Какую роль в обществе играет правовое воспитание. Значение правового воспитания в образовательных учреждениях для формирования законопослушной личности. Исторический аспект возникновения воспитания

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.

Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.

С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.

Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридико-воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:

  • · гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
  • · профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
  • · глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
  • · твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
  • · нетерпимость к любому нарушению закона.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма. Мы в России пока похвалиться таким положением, к сожалению, не можем. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Введение

Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

1.2 Формы правового воспитания

Глава 2. Правомерное поведение как следствие правового воспитания

Глава 3. Человек как активный правовой субъект

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Представленная работа посвящена теме «Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в научной и практической сфере, которая говорит о том, что необходимо совершенствовать правовое воспитание и его формы.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях, юридической литературе – журналах, обозревателях, Интернет-порталах рассмотрены более узкие вопросы данной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" в современной юридической науке о теории государства и права, с другой стороны, вопросами реализации ее применения через различные источники. Проблемы и недостаточная разработанность именно практических механизмов привития правового мышления и воспитания граждан обосновывают актуальность данной работы.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.

При этом предметом исследования о значимости правового воспитания является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Место и роль правового воспитания" с точки зрения отечественных ученых.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:

1. Изучить природу правового воспитания, в каких формах оно должно осуществляться и с помощью каких средств и методов реализовываться;

2. Оценить правомерное поведение как результат правового воспитания;

3. Охарактеризовать человека как активного правового субъекта и уяснить, с помощью каких средств развивается правовая активность личности.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, каким образом необходимо применять правовое воспитание, чтобы оно результативно воздействовало на правомерное поведение общества и правовую активность отдельно взятой личности.

Источниками информации для написания работы по теме "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности" послужили различная юридическая литература: нормативно-правовая база, фундаментальные теоретические труды мыслителей в рассматриваемой области, таких как: Н.И. Матузов, А.В. Малько, И.В. Кирсанов, А.С. Пиголкин, С.А. Боголюбов и др., а так же статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, таких как "Государство и право", "Законность", "История государства и права", "Право и политика", посвященных тематике "Значение правового воспитания для правомерного поведения и правовой активности личности", справочная литература, прочие актуальные источники информации.


Глава 1. Природа правового воспитания

1.1 Понятие правового воспитания

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах - широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - все многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры .

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и, прежде всего, в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях. Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.

В общем соображении под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

Следовательно, общей целью правового воспитания является возможность дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

Формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

Формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

Образование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

Формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

Формирование установки для правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) .

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.

Таким образом, повышение уровня правовых знаний - это начальный этап правового воспитания. Каждый грамотный гражданин должен четко представлять пределы своей правомерной деятельности и те границы, за которыми начинается неправомерное поведение, а его действия становятся опасными для общества. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более, важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

1.2 Формы правового воспитания

Правовое воспитание - важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности. Поэтому следует различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее.

Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.

Второе понятие - более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Правовое воспитание есть деятельность по формированию у субъектов привычных положительных установок на правомернее поведение, следовательно, оно осуществляется в различных формах .

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч");

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.). Правовое обучение также можно подразделить на общее и специальное. Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы сообразно основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов. Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования;

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).


Глава 2. Правомерное поведение как следствие правового воспитания

В научной литературе существует несколько понятий правомерного поведения:

Правомерным считается такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм .

Правомерным считается любое поведение, не запрещенное юридическими нормами .

При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим, а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.

Поведение должно соответствовать не всей структуре юридических норм, а лишь гипотезе (в регулятивных нормах) или диспозиции (в охранительных нормах).

Право не является единственным и универсальным регулятором общественных отношений - оно охватывает не все сферы жизни и существует такое поведение, которое является юридически нейтральным (индифферентным), но в то же время отрицательным для общественной жизни. В сфере действия права поведение человека может быть правомерным и неправомерным. В последних двух случаях поведение является правовым, поскольку оно опосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить свои поступки с их предписаниями. В первом случае поведение не является правовым, так как оно выходит за рамки правового поля и, стало быть, не опосредуется правом. Там действуют другие регуляторы – мораль, обычаи, традиции и т. д. Как правило, они оценивают поведение посредством своих критериев – добра, зла, совести, чести, благородства и других неюридических понятий.

Объектом правового регулирования являются общественные отношения классового общества. Но сами общественные отношения складываются из разнообразных поведенческих актов отдельных индивидов, воли и сознанию которых адресованы правовые установления.

Через методы правового воспитания, такие как убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы должно формироваться правомерное поведение у субъекта правоотношений. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

Основными чертами правомерного поведения, являются:

Ø Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль она играет и для личности, ибо благодаря ей обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

Ø Массовость проявления определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать.

Ø Сознательность сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.

Ø Активность в выполнении установленных правом требований предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом.

Такое поведение создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, а также способствует укреплению законности и конституционности.

Чтобы поведение субъекта было правомерным, нужно избегать основных проблем на пути правовоспитательного процесса, которыми являются:

Отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;

Укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;

Нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);

Переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;

Отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.

Однако если любое правомерное поведение является общественно необходимым и полезным, то это вовсе не означает, что любое общественно необходимое и полезное деяние автоматически считается правомерным. Правомерным может быть лишь то общественно полезное и необходимое деяние, которое связано с осуществлением вытекающих из содержания норм права субъективных прав и юридических обязанностей. Все другие общественно полезные и общественно необходимые деяния, не урегулированные правовыми нормами, не могут рассматриваться в качестве правомерных. Они могут оцениваться лишь под углом зрения их соотношения с нормами морали, религиозными нормами, нормами, содержащимися в актах партийных органов и общественных организаций, обычаями и другими.

Не могут подвергаться правовой оценке на предмет установления правомерности или неправомерности поведения также деяния лиц, обладающих правоспособностью, но не имеющих дееспособности. Деяния несовершеннолетних лиц или невменяемых, несмотря на то, что они урегулированы нормами права, не будут иметь юридических последствий в силу указанных причин.

Исключение составляют деяния несовершеннолетних, оговоренные в законе. Так, согласно ст.28 (п. 2) Гражданского кодекса Российской Федерации малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

В данном случае действия несовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений следует рассматривать с точки зрения их соответствия или несоответствия правовым велениям, на предмет определения их правомерности или неправомерности. Однако в случае неправомерности действий несовершеннолетних, причинивших ущерб другому лицу, имущественная ответственность по сделкам лежит на их родителях, опекунах или усыновителях. Исключение, согласно российскому законодательству, составляют также некоторые действия лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. О правовой оценке их самостоятельного поведения можно говорить лишь применительно к совершению ими мелких бытовых сделок, которые им разрешается заключать в соответствии с законом (ст. 30 ГК РФ). Только об этих деяниях можно говорить как о правомерных или неправомерных, но не о каких-либо иных.

Правовое воспитание осуществляется и на государственном уровне и выражается через задачи, которые необходимо реализовать в поведении субъекта права. Такими задачами являются:

Формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;

Получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;

Ранняя профилактика правонарушений.

Правомерное поведение неразрывно связано с различными формами реализации права. Правомерное поведение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) в зависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования, исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованно утверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права государственными органами и должностными лицами составляют суть правомерного поведения .

Согласование индивидуального поведения с правовыми установлениями является сложным социально-психологическим процессом, зависящим от многих субъективных и объективных факторов. Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Таким образом, в целом правомерное поведение можно охарактеризовать следующим образом:

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов и сообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращает долг кредитору). Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле. Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение - юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.


Глава 3. Человек как активный правовой субъект

правовой поведение правомерный убежденность

Социальная активность – это форма поведения – общественная, производственно-трудовая, политическая, экономическая, познавательная, правовая, творческая и др., имеющая целью достижение пользы, результата, как правило, позитивного (возможны случаи и негативного) для общества, социальной группы или отдельного человека (в том числе для действующего субъекта).

Социальная активность, реализуемая в правовой сфере, выступает в форме правовой активности.

Правовая активность личности – одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя всё многообразие её проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового. Как закреплено ст. 1 Конституции РФ, Россия – это демократическое федеративное правовое государство. Основой же данного государства выступает активная правовая личность.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность содержит ряд признаков, которые раскрывают ее сущность.

Во-первых, правовая активность личности всегда выражается в действиях, т.к. суть активности состоит именно в действии, в активном поведении человека.

Во-вторых, действия осуществляются свободными индивидами. Свобода в данном случае характеризуется как гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное.

В-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер.

Противоправное поведение – это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей.

В-четвертых, правовая активность отражает психологическую готовность личности к общению с правом, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права.

Правовое воспитание оказывает значительную роль на правовую активность личности через свои специфичные методы, еще большее влияние происходит за счет форм воспитания, выражающихся в пропаганде и обучении, в связи с которыми у личности возникает стойкое убеждение соблюдать права и обязанности.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого нами понятия.

По мнению А. В. Малько, правовая жизнь общества - это «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» .

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «движителя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель, критерий её качественного состояния. Оттого насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Качественное состояние правовой жизни – это совокупность признаков, характеристик, показывающих степень разновидности процессов, связанных с активным использованием личностью права для решения насущных проблем общественного развития: формированием правового государства, гражданского общества, повышением уровня правовой культуры, правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, преступность и т. д. Категория «качественное состояние правовой жизни» выражает, прежде всего, подвижность правовой жизни, «нестоящей» на месте, ее развитие. Преобразование общества, совершенствование его правовой жизни – основная, глобальная цель свободных индивидов. Поэтому именно через правовую активность личности можно анализировать качественное состояние правовой жизни

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

Необходимым элементом правовой жизни;

Способом ее функционирования;

Показателем, нормативом её качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики .

Правовая политика – это:

Во-первых, комплекс идей, задач, мер, программ и установок, реализуемых в сфере действия права;

во-вторых, научно-обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности;

в-третьих, способ организации правовой жизни, средство улучшения ее качественного состояния;

в-четвертых, система мер (ограничений, правовых стимулов) по правовой активизации граждан.

Формируя через систему юридических ограничений неблагоприятные правовые условия, государство уменьшает возможности для удовлетворения интересов деструктивных, антиобщественных, противозаконных. Направленность правовых ограничений, прежде всего, заключается в том, чтобы сдерживать негативную активность, доводить ее до уровня пассивности и на этой основе создавать условия для повышения позитивной активности. И, напротив, создавая с помощью правовых стимулов необходимые правовые условия для реализации интереса личности как главного источника ее правовой активности, государство создает больше возможностей для повышения активности позитивной, ведь поведение строится таким образом, что активность направляется на удовлетворение самых насущных интересов. Направленность же правового стимулирования состоит в том, чтобы повысить общественно полезную активность граждан, «оградить» от пассивности и тем более от активности негативной.

Таким образом, правовое воспитание оказывает прямое воздействие на формирование правовой активности личности, правовую жизнь и правовую политику, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правовая активность как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния. С другой – правовая жизнь является показателем уровня правовой активности граждан.

Взаимосвязь этих понятий и значимость правового воспитания отражаются в том, что правовая политика играет особую роль в упорядочении и организации правовой жизни, соотношении личности и государства, а правовая жизнь и правовая активность дают, в свою очередь, возможность оценить эффективность проводимой правовой политики.

Насколько эффективнее будет правовое воспитание, настолько качественнее будет состояние правовой жизни общества и выше уровень (позитивной) правовой активности.


Заключение

В данной работе была рассмотрена актуальная тема о понятии, значении и системе принципов уголовного процесса России.

В работе, исходя из поставленных задач, были сделаны выводы, которые заключаются в следующем:

1. Изучив природу правового воспитания, в каких формах оно должно осуществляться и с помощью каких средств и методов реализовываться, установили, что суть такого воспитания состоит, по-видимому, в передаче различными способами информации о том, какие существуют образцы поведения и какую реакцию они вызывают у окружающих, у общества: одобряется или пресекается поведение, соответствующее образцу. Для воспринимающего субъекта это отбор и усвоение информации, это постижение мира в образцах поведения.

2. Определили, что правомерное поведение является следствием правового воспитания и через методы правового воспитания, такие как убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы должно формироваться правомерное поведение у субъекта правоотношений. Использование таких методов зависит от конкретных обстоятельств.

3. Установили, что человека как активного правового субъекта формирует правовое воспитание, которое оказывает прямое воздействие на формирование правовой активности личности, правовую жизнь и правовую политику, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Воспитанный человек, всесторонне развитая высоконравственная личность – таким в идеале видится гражданин современного общества.

Таким образом, в современном варианте теория правового воспитания более усложнилась по сравнению с более ранними исследованиями и сегодня предполагает свое двух аспектное рассмотрение: в широком и узком смыслах. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - все многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание предстает, таким образом, как способ трансляции правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе. В то же время как некоторая деятельность, имеющая субъективную направленность, правовое воспитание ставит своей целью развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры.

Наиболее интенсивной частью воспитания, его ядром является нормативно-правовое воспитание, которое несет особую нагрузку: предупредить, подготовить, обеспечить правомерное поведение. Оно предотвращает столкновения человека (даже групп людей) и общества. Такие столкновения, которые каждый раз причиняют вред и обществу, и субъекту правонарушения. Общество терпит вред не только от поступка или действия правонарушителя, но и от того, что возникает необходимость восстановить справедливость и подвергнуть гражданина - свою неотъемлемую часть - принуждению.


Список использованной литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [текст] // "Российская газета" - 25 декабря 1993 г. - № 237.

2. Затонский, В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности [Электронный ресурс] / В.А. Затонский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

3. Затонский В.А. Эффективная государственность / Затонский В.А. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

4. Кирсанов, И.В. Природа правового воспитания [Электронный ресурс] / И.В. Кирсанов // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

6. Мигущенко, О.Н. Роль правосознания в применении права [Текст] / О.Н. Мигущенко // Юридический мир. – 2007. - № 6. – C.35-38

7. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 456 с.

8. Панькин, М.А. Правовые качества как критерий общественной и индивидуальной правовой культуры [Текст] / М.А Панькин // История государства и права. – 2007. - № 10. – C. 45-48

9. Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества [Электронный ресурс] / М.Б. Смоленский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

10. Теория государства и права: Учебник для вузов [Текст] / Перевалов В.Д.// Норма. – М.: 2006. – 567 с.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 776 с.

12. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – 484 с.

13. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Венгеров, А.Б. - М.: «Новый Юрист», 2008. – 457 с.

Смоленский, М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества [Электронный ресурс] / М.Б. Смоленский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

Затонский, В.А. Правовой менталитет, правосознание и правовая активность граждан в контексте повышения эффективности российской государственности [Электронный ресурс] / В.А. Затонский // [Режим доступа]: справ.- прав. сист. «Консультант-плюс» по сост. на 20.01.2010

Панькин, М.А. Правовые качества как критерий общественной и индивидуальной правовой культуры [Текст] / М.А Панькин // История государства и права. – 2007. - № 10. - C.45-47

Право в обществе выступает как регулятор общественных отношений, как социальное явление. Люди выражают разное отношение к праву. Оно бывает положительным, а так же отрицательным. Это зависит от различных причин. Самая распространенная причина для людей, которые видят бессмысленным изучать право, является то, что права человека очень часто нарушаются, а добиться соблюдения прав крайне тяжело. Следующая причина кажется, на мой взгляд, является наиболее ведущей, от неё тянутся цепочкой и остальные причины, связанные с отрицательным отношением к праву. Этой причиной является пессимистическое или нейтральное отношение родителей к праву. От этого зависит интерес к праву, будь то школьника или студента. Нередко при начальной проверке правовых знаний у учащихся мы видим не очень хорошие результаты. Дети легко связывают свое поведение с взрослыми. Поэтому осознавать значение и роль правовых знаний нужно в первую очередь родителям. Статистика показывает, что преступность в нашей стране напрямую зависит от правового воспитания.

Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, осознания роли правовых знаний в будущем. Целью правового воспитания является выработка устойчивых социальных качеств личности, овладение необходимыми правовыми знаниями, осознание необходимости правовых знаний в любой профессиональной деятельности. Следует отметить, что в формировании законопослушной личности основные педагогические системы имеют огромное значение. Состояние беспорядка и не защищенности граждан, изменения в мировом обществе которые определяют отклоняющиеся поведения людей, огромный масштаб явлений маргинальности в обществе- все эти факторы, которые объясняют актуальность воспитания и изучения права в современной России. И поэтому право должно претендовать на роль одного из основных разделов в общей системе обучения и воспитания не только учащихся, но и всего населения, всех слоев, социальных и профессиональных групп. Основное звено в правовом воспитании являются образовательные учреждения. В этих организациях учащиеся должны обучаться основным началам правового законодательства, его роли и значимости правовых знаний. Без усиления роли правового образования в воспитании молодежи преодоление правового нигилизма невозможно. Перед педагогами стоит сложная задача- изменить отношение к праву, для того, чтобы учащиеся осознавали ценность права как в профессиональной, так и в социальной сфере в целом. Чувство собственного достоинства, способность реализовать себя, знать, защищать и отстаивать свои права- ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина. Правовое воспитание происходит в неблагоприятных условиях. В стране преобладает правовой нигилизм (неуважение к власти), правовой цинизм, правовое невежество. Влияние улицы, средств массовой информации, а так же отношений в семье оказывает огромное значение в настоящее время на правовую культуру личности. Если исходить из вышеизложенного, для преодоления правового нигилизма и формирования законопослушной личности среди учащихся, можно предложить несколько задач:

  1. определение комплексной системы распространения правовой информации среди обучающихся;
  2. сформировать уважительное отношение учащихся к правовым нормам как к социальным ценностям,
  3. сформировать четкую позицию значимости законов и форм их применения,
  4. воспитание осознанности личной ответственности за свое поведение;
  5. воспитание и развитие у ученика стереотипов правомерного поведения;
  6. дать представление об основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе,
  7. развить желание участвовать в защите законности и правопорядка,
  8. воплотить в культуру учащихся принципы уважения закона для преодоления правового нигилизма и противоправного поведения.

Накопление правовых знаний обучающимися и выработка соответствующих правовых взглядов должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Существует очень много исторических периодов, с которыми, безусловно, знакомы учащиеся. Эти данные показывают роль права в изменении и совершенствовании правил поведения в обществе.

Если говорить об особенностях, то правовоспитательные факторы делятся на:

  • собственно педагогические –когда функционируют разные образовательные системы;
  • педагогически значимые – сказываются на правовоспитании личности.

Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние условия и уровень той правовой культуры, которой обладают учащиеся в настоящее время, говорят о требовании создать дополнительные элементы системы правового воспитания,и которые, в свою очередь, соответствуют нынешнему развитию науки и, повышения эффективности образования и, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.

Воспитательная функция права через приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, к пониманию сущности правовых учений, доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение повышает их правовую культуру. Еще одно смежное понятие, а возможно, и форма взаимодействия этой функции права с правовой культурой - правовое воспитание (правовое просвещение, правовое обучение). Правовое обучение, прежде всего, происходит путем организации воспитательного процесса в форме правового обучения, пропаганды права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.

Существуют также многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Правовое просвещение - процесс распространения правовых знаний, который служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России", изучение населением основ юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Напомним, что задачами воспитательной функции права являются формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, к чему стремится и правовая культура. Можно сделать вывод, что воспитательная функция права способствует формированию правовой культуры, во главе которой стоит право.

Большую роль для рассматриваемых понятий играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, происшедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился.

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества и реализации воспитательной функции права играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступление и его генезис, но и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности.

Право, посредством воспитательной функции формируя правовую культуру, предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов также являются составными частями правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого жаргонного языка, создавая при этом ореол сквернословия. "Этого рода "практика" ведет к нравственному и правовому разрушению личности, к ее культурной деградации".

Все вышеперечисленные элементы, необходимые для полезного существования воспитания, можно объединить одним термином - правовые коммуникации. Общение - основной способ формирования правовой психологии; через него происходит становление сознания, накапливается социальный опыт, общение оказывает значительное влияние на правовую идеологию и правовую психологию личности и общества в целом. Важно и то, что правовая идеология выступает как теоретически обоснованное выражение в юридических категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия социальных субъектов в различных проявлениях правовой жизни. На уровне правовой идеологии вырабатываются нравственные установки: уважение прав и соблюдение обязанностей всеми гражданами государства. Смежной категорией правовой идеологии является правовая психология (эмоции, чувства, переживания, настроения применительно к правовой среде). Необходимо заметить, что на формирование правовой психологии действуют не только общесоциальные, но и конкретные личностные условия. Таким образом, здоровая правовая психология и правовая идеология также выступают целями воспитательной функции права и правовой культуры в реальной жизни, так как они обеспечивают осознание необходимости соответствующего правомерного поведения.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через ᴇᴦο составные элементы˸ ʼʼправовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике ᴇᴦο реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанностиʼʼ. ʼʼОтсюдаʼʼ - продолжает автор, ʼʼнеобходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать законʼʼ.

ʼʼПравовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культурыʼʼ .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия ʼʼправовое воспитаниеʼʼ как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности . В современную действительность входят такие понятия как ʼʼправовоспитательная деятельностьʼʼ государства, ʼʼинститут правового воспитанияʼʼ, что говорит о том, что правовое воспитание воспринимается как вид государственной деятельности.

Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства" 2015, 2017-2018.