Игровой тренинг на эмоциональное и познавательное развитие для детей второй младшей группы «Солнышко. Дидактические игры-тренинги для дошкольников Игровые тренинги с детьми первой младшей группы

Психологическая игра для детей«Еслинравитсятебе, тоделайтак!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей«Ябросаютебемяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должендостойно ответить.

Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

Нет такого человека, чтобы век без греха

Всякая неправда – грех

От судьбы не уйдешь

Риск – благородное дело

Денег наживешь – без нужды проживешь

Когда деньги говорят – правда молчит

И с умом воровать – беды не избежать

Раз украл - навек вором стал

Кто сильнее – тот и прав

С кем поведешься - от того и наберешься

Умная ложь лучше глупой правды

Убежал – прав, а попался - виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями«продаю»и«покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей«Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение«Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей«МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

Психологическая игра для детей«ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку - 3 конфеты, на вторую - 2, на третью - 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей«НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка - 1 особь, прищепки - много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Екатерина Сейтова

«Психологическое здоровье младших дошкольников »

Цель : донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников .

Задачи :

Показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание , закладку его будущей жизни;

Познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

Формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком ;

Приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.

Родители пишут своё имя на «бейдже» .

красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый веселое настроение хочется радоваться всему;

зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый скучное настроение – не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;

черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

потребность в лидерстве, управлении,

потребность в общении,

потребность в познании;

Психолог : Добрый вечер, уважаемые родители . Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.

Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга .

Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»

Цель : знакомство участников группы

Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже» , и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель : сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция : члены группы сидят в кругу . Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу .

Упражнение «Снежинка»

Психолог : Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.

Психолог : Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей , казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

Есть пословица «Дети - цветы жизни» . Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.

(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)

Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать , что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания , и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей .

Выделяют 4 типа семейного воспитания :

«Типы семейного воспитания »

Либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;

Индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри» , родитель подавляет ребенка , контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь . Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей ; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям .

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей ; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

Вывод : Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания , научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Гипераперка

Гипоапека

Кумир семьи

Упражнение «Цветок»

Психолог : Народная мудрость гласит : «самый сладостный звук для человека - это его имя» . Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Инструкция : предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.

Вывод : лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия :

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Психолог : Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например : «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций :

Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка :

– Что вы чувствовали, когда «родители » сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого :

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Упражнение «Памятка на каждый день»

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий воспитании ребенка .

Заключение

Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла» , «Сегодня я узнала» , «Для меня важно…»

Участники группы заполняют анкету- отзыв.

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

АНКЕТА-ОТЗЫВ

1. Ваши впечатления от родительского собрания

3. Желаете ли чтобы родительские

АНКЕТА-ОТЗЫВ

2. Ваши впечатления от родительского собрания

2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___

4. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___

4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___

Благодарю Вас за сотрудничество!

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети - это наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее, плохое воспитание - это наше горе и слёзы». (Слайд 2) Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша является для него авторитетом на первых порах жизни.

Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения.

Что же такое общение? (Слайд 3)

По Занкову общение вообще, а в семье в частности - это «процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию со­вместной деятельности». Итак, общение- это главное условие для развития и жизни человека. (Слайд 4)

Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.

Игры, помогающие развивать навыки общения. (Слайд 5)

Приведу примеры игр способствующих развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребенком или вместе с его друзьями. Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

Игра «Походки»

Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д.

Затем вы можете предложить ребенку загадать какого-либо животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать, кого ребенок хотел изобразить.

Игра «Колпак мой треугольный» (Слайд 7)

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

2 направление – «Я и мой язык». (Слайд 8)

Игры, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Игра «Испорченный телефон»

Детям нужно по цепочке шепотом передать слово так, что бы оно не потерялось, и не изменилось. Ребенок, которому должны передать слово делает вид, что спит. Каждый передающий должен разбудить другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы тренируемся соблюдать 2 правила: никого не обижай и слушай внимательно.

Игра «Через стекло»

Ребенку предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

3 направление – «Я и мои эмоции». (Слайд 9)

Игры, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Игра «Дневник настроений»

Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений», в котором вы каждый день вместе с ним будете отмечать его настроение. Если оно в течение дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения:

Веселое радостное настроение,

Немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь,

Грустно и скучно, хочется плакать.

Вы можете вместе с ребенком придумать свои обозначения или расширить эти.

Дневник настроений усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, дает осознание своего эмоционального состояния и умение выразить его словами.

4 направление – «Я и Я» (Слайд 10)

Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

Игра «Рисуем себя»

Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами себя. После рисования обсудите вместе с малышом, что ему нравиться и не нравиться в себе и в своем изображении, почему. А затем попросить нарисовать ребенка себя, когда он вырастет.

Игра «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает ребенку посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, один говорит «Я красивая», другой: «А я смелый» и т.д. Необходимо стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

5 направление – «Я и другие». (Слайд 11)

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Игра «Слепой и поводырь»

Ребенку завязываются глаза. Родитель должен водить «слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несет ведущий за состояние и благополучие ведомого. Затем поменяйтесь местами.

Упражнение «Рисунки на спине»

Дети разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды, для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему детям картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих перед ними ребенку. Второй ребенок в ряду постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до ребенка, сидящего в вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот рисунок что «дошел» до него.

Правила воспитания общительного ребенка. (Слайд 12)

Данные игры непременно помогут ребенку, однако родителям необходимо помнить, что неправильное воспитание и стиль общения может нивелировать полученный результат от игр. Поэтому родителям необходимо помнить: (Слайды 13, 14, 15, 16)

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
  4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорю не только я, но и детские рисунки.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.

Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы! (Слайд 17)

Конспект проблемно игрового тренинга для детей второй младшей группы "Кто я? Кто ты?"

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Развивать умение выполнять действия самостоятельно, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера в паре.
Совершенствовать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности
Основывать диалогическую речь, отвечая на вопросы и обращения педагога
Воспитывать культуру взаимодействия между девочками и мальчиками, желание прийти на помощь

МАТЕРИАЛЛ:
Мяч.
Повязки на глаза (на подгруппу детей).
Стихотворение В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Модуль для игры « Спасатели».

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня я вам уже это говорила, но скажу еще раз: «Вы все такие веселые и очень красивые». Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга и наших гостей.
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
А теперь все повернулись,
Все мы дружно оглянулись,

И гостям мы улыбнулись!
Ребята, сегодня я решила пригласить в нашу группу гостей. А знаете, почему мне это захотелось сделать, потому что не все гости вас знают, и вы не всех знаете. Но одна, без вашей помощи, я не справлюсь. Помогите, мне, пожалуйста.
(Дети решают прийти на помощь педагогу ).

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ЗНАКОМСТВО».
Давайте встанем в круг, и скажем, нашим гостя как вас зовут и кто вы – девочка или мальчик. Поможет вам в этом мячик, который вы будите передавать друг другу и рассказывать о себе.
Очень хорошо. Я думаю, что наши гости, запомнили, как вас зовут и кто вы, а как зовут их, они скажут чуть позже.
Ребята, а знаете вы, что можно делать, а что нельзя? /Да /. Можете рассказать об это гостям? /Да /. Тогда давайте пройдем и сядем на стулья.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО».
В жизни каждого человека девочка это или мальчик, мужчина или женщина, дедушка или бабушка, могут произойти разные ситуации. И поэтому, прежде чем что – то сделать, всегда очень хорошо подумайте, можно это сделать или нельзя. Запомнили? /Да /.
У поэта Владимира Маяковского есть замечательные стихи для детей, которые называются « Что такое хорошо и что такое плохо?». Я прочитаю вам отрывки, а вы мне скажите, где хорошо и правильно, а где нет.
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице.
Скажите, это хорошо или плохо
Для детской кожице? /Плохо. Всегда нужно умываться. Чтобы не было микробов /
Правильно ребята, за своим здоровьем нужно следить.
Если мальчик любит труд.
Тычет в книжку пальчик.
Про такого что напишут? /Он хороший мальчик /
Ребята, а где мы должны смотреть книги? /За столом /
Как должны сидеть? /Красиво, спина прямая /
Как мы обращаемся с книгами? /Аккуратно, бережно /
Правильно, вы все знаете, и я думаю, что будете поступать так, как говорите. Но бывает такое, когда человеку необходима именно ваша помощь. Вы готовы прийти на помощь друг другу?/Да /. Сейчас мы это проверим.

ИГРА «СПАСАТЕЛИ»
А кто такие « спасатели»? /Люди, которые могут всегда прийти на помощь /
Правильно, но чтобы вам не нужны были « спасатели» всегда думайте можно сделать или нельзя.
Для игры я попрошу встать девочек справа от меня, а мальчиков слева. На нашей игровой площадке находиться много разных предметов. Девочкам я завяжу глаза, и они ничего не будут видеть. Мальчики подойдут, возьмут девочку за руку и проведут ее между предметами так, чтобы ничего не задеть. Мальчики должны быть очень внимательными, а девочки доверьтесь им.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС « ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ».
- Девочки вы что – то видели с завязанными глазами? /нет /.
- Мальчики, а вы чувствовали ответственность за девочек? /Да /.
- Как вы их вели? /Осторожно, аккуратно /.
Конечно, ведь девочки вам доверили самое дорогое – это жизнь. А еще, ребята, очень плохо людям, у которых плохое зрение или они ничего не видят. Поэтому будьте всегда внимательны друг к другу.
Подойдите ко мне и скажите, были у вас трудности при выполнении заданий или нет?
/Педагог дает оценку пошедшему тренингу /.
А теперь вы можете подойти к нашим гостям, познакомиться с ними и поговорить.

Татьяна Мартюшевская
Методические рекомендации «Тренинговые игры с дошкольниками»

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера , которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души» , социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Наблюдая за воспитанниками, я выделила несколько характерных проблем : самой, на мой взгляд, распространенной и трудной для педагогов, является гиперактивность, затем я бы назвала застенчивость и тревожность, агрессию, реже встречается медлительность, или заторможенность. И, конечно, дефицит внимания, которым страдают многие дети, и который может сопутствовать всем вышеперечисленным типам поведения.

Трениговые игры - эффективный способ работы со всеми вышеперечисленными проблемами детской психологии.

В любой игре содержатся два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве. Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, содержатся игры , в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению.

Игра-приветствие

Дети сидят в кругу. У педагога в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому ребенку, называя того по имени :

– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!

– Привет, Сергей!

– Здравствуй, Оля!

Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка» .

Педагог. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше?

Дети. Треугольники и квадраты.

А теперь положите «паутинку» на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведет нас вперед.

Упражнение – разминка «Карандаши» .

Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого) . Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.

Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения :

Поднять руки вверх и опустить их.

Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.

Присесть, встать.

Наклониться вперед, назад.

Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен. Если упражнение выполняется под музыку, то можно ввести дополнительное условие - совершать движения в такт музыкальному произведению.

Психологический смысл упражнения заключается в умении ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего. Развивается способность подстраиваться под ритмизацию (учет резкости, плавности совершаемых действий) на основе невербального восприятия друг друга. Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала.

Игра «Разноцветное настроение»

Цель : отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение :

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры ;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное настроение –

не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение –

я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение –

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Игра «Радостная песенка»

Цель : положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…» .

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель : развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры : Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь» . Потом они его надувают : дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая :

«Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит : «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Упражнение «Сухой душ»

Цель : создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ» .

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Упражнение завершение.

Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.

Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д) . После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.

Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.

Для того, чтобы дружба была крепкой и надежной необходимо соблюдать рад правил. Дошкольники вместе с ведущим формулируют эти правила :

Будь с другом честным;

Помогай другу в беде;

Дал слово – держи;

Не жадничай, всегда умей делиться;

Умей жалеть, сочувствовать;

Радуйся успехам друга, не завидуй.