Значение краеведения в патриотическом воспитании. Краеведение - составляющий элемент исторического образования, духовного становления и патриотического воспитания школьников. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

«Краеведение - основа воспитания патриотизма».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» Д.С. Лихачев.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился и от куда берут начало твои корни. Это и является одним из ведущих направлений деятельности нашей школы - краеведение, которое осуществляется через уроки, участие классов в туристско-краеведческом движении «Отечество»; подготовку учащихся к конкурсам, исследовательским проектам военно-патриотической направленности; работу краеведческого кружка. Туристско-краеведческое движение «Отечество» предполагает поисковую работу учащихся по назначенной тематике. Начинаем мы эту работу с проведения общешкольной линейке, на которой в торжественной обстановке 5-11 классы получают конверт с заданием. Результатом поисковой операции становится школьная краеведческая конференция, на которой классы представляют собранный материал и рассказывают о проделанной в течение года работе.

В год 65-летия Победы учащимися 9 классов была предложена тема "Война в моей семье"Тема оказалась волнующей и близкой, потому что рассказывать пришлось о своих прадедах и прапрадедах. Материал получился интересный. Это были альманахи, альбомы, презентации, составленные на основе семейных архивов, личных встреч с ветеранами, с людьми, знавшими и помнящими их. Эти работы вы можете видеть на слайде. Из работы Алексеевой Марии, правнучке Воскобойник Виктора Николаевича: «… Впереди дедушки ехали по реке его товарищи и от тяжелого груза провалились под лед, на его глазах. Едва удалось спастись дедушке, так как его машина шла за следом и тоже провалилась под лед. Собравшись с силами, он вылез из воды и чудом остался жив. Что только ни творилось на земле. Горело все: и танки, и люди, казалось даже, что горит снег. Эти люди прекрасно понимали, что отдают свои жизни во имя свободы, во имя будущих счастливых поколений. Дедушка был ранен. Все тело было покрыто осколками, но он сражался до последней капли крови...» А вот, что поведал о своей бабушке Лескиной Марии Андреевне Мирошников Петр: «…Была зенитчицей, распознавала вражеские самолеты, которые бомбили этот завод. Когда Советская Армия пошла в наступления, Мария Андреевна наряду с другими солдатами стала участницей боевых действий. Она дошла до Украины. После войны была награждена медалями за боевые заслуги.» Эпилогом к этому можно было бы поставить слова другой ученицы, которые, по сути, отражают результат нашей деятельности: "Работая над поиковым материалом, я почерпнула для себя много нового, того, что я не знала ранее. Но самое главное, я поняла, в какой великой стране я живу! Насколько велик подвиг моего народа, освободившего от фашизма весь мир! Я горжусь своей многострадальной, героической и удивительно прекрасной РОДИНОЙ!"

Участники конференции с большим интересом слушали рассказ о старшем Потехине - Семене Николаевиче, который принял участие в военных действиях против Колчака и в сражениях против фашистско-немецких оккупантов, о боевых заслугах в ВОВ двоюродного брата Семена Николаевича, Василия Максимовича, о его сыне, Александре Васильевиче, который Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ был награжден медалью. В разделе «Четвертое поколение Потехиных на службе Отечества» шестиклассники отметили мужественность, целеустремленность, решительность старшего сына Александра Васильевича, Владимира, сумевшего воплотить в жизнь свою детскую мечту – стать летчиком. Два года назад состоялась встреча учащихся с Потехиным Владимиром Александровичем, на которой теперь уже полковник авиации рассказал о своей семье, о своей личной судьбе.

Краеведческий материал, который обнаруживается в процессе поисковой работе, мы часто используем и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции поселка в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Таким образом, учащимся становится ясно - история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.

Педагоги нашей школы сошлись в едином мнении о том, что поисковая работа помогает в духовном воспитании и формировании личности ребенка. Ведь вся жизнь и деятельность наших прародителей – это пример высокого гражданского служения, истинной любви к своему Отечеству. Особо мы гордимся исследовательскими работами Потаниной Анны, Буздановой Екатерины, которые на областной конкурсе «Отечество. Саратовский край в истории России» удостоены третьих призовых мест. Разумов Александр, ученик 11 «Б» класса, в прошлом году стал лауреатом 8-го областного конкурса «Хранитель памяти». Поисковый материал о труженицах тыла Клоковой Тамаре, собранный краеведческой группой 5 классов, лег в основу стенда «Благодатная память жива», который занял 1 место в районном конкурсе исторический бюллетеней. Мы заметили, что старшеклассники, проводя исследовательскую работу и изучая множество документальных материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в школьном архиве для будущих поколений.

Учащиеся нашей школы с удовольствие принимаем участие во всех конкурсах различных уровней, имеющих военно-патриотическую направленность. Так например в текущем году наша школа принимала участие в конкурсе Web-страниц«День Победы глазами детей». Этот конкурс примечателен прежде всего тем, что при работе с краеведческим материалом дети могли продемонстрировать свои достижения в области ИКТ – это и умение работать в графическом редакторе Adobe Photoshop (создание открыток для ветеранов и небольших иконок для Web - странички) и работа с текстом для ссылок, и непосредственно создание самой страницы конкурса. Нашу работу вы можете посмотреть на сайте школы

В краеведческой работе большую помощь нам оказывает районный музей. В его стенах проводятся уроки-мужества, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на осознание исторического материала, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.

В нашей статье обзорно представлено только то, что было выполнено школой в отношении краеведения по теме «Военная история Отечества» в прошлом году. На сегодняшний день у нас много идей, предложений. Впереди еще огромный фронт работы. Хотелось бы надеяться, что наши труды не пропадут даром, что наши слова отзовутся в сердцах детей добром и проявятся в созидательном труде на благо своей семьи, общества и Отечества.

Мы не строим грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а стараемся решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели -воспитать и укрепить патриотизм, духовность и нравственность наших детей как основного ресурса нации.

Воспитание патриотизма через систему краеведения.

Из опыта работы.

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1

в с. Челнаво-Рождественское

учитель истории

Юрьева Наталия Викторовна

Проблема формирования патриотического сознания граждан на сегодняшний день одна из самых актуальных в России.

По данным МВД России в январе - феврале 2014 года выявлено 41 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, зарегистрировано 144 преступления террористического характера (+41,2%) и 178 преступлений экстремистской направленности (+36,9%), выявлено 26 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+52,9%), каждое двадцать третье преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 2,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений.

Растёт число молодёжных организаций экстремистской направленности. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни во всём мире.

Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать эту угрозу нельзя.

Корень сегодняшних проблем кроется в постепенной утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, деидеологизация всех сфер общественной жизни. Наиболее правильным решением данной проблемы является воспитание гражданина и патриота нашей Родины.

Патриот - человек, любящий свою Родину, верный своему народу гордящийся историей своего Отечества, готовый в любой момент встать на защиту своей земли. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников патриотического сознания, гордости за историю своего Отечества, чувства верности Родине, активной гражданской позиции.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского и других. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания. На сегодняшний день воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма уделяется большое внимание.

В 2012-2013 учебном году на базе нашего филиала создан патриотический клуб «Память», который является одной из форм дополнительного образования. Работа клуба осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Очень важным и значимым является то, что мы изучаем историю страны через краеведческий материал. «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». Н. Н. Баранский.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе,помогает устанавливать связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор. Именно краеведение даёт возможность связать воедино вопросы многих дисциплин и применять их для решения практических задач. Разнообразны методы, приемы и средства обучения.

Самыми распространёнными формами работы являются мероприятия (беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми, исторические игры, викторины, конкурсы); творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, литературно-музыкальные композиции, оформление выставок).

Встречи с интересными людьми, свидетелями эпохи наиболее яркие, эмоционально насыщенные. Они несут несравнимо больший воспитательный потенциал, чем беседа с учителем или прочтение учебника. Воспоминания и слёзы ветеранов Великой Отечественной войны не могут оставить равнодушными никого.

Велико воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к родной земле, эстетические чувства. Знания, полученные во время экскурсий, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Они помогают развивать мышление, наблюдательность. Учитель имеет возможность лучше узнать учащихся, так как в непринуждённой обстановке легко наладить доверительные отношения.

Наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Эта деятельность основана на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном учителем. Требует от учащихся творческой инициативы, эмоционального настроя, что способствует развитию познавательных способностей. А познавательная активность вызывается его новизной.

Учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады к урокам и внеклассным мероприятиям, связанных с историей родного края; собирают информацию, активно участвуют в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, воспоминания земляков, краеведческая литература.

Мы регулярно рассказываем о деятельности нашего клуба:

  • школьный уровень: оформление тематических выставок, выпуск газеты патриотического клуба «Школьный вестник», выступление на школьных линейках;
  • местный уровень включает в себя сотрудничество со СМИ - районная газета «Сосновская жизнь»;
  • региональный уровень - представление творческих работ учащихся на конкурсах, освещение работы клуба на web-странице .

Мы принимаем активное участие в акциях: «Истории славные страницы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Святыни Тамбовщины»; в проектах «Наследники Великой Победы», «Память поколений», «Край родной - земля Тамбовская»; организуем поисково-исследовательскую работу «Моя земля - мои земляки».

Результаты патриотического воспитания нацелены на будущее, на перспективу, но некоторые результаты видны уже сегодня. Ребята считают за честь нести Вахту Памяти на 9 мая, принимают активное участие в работе клуба и мероприятиях патриотического характера.

Только объединив усилия государства, общества, семьи и школы мы достигнем положительных результатов. Именно об этом говорится в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: «Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Используемая литература:

  1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
  2. Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание. // Историческое краеведение в школе. - Н.Новгород, 2002.

Используемые интернет-ресурсы:

ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж».

Доклад

«Патриотическое воспитание средствами краеведения».

Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории.

Елань 2012 год.

патриотическое воспитание средствами краеведения

(Иващенко Галина Николаевна, Еланский аграрный колледж)

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через нее - и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие. - гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ«Об образовании»:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

- формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

- защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование понятия «Родина». Оно включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями «семья» или «деревня», «город». По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям - сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.

Вершиной патриотизма конкретного человека является осознание себя как человека культуры, гражданина и патриота России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно и воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родит" только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической краеведческой деятельности осуществляется непрерывно.

В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения - она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения. Знания патриотического характера, полученные в процессе военно-исторической, поисковой работы, но не закрепленные конкретными патриотическими делами, оторваны от жизни.

Цели

Краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов развития личности. Особенности краеведческой деятельности способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию школьников в окружающем их мире. То есть.если краеведение направляет учащихся на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, то, следовательно, педагогически правильно организованная краеведческая деятельность обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничном}" развитию личности.

В построении модели средств краеведческой деятельности в аспекте становления патриотизма у школьников должен учитываться весь спектр целевых ориентации:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков;

я ^ - воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации краеведческой деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

С углубленного познания своей Родины начинается воспитание патриотизма. Патриотизм не может быть не связанным корнями с историей нашего народа. Вполне очевидно, что результаты воспитания, формирования личности зависят не только от видов деятельности, в которые включен школьник, но и от ее содержания. Более того, содержание в этом единстве главенствует. Участие же подрастающего поколения в историко-краеведческой деятельности приобретает особое значение в силу общественной значимости ее содержания. В этих условиях она служит не только достижению общих целей всестороннего, гармоничного развития, но и решен! по конкретной педагогической задачи - патриотическом}" воспитанию школьников.

Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий - действительно актуальная проблема нашего времени.

Задачи

В своей работе со школьниками по воспитанию духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование - комплексность в краеведческой работе, которое помогает учащимся:

- развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;

- повышать интеллект и культурный уровень личности;

- расширять кругозор, эрудицию;

- приобщаться к творческой деятельности; -психологически готовиться к жизни и труду"; -повышать нравственность;

- воспитать в себе любовь к родному краю, а через него - к родине.

Педагог}" в первую очередь необходимо сформировать у учащихся следующие представления: Родина как место, где человек родился; природа Родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история Родины; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяния на благо Родины как элемент жизни современного человека; зн а -н и я: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», педагог должен настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, к труд}", к окружающим людям; умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, приобретает навыки экскурсовода, умение составить собственную родословную, навыки работы в школьном музее.

В своей работе педагогу необходимо учитывать, что краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

- изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;

- изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;

- изучение архивных документов, памятников истории, культуры

или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев;

- проведение школьных экспедиций (экскурсий) - исторических, этнографических, археологических и др.;

- обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация краеведческого

музея (уголка);

- использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Педагог в краеведческой работе в учебном заведении обязан помнить о ее последовательности и системности. Кроме того, он должен знать, что в краеведческой деятельности, как это виделось Н.К.Крупской, можно выделить четыре функциональные части: изучение самим учителем местного края, введение им накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

Начинать краеведческую деятельность следует с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, когда общение с природой является естественной потребностью ребенка, а сам он ощущает себя частью окружающего мира. Именно в этом возрасте формируется эмоционально-образное восприятие среды обитания и искусственный отрыв ребенка от этой среды ведет к неизбежным негативным последствиям в формировании личности. По мере взросления обучаемого характер работы усложняется

Дидактические задачи школьного краеведения можно выделить

следующие:

1) выбрать из многообразного краеведческого материала

доступный детям;

2) расположить этот материал по учебным темам;

3) собрать и обработать краеведческий материал;

4) оформить этот материал;

5) найти наиболее подходящую форму занятий по подготовленному материалу (экскурсия, беседа, чтение и т.п.).

Формы работы

Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеучебное время.

Традиционно программы средней школы предусматривают по ряду предметов (география, история, литература) изучение родного

края. Обязательны знание учителями основ краеведения, профессиональное владение методикой исследовательской работы. Классному руководителю необходимо помнить, что подрастающее поколение не может полноценно развиваться без глубокого понимания и знания своего края, города, деревни. Это первое условие формирования культуры, становления подлинной духовности. Только через свой край, через землю, на которой живешь, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, от соков самой земли, от духа своего народа становишься человеком культуры, высокой духовности, каким и надлежит быть гражданину России, Как сказал К.Д.Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, родному краю». И именно школьное краеведение выступает в роли мощного педагогического средства воспитания духовных основ патриотизма у подрастающего поколения.

Внеклассные краеведческие мероприятия должны быть направлены на воспитание духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины. И для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие форм педагогического воздействия на ребенка в деле воспитания патриота-гражданина. Для получения наиболее эффективных результатов воспитания используются следующие формы краеведческой деятельности:

1) пассивные - теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: семинары, уроки, кружки, лекции, публикации в печати;

2) полуактивные - практические занятия: прогулки, конкурсы.

вечера, выставки, музеи;

3) активные - походы, поездки, экскурсии, развивающие игры, соревнования, слеты, работа объединений по интересам.

Краеведческая деятельность подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную. К ее массовым формам относятся экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами являются кружок, общество, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архивов, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов. Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке могут выноситься на общешкольные вечера, конференции и т.д. Индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых, и групповых занятий.

Для осуществления патриотического воспитания у школьников средствами краеведения необходимо учитывать следующие их индивидуально-психологические особенности:

- возрастные (особенность восприятия подвига, создание в воображении идеального образа героя, возвышенность осмысления героического и т.д.);

- специфические (повышенная контактность, стремление к взаимодействию со взрослыми, поиски сфер неформального общения);

- направленность интересов (увлечение музыкой, радио- и видеотехникой, компьютером и т.д.).

В процессе патриотического воспитания средствами краеведения должна быть заложена определенная «доза» положительных эмоций, отвечающих актуальным потребностям учащихся. «Интерес + активность + общение + личность педагога + общественная ценность + актуальность + успех + торжественность» - именно эти мотивировки школьников являются слагаемыми эмоциональной отзывчивости в организованном педагогом процессе патриотического воспитания.

Распределяя формы краеведческой внеклассной работы по возрастам, можно определить:

для 5-7 классов - пешеходные экскурсии, встреча с интересными людьми, работа с ветеранами, краеведческие викторины, занятия в краеведческих кружках и объединениях по интересам («Родословие», «География», «Экология», «История края» и т.д.), встречи с земляками, сумевшими своими делами прославить край, Родину, выставки рисунков «Мой край родной» и т.д.;

Для 8 - 9 классов - выпуск краеведческих стенгазет, классные часы «Земляки», «Мой город» и другие, просмотр видеофильмов о крае с последующем обсуждением, выставки, телепередача, радиогазета, музей восковых фигур, школа борцов за мир (по этому типу -школа краеведческих наук), экскурсии, путешествия и т.д.;

Для 10 -11 классов - дискуссионные клубы, «круглые столы», пресс-конференции, диспуты, встречи с земляками, историками, интеллектуальные краеведческие игры, экскурсии, путешествия, научно-исследовательская краеведческая работа, анкетирование детей, этнографические экспедиции.

Литература:

    Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., 2007г.

    Дни воинской славы России. М., 2007г.

    Стеценко Е.Д. История Еланского района. Екатеринбург, 2010г.

    Дядиченко В.М. История Еланского края. С.-П. 2010г.

    Памятники Еланского района. Елань. 1999г.

    Видеофильм «Прогулка по Елани».

    Материалы фонда музея Еланского аграрного колледжа.

К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)

Во - первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.

Становление исторического краеведения
История краеведения берет свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками своих мест. Свои знания они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняли преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение отчасти отразилось в летописях, которые стали использоваться властями. Однако становление исторического краеведения, неразрывно связанного с наукой, относится к эпохе преобразований начала 18 века. Указом Петра 1 от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведов докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае». В поисках, собирании и систематизации краеведческих материалов большую роль сыграли русские ученые.

К началу 18 века боярский сын города Тобольска С. У. Ремизов (1642-1720) составил «Историю Сибирскую», положив начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства. В 1737 г. историк В.Н. Татищев (1686-1750) впервые разослал анкету с целью сбора материалов для своей «Истории Российской». Эту практику продолжил М.В. Ломоносов (1711-1765) , который приступил к работе над «Ландкартой Российской». (Географическим атласом).

Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К.Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К.Д Ушинский в 1863 г. писал: « Легко себе представить, ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» (Ашурков.1980.С.6.)

Много сделали для изучения Сибири ссыльные революционеры-декабристы. А.А. Бестужев в «Отрывках из рассказов о Сибири» описал жизнь и быт сибирских народов и т.д. Начатое им дело успешно продолжили оказавшиеся в сибирской ссылке революционеры-народники. Сибирское отделение Русского географического общества с конца 60х г. 19 века широко привлекало их к изучению края. Много сделал для изучения Западной Сибири И.Л. Словцов, достойный вклад в сохранение и изучение прошлого Ямала внес И.С. Шимановский, проживавший в начале 20 века в г. Обдорске. Именно он помог организовать комплексную экспедицию Русского географического общества во главе с профессором Б. М. Жидковым.

В советское время с 1920/ 1921 учебного года, краеведение было включено в школьные программы, начинает издаваться журнал «Советское краеведение». (Выходил до 1936 г).
Однако в 30-ые годы краеведческое движение было фактически разогнано, закрыты многие музеи, утрачены музейные предметы. Только в 60-ые годы краеведение стало выходить из «подвалов». (Шмидт.2003.С.5.)

Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение . Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.

Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.

Материалы школьного краеведческого музея на уроках истории
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени» (Сейненский.1988. С.4.) В нем за короткое время, отведенное на урок или внеклассное задание, ученик может совершить путешествие в минувшее прошлое, сравнить события разного времени, заглянуть в будущее. Имеющиеся материалы по истории края и региона, позволяют учить детей не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из жизни родных, односельчан, на событиях из жизни поселка.

Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.

В разделе нашего музея «Археология Ямала» показана культура древнего народа «сихиртя», есть карта мест раскопок, которые были проведены в районе. Проводя уроки по истории Древнего мира, истории Отечества, показываю ученикам обломки керамики, каменные наконечники стрел, которые были найдены бывшим учеником школы Захаровым Александром, фотографии железного топора, используемый на охоте набор наконечников для стрел, копья. Этот раздел дополняется костями мамонта и фотографией мамонтенка «Маши», найденного в нашем районе. Сейчас это экспонат окружного музея.

Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.

Раздел «Ямал и Россия» демонстрирует жизнь полуострова до 1917 года. Появление русских в крае отмечается уже в XI веке. Отправка « охочих людей» на Камень зафиксирована в летописях XIУ-ХУ века. Русскими промысловиками и землепроходцами уже в то время были установлены достаточно прочные связи с краем и его жителями. По карте Ямальского волока прослеживаем, в каких тяжелых природных условиях шло освоение Обского севера, как развивалась торговля в крае.

Об исследователях Ямала рассказывают материалы экспедиции 1862 года под руководством капитана первого ранга Павла Ивановича Крузенштерна. Команда шхуны «Ермак» должна была провести гидрографические исследования Карского моря, метеорологические наблюдения, проверить возможность достижения устья Енисея морским путем. Однако выполнить эту задачу до конца не удалось: эти люди волей судьбы оказались на Ямале, потому что судно было затерто льдами. Команду спасла семья Сейча Сэродэтто, богатого оленевода. В дальнейшем ему был пожалован кафтан от кабинета Его Императорского величества, право собирать ясак, разбирать жалобы соплеменников, за что его назвали тундровым царем. Этот факт подтверждается в нашем музее портретами императора Александра и его жены Марии Александровны, которые сохранились в роду Сейча и выставлены в экспозиции.

Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.

О расселении ненцев на Ямале, их родовых землях рассказывает карта, составленная в начале XX века и размещенная в разделе «Религия ненцев». Выставленные там бубен шамана, фотографии ненецких святилищ и богов, металлические украшения дают представление о верованиях и культуре коренного народа.

Фотография «золотой бабы» показывает идола, которому молились ненцы, ханты и манси. Об этой «бабе» есть упоминание авторов середины XIX и начала XX веков, хотя до сих пор она не найдена. Говорят, что эти «бабы» были и медными и серебряными и даже золотыми. Возможно, этот идол, или его копии, находится где-то на Ямале.

Рассказ о распространении христианства в крае связываю с деятельностью миссионерских станов, один из которых был основан дьяконом Мартимианом Мартемьяновым - служителем Обдорской миссии, которую возглавлял игумен Иринарх (в миру Иван Семенович Шемановский). Материал очень важен при изучении тем: «Возникновение религии», «Распространение христианства».

Содержание разделов «Быт и культура народов Сибири» помогает учителю в проведении уроков по теме: «Народы Сибири». Выставленные на стеллажах модели национальной одежды, нарты, различные фотографии показывают мир вещей коренных жителей, прекрасно приспособленных к тундровым условиям. Чум выдерживает метели и хранит тепло зимой, а дым в чуме летом спасает от комаров. Нарта, на которой можно ездить зимой и летом, помогает переправляться через реки. Орнамент, разнообразные полоски, украшения на кисах и ягушке носят определенный смысл и значение.

Широко используется материал, выставленный в раздел «Великая Отечественная война». На уроке «Тыл в годы войны» рассказываю о судьбе ярсалинцев, сборе средств на нужды фронта, работе детей в фонд обороны, читаем местные газеты тех лет. Изучая боевые действия, обращаюсь к предметам и вещам прошлых лет: штыку, затвору винтовки, ракетнице, каскам немецкого солдата и советского бойца, осколкам мин и снарядов, патронам и пулеметной ленте. Это дополняет рассказ и создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.

Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.

Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.

Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.

Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.

Исследовательская работа учащихся позволяет приобрести навыки работы в архиве, с первоисточниками. Ребята учатся проводить исследования, брать и обрабатывать интервью, проводить социологические опросы и т.д. Так, ученица 11 класса, Утенеева Маша, работая по теме «Христианизация ненцев на Обдорском Севере», изучила имеющуюся литературу по данной проблеме, побеседовала с представителями Ярсалинской православной общины, встречалась с верующими тундровиками-ненцами. Ученица 10 класса, Дунаева Аня, исследуя тему « Семья Федоровых», изучила не только перво¬источники, имеющиеся в районном музее, но и описала воспоминания родственников, знакомых этого большого семейства, собрала фотографии и т.д. В 2003/04 учебном году организовал кружок «Краевед», где занимаются в основном ученики 6-х классов, которые через два, три года будут достойными знатоками своего края. Эта работа вызывает у ребят восторг, удивление, ставит перед ними вопросы.

Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)

Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.

Список литературы
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., 1982.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
3. Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Салехард, 2001.
4. Сейненский А. С Музей воспитывает юных. М., 1988.
5. Шмидт С. О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт. Журнал «Преподавание истории в школе», №2, 2002.

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм -- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у обучающихся, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бурштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы

подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Поэтому тема, которую я выбрала для аттестационной работы и является актуальной.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи:

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей на примере отдела «Краеведения» в центре детского творчества.

Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию детей.

Гипотеза исследования : если подойти к работе по воспитанию патриотизма детей, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей, то можно получить следующие результаты:

Повысить уровень развития воспитанников Центра;

Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;

Повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Теоретические основы патриотического воспитания.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию , уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».