Как звук й обозначается буквами схема гармония. Урок по русскому языку на тему «Звук. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения на письме

Урок русского языка во 2 классе

г. Мирный

Синяя Наталья Александровна

Тема урока: «Звук [й, ]. Обозначение его на письме.

Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й, ] на письме»

Цели урока:

Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука , ] на письме.

Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука , ] на письме.

Развитие мыслительной деятельности учащихся.

Совершенствование коммуникативных умений учащихся.

Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

Задачи урока:

    Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения , ] на письме.

    Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.

    Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Тип урока: урок - открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Оборудование:

    Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.

    Раздаточные листы для детей.

План - конспект урока

«Звук [й, ] и его обозначение на письме.

Мягкий знак, как способ обозначения звука [й, ]на письме»

1. Орг. момент.

А сейчас проверь дружок

Начинается урок

Все ль на месте

Все ль в порядке

Ручка книжки и тетрадки

Все ли правильно сидят

Все ли внимательно глядят

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5

Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку.

Учитель:- А сейчас ребята, откройте тетрадь и запишите число и классная работа, минутка чистописания.

2. Вход в урок.

Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))

Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей.)

Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.

Смена слайда - КЛИК (затемнить экран - клавиша В )

Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.

Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)

3. Введение в тему. Активизация знаний.

Слайд 3 КЛИК - появляется деформированный текст:

Я поэт, зовусь Незнака,

От меня вам балалака!

Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)

Вот он и насочинял...!!!

Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.

О какой букве совершенно забыл Незнайка?

(Дети: «О букве й»)

КЛИК - деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст (выделение объекта изучения цветом):

Я поэт, зовусь Незнайка,

От меня вам балалайка!

Незнайка

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Смена слайда - КЛИК (затемнить экран-клавиша В)

Слайд 4

3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.

Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?

) - на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали в «Азбуке») и Незнайка.

Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?

(Выслушиваются высказывания детей.)

При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й, ] и [и].

Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.

КЛИК - появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.

(затемнить экран-клавиша В)

3.2 Работа с раздаточными материалами.

Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске

Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?

Каким звуком они оканчиваются?

Какой буквой на письме обозначается звук [и]?

Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком [й, ]. Какой буквой обозначим звук [й, ]?

Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й, ]обозначается буквой й (и-краткое).

Слайд 5

3.3 Оглашение учителем темы, целей и задач урока

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(Выслушиваются предположения детей)

Смена слайда - КЛИК (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) - на экране демонстрация темы урока)

4. Постановка проблемы.

Смена слайда - КЛИК - на экране появляется Незнайка и тема урока

Слайд 6

Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.

КЛИК - появляется буква Й

(затемнить экран-клавиша В)

4.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Незнайка получил задание от Знайки,помогите ему,

Раздаточный лист зад. №2

Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК

Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.

КЛИК - появляется буквосочетание - АЙКА

(затемнить экран-клавиша В)

Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК

Какой буквой на письме обозначается звук [й, ]?ь (Выслушиваются п

редположения детей)

К - появляется модель-звука [й, ] и вывод: Звук [й, ] на письме обозначается буквой Й.

4.2 Постановка проблемы:

Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й, ]?

(Выслушиваются предположения детей.)

Давайте проверим вместе с Незнайкой....

Смена слайда - КЛИК

5. Исследование проблемы. Открытия.

Слайд 7 (на экране звуковая запись слов в цвете, КЛИК - появляется Незнайка)

(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й, ])

Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?

(Ответы детей: звуковая запись слова)

Запишите слова, заменив звуки буквами

5.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)

Раздаточный лист зад. №3

(затемнить экран-клавиша В)

Проверьте. КЛИК - на каждое слово

Что вы заметили?

Какими буквами вы заменили звукосочетания?

Почему эти буквы обозначают звук [й, ] в этих словах?

(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)

Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й, ]?

КЛИК - появляются модели-звуки

(затемнить экран-клавиша В)

Динамическая пауза «Лови звук [й, ]»

(Хлопок над головой - звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу - в конце)

Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....

6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы.

Смена слайда - КЛИК - появляется Незнайка с новым заданием

6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й, ] на письме)

Слайд 8

Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?

Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й, ]обозначен буквой й, а в другой - гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК.

Раздаточный лист зад. №4 (затемнить экран-клавиша В)

6.2 Взаимопроверка. КЛИК - появляются столбцы слов на экране

Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.

Все слова вы распределили по столбикам?

(Дети: «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК

Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?

(затемнить экран-клавиша В)

6.3 Постановка новой проблемы.

Раздаточный лист зад. №5+ доска

Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?

(Отменить затемнение экрана - клавиша В ) КЛИК

Почему в этом слове буква е обозначает звук [й, ] (не в начале слова и не после гласной)?

(Выслушиваются предположения детей)

7. Исследование проблемы. Открытие.

Смена слайда - КЛИК - рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка

Слайд 9

Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК

Помогите ему записать эти слова.

(затемнить экран-клавиша В)

7.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Раздаточный лист зад. №6+ доска

Проверьте на экране (открыть объектив проектора) КЛИК

Какими еще буквами обозначается на письме звук [й, ]

Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

Учитель. Но об этом подробнее мы поговорим завтра на уроке.

(прием отсроченной во времени проблемы).

(Если позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами). Смена слов - КЛИК

8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

Смена слайда - КЛИК- появляется Карта урока и Незнайка.

Слайд 10

Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?

Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й, ]?

КЛИК - Незнайка премещается по Карте урока и «возвращается» при помощи гиперсылок на основные слайды, помогая детям создать целостную картину восприятия нового материала.

Рефлексия.

Что тебе запомнилось больше всего? Почему?

Что понравилось /не понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Смена слайда - КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК

Слайд 11

Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке

Смена слайда - КЛИК Слайд 12

9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)

1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника

2. КЛИК Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка

(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока - достигнута!)

Изучение способов обозначения на письме твердости (мягкости) согласных звуков, звука [й], гласных после шипящих

Для методически и лингвистически грамотной организации работы на уроке обучения грамоте целесообразно опираться на совет, который дает учителю М. С. Соловейчик.

Непарные по твердости (мягкости) фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые - буквами Ж, Ш, Ц, мягкие - Ч, Щ. Остальные буквы согласных (кроме Й) обозначают две фонемы: твердую и парную ей мягкую. Способ обозначения твердости (мягкости) парных по этому признаку фонем зависит от позиции, которую занимает данная фонема: перед или не перед гласным. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласной фонемы обозначается следующей буквой гласного, а во второй - мягким знаком (Ь) или его отсутствием: СОЛИ - СОЛЬ -СТОЛ. Позиция фонемы (для школьников - звука) должна стать центральным звеном в обобщении, к которому подводит учитель.

Осознание связи способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука с его позицией в слове важно по ряду причин. Во-первых, в некоторых учебниках русского языка названы оба способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука, но при этом способ не связывается с позицией звука. Во-вторых, без формирования представления о позиции (месте) звука в слове невозможно содержательно раскрыть способы обозначения звука [й] в русском языке (это третий закон русской графики, о котором речь пойдет позже). В-третьих, знакомство с позицией звука при освоении графики понадобится для обучения орфографии. Приведем описание этой работы на уроке обучения грамоте.

У меня в руках две куклы. Одну зовут Маша, а другую - Миша. Давайте составим звуковые схемы их имен. (Ученики составляют схемы: _^ _2_ и =^ ^ 0_.)

Вы можете точно сказать, где чье имя на схеме? (- Да, - отвечают ученики. -Если первый звук мягкий, то это имя Миша. Если твердый, - то это имя Маша.)

Кто может показать, какая буква нужна для обозначения этих звуков в словах? (Ученики показывают заглавную букву М.) - Кто точно назовет имя этой буквы? (Учитель знакомит детей с правильным алфавитным названием буквы.) - Почему вы выбрали большую букву? (Это имена.)

Давайте заменим ^первый звук в каждой схеме этой буквой. (На доске получается: М О и М 0_ - 0_) - Теперь закройте глаза. (Учитель меняет местами схемы или делает вид, что меняет, потому что модели слов стали абсолютно одинаковыми.) - Кто теперь точно скажет, где чье имя?

После неудачных попыток угадать ответ ученики делают вывод: нельзя узнать, где какое слово, потому что неизвестно, какой звук - мягкий или твердый - обозначает буква М.

Я вам помогу открыть секрет нашего языка, и вы сами сможете найти решение. Вот этот секрет: о том, какой звук обозначает буква согласного, сообщает нам следующая за ним буква гласного. Какой вопрос вы мне зададите, чтобы разгадать загадку?

Учитель ждет от первоклассников вопрос типа: "Какая следующая буква в слове?" Получив от учителя ответ на такой вопрос, ученики легко решают поставленную задачу.

С учетом такого обобщения в некоторых букварях предлагается иной способ предъявления букв для изучения. Так, при анализе звукового состава слов МАК и МЯЧ дети убеждаются, что в этих словах гласный звук одинаковый - ударный гласный [а]. Однако он обозначен разными буквами: в первом слове буквой А (потому что следует за твердым согласным), а во втором - буквой Я (потому что следует за мягким согласным). Подобное обобщение позволяет знакомить первоклассников с буквами А-Я, У-Ю, О-Е, Э-Е попарно. Дети, освоившие эту закономерность русской графики, легко обнаруживают, что, например, в словах Аля, Таня, Вася и др. одинаковые гласные звуки.

Применительно к постепенно изучаемым буквам согласных первоклассниками все полнее будет усваиваться общее правило чтения: "Перед буквами А, О, У, Ы, Э букву согласного читаю твердо; перед буквами Я, Е, Ю, И, Е, Ь букву согласного читаю мягко".

Для тренировки в чтении следует предлагать слоги и буквосочетания с рассмотренными способами обозначения твердости (мягкости) согласных звуков, а в набор слов для фонетико-графического разбора целесообразно включать слова, составленные с учетом этого правила русской графики.

Традиционные для русского языка сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ тоже объясняются правилами обозначения твердости (мягкости) согласных на письме, вернее, исключениями, которые указанные сочетания и представляют. Вот как объясняет выбор буквы гласного после Ж, Ш, Ч, Щ известный русский языковед и методист М. В. Панов.

Звуки |ж|, [ш|, [ч|, [щ| - непарные по твердости (мягкости): [ж] и [ш] -всегда твердые, |ч| и | щ| всегда мягкие. Не надо дополнительно указывать твердость (мягкость) этих согласных - это лишнее. Какую же букву писать после них: А или Я, О или Ё, У или Ю, Э или Е, И или Ы? Да ту писать, которая употребляется в начале слова для обозначения только одного гласного звука: нет впереди согласного, - нет и указания на его качество. А в начале слов пишутся буквы А, У, И, О для обозначения звуков [а], [у], [и], [о]. Их и надо употреблять после букв Ж, Ш, Ч, Щ. А буква Ы в начале русских слов не употребляется. Буквы Е, Ю, Я бывают в начале русских слов, но обозначают они в них не только гласный звук.

Первоклассники усваивают правописание этих буквосочетаний ("ЖИ-ШИ всегда с буквой И пиши!"), однако учителю важно помнить, что это исключение из правила обозначения твердости (мягкости) согласного звука имеет место только в словах с ударным положением указанных сочетаний (малыши, снежинки, часто, пищать, чудо, щурился). В других позициях в это место добавляется орфограмма безударного гласного, выбор буквы для обозначения которого регулируется другими правилами.

Для успешного освоения первоклассниками способов обозначения на письме звука [й] в процессе фонетического анализа слов с этим звуком полезно было обращать внимание детей на его место (позицию) в слове. Умение безошибочно устанавливать место звука [й] обеспечивает верный выбор способа его обозначения (и чтения).

В соответствии с законами русской графики звук [й] может быть обозначен:

1) буквой Й (и краткое), когда находится в конце слова (например, край, сарай, гуляй, синий) или перед другим согласным (например, чайка, тайник, зайцы, дайте, вейся). Вопреки этому правилу пишутся несколько слов, входящих в словарь младшего школьника: йогурт, йод, йога, Йошкар-Ола (город), чтение и письмо которых происходит на уровне практического использования (как слова-исключения) через списывание;

2) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, когда находится в начале слова или после гласного звука (например, енот, моет, ёлка, поёт, юла, знают, ящик, маяк);

3) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, И и знаками Ь, Ъ, когда находится после согласного звука (например, съел, лисье, съёмка, подъём, польётся, вьюга, полью, объявление, листья, соловьи, волчьи).

В период обучения грамоте знакомство первоклассников с каждым из способов обозначения звука [й] происходит постепенно.

Знакомство с буквой Й осуществляется в рамках общей логики введения повой буквы.

1. Для организации фонетической работы используются слова трамваи и трамвай. При выделении и сравнении последних звуков ([и] и [й]) обращается внимание на их отличия.

2. Предъявляется буква Й, сообщается ее алфавитное название и обсуждается с детьми ее сходство с уже известной им буквой И, а также характеристика обозначаемых ими звуков: буква И обозначает гласный звук | и |, а буква И - согласный мягкий звонкий [й].

3. Обобщение: новая буква понадобится для обозначения звука |й|, когда им заканчивается слово или он находится перед другим согласным звуком.

4. Тренировка в обозначении звука [й] новой буквой: учитель произносит слова, а ученики поднимают карточку с буквой Й в том случае, если при письме слова она понадобится. Можно использовать слова: песня, пой, чай, чайник, чашка, твой и др.

5. Чтение буквосочетаний, слогов и слов с новой буквой.

6. Работа по странице букваря.

Знакомство школьников с новой ролью уже известных им букв - Е, Ё, Ю, Я - это важный этап в освоении норм русской графики и формировании навыка осознанного чтения. Методические советы учителю для организации лингвистически грамотной работы на уроках обучения грамоте этого цикла сводятся к следующим.

Основная функция (обозначать определенный гласный звук) за буквами Е, Ё, Ю, Я сохраняется независимо от их положения в слове, а вот вторая - определяется позицией. На этом этапе первоклассники учатся эти буквы "озвучивать" и использовать при письме, когда они находятся в начале слова или после других букв гласных. В этом случае функция названных букв - обозначать вместе со своими гласными звуками еще и согласный звук [й].

Главное методическое условие, которое важно соблюсти, если мы хотим обеспечить формирование у учащихся осознанных графических умений, состоит в том, чтобы изучать новый материал в сопоставлении с уже известным. Вот почему в уроки обучения грамоте необходимо включать работу по сравнению позиций букв: в первой известные буквы могут обозначать каждая свой гласный звук и мягкость предыдущего согласного звука, а во второй - вместе со "своим" гласным звуком обозначать еще и звук [й].

В связи с функциями рассматриваемых букв учителю важно хорошо понимать сущность той объективной трудности нашего языка, к освоению которой лети приступи.ni. 15 период обучения грамоте первый и второй способы обозначения звука [й] должны быть освоены учениками как для чтения, так и для письма, а третий - только для чтения, так как выбор знака (Ъ или Ь) регулируется морфемным составом слова и не связан с твердостью (мягкостью) согласного звука.

Знакомство с буквами Е, Ё, Ю, Я как знаками, обозначающими звук [й], важно провести так, чтобы школьники осознали, что этот звук фиксируется по-разному (названными буквами гласных или буквой Й) в зависимости от того, где он располагается в слове, и освоили способ действия, необходимый при чтении и письме. Именно этот способ действия и должен быть в центре внимания на всех уроках чтения и письма этого этапа. Образец рассуждения первоклассников при чтении: "Вижу букву... в начале слова (после буквы гласного), - читаю как два звука...". При письме ход рассуждения должен быть несколько иным: "Слышу звуки [йа]... в начале слова (после гласного звука), - пишу букву я...". Первоклассники должны осознать:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука - те, которые слышатся в их названиях;

2) так бывает, когда эти буквы находятся в начале слова или после другой буквы гласного;

3) значит, при чтении слов с буквами Е, Ё, Ю, Я надо смотреть, где они находятся: если в начале слова или после буквы другого гласного, -то читать надо как два звука

В современном русском языке существует два варианта произношения звука [j]. Первое (и основное) значение звука [j] проявляется в положении перед гласным: елка – лка, понимают – понимат. Но в конце слова или в конце слога звук [j] редуцируется, становится кратким, приближаясь по звучанию к гласному звуку [и]. Нужно помнить, что [j] не совпадает с е [и]: каравай, стойте.
На письме буквой й обозначают только второй вариант произношения звука [j]. В некоторых заимствованных словах начальнослоговый [j] обозначается этой буквой й: йод, йог и т.д.
Не обозначается самостоятельной буквой фонема [j], когда она находится перед гласным. Так как в этом положении (в начале слова между гласными, перед гласным) на письме сочетание звука [j] и гласного передается одной буквой я --ма; е -ль; е --лка; ю --ла.
Когда фонема [j] стоит после согласного звука перед гласным, то перед буквами е, ё, ю, я пишутся буквы ъ и ь: шестью, пьет, отъзд. Не следует думать, что в таком случае буквы ъ и ь обозначают звук [j]. Буквы ъ и ь лишь являются указателями, что следующие за этими буквами е, ё, ю, я нужно читать не как [э, о, у, а], а как .