Государственно патриотическое сознание. Формирование патриотического сознания современной молодёжи. Тип «чувственный патриот»

Понятие «патриотизм» достаточно проблемно с точки зрения его научного определения. Проблема в том, что это понятие, относящееся к сфере социальных ценностей, имеет сильную эмоциональную составляющую, которую традиционно используют политики в качестве эффективного ресурса мобилизации масс, нередко в целях укрепления личной власти и реализации под знаменем патриотизма собственных, и далеко не всегда человеколюбивых, проектов социального, а то и мирового переустройства.

Поэтому патриотизм с его социально-ценностной, эмоциональной природой нуждается, как ни одно социологическое и политологическое понятие, в выработке «спокойного», строго научного, объективистского подхода к своему определению. Выработка такого подхода актуальна еще и потому, что наука старается обходить тему патриотизма - именно из-за сильно ценностной, идеологической нагрузки патриотической проблематики. Между тем патриотизм - важнейшая социологическая категория, отражающая интегральное мотивационное состояние общества в спектре от «атомизированного» до солидарного общества. Этот спектр и подсказывает начальное, интуитивное, самое общее определение патриотического сознания как индивидуального сознания (чувства) гражданской солидарности. Достижение гражданской солидарности крайне важно для общества, поскольку в ином случае оно в целом теряет мотивацию к развитию и в конечном счете самосохранению, оказываясь перед реальной угрозой распадения на «атомы». Вот почему в рамках социологии необходима разработка научного направления о патриотизме как важнейшего направления управленческой науки, в том числе призванного научно обеспечивать строительство солидарного общества.

«Зацепкой» для формирования научного определения патриотизма является именно то обстоятельство, что патриотизм принадлежит сфере социальных ценностей. Социально-ценностное основание патриотизма открывает путь к социологическим теориям, которые вполне могут послужить хорошей теоретико-методологической базой в определении понятия патриотизма. Заметим, что политическая социология в своих теоретических выводах всегда подчеркивала роль ценностного консенсуса в поддержании порядка и сплоченности в обществе. Так, французский социолог Эмиль Дюркгейм считал, что поведение людей регулируется не абстрактным «обществом», а его конкретными институтами, т.е. правилами и нормами социального взаимодействия, которые, «присваиваясь» людьми, превращаются в важнейшие для человека духовные ориентиры - социальные ценности. В своих политологических работах Э. Дюркгейм указывал на угрозу для общества, исходящую от нигилизма в отношении социальных ценностей. Если по каким- либо причинам такой нигилизм становится массовым, то общество утрачивает свой ценностный каркас, и люди, лишенные общих духовных ориентиров, перестают ощущать поддержку друг друга, переходят в «тревожное», часто девиантное состояние, что оборачивается негативной демографической тенденцией, ростом преступности, словом, распадом общественного организма.

Подобным же образом американский социолог Толкотт Парсонс развивает теорию социального действия, согласно которой люди могут действовать, лишь наделяя свою деятельность смыслом - задаваясь вопросом «для чего», т.е. находясь в поиске некой внешней для себя, причем надежной, опоры и обретая ее, естественно, в окружающей социальной среде, обществе, людях же. По Т. Парсонсу, именно так у человека как социального деятеля формируются образующие базовый смысл человеческого существования ценности социальной системы - социального взаимодействия, социальной солидарности, фундаментальных прав человека, правил и норм общежития, гарантирующих фундаментальные права социального деятеля. Для Т. Парсонса личность не существует отдельно от социальной системы, и формируется это неразрывное единство на уровне ценностного сознания, которое, как представляется, и есть база патриотизма. Таким образом, подход Т. Парсонса содержит в отношении патриотизма следующую очень важную идею: каково ценностное состояние общества, таково и состояние патриотизма в нем. Если, например, в обществе ценностный нигилизм становится статистически значимой величиной, а тем более приобретает массовый характер, то в таком обществе под угрозой оказывается его главная опора - патриотизм как социальная солидарность и ключевой фактор самосохранения общественной системы.

В связи с этим возможен следующий ответ на вопрос, что такое патриотизм: патриотизм проявляется в единстве личности и социальной системы, т.е. в социальной солидарности, включая все ее уровни: солидарность между личностью и институтами, солидарность между личностью и государством, межличностную солидарность. Такая солидарность достигается лишь при устойчивой системе социальных ценностей. Следовательно, патриотизм - это состояние общества с устойчивой системой социальных ценностей.

В обществе вполне может быть нарушен ценностный механизм достижения социальной солидарности. Это может происходить по схеме: нарастание тенденции нигилизма в отношении социальных ценностей - разрушение социально-ценностной опоры общества - дезинтеграция общества - исчезновение патриотизма. Таким образом, основанием в этой цепи нарушений является массовый нигилизм в отношении социальных ценностей. Социальные психологи и политологи утверждают, что массовый ценностный нигилизм - нередкое явление, которое возникает по следующим политическим причинам:

  • ? когда существующие институты не способствуют укреплению социально-ценностной базы общества, единению личности и социальной системы, осознанию личностью социальной системы как ценности, и это происходит, когда политическая система не защищает фундаментальные права личности;
  • ? когда общество переходит от одной системы институтов к другой системе - в реформационные периоды: в результате размывания социальных ценностей, прочно связанных с реформируемыми, т.е. исчезающими институтами, формируется массовый ценностный нигилизм.

Все российские реформы, начиная с реформ Петра I и заканчивая реформами 90-х гг. XX в., обязательно включали в себя период массового ценностного нигилизма с его негативными для патриотического сознания последствиями. Характерно, что все без исключения российские реформаторы стали проблемными историческими фигурами в смысле оценки их действий с позиции патриотизма. Между тем любой реальный реформатор, уже в силу решимости осуществлять институциональные нововведения, объективно берет на себя ответственность за наступление ценностного кризиса в обществе и соответственно кризиса патриотизма, в свою очередь дающего эффект роста настроений «радикального патриотизма».

«Радикальный патриотизм» - это ложный патриотизм, поскольку в его основе лежат протестные настроения, а они связаны с обидами, страхами, комплексом неполноценности и потому легко трансформируются политическими авантюристами в настроения уже не общества, а толпы, которая начинает искать врагов и «сильную руку» власти, чтобы полностью и бездумно такой власти подчиниться. Это солидарность, но социально деструктивная солидарность толпы. Деструктивная потому, что, как утверждают социологи, толпа, где индивидуальное сознание не работает и где люди попадают в плен стереотипных заблуждений массового сознания, всегда связана с самым низким (витальным) уровнем человеческих потребностей и никогда - с уровнем высших человеческих потребностей, проявляющихся в единении личности не только со «своим» обществом, «своей» культурой, но и с человеческой культурой в целом.

В этом и заключается суть истинно патриотического сознания как индивидуального сознания единства с общностью. Если человек не видит себя представителем максимально широкой общности - человечества, разделяя людские сообщества на «свои» и «чужие», он не патриот по определению, поскольку его сознание настроено не на объединение, а на разъединение. Если человек разъединяет человечество, то он в принципе не способен объединяться с людьми - хоть с «чужими», хоть со «своими» - на базе ценностей. Социальные психологи убедительно доказывают, что разного рода толпы, имитирующие общественную солидарность, исчезают, «атомизируются» при простом их рассеянии.

Показательно, что серьезные исследователи, в том числе в России, всегда относили патриотическую эмоцию к сфере позитивных, конструктивных, созидательных эмоций, а именно: к сфере любви, красоты, нравственности, а не к сфере ненависти, подозрительности, страха, цинизма, жестокости. Например, известный русский экономист и философ Б. Струве разработал доктрину «патриотического эроса» - иррационального, религиозного чувства любви к Родине, благодаря которому происходит «высоконравственное объединение личной жизни и государственных задач» . Подобным же образом современный исследователь Б. Андерсон противопоставляет патриотизм национализму, как соответственно продукты культуры, красоты, любви - поэзию, художественную прозу, музыку, пластические искусства - продуктам страха и ненависти.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что патриотическая эмоция не является просто чувством, склонностью, но имеет рационалистическое обоснование в сознании долга - знании человеком того, что он делать должен, а что не должен. В этом отношении классический анализ патриотизма, несомненно, принадлежит Канту, согласно которому патриотическим называется такой образ мыслей, когда каждый в государстве (не исключая и его главы) рассматривает общность как материнское лоно и страну свою как родную почву, на которой он вырос и которую он как драгоценный залог должен оставить после себя.

Показательно, что Кант с его «всеобщим законом» единства, гармонии человека с человеком, индивида с определенной группой, общностью, индивида с человечеством не противопоставляет патриотизм космополитизму, взаимно согласовывая обе категории в единстве «местно-патриотической» и «миро-патриотической» градаций патриотизма как патриотического долга человека. По Канту, человек - патриот в смысле преданности своему народу именно потому, что он космополит, т.е. потому, что предан вообще людям, вообще социальной системе, человечеству. Логика Канта такова. Патриотизм - это сознание патриотического долга, родовое для человека, а не национальное. Само определение патриотизма через долг обязывает человека подняться над естественной склонностью идентифицировать (отождествить) себя только со «своей» общностью (этносом, культурой, нацией) в сферу предельно широкого патриотизма как идентификации с человечеством. Только такой человек способен исполнить патриотический долг по отношению к своему этносу, своей культуре, своей нации. Таким образом, согласно Канту, патриотом не может быть человек, у которого любовь к «своим» строится на нелюбви к «чужим» - у такого человека вообще отсутствует сознание долга, им управляет лишь склонность, и значит у него нет патриотизма.

Кант поставил важную проблему патриотизма как проблему формирования механизма идентификации личности с общностью. Исследованием этого механизма специально занимаются социальные психологи, в том числе изучая такое состояние групповой идентификации личности, как толпа. Толпа - удобная исследовательская модель, поскольку в данной модели групповая идентификация личности получает свое крайнее выражение, когда личность полностью растворяется в своей групповой идентификации. Разумеется, толпа не может считаться патриотическим сообществом именно по указанной причине - поглощения личности ее группой, в то время как в патриотическом сообществе личность идентифицирует себя с ним сознательно, по свободному ценностному выбору. Но сама по себе групповая идентификация - это ряд поведенческих механизмов и ритуалов, характеризующих коллективное поведение личности как таковое.

Например, видный французский социальный психолог Серж Московичи выявляет в коллективном поведении личности следующие механизмы и ритуалы:

  • ? подражание и повторение как прямые демонстрации общности: повторы праздников, годовщин, чествований с их повторяющимися словами, песнями, жестами, шествиями и т.д.;
  • ? «притворство» с целью предотвратить исходящую от людей опасность, оградить себя от их враждебности: скажем, человек, попадающий на собрание, ищет глазами определенную группу и присоединяется именно к ней - к людям одного с ним возраста, одной профессии или одних убеждений; и это защитная маска похожести, идентичности с группой;
  • ? идентификация с другими как способ не быть исключением: так, иностранец стремится усвоить, даже преувеличить черты, речевые выражения или привычки людей той национальности, в среде которой он живет:
  • ? идентификация с другими как присвоение других, что хорошо иллюстрирует знаменитая фраза Людовика XIV: «Государство - это я!».

Поскольку патриотизм понимается как групповая идентификация личности, то перечисленные механизмы и ритуалы характеризуют патриотическое сознание, которое, таким образом, включает в себя сложный механизм преодоления личностью комплекса «других». Собственно говоря, патриотическое сознание, дают понять социальные психологи, и есть механизм преодоления этого комплекса - через «притворство», повторение и подражание, присвоение «других» и т.д.

Социальные психологи давно уже пользуются специальной категорией, отражающей фундаментальное состояние патриотического сознания как групповой идентификации личности, категорией так называемого «мы-чувства». Это чувство формируется у каждого человека в процессе социализации, в ходе усвоения речи, культуры, религии, законов, когда человек выходит за пределы своего «Я» и духовно соединяется с некоторым «Мы». При этом «мы-чувство» ученые связывают с формированием этнокультурных идеалов как фактора сопоставления патриотическим сознанием «своей» этнокультурной общности с «чужими» общностями. Такое сопоставление происходит потому, что для появления «мы-чувства» необходим контакт, поскольку гомогенная (однородная) группа, живущая в изоляции, не осознает своего отличия от других. Групповая идентификация появляется там, где группа «мы» вступает в контакт с группой «они».

При этом логика сопоставления «своего» с «чужим» такова, что подобное сопоставление приобретает состязательный, конкурентный характер, зачастую выливаясь в противопоставление и враждебное отношение к «чужому». Это доказывал еще 3. Фрейд , а также российские ученые, в частности, Б.Ф. Поршнев, который считал, что универсальным принципом психологического оформления этнокультурной общности является различение ее участниками конструкта «мы», который обязательно противопоставляется конструкту «они» . Вместе с тем исследователи указывают путь преодоления комплекса «других», отмечая, что групповая идентификация предполагает не только «дизъюнкцию» (разделение, отделение, разграничение), но и «конъюнкцию» (соединение, сочленение) в сфере отношений «мы» и «они» - признание «других» уже не в противопоставительном или даже враждебном качестве «они», но в партнерском или даже дружеском качестве «вы». Однако, если пространство для подобной «конъюнкции» недостаточно, «они» могут превратиться не в «вы», а в ассимилированную часть «мы». Словом, сочетание процессов «дизъюнкции» и «конъюнкции» означает, что межгрупповые отношения отнюдь не всегда конфликтны и вполне могут основываться на партнерстве.

Наука дает представление и о глубоких социологических (сугубо объективных) корнях патриотизма, которые фиксируются в такой фундаментальной социологической категории, как «культурная традиция». Согласно научному определению, культурная традиция представляет собой передачу социального опыта из поколения в поколение. Действительно, преемственностью социального опыта в поколениях создается не только сам феномен человеческой истории, но и для данной общности ее устойчивое в историческом времени единство. А такое единство как раз и воспитывает у своих участников патриотическое сознание: понимание того, что их корни - именно в данной конкретной общности, которая и превращается для участников этого культурно-исторического процесса в патриотическую категорию «моя Родина».

«Моя Родина» - это уже вполне конкретная групповая идентификация личности, возникающая по конкретному объекту: историческому и социальному опыту данной этнокультурной общности. Этот объект патриотизма - культурная традиция - может существовать в разных интегральных формах. Исследователи выделяют в человеческой истории три интегральные формы культурной традиции как объективного основания патриотизма:

  • ? этнократию, где действует принцип «крови», этнического родства с обязательным спутником этого принципа - этнической сегрегацией или даже ксенофобией;
  • ? империю, где действует универсальный, надэтнический принцип «подданства»;
  • ? нацию, где действует гражданско-территориальный принцип.

При этом этнократия, империя и нация рассматриваются как исторические формы (механизмы) адаптации общества к постоянно меняющейся социальной среде. Этнократия, наиболее древняя форма общественного устройства, в условиях необходимости более терпимых взаимоотношений между разными этносами была вынуждена уступить место имперской государственной форме, а та в свое время, когда принцип взимания дани с подвластных территорий вошел в острое противоречие с ростом тенденции экономического самоопределения территорий, - национально-государственной форме. Развивая данное положение, исследователи отмечают: этот глобальный исторический процесс распада этно- кратической формы осуществления культурной традиции сопровождался компенсирующей тенденцией роста национализма как метафорического сохранения этнических идентичностей. Национализм переносит на нацию этнократическую посылку, утверждая, что члены нации - та же «семья», которая таким образом призвана сохранять эту свою идентичность. Таким образом, «космополитический» вектор эволюции исторических форм осуществления культурной традиции не только не упраздняет этническую идентификацию, но, напротив, подчеркивает и укрепляет ее, переводя на уровень идеологии и политики национализма.

Исследователи единодушно признают фундаментальную роль этнической идентичности в межэтнических контактах, определяя этничность как форму социальной общности, члены которой считают себя и воспринимаются окружающими как особенные, отличные. Сама реальность межэтнических контактов определяет для индивида важность его принадлежности к этнической группе. Так, еще в 30-е гг. прошлого столетия ученые, анализируя большой эмпирический материал межэтнических отношений, установили роль своеобразных «этнических карт» - стандартных моделей поведения людей при контактах с представителями иных этнических групп. Вступая в такие контакты, люди «вспоминали» о своей этнической принадлежности, пользовались «этническими картами», и эти стереотипы помогали людям - создавали у них иллюзию понимания окружающего их сложного мира, вселяли уверенность в достоинствах «своего» сообщества и пороках «чужих» сообществ.

Роль «этнической карты» особенно возрастает в случаях, когда этничность подвергается опасности - при массовых миграциях, угрозе ассимиляции и т.д. - или служит оружием в политической борьбе. Политическая борьба никогда не откажется использовать прецеденты реальной или мнимой угрозы в отношении этничности, и тогда под знаменами патриотизма организуются националистические движения, очень часто провоцирующие межэтнические конфликты, гражданские войны, террор.

В связи с этим большое методологическое значение для определения патриотизма по его фундаментально объективному основанию культурной традиции имеет категория «этническая группа». Достаточно длительное время в научной литературе «этническая группа» приравнивалась к «культурной группе», пока в конце 60-х гг. XX в. не было уточнено, что «этническая группа» как патриотическое сообщество возникает «на границах» данного культурного сообщества - когда данное культурное сообщество испытывает, изнутри или извне, давление других культур. Таким образом, культурное сообщество «не думает» о своей этнической идентичности до того времени, пока не встретится с проблемой разных культур, которая и трансформирует «культурную группу» в «этническую группу».

Этническая идентичность далеко не исчерпывает патриотическую идентичность, вмещающую в себя также и в высшей степени позитивную, миротворческую мотивацию осуществления культурной традиции - передачи из поколения в поколение эстафеты строительства социальных институтов. Социально позитивный институциональный фактор в осуществлении национально-культурной традиции оказывается очень важным в формировании социологического механизма национального самоопределения, возникновения национального самосознания. Институты в качестве правовых ограничителей людской стихии вводятся в эту стихию неким уполномоченным субъектом права, которому она это право делегирует. Естественно, что таким уполномоченным субъектом права выступает управляющая структура общества - государство. Следовательно, именно на государстве исторически лежит особая ответственность за выстраивание национально-культурной традиции, за патриотизм.

Патриотическая миссия государства делает его не только важнейшим субъектом, но и важнейшим объектом, идентификатором патриотизма. Одним из первых, кто разработал теорию государства как объекта, идентификатора патриотизма, был Гегель.

Выступая убежденным сторонником прусской конституционной монархии и считая именно ее идеалом политической организации общества, Гегель увидел в этом конкретном государстве в принципе идею государства как высшей формы организации и высшей ценности, главный объект высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе патриотических. «Поскольку, - пишет Гегель, - государство есть объективный дух, сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Объединение как таковое есть само истинное содержание и цель» . Гегель довел до крайности понимание того, что государство объективно несет в себе очень важную для народа, общества, личности патриотическую миссию. И эта крайность была характерна для социал-демократов второй половины XIX - начала XX вв., пропагандировавших всевластие государства, полное растворение в нем индивида.

Между тем в науке существует и сбалансированное осмысление патриотической миссии государства. Так, решающую роль институтов государства в формировании национально-культурных основ патриотизма хорошо понимали такие выдающиеся русские мыслители, как В.С. Соловьев и Б.Н. Чичерин. Они продемонстрировали, что сбалансированное понимание роли государства в формировании патриотической общности заключается в подчеркивании решающего значения институционального фактора в укреплении именно патриотической, а не националистической культуры.

Наконец, патриотизм - это и такое следствие институционального обеспечения патриотического сознания, как патриотическая деятельность. Патриотизм деятелен, и российские ученые, исследуя патриотизм именно с этой стороны, разработали патриотический тест в отношении тех властных лиц и политических сил, которые называют себя патриотами. Тест заключается в простом критерии оценки не слов, а дел кандидатов на звание патриотов: куда они «тащат» - в Отечество или из Отечества. Петр I «тащил в Отечество», и, значит, он патриот. «Ранние» большевики с их ставкой на мировую революцию «тащили» из Отечества, значит, они не были во время следования такой стратегии патриотами. При этом российские исследователи ставят проблему патриотизма не просто как деятельности, но именно проблемной деятельности - в условиях «кризиса идентичности», кризиса самого патриотического сознания, который наступает в периоды институционального (реформационного) кризиса общества.

Связанное с патриотизмом понятие «кризис идентичности» ввел в политическую науку американский психолог Эрик Эриксон, который рассматривал «кризис идентичности» как состояние, социально обусловленное, теснейшим образом сопряженное с потрясениями на исторических поворотах общественного развития, такими как революции, войны, институциональные реформы . Различая в понятии «идентичность» две взаимосвязанные стороны - «персональную идентичность» (психологическое согласие индивида с самим собой) и «коммунальную идентичность» (включенность индивида в иерархию общностей - от группы до общества), - Э. Эриксон утверждает:

  • ? в нормальном состоянии индивид испытывает чувство органической принадлежности к своей исторической эпохе и свойственному этой эпохе типу межличностного взаимодействия, гармонии с присущими ей идеями и поступками, с доминирующим в данную эпоху социально-психологическим образом человека: словом, имеет место принятие социального бытия как «своего»;
  • ? в переломные моменты истории, когда на смену одному миропорядку приходит другой, с новыми общезначимыми ценностями и социальными установками, такая гармония рушится, и тогда в состоянии кризиса оказываются не только отдельные личности, но и целые сообщества;
  • ? когда прежняя система организации социального опыта оказывается расшатанной, а ценности устаревшими, социальная общность вступает в переходную эпоху - возникает «вакуум идентичности»;
  • ? преодоление кризиса связано с появлением творческих исторических личностей - политических лидеров, которые и ведут общество к новой идентичности.

В подобных ситуациях «кризиса идентичности» помимо фактора политического лидера действует еще и фактор самого этого кризиса, создающий ситуацию, когда промедление со стороны кризисного политического руководства с принятием мер по скорейшему восстановлению «персональной и коммунальной идентичности» составляет прямую угрозу не только национальной, но и международной безопасности из-за ускоренного накапливания в таких случаях потенциала социального взрыва. Исследователи подчеркивают, что ни индивид, ни общество не могут долгое время находиться в состоянии дезориентации - они ищут выходы, которые, как показывает история, далеко не всегда благотворны для отдельных народов и мирового сообщества. О разрушительном для патриотической идентичности «восстании масс» как реакции общества на отсутствие политики взращивания этой идентичности писал еще в первой половине XX в. выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

В связи с этим происходящие в Российской Федерации институциональные перемены начала XXI в. являются, несомненно, серьезным испытанием для нации, которая по данному объективному основанию реально переживает кризис «персональной и коммунальной идентичности» - кризис патриотического сознания. Этот кризис реально угрожает национальной безопасности, поскольку, пока он не преодолен, несет в себе вероятность развития событий по сценарию «восстания масс», когда дезориентированное общество вполне может заразиться «ложным патриотизмом», став ведомым политическими авантюристами и радикалами.

  • Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
  • Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов / под ред. А.А. Яковлева. М.,1989. С. 102.
  • Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М., 1966.
  • Гегель. Философия права / пер. с нем. под ред. Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца.М„ 1990. С. 279.
  • Erikson Е. Life history and the historical moment. N.Y. 1975.

Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы

Проблемы формирования патриотического сознания учащихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. К сожалению, в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современной педагогической науке используются далеко не все возможности. Проведенные исследования, в том числе научного, методического и прикладного характера, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию ее на концептуальном уровне как качественно нового явления в педагогической науке и практике. Большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных, причем не самых важных аспектов патриотического воспитания, в то время как рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных задач в отношении различных категорий российских граждан. В этой связи следует отметить, что принятое Правительством РФ Постановление № 000 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы»» предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Философские и педагогические исследования показывают, что патриотизм связан, прежде всего, с ценностями, ценностными ориентациями молодежи. Проблема ценностной ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, потерей ориентиров в этом быстро меняющемся мире. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции.

Мощным фактором формирования и развития патриотического сознания являются исторические науки. Внутренне присущая исторической науке воспитательная функция обусловлена самим ее предметом. Отечественная история XX века в последние полтора десятилетия переписывалась очень часто в духе очернительства и тенденциозности. Это, безусловно, нанесло непоправимый вред воспитательной функции нашей истории, серьезно осложнило воспитание учащейся молодежи вообще и, в особенности, воспитания патриотического. В России исторический опыт пока играет явно недостаточную роль в воспитании у молодежи высоких гражданско-патриотических качеств. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости, осознавая цену, которой был оплачен каждый шаг на пути к сегодняшнему дню.

Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений.

Социально-педагогический смысл феномена патриотизма заключается в способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию. Чувство патриотизма содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение формы человеческого бытия , сознательный отбор, переработку и создание новых духовных и материальных ценностей.

Любовь к Родине, патриотизм воспитываются с момента рождения, формируются у подрастающего поколения под влиянием окружающей среды, общества, государства. Решающим фактором становления патриотических чувств в раннем возрасте является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей. Но образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. Институт образования является главным звеном системы патриотического воспитания различных категорий молодежи, прежде всего учащейся и призван в значительной мере повышать эффективность в этой деятельности в процессе взаимодействия с соответствующими структурами, органами, организациями и объединениями.

На первой ступени общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей, прививается любовь к Родине и уважение к истории Отечества.

Вторая ступень общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения, подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На третьей ступени общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданско-патриотическая позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность, исходя из необходимости и потребностей действующей современной российской действительности.

В связи с этим, вырисовываются вполне определенные условия, при которых процесс формирования патриотизма у современных школьников будет более эффективным. Для этого, на мой взгляд, необходимо:

1. Восстановить баланс двух основных функций образования - обучения и воспитания. Реорганизовать школьный быт с целью увеличения времени на воспитание, разнообразные занятия по интересам, приобретение детьми опыта социального взаимодействия при изучении прошлого нашей страны.

2. В учебном процессе воспитание должно стать основной формой формирования патриота, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих учащимся знания для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего России. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому наследию.

3. Учить детей обращаться с государственными символами.

4. Реализовать идею Малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», приобщения к истории предков.

5. Восстановить и развивать инфраструктуру детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, лагеря, кинотеатры, туристические станции, студии, детские и молодежные общественные организации.

6. Подготовить кадры для работы с молодежью. В этих целях необходимо создать координационный центр передового патриотического воспитания, творческую лабораторию для руководителей молодежных творческих коллективов, так как часто педагоги сталкиваются с информационным вакуумом , не дающим более полно использовать педагогические инновации в процессе воспитания и обучения.

7. Организовывать больше разнообразных детско-молодежных конкурсов, фестивалей, акций, форумов и т. д., дающих возможности реализации и поддержки инициатив учащейся молодежи.

8. Особую роль в системе патриотического воспитания молодежи играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти предметы, изучаемые в школах, способствовали патриотическому воспитанию, необходим выпуск отечественных учебных пособий , раскрывающих перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, роль государства и государственности в судьбах российского народа. Учитывая, что в составе преподавателей гуманитарных и социально-экономических предметов имеется значительный контингент педагогов, которые в прошлом привыкли декларировать коммунистический, советский патриотизм, необходимо проводить специальные курсы, семинары по методике образования, как основного средства патриотического воспитания.

Как свидетельствуют проведенные исследования и передовая педагогическая практика, реализация задачи воспитания гражданственности и патриотизма с использованием потенциала учебных курсов истории, литературы и обществознания обеспечивается содержанием основного учебного материала, изучаемого школьниками по данным дисциплинам. В нем трансформирован исторический и социокультурный опыт российского общества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, служения Отечеству. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых социально деятельностных позитивных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, готовности к достойному служению Отечеству. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и патриотическом развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.

вера григорьева
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание

Григорьева Вера Николаевна

Закончила : ГОУВПО г. Биробиджан.

Специальность по диплому : Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагогика»

Место работы : ГКГОУ ШИ 14

Педагогический стаж работы : 30 лет

Прошла аттестацию : 2015 год

Присвоена : Первая квалификационная категория

Тема : «Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания »

Цель : формирование у детей с ОВЗ гражданско-патриотического сознания , верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи :

Повышать качество духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщать к истории Отечества , обучать одобряемому поведению.

Введение.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания . Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г. г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан .

Человеку и гражданину России важно знать ее историю , духовные истоки и традиции , чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин , Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга . Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) классах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с (ОВЗ) . Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения , ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

Ведущая педагогическая идея опыта : заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства , любви к Отечеству, своему народу. Создание системы по формированию гражданской компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья , которая включает гражданско - правововые нормы и ценности. Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека. Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни. Поиск новых знаний через уроки истории и обществознания , стремление к саморазвитию.

Условия возникновения, становления педагогического опыта : на сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско -патриотического воспитания учащихся с ОВЗ является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско -патриотическое воспитание. У детей с ОВЗ прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание , патриотические чувства. Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная работа на уроках истории и обществознания . Работа по выявлению учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания , которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

1 этап – Теоретический. Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

2 этап – Диагностический.

На втором этапе проводилась диагностика с целью выявления первоначального состояния гражданско- патриотического сознания обучающихся с ОВЗ . На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики был составлен календарно -тематическое планирование, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников через уроки истории и обществознания .

3 этап – Контрольный. На третьем этапе сформулированы основные выводы , отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по истории , обществознанию , в 7,8,9 классах направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания детей с ОВЗ

Теоретическая интерпретация опыта

Приступая к обобщению своего опыта работы , хочу отметить ряд противоречий и затруднений, которые мне приходиться решать в своей педагогической деятельности. Одним из основных противоречий в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, является противоречие между существующим уровнем гражданского самосознания наших учеников и требованиями морали и нравственности.

Актуальность опыта гражданско -патриотического воспитания продиктовано самой жизнью, состоянием молодого поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг» , «честь» , «духовность, «патриотизм» , вносит свой негативный вклад в морально-психическое состояние школьников. Данная тема актуальна и для школьников с ограниченными возможностями здоровья . У них не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества , выдающихся соотечественников.

Теоретическая база опыта : передовой отечественный опыт по патриотическому воспитанию отражен в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, В. А. Бухвалова, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова, В. А. Караковского, П. В. Степанова.

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе

Новизна опыта основана на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, так как несформированность у обучающихся качеств патриотизма , требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы . Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится на личностно-ориентированно подходе, что позволяет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока , учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории : побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения .

Адресная направленность опыт может быть использован на уроках истории и обществознания в коррекционных школах 8 вида.

Технология опыта : в результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все- то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности .

Я работаю со школьниками по учебнику Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина Мною были разработаны календарно-тематическое планирование к этому учебнику. Когда я приходила к семиклассникам и объясняла подросткам, что такое история : «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать обязаны». Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения. Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась.. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Так происходило знакомство школьников с новым для них предметом. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины , что мы – должны быть патриотами своей страны. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ . Поэтому обучать детей истории и формировать у школьников с особыми образовательными потребностями чувства гражданственности и патриотизма , любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.

Изучая курс 7 класса :

«Наша Родина – Россия» ; «Моя родословная» . Цель такого урока : закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны . Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье : маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма . На примерах деятельности исторических личностей , таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.

Формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу , народу, их истории , культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории соей Родины . Формируется уважительное отношение к историческим личностям , которые внесли сой вклад в развитие государства; формируется понимание того , что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является : вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера , проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей. У обучающихся на уроках формируется бережное отношение к историческому достоянию , пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в . до конца XIX в. Этот материал позволяет раскрыть историю Единой России , Правление Петра I и Екатерины II, рассказать о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания . Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории . Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Изучая курс 9 класса было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

А так же изучения курса «перестройки» Изучения суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками , был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам, человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Так же по всему курсу истории и обществознания были включены уроки изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Так же на уроках обществознания ведется работа на уроках по основным направлениям патриотического воспитания, помогает учащимся в освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, умению выработать индивидуальный опыт жизнедеятельности. Оказывает влияние на формирование духовно-нравственного единства в школе. Способствует развитию духовных ценностей школьников, необходимых для становления личности учащихся с ОВЗ.

К вышеизложенному хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.

Разработка и реализация системы по гражданско -патриотическому воспитанию личности обучающихся на уроках истории и обществознания .

Мною использовались следующие методы : наблюдение за процессом обучения истории , метод изучения ученических работ и школьной документации, беседа, тестирование обучающихся .

1. Визуальные источники .

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии , которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство . В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний . Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения . Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

2. Исторические документы .

Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории . Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации , и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить , рассуждать, извлекать информацию , подмечать черты отдаленной исторической эпохи . Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации , способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

3. Кинофрагменты

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

5. Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества : во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания.

В дальнейшем мною планируется использование в работе методов теоретического исследования. Метод теоретического исследования связан с изучением литературных источников . Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Изучение литературных источников дает возможность увидеть , как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям :

1Отношение к родной природе

2. Отношение воспитанников к обществу ;

3. Отношение к людям;

4 Определение характера отношения школьников к Отечеству.

сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1) .

Учебный год класс Отношение к родной природе Отношение к людям Отношение к отечестве Отношение к обществу

2014-2013 7 22% 10% 15% 20%

2015-2014 8 36% 32% 28% 40%

2015-2016 9 58% 62% 52% 78%

Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева , позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности Данная диагностика свидетельствует о положительной динамике сформированности гражданско-патриотического сознания . Активная деятельность учащихся на уроках способствует воспитанию творческой инициативы их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня (см. таблица 2-3) .

Результаты участия обучающихся в очных , заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях

год мероприятия Ф. и. учащегося класс Результат учащегося

2016 Защита проекта Стасько Виталий 8 свидетельство

2016 Международная олимпиада по обществознанию Надежкин Денис

9 Диплом 1 степени

2016 Всероссийская олимпиада по обществознанию

«Обществознание-наука об обществе »

Стасько Виталий

8 класс Диплом

Международная олимпиада по истории

Рябова Дарья 7 класс Диплом 1 степени

Заключение

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства . Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей , культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию .

Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История » . Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу .

Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История » может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.

Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.

Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями :

а) через личность учителя ;

б) через историю ;

в) через применение новых методик и технологий.

Воробьева Татьяна Александровна МКОУ «СОШ №2» г. Ревда

Развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся во внеклассной работе.

Патриотизм, чей бы то ни был,

доказывается не словом, а делом.

Виссарион Белинский

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, коснулись нравственных ценностей, отношений к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Существует социальный заказ - формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – но в реалиях мы видим двойную мораль, преобладание материальных ценностей над духовными и учитель в этой ситуации должен определить правильный путь по формированию патриотического сознания.

Приоритетными направлениями в современном образовании с введением ФГОС, становятся: развитие патриотического сознания и формирование гражданских ценностей у учащихся. Это обусловлено многими факторами. Основная педагогическая задача патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России; воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи, формирование чувства сопричастности с судьбой Отечества, своего народа, города. В связи с этим особая роль принадлежит гражданскому образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции и гражданских ценностей у учащихся.

Формирование гражданских ценностей и развитие патриотического сознания у учащихся - это сложная и длительная работа для учителя. Ученика нельзя заставить быть гражданином-патриотом, принудительно привить патриотизм невозможно. Вот почему учитель сам, своим примером должен доказывать учащимся искренность своих чувств - быть убежденным патриотом.

Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу по патриотическому воспитанию, а в 2009 году в нашей школе учителями истории и обществознания Воробьевой Т.А. и Князькиной Л.В. было создано историко-патриотическое объединение «Мы - уральцы».

Основные направления работы историко-патриотического объединения «Мы - уральцы»: исследовательское, пропагандистское, помощь ветеранам войн, участие в акциях, гражданско-патриотическое, краеведческое.

За пять лет деятельности учащиеся из историко-патриотического объединения «Мы - уральцы» принимали участие: в городских краеведческих конкурсах «Народ о народном Маршале», «Народный подвиг Урала», «Вот эта улица, вот этот дом», «О край родной, край, сердцу милый!». Были написаны и представлены на городских конференциях исследовательские работы «Война в истории моей семьи», «Улицы родного города», исследовательский проект «Дети войны» и др.

Осознавая свою сопричастность ко всему, что происходит в школе, учащиеся занимаются социологическими исследованиями: «Влияние телевидения на молодёжь», «Кого можно назвать героем?», «Мой мир», «Почему пропадает интерес к учёбе?», «Что такое комсомол?», «Что такое терроризм?» и др.

Наши ребята активно участвуют в акциях. Например: в городской акции «Георгиевская ленточка», «Поздравь солдата», «Поздравь ветерана». В акциях, посвящённых дню Памяти и Скорби, Дню пожилого человека, в акции«Мать – Тереза» - помощь Дому Ветеранов и Дому Малютки. В летние каникулы историко-патриотический отряд «Мы - уральцы» работает на школьной площадке, где ежегодно проводятся акции: «Письмо неизвестному солдату», «День Памяти и скорби». Об этих и других акциях неоднократно были опубликованы материалы в городских газетах. Были проведены школьные и городские патриотические мероприятия: «Земля людей, зачем тебе война?» (к 25-летию вывода российской армии из Афганистана), «Блокада Ленинграда» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне) и др.

В школе работает лекторская группа учащихся, проводятся мини-лекции, посвящённые дню Конституции, дню Народного Единства, Международному женскому дню 8 марта.

Ребята участвуют в комплексе школьных мероприятий, посвященные Дню Победы: во встречах с ветеранами войн, в игре «Салют, Победа» и др.

Система патриотического воспитания, разработанная в нашей школе призвана обеспечить целенаправленное формирование у учащихся активной позиции, гражданских ценностей, она готовит наших воспитанников к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными. Эффективность патриотического воспитания в нашей школе определяется наличием этой системы, а также целенаправленным и закономерным процессом постоянного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям общества.

В различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали понятие «патриотизм». На основании анализа структуры патриотизма становится возможным выявление его сущности.

Патриотизм выражается через:

Уважение к традициям, истории и культуре страны;

Осознание достоинств и успехов своей страны;

Чувства сопричастности к судьбе Родины;

Действия во благо народу своей страны;

Ответственность за близких людей, народ и Родину;

Жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью.

Как видим, форма проявления патриотизма бывает различной: на поведенческом уровне – как интегративное нравственное качество, на методологическом – как нравственный принцип, на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, имеющее приобретенный характер и которое формируется в течение всей жизни человека. Анализ структуры позволяет сделать следующий вывод: патриотизм – это сложное явление и неотъемлемая часть социально-нравстенной направленности личности.

Формирование патриотического явления осуществляется различными субъектами и способами, а именно через:

1. Семейное воспитание. Семья как социальная общность дает зачатки ценностного ориентирования человеку, в том числе и чувство долга перед семьей, родиной, через проявление любви и уважения к своей стране и прививания этих чувств детям.

2. Систему образования. Функцию прививания патриотизма в СССР взяла на себя государство и проявляла ее через систему образования, включающая изучение таких предметов, как: русский язык, русская литература, история России, краеведение, география России, национальная культура и традиции и т.п.

3. Формирование патриотических представлений под влиянием малых групп, общества, СМИ.

4. Путешествие по своей стране.

5. Военную службу.

ВЦИОМ имеет возможность судить о том, как россияне воспринимают патриотизм, как они демонстрируют свои патриотические чувства на основании довольно обширного материала. Опросы введутся с конца 80-х годов, тогда России, как независимого государства еще не существовало, она была еще в составе СССР. Теперь, спустя 20 лет, мы имеем возможность сопоставлять то, что люди говорили тогда, и сейчас. Эволюция весьма заметна. Если на излете советской эпохи патриотизм был советский, то российский рождался в муках, на противопоставлении союзу. Ельцин и его последователи пытались показать, что Россия – это самостоятельная держава, с которой нужно считаться. Так как большинство наших соотечественников выросли в советской идеологии, российский патриотизм казался весьма странным, потому что раньше слова «Россия» и «СССР» использовались, как синонимы. Для нашего патриотизма в Советском Союзе «почва разъезжалась под ногами»: советский патриотизм был заклеймен, как реакционный. Во всей советской истории находилось только плохое, отрицательное. Затем, когда СССР распался, оказалась выбита из–под ног последняя почва для советского патриотизма. Спустя 20 лет, существует группа россиян, которые называют себя «советскими патриотами». Причем, это люди, которые не обязательно выросли в советское время: происходит передача культурного кода в некоторых семья, как правило, это люди, которые голосуют за КПРФ, считают, что СССР - «золотой век» нашей истории. Конечно, сегодня уже это некоторая экзотика, маргиналия. Сегодня общераспространенным является патриотизм российский по многим причинам, в том числе, потому что далеко зашел процесс «разбегания»: когда мы все существовали в одной стране, но эти 20 лет не прошли даром. По-разному строится идеология, политический курс, по-разному работают СМИ, возводятся барьеры между жителями разных бывших советских республик. Политическая история, экономическая история развиваются по-разному. Сегодня мы в большей степени ощущаем себя россиянами, чем в советское время.


Но есть специфические российские особенности: ситуация 90-х годов, неудачных реформ, которые обещали сделать жизнь лучше. Реформы, с точки зрения большинства россиян, пошли не туда, Россия была поставлена на грань выживания. В 90-е годы у нас был экономический кризис, дефолт, террористические атаки со стороны Кавказа, расползающийся пожар по разным республикам, когда не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия превращались в полыхающие зоны. Это образовало совокупность угроз существования России как государства. Но наш народ и государство нашли в себе силы не допустить такого развития событий. Приход эпохи Путина был связан с разворотом тенденции: мы падали, теряли и в 1999-2000 годах все развернулось в обратную сторону. Это вызвало прилив патриотических чувств, пошла позитивная динамика. Опять стало модно любить Россию, не модно ее унижать оскорблять, говорить, что у нас все плохо.

Отсутствие базовой системы ценностей (советские ценности оказались разрушенными, а новые ценности – еще на стадии формирования) отразилось на процессе социализации и формировании патриотического духа. Современный социолог Ю. Г. Волков отмечает, что «глубинной основой негативного состояния современного российского общества является то, что в процессе демократических реформ была разрушена идеологическая структура советского общества; более того, была объявлена деидеологизация российского общества как отрицание любой идеологии. Особенно плачевно деидеологизация сказалась на духовном и нравственном развитии молодежи России. В процессе отрицания советской идеологии наша молодежь оказалась беззащитной под натиском западной идеологии и массовой культуры, несущей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы, насилия и гомосексуализма, уход молодого поколения в иллюзорный мир с помощью наркотиков и психотропных веществ. Вследствие начальной деидеологизации, а затем и бездумного внедрения либеральных западных ценностей, чуждых российскому менталитету, происходит формирование молодых людей без гражданского мировоззрения... Объявленная демократами безграничная свобода личности от общества в молодежной среде россиян трансформировалась во вседозволенность и безнаказанность» .

Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно-значимыми, будут характеризовать личность.

В декабре 2011 – январе 2012 года кафедра социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета провела шестой этап мониторинга студентов вузов. В рамках данной работы нами был проведен анализ идеологической ориентации современной вузовской молодежи. 63 % респондентов указывают на то, что у них нет четкой ориентации, что они не придерживаются никакой идеологии; 8 % – выступают за социалистические идеи, 15 % – сторонники либеральных рыночных реформ. Чуть больше половины респондентов – 52 % интересуются информацией о политике, но сами в политической деятельности активного участия не принимают, 42 % студентов показывают крайне отрицательное отношение к политике, и только 7 % – активно интересуются и участвуют в деятельности той или иной партии. В качестве основной причины аполитичности молодежи является неуверенность, что личное участие может иметь какое-либо влияние, недоверие к политикам, низкий их престиж в сознании молодежи.

На вопрос «какие ожидания у вас сегодня преобладают» ответы разделились примерно поровну вокруг двух вариантов: одни предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра, другие – надеются, что жизнь станет лучше, но не скоро. В отношении соблюдения законов студенты демонстрируют следующую позицию: только 30 % респондентов считают, что закон нарушать нельзя. 70 % респондентов оправдывают нарушение законодательства различными способами: закон ограничивает права личности, во имя пользы дела, многие законы непонятны и поэтому часто нарушаются, во многих законах реально заложены невыполнимые нормы, да и вообще, законодательство быстро меняется, поэтому выполнять его невозможно.

Свобода для молодежи – это в первую очередь независимость в выборе жизненной позиции. Да и самое важное в демократии – это свобода личности. Только вот для достижения успеха в жизни, так же как и десять лет назад, студенты указывают на необходимость связей, знакомств и предприимчивости в первую очередь. Интересен анализ ответов студенческой молодежи Екатеринбурга на вопрос о чувстве враждебности. Так, явно прослеживаются негативные тенденции в отношениях между богатыми и бедными, между представителями разных национальностей, коренного населения к мигрантам. Существенно более сдержанные высказывания относительно отношений между жителями разных регионов страны, и у жителей России по отношению к жителям соседних стран.

В силу сегодняшней популяризации волонтерской деятельности в рамках волонтерской программы Универсиады в Казани 2013 и Олимпийских игр Сочи 2014. Мы считаем, что волонтерство - является идеальной формой социальной адаптации молодежи и прививание патриотического духа.

К основным технологиям развития волонтерского центра и прививания волонтерам чувства патриотизма можно отнести: газету, интеллектуально-дискуссионный клуб и студенческие балы.

Газета волонтеров, как один из видов информационных носителей, позволит связать все волонтерские организации, сформировать взгляд молодых людей с активной жизненной позицией, осознающих роль социального воспитания и формы поведения в обществе.

В основе работы на постоянной основе интеллектуально-дискуссионного центра волонтерского движения лежит продвижение идей гражданского согласия и солидарности средствами обсуждения важнейших исторических, социально-экономических и культурных проблем России. Интеллектуально-дискуссионный центр поможет не только выявлять острые проблемы общества, которые требует помощи волонтеров, но и акцентировать внимание на необходимость приобретения знаний учебных дисциплин.

Сегодня в университете отсутствует целенаправленно организованный процесс нравственного воспитания студентов и формирования у них эстетического восприятия действительности. Проведение студенческих балов - это новый способ формирования собственного устойчивого понятия о морали и этико-эстетической культуры среди молодежи посредством искусств: танца, музыки, театра и художественного творчества, - направленный на улучшение проведения досуга, стимулирование получения знаний по учебным дисциплинам, а также побуждение молодежи на социальную и гражданскую активность. Совместная созидательная деятельность преподавателей и студентов в процессе подготовки и проведении балов развивает способности к взаимопониманию, сотрудничеству и создает неформальную передачу знаний и опыта от одного поколения к другому.

В заключении хотелось бы добавить что в ходе проведения исследовательской работы мы пришли к выводу, что волонтёрство способствует реализации одной из главных задач патриотического образования - актуализация «человеческого в человеке» на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Молодежь и гуманистическая перспектива России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке. Социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.

2. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) /Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург, УрФУ, 2012. С. 332.