Консультация для родителей «Познавательное развитие детей. Консультация для родителей: «Развитие познавательной деятельности у детей» консультация на тему Консультация для родителей доу познавательное развитие

Познавательное развитие дошкольников.

Консультация для воспитателей.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности , проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.


Вот именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста в методике Т. Гризик, по которой работает дошкольное учреждение.

Каким должно быть это отношение?
- познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и при-умножить эту красоту.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду), знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями .


Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.).

Проводятся познавательные праздники: " Семена - крылатки”, "Шишки”, " Фантики - бабочки ”, "Мыльные пузыри”, "Разноцветные ленточки”, " Бумажные кораблики ”, " Наши гости ”.

Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция " исправляем - помогаем (кто-то расстроился - утешаем, что-то сломалось - ремонтируем, что-то требуется - делаем).

Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и инди-видуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4 - х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.

Здесь выделяется два этапа:

1 этап - педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;
2 этап - педагог показывает детям объект или явление с одно-временным повторным рассказом о нем.

Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия:
- предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире;
- детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания;
- отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции;
- рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас.

В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. Познавательные сказки есть в Программе "Радуга”, хрестоматиях для дошкольников, авторских книгах. Из своего опыта можно рассказать об интересном эпизоде, который вы наблюдали по пути в детский сад, в магазине, в лесу, о тех местах, где бывали; это могут быть воспоминания из своего детства и т. д.


В средней группе вводится и закрепляется понятие "последовательность”, показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни.
Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми.

Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов ("Лес”, "Улица”, "Река”, "Озеро” и т. п.).

Работа над ними включает 3 этапа:
1 этап - воссоздание общего вида земной поверхности конкрет-ного места (почва, горы, вода, снег, лед...) + некоторые суще-ственные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег);
2 этап - заселяем воссозданный ландшафт характерными пред-ставителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости;
3 этап - включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. Подробное пояснение данной работы см. Программа "Радуга” средней группы.

В средней группе новая традиция "Наши славные дела” - обсуждение положительных дел по отношению к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела.
В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка "Моя коллекция”, в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5 - 6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Средства и способы познания мира:
- через действия, через собственный практический опыт;
- посредством слова, т. е. через рассказы взрослых;
- благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними.

Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы?
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак”, "символ”, "знаковые системы”, "время”. Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим”, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле”).


Очень серьезная тема "время”, т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого.

Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.

Живая природа: царство растений и царство животных:

царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;

царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.
В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:
- беседы с детьми на познавательные темы;
- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
- просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач;
- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.
И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.
Содержательное упорядочивание - это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная и др.).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩМР МО

Консультация для родителей «Особенности организации деятельности по познавательному развитию в условиях реализации ФГОС ДО»

Составила и провела воспитатель Чикиризова Е.В.

Консультация для родителей «Особенности организации деятельности по познавательному развитию в условиях реализации ФГОС ДО»

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка, формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности, развитие творческих задатков и воображения, формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить деятельность, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственных знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ. С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, НОД. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

Консультация для родителей
«Развиваем познавательные способности детей»
Воспитатель: Четверова И. В.

В последнее время в системе образования уделяется большое внимание развитию познавательных способностей дошкольников. Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и становление его личности в целом. Ребенку важно не только освоение навыков счета, письма, чтения, но и умение анализировать, сравнивать, решать поставленную проблему, преобразовывать предметы.
Под познавательными способностями подразумеваются такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности.
Способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, они тесно связаны с познавательными процессами и отражаются в познавательных интересах.
Подбирая игры и упражнения для развития познавательных способностей, важно помнить, что ребенка следует заинтересовать. Для этой цели, хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать; схема комнаты, где спрятаны сокровища пиратов и их нужно оттыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой помочь сказочному герою). Если ваш малыш сам проявляет инициативу, задает вопросы, интересуется новым, похвалите его, скажите, что он очень внимательный, любопытный, что он подрос, и поэтому может стать настоящим исследователем.
Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться в активный поиск решения проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).
Используйте вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия: «Что общего у всех предметов?» «А как вы думаете, чем они отличаются?» , «Что можно сделать из бумаги (железа)».
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Что произойдёт, если оживут все предметы?», «Что могла сказать машина, если бы ожила?» «Может ли трамвай плыть по воде?» Предлагает подумать, как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины? Пропало электричество? Подумайте с ребенком, как можно использовать испорченный предмет. Например, чайник с отломанным носиком можно использовать как вазу для цветов или для хранения клубков.
Развивающие игры помогают детям развивать психические процессы, так необходимые для развития познавательной деятельности ребенка. Используйте игры на развитие памяти, внимания, мышления:
-«Какого предмета не хватает» (Поставить перед ребенком на 1 минуту 5-6 предметов, затем попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет. Вопрос к ребенку: «Какого предмета не хватает?»
-Игра «Внимание» (В этой игре на несколько секунд покажите какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом спрячьте. Ребенок должен нарисовать его).
-«Угадай, какой предмет загадан» (Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его) .
«Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка - повару; сумка, газеты, письма - почтальону
-«Назови пару» (ребенок должен назвать предмет прародитель современного представителя. Например, пылесос- веник, электрочайник- самовар и тд).
-«Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением:счеты- калькулятор)
Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий, будут интересны вам и ребенку.
Предложенные рекомендации, при систематическом их использовании, помогут вашим детям в развитии познавательных способностей и подготовке к школе.

Консультация для родителей на тему:

«Познавательные интересы вашего ребенка»

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

  • задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество
  • стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле- и радиопередачам и т. д.)
  • рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах
  • участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями)
  • отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.)
  • способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности
  • свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных иссле-дований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности-внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Поясним эти особенности на следующих примерах У многих детей нашей группы -Алеши, Саши, Мити - сформированы по-знавательные интересы. Алеша интересуется техникой. Включают в группе пылесос, полотер, магнитофон, фильмоскоп - Алеша тут как тут. На прогулках он подолгу стоит у забора, наблюдает за работой подъемного крана, за транспортом. Всем играм он пред-почитает занятия с металлическим конструктором. Он разбирается в чертежах, хорошо собирает модели, вносит в них усовершенствования. Сколько вопросов задает Алеша о технике, приборах, машинах! И книги он любит такие, в которых описываются различные сооружения, механизмы, есть соответствующие картинки.

Саша не разделяет интересов Алеши. Он увлекается книгами о героическом прошлом нашей страны, о войнах, революции. Саша и игры старается всегда организовать на военную тему, и рисует об этом, и увлеченно рассказывает взрослым и детям о героях гражданской войны, о подвигах советских воинов. Когда же Алеша пытается объяснить Саше устройство заводной машины или принцип конструирования тележки с движущимися колесами, тот слушает невнимательно, без интереса. Точно так же Саша скучает и часто отвлекается на занятиях, не связанных с военной тематикой. А Алеша любит слушать рассказы Саши о гражданской и Великой Отечественной войнах, о революции.

Митя -любознательный мальчик. Ему все интересно: то он расспрашивает о запуске нового космического корабля, то с увлечением рассказывает о дрессированных дельфинах, передачу о которых смотрел по телевизору, то с удовольствием слушает Сашу, повествующего о воинах-ракетчиках. Разнообразны по тематике и рисунки Мити: Красная площадь, военный корабль, Винни -Пух идет в гости к Кролику и т. д.

Чем отличаются познавательные интересы Алеши, Саши и Мити? Прежде всего содержанием, то есть тем, на какие стороны действительности они направлены. Интересы Мити охватывают разные области действительности, в то время как интересы Алеши и Саши более узкие. Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. У Саши и Алеши интересы отличаются устойчивостью. А интересы Мити нельзя назвать устойчивыми. Они носят временный характер, возникают как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля заинтересовалась жизнью муравьев. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т. д. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Так, однажды Оля с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Старший брат объяснил ей, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности этой приметы.

Прочные знания - основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить - значит знать» .

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.) . Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведем пример: Сережа взял альбом с марками, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе» . Завязалась оживленная беседа о парусниках, ледоколах, крейсерах и линкорах, изображенных на марках. Сколько интересного узнал мальчик, хотя кое-что папа расска-зывал и показывал раньше. Но дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что он видел, о чем уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется по-знавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того иного героя, что узнал нового и т. д. В детском саду могут проконсультироваться о том, что и как читать школьникам, как беседовать с ними о прочитанном.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение, старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника - этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» .

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.