Индивидуальная беседа с ребенком конспект. Индивидуальная беседа с учеником. Вопросы к детям

Лейла Катиева
Конспект индивидуальной беседы с детьми «Для чего нужен светофор»

Индивидуальная беседа с детьми :Дарбазанова П., Дзагкоевым К., Хатиевой Р. «Для чего нужен светофор »

Цель : Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения

Катиева Л М : Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам грузовые автомобили, автобусы, быстро едут легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим правилам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на дорогах должны и все пешеходы : взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу,в детский сад. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. В некоторых населённых пунктах нет тротуара, а машин много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в сторону.

Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор . Светофор не простой , а специальный для пешеходов, у него горит только два света красный и зелёный .

Красный свет - сигнал опасный . Стой на месте! Загорится друг зелёный - ты шагай с ним весело!

Такие светофоры есть не везде , иногда рядом с пешеходным переходом стоит большой светофор его можно назвать «автомобильным» , так как водители ориентируются на его свет чтобы не получилось аварии. Сколько у такого светофора «глаз» ?

(три глаза) .

Правильно ребята! Только правила для пешеходов отличаются от правил для водителей.

А когда нет светофоров рядом с пешеходным переходом, а перейти через дорогу нужно. Прежде чем ступить на проезжую часть дороги посмотри влево, а, дойдя до середины дороги, посмотри вправо. «Правила дорожного движения» строги. Они не прощают, если пешеход идет по дороге, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но правила дорог еще и очень добрые : они охраняют от страшного несчастья, берегут жизнь. Чтобы с вами ничего не случилось , нужно выполнять основные правила поведения :

Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

Не играйте на улице близко к дороге. -

Не катайтесь на санках, роликовых коньках, велосипедах по дороге.

Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете :

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

2. Подчиняться сигналам светофора . Переходить улицу только на зеленый свет .

3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.

5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы для 6–7 лет «Сердце семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Беседа с детьми подготовительной к школе.

К нам в детский сад приезжал Песочный театр. Это красивое, незабываемое представление, основанное на искусстве «Sand art», обладает магическим.

Конспект беседы по изучению ПДД «Что такое светофор и какие бывают переходы» Цель: познакомить детей со знаками «пешеходный переход» и его видами. Закрепить знания о сигналах светофора. Задачи: 1. Развивать наблюдательность.

Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Для чего нужны очки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: «Для.

Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Что такое новогодний утренник и для чего он нужен?» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.

Консультация для родителей «Для чего ребёнку нужен театр?» Консультация дпя родителей "Для чего ребёнку нужен театр?" Для чего ребенку нужен театр? Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Место проведения: учебный класс.

Цель: помочь овладеть разными способами поведения в конфликтных ситуациях

Задачи: 1. Научить детей выходить из конфликтных ситуаций.

2. Научить разрешать конфликты без ущерба для себя и других.

План-конспект беседы:

    1. Сбор детей, создание мини групп
    2. Знакомство с темой беседы
    3. Проведение беседы
    4. Подведение итогов

Сценарий беседы

В классе руководитель разбивает детей на две мини группы, в которых беседа будет проводится одновременно (психологом и социальным педагогом). По возможности, дети устраиваются вокруг педагога, создав круг.

Упражнение «Комплименты» (5 минут)

Дети стоят в кругу и бросают мячик друг другу, говоря при этом комплименты – предложения, начинающиеся словами: «Кокой ты…! или «Какие у тебя…!».

Игра «Дразнилки» (5 минут)

Педагог называет различные объекты, дети по цепочке или в виде игры с мячом называют «назначение» данного объекта, используя суффиксы «л», «к».

Например: «собака» - кусалка, догонялка, хвостомвилялка…; ножницы – резалка, открывалка, ломалка, уколка и т.д.

Обсуждение «Дразнилки» (5-7 минут)

Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле. Почему они это делают?

Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Рыжий»:

Если мальчик конопат,

Разве мальчик виноват,

Что родился рыжий, конопатым?

Но, однако, с малых лет

Пареньку прохода нет,

И кричат ехидные ребята:

Рыжий! Рыжий! Конопатый!

Убил дедушку лопатой! –

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил…

Как вы думаете, какие чувства испытывает этот мальчик, когда его дразнят?

Помогают ли дразнилки подружиться или помириться?

Получается, что тот, кто дразнился, хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого. Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой может закончиться дракой… Какими еще могут быть причины драки?

Тест «Конфликтный ли вы человек?» (10 минут)

В жизни нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становиться еще больше.

Чтобы узнать, какой характер у вас, проведем тест.

Педагог читает вопросы, дети на небольших листочках отмечают ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».

Вопросы анкеты:

1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.

2. Я часто критикую других.

3. Я не люблю уступать.

4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.

5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.

6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.

7. Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.

8. Меня трудно назвать послушным.

9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.

10. Меня легко обидеть.

Затем подсчитывается количество положительных ответов:

0-2 – у вас миролюбивый характер;

3-5 – обычно вы стараетесь избегать конфликтов;

6-8 – у вас часто бывают проблемы с общением;

9-10 – у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты.

Физкультминутка (3 минуты)

Игра «Мы похожи друг на друга» (5 минут)

Дети вновь встают в круг, каждый по очереди называет, чем он похож на своего соседа (не только внешне, но и характером, увлечениями, отдельными фактами «биографии»).

Желательно, чтобы дети не повторялись, придумывали сходство по разным признакам.

Подведение итога беседы«Способы разрешения конфликтов» (15 минут)

Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?

Что больше приносят конфликты: вреда или пользы?

Что делать, если причина конфликта – разные вкусы и интересы? (Например, разные артисты, футбольные команды и др.)

Перед окончанием беседы проводится анализ ситуаций:

Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары; а что чувствовала и думала ее мама?

Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.

Витя играл в комнате с мячом, задел вазу и разбил ее. Папа забрал мяч и наказал мальчика. Опишите чувства и мысли Вити.

Беседа удалась, если дети поняли, что при общении могут возникать конфликты, при разрешении которых существуют разные способы поведения.

ДЕНЬ ТЕАТРА

Волк и ягненок

(пародия на школьной сцене)

Действующие лица: ведущий, режиссер, 1-й чтец, 2-й чтец, Волк (живая кукла марионетка), Ягненок (живая кукла марионетка), кукловод Волка, кукловод Ягненка.

Оформление сцены: ширма, над которой два кукловода, цветы, облака, солнце.

В руках у кукловодов (дети) нити, которыми они управляют работой живых «кукол марионеток» - Волком и Ягненком. Роли кукол перед ширмой исполняют дети.

Ведущий: У нас в гостях знаменитый театр говорящих кукол-марионеток со своим новым режиссером-постановщиком, работу которого мы и увидим. Сегодня у театра премьера, и вашему вниманию предлагается инсценировка известной басни известного баснописца.

Режиссер: Та-ак-с, не начать ли представленье?

Куклы, на сцену! Мы вас ждем!

Пусть нам сопутствует везенье –

Играть Крылова мы начнем!

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.

2-й чтец: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Волк /громко, «по-волчьи» рыча/ : Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Ягненок /боязливо/ : Когда…

Режиссер /прерывая работу кукол и кукловодов/ : Увы, но что-то ведь не так!

Стоп! Стоп! Вы, двое, погодите!

Как басне тут идти?

Ведь вы не так… стоите!

Ты, Волк мой, с басом стань сюда, левее;

Тогда Ягненок милый наш займет место правее.

И басню вновь мы сможем продолжать,

Так не угодно ли начать?

Волк и Ягненок, их кукловоды меняются местами.

Ягненок: Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

Волк: Поэтому я лгу!..

Режиссер /прерывая /: Стоп, стоп! Еще одна замена!

Секрет я к басне подыскал.

Погромче надо говорить ему,

А Волк играет явно слишком –

Это ему не по уму.

Видать о псарне он забыл.

Лишь волчью он свою натуру знает

Но мы и этот грех исправим

И басню в русло нужное направим!

Волк /тихо, боязливо /: негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок /громко, уверенно, почти злобно, подражая Волку/

Волк: Так это был твой брат.

Ягненок: Нет братьев у меня.

Волк: Так это кум, иль сват,

Иль, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разделаюсь грехи.

Режиссер: Стоп! Это уж явно лучше стало!

Чего-то все ж недоставало.

Но, если оценить критично,

Помнится, басня кончится трагично.

Крыловской басни знаем мы конец!

Но это делу не венец!

Гуманность где? Где доброта?

Лишь терроризма нагота.

Задумал что в басне Крылов?

Не наломать бы снова дров!

Текст басни мы чуть-чуть подправим,

В русло гуманное направим.

Героем сделаем Ягненка.

За чем еще там остановка?

В ней гуманизм место займет,

А умный зритель все поймет.

/инсценировка начинается сначала, но с новым текстом/

1-й чтец: У сильного всегда бессильный виноват,

Порою, несмотря на то,

Что то ему, возможно, кум иль сват.

Однако ж и другое слышать иногда приходится,

Когда слабак на сильного заводится,

Желая иногда без драки

Вдруг взять – и угодить в большие забияки.

И о таких сейчас мы молвим слово,

Ну, а мораль, так та уже готова:

«Ай, Моська! Без сомненья, ты сильна,

Что лаешь на Слона!»

2-й чтец: Однажды в жаркий день наш бедный Волк

Зашел к ручью напиться.

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест Ягненочек голодный рыскал.

Вдруг Волка видит он, на добычу стремится.

Свой дерзкий план желая оправдать,

Он посему кричит…

Ягненок /громко и нагло/: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь у ручья мутить питье мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!

Волк /боязливо/ : Когда Ягненок мне позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюогда…/громко и нагло/: ть,

стом/ку/: Поммилуй,вка известной басни известного баснописцакоторого мы и уидим.

От светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит;

Питья мутить ему никак я не могу.

Ягненок: Поэтому я лгу!

Ах ты негодный, нахаленок!

Ты что мяучишь, как котенок?

А помнишь, здесь ты прошлым летом был,

И мне тогда ты дерзко нагрубил?

Я этого, приятель, не забыл!

Волк : Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Ягненок: Ай, брось прекрасно знаю я твою породу.

Отродье волчье ваше все –

Вы все мне зла хотите.

И если можете, то мне всегда вредите.

Но нет, конец теперь твой близко –

В моем желудке ждет тебя прописка!

Волк: Ты что, Ягненок, прости,

Не виноват я, отпусти!

К чему, скажи, весь этот шум?

Я ж твой старинный сват и кум.

С тобой нам надо помириться, -

Зачем над личностью глумиться?

Ягненок : Ан нет! Давай-ка замолчи, щенок, -

Скоро получишь ты урок!

А вообще устал я слушать…

Волк : Сказать желаешь, что ты хочешь кушать?

Так травку можно пощипать,

Чтоб… никому не умирать!

Ягненок: Трава – прекрасная еда,

Но что с тобой делать тогда?

Ну ж нет, конец тебе, дружок!

Режиссер : Сказал Ягненок наш

И в лес ближайший Волка поволок!

/В этот момент Волк, которого «тащит» Ягненок, поворачивается к своему

кукловоду и резко, громко, сердито, действительно «по-волчьи», кричит ему/

Волк: Что ты все дергаешь? Сам знаю:

Теперь я в басне погибаю!

/указывает на режиссера/ Его идея – мой удел!

Почто сюда он прилетел?

/все участники скрываются за ширмой, остается режиссер и вызывает всех на поклон/

В записную книжку педагога

Стихи и песни.

Раз, два, тир, четыре, пять, Плакали ночью

И деревья, и кусты, Вспомнили клены,

И цветочки, и листы. Как были зелены…

Поезда и пароходы, С желтой березы

На дороге вездеходы, Тоже

В саду птенчиков в гнезде, Капало.

Все, повсюду и везде. Значит, береза

Плакала…

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Есть за горами, за лесами Мне час свиданья предназначен

Школа ______. В звездной моей стране.

Там люди с добрыми глазами, Там ждет меня красивый мальчик

Там жизнь любви полна. На золотом коне.

Там чудо-педагоги,

Там зла и горя нет, Льет за окошком дождь осенний,

Там все еще живет жар-птица В доме сижу своем.

И детям дарит свет. Верю в тебя, мое спасенье,

Школа _________.

Я расскажу и покажу, вот она, вот она!

Маленькая страна, маленькая страна…

Там, душе моей светло и ясно, и там всегда весна.

Эта страна всегда мне снится,

И светлый миг придет,

Я на крылатой колеснице

Свой совершу полет.

ПЕСЕНКА МАМОНТЕНКА

По синему морю, к зеленой земле Скорей до земли я добраться хочу,

Плыву я на белом своем корабле. «Я здесь, я приехал!»,- я ей закричу.

На белом своем корабле, Я маме своей закричу,

На белом своем корабле. Я маме своей закричу.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,- Пусть мама услышит, пусть мама придет,

Плыву я к единственной маме на свете. Пусть мама меня непременно найдет!

Плыву я сквозь волны и ветер Ведь так не бывает на свете,

К единственной маме на свете. Чтоб были потеряны дети.

ПЕСНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Нагружать все больше нас Нагружать все больше нас

Стали почему-то. Стали почему-то.

Нынче в школе первый класс- Нынче в школе первый класс-

Вроде института. Вроде института.

Нам учитель задает Я ложусь в двенадцать спать,

С «иксами» задачи. Силы нет раздеться.

Кандидат наук – и тот Вот бы сразу взрослым стать,

Над задачей плачет. Отдохнуть от детства.

То ли еще будет,

То ли еще будет,

То ли еще будет, ой-ой-ой!

А у нас стряслась беда –

Сочиненье снова.

Лев Толстой в мои года

Не писал такого.

Не бываю я нигде

Не дышу озоном.

Занимаюсь на труде

Синхрофазотроном.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

Дружбой гордится Проходят годы за годами,

Школьная наша семья. Кончаем мы за классом класс.

Школьный учитель, Своими добрыми сердцами

Все мы для вас сыновья! Ведете вы по жизни нас.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

В небе солнышко скучает, Смолкли песни птиц веселых,

Листья желтые летят, Стал прохладнее денек.

А на улице встречает Первый раз сегодня в школах

Осень радостных ребят. Прозвенит с утра звонок.

ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО УЧИТЕЛЯ…

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам так и дорого

Имя нашего учителя.

Посмотрите на меня, Начался учебный год,

Вот какой счастливый я! Часики затикали,

В первый класс уже хожу, А меня вопрос гнетет –

Форму школьную ношу. Скоро ли каникулы?

Наша школа не простая,

Учит многому ребят,

Здесь ребята на английском,

Как на русском говорят.

Математику решают,

Интегралы все берут.

Вот оказия какая,

Нас школой ____ зовут.

Каждый маленький ребенок

Знает многое с пеленок,

Он и будущий писатель,

И ученый, и юрист.

А сегодня называют

Его просто ученик.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь ученики.

И у нас теперь на партах

Книжки, ручки, дневники.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести корабль ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего,

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

В день осенний, когда у порога

Задышали уже холода,

Школа празднует праздник –

Праздник мудрости, знаний, труда.

Школа! Вслушайтесь сердцем

В эти звуки, что дороги нам.

Всем, что связано с юностью, с детством

Мы обязаны школе родной и своим учителям.


Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:

младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.


Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.


Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состя-заются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оцен-ки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6. – С. 93-102

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье».

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе» .

Беседа четвертая: «О толерантности».

Беседа пятая: «Нет предела совершенству».

Беседа шестая: «Кто есть кто?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

Девизы программы:

1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»;

2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни.

И вернуть эту радость,

вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.

Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»

Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?

Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.

После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.

Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.

Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»

Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?

Беседа проходит в форме диалога:

1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.

2. Что нового внесла в твою жизнь школа?

3. Как ты понимаешь девиз: один - за всех, и все за одного?

4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?

5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.

По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:

1. Мальчики должны уважать девочек.

2. Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.

3. Не давать прозвища.

4. Не грубить, не обзываться.

5. Быть дружными и т.д.

Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается, и правила появляются в классном уголке.

Беседа третья: «Все начинается с детства».

Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:

Грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она…

(А.С.Пушкин)

Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.

Заранее проводится анкетирование:

а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?

б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?

в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?

г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?

д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?

Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.

Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.

Беседа четвертая: «О толерантности»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы»…

Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.

Беседа пятая: «Нет предела совершенству»

«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,

Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»

Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.

Стремитесь, люди, только к высоте.

Что красота? Пребудет и пройдет,

А тяга к красоте - не подведет!

Беседа шестая: «Кто есть кто?»

Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.

Тезис. Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий. (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?

Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.

Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.

Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.

Всегда ли юноша придет на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» - значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.

Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутришкольном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе, обществе и быть счастливым.


ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ФАО «Национальной центр повышения кваликаций «Өрлеу»

ИПК ПР по г.Астана

ТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовила:Заремба М.А

воспитатель мини-центра

ясли сад «№35 Сказка»

Астана- 2018

План- конспект этической беседы «Моя семья»

Подготовительная группа.

Программное содержание:

- Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье.

Учить ориентироваться в родственных отношениях.

Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Предварительная работа:

Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание семейных альбомов, разучивание пословиц о семье.

Чтение рассказов Н. Носова, Л. Н. Толстого, Драгунского и др.

Интеграция образовательных областей: Познание, Физическое развитие, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы.

Материал и оборудование: семейные фотографии, шкатулка, мешочек.

Методические приемы:

I Вводная часть

1.Чтение стихотворения.

(Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы)

Семья-это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.

И каждый, какой бы с ней не был момент,

Волшебней, роднее моментов и нет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.



1.2 .Дидактическая игра «Семья »

Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется »Семья» я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т.д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.



II Основная часть



2.1. Сообщение цели.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества.

2.2. Рассказ, беседа воспитателя с детьми про семью.

А теперь давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья?

Семья – это мама, папа и их дети.

Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

2.3.Рассказывание детьми пословиц о семье

Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите нам их.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Нет родителей - нет покровителей.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрые дети - дому венец, а злые- конец.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт.

Молодцы, вы так много знаете пословиц.



2.4. Физкультминутка «Моя семья»

Ребята, встаем возле своих стульчиков сейчас мы немного разомнемся, повторяем движения и слова за мной.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(Хлопки на счет.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Хлопки на счет.)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)

Молодцы, присаживайтесь на свои места.



2.5. Чтение воспитателем сказки «Волшебная семья»

Ребята, а сейчас послушайте сказку о волшебной семье.

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

- Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

Не хочу!

- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?

- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

- Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама - папу.

А папа - дедушку.

А дедушка - бабушку.

А бабушка - Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!



III Заключительная часть

3.1. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? - это маленькая ячейка общества.

Ребята, вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.