Понятия социального обеспечения кратко. Подробно о том, что представляет собой право социального обеспечения. Перерасчеты трудовых пенсий

    Понятие и признаки социального обеспечения: виды и функции.

    Предмет, метод и система права социального обеспечения.

    Понятие и виды принципов права социального обеспечения.

    Понятие и виды источников права социального обеспечения.

1. Понятие и признаки социального обеспечения: виды и функции.

Конституция РФ закрепляет права человека в области социального обеспечения (ст.ст.38-41): «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Понятие «социальное обеспечение» трактуется неоднозначно представителями различных концепций.

В целом, если исходить из семантического понимания социального обеспечения, оно означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому – либо со стороны общества».

Сторонники экономической концепции включают в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления.

Представители правовой концепции основывают свою позицию одновременно на экономическом и субъективном критериях, т.е., по их мнению, обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства (например, в царской России – чиновники и военнослужащие; позже – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей; при советской власти – все лица наемного труда; затем – члены колхоза, дети, многодетные семьи, одинокие матери; в современном законодательстве – безработные, вынужденные переселенцы, беженцы и др.).

Учитывая многообразие точек зрения по вопросу понимания социального обеспечения, следует выделить его основные критерии (признаки) в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

    источники финансирования – социальное обеспечение должно предоставляться за счет средств специальных фондов, образуемых государством (в период СССР – это общественные фонды потребления; в настоящее время – специальные государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также республиканские и территориальные фонды социальной поддержки населения.

    круг лиц, подлежащих обеспечению – социальному обеспечению подлежат только лишь такие категории граждан, которые установлены в законе: нетрудоспособные, потерявшие кормильца, беременные женщины, дети, безработные и т.д. Круг данных лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

    условия предоставления обеспечения – предполагают наступление соответствующих обстоятельств, указанных в закон, т.е. это события, связанные с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является для него крайне необходимой.

    цель предоставления обеспечения – различают ближайшие цели (например, при выплате пособия по беременности и родам, это материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов); промежуточные (забота о здоровье матери и ребенка); конечные (воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны).

Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специализированных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения.

    экономическая ф-ция выражается в создании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей хозяйства и т.п. Государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законе социальных рисков.

    производственная ф-ция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения часто зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

    политическая ф-ция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку; призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

    демографическая ф-ция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.п. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения стал причиной высокой смртности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, влечет снижение рождаемости в стране и т.д.

    социально-реабилитационная ф-ция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания..

    защитная ф-ция – выделяется в отдельных источниках (!!! спросить мнение студентов по этому поводу).

значениях , таких как:

2) функция государства;

Теория СО

СО

СО

.

Признаки

СО как категория

основными признаками

Под ПСО как отрасли

ПСО как научная дисциплина

В предмет науки

не имеет собственного метода

Предмет отрасли ПСО.

В структуре предмета ПСО .

специфические черты

В целом можно выделить две группы отношений :

· материальные отношения по поводу денежных выплат и отношения .

· вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные

Метод отрасли ПСО.

:

Система ПСО как отрасли

:

1) Общая

2) Особенная - трудовой стаж, пенсионное обеспечение, медицинская помощи и лечения, пособия и компенсационные выплаты, социальное обслуживание, страхование от несчастных случаев на производстве и т.д.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли . Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, ПСО как наука - это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. Следовательно, предметом отрасли являются общественные отношения, а предметом науки - общественные явления.

Источники ПСО

Источники ПСО – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

В сфере СО действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс).

Новые федеральные законы характеризуются:

1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, большое количество отсылочных норм.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе (источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами) Междунар.права Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения»

Конституция РФ Статья 38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

2) по сфере их действия (делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные); 3) по органам, принявшим нормативный акт (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров") ; 4) по форме акта (делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.); 5) по правовым институтам . 6) по видам социального обеспечения : пенсии, пособия и социальное обслуживание (льготы и т.д.). 7) По содержанию – комплексные и отраслевые. Комплексные содержат нормы нескольких отраслей (закон о занятости).

Здесь же вопрос, является ли источником судебная практика. Новые нормы не создаются, лишь толкование.

Правоотношения по СО

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по независящим от них обстоятельствам, в котором граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, страхового возмещения, пособия, компенсации, субсидии либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Социальные правоотношения являются по своей природе, по своей сущности распределительными , так как должны удовлетворять потребности определённой части членов общества путём их материального обеспечения.

Отношения являются относительным , поскольку все участники таких отношений чётко определены законом.

Носят волевой характер , так как связаны с государственной волей, выраженной в праве, и с индивидуальной волей, которая реализуется по волей участника правоотношения.

Специфической особенностью правоотношений по социальному обеспечению является отсутствие единого правообеспечительного правоотношения , в котором гражданин реализует все свои права на социальное обеспечение.

Таким образом, характеристика : - распределительные, - относительные, - волевые, - отсутствие единого правообеспечительного правоотношения.

Перерасчеты трудовых пенсий

Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Право на перерасчет пенсии возникает у пенсионеров в следующих случаях:

Страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца · Достижение пенсионером возраста 80; · Изменение группы инвалидности; · Изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца; · Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях; · Осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности; · В других случаях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности - в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.

Достижение пенсионером возраста 80 лет. Данное основание применяется только к страховой части трудовой пенсии по старости – оно позволяет установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере - 7220 рублей 63 копейки.
Изменение группы инвалидности. Данное основание применяется как к страховой части трудовой пенсии по старости, так и к трудовой пенсии по инвалидности. При этом повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (7220 рублей 63 копейки) предусмотрен для инвалидов I группы.

Изменение количества нетрудоспособных иждивенцев . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности. Появление у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев влечет за собой установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности (при этом учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев). Например, при наличии у получателя трудовой пенсии по старости одного 4813 рублей 76 копеек, двух нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 6017 рублей 19 копеек, трех и более нетрудоспособных иждивенцев - в сумме 7220 рублей 63 копейки.

Изменение категории получателя трудовой пенсии. Данное основание применяется к трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий трудовую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца в сумме 3610 рублей 31 копейку.

Приобретение необходимого календарного стажа работы в «северных» районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчины и 20 лет у женщины). Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности. В этом случае фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере. Например: лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5415 рублей 47 копеек.»

Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях . Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях).

Осуществление работы. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с продолжением пенсионером трудовой деятельности. Указанный перерасчет осуществляется по истечении 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Социальная пенсия

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". ст.11,ст. 18

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды; 8861,54 рубля в месяц

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; 7384,7 рубля в месяц

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); 3692,35 рублей в месяц

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). 3692,35 рублей в месяц

Социальная пенсия увеличивается на пять лет: 60 лет женщины и 65 лет мужчины.

В районах крайнего севера, наоборот, уменьшается.

Пенсии в твёрдой сумме.

Социальные доплаты к пенсии неработающим пенсионерам введены в РФ с 1 января 2010 года. Они обеспечивают доведение уровня материального обеспечения неработающего пенсионера до прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством, в регионе его проживания или фактического пребывания.

Понятие социального обеспечения как социально-экономической категории.

До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение». В юр. и эк. литературе употребляется в различных значениях , таких как:

1) форма распределения материальных благ;

2) функция государства;

3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

4) предмет социальной политики государства;

5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

Теория СО сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в 80 годах). Представители - Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, СО – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но Дурденевский предложил ограничить пределы СО определённой целью - помощь в развитии и охранении человека.

Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил СО как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения .

Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание.

Признаки , в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

1. Источники финансирования. Определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и соц.страх) и части государственного бюджета.

2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости; по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски».

4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

СО как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

2. Понятие права социального обеспечения как отрасли права и научной дисциплины

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль в к. 70 – н. 80 годов. До этого отношения по СО рассматривались в рамках административного, трудового и колхозного права (ныне аграрное право). В 30 годы социальное право было частью административного права. В 50 годы социальное обеспечение рабочих и служащих рассматривалось трудовым правом, а колхозников – колхозным правом.

Впервые вопрос о самостоятельности отрасли был поднят в 1966 году на международном симпозиуме в Праге чешскими учёными-юристами.

В работе симпозиума принимал участие Андреев – он является основоположником советского права социального обеспечения, 1ый в науке выделил предмет, метод, принципы и обосновал систему норм.

Нормы, регулирующие отношения в сфере социального обеспечения занимают особое место в общей системе права, так как одним из субъектов всегда выступает государственный орган либо уполномоченный государством, а другим – гражданин, реализующий конституционное право на социальное обеспечение.

Данная общность правовых норм обладает основными признаками , характерными для самостоятельной отрасли:

1) Однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части ВВП путём предоставления населению соответствующих видов СО по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством.

2) Применяемые законодателем специфические приёмы регулирования общественных отношений, учитывающие распределительный характер этих отношений и специфику субъекта.

3) Очевидная потребность общества в регулировании данного блока отношений на уровне самостоятельной отрасли, так как субъектом этих отношений выступает всё население страны и через систему СО распределяется часть всенародного достояния – ВВП.

4) Наличие отраслевых принципов, призванных отражать представление общества о социальной справедливости.

5) Количественная достаточность правовых норм.

6) Наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

Под ПСО как отрасли понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП путём предоставления населению в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

ПСО как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

ПСО как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Предмет отрасли ПСО.

В структуре предмета ПСО выделяют следующие элементы: субъекты, объекты, социальные факты и практическая деятельность людей .

Учёные, занимающиеся проблемами социального обеспечения, выделяют специфические черты , являющиеся основополагающими для отношений по социальному обеспечению граждан:

1. Экономическая природа отношений, поскольку они носят распределительный характер. Предоставление материальных благ одному из субъектов достигается перераспределением валового внутреннего продукта.

2. Специфический круг субъектов. Одним из субъектов всегда является государственный, либо уполномоченный или допускаемый государством, который обязан предоставить социальное обеспечение. Другим субъектом является гражданин или семья, наделённый объёмом правомочий.

3. Специфика объекта – это всегда материальное благо. Форма блага бывает различной – денежная выплата, услуга, льгота…

4. Специфика социальных фактов. Перечень таких фактов строго определён законом и расширенному толкованию не подлежит. К.п., это жизненные обстоятельства, которые называются «социальными рисками».

5. Законодательное закрепление норм СО (размеров денежных выплат, объёмы социальных услуг…), которые не могут быть изменены участниками отношения ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения, если они финансируются за счёт федеральных источников.

В целом можно выделить две группы отношений :

· материальные отношения , которые в свою очередь делятся на отношения, возникающие по поводу денежных выплат и отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения .

· вспомогательные отношения , которые делятся на процедурные и процессуальные отношения. Отношения по поводу возникновения, реализации и защиты.

Метод отрасли ПСО.

Распределительный характер отношений предопределяет императивный метод регулирования – поступать при распределении ВВП только так, как это предусмотрено нормами права.

В некоторых случаях используется и диспозитивный метод, пределы которого существенно ограничены . Дозволение адресуется не обоим субъектам, а лишь одному из них – гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного варианта обеспечения (к примеру, по общему правило гражданин, имеющий право на два вида пенсии, должны выбрать только один).

Учёные, занимающиеся проблемами СО, выделяют специфические черты метода ПСО :

1. Сочетание централизованного регулирования отношений с региональным и муниципальным. В Конституции в совместном ведении находятся вопросы социального обеспечения населения. Локальное регулирование допускается, но меньше.

2. Специфика юридических фактов. Проявляется эта специфика в двух аспектах:

1) В основном это события, независящие от воли человека – смерть, достижение определённого возраста.

2) Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии сложного юридического состава (достиг возраста, обратился, потом вынесли решение – почти всё носит заявительный характер). Сложный юридический состав включает: событие, волеизъявление гражданина и решение компетентного органа.

3. Специфика характера правового положения субъекта правоотношений. Законодатель, с одной стороны, не наделил их равенством, а с другой – не ввёл для них элементов подчинённости. Имущественные права принадлежат гражданам, а их обязанности не материального, а процедурного или процессуального характера.

4. Специфика защиты нарушенного права. То есть отсутствие особого правового механизма для такой защиты. Граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком, либо одновременно и тем и другим.

Специфика санкций, применяемых за правонарушение в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения нет репрессивных санкций, а есть только правовосстановительные и правоограничительные.

5. Система ПСО как отрасли и научной дисциплины

Система ПСО как отрасли - это научно обоснованная классификация ее правовых норм.

Система ПСО состоит из общей и особенной части. :

1) Общая - нормы распространяются на все отношения: предмет, метод, принципы, юридические факторы, виды, источники.

Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения .

Принципы социального обеспечения:

1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.


Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

Социальное страхование - это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
  • социальное страхование.

Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение - защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь - помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

В чем отличие?

Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

  • льготы;
  • компенсации;
  • пособия;
  • имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда);
  • социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
  • пенсии.

Форма выплаты социального обеспечения

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

  1. пенсии (все разновидности и виды);
  2. пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

  1. льготы (например, бесплатное лекарство);
  2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);
  3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;
  4. содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости;
  • медицинские и социальные услуги;
  • льготы;
  • социально-обеспечительные компенсации;
  • пенсии.

Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

Это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это - различные формы помощи государства своим гражданам. Право социального обеспечения - это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.

Право социального обеспечения и отношения

1. Пенсионные отношения, которые возникают между гражданами и органами социального обеспечения в связи с получением пенсий.
Для того чтобы эти отношения возникли гражданам необходимо иметь:
. достаточный возраст;
. стаж работы или выслугу лет;
. инвалидность и др.
2. Отношения, связанные с выплатой пособий семьям, имеющим детей, или людям с временной нетрудоспособностью.
3. Предоставление льгот, социальных услуг некоторым категориям граждан, выплата компенсаций. К ним можно отнести ветеранов, инвалидов, многодетные семьи и др.
4. Процедурные отношения возникают при назначении каких-либо социальных выплат.
5. Если возникают споры при получении пособий, пенсий и льгот, то возникают процессуальные отношения.

Гарантии

1. Право социального обеспечения гарантируют органы управления или специальные учреждения.
2. Осуществление дополнительного социального обеспечения за счет негосударственных фондов.
3. Существуют два субъекта отношений социального обеспечения. С одной стороны - гражданин или семья, с другой - органы, которые этим занимаются.

Социальное обеспечение и его принципы

1. Право социального обеспечения осуществляет все выплаты за счет государственного бюджета и социального страхования.
2. Доступность всем нуждающимся в нем.
3. Многообразие видов.

Виды социального обеспечения: пенсия

Пенсия - это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии - материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.

Социальное обслуживание

Пенсии иногда сопровождаются социальным обслуживанием. Это предоставление бесплатных услуг за счет общества. Целью является оказание нуждающимся дополнительной помощи бытового характера. Это - трудовая реабилитация, трудоустройство инвалидов, содержание в домах-интернатах. К социальному обслуживанию относятся услуги содержания детей в детсадах, некоторые услуги здравоохранения и др.

Пособия

Пособия - это социальное обеспечение, различающееся по источнику выплат, цели, субъектам.

Пособия бывают:

Трудовые. Дают полное или частичное возмещение прежнего заработка.
Данные пособия получают граждане, которые состоят в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно по нетрудоспособности. Сюда же можно отнести пособия по беременности и родам. В период нетрудоспособности лицо, не работая на предприятии, получает от него денежное содержание. Это содержание выплачивается из средств социального страхования.

Социальные пособия. Цель данных пособий - предоставление средств, необходимых для существования. Они выплачиваются в определенной сумме, установленной законодательством. Для инвалидов первой и второй группы данные пособия определяются минимальной трудовой пенсией. Для других лиц размер социальных пособий обеспечивает незначительные, но необходимые потребности. Социальные пособия выражают заботу общества о лицах, которые остались без средств к существованию. Это проявление гуманизма общества.

Семейные пособия. Семья является субъектом их получения. Назначение семейного пособия - оказать государственную материальную помощь семьям, которые несут дополнительные расходы, направленные на содержание несовершеннолетних детей. Семейные пособия выплачиваются как дополнительная помощь, независимо от того, получает ли семья другие доходы из государственного бюджета. Размер определяется по сумме минимальной заработной платы, которая установлена действующим законодательством. Семейными пособиями являются пособие по рождению ребенка, по уходу за малолетними детьми, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, пенсии на детей-инвалидов и т. д.

Льготы

Общество для облегчения материального положения некоторых категорий лиц предоставляет им льготы. К последним относят частичную оплату коммунальных услуг и лекарственных средств. Для содержания детей в дошкольных учреждениях, в детских санаториях и лагерях также предоставляются льготы.

Натуральное обеспечение

Натуральное обеспечение - передача материальных ценностей некоторым гражданам в собственность или в пользование. К ним относится бесплатные протезно-ортопедические изделия, средства передвижения, лекарственные препараты для некоторых групп инвалидов и т. д.

Социальная ситуация в РФ

Социальное обеспечение в России занимает важное место в жизни государства и общества. Оно тесно связано с политикой страны и зависит от развития экономики. Право граждан России на социальное обеспечение указано в 39 статье Конституции. Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение:
. по достижении пенсионного возраста;
. в случае инвалидности;
. по болезни;
. в случае потери кормильца;
. на воспитание детей.