Патриотизм и армия. Октябрята, пионеры, комсомольцы. Проблемы кадетского образования и воспитания

Итак, отпраздновали 23 февраля. Честно сказать глубоко противно было смотреть на пьяных «защитников», которые-то, наверное и военной формы не носили, но к счастью, таких особей мне попалось всего 2 штуки.
Вообще-то если строго следовать истории, то 23 февраля это День СОВЕТСКОЙ АРМИИ и Военно-морского флота. И я обязательно поздравляю в этот день, всех тех, кто служил именно в Советской армии. Хотя справедливости ради стоит сказать, что Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной армии был подписан Советом Народных Комиссаров 28 января 1918 года. А 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности». Иными словами, В.И. Ленин был конкретен, указав на то, что СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТЕЧЕСТВО в опасности.
В 1995 году ярый русофоб и ненавистник всего советского Ельцин переименовал этот праздник с весьма размытой формулировкой - в день защитника отечества.
Сейчас 23 Февраля, празднуют праздник по половому признаку т.н. "день защитника отечества" !!! Какого ИМЕННО отечества не уточняют! НО ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА! Коммунист Ленин сказал: "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ отечество в опасности!" Т.е. первая СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ родина рабочего класса под названием СССР! Народы СССР защищали не абстрактные берёзки и поля, а конкретную СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ родину. Ключевое слово тут - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ. Социалистическая - это когда средства производства, т.е. земля, фабрики и заводы, все природные ресурсы страны находятся в общественной собственности, в собственности всего ТРУДОВОГО народа. И продукты труда всего общества распределяются среди людей - по труду. Кто не работает - тот не ест. Как это было в сталинском СССР. Поэтому, 23 Февраля - это День рождения Рабоче-Крестьянской Красной Армии, защитницы первой СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ родины рабочего класса, СОВЕТСКОГО народа!
Не знаю, правильная ли традиция поздравлять в этот день только мужчин, причем и не служивших в том числе? А как же те женщины, которые служат в армии, работают инженерами в конструкторских бюро оборонных заводов - тоже ведь работают на защиту Родины?
Армия. Слово произошло по всей видимости, от французского l armee - что означает оружие. Однако, далеко не все сферы военной службы подразумевают ношение оружия. Есть военные врачи, психологи, переводчики, юристы, есть даже музыканты. Кроме того, есть инженерные войска, есть войска МЧС. Так что и для тех, кому по идеологическим, религиозным или еще каким-то причинам психологически не взять в руки оружие, в армии тоже есть место. Какой должна быть армия? Разумеется, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ - вспомним фразу из культового советского фильма «Есть такая профессия - Родину защищать». Но при всем при этом, все-таки должна быть и служба по призыву, в некоторм облегченном варианте, причем и для молодых людей, и для девушек. Хотя бы для того, чтобы получить профессию и навыки, которые пригодятся как в военное время, так и в нештатных ситуациях в обычной жизни. А то, к сожалению, большинство из нас не умеет и первую медицинскую помощь оказать. В большинстве случаев уроки ОБЖ вели физруки-трудовики, и практические занятия сводились к экспериментам с ватно-марлевыми повязками. Так что все-таки это надо.
Я не считаю призыв рабством или нарушением прав человека и т.п. Все-таки наша жизнь состоит не только из прав, но и из обязанностей. Хотелось бы узнать, где все же права человека не нарушают? В Европе и США попробуй ребенка до 12 лет одного оставить - сразу «добрые» соседи стукнут куда-надо - и ювенальная юстиция «здравствуйте-пожалуйста», тут как тут. Вспомним как в наши советские времена дети младшего школьного возраста гуляли одни во дворах, забирали из детсадов младших сестер и братьев, ходили в магазин за молоком и хлебом, и (о ужас!) ездили на другой конец города на кружок или секцию. Сейчас такого, по крайней мере в крупных городах нет. Растет за редким исключением поколение инфантилов, не способное нести хоть какую-то ответственность. Очень жаль, что многое из советского прошлого ушло, и далеко не самое лучшее пришло. Или вот еще пример, нарушения прав человека в странах Европы, а теперь и у нас - в разных фирмах появились дресс-коды и корпоративные гимны во славу начальства. Причем маразм бывает покруче армейского. Ну ладно можно понять, если это работа на производстве - там спецодежда обязательна по правилам ТБ и охраны труда, но зачем одевать в футляр дизайнеров, инженеров, менеджеров и т.п. Или от «белый верх-темный низ» ума прибавится или производительность труда вырастет? Так что как говорится - в каждой избушке свои погремушки, и неизвестно, чьи гремят противнее.
Ладно, отвлеклись. Продолжаем тему армии. В советское время была поговорка: «Армия - школа жизни». Ничего не могу сказать про современную армию - возможно где-то это так, но в советской слова с делом не расходились. Мой отец, к примеру, в армии выучился водить легковые и грузовые автомобили, хотя служил в ракетных войсках и отнюдь не водителем. Так что если бы он не встретил после демобилизации своего товарища, который и помог устроиться ему на Рижский вагоностроительный завод, то, наверное, устроился бы шофером. Да, собственно, армия много чему учит, а не только стрелять и мотать портянки. Между прочим, и в психологическом плане. А дедовщина - так это не только в армии - сплошь и рядом это явление встречается в спорте и на удивление, никто эту тему не поднимает. Просто народ не умеет и не хочет объединяться, чтобы поставить обидчика на место - предпочитают нюни распускать и сбегать от проблем.
Более того, именно армия многих перевоспитывает и как бы это не звучало пафосно, дает путевку в жизнь. Сейчас вот кроме университета еще подрабатываю в колледже, так глядя на это гопье (то, что учится в колледже) - слово студенты тут не уместно, понимаешь, что только армия поставит мозги на место этим молодцам. Ну а в смутные времена, увы, как ни странно, но армия - это один из немногих социальных лифтов, работающих без сбоев. Могу привести такой пример из жизни своих знакомых - рабочая семья на окраине Питера, двое сыновей с разницей в 10 лет (1971 и 1981 г.р.). Старший в 1989-м заканчивает ПТУ и получает повестку в погранвойска в Карелию. Служит в еще советской армии. Возвращается в 1991-м. Очереди, пустые полки, талоны, неясные перспективы. Некоторые его одногруппники пополняют ряды бандитских группировок. И он принимает решение вернуться в армию. Через год без отрыва от службы поступает на заочное в техникум, заканчивает его - уже прапорщик, начальник транспортной службы, еще через некоторое время поступает в вуз, на заочное. Ушел в отставку в звании майора погранвойск, сейчас работает адвокатом в Петрозаводске. Младший брат этого товарища тоже закончил то же самое ПТУ, но уже с ребенком на руках. Через пару лет родил еще одного. Понятно, что призыву он не подлежал. Однако, данный молодой человек очень быстро увлекся наркотой и соответственно пошел по криминальной дорожке. Сейчас это 35-летний неоднократно судимый человек без семьи и определенных занятий. А может послужи он в армии, так был бы совсем другим?
Возможно, те, кто это читает, подумают, что я пою оду армии и военной службе. Отнюдь. Я прекрасно знаю, что армия - это срез общества и проблем там не меньше, если не больше. Просто везде есть и достоинства, и недостатки.
На Руси с незапамятных времен военная служба была в почете. Вспомним былинных богатырей. Да, вся наша история учит тому, что порох нужно держать сухим. А проигрыши в войнах были двигателем научно-технического прогресса. Причем не только в военной технике. К примеру, после позорной крымской войны 1855-1856 года, стала развиваться промышленность, флот и железные дороги.
Кстати, по финансовому содержанию армейские офицеры никогда не шиковали.
Кто был самой высокооплачиваемой категорией населения в СССР? Отнюдь не военные, и даже не инженеры-конструкторы военной техники. Самыми богатыми по уровню зарплат были моряки торгового флота (простой матрос зарабатывал 720 рублей, что больше, чем профессор, секретарь обкома или полковник в армии) и шахтеры северных регионов - да-да, те самые, что потом СССР и похоронят. Одни забастовками, другие фарцовкой и выросшей из нее теневой экономикой.
Теперь к патриотизму. Любить Родину для любого человека (неважно русский он или нет) так же естественно, как любить родную маму. Причем под словом Родина я все же понимаю не конкретный населенный пункт и не абстрактный кусок земли, а всю страну. Нужно понимать, что сволочи приходят и уходят, а страна остается. Пусть на конкретной временном этапе меняется название, строй и т.п. пусть сейчас нет прорывных достижений, но это не говорит о том, что нужно отворачиваться. «Патриотизм - последнее прибежище негодяев» - если бы наши предки так рассуждали, то давно не было ни России, ни ее народов. Перед лицом внешней опасности объединялись баре и крепостные (1612 и 1812), партийные комиссары и раскулаченные (1941) и т.п. По другому и быть не могло. Патриотизм - это не только русское явление. В каждой стране есть свои герои. Ну а если вспомнить историю зарубежного мира, то нередко принцессы, выходящие замуж за королей из других стран, и то строили политику таким образом, чтобы и их малой родине была выгода.
Вообще, чтобы глубоко понять тему патриотизма, особенно русского - нужно перечитать русскую классику - даже не советскую, а именно русскую: Некрасова, Есенина, Лермонтова, Достоевского и т.п. Там можно найти все ответы.
Вообще, на мой взгляд здесь вполне уместно привести статью Шаповалова Виктора Федоровича — доктора философских наук, профессора философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Российский патриотизм и российский антипатриотизм».
«Патриотическая мировоззренческая позиция достаточно ярко и отчетливо представлена как в отечественной общественной мысли, так и в массовом сознании. Вместе с тем российский патриотизм выражен посредством целого ряда разновидностей. Их можно усмотреть в позициях выдающихся мыслителей России по этому вопросу. Разнообразие взглядов объясняется тем, что, несмотря на внешнюю простоту, понятие патриотизма в действительности очень сложное. Кроме того, само по себе чувство патриотизма испытывает воздействие самых разнообразных факторов общественного развития.
Характерным для России приходится считать и постоянное наличие антипатриотических настроений. Более того, российский антипатриотизм следует рассматривать как социально значимое явление. Как правило, он выходит на поверхность общественной жизни в переломные периоды истории и оказывает существенное влияние на историческую судьбу России. По этой причине явление антипатриотизма заслуживает серьезного теоретического изучения. Однако начну с понятия патриотизма.
Патриотизм есть любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство сопринадлежности к соответствующей общности, возникающее и существующее между людьми своей страны. Патриотизм — это, в частности, любовь к природе страны и другим ее особенностям, но гораздо более важно отношение к человеку, выражающееся в заботе о сохранении его жизни и здоровья, личного достоинства, в стремлении обеспечить условия для благополучия и процветания.
Патриотизм оправдан прежде всего тем, что жизнь отдельного человека протекает в рамках специфических условий определенной страны, определенного государства. Это государство призвано обеспечить достойное существование своим гражданам. При этом органы государственной власти неизбежно должны руководствоваться соображениями национальной безопасности и защиты национальных интересов (то есть совокупных интересов всех граждан государства) на международной арене. Но из последнего прямо вытекает заинтересованность граждан в укреплении государства, в прочности его положения в составе мирового сообщества, в росте всемирного авторитета и уважения к нему со стороны правительств и народов других стран. Как показал исторический опыт, надежды на «отмирание» государства несостоятельны. Напротив, современная цивилизация идет по линии укрепления государства, в том числе по линии увеличения роли государства в международных делах. Неправительственные, негосударственные организации не способны вытеснить государство из международных отношений прежде всего потому, что только органы государственной власти в состоянии обеспечить национальную безопасность и защиту национальных интересов. Более того, это и есть один из важнейших аспектов самого смысла их существования и предназначения.
Патриотизм определяется и тем, что развитие все более широких и тесных контактов между народами, расширение и укрепление международного сотрудничества не ведут к уничтожению различий народов, стран и континентов. На этот аспект патриотизма обратил, например, особое внимание великий русский ученый Д. Менделеев: «Любовь к Отечеству или патриотизм, как вероятно небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стремятся представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви к человечеству… Ложность такого учения становится, на мой взгляд, ясна не столько со стороны одних важнейших исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающее самое возникновение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в коем будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожение различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главную причину соревнования и прогресса… Любовь к Отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния» [Менделеев, 1907, с. 111 — 112].
Патриотизм оправдан также тем, что для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, та относительно ограниченная территория огромного земного шара, с которой связаны существенные события индивидуальной человеческой судьбы. Именно на этой территории человек чувствует себя наиболее непринужденно, здесь ему все наиболее понятно и близко. Как отмечено выше, патриотизм включает в себя и любовь к природе своей страны, но еще более важно ощущение родного духа страны, ее особой атмосферы, которая связана и с особенностями природы, и с особенностями народного характера и культуры. «Над Канадой небо синее, / Меж берез дожди косые, / Хоть похоже на Россию, / Только все же не Россия», — поется в одной из известных бардовских песен. Любовь к родине поэтически выражена, например, в знаменитой строфе С. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
[Есенин, 1971, с. 83].

Понятие патриотизма выдвигает целый ряд проблем теоретического, мировоззренческого и практического характера. Одна из них — тождество и различие между любовью к своей стране и характером отношения к другим странам.
«Мы должны любить все народности, как свою собственную, — утверждал Вл. Соловьев. — Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма и национализма…» Согласно Соловьеву, «…я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как своему собственному» [Соловьев, 1988, с. 378]. Для этого прежде всего необходимо стремиться психологически глубоко понять другие народы, их дух и национальный характер.
Этот взгляд Соловьева был впоследствии оспорен целым рядом отечественных мыслителей. Например, С. Булгаков, в частности, писал: «Вл. Соловьев, развивая идею «национального альтруизма», выставил совершенно фальшивую и утопическую максиму: люби чужие национальности, как свою собственную. Это подобно тому, как если бы сказать: надо любить чужих жен и чужих детей, чужих друзей, как своих собственных. Эта идея неверна онтологически, ибо существуют такие отношения, которых сама их природа состоит в их исключительности». С точки зрения Булгакова, любовь к родине «не должна быть самоутверждающейся в ограниченности своей, которая оборачивалась бы враждой или презрительностью к другим народам, но она не может не быть исключительной» [Булгаков, 1993, с. 647 — 648].
Взгляды Ф. Достоевского на историческое предназначение и судьбу России принято характеризовать как почвеннические. Почвенничество (от слова «почва») — воззрение, отдающее приоритет всему своему, родному, отечественному над всем заимствованным и привнесенным из других стран. Почва вместе с тем противопоставлена понятию крови, то есть кровнородственным связям. Поэтому сторонники почвенничества под «своим», «родным», «отечественным» понимают то, что создано и произросло на территории данной страны, вне зависимости от того, представителями какой крови, какого этноса оно создано и взращено.

Вершиной развития мыслей Достоевского о России явилась его знаменитая «Пушкинская речь», произнесенная на празднике по случаю освящения памятника Пушкину в Москве 8 июня 1880 г. Центральным тезисом этой речи стала идея о «всемирной отзывчивости» русской души, о «всечеловечности» русского национального идеала. Достоевский настаивал на том, что русскому духу присущ особый дар «перевоплощения» в дух других народов и культур. Поэтому «стать настоящим русским, может быть и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком». Именно с «всемирной отзывчивостью», «всечеловечностью» и даром «перевоплощения», возникшими, по Достоевскому, на основе православной культуры, и связывал писатель историческое призвание России. Оно состоит в том, чтобы «внести примирение в европейские противоречия… указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев…» Достоевский полагал, что у России есть свой особый исторический путь, своя историческая миссия, отличные от исторического пути и миссии Запада. Он связывал историю и будущее России с православием, с развитием православной культуры. Именно православие взрастило «всемирную отзывчивость» русской души. И именно оно предопределит будущее России (цит. по [Пушкин, 1972 — 1990, т. 27, с. 5 — 25]).
Относительно самого факта патриотизма Достоевского не может, разумеется, возникнуть никаких сомнений. Однако теоретические взгляды великого русского мыслителя на смысл и предназначение России такие сомнения вызывают. Согласно В. Зеньковскому, идеи Достоевского в области софиологии России принадлежат к числу наиболее слабых мест его воззрений. Зеньковский отмечал, что, насколько силен Достоевский в большинстве тем своего творчества, «настолько же расплывчаты его указания на положительные пути «православной культуры»» [Зеньковский, 1991, с. 243].
И. Ильин отмечал, что Достоевский свел своеобразие России и русского характера к миссии благородной, но такой, которую следует считать служебно-посреднической. Очевидно, чтобы по-братски относиться к другим, необходимо сначала самому быть кем-то, — не говоря уже о том, что неплохо бы задуматься и над вопросом, насколько другие нуждаются в твоем братском сочувствии. «Тот, кто хочет быть «братом» других народов, — писал в этой связи Ильин, — должен сам сначала стать и быть, — творчески, самобытно, самостоятельно… растить свой дух, крепить и воспитывать инстинкт своего национального самосохранения, по-своему трудиться, строить, властвовать и молиться. Настоящий русский есть прежде всего русский и лишь в меру своей содержательной, качественной,субстанциальной русскости он может оказаться и «сверхнационально» и «братски» настроенным «всечеловеком»… Национально безликий «всечеловек» и «всенарод» не может ничего сказать другим людям и народам» [Ильин, 1990, с. 334].
Помня изречение Ап. Григорьева о том, что «Пушкин — это наше все», давно ставшее аксиомой для всех, кто знаком хотя бы с азами русской культуры и кому она дорога, обратимся к размышлениям и взглядам великого поэта и мыслителя на тему о патриотизме. Широко известны пушкинские строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
[Пушкин, 1959 — 1962, т. 1, с. 65].

Однако Пушкин не ограничился только поэтическими призывами. Он серьезно и основательно размышлял на тему о патриотизме, не раз резко осуждая проявления антипатриотизма в близкой ему дворянской среде. Важнейшей чертой пушкинского мировоззрения следует считать его вдумчивое, уважительное отношение к прошлому, прежде всего к прошлому России. Глубокий интерес к истории России особенно возрастает после 1827 г., то есть в зрелый период, когда окончательно складываются либерально-консервативные убеждения поэта. О пушкинском отношении к прошлому России свидетельствует письмо к П. Чаадаеву, написанное в ответ на знаменитое первое из «Философических писем».
Замечу, что Чаадаева, несомненно, следует отнести к числу выдающихся русских философов, и его взгляд на российскую историю не сводится к тому, что было высказано в первом письме. Тем не менее факт едва ли не тотально отрицательной оценки Чаадаевым прошлого России, данной в первом «Философическом письме», сомнению не подлежит. Она не могла пройти мимо внимания Пушкина, тем более, что философ принадлежал к числу давних и близких друзей поэта.
Содержание чаадаевского письма стало известно Пушкину еще до публикации его в 1836 г. в журнале «Телескоп». Пушкин подготовил ответ, но не отправил его адресату, узнав о последовавших в отношении Чаадаева репрессиях и, видимо, не желая усугублять и без того тяжелое положение философа. Содержание пушкинского письма стало известно только после смерти поэта.
Возражения Пушкина против высказанной Чаадаевым отрицательной оценки прошлого России можно свести к двум основным подходам: фактическому и ценностному. Прежде всего Пушкин не согласен с философом с точки зрения фактической. «Что же касается нашей исторической ничтожности, — писал поэт, -то я решительно не могу с вами согласиться… Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству… оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели это не история, а бледный полузабытый сон! А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина Вторая, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел Вас в Париж?…» [Пушкин, 1992, с. 51].
Не соглашаясь с Чаадаевым с точки зрения фактической, Пушкин, однако, не ограничивается ею. Он выдвигает аргумент, основывающийся на подходе, который правомерно охарактеризовать как ценностный. Об этом говорят следующие его слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал» [Пушкин, 1992, с. 51]. Из этих слов можно заключить, что Пушкин исходит из того, что, с одной стороны, в прошлом ничего не изменишь, оно таково, каким состоялось («каким его Бог дал»). Поэтому сожаления по поводу прошедшей истории лишь неизбежно порождают чувство неудовлетворенности и не ведут ни к чему позитивному. Деяния предков могут быть поверены и оценены в полном объеме только нашими собственными деяниями. Право судить прошлое есть то, что следует заслужить. С другой стороны, мы обязаны прошлому уже самим фактом нашего существования. Следовательно, в истории всегда можно найти то, на что можно опереться, то, что станет источником духовного опыта для современности. Наше отношение к истории характеризует не столько прошлое, сколько нас самих, поскольку история — не линия, ведущая по прямой из прошлого через настоящее в будущее, а неисчерпаемый, не поддающийся окончательному обозрению кладезь духовного опыта. Из него современность отбирает то, что ей по силам, соответствует нравственной направленности и мере культурно-творческого потенциала. Поэтому, в небольшой мере заостряя пушкинскую мысль,можно с уверенностью утверждать, что, согласно поэту, вполне оправданное стремление превзойти прошлое осуществимо лишь при условии, если не утрачивается наша связь с ним.
Ярко выраженный патриотизм — важнейшая черта пушкинского мировоззрения, как в целом, так и в политической его части. Пушкинский патриотизм сложился, конечно, в юности, под влиянием войны 1812 г. и вызванного ею всеобщего патриотического подъема. Однако особенно примечательно то, что Пушкин сохранял патриотическую настроенность на протяжении всей жизни, причем в последний период это чувство не только не иссякло, но возросло и укрепилось. Это следует подчеркнуть, в частности, в связи с тем, что мировоззрение немалого числа друзей его молодости претерпело метаморфозу.
Под влиянием очевидных недостатков российской жизни и под воздействием расхожего понимания либерализма, которое приобрело популярность в дворянской среде, часть прогрессивных деятелей того периода (среди которых были и близкие знакомые Пушкина) утратили остроту патриотического чувства. Патриотизм стал восприниматься как нечто немодное, несовременное, устаревшее. Воззрения Пушкина резко противостояли подобным взглядам. Более того, он сумел увидеть то, что нередко скрывалось за либеральной фразой, а именно — нелюбовь приверженцев поверхностного либерализма к России. Пушкин с возмущением писал о тех деятелях, которые, фрондируя своими либеральными воззрениями, в действительности «стоят в оппозиции не к правительству, а к России». О том, что любовь к России была для поэта одной из наиболее значительных ценностей, свидетельствует, например, тот факт, что Пушкин не остановился перед тем, чтобы с упреком отнести своего друга князя Вяземского к «озлобленным людям, не любящим Россию». Впрочем, князь не принадлежал к числу радикальных либералов, поэтому применительно к нему слова Пушкина были явным преувеличением (цит. по [Франк, 1990, с. 409 — 410]). Тем не менее сам факт их появления нельзя не считать показательным.
О многом говорит и отношение Пушкина к польскому восстанию 1831 г. Признавая с принципиальной точки зрения право польского народа самостоятельно решать свою судьбу, Пушкин, однако, не считал возможным на этом основании жертвовать патриотическими убеждениями. Его особенно возмущали проявления восторга со стороны некоторых русских по поводу неудач российских войск, посланных на подавление восстания. «Грустно было слышать толки московского общества во время последнего польского восстания, — писал поэт. — Гадко было видеть бездушных читателей французских газет, улыбавшихся при вести о наших неудачах» (цит. по [Франк, 1990, с. 410]). Именно к этому периоду относится стихотворение «Клеветникам России». В нем поэт резко выступает не только против западной прессы, воспользовавшейся удобным поводом, чтобы обрушить на Россию все мыслимые и немыслимые обвинения, но и против тех представителей российского общества, которые, в силу своего по-детски
наивного и неосмысленного космополитизма, с удовольствием примыкали к подобным обвинениям. В отличие от последних, зрелый Пушкин отчетливо понимал, что благие и внешне невинные либеральные фразы могут использоваться недругами России в целях ее разрушения, и ни о каком космополитизме не может идти речи в международных отношениях, где непрерывно происходит ожесточенная борьба разноречивых национальных интересов.

Таким образом, патриотизм Пушкина связан с особой заботой о прочности российского государства. Эта забота выражается как в аспекте международном, так и во внутреннем. Пушкин допускает любые преобразования внутри страны, но при одном важнейшем условии, — чтобы они не ставили под угрозу прочность и само существование российского государства. Именно этим, в частности, объясняется его установка, которую можно характеризовать как «прогресс без хирургического вмешательства». В аспекте международном действует аналогичный принцип: любые изменения могут быть приняты, но при том же условии — обеспечении прочности и устойчивости российского государства.
Ярко выраженная установка на обеспечение прочности и сохранности государства отчетливо выделяет Пушкина из среды независимых и оппозиционных русских мыслителей XIX в. (к которым, разумеется, следует относить поэта). В подавляющем большинстве случаев российские оппозиционеры проявляли поразительное легкомыслие в вопросе о прочности государственных устоев, полагая ее как нечто само собой разумеющееся, не требующее особой заботы и попечения. Настаивая на радикальных реформах или революции, они совершенно упускали из виду то обстоятельство, что любое преобразование общества сохраняет позитивный смысл до той поры и в тех пределах, пока не подвергает обвальному разрушению сами основы государственности. Игнорирование этого обстоятельства следует отнести к проявлениям инфантилизма и незрелости, — если, конечно, исключить случаи намеренного (под предлогом необходимости перемен) разрушения государства, чтобы в образовавшемся хаосе и неизбежной неразберихе «ловить рыбку в мутной воде».
Пушкинский патриотизм имеет еще один аспект, о котором невозможно не упомянуть. Он оказывается тесно связанным с глубоким пониманием значения для жизни всякого человека почтительного отношения к предкам, к домашнему очагу, семейным традициям, к «пенатам». Тесная связь патриотизма и семьи в ее широком понимании — как непрерывности ряда поколений — органична для пушкинского мировоззрения:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
Самостоянье человека,
Залог величия его…
Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества
[ Пушкин, 1959 — 1962, т. 2, с. 596].

Таким образом, уважение к предкам, любовь к семье и патриотизм для Пушкина неразделимы.

Продолжение следует...

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии - говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты - это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

Воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

Единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

Комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

Органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

Всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела - все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей - значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников



На фото: командующий войсками Западного военного округа (ЗВО) генерал-полковник Андрей Картаполов (справа)

Светлана Гомзикова

Материал комментируют:

Андрей Манойло, Сергей Ищенко

В Минобороны РФ создана принципиально новая структура — Военно-политическое управление Вооруженных сил России. Его возглавил бывший командующий войсками в Сирии и экс-командующий Западным военным округом генерал Андрей Картаполов . Соответствующие указы подписал президент Владимир Путин .

Новое управление, как объявлено, будет заниматься вопросами военной политики, идеологии и патриотического воспитания солдат и офицеров. Что фактически означает возрождение института, который был с грохотом упразднен в нашей стране после прихода к власти «демократов» во главе с Ельциным в начале 90-х. Тогда этот шаг объяснили стремлением сделать так, чтобы армия оказалась вне политики. В Вооруженных силах все, где хотя бы упоминалось слово «политика», искореняли прямо-таки с кровью. Как теперь выясняется — ненадолго.

Но почему же назрела необходимость вернуться к тому, что когда-то сами же и развалили?

Как считает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев , созданная в Минобороны структура поможет дать отпор попыткам Запада дискредитировать Россию и ее армию, станет важным звеном обеспечения национальной безопасности страны.

По его словам, сейчас уровень патриотизма среди военных очень высок, хотя с момента распада СССР в армии не было структуры, которая вплотную бы занималась патриотической работой среди военнослужащих. Но жизнь и геополитика, как отметил Бондарев, «бросает России новые вызовы, к которым она должна быть готова, и уже сегодня необходимо формировать системный подход к вопросам нравственности, идеологии, а также к патриотическому воспитанию». Поэтому решение о создании Военно-политического управления сенатор считает правильным и своевременным.

Генерал-полковник Леонид Ивашов , бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, назвал решение о возрождении политуправления в Вооруженных силах осознанной необходимостью. Правда, функции новой структуры, как он считает, будут серьезно отличаться от тех, которые были предписаны Главному политуправлению (ГлавПУРу) времен СССР. Поскольку теперь стоит задача готовить военнослужащих к гибридным войнам.

То есть, комиссары в армии все-таки нужны. Правда, почти три десятка лет потребовалось на то, чтобы стало понятно: солдат вообще без идеологии — не воин.

— Одним из первых действий новых властей, пришедших к власти в 1991 году под руководством Ельцина, был разгон Главного военно-политического управления Советской армии и Военно-Морского флота, — вспоминает капитан 1 ранга в отставке, военный обозреватель «СП» Сергей Ищенко . — Тогда это делалось «под флагом» тотальной деидеологизации армии. Нужно было, говорили нам, искоренить не только коммунистическую, но и любую идеологию в войсках. Армия должна была стать деполитизированой, утверждали тогда пришедшие к власти.

Это был фетиш. Убрали из армии всех замполитов, заменив их помощниками командиров по работе с личным составом, с невнятными функциями и полномочиями. Почти сразу выяснилось, что в головах военных возник опасный вакуум.

Можно относиться к этому скептически, можно — как угодно. Но если раньше на солдата или матроса происходило все-таки какое-то постоянное идеологическое воздействие, в том числе — и методом политических занятий, а на офицерский состав - в ходе марксистско-ленинской подготовки, то это было в одночасье разрушено. Взамен придумали некую гуманитарную подготовку. Что это — не знали и сами инициаторы.

Тогда идеологи реформы во главе с генералом Волкогоновым нам стали говорить, что на место замполитов пришлют священослужителей и в войсках наступит счастье. Попытка такая была сделана, но ни к чему внятному тоже не привела. Потому что в многоконфессиональной стране армия тоже многоконфессиональная. А в нашем случае — во многом еще и атеистически настроенная.

На на месте бывших ленинских комнат трудно сделать одновременно и мечеть, и православную церковь, и буддийский храм. Это просто невозможно. Поэтому толком ничего в этом смысле не получалось. И не получается.

Отсюда проблемы с воспитанием личного состава, В том числе все-таки, как ни говори, — с идеологическим воспитанием. Потому что любовь к Родине — тоже идеология.

«СП»: — В этом смысле поколение, выросшее в 90-е годы, фактически потерянное.

— Я такой статистикой не владею. Но и тех, кто сегодня приходит в армию, тоже приходится образовывать. И рассказывать, что они обязаны здесь, на службе, случись чего, даже умереть. Пояснять, за что тогда умирать. Не за деньги же.

Поэтому в конце концов вернулись туда, откуда в 1991 году пытались бежать. Начали фактически возрождаться новые «ГлавПУРы». Правда, те, кто эти организационно-штатные мероприятия проводил, как огня боялись слова «политика» в названиях. Вот что угодно было — Главное управление воспитательной работы, Главное управление по работе с личным составом. Но только чтобы не политика.

И вот сейчас, по сути дела, произошло что? Стало понятно, что четверть века борьбы, так сказать, с политикой в войсках ни к чему не приводили. Поэтому возрождено именно Военно-политическое управление Российской армии.

«СП»: — А то, что генерал Картаполов, его возглавивший, не политработник — это имеет какое-то значение?

— Картаполов — боевой генерал, командовал Западным военным округом и нашей группировкой в Сирии. Но практика ставить во главе воспитательных структур командиров, кстати говоря, была и раньше. И Главное управление по работе с личным составом, и Главное управление воспитательной работы возглавляли именно командиры. Потому что замполитов или офицеров-воспитателей у нас уже давно толком не готовят.

В то время, когда я служил в ГУВР, этим управлением руководил генерал Богданов, бывший командарм. Но, как бывший командарм, он был совершенно далек от воспитательной работы, совершенно не понимал, зачем сюда пришел? И занимался своими служебными обязанностями постольку-поскольку. Это было далеко от его служебного опыта, от накопленных умений.

Я думаю, что скоро придется возрождать и сеть специализированных военных училищ. Или факультеты при командных училищах, которые бы готовили кадры офицеров-воспитателей. То есть, надо начинать с кадров.

По мнению доктора политических наук, профессора МГУ Андрея Манойло , в современном мире с его информационными войнами перо приравнено к пулемету. И идеология является таким же оружием, как автоматы, самолеты, танки, ракеты:

— Понимаете, поскольку даже самой продвинутой техникой управляют люди, то даже оснащенная великолепно технически и материально армия может рассыпаться в одну секунду, если у солдат и офицеров нет идейного стержня. И современные войны это показывают.

Таким примером является очень хорошая, состоявшая из наемников, армия, которая была у Каддафи. Когда Запад развязал войну против Ливии, наемники решили, что умирать за интересы ливийского народа им совершенно неинтересно. И просто отошли в сторону. В частности, на комплексах ПВО у Каддафи сидели пакистанцы. Они вообще не сделали ни одного залпа по натовским самолетам.

«СП»: — То есть, появление новой структуры в Минобороны абсолютно оправдано?

— Раз она появилось, значит, необходимость есть. Вопрос, какая именно необходимость? Когда в свое время комиссары появились в Красной армии, совершенно было понятно, почему они нужны. Потому что командовали подразделениями очень часто не коммунисты, а военспецы из бывших офицеров царской армии. Им новая власть не доверяла. К этим людям обязательно надо было приставить кого-то проверенного, кто бы за командиром следил и идеологически направлял. Поэтому появился этот институт.

Сейчас идеология рассматривается как элемент консолидации и сплочения. Нужна сплоченная, консолидированная армия. Для сплочения требуются общие ценности, идеалы. И своя идеология, которая бы армию сплачивала.

Вот у Красной армии были совершенно понятные ценности, совершенно понятная идеология. У Советской армии такие ценности, такая идеология тоже были. А у Российской армии в девяностые — на пике ее развала — ценностей не было. Там были только задачи выживания.

Сейчас, видимо, снова есть необходимость в сплоченной армии. И есть понимание, что идеология является одним из мощнейших инструментов, позволяющих армию сплотить и настроить против врагов, которые у нас вокруг в большом количестве.

Поэтому и вводятся как раз специалисты по идеологической работе с личным составом.

«СП»: — Кто будет формулировать политику и идеологию ВПУ?

— Я бы поставил вопрос иначе: где та идеология, которую будут использовать в армии? Идеология всегда является отражением национальной идеи. Для государства совокупность идеалов и ценностей представляет собой национальную идею. У нас национальная идея не сформулирована. Часто говорят о патриотизме, как о такой идее. Но патриотизм не может быть национальной идеей.

Очень долгое время была формула, что армия вне политики.

«СП»: — Насколько я знаю, в законе «О статусе военнослужащего» до сих пор военным не разрешено участвовать в работе объединений, имеющих политические цели…

— Да. Но когда речь идет об идеологии, это означает, что армия будет обязательно политизироваться в ту или иную сторону. Обязательно, как была политизирована и Красная армия. Вероятно, поменяются способы продвижения и внедрения этих идей. Для чего, собственно, новая структура и создается.

У молодежи следует воспитывать осознанное стремление к созиданию и защите своего Отечества

Учиться военному делу можно и с юных лет. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На одной из встреч с молодежью России еще в сентябре 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин отмечал, что от того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

В дальнейшем руководством страны была поставлена задача на качественно новом уровне организовать работу по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, оздоровлению молодежи, развитию среди них военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом, опираясь на все лучшее, что было в прежней системе.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа. Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки государства невозможен – ведь патриотами не рождаются.

Идеология современного российского патриотизма должна базироваться на воспитании у молодежи осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества. При этом основной акцент необходимо делать на уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Воспитывать у молодого поколения чувство любви к своей Родине, как к своей матери.

Мать может быть не всегда права, бывает излишне строга, но она мать. И любим ее мы не за что- то, а потому что… потому что она наша мать.

ПАТРИОТИЗМ – ДЕЛО ОБЩЕЕ

Всем институтам власти необходимо участвовать в укреплении традиционных ценностей.

В настоящее время в средних учебных заведениях создано «Российское движение школьников», главной задачей которого является воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей. С учетом опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, – это движение может играть очень важную роль в нынешней системе образования, в первую очередь в воспитании и социализации учащихся.

Именно активная и целенаправленная работа в этом направлении приведет к тому, что молодежь осознанно будет ценить то место, где они родились и выросли, появится чувство ответственности за свою страну и ее будущее – это и можно с уверенностью называть настоящим патриотизмом.

Сегодня большинство молодых россиян считают себя патриотами, однако часто этот патриотизм носит характер некой бравады, поскольку, называя себя патриотами России, они практически не знают истории собственной страны. При этом некоторые из них не хотят выполнять свои конституционные обязанности, высокой остается подростковая преступность и наркомания. Такие проблемы имеются во всех регионах нашей страны, особенно это касается наиболее крупных городов. Чувство, называемое настоящим патриотизмом, живет внутри человека. И в ответственные моменты оно вдруг прорывается наружу. Сегодня всякие пышные мероприятия, излишнюю их заорганизованность, много раз не к месту повторяемые фразы о патриотизме некоторая часть молодежи воспринимает с долей ироничности. Ведь когда мы начинаем говорить о чем-то беспрестанно, то обесцениваем само понятие патриотизма.

Настоящий патриотизм воспитывается на уроках литературы, истории, географии. Без громких слов и программ.

Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

В ДЕЛО ВСТУПАЕТ «ЮНАРМИЯ»

Сегодня необходим научный поиск и обоснование новых форм и методов воспитания у современной молодежи высоких нравственных начал, являющихся источником формирования личности.

Дополнительным импульсом в этой работе стало созданное по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и при поддержке президента страны всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». За короткое время своего существования оно охватило практически все уголки нашей страны, имея свои структурные подразделения в 84 регионах. Вступить в движение может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Участие в нем является добровольным.

Среди основных задач, стоящих перед «ЮНАРМИЕЙ», такие как:

– воспитание у молодежи чувства патриотизма;

– воспитание приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

– воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным силам Российской Федерации, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонней подготовке юношей к выполнению воинского долга;

– изучение истории нашей страны и военно-исторического наследия Отечества;

– пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости.

Для организации взаимодействия с юнармейским движением в военных комиссариатах введены соответствующие должности.

Представителей всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» планируется привлекать для участия в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в форме военно-патриотического воспитания в ходе проведения молодежно-патриотической акции «День призывника», торжественных мероприятий, связанных с отправкой молодого пополнения в войска.

Школа, учебные заведения всех уровней должны по-настоящему стать центрами патриотического воспитания молодежи, а не учреждениями по оказанию услуг. Однако для этого, наверное, необходимо пересмотреть некоторые школьные программы по гуманитарным дисциплинам. Ведь по-прежнему еще издается огромное количество учебной литературы, в которой история России часто освещается в искаженном виде, а отдельные исторические события просто грубо фальсифицируются. При этом социальные, политические, правовые и духовно-нравственные представления, воспитание общественного сознания молодежи, а также их психологическое, духовное воспитание пока оказались на втором плане.

На примере ближайшего соседа – Украины мы видим, как за короткое время там благодаря введению в школы «новых» учебников истории и литературы трансформировались идеалы в воспитании молодого поколения, практически опустившись до признания нацистской идеологии.

Слушая доморощенных «либерал-оракулов», утверждающих, что в США нет никакой идеологии, просто удивляешься: это примитивизм их мышления или активная пропаганда американского образа жизни в нашей стране? Уже большинству нашего населения, особенно в последнее время, стало понятно, что США – это страна с сильным гегемонистско-идеологическим мышлением, которое культивируется у себя в стране, а затем и по всему миру всеми доступными сегодня средствами. Основным идеологическим лозунгом этой пропагандистской лавы является утверждение о том, что Америка – самая-самая демократичная страна, самая-самая сильная в военном и экономическом отношении и в ней лучшее государственное устройство в мире. Именно поэтому все остальные страны должны у нее учиться и подражать ей. Образно говоря: Америка превыше всего. Правда, страна, ранее исповедовавшая такой лозунг, плохо кончила в мае 1945 года.

О НЕДОСТАТКАХ

Вместе с тем наряду с положительной тенденцией значительного улучшения работы с молодежью в настоящее время имеются проблемы, на решение которых необходимо обратить самое серьезное внимание.

В условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними, особенно в социальных сетях.

Сегодня важным фактором в воспитании молодежи является Интернет. Раньше, когда его не было, воспитанием человека от его рождения занимались семья, школа, средства массовой информации, которые системно закладывали в сознание те нравственные и моральные ценности, которые имели приоритет в обществе. Не оспаривая необходимости Интернета сегодня, приходится констатировать, что его полная неподконтрольность со стороны государства и общества в части идеологии оказывает разрушительное влияние на процесс воспитания и отрицательное воздействие на состояние нравственных и моральных устоев в молодежной среде.

На различных сайтах в Интернете до сих пор появляются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту.

Активное привлечение интернет-ресурса сегодня может быть использовано с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.