Пределы и эффективность правового воспитания. Критерии и показатели эффективности правового воспитания Эффективность правового воспитания зависит от степени

20. Эффективность правового воспитания зависит от степени

    сформированности правовых знаний

    контроля общества за соблюдением законов

    потребности соблюдения законов

    сформированности правового сознания, строгости

21. Методы воспитания - это

    общие исходные положения, которыми руководствуется педагог

    способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников

    предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач

    внешнее выражение процесса воспитания

22. Наказание - это

    способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

    метод воспитания, проявляющийся в форме требования

    просьбы, стимулирование, добрые дела

    управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

23. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним - это

    формирующая деятельность

    воспитательная деятельность

    обучающая деятельность

    игровая деятельность

24. Поощрение - это

    эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

    неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности

    привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений

    способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

25. Формы воспитания

    объем воспитательной работы

    варианты организации конкретного воспитательного акта

    система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников (способы)

    урок - панорама усвоения новых знаний

26. Вы получили классное руководство. С чего начать работу

    знакомство с учащимися, назначение актива класса, знакомство с правилами поведения и требованиями классного руководства

    изучение списка учащихся, социального положения родителей, места проживания

    изучение учащихся, составление плана работы, доведение этого плана до сведения учащихся

    изучение учащихся, выявление их интересов, составление и обсуждение плана работы

27.Развивающая функция внеклассной работы заключается в:

    выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка

    формировании потребностей в самосовершенствовании

    эффективности индивидуальной работы

    понимании внутреннего мира ребенка

28. Что надо исключить классному руководителю при посещении учащихся на дому

    выдвижение совместных проектов

    высокий такт в разговоре с родителями

    беседу в присутствии учащегося

    жалобу на ученика

29. Какие решения воспитательных задач в семье не эффективны:

    фольклор, слово

    национальные традиции, обычаи

    материальное вознаграждение

30. Развивающая функция воспитательной работы:

    изучение воспитательных возможностей учащихся

    развитие индивидуальных способностей

    формирование и основ мировоззрения и поведения

    управление деятельностью учащихся

31. Самообразование - это

    приемы активизации мыслительной деятельности

    самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания

    специально организованная оздоровительная деятельность

    процесс внушения, адресованный к самому себе

32. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется

    самосознанием

    самоанализом

    жизненной позицией

    саморегуляцией

33. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит

    в младенческом возрасте

    в подростковом возрасте

    в зрелом возрасте

    в пожилом возрасте

34. Основными приемами самовоспитания являются

    ситуации доверия, контроля, саморегуляция

    самоприказ, критика, замечания

    самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение

    состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха

35. Главная функция семьи

    социализация

    воспитание

    физическая развитие ребенка

    обучение

Часть 2

Закончите фразу (вставьте слово, сочетание слов или цифру)

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется _________________________________________________________________

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, - это _____________________________________________________________________________

3. _____________________обучение - это процесс, в ходе которого готовые знания преподносятся учащимся, с последующим процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля.

4.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется _____________________________________________________________________________

5.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет

6.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году

7.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …

8. _______________ обучение - это вид обучения, в основе которого лежит алгоритм в его первоначальном смысле.

9. Ребенком является лицо в возрасте до ________ лет

10. _______________ - это обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса.

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

Введение 2

Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5

1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5

1.2 Механизм правового воспитания 12

Глава 2. Институт правового воспитания: 15

2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15

2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18

2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23

Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28

Заключение 30

Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Задачей первого (оценочного) этапа, является проведение комплексного анализа криминогенной обстановки преступности несовершеннолетних города (района) в целях выявления степени его криминальной зараженности. Для этого используются такие методы, как анкетирование и интервьюирование школьников, консультирование с экспертами, делается анализ статистических данных преступности несовершеннолетних и пр. Как показывает практика, на данном этапе целесообразно проведение « круглых столов», в работе которых должны участвовать представители КДН, ОППН, администрации школ и других заинтересованных лиц. В ходе «круглых столов» делается общий анализ состояния преступности несовершеннолетних, что в будущем позволит выбрать необходимую тематику правовых бесед.

Второй этап работы- организационный. Задачей данного этапа является, во-первых, подбор кандидатов для проведения правовых бесед; во-вторых, составление тематики и конспектов проведения бесед, здесь же должна определяться периодичность их проведения. Указанная работа строится при непосредственном участии администрации учебного заведения, представителей КДН.

Подбор кандидатов для проведения правового воспитания в ДВЮИ МВД РФ проводится с учетом анализа, во-первых, его дисциплинированности, и, конечно же, его заинтересованности в реализации программы правового воспитания. Слушатели должны не только обладать хорошими познаниями в области правовых дисциплин, но и уметь в устной форме четко и ясно изложить материал.

Третий этап-рабочий. На нем решается основная задача- проведение правового воспитания. Как показывает пятилетняя практика организации правового воспитания, этот этап является наиболее сложным. Эффективность восприятия аудитории зависит от того микроклимата, который складывается на первых встречах. Начать беседу-это подлинное искусство, и оттого, как это сделает лектор, во многом зависит заинтересованность аудитории к восприятию подаваемой информации. Необходимо установить тесный психологический контакт между лектором и аудиторией. Для этого целесообразно использовать такие вариации построения бесед, как изложение материала – вопросы аудитории – ответы на вопросы либо вопросы лектора – ответы аудитории – изложение материала – выводы лектора. Оправданно использование в ряде случаев игровых элементов.

Контрольный этап предлагает подведение итогов правового воспитания. Эффективным способом решения данной задачи является проведение контрольного анкетирования. Опыт показывает, что у тех учащихся, которые прошли курс правового воспитания, во-первых, значительно повысился уровень правовых знаний, во-вторых, стало преобладать позитивное отношение к правопослушному поведению.

В заключение хотелось бы отметить, что профилактика преступлений и правонарушений является одной из важнейших задач и одновременно составным звеном системы борьбы с преступностью несовершеннолетних. При этом наиболее эффективной признается ранняя профилактика преступлений, связанная с обеспечением благополучия нравственного развития детей, а также оказанием помощи несовершеннолетним из « группы риска».

§ 3. Показатели эффективности правового воспитания

Эффективность правового воспитания определяется достаточно сложной и многоплановой системой оценок, складывающихся в обществе и государстве социальных отношений. Это связано с существованием должного количества действующих законов, обеспечением государством требуемого уровня законности и правопорядка, профессионализмом государственных служащих (и прежде всего юристов). На индивидуальном уровне эффективность правового воспитания связана с осознанием каждым гражданином необходимости правомерного поведения и личной правовой активностью в своей жизнедеятельности. В том числе оценке подвергается сформированное отношение к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Осознание уважения к праву переходить во внутреннюю потребность и привычку поддерживать интерес к происходящим в государстве изменениям в области правовой регуляции социальных отношений во всех сферах общества и государства. Дисбаланс между наличием права и возможностью его осуществления в своих интересах сводит к минимуму воспитательной потенциал права. В современных условиях социально-полезная активность личности становится важнейшим фактором общественного прогресса. В политике Российского государства для обеспечения достойной жизни и свободного развития его граждан.

Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностной ориентации.

Эффективность воспитательного действия права пропорциональна, с одной стороны, его содержательной части, с другой – уровню правосознания, общей и правовой культуры населения.

Главная цель правового воспитания –привитие правовой культуры. Она достигается путем формирования:

1)правовых знаний, умений и навыков;

2)правовых убеждений, сознательности;

3)высокой социально-правовой активности граждан, использования ими прав и обязанностей в борьбе с правонарушителями. Правовое воспитание призвано не только давать определенную сумму знаний о праве, но и формировать активную жизненную позицию в правовой сфере.

Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищенности требует активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами». 26

Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.

Заключение.

Таким образом, из вышеизложенного материала работы, следует сделать следующие выводы.

Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания.

Следует заметить, если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.

До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса.

После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей ПРАВА. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно правовоспитанный человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).

Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным

Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма- одна из проводимой в стране правовой реформы.

Одна из главных целей правового воспитания, как отмечалось в данной работе,- выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга:

"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны «неправа», до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы». 27

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от «неправа», справедливость от несправедливости.

Используемая литература

Д) формирование здорового образа жизни

Е) освоение различных видов деятельности

37. Цель физического воспитания – это

А) формирование мировоззрения

В) формирование физической культуры

С) формирование сознательной дисциплины

Д) формирование целомудренного поведения юношей и девушек

Е) формирование эстетической культуры

38. Цель эстетического воспитания – это

А) воспитание рационально мыслящего человека

В) формирование свободной личности

С) духовное самосовершенствование

Д) формирование духовных потребностей

Е) формирование эстетической культуры

39. Школа формирует у учащихся мировоззрение

А) житейское

В) научное

С) религиозное

Д) обыденное

Е) художественное

40. Эффективность правового воспитания зависит от степени

А) наказания за нарушение законов

В) сформированности правовых знаний

С) контроля общества за соблюдением законов

Д) потребности соблюдения законов

Е) сформированности правового сознания, строгости

41. Методы воспитания – это

А) общие исходные положения, которыми руководствуется педагог

В) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников

С) предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач

Д) внешнее выражение процесса воспитания

Е) варианты организации конкретного воспитательного процесса

42. Наказание – это

А) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

В) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

С) просьбы, стимулирование, добрые дела

Д) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) воздействия на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

43. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним – это

А) формирующая деятельность

В) воспитательная деятельность

С) обучающая деятельность

Д) игровая деятельность

Е) общественная деятельность

44. Поощрение – это

А) эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

В) неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности

С) привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений

Д) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

Е) яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий

45. Формы воспитания

А) объем воспитательной работы

В) варианты организации конкретного воспитательного акта

С) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников (способы)

Д) урок –панорама усвоения новых знаний

Е) ожидаемые результаты воспитания

46. Вы получили классное руководство. С чего начать работу

А) знакомство с учащимися, назначение актива класса, знакомство с правилами поведения и требованиями классного руководства

В) изучение списка учащихся, социального положения родителей, места проживания

С) изучение учащихся, составление плана работы, доведение этого плана до сведения учащихся

Д) изучение учащихся, выявление их интересов, составление и обсуждение плана работы

Е) знакомство с учащимися, назначение актива, проведение родительского собрания

47.Развивающая функция внеклассной работы заключается в:

А) выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка

В) формировании потребностей в самосовершенствовании

С) эффективности индивидуальной работы

Д) понимании внутреннего мира ребенка

Е) учете возрастных особенностей детей

48. Что надо исключить классному руководителю при посещении учащихся на дому

А) выдвижение совместных проектов

В) высокий такт в разговоре с родителями

С) беседу в присутствии учащегося

Д) жалобу на ученика

Е) подчеркивание своей заинтересованности судьбой воспитанника

49. Какие решения воспитательных задач в семье не эффективны:

В) фольклор, слово

С) национальные традиции, обычаи

Д) материальное вознаграждение

Е) духовный климат семьи

50. Развивающая функция воспитательной работы:

А) изучение воспитательных возможностей учащихся

В) развитие индивидуальных способностей

С) формирование и основ мировоззрения и поведения

Д) управление деятельностью учащихся

Е) организация самостоятельной деятельности учащихся

51. Перевоспитание- это

А) воспитание чувства национального достоинства

В) специально организованная познавательная деятельность

С) адаптация человека к различным ценностям

Д) воспитание правил хорошего тона и культуры поведения

Е) перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам

52. Самовоспитание - это

А) устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения

В) целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой

С) опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения

Д) преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности

Е) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию

53. Самообразование – это

А) приобретение знаний о мире на основе самостоятельных знаний

В) приемы активизации мыслительной деятельности

С) самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания

Д) специально организованная оздоровительная деятельность

Е) процесс внушения, адресованный к самому себе

54. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется

А) самосознанием

В) самоанализом

С) жизненной позицией

Д) саморегуляцией

Е) самоконтролем

55. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит

А) в младенческом возрасте

В) в подростковом возрасте

С) в зрелом возрасте

Д) в пожилом возрасте

Е) в юношеском возрасте

56. Основными приемами самовоспитания являются

А) ситуации доверия, контроля, саморегуляция

В) самоприказ, критика, замечания

С) самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение

Д) состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха

Е) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие

57. Главная функция семьи

А) социализация

В) воспитание

С) физическая развитие ребенка

Д) развитие интеллектуальной инициативы

Е) обучение

58. Причиной снижения воспитательного влияния семьи является

А) снижение уровня жизни

В) все ответы правильные

С) упадок морали

Д) обострение конфликта поколения

Е) общественный регресс

59. Основная задача родительских объединений

А) материальная поддержка школ

В) организованные воспитательные воздействия на школьников

С) организация и осуществление педагогического всеобуча

Д) стимулирование интереса учащихся

Е) формирование культуры учебного и интеллектуального труда

60.Воспитательное влияние семьи в современный период

А) невозможно оценить достоверно

В) осталось неизменным

С) повысилось

Д) снизилось

Е) негативное

61. Не передаются от родителей к детям качества

А) способы мышления

В) черты характера

С) тип нервной системы и темперамент

Д) цвет кожи, глаз

Е) социальный опыт

62.Система воспитания детей в семье характеризуется

А) моральными и материальными поощрениями

В) организацией совместного труда

С) созданием условий для формирования личности ребенка, поведением и собственным стилем родителей

Д) передачей опыта родителей

Е) постоянными и временными домашними поручениями

63.Семья – это

А) образование, в котором человек целиком проявляется во всех отношениях

В) брак двух людей

С) начальная, структурная единица общества, закладывающая основы личности

Д) социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей

Е) малая группа, основанная на кровном родстве, члены которой связаны между собой

64.Кризис современной семьи характеризуется

А) преобладанием гражданских браков

В) сужением кругозора родителей

С) резким изменением социального фона и медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям

Д) свободой заключения и расторжения брака

65.Основными направлениями семейного воспитания являются

А) политическое, половое, воспитание культуры поведения

В) экономическое, экологическое, профессиональное

С) физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное

Д) общественное, умственное воспитание в труде

Е) воспитание сознательной дисциплины, физическое воспитание и всестороннее развитие личности

66.Совокупность учреждений, призванных решать образовательно-воспитательные задачи - это

В) система образования

С) концепция образования

Д) сущность образования

Е) образовательное пространство

67.Создателем классно-урочной системы обучения является

А) Платон

В) К.Д.Ушинский

С) Я.А.Коменский

Д) Сократ

Е) В.А.Сухомлинский

68. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это

А) преподавание

В) образование

С) обучение

Д) воспитание

Е) научное познание

69. Дидактика – это

А) раздел педагогики, изучающий воспитание

Мелкоступова Наталья Леонидовна

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Если человека учат добру - …в результате будет добро».

В.А. Сухомлинский:

Настоящий этап развития современной России показывает актуальность правового воспитания человека, гражданина правового государства – человека готового к осуществлению социально полезных действий, обладающего высоким уровнем самосознания, культуры. Современная действительность определяет ряд противоречий между потребностями общества в законопослушных гражданах и правовым нигилизмом молодых людей; демократическими правами, свободами человека, их несоблюдением на различных уровнях и правовой безграмотностью населения России; между высоким уровнем осознания, реализации собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения между нормативно-правовым закреплением правового воспитания в общеобразовательных учреждениях и растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде.

В России несовершеннолетними совершаются преступления различных форм и степеней тяжести. Несовершеннолетние правонарушители являются резервом преступности будущих десятилетий. 76% взрослых преступников совершили свое первое преступление в детском возрасте.
Лица, совершавшие преступления в детском возрасте в дальнейшем, как правило, редко прекращают свою преступную деятельность. Так, 70% воспитанников и 75 % воспитанниц специальных учебно-воспитательных учреждений, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет, лишь 10%, из числа совершивших преступление в детском возрасте, ведут себя в дальнейшем правомерно. Несмотря на то, что в настоящее время по сравнению с девяностыми годами преступность несовершеннолетних несколько снизилась, однако снижение количества преступлений совершаемых несовершеннолетними, по мнению Юсупова М. Р., свидетельствует о так называемой латентной преступности среди несовершеннолетних, доказательства этому в увеличении процента доставленных несовершеннолетних лиц за совершение ими административных правонарушений.

Причинами девиантного поведения детей являются несформированность условий правового воспитания, несовершенства системы правового образования в целом с учётом определённых проблем: наследственность, воспитание в семье, психолого-возрастные особенности младших школьников и младших подростков.

Образование должно быть направлено на необходимость и организацию формирования условий правовой защиты и актуализации задачи ответственности человека за свои поступки и поведение, осознание личности к обеспечению собственной безопасности жизнедеятельности путём совершенствования системы правового воспитания и просвещения детей, начиная с первых ступеней обучения.

Основной задачей правового образования является организационно-педагогические условия формирования правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества . Правовая культура – это знание правовых норм, развитая нравственно-правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями . Ядром правовой культуры является правосознание личности. Она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях, она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона в общем понимании слова и закона морали.

Можно отметить, что компонентами правовой культуры являются знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны; установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка, осознанная реализации своих прав и свобод, в рамках действующего законодательства.

Оказываясь в бесконечном потоке социума, школьники зачастую неверно оценивают правовые моменты. Их отношения со сверстниками и взрослыми основаны на неточных понятиях или ошибочных взглядах, что затрудняет возможность разрешения спорных вопросов, конфликтных ситуаций, порождает непонимание между людьми (поколениями), приводит к накоплению опыта насильственного разрешения конфликтов приобретению опасных форм поведения (курение, употребление алкоголя, совершение правонарушений), несоблюдению правил личной безопасности. Можно утверждать, что правовые взгляды выпускников школы поверхностны, недостаточно осознанны.

Современный ребенок должен научиться выбирать социально - безопасные условия и форму поведения, которые напрямую зависят от эффективности формирования уровня правовой культуры на начальном этапе обучения.

Эффективность формирования правовой культуры младших школьников обеспечивается рядом условий:

1. Формирование правовой культуры младших школьников должно представлять первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся;

2. Интегрированный подход правового воспитания в начальной школе предполагает факультативный или элективный курс, не во всех образовательных программах предполагается изучение обществознания и формирование правовых знаний в целостную систему;

3. Содержание правового воспитания в начальной школе не должно ограничиваться только обучением прав. Анализ предложенных программ для начальной школы сводится на изучении Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), Женевской декларации прав ребенка (утверждена Лигой Наций в 1924 г.) и Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 г.). В основном эти документы определяют социальные права детей, которые, безусловно, важны. Однако следует понимать, что эти права все-таки вторичны. От того, что они продекламированы, на самом деле особых изменений по отношению к детям не произошло (но опять же отрицать важность принятия таких документов бессмысленно, ведь и форма воздействует на содержание). Если же мы хотим, чтобы отношение к детям изменилось в лучшую сторону, то необходимы в первую очередь изменения в духовно-нравственной сфере. При этом было бы неплохо прислушаться к самим детям. Представим, что собрались вместе дети всей планеты и приняли Декларацию своих прав. Возможно, эта Декларация выглядела бы следующим образом: "Мы, дети всей Земли, заявляем о том, что имеем право: на родительскую любовь, на любовь к родителям, на уважение, быть самими собой, на выбор своего пути, на выполнение своего (личного) предназначения, на свои собственные недостатки и достоинства, на свое видение мира, отличное от видения мира родителями, на собственное творчество, на собственные ошибки, на собственную веру".

Программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. Вариативность даёт педагогу возможность выбора программы, отвечающей требованиям и возможностям эффективности формирования правовой культуры детей, интересам самого учителя.

Отметим, содержание некоторых разработок, пособий по формированию правовой культуры отражает субъективную позицию автора на проблему, не имеет концептуальной основы. Также отсутствуют содержательные связи с учебными дисциплинами начальной школы, нет преемственных связей с правовым просвещением на средней ступени обучения и старшей, отсутствуют стандарты правового образования, хотя в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены целевые и содержательные ориентиры:

    любить свой народ, свой край и свою Родину;

    уважать и принимать ценности семьи и общества;

    быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

Предполагаем, содержание эффективности условий формирования правовой культуры в начальной школе должно строиться:

1. С учетом требований современного общества (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.);

2. На основе анализа проблем развития и воспитания учащихся младшего школьного возраста в совокупности с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, семьи, социума (безнадзорность и беспризорность, детское насилие и агрессивность, тревожность, снижение возрастного порога совершения правонарушений и др.)

3. Учитывая содержание деятельности воспитательной работы, т.к. решение основных «задач возраста» (А.В.Мудрик) строится на основе интеграции духовно-нравственного, трудового, экологического, правового, патриотического воспитания: усвоении требований, предъявляемых к ученику школы, члену семьи, другу; правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.; осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе; выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности; норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания.

Правовое образование в начальной школе является органическим продолжением нравственного воспитания. Воспитание человечности, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм. Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. И здесь именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание составляют фундамент для становления правовой культуры учащихся;

4. На основе культурологического, деятельностного, аксиологического и субъектного подходов;

5. С учетом региональной специфики: национального состава региона, традиций взаимодействия представителей разных национальностей.

Применение совокупности форм и методов, технологий обучения и воспитания младших школьников должно основываться на принципах:

    свободы, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека (утверждена и провозглашена 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций) Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), Конституции РФ (12 декабря 1993 г.), Законе РФ «Об образовании» (вступивший в силу с 01.09.13 г.), Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года), Национальной доктрине образования в РФ (от 4 октября 2000 г.);

    целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием ;

    социального закаливания детей (М.И.Рожков и др.), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений.

Словесные методы обедняют процесс эффективности правового воспитания, приводят к отрыву теории от реальной жизнедеятельности, потому необходимо применять формы и методы , стимулирующие социальную активность детей:

    игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В транспорте», «На библиотеке»);

    общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений: участие в акциях «Милосердие», «Чистый двор», «Новый друг»; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни проведение экологических акций)

    проектные, исследовательские «Ребёнок – права и обязанности», «Все мы разные – все мы равные» «Город, в котором я живу», «Мой микрорайон» и др.).

    творческие (выставки творческих работ «Конституция страны «Детство», «Мой друг»

    дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);

    ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);

    рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);

Реализации задач эффективность условий правового воспитания в начальной школе на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий:

    учет психолого-возрастных особенностей развития младших школьников;

    жизненный опыт детей;

    максимальное использование игровых форм, для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм;

    создание за занятиях атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а беседы – толерантности. В них раскрывается личность ребенка, его духовный мир, его отношения в социуме, то есть включение младших школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы;

Важнейшим направлением эффективности условий правового воспитания в начальной школе является оказание социально-педагогической и правовой поддержки детям, направленной на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности в поликультурной среде.

Проведение диагностики уровня правовой культуры младших школьников – необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации образовательных целей, которая имеет существенное значение для дальнейшей работы с целью повышения эффективности условий правового воспитания в начальной школе . Диагностическая деятельность также должна быть нацелена на изучение характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин, исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.

Информативными методами диагностики формирования правовой культуры младших школьников являются:

    наблюдение (включенное, открытое и скрытое),

    беседа с учеником (собеседование, интервьюирование),

    беседа с родителями,

    опрос,

    анкетирование,

    изучение продуктов деятельности детей (письменных и творческих работ и др.).

    экспериментальные методы (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.),

    социометрия,

    графические и рисуночные, проективные тесты, сочинения и др.

В младшем школьном возрасте материалом для диагностики может служить характер поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями. Несмотря на сложность фиксации результатов исследования правовой культуры младшего школьника, на первой ступени образования это осуществимо, так как существует тесный контакт учителя с ребёнком и его семьей.

Эффективным условием правового воспитания в начальной школе является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, которая включает в себя: личностные качества, соответствующее нравственным нормам поведения, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями социальной сферы, необходимый уровень правовых знаний, владение методикой и технологиями правового просвещения воспитания.

Исходя из выше изложенного, отметим, эффективность формирования правовой культуры в младшем школьном возрасте – задача весьма актуальная и сложная. Ее решение зависит от ряда условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.

Эффективность правового воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Опытная работа в МКОУ ШР «СОШ № 2», показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. В опытном 2 классе «Г» теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Л.С. Выготского – психолог, философов.). Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем правового воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по формированию правовой культуры личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. При этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование правового сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Литература:

    Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. – М.: КНОРУС, 2013. – 176 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Электронный ресурс. - [Режим доступа] //http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf

    Права ребёнка: Нормативно правовые документы. – 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Правовая библиотека)

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.

    Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В.Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94.

    Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// .

    Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое по-собие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 103 с