу в руках уже много лет, откуда у детей появится желание? Сын мог поинтересоваться, увидев меня с книгой, про что я читаю. Всегда отвечала на его вопрос.

7. Интересуйтесь книгами современных детских авторов . Когда-то мне попалась книга одного автора (Олесь Ильченко), в ней подача как раз для слабослышащих детей: большие сюжетные картинки и внизу текст на 2-3 предложения. Позже я познакомилась с ним через фейсбук и поблагодарила его за интересные истории и оформление, которое так подошло моему слабослышащем сыну. Автор признался мне, что он тоже слабослышащий, носит слуховой аппарат на одном ухе и пожелал Гришке творческой реализации. Я была потрясена еще одним примером, что слабослышащий человек может добиться успеха. Очередной стереотип был стерт в моем воображении.

Если у вас есть полезный опыт по обучению чтению или открытия по этой теме, делитесь информацией в комментариях!
И пусть для вашего ребенка чтение не будет мучением!