Гобелены: особенности и использование в интерьере. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности Картины в технике ткачество

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача.
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов – металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла. Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы» .


Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины), металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты. Мононить, хлопок, лен. 2001

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом), традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.


Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла . Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа, но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями), либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения» .

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11.

Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты.

Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.

А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других, пишет Сергей Салтыков

Изготовление рамы для ткачества

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше “барашков”) регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями – тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.

Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.

1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем…

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!

2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ - «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

.

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.

Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй - завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена - 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.

Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.

Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы.

Возникло еще в каменном веке. Судя по результатам археологических исследований, изначально ткацкие изделия представляли собой плетеные предметы, выполненные из травы, полосок кожи животных и их жил. Первое приспособление для производства примитивных видов ткани появилось около пяти тысяч лет до нашей эры. Тогда его появление стало настоящим эволюционным скачком в производстве одежды и предметов быта. А что такое ткачество сегодня? Насколько изменился технологический процесс и качество изготавливаемой продукции?

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк. Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая. Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка - секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений. Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей. Так превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом - вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу. Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

Первый ткацкий станок

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу. Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой. Тем не менее ручное ткачество заняло одно из первостепенных мест в быту древних людей, а подобные устройства использовались практически в каждом доме. Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных. Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество - ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое - простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X-XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Домашнее ткачество сегодня

На сегодняшний день узорное ткачество стало скорее экзотикой, чем повседневной домашней работой: домотканые ковры, занавески, скатерти, салфетки, простыни и одежные ткани давно заменили промышленные аналоги. Сегодня далеко не каждая хозяйка возьмётся за тканое рукоделие. Однако ремесло - это все еще живо, а в некоторых регионах активно возрождается и развивается. Центры традиционной культуры и многие индивидуальные мастера проводят специализированные мастер-классы и выставки лучших работ. Самотканые изделия успешно продаются в специализированных магазинах.

Безусловно, новые приспособления и современные материалы значительно облегчают труд ткачих, при этом изделия сохраняют яркую, многоцветную гамму и сложность узоров. Благодаря современным материалам мастерицы могут получить потрясающие эффекты переплетений нитей. Тем не менее ткачество - сложный и трудоемкий процесс, требующей особого внимания, выдержки и терпение. Зато готовые изделия, созданные искусными мастерицами, радуют глаз.

Виды ткачества

Вплоть до начала XX столетия тканое ремесло считалось одним из приоритетных домашних занятий в культурах большинства народов России и соседствующих государств. Все основные виды воспроизведения осуществлялись с помощью ручного деревянного станка. В качестве основного сырья для производства ткани дома, обычно использовались волокна льна или конопли, овечья или козья шерсть. Иногда ткань делалась из хлопковых или шелковых нитей - товара, импортируемого из азиатских стран. К этому времени русские мастерицы полностью овладели различными техниками переплетения нитей, а многие из них освоили сложные техники создания узоров.

Что такое узорное ткачество в понимании древних ткачих? Это изображение несложных геометрических линий и фигур. Однако чтобы воспроизвести подобный орнамент на ткани требовалось особое мастерство. Недаром узорное ткачество всегда считалось самым сложным и трудоемким способом украшения полотна. Несмотря на то что ткацкий станок присутствовал почти в каждом доме, далеко не каждая хозяйка могла создать изделие со сложным узором.

Полотняная и закладная техника

Самым простым видом ткацкого переплетения считалось полотняное. Его использовали на протяжении всей истории ткачества, создавая ткань для нательного белья и полотенец.

Техника закладного ткачества также является одной из самых древних. Этот метод переплетения предусматривает прокладку нитей не по всей ширине ткани, а лишь на некоторых ее участках. «Заклады» обычно представляли собой орнамент из простейших геометрических фигур. Они могли выполняться с помощью комбинирования разных нитей. Узоры создавались с помощью разноцветных льняных, шерстяных или хлопковых нитей. В результате сложного, трудоемкого процесса получалось гладкое, одинаковое с обеих сторон полотно.

Интересно то, что закладное ткачество использовали и на горизонтальных, и на вертикальных ручных станках. Тканый ковер из шерсти, выполненный в этой технике, обязательно присутствовал в каждом доме.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка - бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Выборная техника

Название этого метода говорит, что такое ткачество очень похоже на браное. Для его воспроизведения также необходима все та же специальная дощечка или пруток. Одна, в отличие от браной техники выполнения, при выборной технике уток никогда не прокидывался от кромки до кромки. Узор накладывался отдельными участками, отчего ткани делались многоцветными и рельефными. Тем не менее лицевая и изнаночная сторона, также, как и при браной технике выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Широкое распространение эта техника создания тканого полотна получила в украинском и белорусском творчестве. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него. Здесь не применяется никакая бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков. В сравнении с бранным или выборным ручным ткачеством данная методика менее трудоемка. При этом стоит отметить, что использование переборов дает возможность создавать более яркие и разнообразные цветовые мотивы рисунка и свободу его расположения.

Ажурное ткачество

В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Этот метод создания удивительно красивого орнамента был распространен в районах Русского Севера. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Доподлинно известно, что такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

При изготовлении ткани с помощью горизонтального ткацкого станка одной из наиболее распространенных техник считается ремизная или много ремизная техника. В этом случае цветные нити можно чередовать в определенном порядке. С помощью такой техники создавались всевозможные узоры, имеющие простые геометрические линии, причем полученный орнамент мог быть очень разнообразен по цветовой гамме. Обычно данной техникой пользовались для украшения скатертей, полотенец и нижних женских юбок. Некоторые мастерицы изготавливали тканые ковры, используя элементы этой техники. Примеры тканей, изготовленных в этой технике, можно встретить на изображениях одежды святых и иконах XIV-XV столетий в работах новгородских и галицких иконописцев.

Пестроткань или пестрядь

Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Она представляла собой клетчатые или полосатые рисунки. В качестве основных цветов использовались традиционные красные, синие и белые, иногда добавлялись желтые и зеленые оттенки. Пестротканые полотна использовались для изготовления рубах, сарафанов, передников и покрывал.

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники. Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными. Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Комбинирование техник ткачества

Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Что такое возможно сделать на примитивных устройствах вряд ли поверят наши современники, увидев воочию подобное профессионально изготовленное самотканое полотно. Однако это возможно и многие современные рукодельницы повторяют мастерство древних ткачих сегодня.

Оригинальное настенное украшение в виде картины, выполненной как гобелен в миниатюре, под силу сделать и не опытному рукодельнику.

Для начала разберемся что такое гобелен.

Гобеле́н или шпалера - один из видов декоративно-прикладного искусства, а точнее ткацкого искусства; это стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Нити основы перекрестно переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. При этом основа полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли.

В нашем рукоделии за нити основы взяты белые нитки. Гобелен будет не совсем настоящий, т.к. нити основы не будут полностью перекрываться, но и делаем-то мы не гобелен, а красивую композицию из трех картин:


Для изготовления тканых картин приготовлены следующее материалы:


Берется крепкая деревянная фоторамка, с тыльной стороны через одинаковое расстояние набивается ряд гвоздиков и натягивается нить основы. У нас, напомним, основа - это белая не эластичная нить.

Далее цветными нитями поперек основы пропускаются цветные нити (они называются уточными нитями или просто утОк). Уточная нить, наверное, потому и названа таким словом, что она как уточка ныряет между нитей основы (через одну нить основы) - нить основы сверху, нить основы снизу, нить сверху, нить снизу...... и так далее по выбранному эскизу.

Облака и снег ткутся пушистой нитью