Индивидуальная беседа с ребенком конспект. Индивидуальная беседа с учеником. Подготовка к обеду

Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.

Вопросы к детям:

· Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?

· Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?

· Кто ты по национальности (расе - цвету кожи)?

· Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

· Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?

· Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

· Что ты можешь о них рассказать?

· Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?

· Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

· В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы № 1-2

В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…).

· 1 балл - представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

· 2 балла - представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

· 3 балла - представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

· 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.

· 2 балла - отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

· 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»

(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель : выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).

Стимульный материал : изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).

Предъявление задания: представляет собой игровую ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.

1 этап : ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:

· Почему выбран этот ребенок (пара детей)?

· Что нравится в нем?

· Что не очень нравится?

· Как ты думаешь, какой у него характер?

· А как он себя ведет?

· Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?

· Ты хотел бы с ним поиграть?

· Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?

· Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?

· Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

2 этап: Ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»

Цель: Изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку, о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:

· Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?

· Почему нельзя смеяться над этим ребенком?

· Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?

· Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).

Способы обработки и анализа материалов задания см. после трех экспериментальных ситуаций.

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»

Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал : Для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре - афро-американская девочка, справа - дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания: Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело… (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей с ней решили подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».

· Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

· А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

· Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?

· А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?

· Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)

· 1 балл - представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

· 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

· 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

Ø Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

· 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и национальностей.

· 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

· 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

Ø Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

· 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

· 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.

· 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми- представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодействия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям :

· ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

· проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…);

· проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей…);

· Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях :

· перцептивном уровне - восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;

· когнитивном - относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;

· эмоционально-оценочном - эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людях разных социально-культурных групп;

· поведенческом - стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и не опосредованные контакты с окружающими.

В соответствии с ними выявляются3 группы дошкольников .

Дети снизким уровнем этнотолерантности , который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремяться наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.

В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель второго направления диагностики: изучить своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у детей 5-7 лет.

Задачи :

1. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проявлению этнотолерантности к людям различных рас (национальностей).

2. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в условиях детского сада.

3. Изучить знания взрослых (родителей и воспитателей) о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в детском саду.

Для их реализации проводилятся следующие задания: анкетирование родителей и педагогов, опрос родителей и беседа с педагогами.

ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ФАО «Национальной центр повышения кваликаций «Өрлеу»

ИПК ПР по г.Астана

ТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовила:Заремба М.А

воспитатель мини-центра

ясли сад «№35 Сказка»

Астана- 2018

План- конспект этической беседы «Моя семья»

Подготовительная группа.

Программное содержание:

- Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.

Учить ориентироваться в родственных отношениях.

Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Предварительная работа:

Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание семейных альбомов, разучивание пословиц о семье.

Чтение рассказов Н. Носова, Л. Н. Толстого, Драгунского и др.

Интеграция образовательных областей: Познание, Физическое развитие, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: семейные фотографии, шкатулка, мешочек.

Методические приемы:

I Вводная часть

1.Чтение стихотворения.

(Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы)

Семья-это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.

И каждый, какой бы с ней не был момент,

Волшебней, роднее моментов и нет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.



1.2 .Дидактическая игра «Семья »

Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется »Семья» я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т.д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.



II Основная часть



2.1. Сообщение цели.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества.

2.2. Рассказ, беседа воспитателя с детьми про семью.

А теперь давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?

Семья – это мама, папа и их дети.

Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

2.3.Рассказывание детьми пословиц о семье

Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите нам их.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Нет родителей - нет покровителей.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрые дети - дому венец, а злые- конец.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт.

Молодцы, вы так много знаете пословиц.



2.4. Физкультминутка «Моя семья»

Ребята, встаем возле своих стульчиков сейчас мы немного разомнемся, повторяем движения и слова за мной.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки на счет.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Хлопки на счет.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)

Молодцы, присаживайтесь на свои места.



2.5. Чтение воспитателем сказки «Волшебная семья»

Ребята, а сейчас послушайте сказку о волшебной семье.

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

- Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

Не хочу!

- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?

- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

- Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама - папу.

А папа - дедушку.

А дедушка - бабушку.

А бабушка - Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!



III Заключительная часть

3.1. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? - это маленькая ячейка общества.

Ребята, вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

Цель, задачи:

а) По возможности увидеть индивидуальные особенности детей.

б) Заложить фундамент доверия к себе.

Ход дела, позиция вожатого:

делегации, другой вожатый ведет отрядную работу.

Организацию "Уюта" и встречи для вновь прибывших могут проводить дети: или дежурный командир, или победитель соответствующего КТД, или просто кто-то из детей по желанию.


Сбор на отрядном месте, игровая минутка

Цель, задачи: Знакомство с отрядным местом (уголок, законы, традиции). Знакомство детей друг с другом, снятие комплексов, введение в творческую атмосферу лагеря, закрепление планки отношений.

Ход дела, позиция вожатого:

В первый день опаздывавших нельзя наказывать (например, начать без них дела), но необходимо сконцентрировать внимание на выполнение закона 0:0, провести параллель с традицией доброго отношения к людям" ("законы нужно выполнять, нельзя людей заставить ждать"). Разговор начинается песней, которую все знают или легко могут запомнить (например, "Фестивальная" или "Алые паруса", "Голубые паруса"). Вожатый поздравляет ребят с приездом, предлагает познакомиться поближе. Обратите внимание на планку отношений: "У нас всех называют по именам", "Мальчики, подвиньте, пожалуйста, лавочку", "Наташа, помоги Сереже подшить пуговицу", "Спасибо Вите и Саше за поставленные заранее банкетки" и т.д. Проводится ряд игр на знакомство: "Смежный ком", "Паутинка", "А я еду", "Бинго" и пр.

Можно подарить игру-шутку, которую можно использовать в дальнейшем с вновь приехавшими детьми (шутки должны быть добрыми!) Желательно в первый день рассказать о добрых сюрпризах, в противоположность зубной пасте.



Прогулка к морю.

Цель, задачи: Снятие дорожного стресса, положительные эмоции. Первое представление о красоте места, куда попали дети, работа на планку отношений.

Ход дела, позиция вожатого:

Рассказ вожатого не должен касаться важного, т.к. не все дети еще заехали. Обратить внимание на то, как одеты дети, объяснить об адаптации и акклиматизации организма, познакомить с игровой считалкой (счет по ладошке). Напомнить о законах моря, зелени, территории, правиле правой руки, включить в прогулку кричалки, сюрпризные моменты (кто первым добежит до моря, загадать желание для других, приветствие моря и пр.) Поиграть с ребятами в круговые игры.

Подготовка к обеду.

Цель, задачи: Закрепление необходимых навыков личной гигиены, по подготовке организма ребенка к приему пищи.

Возможность переодеться и переобуться, вымыть руки.

    Место работы (название образовательного учреждения): МАОУ «Кадетская школа №82» г. Набережные Челны

Беседа по теме: «Как правильно дружить»

ЦЕЛЬ: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

ЗАДАЧИ:

    Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.

    Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

    Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

    Повысить самооценку детей.

ХОД БЕСЕДЫ

Вопрос: Что такое дружба?

Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: — Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”

Совместное обсуждение результатов.

Дискуссия по кругу

Вопросы:

— Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

— А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

— Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

— Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

    Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!

    Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

    Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

    Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

    Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.

    Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.

    Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

    Делитесь новостями о своих успехах.

    Высказывайте эмоциональную поддержку.

    Добровольно помогайте в случае нужды.

    Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.

    Возвращайте долги и оказанные услуги.

    Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.

    Защищать друга в его отсутствие.

    Быть терпимым к остальным его друзьям.

    Не критиковать друга публично.

    Сохранять доверенные тайны.

    Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

    Не быть назойливым, не поучать.

    Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:

— Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

— Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

— Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

Дружба – понятие круглосуточное!”, — ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

Сколько сейчас, — ответил Ходжа, — сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

Упражнение “Что важно для дружбы?”

Цели:

    закрепление полученных знаний о дружбе,

    формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

    Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

    Защищать друг друга от обидчиков.

    Придумывать вместе интересные игры.

    Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

    Угощать друг друга сладостями.

    Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

    Уметь уступать друг другу.

    Часто ходить друг к другу в гости.

    Говорить друг другу всегда только приятные слова.

    Уметь делиться новостями.

    Помогать друг другу.

    Уметь слушать друг друга и понимать.

    Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

    Не ссориться друг с другом по пустякам.

    Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: — Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

— Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

— Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

— Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

— Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

— Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

— Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

— Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

— А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.

2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:

— Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.

— Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).

— Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.

— Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?

3. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:

1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

    Коблик Е. Г. Первый раз в 5-ый класс – М., 2003 г.

    Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения – М, 2001 г.

    Селезнёва Е. В. Я познаю мир. Психология – М., 2002 г.

    Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни – М., 1997 г.

    Филиппова Ю. В. Общение – Ярославль, 2002 г.

    Фопель К. Энергия паузы – М, 2001 г.

    Энциклопедия домашнего психолога – М., 2000 г.

Педагогическая цен­ность беседы в том, что воспитатель имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации воспитанников. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей ребенком, появляется возмож­ность перестраивать его поведение. Беседа – это диалог, и крайне неэффективно превращать ее в монолог воспитателя. Успешность проведения индивидуальной беседы зависит от многих условий. В их числе следующие: создание доверительной, «мягкой» атмосферы; опора на жизненный опыт воспитанника в обсуждении темы беседы; использование индивидуальных особенностей школьников; уважительное отношение к высказанному ребенком мнению; создание условий для усиления самостоятельности в поиске ответа на интересующие воспитанника вопросы.

Беседа может быть подготовлена заранее, а может быть проведена спонтанно, если педагогические обстоятельства этого требуют. Беседа-экспромт требует от воспитателя особенного педагогического мастерства, эрудиции, владения умениями педагогического общения. А главное, ее проведение должно быть логичным, ненавязчивым, своевременным. Она не должна быть затянутой, иначе младшие школьники теряют к ней интерес. Независимо от того, подготовлена ли беседа заранее или она возникла в результате педагогических обстоятельств, целесообразно строить ее по следующему плану:

§ Тема индивидуальной беседы должна быть актуальна для школьника. Естественно, она выбирается воспитателем, но максимально приближается к потребностям воспитанника. Они могут быть изучены заранее с помощью диагностических методов и на момент беседы, воспитатель уже знает о чем и как беседовать с воспитанником.

§ Строя диалог, воспитателю необходимо опираться на жизненный опыт школьника, приближая к нему тему беседы. Это можно осуществить с помощью правильно поставленных вопросов. В этом случае, школьники, отвечая на вопросы воспитателя, будут «вынуждены» обратиться к своему жизненному опыту и в обсуждении опираться на уже имеющиеся знания по предложенной теме.

§ Создание положительного эмоционального фона. Это доверие взрослого, так ценимого воспитанниками. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель подбирает наиболее целесообразные условия проведения беседы. Беседа может проводиться не только в классе, школе. Можно погулять с ребенком в школьном дворе, или побеседовать с ним дома, если обстоятельства к этому располагают.

Поручения. Это выполнение ребенком социальной роли в формальной структуре коллектива. Поручения очень важны для младшего школьника. Выполняя любое дело, порученное учителем или активом класса, ребенок получает возможность показать свою индивидуальность в выполнении общественной деятельности. Важно, чтобы школьник понимал, что результаты поручения важны не только для него, в части удовлетворения определенных потребностей, а и для других детей класса, школы, района, города. Выполнение поручений помогает школьнику расширить его индивидуальные рамки понимания элементов общественной жизни. В конечном счете, стрежневой задачей в реализации поручений выступает формирование мотивов полезной общественной деятельности. По мере усложнения поручений, ребенок получает дополнительные возможности проявления своих индивидуальных особенностей, поскольку, воспитатель предлагая ребенку то или иное поручение, основывает свои предложения на изучении его личности прежде всего, и на посильности самого поручения в том числе. Ребенок «самое социальное существо (Гегель), и следовательно, он уже априори готов к общественной деятельности. Почему же, на практике ими так неохотно выполняются эти поручения? Ответ прост. Поручения как индивидуальная технология воспитания требуют определенной логики их организации, которая может быть выражена следующим образом. Поручения должны:


§ быть посильными в выполнении;

§ соответствовать индивидуальным особенностям ребенка;

§ приносить радостное чувство удовлетворения;

§ быть творческими;

§ регулярно меняться (чередоваться).

Роли, реализуемые школьниками в ходе выполнения поручений могут разнообразными: организатор (классный менеджер, заводила), цветовод(эколог, лесной профессор), библиотекарь (книжный доктор, знайка) , санитар(чистюлька), хозяйственник (помогайчик). Очень важна для ребенка внешняя атрибутика этих ролей. Ведь выполнение поручений – это игра. Педагогическая, но все-таки игра и ценность игровых элементов в организации поручений не следует упускать.

Индивидуальная консультация. В основе данной технологии лежит умение воспитателя решать индивидуальные проблемы каждого воспитанника. Осознание воспитателем важности индивидуального общения с воспитанником во многом обусловливает повторное желание ученика консультироваться с учителем в решении важных жизненных практических задач. Специфика взаимодействия учителя начальных классов и младшего школьника придает индивидуальной консультации особую значимость, так как ребенок доверяет учителю, стремится на него походить, хочется все время с ним общаться. Инициатором индивидуальной консультации может быть как воспитатель, так и воспитанник. Это зависит, прежде всего, от потребности воспитанника в получении знаний о предмете или явлении от воспитателя. Если ребенок одинок, не находит понимание в семье или среди сверстников, он потенциальный «клиент» воспитателя. В силу возрастных особенностей, младший школьник постоянно нуждается в поддержке своего учителя. С помощью индивидуальной консультации воспитатель может и диагностировать личность школьника для дальнейшей коррекции общения. Результаты диагностики позволяют воспитателю должным образом обустраивать среду обитания ребенка, помогая тем самым становлению его как субъекта воспитания. Если инициатором является воспитатель, то предложение индивидуального общения должно быть высказано ненавязчиво. Школьник не должен подозревать, что это специально организованная педагогическая форма. Если ребенок испытывает трудности в учебной деятельности, целесообразно его проконсультировать, не акцентируя внимания на его недостатках или промахах. Успешность этой формы во многом определяется наличием терпения у воспитателя, умением проникать в проблемы школьников, заинтересованностью в продвижении школьника по индивидуальному маршруту его успеха.

Индивидуальная тайна. Эта форма имеет мощный воспитательный потенциал, поскольку в ее основе лежит атмосфера доверия. Известный педагог-гуманист Ш.А.Амонашвили использовал прием, основанный на совместной тайне на своих уроках. Он на ухо ребенку говорил слова, предназначенные только для него. Это поднимало ребенка в своих глазах, содействовало формированию образа собственного «Я». Особенно в этой технологии нуждаются самокритичные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой дети. Для них очень важно, чтобы их неуспехи не были «обнародованы». Тайна, соединяющая такого ребенка и учителя, предоставляет ему возможность почувствовать себя увереннее, дает ощущение признанности своей личности, неким образом гарантирует ему будущий успех в его деятельности, поскольку САМ УЧИТЕЛЬ ЕМУ ДОВЕРЯЕТ ТАЙНУ! Эту форму можно использовать при подготовке воспитательных дел, коллективных творческих дел, при выполнении ребенком поручения. То есть она входит в другие индивидуальные формы, делая их более успешными.

Таким образом, коллективные и индивидуальные технологии тесно связаны, представляя собой систему воспитательных взаимовлияний. И, соответственно успешность деятельности воспитателя во многом определяется его умением составлять воспитательные программы, включающие такие технологические элементы (коллективные или индивидуальные), дающие возможность каждому воспитаннику занять соответствующее место в социальной нише, повышающие комфортность условий, в которых происходит становление ребенка как субъекта воспитания.