История дизайна ногтей. Древний нейл-арт: как украшались ногти в прежние времена История возникновения нейл арта

Слово «маникюр» происходит от двух латинских «manus» ухаживать и «cure» руки, т о есть, это уход за руками.

Маникюр многое может сказать о его обладательнице: красивые и ухоженные руки – признак изящества, аккуратности и хорошего вкуса. Он служит важным дополнением к созданию целостного индивидуального образа, помогает самовыражаться и быть особенной.

Обычное для каждой женщины дело – сделать маникюр, современные технологии нейл-арта («nails» ногти и «аrt» искусство) позволяют иметь не только стандартное покрытие ногтей лаком, но и носить на своих руках целое произведение искусства.

Маникюр может многое сказать о женщине

С чего все начиналось. История маникюра

Маникюр существует более 3000 лет – это один из древнейших способов ухода за собой. Самые древние маникюрные принадлежности относятся к 3200 году до нашей эры! А в 1964 в результате раскопок нашли мумии придворных мастеров маникюра фараона Нусера, правившего за 2400 лет до нашей эры.

В Египте в 1 веке до нашей эры окраска ногтей в разные цвета показывала отношение человека к тому или иному сословию. Знать и жрецы могли покрывать ногти разными оттенками красного цвета, а беднякам разрешалось использовать только светлые оттенки. Известно, что Клеопатра подкрашивала свои ногти с помощью хны, которая являлась основным средством для ухода вплоть до времен Средневековья.


Среди ассирийских войнов было принято перед боем совершать ритуал: подстричься, накрасить губы и покрасить ногти.

В Древнем Китае красили ногти с помощью яичных белков, воска, желатина. Основными цветами были серебряный и золотой цвета. Приблизительно в 14 веке ногти стали покрывать черным и красным цветами. Вслед за этим стало модно носить золотые или серебряные наконечники: чем древнее наконечник, тем больше это выделяло девушку среди остальных. В целом, длинные и цветные ногти в Древнем Китае были символом мудрости, поэтому все старались отрастить и следить за наличием краски на ногтях.

В Европе на ногти обратили внимание в 16 веке во времена Екатерина Медичи. Модным было иметь короткие ногти без цветного покрытия.

В Средние века было модно носить короткие ногти

Пик популярности маникюра

Прародителем современного маникюра считается король Луи Филипп, а годом возникновения 1830, Франция. Причиной этому был воспаленный заусенец на пальце короля. Придворный доктор не только вылечил королевский пальчик, но и разработал целую систему по уходу за ногтями. Эту систему лекарь передал своей племяннице, которая популяризировала такой уход не только среди королевских кругов, но и обычных людей.

В начале 20 века уход за ногтями становится целой индустрией: в каждом магазине продаются маникюрные наборы, которыми пользовались как мужчины, так и женщины в равной мере. В такой набор входила знаменитая апельсиновая палочка, пилочка, пудра, мазь для рук. Первые лаки выглядели как паста, которую выгладывали на ногтях, после чего полировали.

В Европе стоимость маникюра была достаточно дорогим удовольствием. Женщина с ухоженными руками сразу выделялась на фоне остальных, показывая хорошее материальное состояние их владелицы.

Постепенно популярность набирали удлиненные ногти, их форма могла быть абсолютно разной. В 1932 году появляется первый лак для ногтей, что дает начало моде на цветные ногти.

В 1925 году выпустили красный лак, его создатели вдохновились автомобильной краской.

В 1925 году был создан красный лак

С 1932 года на прилавках появился родитель современных лаков на основе не краски, а пигмента. Его создали братья Ревсон, которые немногим позже открыли фирму «Ревлон». Теперь ногти можно было красить практически в любые цвета. Во многом благодаря огромным объемам продаж лаков, фирма стала одной из самых богатых.

Идея создания искусственных ногтей принадлежит стоматологу Максвеллу Лаппе, врятли он думал о дизайне ногтей: ногти предназначались дамам, которые имели вредную привычку грызть их. А в 1955 еще один стоматолог создал акриловые ногти, которые до сих пор чаще всего используются в наращивании.

Возниклонение нейл-арта

Долгое время искусство украшения ногтей не вызывало общественного интереса, так как это было прерогативой беднейших женщин-афроамериканок. Однако, в 20 веке идеи украшения ногтей начинают активно использоваться: появляются стразы для ногтей, перья, изделия из золота и серебра, драгоценные камни для украшения ногтей, позже стали добавлять бархат, стекло, кожу.

Это направление в начале 90-х активно развивается, проводятся по всему Миру конкурсы по нейл-арту. И ндустрия ухода за ногтями огромна: большое количество компаний, выпускающих множество принадлежностей для создания на ногтях настоящего произведения искусства.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сформировалось целое искусство в эстетической косметологии.

В салонах красоты чаще всего клиентки заказывают украшение ногтей – нейл-арт.

Направления нейл-арта

Из существующего множества вариантов украшения ногтей наибольшей любовью и популярностью польуется ряд направлений:

  • Классическое направление – реализуется с помощью нескольких лаков разных цветов. Рисунок абсолютно любой, наносится специальной тонкой кистью

  • Украшения ногтей стразами – стразы, разных размеров и цветов наносятся на лак для ногтей

  • Френч-дизайн – один из самых любимых видов дизайна. Самый романтичный и естественный

  • Акриловая лепка - уместно для особых торжеств, очень сложен в исполнении.

  • Китайская роспись - использование китайской тематики на ногтях

  • Пирсинг – чтобы украшение не мешало вести активный образ жизни, лучше его вешать на мизинец или безымянный палец. Вешается украшение достаточно просто: сверлом делается дырочка на искусственной пластине ногтя, куда украшение и вставляется

Пирсинг на ногтях

  • Свадебный нейл-арт - сначала окрашивается ноготь, затем на него крепят кусочек кружевной ткани

Свадебный нейл-арт

  • «Слоеный пирог» - на ноготь кладется несколько слоев разноцветных лаков, затем по последнему свежему слою лака проводят кусочком шелковой ткани. Так создается рисунок

  • Ткань – кусочек ткани крепится на ноготь, затем наносится прозрачный лак
  • Гелевая ручка – наносится лак, сохнет, затем на нем гелевой ручкой рисуют желаемую картинку

  • Скотч – наносится лак, затем накладывается трафарет с рисунком, поверх наносится еще один слой лака другого цвета

  • Ушко иглы – заменяет кисточку. Рисуется по жидкому или сухому лаку

  • Самые длинные ногти на ногах у Луизы Холлис – 2,20 см

Зачем человеку нужны ногти. Фильм

) – это нечто гораздо большее, чем просто маникюр с покрытием ногтей лаком. В настоящее время нейл-арт включает множество техник высокохудожественного украшения ногтей с использованием стразов, блесток, цветного песка, кружева и ряда других материалов, вплоть до самых неожиданных, например, засушенных цветов. Настоящие мастера нейл-арта также создают на ногтях филигранные миниатюрные изображения, которые иначе как произведениями искусства не назовешь.

Нейл-арт в древности


Сегодня нейл-арт доступен практически каждой женщине, все зависит только от ее вкусовых предпочтений. Но не стоит думать, что нейл-арт – это изобретение нашего времени. Он существовал уже в глубокой древности: так, в Древней Индии за пять тысячелетий до нашей эры хной рисовали не только необычайно сложные и красивые рисунки на теле, но и окрашивали ею кончики ногтей.

В Древнем Египте нейл-арт служил своеобразным маркером социального положения человека на иерархической лестнице: чем выше положение, тем более насыщенным и ярким был окрас ногтей. При дворе фараона даже имелись специальные «хранители и мастера ногтей», выполнявшие эту сакральную процедуру. О том, насколько важным считался этот пост, свидетельствует обнаруженная археологами богатая гробница таких «хранителей».

Аналогичную роль играл нейл-дизайн и в Древнем Китае. Если в Индии и Египте в качестве средства для окрашивания ногтей использовалась хна, то в Древнем Китае это была сложная смесь из многих ингредиентов: желатина, воска, яичного белка, красящих элементов – красок растительного происхождения – и измельченных лепестков роз.

Еще один небезынтересный факт из истории нейл-арта в Древнем Китае. По древним китайским поверьям, чем длиннее ногти, тем длиннее жизнь. Поэтому при дворе китайских императоров мандарины (сановники) отращивали ногти невероятной длины (25 см и более), а чтобы они не ломались, для них изготавливались хучжи – своеобразные чехлы, представлявшие собой настоящие шедевры ювелирного искусства. Длинные ногти служили показателем высокого статуса и того, что этому человеку не приходится работать руками, так как он богат.

Как началась история современного нейл-дизайна

Во времена наших бабушек такого понятия не существовало, да и маникюр делали регулярно далеко не все женщины. По сравнению с маникюром нейл-арт – это высший пилотаж, требующий от мастера тонкого вкуса и отточенной техники, а арсенал средств для него постоянно расширяется.

С развитием массового автомобилестроения автомобильные краски послужили прообразом лака для ногтей, в который позже вместо краски стали добавлять пигмент. Наращивание ногтей различными способами открыло широкий простор для нейл-дизайна. Расширился и диапазон цветов – на смену розово-красной палитре пришло все богатство радуги и даже черный цвет, особенно популярный в молодежных субкультурах (панки, готы и др.). Сегодня нейл-дизайн по праву можно считать нейл-артом – искусством украшения ногтей.

С древних времен женщины стремились к тому, чтобы предстать перед мужской половиной человечества в наиболее выгодном свете. Они одевались в красивейшие наряды, делали необыкновенные прически, накладывали яркий макияж. Но, пожалуй, самое большое внимание женщины уделяли своим рукам, которые не только украшались драгоценностями, но и подвергались специальным косметическим процедурам, которые теперь называются маникюром. Ведь кавалер с первых же минуты знакомства общался с дамой через ее руки.

И это были не только легкие пожатие, или галантные поцелуи. Ведь руки, как и глаза, способны выразить бурю чувств и эмоций. Вот почему забота о внешнем виде рук всегда по праву считалась неотъемлемым элементом ухода за женской красотой.

Существует много противоречивых позиций относительно истоков возникновения маникюра и дизайна ногтей. Но большинство профессионалов склоняются к тому, что предпосылкой возникновения этой процедуры являлась обыкновенная роспись ногтей, которую практиковали восточные красавицы, начиная с древних времен. Для этого использовались яркие краски, изготовленные на основе натуральных компонентов, в качестве которых выступали различные растения, хна и даже яичные белки. Цветовая гамма отличалась большим разнообразием: от огненно-красных до жгуче-черных оттенков. Но, как известно, восточные женщины склонны не только к ярким краскам, но и к блестящим украшениям. Известно, что китаянки удлиняли свои ногти при помощи золотых и серебряных наконечников.

Дизайн ногтей, в современном его понимании, зародился в Японии, где хрупкие гейши искусно разрисовывали свои острые ноготки акварельными красками, изображая на них всевозможные флористические композиции или феерические зарисовки.

Затем появились лаки. И их изобретение произвело поистине революционный переворот в моде. Теперь уже ни одна дама не появлялась в обществе с натуральными ногтями. Ногти должны были выглядеть идеально и ухожено, ярко блестеть и переливаться различными цветами.

Шли годы, качество лаков значительно улучшалось, изменялась и расширялась цветовая палитра. Известные производители декоративной косметики соревновались между собой, совершенствуя свой ассортимент и привлекая внимание потенциальных клиентов к своей продукции.

Сегодня поддержать красоту и изящество женских рук помогает совершенно новый подход к уходу за ногтями – это искусственное наращивание ногтей. С его помощью можно не только удлинить ногти и придать им идеальную форму, но и скрыть различные изъяны и недостатки.

Сегодня мастера могут придать ногтям любую форму, например, квадрата, миндаля или пики, нарастить ногти на бумажных формах или типсах, сделать дизайн с помощью цветных акрилов, органзы, сухоцвета, кружева, фольги или страз. Все зависит от фантазии, творческих способностей и умения автора.
Особый интерес представляют ногти с объемным дизайном. На акриловую основу наносится объемное изображение или помещаются различные аксессуары, которые затем заливаются гелевым слоем. Создается эффект аквариума, то есть объемного изображения.

Дизайн можно наносить не на все ногти, а выбрать, например, безымянный палец, который будет эффектно выделяться и гармонировать с легким рисунком, нанесенным специальными лаками для рисования, на все остальные пальцы.

Достаточно изысканно выглядят ногти с гелевым покрытием, имеющим голографический эффект. Такие гели предназначаются не только для использования при наращивании, но и для укрепление естественного ногтя. В последнем случае они выполняют функцию лака.

Каждая современная женщина должна тщательно ухаживать за своими ногтями. Ведь если у Вас всегда в порядке руки и прическа, Вам нечего бояться экспромта: в любой момент Вы готовы как к участию в деловых встречах и рабочих совещаниях, так и к походу на вечеринку в самый изысканный ресторан.

На протяжении долгих тысячелетий статусные представители общества подпиливали, полировали и тонировали свои аристократические ногти, используя жир, кровь, кусочки кожи животных, растительные пигменты и масла.

Рудольф Эрнст «Маникюр»

Маникюр существует с древних времен. Но нас интересует день сегодняшний. Оставим древние Вавилон, Египет, Рим, Китай, и так понятно, что богатые модницы не ограничивались золотыми украшениями для своих рук, заботились и о ногтях. Напомним только, что ножницы в современном виде изобрел Леонардо да Винчи в 15 веке. А в 19-ом индустриальная революция, эмансипация и все такое — мода шагнула в массы, монополия высших слоев общества на уход за руками упразднилась, маникюрные наборы стали продаваться в больших количествах.

Все что нужно знать мастеру ногтевого сервиса «для общего развития» — это несколько вех из современной истории маникюра.

  • Макс Фактор. В 1934 году представил свое главное изобретение – жидкий лак для ногтей и средство для его снятия. Он еще прославился в голливудских кругах изобретением студийного грима для лица под разные типы кинокамер, пленок и условия освещения. Стал главным визажистом в Голливуде того времени. Кстати, выходец из России (Максимилиан Факторович), до эмиграции в 1914 году работал гримером в Большом театре. В последствие его сыновья создали империю Max Factor .
  • Чарльз Ревсон, в последствии торговая марка Ревлон . Первый применил гениальный маркетинговый ход — комплект лака и помады одинакового цвета. Хит продаж более полувека.
  • До 1976 г дизайн маникюра ограничивался понятием «накрасить ногти», хотя попытки использования наклеек и аппликаций, лунного декора имели место. Арсенал средств был представлен цветными лаками для ногтей, однотонными, перламутровыми или с блестками. А потом вдруг придумали вариант покрытия «френч ». Этот вид дизайна маникюра моментально завоевал все подиумы США и Европы.
  • В 80-е годы произошла настоящая революция – изобретение технологии моделирования искусственных ногтей . Наращивание делалось сначала акриловыми материалами, чуть позже появился гель. Долговечность покрытия, удлинение ногтевой пластины, устранение любых дефектов натуральных ногтей дали импульс развитию декоративного маникюра. Появилось целое направление – нэйл-арт. Художественная роспись ногтей завоевала огромную популярность. Престиж и востребованность профессии мастера маникюра и педикюра значительно возросли.

2 категории творческих приемов в дизайне маникюра

Все техники и приемы декорирования ногтей делятся по принципу трехмерности на 2 вида

  • Плоскостной дизайн маникюра – тут все понятно из названия.

Подробнее о плоскостном нэйл-арте: – виды материалов, техники исполнения, устоявшиеся названия, краткое описание.

  • Объемный дизайн – элементы украшения имеют объем. Создаётся с помощью лепки из скульптурного геля или акрила. Возможен как на наращенных, так и на натуральных ногтях.

История маникюра продолжается, материалы постоянно совершенствуются, изобретаются новые, адаптируются приемы из смежных областей – живопись, декорирование предметов, ювелирное искусство. Можно создать шедевр маникюрного дизайна даже в домашних условиях.

В конце января в фейсбуке южноафриканки Иоланды Остин Беккер появилась фотография , на которой она в нежно-розовом облегающем платье обнимает за плечи двух улыбающихся блондинок в точно таких же нарядах. На заднем плане - розовый, в тон платьев, логотип школы нейл-арта E.Mi . «Запуск E.Mi сегодня прошёл отлично!» - делится одна из запечатлённых на фото сотрудниц только что открывшейся в Кейптауне школы .

E.Mi - российский бренд, принадлежащий семье нейл-дизайнера Екатерины Мирошниченко. Сейчас компания развивает по франшизе школы нейл-арта и линейку средств для моделирования и дизайна ногтей. Иоланда узнала об E.Mi из «Фейсбука». Её так впечатлили цвета и техника, что она поехала на курс обучения от Мирошниченко в Дубай. Потом ездила в Ростов-на-Дону, чтобы стать амбассадором бренда и открыть свою школу.

«Я работаю в ногтевой индустрии уже 17 лет, - рассказывает Иоланда "Секрету". - Пару раз была на тренингах в США, но они ни в какое сравнение не идут с тем, что предлагает E.Mi. У неё сложные работы высокого качества - мне это нравится».

Новые школы E.Mi открываются по всему миру каждый год. Сейчас они есть в 54 российских регионах и в 17 странах мира. Над E.Mi помимо Екатерины Мирошниченко работают члены её семьи. Отец Николай - главный инвестор, отвечает за стратегическое развитие компании. Младшая сестра Вера - исполнительный директор. Но Екатерина остаётся лицом и главным активом компании, она - автор всех моделей ногтей и методик. Оборот E.Mi оценивают в 350 млн рублей в год, из которых школа приносит 150 млн, а линейка средств E.Mi - 200 млн. «Секрет» рассказывает историю семейной ногтевой империи.

Сила маникюра

«Обратите внимание: когда вы делаете себе что-то новое на ногте, то постоянно его трогаете. Женщина от этого получает эстетическое удовольствие. Если вы каждый раз будете предлагать ей что-то новенькое, поверьте мне, она не уйдёт от вас к другому мастеру», - высокая блондинка на каблуках Екатерина Мирошниченко гипнотизирует публику. На ростовской выставке индустрии красоты «Шарм» секция её школы занимает самую большую площадку. Здесь же всем желающим бесплатно делают моделирование одного ногтя и дизайн на нём. Ради этого к мастерам E.Mi выстроилась очередь - пока за стойкой сидит одна девушка и ждёт окончания процедуры, остальные следят за процессом из-за её плеча. Все они - специалисты по маникюру из разных регионов, которые хотят научиться технике Екатерины и больше зарабатывать.

«У маникюрши зарплата может быть как у депутата, - говорит "Секрету" Екатерина Мирошниченко. - Мои ученицы рассказывали, что зарабатывают по 200 000 - 300 000 рублей в месяц, спокойно выплачивают ипотеку, покупают машины и много путешествуют». Но это касается только тех мастеров, которые арендуют рабочие места и обслуживают своих постоянных клиентов. Мастера, работающие в салонах, получают меньше - в E.Mi, например, от 30 000 до 60 000 рублей.

Хотя объём российского рынка ногтевого сервиса отдельно никто не оценивал, эксперты говорят, что его потенциал огромен - количество салонов на число жителей в российских городах в разы меньше этого же показателя в Европе и США. По оценкам генерального директора компании «Арт-стиль group» Вячеслава Куца, в Москве сегодня работает 14 500 салонов, то есть на 1300 жителей столицы и области приходится один салон. В США на один салон приходится 350 человек.

Учитывая, что, по оценкам Мирошниченко, маникюрша в среднем работает по специальности не дольше пяти лет из-за монотонности и вреда, который эта работа наносит здоровью, потребность в обучении новых специалистов будет всегда.

Екатерина и Вера Мирошниченко

Фото: © Татьяна Смирнова / «Секрет Фирмы»

Семейный бизнес

Семья Мирошниченко - не новички в индустрии красоты. Любовь Мирошниченко, мать Екатерины и Веры, с 1997 года руководит своим салоном красоты в Армавире, а Николай Мирошниченко занимается продажей оборудования для салонов красоты.

В начале нулевых Николай Мирошниченко решил открыть ногтевую студию в Ростове, чтобы у дочерей, уехавших туда учиться, был стабильный заработок. В ноябре 2002 года Вера зарегистрировала ИП, а её отец снял 40-метровое помещение и нанял двух мастеров. Он сразу решил, что при салоне надо открыть школу и магазин профессиональных материалов. «Идею Николай Иванович подсмотрел у своего знакомого, которому в Краснодаре принадлежал похожий бизнес, - говорит Вера. - Первого преподавателя мы отправили учиться в Краснодар к этому знакомому, чтобы перенять бизнес-модель». Отучившийся специалист неожиданно настоял на том, чтобы читать в школе исключительно теоретическую часть, без практики. Тогда Вере пришлось самой отправиться в Краснодар на курсы.

В декабре 2002 года «Центр ногтевой моды» - так тогда называлась компания семьи Мирошниченко - начал работать. Салон находился в спальном районе Ростова-на-Дону, в Халтуринском переулке. Проходимость была низкая, и первые мастера проработали не больше трёх месяцев. Хотя у салона было всего два посетителя в неделю, их всё равно надо было обслуживать. Вера начала прогуливать занятия и села за маникюрный стол. Количество клиентов постепенно росло, постоянные посетительницы начали приводить с собой подруг - и Вера решила привлечь к работе младшую сестру: «Катя в это время училась в педагогическом институте по специальности "декоративно-прикладное искусство". Мы иногда звали её нарисовать нам или нашим клиентам что-нибудь интересное, но постоянно она не работала. Когда количество клиентов выросло настолько, что я не справлялась сама, попросила Катю научиться наращивать ногти и сесть со мной за соседний стол».

Со следующего года сёстры Мирошниченко начали участвовать в российских индустриальных выставках, где рассказывали о школе и услугах. В первые же год их небольшой стенд приметили мастера из Ставрополя и попросили Екатерину провести мастер-класс у себя в городе.

Первые ученики

В 2002 году курсы маникюра и педикюра в Ростове предлагали два варианта обучения: либо неделю, либо три месяца. «Центр ногтевого дизайна» выбрал золотую середину - программа была рассчитана на месяц. Причём по будням шли занятия по моделированию, а по выходным - по нейл-дизайну. «В итоге выходили специалисты широкого профиля. Курсы по дизайну в России тогда в большинстве своём были примитивными - рисовали палочками и иголочками. Катя как художник рисовала кисточками, и у нас в школе всё было на уровень выше», - продолжает Вера.

Первую группу Мирошниченко набрала в первый же месяц работы - в ней было всего три ученика. На следующем курсе учеников было уже пятеро, а потом - семеро. Школа начала постепенно обрастать учениками из ближайших регионов. Некоторые мастера приезжали даже из Тюмени и Владивостока. Сегодня занятия в ростовской школе идут каждый день, включая выходные, в каждой группе - десять человек. Курс по моделированию ногтей в 2003 году стоил около 6000 рублей. Сейчас аналогичная программа обойдётся в 18 000 рублей, а классический маникюр - в 13 000.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, сегодня в России работает около десяти крупных маникюрных школ, среди которых «Оле Хаус » (учебный центр CND), Alex Beauty Concept , CNI («Центр ногтевой индустрии»), E.Mi, «Виктори » и огромное количество небольших учебных центров. В последнее время популярность набирают онлайн-школы.

Развитие франшизы

В 2007 году Екатерина Мирошниченко написала и выпустила своё первое пособие по ногтевому дизайну «Дизайн ногтей. Художественная роспись. Базовый курс», а следом - ещё несколько книг. Для учебной литературы придумали бренд «Авторская школа дизайна Екатерины Мирошниченко».

Благодаря книгам у сестёр появились первые франчайзи. «Мастера из Пятигорска и Иркутска прочитали мои книги и спросили, как получить разрешение на открытие нашей школы в своих городах. Брендирования школ у нас не было, поэтому мы не продавали франшизы, а обучали инструкторов и давали им право преподавать по нашей программе», - вспоминает Екатерина. Обучение и право считаться официальным инструктором компании в 2008 году стоили 30 000 рублей.

Через год после выхода первой книги Екатерина отправилась на международный конкурс в Италию, где познакомилась с местной россиянкой. Она попросила Екатерину провести курс для итальянских специалистов. Вскоре после этого о лекциях её начали просить русские из Германии и других европейских стран.

Популярность бренда за границей росла. Первые школы появились в Германии и на Кипре. «Российские школы самые сильные по ногтевому сервису. В Европе и США наращивать ногти не умеют. А русскоговорящим девочкам там хочется красивые ногти, хочется нести красоту в массы», - уверена Вера. Екатерина с ней согласна: «Менталитет русской женщины в корне отличается от менталитета европейской. Наша женщина в магазин ненакрашенной не выйдет».

Постепенно проектом ростовских маникюрш начали проникаться и иностранки. С 2011 года на курсы регулярно приезжают специалисты по маникюру из разных стран: кто-то учился на английском, кто-то берёт с собой переводчика. «Продвигать нас у себя на родине хотят те, кто увидел, что мы делаем, и влюбился в E.Mi, в наши техники, они фанаты», - говорит Екатерина. Одна из таких фанатов - Марлиз Калликёр из Швейцарии. Два года назад она познакомилась с Екатериной на выставке в Мюнхене, после чего открыла школу E.Mi у себя на родине. «У Екатерины очень качественные материалы и интересные идеи. После запуска E.Mi доход моей компании значительно увеличился - у этой школы в Швейцарии много клиентов», - признаётся Калликёр. Также школы E.Mi, принадлежащие нерусскоговорящим мастерам, есть в Израиле, Румынии, Латвии, Литве, Корее и ЮАР.

Мирошниченко стараются поддерживать своих фанатов. Так, в этом году они предоставили льготные условия представителям бренда в Донецке. «Их школу взорвали, но они хотят открыть новую, несмотря на не очень благоприятные условия для развития бизнеса. Мы понимаем, что выполнять наши планы сейчас не главное, а главное - выжить», - рассказывает Вера.

В 2011 году Мирошниченко впервые выпустили свою линию материала для нейл-дизайна. Это резко увеличило количество запросов на открытие школ под брендом E.Mi - в год поступало по 10–20 предложений. «В результате мы переделали договор и наконец запустили франшизу вместо официальных инструкторов», - вспоминает Вера. В зависимости от региона ежегодный платёж за право использовать бренд составляет от 40 000 до 100 000 рублей, ещё 120 000 - 130 000 рублей стоит обучение инструктора. Все школы под брендом Мирошниченко обязуются продавать продукцию E.Mi. «У каждого профессионального продукта есть своя технология, которой надо обучать. Когда ты обучаешь мастеров работать на своём продукте, получаешь себе верного клиента - специалиста, который всегда будет у тебя закупаться», - объясняет принцип такой бизнес-модели член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова.

Запуск производства

К 2010 году общий оборот компании в месяц достигал 4,5 млн рублей. Основные деньги приносил салон - около 2 млн в месяц. Школа - от 500 000 до миллиона в зависимости от сезона. Ещё 1,5 млн рублей в обороте компании Мирошниченко приходилось на продажу профессиональных материалов разных брендов.

О своём производстве сёстры задумались, когда поняли, что в региональных школах не могут гарантировать качество - все мастера пользовались разными продуктами. «Мы сами преподавали на марке друга отца, но не могли навязывать её другим мастерам. А от материала многое зависит, - поясняет Вера. - Мой муж и Катя посетили несколько европейских выставок и в итоге остановились на немецком заводе. Там мы заказали наши первые гель-краски».

Николай Мирошниченко был против этой затеи. Во-первых, он не понимал, как организовать производство, а во-вторых, не хотел ссориться с другом, материалы которого отлично продавались в школе его дочерей. «Он расстроился, конечно, но всё-таки понимал, что у него есть дочь, чей талант можно или зарыть в землю, или развить. Он выбрал второе», - констатирует Вера. В семье Мирошниченко с благоговением относятся к способностям Екатерины: «У Кати всё это само прёт, а мы только бежим за ней и помогаем, организовываем, чтобы её дар был не просто так».

Впервые авторские гель-краски для дизайна ногтей от Мирошниченко были представлены в 2011 году на выставке «Интершарм» в Москве. С тех пор сёстры стараются создавать новые продукты каждый год. «Все выпускали тогда цветные гели, а мы придумали назвать этот материал гелевыми красками и залить его в тюбики. Там мы стали пионерами гелевых красок, - делится маркетинговым ходом Екатерина. - Потом я придумала технологию "бархатный песок" , в которой используется секретный материал, не применявшийся раньше в маникюре. Он даёт эффект песка на ногтях».

Новая стратегия

Когда количество мастеров в салоне превысило 18 человек, а занятия в школе стали проходить каждый день, Мирошниченко приняли решение съехать с арендованной площади и построить собственное четырёхэтажное здание. Место для строительства выбрали рядом с прежним - несмотря на низкую проходимость, салон и школа уже сделали себе имя: ростовские модницы привыкли приезжать по определённому адресу.

«Идёшь, бывает, по продуктовому магазину и случайно слышишь, как две девушки разговаривают: "Ой, какие у вас ногти, вы на Халтуринском делали?" Нас так все называли - "Ногти на Халтуринском"», - вспоминает Вера. Денег в рекламу Мирошниченко не вкладывали, работало сарафанное радио.

Лишь однажды решили провести эксперимент и показали рекламный ролик с разными моделями ногтей на местном канале. Потока клиентов после этого не было, но на следующий день к открытию салона у входа стояла женщина в мехах с горящими глазами: «Всю ночь не спала, встала в семь утра и приехала, чтобы проверить, существует в Ростове такой салон или нет». Восторженная клиентка оставила Вере на чай 1000 рублей, а на следующей неделе привела подруг. «Сначала мы обслуживали только свой райончик. Здесь много элитных домов, где живут люди среднего и чуть выше среднего достатка, - рассуждает Вера. - А после рекламы к нам пришло пятеро новых клиенток, но уже из других районов города, они привели за собой своих подруг».

Несмотря на бурный рост, к началу 2014 года компания всё ещё не была прибыльной. Мирошниченко решили обратиться за помощью в консалтинг. В результате маркетингового исследования выяснилось, что на популярности Екатерины Мирошниченко больше зарабатывают бренды, копировавшие продукты компании и продававшие их дешевле: «Мы развивали рынок, предлагали новые продукты, но продажами активно не занимались. Школы работали как заводы по производству мастеров, которые в итоге работали на чужом материале». У Екатерины Мирошниченко было около 90 000 подписчиков в «Инстаграме» и почти 60 000 на YouTube, а доля компании на рынке составляла не больше 5%.

В E.Mi приняли решение изменить стратегию и сосредоточиться на дистрибуции вместо развития школ и магазинов. Одна из ключевых ошибок заключалась в том, что профессиональную косметику для дизайна ногтей продавали в рознице, когда надо было продвигать бренд в салонах красоты. В начале 2014 года продажами в компании занимались три менеджера, а через полгода их было уже 12. Оборот начал расти. Новую стратегию стали спускать партнёрам в регионы - тех, кто не справлялся с планами по продажам, стали заменять.

В результате количество ростовских салонов, использующих в работе материалы E.Mi, за 2014 год выросло с 200 до 900 (всего в городе работает 1500 салонов). Но это было несложно, настоящий вызов - увеличить продажи в больших городах. «Чтобы попасть во все московские салоны, понадобится штат из 40 человек. У нашего представителя в столице пока около десяти менеджеров занимаются развитием дистрибуции. То же самое касается и других крупных регионов - Новосибирска, Красноярска, Кемерова, Самары, Санкт-Петербурга, Алма-Аты, Киева и Минска. Если взять все регионы, процент присутствия в точках у нас в среднем составляет 10%», - рассуждает Вера Мирошниченко.

В качестве примера компании с успешной бизнес-моделью она приводит CND, чьи лаки Shellac стоят в каждом салоне. По её оценкам, доля этой компании на российском рыке гель-лаков составляет порядка 35%. Китайский недорогой бренд Bluesky держит ещё 20%. На долю E.Mi приходится 10–15% рынка.

Результаты новой стратегии бренда уже видны. Первый квартал 2015 года был убыточным для компании, а второй и третий - с маржинальностью в 7–10%. В последнем квартале года - в 20%.

Однако школа - не приоритет для семьи Мирошниченко. Главная задача для компании на сегодняшний день - выстроить дистрибуцию продукции в России, странах СНГ и Европы. Из 160 сотрудников компании 90 человек работают над развитием бренда материалов для профессионального маникюра E.Mi. План на этот год - продавать свои материалы в 80% салонов России. Один из инструментов достижения цели - старт продаж франшиз салонов красоты E.Mi.