Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой. Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой Развивающие игры с 1.5 годовалым ребенком дома

Ваш ребенок уже ходит, а может уже и бегает и вам приходиться его ловить и догонять! Это прекрасно — ведь самостоятельное хождение это для него сейчас самое актуальное занятие и много игр вы можете предложить ему используя именно этот навык, то есть тренируемся ходить, дойти до игрушки, перенести предметы, катить игрушки-каталки, бегать за мячом. И только когда ваш малыш все таки захочет остановиться и посидеть или отдохнуть, вы можете предложить ему более спокойную игру для развития других навыков, которые не менее важны, но требуют усидчивости. Для этого лучше присесть рядом с ним и просто играть самим, а малыш будет повторять или следить за вами, а повторять в другой раз, когда он этого захочет.
Так что — походили, погуляли — вместе сели, поиграли!

Игры для ребенка от года до полутора лет: у нас остаются все те же

И мы их усложняем и добавляем другие.

1. Сенсомоторное развитие

Усложняем игры с матрешками, пирамидками, кубиками, сортерами, шнуровками

  • Матрешки пробуем складывать, особенно хорошо, если это будет матрешка-сказка.
  • Пирамидки — надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д.
  • Игра «Грибочки» — снимаем и надеваем на основание грибочки. Просто называем цвет при этом.
  • Шнуровки (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью). Очень интересные шнуровки-сказки. Вы можете даже сделать шнуровку самостоятельно, просто распечатать любой вариант фигурок и сделать отверстия дыроколом, тем более так можно собрать много категорий и сортировать их по темам или создавать свою сказку-шнуровку, которые бывают в деревянном варианте.
  • Сортеры (продолжаем вынимать и ставить с маминой помощью)
  • Мозайка крупная, добавляем более мелкую и обыгрываем — кормим птичек, листики на деревьях, дождик
  • Кубики — стучим кубиками, ставим их друг на друга
  • Вкладыши — ищем домики для вкладышей (фигурок или животных, для начала можно использовать вкладыши с рисунком внутри)
  • Игры с прищепками (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью)
  • Продолжаем играть сенсорными коробками и мелкими предметами (очень хорошо подходят игрушки с киндеров)
  • Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям)
  • Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями (это могут быть и шарики, и мячики, и фасоль, и все, что вы сможете придумать и сделать для него отверстие в бутылочке, ведерке с крышкой)
  • Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда)
  • Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи)
  • Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки — очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд
  • Развязываем шнурки
  • Рвём ненужную бумагу, бумажные полотенца, салфетки
  • Сжимаем фольгу и делаем из нее мячики, шарики, колобки
  • Пальчиковые игры, учим показывать пальчиком

  • Учимся прятаться — игра в прятки
  • Кормим голубей — отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки

3. Развитие крупной моторики

  • Массаж
  • Динамическая гимнастика
  • Плавание
  • Ходьба и бег
  • Ходьба по тротуарам
  • Катание мяча и попытки его толкать ногой
  • Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.
  • Игры-упражнения на фитболе
  • Ходьба с каталками, детскими тележками, колясками
  • Садимся на детский транспорт
  • Ходьба с препятствиями

4. Развитие речи

  • Разговариваем с ребенком о том, что вы делаете, куда идете, что видите.
  • Поем песни
  • Играем с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки)
  • Читаем книги
  • Показываем спектакль ребенку, играем с куклами-перчатками
  • Делаем первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки)

Учимся дуть!

5. Музыкальное развитие

  • Слушаем классику и музыку для беременных
  • Слушаем и поем детские песни
  • Играем на инструментах (погремушки, маракасы, и т.д.)
  • Музыкальные игры, хороводы (логоритмика)

6. Творчество

  • Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами.
  • Лепим из теста, пластилина, глины.
  • Рисуем на песке, манке
  • Делаем простые аппликации из бумаги и наклеек (ценников)
  • Отщипываем кусочки от теста, пластилина
  • Можно просто делать пластилиновые заплатки на таком готовом рисунке с точками:

Как еще играть с ребенком от года до 1,5 лет и как его развивать вы сможете найти в разделе « «, а также почитать основные моменты развития до года в разделе 1-2 года

Екатерина Андреещева

Занятие на тему «Мишка идет на День Рождения» .

Цели :

1. Формировать образное и пространственное мышление.

2. Развивать зрительное внимание . Продолжать учить основные цвета.

3. Развивать мелкую и общую моторику. Учить двигаться в общем для всех темпе, работать в команде с мамой , вырабатывать умение выполнять движения в определенном ритме.

4. Формировать представления «много» и «один» . Учить находить один и много предметов на картинке.

5. Развивать общую , ручную и артикуляционную моторику, умение выполнять действия в соответствии с текстом, который произносит педагог.

Материалы и оформление :Игрушки : Мишка, Кукла, клоун, Собачка, дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото» , крупные бусины для нанизывания на шнурок и шнурки, тесто для лепки и формочки, пазлы (для заданий, музыкальные инструменты (погремушки) и корзинки.

Музыкальное сопровождение : Е. Железнова. Музыка с мамой . У Жирафа пятна-пятна, Песня , МУЗЫКА С МАМОЙ . ЖЕЛЕЗНОВА - «Где же наши ручки»

1. Приветствие

2. Развитие речи . Рассказ Миши.

3. Собирание пазлов - кругов (4-х частей)

4. Подвижная игра «Принеси игрушку»

5. Дидактическая игра .

6. Подвижный танец. У жирафа пятна.

7. Развитие мелкой моторики руки. Нанизывание бусин на шнурок.

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку» .

«Один - много» . ОВОЩИ

10. Лепка «Печенье для Мишки» .

11. Пальчиковая гимнастика. Лепим печенье.

12. Хороводная игра «Каравай» .

13. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре.Родители и дети берутся за руки и произносят :

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы !

Будем весело играть

И друг другу помогать!

2. Рассказ Миши.

Педагог берет игрушку - Мишку. «К нам пришел в гости Миша. У куклы Маши, моей подруги сегодня день рождения. Она ждет меня в гости гостей и будет очень рада меня видеть. Вы пойдете со мной к ней в гости?»Дети : «Да!»

3. Собирание пазлов - кругов (4-х частей)

Педагог : «Мишка отправился в гости, идет по дорожке, встречает Собачку Лайку, а она совсем расстроилась - хотела она подарить Маше картинки, а они у нее рассыпались и сломались. вот поможем ей ребята?»

Дети : «Да, конечно» Дети собирают пазлы из 3 частей.

Педагог : «Молодцы, а теперь пойдем дальше»

4. Подвижная игра.

Педагог : «Ой,а у Маши совсем нет музыкальных инструментов - нужно принести ей, но сначала соберем их все вместе!» Из общей большой корзины дети носят муз. инструменты (погремушки, маракасы) своим мамам в корзинки. (под быструю веселую музыку) .

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото с буквами» .

Педагог : «По дороге на День Рождения Миша думает : «Во что же нам поиграть, когда мы все соберемся? И Придумал - у него же есть ЛОТО». Давайте тоже попробуем поиграть - потренироваться!. (Педагог показывает и называет картинки, дети с мамами раскладывают по карточкам)

6. Подвижный танец. Е. Железнова. Музыка с мамой . У Жирафа пятна-пятна

Дети повторяют движения за педагогом и повторяют слова.

7. Нанизывание бусин на шнурок.

Педагог : «По дороге встречаем Клоуна (какой день рождения без клоуна) Он хотел подарить Кукле Маше на день рождения бусы, но они рассыпались, соберем из них бусы. (Дети нанизывают большие бусины на шнурки, пелагог называет цвета бусин. Мамы помогают придерживать шнурок.) Вот какие нарядные бусы получились для куклы Маши»

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку» .

Дети повторяют движения за педагогом.

9. Формирование представления «Один - много» .

Педагог : «Миша решил сделать на День Рождения сладкий фруктовый салат!»

Какие фрукты вы знаете? (ответы детей - яблоко , груша и т. д.)

Педагог показывает картинку с фруктами и называет их. Посмотрите сколько здесь много фруктов! Какого цвета? А у детей на картинках фрукты не окрашены, отдельно лежат разноцветные фрукты - картинку надо собрать вместе. Собрали Молодцы.

10. Подвижная игра. МУЗЫКА С МАМОЙ . ЖЕЛЕЗНОВА - Где же наши ручки.

11. Лепка с помощью формочек «Печенье для Мишки» .

Педагог : «Мишка больше всего любит печенье. А Маша не успевает его приготовить к празднику. Давайте поможем Маше и сделаем для нее и для Мишки печенье. (Дети скатывают из теста для лепки шар, сминают его в лепешку и вдавливая в форму, украшают лепку, вдавливая тесто в «отпечатки» .)

11. Пальчиковая гимнастика.

Педагог (читает текст, на трех последних строчках поочередно загибает пальцы на руках, начиная с мизинца, а на последней строчке раскрывает ладошку, дети повторяют). Давайте покажем, как кукла Маша пекла печенье.

Кукла Маша печенье пекла,

Печенье пекла,

Всем гостям дала :

Зайке дала, лисичке дала,

Белке дала, мишке дала,

А злого волка прогнала.

Педагог. Давайте угостим Машу и Мишку печеньем. Дети кормят печеньем куклу и мишку.

12. Хороводная игра «Каравай» .

Дети вместе с педагогом берутся за руки и поют «Каравай» , водят хоровод.

13. Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам ещё!

До свиданья, до свиданья,

С вами очень хорошо!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

До свиданья, до свиданья,

Будем весело играть!

А вот такие замечательные печеньки получились у моих деток.

Чем занять ребенка 1.5 лет? В это время уже можно играть в сюжетно-ролевые игры, изучать цвета и формы, развивать логическое мышление в игре. Идеи сюжетно-ролевых игр можно посмотреть в статье: . А сегодня речь пойдет об играх на развитие логического мышления. Таких игр можно придумать множество, главное, чтобы они увлекали ребенка, и он не замечал, что его обучают и развивают. самый подходящий вариант развития маленьких детей.

Игры на развитие логического мышления

Чем занять ребенка 1,5 лет: Игра «Тссс!»

Это самодельная игра, сделанная из крышек от упаковок молока. Идею игры мы взяли в блоге «Игры в нашей жизни ». Спасибо Ирине Климовой. Эта игра – отличный помощник мамы в и . Анютка (в возрасте 1г3м) за пару-тройку дней научилась откручивать и закручивать крышки, при этом старается подбирать их по цветам. С этой игрой можно изучать понятия лево-право, вверх-вниз (подробнее читайте в блоге у Ирины).
Почему же мы эту игру называем «Тссс!». Это наше фирменное название, придуманное дочуркой. Она человечек очень упорный и целеустремленный. Если что-то не получается, будет плакать, но делать. Сначала у нее не получалось закручивать крышки, она плакала, а я тихонько говорила ей «Тсссс…. Давай попробуем вместе». Теперь, перед тем как закрутить крышку Анютка всегда делает загадочное лицо и говорит «Тсссс».

Чем занять ребенка 1,5 лет: игра «Кто убежал?!»

Эта игра хорошо тренирует память ребенка, развивает логическое мышление и способность к анализу. Для игры вам потребуются картинки или фигурки животных, которых малыш может назвать.

Для начала возьмите две фигурки. Поставьте их перед ребенком, назовите каждую и попросите малыша повторить. Мы начинали с трех зверей: собака, поросенок и тигр.

Вот как мы играем:

Я начинаю: Анюта, посмотри, кто к нам пришел: Собака (Анюта тут же повторяет Га-Га), поросенок (хррр) и тигр (аррр). Затем мы хлопаем в ладоши, я читаю стишок, по окончанию которого дочурка закрывает ручками глаза, а я убираю одного зверя за спину.

Аня открывает глаза, я задаю вопрос: «Кто убежал в лес?». Если дочурка не может ответить, я называю оставшихся животных, в том же порядке, делая паузы, если снова не угадывает, даю маленькую подсказку (например, кто у нас лает?).

Сейчас у нас в игре 5 животных. Анюта долго смотрит на них, выискивая пропажу, и практически всегда верно угадывает, кто из животных убежал.

Стихотворение для игры:

Едем полем, Едем лесом

За каким-то интересом

Инте-Инте-Интерес

Появился и изчез!

Чем занять ребенка 1,5 лет: игра «Что в мешке?»

Эта простая игра способствует развитию логического мышления у малыша и учит его принимать решения.

Вам понадобится тканевый мешок или сумка для покупок. Возьмите несколько знакомых ребенку, но разных на ощупь предметов. Например: расческу, маленького пупсика, мяч, ложку. Покажите предметы ребенку и рассмотрите их вместе, обратите внимание на их свойства: ложка – холодная, расческа – колючая, мяч – круглый, у пупсика есть ручки, ножки и голова. Анютка трогает вместе со мной вещи и сама складывает их в сумку. Затем попросите малыша достать вам что-то определенное. Начинайте с одного-двух предметов, хвалите малыша, когда у него получается.

Чем занять ребенка в год? Многие мамочки задают себе такой вопрос! И я не исключение. После года активности у ребенка становится больше, а усидчивости еще недостаточно.

Ребенок быстро увлекается игрой и так же быстро она ему надоедает. Приходится постоянно придумывать для него занятия, иначе кроха будет слоняться по дому или шкодить.

Конечно, ребенок должен уметь занимать себя сам . Поэтому, если малыш играет самостоятельно, не вмешивайтесь и не отвлекайте его. Занят – и хорошо! Когда детки сами придумывают себе игры – в них развивается творческая жилка.

А если ребенок не хочет играть сам? Чем же его занять?!

Давайте рассмотрим 2 варианта : игры малыша с родителями и самостоятельная деятельность ребенка (когда маме нужно высвободить немного времени для себя и занять малыша). Вот несколько игр для ребенка после года.

Чем занять ребенка в год?

1. Ролевые игры

В этом возрасте ролевые игры сводятся к действиям, которые мы ежедневно делаем с ребенком. Для ролевых игр подойдут куклы, мягкие игрушки, игрушечные звери, куклы- перчатки.

Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее, посадить на горшок, покатать на машине или на коляске, погулять с ней, попрыгать.

Анютка (1.2 г.) очень любит кормить куклу настоящей ложкой, убаюкивать ее, пытается одеть ей свои носки, шапки, делает с ней зарядку (наклоняет, прыгает куклой, делает «бух», усаживает на горшок).

2. Активные игры

Также мы ходим по книгам (я раскладываю их в виде дорожки и иду рядом, придерживая ее за руку.) и делаем вместе зарядку.

Можно налить в тазик воды и дать игрушки. Детки обожают плюхаться в воде. А чтобы малыш не залил соседей тазик с водой можно поставить в надувной бассейн.

3. Кубики

6. Если позволяет место, можно выделить на кухне один шкафчик для ребенка , в который положить безопасные вещи: еще не открытые пакеты с крупой или макаронами, венчик, кастрюли, коробки.Пока вы готовите, предложите малышу поиграть с содержимым шкафа. У нас очень популярны .

А еще малыши всегда рады подаркам! Удивите его новой игрушкой или развивающим центром. Кстати, очень удобно делать покупки через Интернет-магазин, в них миллион подарков . Такие покупки отнимут у вас очень мало времени, а ведь время самый ценный ресурс для мамы! Тем более, что выбор игрушек очень огромен и разнообразен. Можно купить даже игрушки, сделанные своими руками.

А какие оригинальные идеи есть у вас, чтобы занять ребенка в 1 год?

Развивающие игры с ребенком возраста 1 год -1 год 3 мес.

1. Дидактические игры: развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Задача всех этих игр - научить кроху выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами . Например: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).

Такие игры - разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность - первые понятия анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений в сознании малыша.

В играх с ребенком нужно использовать предметы, сделанные из различных материалов - металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань. Будет замечательно, если игрушки будут издавать и различное звучание.

Играем в кубики

Цели:

В практических действиях познакомить ребенка с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Ориентировочно дать малышу представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Вам понадобится:

Набор кубиков. Кубики (грань прим. 4 см) помещены в коробки с крышками, крышки закрыты. Коробки должны быть разные по форме (например: плоская и высокая).

Игра:

Погремите плоской коробочкой и дайте ее ребенку в руки, спросите: "Что там?". Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. В конце пустая коробочка показывается малышу: "Нет! ничего нет!" Коробка закрывается крышкой и опять встряхивается: "Не гремит. Пустая коробочка» - объясняете Вы крохе.
. Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: "Тук-тук! Что там?" Наклоните высокую коробочку и один за другим, вытряхивая, передавайте малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: "Нет! Ничего нет!"
. В третьей части занятия вместе с ребенком постройте башенку (кубики выкладываете один на другой - вертикально), а затем поезд (кубики прикладываете один к другому в горизонтальной плоскости).

Урок на вкладышах

Цели:

На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) - "колпачками".

Вам понадобится:

Набор вкладышей- колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Игра:

Поставьте перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Придвиньте всю конструкцию к малышу и предложите снять верхний колпачок, затем следующий, то, что под ним. Расскажите о форме и цветах каждого колпачка, старайтесь выстраивать их последовательно (в ряд) один за другим.
. Затем на глазах ребенка "сверните" все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается - «Давай спрячем колпачок!». Предоставьте малышу возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.
. Затем можно показать, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший. А может Ваш малыш догадается до этого сам?

Вот какая матрешка!

Цели:

Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией матрешки: из одной, большой, появляется вторая, маленькая, и так далее.

Вам потребуется:

Две игрушки - матрешки - большая и маленькая. Сделайте для них 2 столика (один побольше, другой - поменьше) - из коробок, или изогнув картонку. А также «чайный сервиз» - чашки, если нет игрушечных, можно сделать из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой - это только еще больше разовьет у малыша фантазию.

Игра:

Придумайте для игры с матрешками занимательный сюжет. Например, они могут танцевать, играть "в прятки", кататься на машинках, прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком.
. Закрепите полученные малышом знания, сравнивая разные по размеру матрешки. Озвучьте матрешек - как бы говоря за них: «Я бо-ольша-ая матрешка!» (говорится баском, протягивая звуки), «А я - маленькая!» (голосок тоненький, говорится быстро). Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, попросите показать, где "большая", а где "маленькая" матрешка.
. В конце занятия предложите "напоить" их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики. Большую - за высокий (большой) столик; маленькую - за низкий (маленький). Ярко обыграйте ситуацию чаепития, а затем матрешки пусть поблагодарят ребенка.
. Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.

Собираем пирамидку

Цели:

Нужно научить ребенка выполнять действие нанизывания на стержень. Полезно практиковать два захвата - кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.

Вам потребуется:

Пирамидка - цветные кольца на стержне (5-6 шт).

Игра:

Перед ребенком лежит 5-6 колец одинакового размера. Побуждайте малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учите ребенка брать кольцо кончиками пальцев - «отрепетируйте» два захвата - обхватывая кольцо сверху и сбоку. Используйте все возможности пирамидки - расскажите про цвета, форму колец, покажите - где большое, а где маленькое.
. Зазывно предложите крохе: "Давай соберем пирамидку!" Затем покажите - как это делается - наденьте первое кольцо на стержень сами. Затем предложите ребенку повторить это действие - дайте ему кольцо и скажите - «Теперь ты!». Если малыш затрудняется, то выполните действие его ручкой, или снова повторите показ.
. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается, падая на опору, издает звук. "Тук!" - весело прокомментируйте звук, пусть и малыш повторит за Вами. Затем пирамидка собирается полностью. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на результате его "работы" - «Ах, какая прекрасная пирамидка получилась - разноцветная!».
. Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала.

Занятие с шариками

Цели:

В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить ребенка с формой шара, научить его выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Вам потребуется:

Шарики. Лоток для скатывания шаров. Его можно сделать из картона. Занятие можно проводить сидя на ковре.

Игра:

Предложите ребенку коробку с шариками. Пусть он поиграет с коробкой, выберет шарики, посмотрит, как они раскатываются. Прокатите то один, то другой шарик к ребенку.
. Затем возьмите коробочку и предлагает малышу поочередно подать Вам шарики, которые Вы вновь собираете в коробку.
. В следующей части занятия научите ребенка скатывать шарики по желобку. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.

Игра "Что в кастрюльке?"

Цели:

Познакомить ребенка с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия.
Вам потребуется:
Набор "овощи-фрукты" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "овощи", накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи - фрукты, предварительно их помыв и просушив).

Игра:

Дайте ребенку заветную кастрюльку: "Что там?"
Малыш открывает крышку и берет овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. Комментируйте: "Это - огурчик, огурчик зеленый, а это - морковка". Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Сюжетные игры: воспитываем познавательную активность в знакомстве с окружающим миром

Познакомьте малыша с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели, посуды, одежды. Обязательно обратите внимание малыша на их назначение и как с ними нужно действовать. Расскажите и покажите простейшие транспортные средства - коляска, тележка, каталка. Например: покажите автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Покажите также животных, живущих рядом с человеком: кошку ("киса"), собаку, птичек. Отмечают внешние особенности каждого животного (какие глаза, хвост, уши), а так же - их голоса.

Домашний театр

Цели:

Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям, голосам животных (кукла - "ляля", собачка - "гав-гав"). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание.

Инсценировать бытовые ситуации из жизни, которые ребенок уже видел, или участвовал - они должны быть понятны ему. Закрепить представление о назначении окружающих его предметов - мебели, одежды, посуды, транспорте. Разнообразить эмоциональный внутренний мир ребенка разыгранными в сценках переживаниями.

Вам потребуется:

Сюжетные игрушки: животные, птицы. Кукла с одеждой (желательно подобрать игрушку, изображающую ребенка того же возраста, как и малыш, с доброжелательным, улыбающимся лицом). Машинки, игрушечная мебель и посуда.

Игра:

Проведите показ несложных сюжетов с помощью образных игрушек, инсценируя ситуации из жизни. Это могут быть игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку) и кукла. Но при этом - кукла должна совершать «человеческие» действия, а животные - действия, присущие животным.

Например: собачка - кушает из миски, птичка летает и клюет зерна, зайка - прячется от мишки. А с куклой проведите показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании ситуаций с куклой закрепите представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка), их использование по назначению.

1. Пример игрового занятия с куклой:

Уберите игрушки игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Привлеките внимание ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, а затем разыграйте сценку: раздается стук. "Кто-то идет к нам в гости" - перед глазами малыша появляется куколка. "Кукла - Ляля пришла к Ване (имя ребенка)". Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, отдайте игрушки, действия ребенка прокомментируйте: "Где у Ляли глазки (ротик, носик, ручки, ножки)?» Если малыш не показывает - покажите сами. «А где у Ванечки?»
. Затем попросите кроху вслух повторить за Вами: "Ляля" и тут же уточните: "Кукла". Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: "Смотри - вот Ляля - кукла на картинке. Где Ляля? - Вот! На картинке - Ляля".
. В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Как и в первой части игры, проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово "Гав-гав". «Это собачка, собачка говор «Гав! Гав!».
. В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз попытайтесь «разговорить» кроху: "Ляля", "Гав-Гав". Показывает картинки: "Где Ляля"?", "Где собачка, как собачка говорит?" Если дитя затрудняется, просто отвечайте за него после небольшой паузы.

2. Пример игрового занятия с игрушечным автомобилем (машиной)

Привлеките внимание крохи: «Ванюш, давай поиграем!?». Вы находитесь в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так Вы усилите ориентировочную активность малыша. За дверью раздается звук «машины». "Что это? Слышишь: "би-би-би"?" В комнату въезжает машина. .
. Разыграйте сценку поездки машины, введите новые слова - как гудит машина: "би-би-би". Спросите ребенка: "Как гудит машина, повтори!" В процессе занятия заострите внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.
. В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "би-би". Сценка "кукла в машине" разыгрывается ситуативно, Вы придумываете разные несложные сюжеты, забавляя малыша. Вводите новые и повторяете знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Старайтесь активизировать речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.

Показатели своевременного познавательного развития для ребенка к 1-му году и 3 месяцам:

Итак, если Вы будете играть с Вашим чадом во все вышеперечисленные игры, то уже к концу первого триместра второго года жизни он сможет:
1. Находить по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: кубик и шарик.
2. Играя, различать два разных по величине предмета: большой и маленький.
3. Снимает и нанизывает пирамидку (может и непоследовательно).
4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).
5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».
6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.
7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).
8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).
9. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.
10. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Как развивать ребенка в игре?

Как можно развивать ребенка в игре на втором году жизни? В этой статье мы подскажем Вам ЧТО именно нужно развивать и КАК это делать. Вашему вниманию будут представлены несколько развивающих игровых занятий, в первой части статьи собраны дидактические игры, развивающие логику и познавательную активность, а во второй - сюжетные игры, знакомящие малыша с окружающим миром, ведущие за собой его эмоциональное и социальное развитие.

Три правила эффективной развивающей игры:

1. Не забывайте, что ребенок в таком возрасте без движения быстро утомляется. Поэтому, старайтесь сочетать игру с ходьбой и движением.
2. Заканчивать игру конечно же нужно до того, как ребенок утомится.
3. Занятия обязательно должны базироваться на активном общении между Вами и малышом, ведь это поможет ему быстрее и лучше овладеть речью.

1. Дидактические игры - развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Казалось бы, во что можно поиграть с таким карапузом! Да так, чтобы не только насладиться общением - но и получить полезные плоды - новые знания и умения ребенка. Мы Вам предлагаем несколько развивающих предметных игр, простых, но направленных на достижение высоких целей, вот лишь некоторые из них:

Цель дидактических игр для ребенка:

Развивать умение ребенка действовать в пространстве, и при этом согласованно или синхронно действовать правой и левой руками;
. Обогащать сенсорный опыт малыша, предлагая ему взаимодействовать с разными, по физическим свойствам предметами и игрушками;
. Развивать цепкость и силу пальчиков малыша - мелкую моторику его ручонок;
. Попробовать выполнять задания с одинаковыми по цвету или величине предметами, ориентируясь на одно из этих свойств;
. Попробовать решать задачки: на выбор предмета по его свойству, и при этом - стараться не отвлекаться на не имеющие отношения к заданию, другие свойства предметов - то есть учить целеустремленности.

Примерные методики дидактической развивающей игры:

1. Шарик, колечко, кубик….

Цель: Научить ребенка действовать с предметами в зависимости от их физических свойств, объяснить ребенку. К примеру - надеть на стержень пирамидки - можно только кольцо, а шарик одеть не получится, так как в нем нет отверстия. Сделать башенку из шариков тоже не получится, лучший для этой цели материал - кубики…

Материал: Кольца от пирамидки, круги из картона.

Ход занятия:

  • Покажите малышу разноцветные кольца. Прокатывайте по полу вначале одно кольцо, затем второе, третье. Поясните: "Это-колечко. А это - кружок!" (показываете его). Затем покажите как кольцо нанизывается на столбик пирамидки. "Смотри, колечко можно надеть на столбик, а кружок - нельзя, потому что в круге нет дырочки!" (Показ).
  • Возьмите вперемешку кольца и круги, раскатите-раскладите по полу. Полуторагодовалому малышу уже можно предложить - сортировать, собирать круги и кольца отдельно. Круги можно складывать в корзиночку, а кольца нанизывать на игрушку-стойку. Поощрите малыша - при правильно выполненном действии, отметьте его результаты.

2. «Подружка-матрешка»

Цель: Учить малыша играть со сборно-разборными игрушками (матрешка).

Материал: Матрешка, внутри нее находится цветной платочек.

Ход занятия:

  • Поставьте на стол домик, за которым спрячьте матрешку, и скажите, что в домике живет матрешка. «Давай позовем ее! Матрешка, выходи к нам!".
  • "Матрешка приготовила тебе подарок: откроем ее и посмотрим, что она нам принесла!". Покажите, как открывается матрешка (в вертикальном положении). Помогите ребенку открыть матрешку, если у него долго не получается. Направляйте его руку, передайте легкое усилие, накладывая свою руку на его ручку и на матрешку. Либо можно -предварительно внутрь вложить петельку из ленты и с ее помощью подтянуть верхнюю часть игрушки.
  • Рассмотрите вместе с малышом платочек, извлеченный из матрешки. Опишите словами его свойства, рисунок.
  • Затем предложите малышу закрыть матрешку, вначале совместить ее части, потом крепче соединить нажатием.

Примечание: в последующем можно усложнить игру: используя в ней не одну матрешку - а несколько.

3. «В лес, по грибы…»

Цель: Научить малыша действовать с предметами, учитывая их положение в пространстве, форму, величину. Учить выполнять задания по сортировке - отбирая предметы с одинаковыми свойствами, ориентируясь на одно из них (цвет или величину).

Материал: Грибки одного цвета и двух размеров - 3 -5 шт. Примечание: их можно нарисовать на картоне и вырезать, либо смастерить так: ножки грибов - катушки от ниток, а шляпки - кусочки пороллона, обтянутого тканью.

Ход занятия:

  • Расположите грибы по всей комнате так, чтобы кроха мог не сразу найти их, а, например, нагнувшись и заглянув под стульчик. Дайте малышу корзинку (коробочку) и покажите, как нужно собирать грибы.
  • Когда все грибочки будут в корзинке, рассмотрите их вместе с ребенком. Затем предложите малышу разделить грибы по величине - в одну сторону большие (к примеру - для большой игрушки), в другую - маленькие (для маленькой).

Примечание: Такие занятия проводятся с грибами разного цвета и одной величины, или также, разной формы, но одной величины.

2. Воспитываем тягу к познанию, при ознакомлении с окружающим миром:

Продолжаем знакомить ребенка с предметами домашнего обихода. Расширяем границы его ориентации в окружающем мире. Например: нужно постоянно дополнять знания малыша о свойствах и назначении мебели (шкаф, диван, скамейка), посуды (ложки и тарелки - различной формы, величины), а также - одежды (колготки, майка, носочки).
С этой целью (закрепления знаний об окружающих бытовых предметах) почаще просите малыша выполнить несложное словесное поручение, которое будет состоять из одного действия: «Возьми, пожалуйста, кружку со стола» или «Подними, пожалуйста, карандаш». Сопровождайте слова жестами, например, указывая рукой на предмет, о котором идет речь.

. Закрепляйте умение крохи узнавать знакомые предметы на картинке. К I году 6 месяцам пусть ребенок научится находить изображение предмета, который Вы просите найти - выбирая его из нескольких картинок.

. Поощряйте гуманное отношение к животным. Кормите кошку в присутствии ребенка, наблюдайте вместе с ним за ней. Даже если нет возможности непосредственного контакта с животными - можно просто читать о них книжки с картинками, смотреть коротенькие презентации. Во время прогулке, обращайте внимание на собачку, голубей, отметьте их внешние особенности. Если зоопарк находится не так далеко от Вашего дома, чтобы это вызывало трудности - то самое время навестить его! Этот день запомнится малышу надолго, главное - не переутомить его новыми впечатлениями.

Попросите кроху подражать голосам животных («Гав-Гав!», «Мяу-Мяу» и пр.) - обычно дети делают это с большим удовольствием, и это неплохо сказывается на развитии речи в общем смысле.
Учите малыша находить нужное изображение животного из 4-5 картинок, и после этого - отвечать на вопросы: "Как говорит кошечка? А что она делает?". Если малыш затрудняется ответить - отвечайте за него.

Сюжетная игра

Продолжайте играть с малышом в сюжетные игры: показывайте бытовые ситуации с куклами и игрушками-животными, со временем - усложняя содержание сценок. Особенно взрослому, рационально мыслящему родителю на первый взгляд может показаться - что сюжетная игра - это довольно скучное занятие. Но это не так - представьте, что Вы - режиссер маленького театра, а зритель - Ваш собственный ребенок, и вам надо исполнить свои роли настолько правдоподобно, чтобы не только привлечь внимание «виновника торжества», но и завлечь его к участию в этом действе!

Эксперементируйте в игре, включите фантазию. Для того, чтобы по-настоящему увлечь ребенка игрой - надо и самому на некоторое время забыться, вернуться в детство… и самому ею увлечься! Это дорогого стоит, но работает безотказно - Ваш малыш полюбит играть в игры - и замечательно, если в этом поможете ему именно Вы - самый дорогой для него человек. А уж значение игры для формирования личности человека - трудно переоценить. Не случайно знаменитый русский педагог - Л. С. Выготский называл игру "девятым валом детского развития".

"Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?" Жан-Жак Руссо

Что полезно делать в сюжетной игре:

Отражайте в игре - последовательную цепь режимных моментов, которые обычно происходят с малышом(прогулка, кормление, купание, укладывание спать) - это поможет малышу лучше провести параллель в его собственной жизнью и понять взаимосвязь этих действий.

В игре также - закрепляются представления крохи - о реальной действительности, поэтому, таким же образом - как и в реальности - знакомьте ребенка с предметами кукольной одежды, мебели и посуды. Хорошо, если их арсенал будет разнообразен (посудка разного цвета и формы, полный гардеробчик кукольной одежды - на все случаи жизни).

Часто бывает - что у маленького ребенка, особенно мальчика - «завались», как говорится, пластиковых машинок, роботов, но совершенно отсутствуют предметы кукольного обихода для сюжетной игры. Это неправильно, ведь мальчик - тоже человек;) - и ему нужна кукла-мальчик, приблизительно его возраста - со всем «обмундированием» - для сюжетных игр. Об арсенале игрушек для мальчиком - мы поговорим в другой статье, как и про то, как правильно делать выбор игрушек в магазине.

Чтобы разнообразить игру и подпитать познавательный интерес ребенка - включайте в игровые сюжеты - картинки, изображающие птиц и животных: гуся, курочку, цыплят, козочку, кошечку, зайчика.

Примерные сюжетные игры для детей:

Знакомство с куклой

Цель: Презентация ребенку новой игрушки, игра сочетается с описанием игрушки, с использованием поэзии, стихов, песен и потешек.

Нам пригодится: Кукла среднего размера (30-40 см) - соответствующая полу ребенка (девочкам - куклы-девочки, мальчикам - мальчики)

Ход занятия:

Разберем игру на примере с куклой Катей:
. Покажите малышу куклу. Пусть кукла «заговорит» с ним: «Привет! Как тебя зовут?». Обратите внимание крохи на красивое платье куклы.
. Тут разыгрывается небольшая сценка. К примеру - псня и танец куклы. Скажите: «Кукла Катя хочет спеть песенку для тебя, и потанцевать». Далее, под напевы веселой песенки (хорошо подойдут народные: "Во саду ли в огороде", "Ах, вы сени, мои сени"), кукла «танцует» (раскачивайте ее, пусть она «прыгает» вперед/назад, поворачивайте ее - кружится). Можно использовать и аудиозаписи детских песенок, а также к месту будут и потешки:

Ах, какое платье у Алены,
Да с какой каемочкой зеленой!
Каблучок мой, топни сильнее
И танцуй - кружись веселее!

Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая
Пройди, Катя, по дороженьке..
Топни Катя ноженькой!

Примечание: сюжетная игра в отличие от игры с куклой в период от 1года 3мес.-1года 6мес. отличается вот чем: теперь разыгрываются не просто отдельные действия с куклой (кормление, причесывание и т.п.), а уже сюжетные, развернутые инсценировки, с использованием различных аксессуаров и дополнительных игрушек.

Как, к примеру, в такой игре, как: «Кукла Катя угощает друзей». Тут будет к месту - дать представление об именах собственных у игрушек-животных (кошка Муська, утенок Кряк, корова Буренка). При дальнейших показах следует обогащать сюжеты включением в действия этих персонажей.

Котик и Козлик

Цель: Закрепить в речи ребенка названия игрушек (котик и козлик) - хотя бы упрощенные. Научить подражать голосам животных ("мяу-мяу" и "ме-е-ме-е").

Нам пригодится: Игрушки - котик и козлик, соответствующие картинки (либо другие животные, на Ваше усмотрение).

Ход занятия:

Сначала нужно показать крохе картинки с изображенными животными, назвать их, произнести звукоподражания их голосам. На примере котика и козлика: «Мяу! Мяу!» и «Ме-е-Ме-е!». Попросите ребенка повторить.

Далее, с элементами сюрпризности - включаем в игру игрушки. Особенно нтересен будет малышу - прием «прятки» - игрушки "прячутся" в разные места и подают «голоса», а ребенок находит их. Замечательно будет, если каждый раз, когда у него получается найти игрушку - сразу просить его назвать животное и показать - как она «говорит».

В конце занятия опять же привлекаем внимание ребенка - к картинке, просим назвать, кто на ней нарисован и как умеет «говорить».
Примечание: к таким играм хорошо подойдут различные стихи, например, А. Барто "Кто как кричит?"

Кто как кричит
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мурр-мурр...
Пугаю кур.
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?

Кукольный театр (перчаточные куклы) - пример: «Петрушка»

Цель: Знакомство с Петрушкой - фольклорным персонажем. Обогатить эмоциональные впечатления малыша. Использовать сюрпризный момент - появление Петрушки для повышения интереса к разыгрываемой ситуации и развития речи ребенка.

Нам пригодится: Перчаточная кукла, на нашем примере - Петрушка.

Ход занятия:

Наденьте на руку куклу и спрячьте ее к себе за спину или в карман. Разыгрываем сцену сюрпризного появления Петрушки. Покажите на своем примере - удивление, радость, познакомьте Петрушку с малышом. Вы играете за двух лиц - за себя и за Петрушку.

Петрушка "играет": прячется в разные места и внезапно появляется. Здоровается с малышом за ручку, задает вопросы. Так-же как и в игре с куклой - можно показать, как Петрушка поет и танцует, и даже играет на музыкальных инструментах.

Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).

Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!