Как вести себя с ребенком когда. Как разговаривать с маленьким ребёнком, чтобы добиться послушания. Главный закон педагогики всех времен и народов

Большинство родителей обращаются к детскому психологу, потому что считают, что у них растет нервный ребенок. Это понятие может иметь несколько смыслов, все зависит от конкретной ситуации, модели поведения. Психически неуравновешенным дитя является только в том случае, когда у него часто появляется негативное отношение к окружающему миру, родителям, близким и знакомым людям. Как распознать и психические отклонения?

Причины нервных расстройств

Нервным называют ребенка, который агрессивно ведет себя, постоянно чего-то пугается, плачет, раздражается по мелочам, закатывает , легко возбудим. Часто проблема заключается не в физиологических отклонениях, а в ошибочной системе воспитания. Родителям придется исправлять свои ошибки, пока не поздно.

На детях младшего возраста отражаются некоторые факторы, поэтому нужно создать комфортные условия для формирования, развития личности:

  • Постоянный режим дня.
  • Полноценный сон.
  • Сбалансированное питание.
  • Размеренные физические нагрузки.
  • Личная гигиена.

Важно! Если все физиологические факторы присутствуют, но дитя продолжает себя плохо вести, нужно внести некие коррективы в ваши отношения.

Использование нервов в собственных интересах

Родители часто недооценивают своих крох. Все детки достаточно практичные. Когда они выбирают модель поведения «нервного» ребенка, а не уравновешенность, спокойствие, они видят для себя в этом выгоду. Прежде всего виноваты в этом родители: научили использовать нервность, крики, истерики для достижения определенных целей.

Рассмотрим обычную ситуацию! Папа занят, а сыну что-то нужно. Ребенок начинает спокойно просить, родитель отвечает: «Сейчас, немного подожди» , при этом не покидает своего дела. После этого дитя становится настойчивым, капризничает, плачет, закатывает истерику, и папа сразу же подрывается, дает то, что просил ребенок. Как вы думаете, какая модель поведения сформируется у малыша? Конечно же, он привыкнет выражать свои желания истериками. Кто виноват в этом? Родители, которые должны уделять достаточно времени своему ребенку.

Как нужно было поступить папе? Сразу же выполнить требование, если оно реально, и не дожидаться истерики. Капризам нельзя потакать. Не можете выполнить требование, спокойно объясните ребенку, переведите внимание на что-то другое. Психологи категорически запрещают приучать малыша к модели: «заплакал – получил, что хотел» . Ваша цель научить ребенка мыслить по-другому: «нормально попросил – получил вознаграждение» . Вы должны всеми силами создать здоровые, спокойные условия без капризов, агрессии.

Быть ли родительскому хладнокровию?

Упустили момент? Хотите исправиться? Нужно приучить малыша думать в обратном направлении. Давайте желаемое только, когда дитя спокойно, обязательно хвалите за то, что ребенок не плачет, хорошо и уравновешенно ведет себя.

Кроме того, основная ошибка родителей – непоследовательность в наказаниях, поощрениях, запретах. Многие мамы и папы могут один поступок по-разному расценивать. В одной ситуации наказывают, а в другой просто не замечают. Это говорит о том, что родители предъявляют требования, но не всегда следят, чтобы дитя их выполняло, а потом начинают наказывать.

Наведем пример : малыш смотрит телевизор, мама проходит спокойно просит: «Выключай уже» . Как ребенок воспринимает информацию? Продолжает дальше смотреть телевизор.

Что нужно было бы сделать? Мама должна сказать: «Еще минуту смотришь и все, я выключаю телевизор», затем нужно подойти и выключить. Конечно, дитя начнет просить продлить время, если только на 5 минут, то можно, в других ситуациях потакать нельзя.

  • Родительское слово не должно терять силу в глазах ребенка.
  • Перечислили требования, идите до конца, чтобы малыш их четко придерживался.
  • Не бросайтесь угрозами: «Еще раз и будешь наказан» . Реализуйте в жизнь! Только это не должно быть , найдите другие методы влияния.
  • Следите за целесообразностью запретов. С самого раннего детства малыш слышит указания типа: «Сядь спокойно!», «Не трогай!», и начинает трактовать как необязательные. Ведь, когда вы говорите это маленькому ребенку, он все равно бегает, прыгает, трогает. Сомнительны фразы: «Не кричи в автобусе», «Не ешь руками» , ведь кроха все равно в своем возрасте это будет делать. Впоследствии «Нельзя» превращает нормального ребенка в нервного. Лучше спокойно объяснять, почему нельзя кричать, что-то трогать и пр.

Часто детская повышенная нервозность связана с чрезмерным возбуждением, которое появляется по таким причинам:

  • Бурная смена событий.
  • Много ярких впечатлений.
  • Переизбыток информации.

Дети слишком чувствительно все воспринимают, могут стать нервными в любой ситуации, она не обязательно должна быть катастрофической. Просто дитя ее осмысливает именно так. Психологи считают: ребенок может легко перенести развод родителей, без , если не будет нагнетена обстановка, слишком драматизирована ситуация.

Когда родители постоянно ссорятся, чаду приходится прибывать в нервной обстановке, где крики, слезы, агрессия, рукоприкладство, дитя тоже через время начинает проявлять свои эмоции.

Запомните! Дети быстро вбирают то, что происходит вокруг их. Задача родителей – положительно настраивать своих крох, не передавать им негативный настрой, стараться держать себя в руках. Вот только тогда ребенок будет уравновешенным.

Итак, нужно внимательно относиться к своим деткам. Иногда их нервозность – это первый симптом серьезного нарушения эмоциональной сферы. Чтобы исправить ситуацию, нужно будет приложить максимум усилий. Не проявляйте , не показывайте свой гнев малышам. Лучше целуйте, обнимайте, ласково называйте своих деток, делайте все, чтобы они росли спокойными и здоровыми!

Подчас родителям очень сложно справиться с мыслью о том, что их ребенок растет, не говоря уже о том, чтобы наблюдать все это воочию. Сами посудите, еще вчера это был милый карапуз, зависящий от них во всем, а сегодня это уже ворчливый и самостоятельный подросток! Впрочем, родители должны дать своим детям достаточно, так сказать, пространства, чтобы те могли вырасти личностями. Эта статья расскажет вам все, что необходимо об этом знать.

Шаги

Часть 1

Когда ребенок идет в школу

    Даже если вас терзает грусть, что годы-то идут, сохраняйте позитивный настрой. Собственно, краеугольный камень в данном случае – позитивный настрой. Да, ваш ребенок взрослеет. Это нормально, это правильно. Сами посмотрите, чему ваш ребенок научился, гордитесь им! Гордитесь им так же, как когда он встал на ноги или, скажем, привык спать один!

    • Собственно, дальше уже по аналогии – постарайтесь ценить умения вашего растущего ребенка, как то «добраться до школы самостоятельно», «самостоятельно сделать домашнюю работу» или «самостоятельно принимать решения».
    • Не надо надевать траур из-за того, что ребенок, видите ли, растет! Гордитесь им, гордитесь собой, ведь именно ваши любовь и поддержка помогли ему стать ответственным взрослым человеком.
  1. Позвольте вашему ребенку играть самостоятельно еще до того, как он впервые пойдет в школу. Это первый шаг к независимости для него и первое серьезное испытание для родителей, которым может быть непросто разрешить ребенку играть на улице без присмотра.

    • Поговорите с ребенком и скажите ему, что можно, а что - нельзя.
    • Позвольте ему играть, но, все ж таки, приглядывайте за ним и будьте готовы, если что, вмешаться.
    • Если вы видите, что ребенок ведет себя так, как надо, и не делает глупостей, можете расслабиться и успокоиться.
  2. Поговорите с ребенком о том, чего ему следует ждать в школе. Всякое серьезное жизненное событие воспринимается детьми особенно остро, так что помогите ребенку и объясните, что ждет его впереди.

    • Спросите, о чем ваш ребенок волнуется, чего боится. Постарайтесь помочь ему, не забывайте, что ребенок все еще нуждается в вас – просто слегка иначе, чем раньше.
  3. Потренируйтесь ходить с ним в школу. Если ваш ребенок не ходил в детский сад, то для вас с ним это будет первый момент, так сказать, «отделения». Многим родителям «домашних» детей может быть очень сложно попрощаться с ними у дверей школы.

    • Поговорите с ребенком и объясните ему, что ждет его в садике или школе.
    • Собственно, чтобы потренироваться отводить ребенка в школу, проснитесь пораньше, соберитесь и… да, отведите ребенка в школу. Скажите, где будет его класс. Все это поможет вам обоим быть готовыми ко дню Х в эмоциональном плане.

    Часть 2

    Когда ребенок – уже подросток или почти достиг того возраста
    1. Поговорите с ребенком про изменения физического характера, которые его ждут. Ваш ребенок растет и уже вот-вот войдет в пубертат (13-19 лет). Ясное дело, что вскоре ваш ребенок удивленно заметит, как меняется его тело! Происходить будет следующее:

      • У девочек яичники начнут вырабатывать эстроген, у мальчиков яички начнут вырабатывать тестостерон.
      • Мальчики начнут быстро расти ввысь, их плечи станут шире, голос вчерашних детей начнет ломаться и становиться ниже. Также у них начнут расти волосы на лице, в подмышках и в паху, также начнет расти пенис, а мошонка с яичками начнет увеличиваться в объеме. Со временем появятся и поллюции.
      • Девочки также начнут расти быстрее, плюс их бедра начнут становиться шире, волосы начнут расти у них в паху, подмышках и на ногах, начнется выделение прозрачного или белесоватого влагалищного секрета.
      • Изменения гормонального и физиологического характера будут сопровождаться эмоциональным поведением и умственным развитием.
      • Физические изменения – это привет от гормонов, которые начинают активно вырабатываться организмом (точнее, различными соответствующими железами), вступившим в пубертат.
    2. Будьте готовы отвечать на вопросы, когда у ребенка начнутся физические изменения. Вам, родителям, надо обсудить все с ребенком еще до того, как тот вступит в пубертат. Объясните ребенку, что все нормально, все идет по плану, будьте честны, открыты и готовы отвечать на вопросы без утайки.

      • Во многих школ для подростков проводятся специальные занятия, на которых эксперты рассказывают об этих изменениях и выслушивают вопросы детей.
      • Все это позволит детям лучше понять, что с ними происходит, и принять эти изменения.
    3. Будьте готовы к тому, что настроение вашего ребенка начнет на этом этапе, что называется, «скакать». Происходящие гормональные изменения в организме ребенка и мозг его не оставляют в покое, а потому интересы, настроение и потребности ребенка начнут меняться – дети станут эмоциональнее, норовистее. Что же до вас, так просто научитесь слушать и слышать вашего ребенка – вот и все.

      • Сегодня ваш ребенок объявляет себя совершенно от вас независимым и даже отказывается разговаривать. Завтра он требует всего вашего внимания. Послезавтра… ну, вы поняли. Просто слушайте – если ваш совет ребенку понадобится, он вам скажет.
    4. Дайте ребенку понять, что все его все равно любите и готовы протянуть ему руку помощи. Если ваш ребенок хочет достичь в чем-то успеха, помогите ему. Не важно, о чем идет речь – о езде на велосипеде или, скажем, школьных занятиях. Просто вспомните о своем родительском долге и примите участие в становлении личности вашего ребенка.

      • Да, скачки настроения вашего ребенка и по вашим нервам пройдутся, как Мамай по борделям. Впрочем, помните – ребенку тоже непросто сейчас. Он старается стать самим собой, личностью – а тут еще все эти сложности навалились! Помогите ему.
      • О чем бы ни шла речь, всегда говорите с ребенком честно и понятно. Скажите, что любите его, что готовы его поддержать. Выразите свою любовь, приняв его друзей, его решения, его выбор.
      • Так вы в его глазах будете выглядеть той самой тихой гаванью, куда можно будет вернуться в любой жизненный шторм. Постарайтесь стать самыми понимающими родителями в мире – но, конечно, в известных границах.
      • Еще один важный момент: мозг ребенка закончит развиваться только к 20-22 годам. Именно этим, в общем-то, и объясняется та эмоциональная незрелость детей, которая так часто огорчает родителей.
    5. Помните, что ребенок вас все равно любит, даже если и показывает характер. Подросткам вообще свойственна повышенная эмоциональность, а родителям только и остается, что терпеть все эти взбрыки и заскоки собственных чад. Опять же, все эти скачки настроения суть отражение скачков уровней гормонов в организме. Помните, несмотря даже на то, что ваш ребенок готов вцепиться вам зубами в голову при малейшей провокации, он все равно вас любит!

      Будьте готовы к тому, что однажды ваш ребенок начнет видеть окружающих еще и с романтической точки зрения. Да, меняться будет не только тело, ребенок откроет для себе и множество доселе незнакомых ему способов взаимодействия в обществе. Так, общаясь с другими людьми и сверстниками, дети вдруг начнут замечать, что внешний вид других людей их интересует больше, чем раньше (и это уже не говоря про то, что их собственный внешний вид также начнет их интересовать). Потом пойдет интерес к противоположному полу – причем вполне себе конкретный интерес сексуального характера.

      • Пусть и эта тема не будет в вашем доме запретной для разговоров. Если вы будете принимать выборы и решения вашего ребенка, а также его друзей, то вряд ли он будет пытаться скрыть от вас эту новую сторону своей жизни.
    6. Будьте готовы к тому, что у вашего ребенка появятся новые знакомые, с которыми он начнет проводить время. Подростки чувствуют себя безопаснее, когда принадлежат к группе. При этом подростки очень хотят стать частью группы друзей, так как еще, в общем-то, не стали по-настоящему взрослыми, самостоятельными и независимыми личностями.

      • Не исчезайте из жизни ребенка, проводите хоть какое-то время вместе – пусть то даже поздний семейный ужин. Впрочем, не забывайте и про здравый смысл – подростки редко видят границы и часто ведут себя рискованно. Обозначьте четкие границы допустимого.
    7. Примите тот объективный факт, что сейчас вы вашему ребенку-подростку можете быть нужными куда меньше, чем тогда, когда те были младше. Именно подростковый возраст – то самое время, когда ребенок начинает хотеть стать независимым, в том числе и от вас. Как следствие, он начнет проводить больше времени со своими друзьями, а не с вами.

      Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно, но будьте готовы прийти на помощь в трудную для него минуту. Пусть ребенок сам решает собственные проблемы – поверьте, гиперопека никого до добра не доводила, и если вы будете вытирать нос ребенку до совершеннолетия и дальше, то он просто не будет готов ко взрослой жизни!

    8. Обсудите с ребенком вопросы финансового характера. Сами понимаете, растет не только ребенок, но и его потребности. Соответственно, в один прекрасный момент ему просто не хватит денег, выдаваемых вами на карманные расходы, и тогда…

      • Если вы подойдете к обсуждению этого вопроса с вашим подростком по-взрослому, то убьете одним ударом сразу несколько зайцев. Так вы покажете, что и вам, взрослым, тоже есть, за что платить, и дети, скорее всего, поймут, что требовать надо меньше.
      • Натолкните подростка на мысль, что неплохо бы и найти работу, а то и помогите ему в этом самым прямым образом. Поверьте, то, что было куплено ребенком на деньги, заработанные им самим, будет цениться и оберегаться. К тому же, дети начнут чувствовать себя увереннее – сами же заработали, как взрослые! – а это уже бонус к самооценке.

    Часть 3

    Когда ребенок съехал из отчего дома
    1. Познакомьтесь с концепцией «опустевшего гнезда». Признайте тот факт, что вы уже не нужны вашему ребенку так же, как раньше. Ваши советы и даже ваша стряпня в его жизни уже не играют той же роли, что и раньше. Ваше общество они могут выбирать в крайнем случае, а уж делиться с вами собственными секретами… ну, вы понимаете. И это нормально. Нормально, впрочем, и пустить по этому поводу слезу украдкой. Но давайте будем объективны: вы – взрослый человек, родитель, вы и сами прошли через все то, через что прошел ваш ребенок. Помните, что ваш ребенок вас любит и не желает вам зла.

      • Вы, конечно, можете задаться вопросом о том, что же вы сделали не так и где ошиблись, что столкнулись с такой черной неблагодарностью от детей, ради которых вы ночей не спали, сладкого не ели, теплого не носили – и далее по списку. Да, не спорим, сложно вытерпеть все эмоциональные скачки подростка, это измытывает. Тем не менее, дайте ребенку возможность свободно дышать, перестаньте требовать от него отчета о его действиях и решения, начните ему доверять.
    2. Постарайтесь хоть какое-то время проводить вместе, пусть и по расписанию. Если ваш ребенок стал независимым, то это вовсе не значит, что он исчезнет из вашей жизни навсегда. Созванивайтесь или встречайтесь время от времени.

      • Общайтесь по телефону или через интернет. В наши дни вы всегда на связи, спасибо технологии! Будьте на связи не пропадайте из их жизни – но общайтесь теперь как двое взрослых.
      • Но ради всего святого, не названивайте ребенку каждый день.
    3. Попробуйте уже отстать от вашего ребенка с нравоучениями, дать ему возможность совершать собственные ошибки и добавиться собственных успехов. Пусть ваш ребенок ошибается, это нормально – только так и можно научиться ответственности. Лучший учитель – опыт, причем только собственный, ибо чужой опыт мертв.

      • Обозначьте границы дозволенного, определите правила, а дальше ребенок пусть сам решает, следовать им или нет. Если что, пусть сам же и несет ответственность за ошибки. Так ребенок и ответственности научится, и обязательства уважать начнет.
    4. Не надо постоянно приходить на помощь ребенку. У вашего ребенка появилась проблема? Ну, пусть решает ее. Именно он, не вы! Не решайте проблемы ребенка вместо него!

      • Вами, конечно, могут двигать благие цели – помочь ребенку своим опытом, однако вашей души прекрасный порыв могут проигнорировать.
      • Начаться все может с малого – скажем, ребенок возжелает самостоятельно собирать портфель, причем только лишь в последнюю минуту, что бы вы там ему ни советовали.
      • Позвольте ребенку быть независимее. Не надо переделывать то, что ваш ребенок уже сделал.

Экология жизни. Дети: Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать...

На протяжении жизни нас учат чему угодно, только не тому, как стать настоящими родителями и правильно воспитывать детей. Многие мамы и папы не знают, как общаться со своими детьми - и допускают массу ошибок, которые влекут неприятные последствия не только в отношениях «родитель - ребенок», но и в самой жизни дочери или сына в их будущем.

Психолог высшей категории, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» Нина Ивановна Кашкан помогла нам охарактеризовать наиболее специфические особенности возраста каждого ребенка и дать рекомендации, как стоит общаться с детьми на разных этапах их развития.

Дошкольники (3−6 лет)

Особенности поведения

Нина Кашкан отметила, что с трех лет детки начинают чувствовать себя самостоятельными - они часто произносят такие фразы, как «я сам», однако при этом отличаются романтической привязанностью к родителям, находятся в неустанном движении. Примечательно и то, что в этом возрасте нет различий между реальным миром и миром фантазий. В отличие от многих взрослых, которых ввиду чувства повышенной ответственности или зависимости перед социумом очень волнует, что о них подумают, скажут другие и как это отразится на их репутации, дошколята удовлетворяют свои желания и потребности свободно от мнения окружающих. Но вместе с тем, с радостью привлекают к себе внимание, становятся для родителей и близких «вездесущими».

Это возраст «почемучек» - они постоянно спрашивают: «А почему?», «А зачем?», «А что это?». При этом их вопросы могут заводить в тупик даже самых интеллектуальных взрослых.

Также в этот период жизни дети испытывают различные страхи и беспокойства. Они воспринимают все слишком буквально.

Общение с ребенком

Будьте отзывчивы к его идеям, откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появится желание с вами поговорить.

На все, даже очень «неудобные», вопросы отвечайте честно. Если на интерес ребенка по поводу того, откуда он появился, вы ответите: «принес аист», «купили в магазине» - то потом вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как вы уже подали ему обратный пример.

Наблюдайте, как ребенок играет, не отказывайте ему в участии. Это, можно сказать, первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у малыша, как он будет их решать, когда станет взрослым, каким он будет семьянином, работником, другом.

Предоставляйте ему свободу, но учите считаться и с интересами окружающих. Останавливайте его, если он вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свое негодование, когда оно вызвано серьезным поступком ребенка.

Чего не следует делать

Старайтесь не опекать ребенка излишне и не используйте в его адрес угрозы. Не наказывайте свое чадо за качество личности - а только за действия. И ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Используя в воспитательном арсенале насилие, можно быстрее добиться результата, так как не нужно долго что-то объяснять и доказывать. Однако что вы будете делать, когда ребенок вырастет?

Также психолог советует не заострять внимание на детских ссорах.

Ситуация и пути решения

Если ваш ребенок слишком часто капризничает, закатывает истерики на улице, дома, в магазинах, когда вы не купили ему любимую игрушку, то в первую очередь стоит задуматься, что, возможно, источник подобного поведения ребенка кроется во взаимоотношениях в семье. Не стоит тут же вешать на малыша ярлык непослушного. Задумайтесь над тем, что в этом возрасте дети «зеркалят» отношения своих родителей.

В связи с тем, что дети 3−6 лет характеризуются высокой переключаемостью внимания, то в момент очередной истерики ребенка постарайтесь тут же перенастроить его на что-нибудь другое, желательно неожиданное. Например, скажите: «Смотри, там, на крыше, обезьянка сидит», «Ой, Карлсон полетел!». То есть то, чего он никак не ждет.

Младшие школьники (7−10 лет)

Особенности поведения

В этом возрасте у детей появляется серьезное и трудоемкое занятие - учеба. А самым большим авторитетом порой становится учитель.

Также для ребят 7−10 лет характерен всплеск воображения, жизнь в фантастическом мире, чаще всего созданном по образу и подобию того, что они увидели или услышали.

В эти годы у детей может появиться стремление присваивать чужие вещи, что нужно тут же пресекать, не воспринимая подобные выходки как шутку, иначе это может перерасти во вседозволенность и воровство.

У ребенка формируется зачаточное представление о своих правах, повышается интерес к исследованию своего тела.

Дети чаще копируют своих родителей: в интонациях, поведении, в отношении с другими людьми.

Общение с ребенком

Обсуждайте с ребенком проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к мужу (жене) на собственном примере, не стесняйтесь проявлять нежность и заботу к партнеру в присутствии ребенка. Узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями. Таким образом, вы покажете ребенку, что можно дружить семьями, сможете понять, какие у него друзья.

Во время учебы помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний: это повысит его мотивацию учиться еще лучше, а также поспособствует личностному развитию. При этом у ребенка обязательно должно быть рабочее место и время для выполнения домашних заданий, также он заслуживает похвалы или ободрения за свои успехи.

Если же у вас есть к нему требования, то обязательно аргументируйте их, предъявляйте их в позитивной форме, то есть говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите.

Чего не следует делать

Многие родители, меряя ребенка по себе, допускают ошибку: требуют от него того, к чему он не готов в силу своего возраста. Не отдавайте распоряжений, выполнение которых не обязательно. Не стоит ревновать ребенка к авторитету учителя, наоборот, порадуйтесь, что так есть. Во время выяснений отношений не давайте негативных оценок личности своих детей и ни в коем случае не сравнивайте их с другими, отдавая предпочтение последним.

Ситуация и пути решения

У младших школьников одна из самых распространенных проблем - это недостаточная мотивация к учебе. Хотя в этот период учебная деятельность - ведущая в жизни ребенка 7−10 лет.

Природа ребят этого возраста - в познании. И если она нарушается, то прежде всего это упущение родителей, которые нередко еще задолго до школы «пичкают» своих чад знаниями: считать до ста, выучить английский алфавит и названия мировых столиц. Вместо этого лучше подогревать любознательность ребенка такими фразами, как «об этом ты узнаешь в школе», «в школе тебе расскажут много интересного». Стоит поднимать в глазах ребенка авторитет учителя.

Развивать детей родителям, безусловно, надо, но перегружать информацией (смысл и «вкус» которой они могут не до конца еще понимать) нельзя, так как это может отбить интерес к учебе.

Подростки (11−14 лет)

Особенности поведения

Период от 11 до 14 лет нередко называют трудным возрастом. Считается, что в это время человек переживает серьезный кризис. Главная тому причина: физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

Подросткам свойственна склонность к самоутверждению и романтике, выяснению своих способностей и возможностей на гране риска. Также у них нередко может меняться настроение, проявляться беспричинная обида, грусть, слезы. Эмоциональная реакция может сопровождать даже, казалось бы, самые незначительные события.

В эти годы укрепляются приятельские и дружеские связи с ровесниками или ребятами постарше.

Подростки нередко яро отстаивают свою точку зрения (часто неверную), начинают критически относиться к авторитету взрослых, пренебрегая им, отдавая предпочтение мнениям своих сверстников. Снисходительное отношение к младшим может быть для них также характерно, а также нарочито равнодушное отношение к противоположному полу, что, напротив, свидетельствует о том, что в этой области у ребенка в душе живет интерес.

Общение с ребенком

Нина Кашкан советует помнить о том, что подростку так же, как и раньше, нужны забота, внимание и участие, однако теперь уже в качестве партнера. Поэтому говорить с ребенком стоит на равных, вместе с ним планировать семейный бюджет, проведение свободного времени. Выделяйте деньги на карманные расходы, в конфликтных ситуациях высказывайтесь после него.

Выслушивайте детей, а не просто слушайте, что и как они говорят. Следует обязательно объяснять подросткам, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем что-либо сделать.

В этом возрасте также важно научить свое чадо достойно переносить огорчения и неприятности, разъяснять необходимость тех или иных ограничений в семье и в целом.

Будьте бережны к зарождающимся чувствам в душе ребенка, подчеркивайте важность выбора друзей и подруг, обозначьте рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях с людьми.

Чего не следует делать

Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте ребенка. Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему. Когда он старается объяснить вам свои поступки, не начинайте разговор с обвинений и не перебивайте.

Также не стоит подкупать детей и вымогать силой обещание не делать то, что вам не нравится. Если в вашей семье есть правила и традиции, не отступайте от них, разве что в исключительных случаях.

Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, приглашайте их в свой дом и старайтесь познакомиться поближе. Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся вам не по душе.

Ситуация и пути решения

Из-за смены гормонального фона у подростков может резко падать самооценка. Они становятся неуклюжими, неуверенными, мнительными. Снижение самооценки автоматически влечет за собой попытку ребенка самоутвердиться за счет другого, поэтому он может стать грубым и непослушным. В этой ситуации нужно работать над повышением уверенности в себе ребенка, искать и указывать ему на позитивные вещи в его поведении.

В этот период родитель и учитель не должны фиксировать внимание подростка на том, что плохо, а, напротив, говорить о том, что хорошо в нем и достойно похвалы.

Старшеклассники (15−18 лет)

Особенности поведения

В этом возрасте молодые люди уже всерьез задумываются о многих жизненно важных вещах. Например, в учебной деятельности у них начинают проявляться профессиональные интересы и склонности. Их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться на долгие годы.

Также взрослые в этот период становятся значимыми фигурами для старшеклассников, однако теперь с учетом их личностных качеств. Из этого вытекает склонность 15−18-летних детей к поиску объекта для поклонения и подражания, а интимные переживания приобретают у них наиважнейшую роль и могут даже на какое-то время затмить все остальные увлечения и интересы.

Общение с ребенком

Рассказывайте о своих неудачах и успехах, спрашивайте совета. Будьте готовы к тому, что ваш повзрослевший ребенок может вступить в интимные отношения или приобрести вредные привычки.

Если у него появляются серьезные проблемы, помогайте своим детям найти их решение и веру в силы для их преодоления, при этом доказывая, что он (она) обладает многими достоинствами, которые нужно постоянно развивать.

Чего не следует делать

Без явной на то необходимости не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида, определения поля деятельности для самореализации, в том числе и профессиональной.

Не принуждайте ребенка к откровенности: если вы не будете давить на него, он сам придет и расскажет о том, что его тревожит.

Не стоит делать трагедии из раннего на ваш взгляд сексуального опыта ваших детей, а помогите им справиться с возможно постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Ситуация и пути решения

Первая влюбленность для ребят этого возраста - это большая ценность, в то время как окружающие его взрослые с высоты опыта своих лет воспринимают порой это как чепуху и нередко говорят: «Да таких парней (девушек) у тебя еще столько будет!». Когда родители пытаются разрушить или умалить эту ценность, то ребенок ее защищает, а в самых плачевных вариантах может совершить попытку суицида.

Нужно понимать, что ценности взрослых и юных людей отличаются, поэтому следует обязательно считаться с ними: нельзя относиться к симпатии своего чада свысока, насмешливо, снижать значимость его впечатлений. Это первое сильное чувство очень-очень важно для него.

Стоит поговорить с ребенком по душам, рассказать о своем первом опыте увлечения, признать большое значение этого чувства в жизни человека. Скажите, что подобные влюбленности и разочарования случаются в жизни каждого, ведь вашему ребенку кажется, что только ему не отвечают взаимностью, что только с ним случилось такое, на его взгляд, сильное чувство. Можно пригласить его объект симпатии к себе домой, на прогулку, если только ваш ребенок этого пожелает.

Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать. опубликовано

Добрый день, уважаемая Анна!

Для такого поведения ребенка, исходя из Вашего описания, есть несколько причин. Чтобы разобраться, какая именно из них действует (а возможно действие и нескольких причин одновременно), необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, особенно тщательно - перед (и после) проявлениями нежелательного поведения. Причинами может быть, судя по Вашему описаниями, следующее:

1. Поездка на юг, связанная с изменением привычного распорядка, требований и тем, что «там все было для нее». Возможно, ребенок привык к такой обстановке и не желает возвращаться в более строгие и определенные семейные отношения, не хочет подчинятся требованиям и ограничениям. После летнего отдыха (когда родители, во-первых, располагают бОльшими ресурсами - и временными, и финансовыми, а во-вторых, склонны не тратить большие усилия на воспитание, поскольку хотят отдохнуть сами, и бессознательно во многих случаях предпочитают согласится с требованиями ребенка, подчиниться ему, чтобы избежать недовольства) дети часто в первое время проявляют непослушание, капризы и т.п.

2. Возраст ребенка - 4 года. Учитывая, что сроки наступления тех или иных возрастных периодов могут отличаться, вполне возможно, что это проявления «кризиса 3-х лет», когда ребенок проявляет негативизм, непослушание, строптивость, пытается любой ценой настоять на своём и т.п.

3. Напряженная атмосфера в семье. Естественно, что проблемы в отношениях между родителями отражаются на поведении ребенка. И потому, что психологические и прочие ресурсы родителей затрачиваются на решение этих проблем, и меньше их тратится на ребенка, и потому, что требования к ребенку и подход к его воспитанию становятся менее согласованными.

4. Появление младшего брата. То, что брат родился в начале сентября, а негативные проявления в поведении появились несколько ранее, не исключает эту причину - девочка могла слышать от взрослых, что скоро у неё появится маленький брат или сестра, и точно видела, что часть внимания родителей отдается этому, ещё не родившемуся, брату. Соответственно негативное поведение может быть попыткой вернуть себе прежний объем внимания, прежнее положение в семье.

Как разобраться в поведении ребенка? Внимательно наблюдать за ним, отслеживая, что происходит перед нежелательным поведением, как ведет себя ребенок и какова реакция окружающих на его поведение, и как и когда ребенок успокаивается. Из этих наблюдений можно выявить, во-первых, В КАКОЙ СИТУАЦИИ запускается нежелательное поведение ребенка, ЧТО его вызывает, ЧЕГО он добивается (пытается добиться) таким поведением, КАК взрослые своей реакцией, своими действиями подкрепляют и закрепляют такое поведение.

Что можно и нужно сделать на данном этапе, ещё до выяснения точных причин?

1. Установить четкий распорядок дня, четкие правила поведения для ребенка. Правил должно быть немного, они должны быть просты и понятны ребенку, но отклонения от них допустимы только в исключительных случаях (и, разумеется, эти исключения не должны допускаться под влияием истерик и т.п. поведения ребенка).

2. Взрослым, прежде всего родителям, обсудить ситуацию в семье, и четко отделить проблемы своих отношений от проблем воспитания ребенка. Требования к ребенку должны быть одинаковы со стороны ВСЕХ членов семьи, независимо от того, какие проблемы есть в отношениях между ними, отношение к ребенку должно быть неизменным, ребенок не должен использоваться как «союзник» в конфликте между взрослыми (лучше всего - чтобы он вообще не подозревал о наличии такового).

3. Стараться уделять старшему ребенку не меньше внимания, чем младшему, организовать взаимодействие между детьми, интересное старшему ребенку, подкреплять проявления интереса и симпатии со стороны старшего ребенка к младшему. Найти и объяснить старшему ребенку преимущества, приятные стороны, которые возникли с появлением младшего.

4. Подкреплять настойчивость в овладении теми или иными навыками. Хвалить и поощрять девочку не только за успехи, но и за то, что она не бросила занятия при первых неудачах.

Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.

Все по-своему, все наперекор! "Сереж, пойдем гулять!" - "Нет, не пойду!" "Иди ужинать, я испекла блины!" - "А я их не люблю!" Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь - "нет", "не хочу", "не дам"...

Непобедимая физиология

Да, это шокирует, особенно молодых родителей - их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас - идти наперекор.

И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша - активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его "я". Малышу кажется, что ему все по плечу.

В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее - контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.

Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.

Но что поделать - физиология!

От упрямства - к заботе

Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в "возрасте упрямства" нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас - не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.

Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой "взрослый", пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется - и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик - она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.

Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки... маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.

А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло - мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. "Слушай, - сказала я Насте. - Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!" Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе "Переключение внимания", действовать, увы, перестал...

Детское упрямство поборет себя само - если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.

Упрямые родители

Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое - дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних... Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?

И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?

И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня - нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем...

Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы "выплеснули" его самостоятельность.

Цифра

2,5 года - на этот возраст приходится пик детского упрямства.

В борьбе с упрямством:

  • не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его - это еще сильнее его возбудит;
  • будьте с ребенком настойчивы, если сказали "нет", стойте на своем;
  • исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета";
  • не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно - истеричность и капризность требует зрителей.

Отвлекать и не давить

Каждый ребенок проходит через несколько возрастов упрямства.

Они называются переходными. Первый. Обычно между 2,5-3,5 годами. Малыш может вдруг даже совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки. Некоторые родители могут в это время натворить бед, начинают спозаранку наказывать. ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ в самом начале! Ведь ребенок тут бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому. Чтобы стать человеком, он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.

Совет: в 1/3 случаев уступать, в 1/3 случаев настаивать на своем, в 1/3 случаев оставлять вопрос открытым - отвлекать и отвлекаться. И уже к 4 годам это проходит.

Второе обострение - где-то между 6-7 годами, или ближе к 8-9. Все то же самое, но на другом уровне. В это время начинает нарастать объем требований - игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего "Я", и кроме "надо" за ним остается право на "хочется". Если в это время пережать с "надо", может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если не дожать - то же самое!

ВНИМАНИЕ: Рецидивы упрямства и все отрицания будут теперь происходить всегда, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах, когда самооценка его будет поставлена под угрозу, когда будут подавляться его активность, когда будет скучно...

ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ

ПОМНИТЕ: Люди НЕ здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием), работают, женятся... ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. Люди, УВЫ, делают всякие плохие вещи и имеют плохие привычки ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО. Всегда ли так? Нет, не всегда. Но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.

По книге В. Сатир, В. Леви "Краткое руководство

по воспитанию детей"