Подготовка и проведение праздничного утренника. Консультация для воспитателей «Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду. Работа над сценарием

Эмоции, полученные за период обучения в школе, остаются в памяти человека на всю оставшуюся жизнь. Особенный вклад в картину приятных воспоминаний вносят школьные торжества и мероприятия, открывающие возможности для всестороннего развития личностных качеств.

Определение 1

Праздник – форма организации коллективной деятельности, имеющая колоссальное значение в процессе воспитания, посредством знакомства обучающихся с жизнью страны, эмоционального обогащения, создания эффекта удовлетворенности от коллективной работы, культурного отдыха.

Организация и проведение фестивалей различных направлений активизирует учеников, оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

Принимая участие в подготовке того или иного мероприятия дети неизбежно познают новые стороны жизненных ситуаций, расширяют кругозор, пополняют багаж духовных и культурных знаний. Чувство торжественности, насыщенности, красочности театральных представлений и музыкального оформления мероприятий формируют морально-эстетическое восприятие эмоций. Дети учатся испытывать гордость, восторг, удовлетворенность и восхищение.

Долг преподавателя в этом процессе – погрузить своих воспитанников в мир духовных ценностей, научить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с прекрасным. При этом, чем обширнее область применяемых воспитательных средств, тем более полноценное развитие получают воспитанники. Насыщенность и содержательность общения педагога с детьми увеличивается, атмосфера в коллективе становится благоприятнее.

Компонентами любого праздника, как правило, являются различные виды искусства, а именно:

  • Литература.
  • Музыка.
  • Живопись.
  • Театр.

Основываясь на данном факте, любой праздник можно считать синтезом культурных направлений. Помимо этого, дополнительный аспект любого праздника, требующий особого внимания – это общение.

Методика организации торжества в стенах учебного заведения, неизменно сводится к решению некоторых воспитательных задач:

  • Содействие внутри коллективной сплоченности.
  • Развитие эстетического вкуса, творческой активности, навыков коммуникации.
  • Воспитание ответственной дисциплинированности.

Школьный праздник имеет деление на три составляющих части, каждая из которых становится неотъемлемым элементом создания общей положительной картины:

  • Торжественная часть. Сюда включены все официальные мероприятия, включающие поздравления, подведение итогов, награждение и прочее.
  • Художественная. На данном этапе стоит задача в оригинальной форме раскрыть идею торжества и обогатить эмоциональную составляющую личности присутствующих. Данная часть, как правило, проходит в формате выступления, концерта, театральной постановки и т.д.
  • Заключительная. Позволяет поставить логическую точку, сохранить эмоциональный подъем и удовлетворенность. Преподносится в формате танцевальной или конкурсной программы, игр, лотерей.

В процессе подготовки праздничного мероприятия нельзя обойтись без соответствующего оформления помещения. Это, в комбинации с актуально подобранным музыкальным рядом, позволяет создать у присутствующих положительный настрой, подготовить эмоциональную сторону личности к предстоящему эстетическому удовольствию.

Типы праздничных мероприятий

Безусловно, праздников, которые заслуживают внимания школьного коллектива, огромное множество, однако, всех их можно выделить в определенные группы:

  • Общественные. К ним относится 8 марта, 23 февраля, 9 мая и прочие дни, имеющие городскую, государственную, национальную и мировую значимость. Подготовка и проведение торжеств такого типа выполняется с размахом, актуально теме оформляется зал, подбирается аккомпанемент, готовится программа отражающая тематику мероприятия.
  • Бытовые. Связаны с обстановкой и жизнью детей. В художественном оформлении таких мероприятий много больше непосредственности и чуть меньше торжественности. Особое место в этой группе занимает Новый Год – излюбленный праздник всех детей. В центре событий новогодняя елка, основные герои торжества – Дед Мороз и Снегурочка всячески стараются развлечь присутствующих и создать у них незабываемые впечатления о мероприятии.
  • Сезонные. В них находят отражение особенности конкретного времени года. Среди сезонных праздников можно назвать праздник урожая, день птиц, праздник весны и т.д. Как правило, отмечать сезонные праздники принято на открытой местности. Оформление используется также сезонное. Так, праздник лета можно провести на полянке украсив стволы деревьев цветами, гирляндами из зелени, воздушными шарами и разноцветными фонариками.

Подготовка к празднику и его проведение напрямую зависит от возможности педагога организовать своих воспитанников, личного творческого потенциала и умения применить способности каждого ученика.

Особенности организации мероприятий

В процессе подготовки и проведения праздника от педагога, в первую очередь, требуется личная заинтересованность. Это длительная и трудоемкая работа, подразумевающая активное взаимодействие учителей, учеников и других участников. Для организации соответственно нормам и ожиданиям следует придерживаться последовательности плана действий, который выглядит следующим образом:

  • I – планирование.
  • II – проработка сценария.
  • III – введение детей в курс торжества.
  • IV этап – репетиционная работа.
  • V шаг – проведение мероприятия.
  • VI этап – итоговый анализ.

В начале каждого учебного года, на собрании педагогического коллектива, обсуждается проект работы на год, намечаются праздничные даты и сроки проведения соответствующих мероприятий.

В процессе подготовки педагог выбирает необходимый материал, распределяет роли, подготавливает оборудование и музыкальное оформление. в процессе данной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и коллектива в общем. Таким образом, происходит последовательное формирование сценария торжества, включающего полный план и необходимый материал по теме.

После утверждения окончательного плана сценария, между участниками торжества распределяются роли и обязанности. Начинается работа по подготовке номеров самодеятельности, созданию декораций, костюмов, оформлению зала. На данном этапе в сценарий могут вноситься незначительные корректировки.

После завершения программы праздничного мероприятия проводится тщательный анализ. Все участники процесса в формате дискуссии выявляют слабые и сильные стороны подготовки, делятся эмоциями и впечатлениями, планируют идеи праздников на будущее.

Замечание 1

Хотелось бы отметить, что праздник является не только методом воспитания среди детей, но и средством педагогической пропаганды среди родителей. В связи, с чем педагог обязан заранее проинформировать родителей учащихся о планируемом мероприятии и предоставить возможность оказать помощь или непосредственно поучаствовать в торжественной программе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

МУЗЫКА НА ПРАЗДНИКАХ

РОЛЬ МУЗЫКИ

Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники - торжественные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в об­разной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содер­жание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно про­думывать сочетание на празднике различных видов искусств. До­полняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Основная идея праздников, переданная в ярких, художествен­ных образах, оказывает на детей неизгладимое впечатление, объе­диняет их общностью переживаний радостных чувств, празднич­ного подъема. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь. Они способствуют зарождению любви к Родине, ува­жению ее прекрасных традиций и обычаев.

Праздничный подъем обостряет чувства детей. Они искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя, как украшают здания, улицы. Это вызывает у них жела­ние самим принимать активное участие в подготовке праздника в детском саду.

Украшение помещения, заучивание стихов, песен, плясок, при­глашение гостей - врача, медицинских сестер, поваров, а затем уча­стие в празднике содействуют сплочению детей в дружный коллек­тив, где каждый переживает за общее дело, заботится об общем успехе. Дети привыкают говорить: «Мы сделали, мы украсили» и т. д. Праздники сближают их с воспитателями, со всеми сотрудниками детского сада, ибо здесь нет главных и второстепенных лиц. Дети видят, как взрослые готовят им костюмы, пособия, наводят чисто­ту и блеск в помещениях. Это вызывает у них чувство признатель­ности и желание подражать взрослым. Таким образом, педагоги­ческое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравствен­ное и эстетическое воспитание.

Все усилия педагогического коллектива должны быть направ­лены на то, чтобы праздник надолго запомнился детям. Нужно заботиться не об эффектном зрелище, которое зачастую готовится за счет нарушения режима, перегрузки нервной системы детей, а о том, чтобы праздники, радуя детей, в то же время обогащали их новыми знаниями, формировали у них художественный вкус. На празднике дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления своих товарищей и взрослых. Со вкусом убранное помещение, удачно подобранные песни, инструментальные пьесы, стихи, пляски и гимнастические движения, костюмы - все это вос­питывает у детей любовь к искусству, желание не только смотреть и слушать, но и самим принимать активное участие во всех номе­рах праздника.

Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начина­ется и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углуб­ляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, дол­жен быть высокохудожественным. Особые требования необходи­мо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджированных аккордов в его начале и в конце и т. д.

Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Музыкального произ­ведения нужно исполнять в соответствии с их характером, сред­ствами выразительности и указаниями композитора. Громкое зву­чание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению.

Музыкальные произведения, подобранные для праздника, дол­жны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не сле­дует стремиться к использованию на праздниках произведений, сложных по строению и соответственно многосоставных, сложных по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь только тогда ребе­нок сможет выразить в движениях свое настроение, когда овладеет способом их выполнения и запомнит их последовательность.

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка толь­ко тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен про­думать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навы­кам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступ­лений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению и праздничный подъем. Музыкальный руководи­тель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвига­лось, а то и совсем исключалось разучивание программного мате­риала. Один и тот же веселый танец или песню можно исполнить и в день осеннего праздника, и в концерте, посвященном выпуску в школу, и на празднике новогодней елки. Конечно, на каждом из этих празднований будет и новый, созвучный его теме материал, но повторять песни, игры и танцы необходимо. Празднование - это не только зрелище, но и событие, объединяющее коллектив детей и взрослых общим чувством радости. Такие привлекательные для детей песни, как «Хорошо у нас в саду» В. Герчик, «Детский сад» А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко, «Елочка» Л. Бекман и др., вполне могут повторяться многократно и с каждым разом испол­няться все более выразительно. На празднике не должно быть бо­лее одного-двух новых произведений. Не следует также разучивать к празднику пляски, содержание которых детям не понятно. При их исполнении дети лишь копируют движения взрослых, приучаются позировать. Пропадает главное - искренность, непосредственность, естественность и простота. Понятны и доступны детям пляски сла­вянских народов, пляски-импровизации, пляски-показы персона­жей и др. Выступления взрослых вносят большое разнообразие в программу праздников. Они повышают настроение детей, обога­щают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагоги­ческий коллективы общими чувствами.

Структура праздника зависит от его темы. Обычно традицион­ные праздники, посвященные общественно-политическим событи­ям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, иногда с участием взрослых или под исполнение взрослых праздничной маршевой песни, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

После торжественной следует концертная часть - групповые и индивидуальные выступления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы.

Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они уси­ливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением де­тей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

На новогоднем празднике торжественного шествия не бывает. Все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно укра­шенной елки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые прово­дят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформ­ленные подарки.

Содержание и построение празднования проводов детей в школу также имеет свои особенности. По возможности в этот день в дет­ский сад приглашаются родители уходящих в школу детей. Буду­щие школьники демонстрируют свои достижения в упражнениях, играх, плясках, поют песни о школе, читают стихи. Их приветству­ют заведующая, воспитатели, остающиеся в саду товарищи; жела­ют им хорошо учиться, не забывать детский сад. Все дети исполня­ют свои любимые игры и пляски.

Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность. Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шест­надцати часов, так как дети к вечеру утомляются. Продолжитель­ность праздника для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп - 30-35 минут. В про­грамму праздника включаются коллективные и индивидуальные вы­ступления детей с песней, пляской, игрой, художественным словом.

Костюмы должны быть удобными, не стесняющими движений детей, легкими, сшитыми со вкусом, по росту. Можно использовать не полные костюмы, а лишь их характерные детали: венки с лен­точками для украинок; шапочки на голову для зверушек, цветов; платочки для русского танца. Не рекомендуется закрывать лица де­тей масками. Чем проще и легче костюм, тем удобнее он для ребенка.

Праздники для детей трех-четырех лет проводятся отдельно от праздников для детей пяти-шестилетнего возраста, потому что про­грамма, рассчитанная на старших детей, не всегда понятна малы­шам и утомительна для них. В свою очередь, игры, песни, пляски малышей мало интересны старшим детям. Кроме того, большое ко­личество присутствующих на празднике детей и взрослых стесняет малышей. В праздничную программу для малышей, кроме их выс­тупления, следует включать несложные зрелища: сценки куколь­ного театра, выступления старших детей, показ сказок-инсцениро­вок силами взрослых или детей старшего возраста. Желательно, чтобы знакомые детям игры, пляски содержали сюрпризные мо­менты. Например, перед проведением пляски с платочками веду­щий обращает внимание детей на большую бутафорскую трубу и хочет поиграть на ней. Но труба не звучит. Ведущий говорит, что она, очевидно, засорилась, хочет прочистить ее и вынимает из рас­труба гирлянду платочков, предлагает детям с ними поплясать. При проведении празднований в группах смешанного возраста матери­ал подбирается в ориентации на каждую возрастную подгруппу.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его чет­кой организации, продуманного сценария, формы проведения, сво­евременной подготовки.

Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Праздник - кульминационный пункт этой работы. Он ни в коем случае не должен готовиться специально, в спешке, а вытекать из всей предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе обычных музыкальных занятий дети разучивают и праздничный материал, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в выступлениях. Эмоциональный подъем у детей нарастает с при­ближением праздника. Педагогический коллектив должен береж­но сохранить нарастающую радость и в полной мере дать ей развер­нуться в день празднования.

Если музыкальная работа в детском саду поставлена методи­чески верно и способствует развитию детей, то каждому из них в те­чение года будет предоставлена возможность почувствовать себя исполнителем индивидуальной роли. Конечно, при выборе ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности и желание ребенка.

Чтобы к моменту праздника дети не утратили яркости впечат­лений, его подготовка не должна начинаться слишком рано. Обыч­но новый материал включается в музыкальные занятия за полтора-два месяца до праздника, но дети не знают, что данную игру или пляску они будут исполнять на празднике. Праздничный материал может разучиваться не только на групповых занятиях, но и на ин­дивидуальных (по 5-7 минут), занятиях по подгруппам. За не­сколько дней до праздника проводятся одно-два объединенных за­нятия для групп, которые будут участвовать в празднике. Такие занятия не должны повторять всю программу праздника. На них исполняются лишь общие песни, пляски, построения. Их продол­жительность не должна превышать 15 минут.

Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитате­лями. Программу представляет музыкальный руководитель. В про­цессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответ­ственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с ро­дителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведуще­го. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музы­кальном материале и, следовательно, посещать музыкальные за­нятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется ини­циативность, находчивость, умение выйти из затруднительного по­ложения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо по­шутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиден­ной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Занятия в день праздника не проводятся. После завтрака воспи­татели вместе с нарядно одетыми детьми обходят детский сад, рас­сматривают праздничные украшения, приготовленные накануне. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недо­пустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помога­ют детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Для успешного проведения праздника необходимо продумать размещение детей. Обычно они сидят по трем сторонам зала, ос­тавляя центр свободным - «сцену» - для выступлений. Стулья рас­ставляются до начала праздника по количеству детей. Если стулья ставятся в несколько рядов, то задние должны быть выше передних, чтобы все дети могли хорошо видеть то, что происходит на «сцене».

После праздника желательно провести педагогическое совеща­ние, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подго­товке и проведении последующих праздников, повышает эффек­тивность педагогической работы.

Опыт организации празднований показывает, что присутст­вие родителей снижает общий эмоциональный тонус их участни­ков. В состоянии напряжения находятся заведующая и персонал, стесняются выступать с номерами воспитатели, каждый из детей видит лишь своих родственников, родители, в свою очередь, следят только за выступлением своего ребенка, зачастую высказывают за­ведующей претензии из-за того, что он не пел соло, не читал сти­хотворение. Приходят родители на детский праздник в сапогах, си­дят в зале в головных уборах, занимая почти треть помещения. Становится душно, жарко, детям негде вволю поплясать, побегать в аттракционах. Это недопустимое явление. В плане работы дет­ского сада всегда указаны даты проведения открытых музыкаль­ных занятий, вечеров развлечений, куда могут прийти родители, чтобы ознакомиться с достижениями своего ребенка в области му­зыкально-художественной деятельности. Планируются и дни откры­тых празднований, которые повторяют весь ход детского праздника, но в более позднее время дня. Методически привлекательны сле­дующие темы таких празднований: «Наш праздник», «Дорогим ма­мам и бабушкам», «Праздник дружбы и весны» и т. д. Разумеется, отдельные сюрпризные моменты, аттракционы здесь могут отсутст­вовать, так же как и раздача подарков. Заблаговременно зная о дне открытого праздника, родители успевают к нему подготовиться.

Желательно с участием родителей проводить в группах различ­ные праздники на бытовую тематику, посвященные народным традициям, бытующим в данной местности, регионе. Например, «Папа, мама, ты и я - мы спортивная семья», «День рыбака», «Все спортом занимаются», «Масленица», «Ярмарка» и т. д.

Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных заня­тиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. На них про­водятся игры, пляски, из программы праздника исполняются пес­ни по желанию детей. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меня­ются ролями. Особенно любят дети повторно смотреть инсцениров­ки сказок и песен. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им интересен и близок.

Предлагаем сценарий празднования Нового года , не требующий длительной подготовки к детскому празднику.

Под звучание нежной спокойной мелодии дети входят в зал, свет в котором приглушен, горят лишь огоньки на елке. С помощью ведущей дети встают в круг вокруг елки, обходят ее, рассматривая игрушки. Загорается верхний свет.

Ведущий

Здравствуй, праздник Новогодний,

Праздник елки и зимы.

Всех друзей своих сегодня

Позовем на елку мы!

В. Лебедев-Кумач

Вместе с ведущим дети водят хоровод вокруг елки, музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской.

Затем дети садятся на места. Ведущий предлагает желающим прочитать стихи о елке и зиме, а затем еще раз полюбоваться елочными огоньками и спеть песню «В лесу родилась елочка», музыка Л. Бекман, слова О. Куда-шевой. (В дальнейшем огоньки на елке гасятся и зажигаются при появлении Деда Мороза.)

Внезапно раздается стук в дверь и входит Снежная Баба, роль которой исполняет взрослый.

Снежная Баба.

Я кукла из снега, Я снежная баба!

На праздник пришла к вам

Из тихого сада.

В окне увидала нарядную елку,

Поправила шляпу, швырнула метелку,

В окно постучала, протиснулась в дверь

И с вами, ребята, станцую теперь.

Л. Пеньевская

Снежная баба водит с детьми хоровод «Метелица», русская народная мелодия, слова Л. Пеньевской и О. Окунь. (Песня была разучена заранее, а движения показывает Снежная Баба.)

Вот и зимушка веселая пришла,

(Дети идут по кругу.)

Ой, жги, жги, жги, говори,

Все тропинки, все дорожки замела.

(Дети кружатся вокруг себя.)

Запряжемте-ка мы в сани лошадей,

Ой, жги, жги, жги, говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

(Каждая пара образует «упряжку» и шагом продвигается вперед.)

Рысью, рысью друг за другом поспешим

Ой,жги,жги,жги,говори,

И скорехонько до леса докатим.

(Пары переходят на легкий бег.)

Топорами мы ударим дружно в лад,

Ой, жги, жги, жги, говори,

Только щепочки по лесу полетят.

(Дети поворачиваются лицом к центру круга и изображают взмахи топорами.)

А из леса мы тихонечко пойдем,

Ой, жги, жги, жги, говори,

А руками мы прихлопывать начнем.

(Дети идут и хлопают.)

А ногами-то притопнем дружно враз,

(Останавливаются, топают.)

Ой, жги, жги, жги, говори,

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!

(Кружатся вокруг себя.)

Затем проводится свободная пляска детей под любую веселую танце­вальную мелодию. Каждый ребенок импровизирует движения. После пляс­ки дети садятся.

Снежная Баба. Ой, как жарко мне, ребята, стало, боюсь, растаю. (Уходит-.)

Ведущий. Ребята, к нам в гости обещал прийти Дед Мороз. Давайте споем песню, попросим его скорее появиться.

Дети поют песню «Просим Деда Мороза», музыка В. Верменича, слова М. Сингавского.

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз. Здравствуйте, дорогие дети! Поздравляю вас с Новым годом! Какие вы все нарядные! А елка-то красивая какая! Становитесь вок­руг нее в хоровод!

Исполняется любой знакомый детям хоровод. По окончании его Мороз встает под елку.

Ведущий. Дедушка Мороз, а мы тебя из круга не выпустим!

Мороз пытается «разорвать» круг, бегает, приседает, пробует перешаг­нуть через сцепленные руки детей, но «не может».

Ведущий. Спляши, дедушка, тогда выпустим!

Он обещает. Дети садятся. Идет пляска Мороза под бодрую, веселую народную музыку.

Дед Мороз. Ох, устал, сяду на пенек, отдохну!

Проводится забава «Сяду на пенек». Пенек - замаскированный ребе­нок - все время «переползает» на другое место. Ведущий подает Морозу стульчик и просит сесть. Пенек останавливается перед ним, и из него выходит мальчик, кланяется Деду. Ведущий предлагает детям почитать стихи о Деде Морозе. Исполняются 2-3 стихотворения.

Появляется Снегурочка.

Снегурочка. Дети, я привела к вам на елку зверей.

Проводится их шествие вокруг елки под музыку песни М. Красева «Мох­натые гости», слова О. Высотской. После последних слов: «Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями, чтобы лапы у зверей заплясали сами», - «звери» пляшут, затем садятся. Дед Мороз и Снегурочка загадывают детям загадки М. Сингавского.

В теплый край не улетают,

На морозе распевают,

Это - птички невелички,

Называются... (синички).

Рыжий маленький зверек

С ветки прыгнул на пенек.

Он грызет орешек мелко.

Всем известно: это... (белка).

Кто в пушистой рыжей шубе?

Кто цыпляток очень любит?

Волку серому сестрица,

Это - хитрая... (лисица).

Он большой и косолапый.

Мед он ест из улья лапой.

Он веселый шалунишка.

Ну, конечно, это... (мишка).

Затем загадки загадывают дети, а Дед Мороз делает вид, что не может их отгадать. В награду предлагает научить детей играть в игру «Не обожгись!», слова Л. Яхина. Дети сопровождают игру движениями, которые показывает Снегурочка. Ведущий берет в руки две красные ленты и присаживается перед елкой.

Ведущий.

Под горой стоит шатер,

У шатра горит костер,

Пламя светится в ночи,

Ай-я, яй! Не затопчи!

(Дети идут по кругу, «костер» (его роль исполняет взрослый) пома­хивает лентами)

Выше елей, выше гор

Разгорелся наш костер.

Улетают искры ввысь,

Ай-я-яй! Не обожгись!

(Дети расширяют круг, поднимая сплетенные руки вверх, а «костер» медленно поднимается, помахивая лентами.)

Сильный ветер налетел,

Наш костер задуть хотел.

Раздувай, еще, еще,

Осторожно! Горячо!

(Дети сужают круг и дуют на «костер», а он кружится. На последние слова дети убегают, а «костер» их догоняет, стараясь осалить кого-либо лентой.)

Игра повторяется 2-4 раза уже с детьми в роли «костра». После игры дети садятся. Мороз рассказывает им сказку А. Зиминой, музыка Ф. Гершовой «В новогоднюю ночь». Под ее изложение, перемежающееся музы­кой, дети, одетые заранее в костюмы петрушек, лошадок, кукол, мячей, сне­жинок, исполняют произвольные танцевальные композиции.

После сказки Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми, обещают на прощание выполнить любое их желание. Ведущий подходит к детям, тихо с ними совещается, затем говорит Деду Морозу, что все просят подарить им волшебные новогодние подарки. Дед Мороз достает красивый маленький мешочек, достает оттуда елочные иголки, раздает их детям, приговаривая, что они волшебные. Надо только всем вместе сказать: «Станьте иголки подарками с елки» и бросить их на елку, тогда они в подарки и превратятся. Свет гаснет. Из-под елки быстро убираются белые простыни. Свет зажига­ется - под елкой подарки! Дед Мороз и Снегурочка раздают их и уходят. Дети еще раз обходят елку и направляются в группы.

Консультация для воспитателей

Сыроватская Н.В.

Без праздников не бывает детства!

Уважаемые воспитатели! Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная играть бесплатно в игровые автоматы в пирамиду подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из - за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Цели организации праздника.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.

Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Этапы работы по организации праздника:

Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:

1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

2. Работа над сценарием.

3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.

4. Репетиции

5. Работа с родителями.

6. Проведение утренника

7. Подведение итогов

8. Последействие праздника.

Подготовка к празднику.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 40 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

Над выразительным прочтением стихов;

По заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

Над образом;

Над отдельными эпизодами.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию - вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

Отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

Развивать художественно-эстетический вкус;

Создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Собираемся на праздник

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая - во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена игровые автоматы играть бесплатно робинзон », который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого - «Снежная королева» или «Золушка на балу»

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.

Ведущий - это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя - роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.

Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».

Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям (например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях - не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.

Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.

Воспитатель, не выступающие в каких-либо ролях , находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.

Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть винджаммер бесплатное игровой автоматы бесплатно песни, исполнить роль персонажа.

Проведение праздника.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

Говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

Не отвлекаться на родителей.Праздник в детском саду - это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник - это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Просьба к воспитателям - помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Подведение итогов.

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

Деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

Деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

Организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

Праздничное оформление зала.

Родители - желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»

Детсадовский утренник - это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.

Список использованной литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.

3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.

4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.

5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

Методика организации праздников в детском саду.

Подарить детям праздник…. Легко это или трудно? Легко, если ты этого хочешь. Ведь ребенок воплощение радости в этом мире. Праздник должен дать ребенку возможность полноценного его проживания, самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Трудно? Да! Потому что это итог долгой многоплановой работы, синтез различных видов деятельности. Мелочей на празднике не бывает и, чтобы подарить настоящий, яркий, запоминающийся праздник, который открыл бы индивидуальный мир ребенка, заставил зазвучать его внутренний мир - большой труд. Любой труд, когда ты делаешь что-то с удовольствием, энтузиазмом, принесет всем радость.

При подготовке к празднику музыкальный руководитель может воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • Планировать праздники в конце предыдущего года;
  • Собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
  • Обсуждать праздник по - деловому;
  • Собирать репертуар для выступлений из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив 1-2 новых;
  • Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми;
  • Тщательнее готовить взрослых! Они должны знать все движения в играх, слова и движения в песнях, танцах. Их движения на праздниках должны быть упреждающими! (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним;
  • Применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  • Дети на празднике показывают не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а ощущают себя участниками события, получают радость, усваивают смысл сценария;
  • На празднике нужно соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал.
  • Ведущий на празднике – главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.

Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях;
  2. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;
  3. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание

Между всеми участниками праздника;

4.дифференцировать детей по склонностям и способностям;

5.позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

Праздник дело коллективное, один человек не может справиться с этим. В коллективе должны быть распределены обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы. В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они важны для успеха. На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Выготский Л.С. указывал, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда он окажет на них эмоциональное воздействие. Главное вовлечь детей в атмосферу подготовки и ожидания праздника. Дети рисуют декорации, делают элементы костюмов, продумывают музыкальное оформление праздника, движения в танцах. Главное – вовлечь всех детей в атмосферу праздника.

На втором этапе нужно создать празднично - торжественную атмосферу перед самым началом. Убедить родителей - приводить детей в группу заранее, чтобы было время спокойно переодеться, вспомнить роли, полюбоваться на себя в зеркало, услышать от воспитателя и музыкального руководителя последние напоминания и указания. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить детей, не давать им лишней нагрузки после праздника, а предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя их нервную систему. Воспитатель должен перед входом в зал настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросив их мнение о празднике. На заключительном этапе, который можно назвать «проводы праздника» педагоги, наблюдая за детьми, прослеживают степень усвоения праздника:

  • какое мнение у детей осталось после праздника и стало через несколько дней;
  • разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника;
  • насколько информированы родители о празднике и каково их мнение

Педагоги делают выводы об эффективности участия детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы нужно использовать перед проведением следующего праздника.

И вот праздник продуман, организован, проведен. Огромная награда для организаторов праздника, блестящие от радости и переполняющих эмоцией глаза детей, восторг и благодарность родителей.

Так давайте совершать это прекрасное чудо - дарить праздник детям , большим дружным педагогическим коллективом единомышленников.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

План

1. Значение и роль праздников и развлечений в экологическом воспитании дошкольников

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста

3. Подготовка и методика проведения экологических праздников и развлечений

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Библиография

1. Значение и роль праздников и развлечений в эколог ическом воспитании дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Необходимо охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Праздники и развлечения -- яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Музыкальные экологические праздники поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой поддерживает у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы и окружающему миру. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формируя его личность. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злым, голодным волком, то красивым, нежный цветком, трусливым зайцем, неуклюжим косолапым медведем. Музыкальные движения способствуют не только закреплять знания экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств - любви, симпатии, состраданья, восхищения, удивления - созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал, или площадка детского сада, нарядные костюмы - создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

Важность в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, в сознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, весеннему возрождению, летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Одним из значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб виденья планеты, ее значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части.

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечени й с детьми дошкольного возраста

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября -- это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая -- день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20--30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45--55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Но, конечно, нужны и новые номера.

3. Подготовка и методика проведения экологи ческих праздников и развлечений

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ - подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; праздник экологический воспитание дошкольник

обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально - физиологической нагрузки.

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Наш дом - Земля

(Экологическое развлечение - подготовительная группа)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Ведущая : Ребята, сегодня 22 апреля отмечается праздник - День Земли и поэтому я вас приглашаю в лес, посмотреть, как просыпается природа от зимнего сна. А отправляемся мы туда на волшебном поезде, закрываем глаза, поехали (звучит фонограмма)

Ведущая : приехали. Посмотрите, какая полянка давайте присядем и чуть - чуть отдохнем (дети рассаживаются на стулья) (звучит фонограмма - голоса природы)

Заходит Царевна Леса с глобусом, украшенным цветами и насекомыми.

Царица : здравствуйте, гости дорогие! Я Царица Леса, рада вас видеть в своем царстве - государстве. Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла земной шар. Вся планета весной расцветает. Поглядите как красиво вокруг нарядно!! Весной просыпаются все насекомые. А каких вы насекомых знаете? А теперь отгадайте загадки (Царица загадывает загадки про насекомых). Молодцы! А вы знаете, что насекомые древнейшие и многочисленные обитатели планеты? Обитают многие не только на земле и в земле, но и в воздухе, и в воде.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, летать, плавать)

Чем питаются? (Зелеными листьями, стеблями, плодами, опавшими листьями; жуки - точильщики - древесной корой; насекомые хищники - другими насекомыми; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов).

Ведущая : Ой, ребята! Посмотрите! Какая птица залетела к нам (на ковре лежит бабочка).

Дети : Нет, это бабочка.

Царица : ребята, расскажите, что вы знаете о строении насекомых? (ответы детей с использованием схем)

Строение насекомых:

· 3 части тела: голова, грудь и брюшко, покрытые хитином, 6 ног, у многих 2 пары крыльев

Как спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки (павлиний глаз, мертвая голова); острым жалом - осы, пчелы).

Какую пользу или вред приносят?

· Насекомые вредители: комары, муха и т.д.

Одомашненные насекомые: пчелы и тутовый шелкопряд.

Какую пользу приносят пчелы? (ответы детей).

Ведущая : А теперь, ребята, давайте расскажем Царевне, как появляются на свет бабочки. (Ответы детей)

Царица : Вы молодцы, но я перепутала карточки, помогите мне восстановить цепочку, как же появляются на свет бабочки. (Игра логическая цепочка)

Ц арица : Правильно, ребята, молодцы!

Раздается тревожная музыка, вбегает кикимора, колдует и на земном шаре появляются вместо цветов тучи.

Царица : О, мой лес, мой дивный лес! Что вы сделали с земным шаром? Ведь все живое погибнет! Слышите, как стонет Матушка-Земля?

Ведущая : Кикимора что же ты наделала! Наши дети знают, что природу нужно беречь.

Кикимора : Это что же такое я наделала? Ой, ой плохо! Нет, я не хочу, что бы так все произошло!

Царица : убирай тогда своё колдовство! Помогай очистить земной шар от пыли и грязи! Мусор убирать!

Кикимора : Согласна, согласна! Только вы уж ребята помогите мне! Я тоже хочу узнать побольше о насекомых. Ответьте на мои вопросы. За правильный ответ фишка.

1. Кто в лесу строит муравейники?

2. Как называется дом для пчел?

3. Почему стрекозу называют хищницей?

4. Где уши у кузнечика?

5. Где живут тараканы

6. На кого охотится божья коровка?

7. Какой вред приносят мухи и тараканы?

Пока дети отвечают на вопросы, Царица восстанавливает земной шар.

Кикимора : Вот теперь я многое узнала! Колдовство разрушила. Поняла, что надо беречь Земной шар! Спасибо вам за науку! Пойду, расскажу всем, почему нужно Землю беречь! (уходит)

Ведущая : И нам пора, ребята возвращаться!

Царица : Спасибо, ребята! Мой лес снова полон сказок и чудес, опять поют соловьи, ожила вся Земля!

Ведущая : Спасибо! До свидания, Царица Леса! Дети, закрываем глаза, возвращаемся.

Библиография

1. Иванова А.И. Живая экология М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М Маневцова М.: Просвещение, 1983

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр « Академия», 2002.

4. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика - Синтез

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздника как средства эстетического воспитании дошкольников. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста. Подготовка к праздничным утренникам, этапы работы. Требования к организации и проведению праздников для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Происхождение народных обрядов и праздников в народной педагогике. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников. Методические аспекты и анализ программы "Детство" дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Роль праздника на Руси. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в детском образовательном учреждении. Сценарий экологического праздника "День Земли".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Психолого-педагогическое значение игр и развлечений детей дошкольного возраста на свежем воздухе. Особенности организации и проведения игр и развлечений на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста. Диагностика уровня развития ловкости у детей.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевых в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Праздники в детском саду и их классификация. Факторы удачного проведения праздника в детских садах. Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе.