Опросник детско родительского отношения оро. Исследование детско-родительских отношений по методу А.Я. Варга, В.В. Столин. Понятие о родительской позиции в тесте

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В опроснике родительского отношения принимали участие родители тех же 10 благополучных и 10 неблагополучных семей.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли один из родителей из каждой семьи (в основном матери).

Математико-статистическую обработку данных проведем в программе Microsoft Excel 2007. Результаты представлены в таблицах 15 и 16.

Таблица 15

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» контрольной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 1

Стандартное отклонение, у 1

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Таблица 16

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» основной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 2

Стандартное отклонение, у 2

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Получены данные по шкале «принятие/отвержение» в контрольной группе (среднее) - м 1 =31,3, при стандартном отклонении у 1 = 1,06 и максимальном показателе Мах 1 = 32,0 (максимально возможное значение - 33 балла), что свидетельствует об очень высоком уровне эмоционального принятия своих детей в благополучных семьях. Тогда как по этой же шкале в основной группе исследуемых получены данные: м 2 =6,3; у 2 = 3,56 и максимальном показателе Мах 2 = 12,0, то есть ни одна семья в этой группе исследования не достигла результата даже в половину возможного. Это свидетельствует о высоком уровне эмоционального отторжения ребенка взрослыми.

Шкала «Кооперация». Результаты, полученные по шкале опросника в основной группе очень низкие - средние показатели по группе составляют всего у 1 = 2 балла при максимально возможном - Max=8 баллов. В контрольной группе показатель существенно выше: 6,8 балла. Можно сделать однозначный вывод о том, что в неблагополучных семьях совместная деятельность с детьми, сопереживание внутреннему миру ребенка практически полностью отсутствует. В благополучных семьях родители стараются все делать вместе с ребенком, не считают его внутренний мир чем-то эфемерным, несуществующим.

По шкале «Симбиоз» при проведенном анализе были получены следующие средние данные: 1. Благополучные семьи (контрольная группа) - м 1 =6,2, при стандартном отклонении у 1 = 0,42 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). 2. Неблагополучные семьи (основная группа исследования) - м 1 =0,7, при стандартном отклонении у 1 = 0,67 и максимальном показателе Мах 1 = 2,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). Сделаем вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Контроль». Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. В контрольной группе средний балл составил м 1 =4,1, при стандартном отклонении у 1 = 0,32 и максимальном показателе Мах 1 = 5,0, что говорит о достаточном и неизбыточном контроле детей со стороны взрослых. Это позволяет детям развиваться полноценной личностью, без излишних страхов и очень жестких дисциплинарных рамок. Такого явления не наблюдается в основной группе исследования. Средний балл составил м 1 =1,2, при стандартном отклонении у 1 = 2,1 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0, что говорит об отсутствии контроля детей со стороны взрослых, либо о чрезмерно высоком контроле (стандартное отклонение у 1 = 2,1).

Средний балл, высчитанный по шкале «маленький неудачник» в контрольной группе (м 1 =1,8, у 1 = 0,42, идеальный уровень = 0) и в основной группе (м 1 =6,6, у 1 = 0,97, идеальный уровень = 0), позволяет сделать вывод: в неблагополучных семьях явно выражена инфантилизация ребенка. Его считают ничего не умеющим неудачником. Будущее этого ребенка представляется родителям в весьма мрачных красках. Напротив, родители контрольной группы считают неудачи своих детей случайными, ничего не значащими.

Согласно методике проведения опроса, данные должны быть выражены в процентилях. Для большей наглядности мы будем использовать обычные арифметические проценты.

По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» мы получили следующие результаты:

Благополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для благополучных семей относительно эталонных показателей:

Анализ проведенного опросника с благополучными семьями представим в таблице 17.

Таблица 17

Показатели по количеству баллов по благополучным семьям

Принятие/

отвержение

Кооперация

Контроль

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Мать

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Мать

8 семья Мать

9 семья Мать

10семья Мать

Среднее значение

31,3 балла (94,85%)

6,8 балла (85%)

6,2 балла (77,5%)

4,1 балл (58,57%)

1,8 (6,2) (77,5%)

* в скобках указаны проценты.

Итак, анализ данных по благополучным семьям выглядит следующим образом:

Шкала «Принятие / Отвержение». Средний «сырой балл» составляет 31,3. Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Шкала «Кооперация». Средний «сырой балл» составляет 6,8 из 8 возможных. Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Шкала «Симбиоз». Средний «сырой балл» составляет 6,2. Это позволяет сделать вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Низкие баллы по шкале (суммарный средний «сырой» балл составляет 1,8) свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такое отношение взрослого позволяет ребенку не зацикливаться на неудачах, а двигаться вперед, развиваясь в полноценную личность.

Неблагополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для неблагополучных семей относительно эталонных показателей.

Анализ проведенного опросника с неблагополучными семьями представим в таблице 18.

Таблица 18

Показатели по количеству баллов по неблагополучным семьям

Принятие /

отвержение

Кооперация

Контроль

Маленький неудачник (сопереживание неудачам)

Максимальное значение показателя

Минимальное значение показателя

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Отец

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Отец

8 семья Мать

9 семья Мать

10 семья Мать

Среднее значение

6,3 балла (19,09%)

0,8балла (10%)

0,7 балла (8,75%)

1,2 балла (17,14%)

6,6 (1,4) (17,5%)

Итак, анализ данных по неблагополучным семьям выглядит следующим образом:

6,3 балла по шкале «Принятие / Отвержение» свидетельствуют о том, что взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Низко оценивает его способности и нередко своим отношением третируют ребенка.

0,8 баллов по шкале «Кооперация» - говорят о том, что в неблагополучных семьях ни о какой кооперации не может быть и речи: «Я сам по себе, ты сам по себе: растешь и ладно».

0,7 баллов по шкале «Симбиоз» так же говорят о значительной дистанции в отношениях между взрослыми и детьми.

Низкие баллы по шкале «Контроль» (1,2 балла) - свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. Родители либо очень заняты собой, либо им просто нет никакого дела до контроля за ребенком. В 4-ой семье ярко выражена авторитарность по отношению к сыну, но, по моему мнению, она носит показательный характер.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Высокие баллы по этой шкале (6,6 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и он твердо уверен в том, что «ничего путного из него не выйдет!». Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям просто несерьезными, а, зачастую родители просто не интересуются внутренним миром ребенка и не подозревают о его существовании

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. По критериям:

1. Во всех семьях дети эмоционально отвергаются, и только в семьях №№ 5 и 8 матери предпринимают попытки найти общий язык с детьми.

2. Кооперация и симбиоз попросту невозможны, т.к. родители считают, что дети мешают им жить, или попросту этих детей не замечают.

3. Показатели родительского контроля также оставляют желать лучшего. Самый распространенный ответ был «За строгое воспитание дети благодарят потом» с комментарием: «Чем больше его бьешь, тем умнее впредь будет!»

4. По критерию «Маленький неудачник» почти все родители выразили мнение, что «ничего путного из них (детей) не вырастет». Исключение составили семьи №№ 5 и 9, где матери понимают, что, возможно, они неверно оценивают своих детей, что сами матери виноваты в таком воспитании, но что-либо менять не хотят или не могут.

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

Отвержение отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Инфантилизация или «Маленький неудачник» -- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В данном случае в родительском отношении имеет место стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Данная категория родителей старается не замечать своих детей, либо не воспринимать их серьезно.

Общие выводы по обоим категориям семей представим графически. Чтобы привести данные исследования к одному формату, примем идеальный показатель контроля за 50% (по данным А.Я.Варга, В.В.Столина), потому что значительные колебания показателя в ту или иную сторону - это неправильно. Так же заменим показатель «Маленький неудачник» на прямо противоположный по значению и назовем его «Сопереживание при неудачах ребенка». В этом случае данная оценочная шкала примет общее направление графика, что позволит наглядно сравнить отличия показателей в благополучных и неблагополучных семьях.

Рис.1.

На графике мы наглядно видим, что в благополучных семьях показатели всех шкал близки или стремятся к идеалу.

В отличие от этого, в неблагополучных семьях те же показатели ничтожно низки. По первой шкале «Принятие/отвержение» в неблагополучных семьях явно видно сильно высокое эмоциональное отрицание детей в семье, их не замечают и не хотят замечать. По остальным шкалам видно отсутствие кооперации, симбиоза, контроля. В последней шкале явно выражено отношение к ребенку в семье как к «маленькому неудачнику».

То есть в исследованных нами неблагополучных семьях налицо предвзятое, неадекватное отношение к детям. Выводы, полученные при анализе опросника не противоречат, а подтверждают личные впечатления от беседы с данными родителями.

Таким образом, по данным, полученным с помощью методов наблюдения, беседы, а также методики «Рисунок семьи» и «Опросник родительского отношения» (Варга, Столин), нами были сделаны соответствующие выводы.

В основной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Мы наблюдаем несостоятельность родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием.

2) По результатам проведенной методики «Рисунок семьи» с детьми из неблагополучных семей, можно заключить, что изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком. Итак, в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

3) Результаты теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. Родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

4) В неблагополучных семьях наиболее неблагоприятная ситуация там, где оба родителя - хронические алкоголики. Они, как правило, оба не работают, соответственно материальное положение семьи находится на низшем уровне.

5) Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.

6) Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.

7) Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет разрыв с семьей. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

8) При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей.

Итак, в результате наблюдения за детьми, во всех неблагополучных семьях были выявлены показатели негативного влияния неблагополучной семьи на развитие ребенка: нарушение поведения, нарушение развития детей, нарушение общения.

В контрольной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Недостатки семейного воспитания в данных благополучных семьях не обнаружены. Во всех семьях родителями создаются условия для правильного и гармоничного развития ребенка.

2) Рисунки детей изображают благоприятную семейную ситуацию. Дети изображают себя вместе с родителями. Изображение первыми людей также говорит о благоприятном семейном окружении. На рисунках нет изоляции отдельных фигур. Мы наблюдаем также отсутствие чувства неполноценности в семейной ситуации. Итак, благоприятная семейная ситуация (на рисунках изображены веселые лица, яркие цветовые оттенки, общая деятельность всех членов семьи, хорошее качество линий) имеет высокие показатели.

3) Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

4) Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Итак, во всех исследуемых нами благополучных семьях выявлена благоприятная семейная ситуация.

Сравнивая в нашем исследовании благополучные и неблагополучные семьи, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что внутрисемейные отношения в неблагополучных семьях качественно отличаются от отношений в благополучных семьях, подтвердилась.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.

Инструкция: Отвечайте на вопросы теста с помощью ответов «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ключ к тесту:

  • Принятие / отвержение ребенка: 5, 6, 20, 27, 37, 38, 43, 45,
    -3, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, -23, -24, -26, -29, -39, -40, -42,
    -44, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60;
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58;
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста:

Шкала “Принятие / Отвержение”

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала “Кооперация”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала “Симбиоз”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала “Контроль”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала “Отношение к неудачам ребенка”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

 Я всегда сочувствую своему ребенку.

 Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

 Я уважаю своего ребенка.

 Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

 Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

 Я испытываю к ребенку чувство расположения.

 Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

 Мой ребенок часто неприятен мне.

 Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

 Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

 Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

 Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

 Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

 Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

 Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

 Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

 Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

 Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

 Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

 Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

 Я принимаю участие в своем ребенке.

 К моему ребенку "липнет" все дурное.

 Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

 Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

 Я жалею своего ребенка.

 Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

 Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

 Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

 Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

 Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

 Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

 При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

 Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

 В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

 Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

 Я всегда считаюсь с ребенком.

 Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

 Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

 Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

 Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

 Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

 Я разделяю увлечения своего ребенка.

 Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

 Я понимаю огорчения своего ребенка.

 Мой ребенок часто раздражает меня.

 Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

 Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

 Я не доверяю своему ребенку.

 За строгое воспитание дети благодарят потом.

 Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

 В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

 Я разделяю интересы своего ребенка.

 Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

 Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

 Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

 Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

 Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

 Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

 Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

 Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за ка­ждый ответ «нет» - 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

 Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

 Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

 Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

 "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- кооперация,
- симбиоз,
- контроль,
- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положитель­ное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию и не может претен­довать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, на­против, устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - пока­зывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек да­леко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельст­вуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и вос­питателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспита­телем.

В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты, которые мы отразили на рисунках 3-7.

Рис.3. Распределение выборов родителей по шкале «принятие – отвержение»

Как видно из рисунка 7 родителей (16%) получили высокие баллы по данной шкале (от 24 до 33 баллов). Это означает, что данная группа родителей положитель­но относится к своим детям. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 10 родителей (25%) получили низкие баллы по этой шкале (от 0 до 8), что говорит о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

12 родителей (29%) показали баллы от 16 до 23, то есть у них в определенной степени выражено «принятие», чем «отвержение».

13 родителей (30%) набрали от 9 до 15 баллов, у них наоборот в большей степени выражено «отвержение», чем принятие.

Рис.4. Распределение выборов родителей по шкале «кооперация»

По этой шкале высокие баллы (7-8 баллов) набрали лишь 5 родителей (12%), это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале (1-2 балла) набрали 17 родителей (40%), что говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию. Достаточно большое количество родителей не верят в способности своего ребенка, не стремятся поощрять его самостоятельность и инициативу, быть с ним на равных. Остальные родители заняли промежуточную позицию: у 9 родителей (21%) присутствуют элементы кооперации; у 11 (27%) – они уменьшаются.

Рис.5. Распределение выборов родителей по шкале «симбиоз»

В данном случае позиции родителей разделились примерно одинаково: 13 человек (30%) набрали низкие баллы (1-2 балла), это признак того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Высокие баллы по шкале симбиоз (6-7 баллов)- получили 15 родителей (36%). Это позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребности. Остальные 14 родителей (33%) заняли промежуточную позицию.

Рис.6. Распределение выборов родителей по шкале «контроль»

Как видно на рисунке 6, что достаточно большое количество родителей (23 человека – 54 %) предпочитают вести себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. У 9 родителей (21%) контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Такие баллы набрали 10 родителей (23%), они могут гармонизировать свои отношения с детьми, умело регулируя систему контроля: дети получают возможность принимать самостоятельные решения на уровне своих возрастных возможностей, что создает благоприятные условия для эмоционального благополучия.

Рис.7. Распределение выборов родителей по шкале «отношение к неудачам ребенка»

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка (7-8 баллов) признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Такие баллы по этой шкале набрали 13 родителей (30%). Низкие баллы по этой же шкале (1-2 балла),напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. В нашем исследовании, эту точку зрения разделяют 7 родителей (16%). Остальные родители по сумме баллов по этой шкале находятся между выше указанными результатами. Но большая часть этих родителей имеют тенденцию в сторону отношения к ребенку как к «маленькому неудачнику» - 15 родителей (36%).

В таблице 3 (Приложение 5) мы сравниваем результаты двух методик, характеризующие, с одной стороны, психоэмоциональное состояние детей, с другой стороны, родительское отношение к детям.

Как видим, в группе № 5оказались дети с минимальным количеством страхов и нижним индексом тревожности. Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка (даже завышенная). При этом родители этих детей показали самые оптимальные результаты по всем шкалам методики ОРО. Это означает, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком, выбирает такую психологическую дистанцию, которая позволяет ребенку чувствовать комфортно, контроль родитель выбирает умеренный, позволяющий ребенку одновременно чувствовать себя самостоятельным, но и находится в безопасности. Это создает благоприятную среду для психического развития ребенка: появляющиеся у него страхи успешно им преодолеваются, так как рядом, находятся понимающие и поддерживающие его родители.

В группе №1 находятся дети с максимальным количеством страхов и с высоким уровнем тревожности. Сопоставление этих результатов с данными родителей по методике ОРО показывает, что старшие дошкольники этой группы находятся совершенно в другой семейной атмосфере: взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Взрослый не умеет устанавливать оптимальную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. В этой группе оказались родители, которые, наоборот, практически не контролируют своих детей, так как это позволяет им уделять больше внимания решению своих проблем. Ребенок предоставлен самому себе, окружающим взрослым безразличны интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. Вокруг него образуется психотравмирующая ситуация, ведущая к повышенной тревожности, способствует появлению, развитию и усилению страхов.

Если анализировать данные детей, располагающихся между этими группами, то можно заметить, что происходит увеличение количества страхов и возрастание индекса тревожности, в том случае, если происходит увеличение отрицательных чувств, проецируемых на ребенка родителями. Одновременно с этим на появление и развитие страхов у детей влияют ослабление или усиление родительского контроля, увеличение психологической дистанции, степени заинтересованности внутренним миром ребенка, снижение веры в потенциал своего ребенка. Не однозначны данные по шкале «симбиоз»: не всегда отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком положительно влияет на его психоэмоциональное состояние. В том случае, если этот процесс сопровождается удовлетворением всех капризов ребенка или строгим контролем, происходит тенденция на увеличение количества страхов и способствует появлению невротических состояний.

  • Значение итоговой оценки, соответствующей разным уровням сформиро­ванности компонентов учебной работы детей 6, 7, 8 лет
  • Форма индивидуального листа
  • Глава 3 особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста
  • 3. 1. Использование графических приемов в работе практических психологов
  • 3. 2. Оценка внимания младшего школьника
  • 3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания
  • Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкаль­ные оценки
  • 3. 2, 2. Оценка объема динамического внимания
  • Протокол исследования оценки объема внимания
  • 3. 2. 3. Оценка переключения внимания
  • Протокол исследования оценки переключения внимания
  • Балльная оценка переключения внимания
  • Балльная оценка ошибок переключения внимания
  • 3. 3. Оценка кратковременной памяти
  • Шкальные оценки объема кратковременной памяти
  • 3. 4. Оценка мышления младшего школьника
  • 3. 4. 1. Оценка вербально-логического мышления
  • Протокол исследования
  • Поправка на время выполнения задания
  • Шкальные оценки показателей мышления
  • 3. 4. 2. Оценка образного мышления
  • 3. 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника
  • 3) Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (в 141)
  • 3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
  • 3. 7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника
  • 7. Беседа с классным руководителем
  • 2 Беседа со школьником
  • 3. Беседа о школьнике с учителями
  • 6. Беседа со старостой класса о школьнике
  • Глава 4 работа психолога с подростками
  • 4. 1. Исследование познавательной сферы подростка
  • 4. 1. 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
  • 4. 1. 2. Диагностика уровня интеллекта
  • Время на проведение субтестов
  • 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков
  • 4. 3. Выявление типа темперамента
  • 4. 4. Определение акцентуаций характера у подростков
  • 4. 4. 1. Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
  • Текст пдо и усовершенствованный код шкалы объективной оценки
  • Опросный лист основного исследования №
  • 4. 4. 2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Шмишека
  • 4. 5. Диагностика состояния агрессии у подростков
  • 4. 6. Построение личностного профиля (16-факторный опросник)
  • Глава 5 система работы психолога с лицами юношеского возраста
  • 5. 1. Оценка личностных особенностей
  • 5. 1. 1. Методика «Несуществующее животное»
  • 5. 1. 2. Методика «Автопортрет»
  • Обработка теста «Автопортрет»
  • Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).
  • Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)
  • 5. 2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников Методика аутоидентификации акцентуаций характера э. Г. Эйдемиллера
  • 5. 3. Выявление мотивов поведения у старших школьников
  • 5. 3. 1. Измерение мотивации достижения
  • 5. 3. 2. Измерение мотивации аффиляции
  • 5. 3. 3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз
  • 5. 4. Определение локализации контроля
  • 5. 5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
  • 5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности
  • Оценка психического состояния
  • 5. 5. 3. Измерение степени выраженности астенического состояния.
  • 5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
  • 5. 5. 5. Определение уровня тревожности
  • 5. 6. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
  • Раздел второй работа со взрослыми
  • Глава 1 работа психолрга с педагогом
  • 1. 1. Оценка профессиональной деятельности педагога
  • 1. 2. Выявление типологических особенностей личности общепсихологическая типология личности (по юнгу)
  • 1. 3. Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • 1. 4. Оценка агрессивности педагога (а. Ассингер)
  • 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.
  • 1. 5. Способность педагога к эмпатии
  • 1. 6. Оценка уровня общительности учителя
  • 1. 7. Оценка способов реагирования в конфликте
  • 1. 8. Шкала самооценки мотивации одобрения
  • 1. 9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста
  • Система индивидуально-психологических различий, выявленных ори выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометри­ческих фигур
  • 1. 10. Барьеры педагогической деятельности
  • 1. 11. Способность педагога к хозяйственной деятельности
  • 1. 12. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
  • Глава 2 школьный психолог и родители учащихся
  • 2. 1. Работа психолога с родителями дошкольника
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)
  • 2. 3. Методика измерения родительских установок и реакций
  • Шкалы, составляющие фактор 2
  • Шкалы, составляющие фактор 3
  • 2. 4. Тест «дом-дерево-человек»
  • 2. 5. Определение психологической атмосферы в семье
  • Раздел третий коррекционные приемы и упражнения
  • Часть I
  • 1. 1. Основные принципы и направления работы
  • 1. 2. Нарушения личностного развития в детском возрасте
  • 1. 3. Замкнутость и ее коррекция
  • 1. 3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
  • 1. 3. 2. Работа с родителями замкнутого ребенка
  • 1. 4. Страхи
  • 1. 4. 1. Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений
  • 1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка
  • 2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре
  • 6. Эмоциональный конфликт
  • 7. Деятельностная терапия
  • 1. 4. 2. Страхи, связанные с нарушением личностных отношений
  • 1. 5. Агрессивность
  • 1. 5. 1. Работа с родителями агрессивного ребенка
  • 1. 5. 2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком
  • 1. 6. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
  • Часть 11 коррекция нарушений в школьном возрасте
  • Глава 1 приемы развития внимания
  • Глава 3 приемы развития мыслительной деятельности
  • IV. Изменение привычных связей преобразования действий:
  • Глава 4
  • Глава 5 приемы развития воображения
  • Упражнение 9. Задачи на развитие воображения
  • Глава 6 коррекция тревожности и застенчивости
  • Глава 7 методы регуляции психического состояния
  • 7. 1. Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья
  • 7. 2. Аутогенная тренировка
  • 7. 3. Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования
  • 7. 4. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
  • 7. 5. Использование цвета в работе психолога
  • Литература
  • Рогов Евгений Иванович Настольная книга практического психолога в образовании
  • 117571 Москва, просп. Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет комн. 452, тел /факс 437 99 98, тел 437-34-53
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на вы­явление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения сними.

    Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и пони­мания характера и личности ребенка, его поступков. _

    Материалом для построения опросника послужили данные оп­роса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93

    семей, обратившихся за психологической помощью в Консультатив­ный центр психологической помощи семье при факультете психо­логии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной» то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в воп­росах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополуч­ных; и экспериментальной - родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей - в нее вошла подгруппа лиц, ре­ально обратившихся за психологической помощью. Все родители - жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

    Структура опросчика

    Опросник состоит из 5 шкал.

    1. «Принятие-отверженце». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспри­нимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

    2. «Кооперация» - социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: роди­тель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает ин­теллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чув­ство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребен­ку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - роди­тель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетво­рить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ре­бенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предостав­ляет ребенку самостоятельности никогда.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и на­правление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безого­ворочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ре­бенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его инди­видуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребе­нок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старает­ся оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической по­мощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам; симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, домини­рование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения эк­спертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на ко­торое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты фак­торизации с «Варимакс» вращением.

    В результате факторизации данных общей выборки испытуе­мых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В эк­спериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: - 3 в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построе­на структура настоящего опросника.

    Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспе­риментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выбор­ки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый оп­росник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кро­ме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результа­те факторизации выявилась группа субъективно благополучных ро­дителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

    Текст опросника

    1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

    2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

    3. Я уважаю своего ребенка.

    4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоня­ется от нормы.

    5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

    6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

    7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    8. Мой ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

    12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

    14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

    15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

    16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

    18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем ста­рании.

    19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырас­тет порядочный человек.

    20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    21. Я принимаю участие в своем ребенке.

    22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

    23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

    24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыд­но, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

    25. Я жалею своего ребенка.

    26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажут­ся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27. Я с удовольствием провожу с ребенком вес свое свободное время.

    28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

    29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

    30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

    31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

    32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

    33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

    34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

    36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

    37. Я всегда считаюсь с ребенком.

    38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

    39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрям­ство и лень.

    40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ре­бенком.

    41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

    42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

    44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

    45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

    46. Мой ребенок часто раздражает меня.

    47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

    48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    49. Я не доверяю своему ребенку.

    50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

    51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

    52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    53. Я разделяю интересы своего ребенка.

    54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

    55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

    56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

    59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скры­ваю этого от него.

    61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, кото­рые нравятся его родителям.

    Ключи к опроснику

    1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

    2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,36.

    3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32, 41, 58.

    5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17, 22, 28, 54, 61.

    Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается

    ответ «верно».

    Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам

    интерпретируется как:

    Отвержение,

    Социальная желательность,

    Симбиоз,

    Гиперсоциализация,

    Инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам =160

    1 шкала:«принятие-отвержение»

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    2 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    3. 46 5. 67 7. 88 9. 77

    3 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    4 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг