АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от»______»___________ 2013 г №_____
Об утверждении муниципальной
Также органом опеки и попечительства ведется большая работа по решению таких задач, как сохранность закрепленных жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных норм, осуществляется учет и обеспечивается сохранность жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними детьми - сиротами, а также своевременная постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилом помещении. В результате проверок актами межведомственных комиссий были признаны непригодными для проживания 2 жилых помещения, закрепленных за лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2- е лиц из числа детей данной категории были поставлены на учет на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Воронежской области (Департамент труда и социального развития Воронежской области. В настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении состоит ? детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14- ти до 18- ти лет, а также ? лиц из их числа (в возрасте от 18- ти до 23- х лет). В 2012 году были приобретены квартиры для 3 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Воронеже.
Цель Программы.
Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
Обеспечение социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Задачи Программы.
Основными задачами Программы являются:
· увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
· оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских оздоровительных лагерях, санаторно-курортных учреждениях при наличии медицинских показаний;
· предоставление рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в соответствии с выделенным финансированием;
· проведение мероприятий по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению.
Участники Программы.
В реализации программы принимают участие:
· Отдел по образованию администрации Верхнемамонского муниципального района;
· Филиал КУ ВО «Управление социальной защиты населения Верхнемамонского района»
(по согласованию);
· БУЗ «Верхнемамонская центральная районная больница»;
· ГУ «Центр занятости населения в Верхнемамонском районе» (по согласованию);
· Администрации сельских поселений муниципального района (по согласованию);
· Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района;
· М в Верхнемамонском районе (по согласованию)
Основные направления реализации программы.
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
· мероприятия, направленные на увеличение количества численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;
· мероприятия по оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· мероприятия, направленные на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· мероприятия по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению;
· мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Финансирование мероприятий программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджета на Плановый период годов.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы позволит наиболее полно защитить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и будет оцениваться по следующим показателям:
· увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;
· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
· осуществление единовременных социальных выплат ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа.
Механизм реализации программы
муниципальной целевой межведомственной программы
«Дети-сироты» на годы.
Мероприятия | Срок исполнения | Исполнители | Ожидаемые результаты |
|
Осуществление мер по увеличению численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. | В течение всего периода | Отдел по образованию (по согласованию) (по согласованию) | Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. |
|
Создание действенной системы профилактики социального сиротства через: Обсуждения проблемы на межведомственных круглых столах и совещаниях; Организация работы с семьей через средства массовой информации, на предприятиях, лектории на базе внешкольных учреждений; Поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района, Филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) М по Воронежской области в Верхнемамонском районе (по согласованию) | Снижение количества семей « группы риска», социального сиротства |
|
Подготовка граждан, изъявивших желание принять детей на воспитание в свои семьи |
КОУ ВО « Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IV - го вида» (по согласованию) | Оказание психолого - педагогической, правовой помощи кандидатам в опекуны/ попечители, приемные родители, усыновители. |
||
Пропаганда семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: размещение статей в районной газете « Донская новь» | Отдел по образованию администрации муниципального района, редакция районной газеты « Донская новь» (по согласованию) | Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
||
Организация летнего отдыха детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | В течение всего периода | |||
Обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевками в ДОЛ и ДСОЛ | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Отдых и оздоровление детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Временное трудоустройство в свободное от учебы время детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Ежегодное трудоустройство не менее 2-3- х детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Создание банка вакантных рабочих мест для временного трудоустройства лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию) | Ежегодное обеспечение доступа к банку вакантных мест для временного трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших образовательные учреждения всех типов, возвратившихся в район после службы в рядах Армии. |
|
Организация и проведение мероприятий с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (праздники, спортивные мероприятия и др.) в каникулярный период | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, | Вовлечение в организованные формы досуга детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Поощрение опекунов, попечителей и приемных родителей, добросовестно исполняющих свои обязанности. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, Образовательные учреждения муниципального района | Увеличение количества граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
|
Формирование сводного списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, районная жилищная комиссия (по согласованию) | ||
Приобретение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа | В течение всего периода | Департамент труда и социального развития Воронежской области (по согласованию) | Обеспечение прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение. |
|
Создание банка данных по жилью, закрепленному за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, и принятие мер по подготовке жилых помещений к заселению детьми - сиротами. | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения Верхнемамонского муниципального района (по согласованию), органы опеки и попечительства Воронежской области и регионов (по согласованию) | Корректировка данных по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа к заселению |
|
Проведение совещаний с главами сельских поселений муниципального района по проблемам сохранности и подготовки жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения | В течение всего периода | Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения муниципального района (по согласованию) | Информирование глав сельских поселений муниципального района о законодательстве в сфере социальных гарантий на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа |
Руководитель аппарата
администрации муниципального района
Действует Редакция от 18.08.1994
УКАЗ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"
Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот; неразработанность научно - методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на федеральном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.
Цели и задачи федеральной целевой программыЦелями федеральной целевой программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.
Основными задачами программы являются:
создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультативных центров, приютов и др.;
совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;
создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей - сирот в детских домах и интернатах, совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов;
совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;
расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственный заказчикГосударственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - сироты" является Министерство образования Российской Федерации.
Ожидаемые конечные результатыРеализация предусмотренных федеральной целевой программой мероприятий позволит улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; качество их обучения, воспитания в учреждениях интернатного типа, социализации; поможет полноценной интеграции в общество этой категории детей.
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ"Сроки исполнения | Исполнители | |
I. Предупреждение социального сиротства | ||
Сформировать систему дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке: | ||
а) создать экспериментальные территориальные центры помощи семьям с детьми (6 центров) | 1993 год | Минсоцзащиты России Минобразование России Минздравмедпром России |
б) создать учреждения (приюты, центры) для временного пребывания матерей (в том числе несовершеннолетних) с детьми, попавшими в трудные социально-бытовые условия | 1993 - 1995 годы | Минсоцзащиты России Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Федерации |
Обеспечить развитие детских дошкольных учреждений с гибким графиком работы и приоритетным правом устройства в них детей из семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке | -" | Минобразование России |
Ввести в учебные курсы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования дисциплины по вопросам полового воспитания, семейных отношений и родительской ответственности | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
II. Совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Сформировать федеральный и региональный банки данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России |
Обеспечить условия для адекватного устройства детей: | ||
а) создать федеральную и региональную психолого-медикопедагогические консультации с диагностическими стационарами при них | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минздравмедпром России Российская академия образования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
б) развивать семейные формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи) | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации |
Уменьшить наполняемость групп: для детей в возрасте до 4 лет (в домах ребенка) - до 6 человек (обеспечив целевое финансирование дополнительных штатов группового персонала) | 1993 год | Минздравмедпром России |
для детей от 4 лет и старше (в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)не более 10 человек | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Пересмотреть нормы загрузки и продолжительности рабочего времени ряда специалистов домов ребенка | 1993 год | Минздравмедпром России Минтруд России |
Обеспечить детские учреждения интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой физиотерапевтической аппаратурой и медицинским оборудованием | -" | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации Минздравмедпром России Минобразование России |
Организовать лечение детей - сирот в санатории "Бригантина" Российского детского фонда (г. Евпатория) | 1993 - 1995 годы | Минсоцзащиты России Минобразование России |
Создать производственные участки, цеха в УПК и на предприятиях различных форм собственности для трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Минсоцзащиты России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местной администрации |
Принять меры по совершенствованию системы обеспечения жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закрепление жилой площади, ранее принадлежащей родителям, или доли в приватизированном жилье, льготные условия для приобретения муниципального жилья, предоставление льготных кредитов и др.) | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России Минюст России органы местной администрации |
III. Научно-методическое обеспечение | ||
Разработать психолого-медико-педагогические и правовые рекомендации по выбору адекватной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Минюст России |
Разработать стандарт условий, необходимых для содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Разработать новые санитарные правила и нормы устройства, содержания, организации режима питания в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Госсанэпиднадзор России |
Разработать проекты специализированных домов ребенка с лечебно-оздоровительным блоком для комплексного восстановительного лечения | 1993 - 1994 годы | Госстрой России Минздрав России |
Разработать методические рекомендации по комплексной системе закаливания и повышению функциональных возможностей воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основы профилактики отклонений в состоянии здоровья | 1993 год | Госсанэпиднадзор России |
Разработать гигиенические рекомендации по профилактике пограничных нервно-психических отклонений у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях | -" | -" |
Разработать принципы и методы психолого-педагогической экспертизы организации жизнедеятельности детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Российская академия образования |
Создать комплекс методических блокпакетов, рекомендаций по организации жизнедеятельности детей, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью поэтапного формирования жизненно необходимых условий и навыков семейной жизни | 1994 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Провести исследование и осуществить разработку научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Российская академия образования |
Разработать программно-методическое обеспечение подготовки специалистов для государственных и негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Миннауки России |
Разработать на новой основе программы по дошкольному воспитанию детей - сирот с отклонениями в развитии в домах - интернатах | -" | Минсоцзащиты России |
Создать унифицированные программы обучения детей - сирот с отклонениями в развитии, находящихся в домах - интернатах | 1993 - 1995 годы | -" |
IV. Кадровое обеспечение системы воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Разработать и ввести государственное лицензирование на право заниматься воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России |
Создать систему отбора и подготовки родителей - воспитателей в приемные семьи, усыновителей, опекунов (попечителей) | -" | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России |
Организовать систему помощи и обучения родителей - воспитателей приемных семей по содержанию и развитию детей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Ввести контрактно-конкурсную основу при приеме на работу в учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 год | Минобразование России Минздравмедпром России |
Организовать в десяти образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовку кадров для работы с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи и поддержке: специалистов по социальной работе, воспитателей, практических психологов, дефектологов, инспекторов по охране детства | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Организовать ежегодные всероссийские семинары для работников (специалистов) по охране детства по вопросам социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | -" | Минобразование России Минздравмедпром России Минсоцзащиты России МВД России |
V. Нормативное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Проанализировать законодательные акты Российской Федерации, касающиеся охраны прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей, в части соответствия их Конвенции о правах ребенка | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России |
Подготовить предложения о дополнении и изменении действующего законодательства в части повышения ответственности родителей за воспитание детей, присвоения и изменения фамилии несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России МВД России |
Разработать положения, рекомендации, инструкции, направленные на реализацию прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Разработать нормативно-правовое обеспечение создания и фукционирования негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1995 годы | Минобразование России |
Разработать положение о службе социально-правовой охраны несовершеннолетних | 1993 год | Минобразование России Минсоцзащиты России |
Подготовить и издать руководство по охране здоровья детей для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1993 - 1994 годы | Минздравмедпром России |
VI. Информационное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Организовать издание информационного бюллетеня законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам социально - правовой охраны семьи и детства | 1993 - 1995 годы | Роскомпечать Минобразование России Минфин России |
Организовать издание серий "Библиотека работников дома детства", "Молодым родителям", "В помощь приемным семьям", "В помощь многодетным семьям", "Тебе, выпускник" | -" | -" |
Организовать ежегодное издание справочно-информационных материалов об организационно-педагогических инновациях | -" | Минобразование России |
Организовать освещение хода реализации федеральной целевой программы "Дети - сироты" в средствах массовой информации | -" | Роскомпечать |
Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
В состав федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы" <*>, "Дети Чернобыля" <**>, "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера".
<*> Утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 января 1991 г. N 70.
<**> Одобрена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 г. N 1113-1. Программа доработана в связи с увеличением количества регионов, относимых к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению.
Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы направлена на решение комплекса задач, в том числе обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, а также по производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов; развитие материально-технической базы отрасли, технического перевооружения, реконструкции, расширения и строительства новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты; обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания по установленным нормам; удовлетворение потребностей производства детского питания в современных видах тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, необходимую дозировку и транспортировку; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста и решение ряда других задач.
Программа "Дети Чернобыля" нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.
Программа "Планирование семьи" ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.
Программа "Дети - инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей - инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.
Программа "Дети - сироты" включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально - экономическому обеспечению детей - сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа "Дети Севера" нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и предоставления для них равных стартовых возможностей, удовлетворение их потребностей в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации.
Ребенок не может полноценно развиваться без индивидуального внимания и поддержки взрослого, который искренне в нем заинтересован. Проект «Быть рядом» помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома.
Проект «Быть рядом» - это:
- более 200 волонтеров, которые регулярно оказывают помощь воспитанникам и выпускникам интернатов,
- 20 больничных и сиротских учреждений Москвы, Подмосковья и близлежащих регионов,
- координаторы и психологи, которые организуют работу волонтеров в этих учреждениях.
Основные направления работы:
Волонтерский уход
Как правило, детей-сирот направляют в стационар даже в тех ситуациях, когда лечение возможно амбулаторно. Иногда больница становится промежуточным этапом между семьей и сиротским учреждением.
Оказавшись в незнакомом месте, ребенок находится в состоянии стресса и нуждается в поддержке и внимании, которое не в состоянии обеспечить медперсонал. Волонтеры помогают обеспечить заботу, уход и развитие детей на время их пребывания в больницах.
Волонтеры могут:
- восполнить нехватку общения, проявить внимание, отзываться на потребности ребенка,
- обеспечить заботу и уход,
- внести разнообразие и положительные эмоции в больничную жизнь,
- заниматься развитием детей,
- быть примером человечного отношения к детям для персонала больниц,
- заметить симптомы и потребности ребенка и, при необходимости, проинформировать персонал.
Формат участия: регулярные посещения (1-2 раза в неделю) детей в больницах, сопровождение на медицинских процедурах, обследованиях, прогулках, помощь в гигиенических процедурах и кормлении.
Учреждения, в которых действует проект «Волонтерский уход»:
Морозовская ДГКБ,
Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики в Ховрино,
ДГКБ им. З.А. Башляевой,
ДГКБ №6,
Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница,
ДГКБ №9 им Г.Н. Сперанского.
Узнать больше
Наставничество
Коллективная среда проживания не способствует развитию детей: они пережили много травм и находятся в искусственно созданной среде, где никто не интересуется отдельным ребенком как личностью. Только индивидуальное внимание и поддержка взрослого могут побудить в ребенке желание учиться и развиваться, осознанно выбрать профессию и реализовать себя после выхода из интерната. А для детей с инвалидностью и особенностями развития, которые вынуждены всю жизнь проводить в стенах учреждений, такой взрослый становится единственным проводником в большой мир. Волонтеры проекта помогают в социальной адаптации детей-сирот старшего школьного возраста и подготовке к выпуску из учреждения.
Что делает наставник:
- навещает ребенка,
- организует мероприятия, в том числе, профессиональные курсы,
- следует плану работы, разработанному совместно с психологом фонда,
- посещает семинары и супервизии (группы поддержки),
- поддерживает связь с координатором и психологом проекта.
Формат участия:
- индивидуальное общение в формате «один волонтер – один ребенок» (1 раз в неделю).
- групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).
Учреждения, в которых работают наставники:
«Социально-реабилитационный» центр для несовершеннолетних Дубенского района» (ГУСОН ТО СРЦН Дубенского района),
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» (Щекино),
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Киржача»,
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Преображение», г. Егорьевск,
МСОУ Запрудненская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида,
«Молодая Гвардия», муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, п. Внуково,
ЦССВ «Петровский парк»,
ЦССВ «Центральный»,
ЦССВ «Юнона»,
ЦССВ «Соколенок».
Узнать больше
Социализация выпускников ЦССВ, проживающих в ПНИ
Воспитанников интернатов, которым исполнилось 18 лет и которые не имеют возможности жить самостоятельно в силу особенностей развития, переводят в психоневрологические интернаты – именно там им суждено провести остаток своей жизни. По некоторым данным в России сегодня около 300 тысяч людей с ментальными нарушениями проживают в ПНИ. Для большинства ребят это жизнь в заточении. Некоторые подолгу или никогда не покидают стен здания, не выезжают в город из-за отсутствия сопровождения или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. В рамках проекта волонтеры помогают молодым людям жить полной жизнью, насколько это возможно.
Что делают волонтеры:
- помогают выпускникам в освоении навыков, необходимых для безопасного перемещения в городской среде и самостоятельного решения бытовых задач,
- обеспечивают психологическое и в случае необходимости юридическое сопровождение,
- организуют досуг в ПНИ и за его пределами, сопровождают в поездках.
Формат участия: индивидуальное общение в формате «один волонтер – один воспитанник» (1 раз в неделю), групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).
Учреждения, в которых действует проект:
Психоневрологический интернат №16
Узнать больше
Дистанционное образование
Ребенку, который пережил утрату семьи, требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в семье. Зачастую в школе у педагогов просто не хватает сил на дополнительное внимание к «трудному» ребенку. Такие дети постоянно на грани исключения из учебных заведений. Проект «Дистанционное образование» помогает воспитанникам интернатных учреждений в учебе, подготовке к экзаменам и поступлению в колледжи и вузы.
Формат:
преподаватели занимаются с ребятами по школьным предметам, следуя индивидуальному учебному плану. Уроки проходят по скайпу, что позволяет охватывать не только учреждения Москвы и Московской области, но и другие регионы России.
Новой целевой группой проекта в 2017 году стали дети из семей в сложной жизненной ситуации. Когда государственные службы и школа имеют претензии к родителям, а дети не успевают в школе, помощь проекта становится единственным способом снизить риск попадания ребенка в коррекционный интернат.
Учреждения, в которых действует «Дистанционное образование»:
14 детдомов и интернатов Московской, Тульской, Кировской и Саратовской областей.
Проект «Дистанционное образование» разработан совместно с центром равных возможностей «Вверх».
Узнать больше
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЗАДУМАЛСЯ ОБ УЧАСТИИ В ПРОЕКТЕ "БЫТЬ РЯДОМ" ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ, ЕСЛИ:
Достигли 18-летнего возраста для участия в волонтерском уходе в больницах и 27-летнего возраста для участия в программе по наставничеству в детских домах.
Проживаете в Москве, Московской и Тульской области.
Понимаете роль и ответственность своего участия в жизни ребенка.
КАК СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ?
Заполнить анкету и узнать информацию о наборах в проект, а также, что необходимо сделать, чтобы присоединиться к команде (в разделе
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"
Обоснование разработки
Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития - ключевая цель национального развития.
На начало 1994 года число детей в Российской Федерации составляло 39,4 млн. человек, или 26,5 процента всего населения Российской Федерации. В условиях социально-экономического кризиса проблемы детей в России достигли предельной остроты и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Нарастают неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей. Крайне высокой остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность. Ухудшилось питание большинства детей, ограничился их доступ к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху. Возрастают детская безнадзорность, преступность, наркомания. Обострена проблема социального сиротства, большинство современных сирот - это дети, брошенные родителями.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях, в частности при формировании федерального бюджета Российской Федерации, распределении материальных и финансовых ресурсов, организации и развитии производства, инвестировании социально-экономических программ. В соответствии с этим Указом Правительством Российской Федерации разработана федеральная программа "Дети России".
Цель и содержание федеральной программы
Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
В состав федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы" <*>, "Дети Чернобыля" <**>, "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера".
<**> Одобрена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 г. N 1113-1. Программа доработана в связи с увеличением количества регионов, относимых к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению.
Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы направлена на решение комплекса задач, в том числе обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, а также по производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов; развитие материально-технической базы отрасли, технического перевооружения, реконструкции, расширения и строительства новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты; обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания по установленным нормам; удовлетворение потребностей производства детского питания в современных видах тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, необходимую дозировку и транспортировку; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста и решение ряда других задач.
Программа "Дети Чернобыля" нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.
Программа "Планирование семьи" ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.
Программа "Дети - инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей - инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.
Программа "Дети - сироты" включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально - экономическому обеспечению детей - сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа "Дети Севера" нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и предоставления для них равных стартовых возможностей, удовлетворение их потребностей в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации.
Финансовое обеспечение федеральной программы "Дети России"
Общие затраты из республиканского бюджета Российской Федерации на реализацию федеральной программы "Дети России" в 1993 - 1995 годах оцениваются в 301,206 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1993 г.).
В 1993 году было выделено 24,478 млрд. рублей, в том числе по программам:
В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год" на финансирование целевых программ, входящих в федеральную программу "Дети России", предусмотрено выделение 178179,6 млн. рублей, в том числе:
Одним из источников финансирования реализации федеральной программы "Дети России" могут являться также средства из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предполагается привлечь средства российских и зарубежных неправительственных организаций, коммерческих структур, физических лиц, участвующих в реализации федеральных целевых программ на добровольной основе.
Механизм реализации федеральной программы "Дети России"
Координацию работы по реализации федеральной программы "Дети России" осуществляет Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
Министерства и ведомства - государственные заказчики федеральных целевых программ - создают для координации работ по их реализации рабочие группы из числа руководителей подразделений различных министерств и ведомств, общественных организаций, являющихся и исполнителями программ.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация федеральной программы "Дети России" позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности, создания условий для интеграции в общество детей - инвалидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием, снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, будет способствовать выполнению в России Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.