История Елочки.Почему на новый год принято наряжать ёлку. Как появился обычай наряжать новогоднюю елку


Многие из нас задаются вопросом – как встретить Новый год? Несмотря на то, что праздник считается домашним, тысячи и тысячи россиян покинут страну в новогодние каникулы и разлетятся по миру – кто куда, думая тем самым получить больше впечатлений и максимально ярко отметить Новый год.


Сегодня мы не будем рассматривать варианты, и предлагать свои сценарии, еще рано, до Нового года далеко и обязательно предложит сценарии праздника и оригинальные идеи для подарков. А сегодня всмотримся в историю и традиции праздника.


Как праздновали Новый год на Руси
Новогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю праздника и заимствовать идеи, которые присутствовали на празднике у наших предков.


В Древней Руси празднование Нового Года подразделялось на два периода - святые вечера и страшные вечера. Вечера до первого января считались святыми, после первого января - страшными. Наши предки верили, что первые дни Нового года нечистая сила приобретает особое могущество, творит бесчинства, наносит всем вред. Чтобы как-то оградиться от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. Поэтому Новый год вызывал не столько радость, сколько душевный трепет. "Праздники усе страшные", - говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то, что в гости пойти - нос из избы высунуть.


Потом нашим предкам видимо надоело отмечать Новый год зимой. Они стали справлять его 1 марта. Правда, многие высказывали недовольство и пытались параллельно с весенним Новым годом отмечать и зимний - в январе, ведь чем больше праздников, тем жизнь веселей! Только мартовский Новый год продержался недолго. Вскоре начало года перенесли на 1 сентября. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь - очень важный месяц для верующих. Вот и решили, что лучшего времени года для того, чтобы отмечать праздник, не найти.



Лишь с XVIII века Новый год перенесли на 1 января. Царь Пётр I своими указами велел ввести летоисчисление от Рождества Христова, а год с 1 января. Он повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки - до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года.



Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года.


Люди начали усердней готовиться к этому празднику, украшать дома зелеными ветвями. И главное стали дарить друг другу новогодние подарки. Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал - выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.



Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.


Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. Верхушку венчает «Вифлеемская звезда». Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.


Неудивительно, что праздник сразу полюбился детям. Одновременно с детской радостью игрушкам и сладостям, взрослые тоже радовали друг друга – делали разные подарки, попутно делали мелкие презенты слугам, гувернанткам и беднякам. Поэтому многие с нетерпением ждали празднования Нового года, ведь этот праздник стал самым веселым и радостным для всех, от самых маленьких, до убеленных сединами старцев.



Стол на Новый Год
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни.


Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью.


Еще у русских, украинцев и белорусов важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось - будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.


Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями.


Некоторые обычаи и поверья
Обычно перед Новым годом старались отдавать все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.


Люди старались войти в Новый год во всем новом, для чего в праздник надевали новое платье, новую обувь. Люди верили, что это будет способствовать росту благосостояния.


Важным был и первый день Нового года. Уделялось внимание, как пройдет этот день. Ведь от этого зависел весь предстоящий год.


Новогодняя елка - не только обязательный атрибут праздника, но и зеркало, в котором отражается мировоззрение эпохи. Игрушки меняются в зависимости от правителей, идеологий и настроений народа. Историк Алла Сальникова рассуждает о том, что произошло с елочными игрушками после распада СССР.

Надоевшие советские игрушки, казавшиеся тогда явным анахронизмом, стали быстро вытесняться импортными елочными украшениями, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок. Казалось, что советской елочной игрушке, как и другим «советским» вещам, пришел конец и она будет востребована лишь коллекционерами.


Игрушки 1930-х годов

Потеря интереса к такой игрушке во многом объяснялась тем, что в сфере потребления она прошла те же достаточно типичные стадии, которые характеризовали режимы и уровни отношения людей к вещам в СССР, а затем в постсоветской России. Первоначально и, кстати, достаточно долго - с момента своего появления во второй половине 1930-х годов и на протяжении более чем четверти века - елочная игрушка была дефицитна и потому особо ценна и тщательно хранима. К игрушкам относились бережно: в семьях накапливались целые коллекции елочных украшений, передававшихся последующим поколениям.


Елочные украшения разных периодов СССР

Переход к машинному, индустриальному производству елочной игрушки в середине 1960-х годов привел к появлению множества стандартизированной продукции. Такую игрушку уже не жалко было разбить или сломать и легко заменить. В советском обществе сложились массовые стереотипы потребления елочных украшений, которые, так или иначе, удовлетворялись советской экономикой. Пусть эта экономика была аскетична и практически изолирована от остального мира, пусть эти игрушки были подчас бедны и даже убоги, однако у них было одно большое достоинство - они дешево стоили, и их мог позволить себе каждый.


Предпраздничная торговля в «Детском мире»

К середине 1980-х годов потребительские ожидания советских граждан существенно изменились. В значительной степени они были ориентированы на импортные товары, с которыми не могли конкурировать добротные и экологически безопасные, но не очень изящные и далеко не всегда красивые отечественные образцы. Товары мирового елочного рынка были теперь хорошо известны не только благодаря проникавшим в СССР западным глянцевым журналам и сюжетам зарубежной кинохроники.

Рождественский олень из журнала Burda Moden 1994 года

«По случаю» импортные елочные игрушки можно было приобрести в советских магазинах (отстояв длинную очередь или «по блату»), купить на барахолке или привезти из зарубежной поездки. Особенно хорошо знакомы с импортной елочной игрушкой были высшие слои советского общества. Поставить дома елку, украшенную заграничными игрушками, считалось особо престижным.


Рождественские украшения из Британии

На прилавках же вплоть до начала 1990-х годов лежали по-прежнему лишь игрушки отечественного производства. В условиях дефицитной экономики выбор их все более сужался, а качество ухудшалось: мне до сих пор вспоминается купленная в декабре 1991 года стеклянная шишка - огромная, величиной с ладонь, топорно и грубо раскрашенная, ужасно тяжелая, так что далеко не каждая еловая ветка могла ее выдержать.


Разнообразные елочные шары

В 1990-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполонила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция - красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная. <…> Чудесным, но редким исключением среди этого китайского изобилия выглядели елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами - стеклянные шары и пики с многоцветной кистевой мазковой росписью, с декоративной отделкой различными материалами; расписанные вручную деревянные украшения и др. Однако производство елочных украшений в то непростое для страны время неуклонно сокращалось. По словам известного коллекционера советской елочной игрушки, американки Ким Балашак, первые 15 постсоветских лет могли бы войти в историю российской елочной игрушки как время господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведенных трудолюбивыми китайцами.


Елка в европейском монохромном стиле

«Нашествие» импортной игрушки сопровождалось изменением общего стиля елочного убранства, который, по существу, этой игрушкой и определялся. В елочной моде произошел резкий скачок от уютной, домашней, во многом «детской» елки к претенциозному дизайнерскому рождественскому дереву для взрослых, на котором яркой пестроте и разноцветью уже не было места. Безусловное лидерство захватила елка, наряженная в «европейском», монохромном стиле. Она украшалась «тон в тон» с обязательным присутствием «классического» серебристого или золотистого цвета и «классических» елочных украшений - шаров, бантов, мерцающих гирлянд. В такой елке доминировали сдержанность и лаконичность, которые тем не менее рождали ощущение стильной роскоши. Популярным стал также стиль «минимализма», когда на дереве висело лишь несколько ярких шаров. Мода на елки с цветной искусственной хвоей - синей, серебряной, желтой, красной, оранжевой и даже черной - также потребовала изменения всего стиля их украшения.


«Очевидно, что прежняя советская елочная игрушка совершенно не вписывалась в этот новый елочный стиль не только по своему содержанию, но и по своему виду».

Однако со временем минимализм и стилистическая монохромность новогоднего дерева, встречавшиеся на каждом шагу, особенно при украшении публичных елок - на открытом пространстве, в ресторанах, отелях, офисах и гипермаркетах - стали немного надоедать. Гораздо более необычно выглядела елка, украшенная в стиле ретро, будь то викторианские гирлянды из шелковых бантов или советские елочные украшения 1950-х. И если совсем недавно такая елка была в основном достоянием эстетов или представителей старшего поколения, желавшего порадовать необычными украшениями своих внуков и правнуков, то постепенно такое оформление елки все чаще стало входить в праздничный быт.

Люблю ремонт, эти хлопоты, связанные с покупкой стройматериалов и выбором дизайна. И особенно - это предвкушение того, как преобразится дом. Во время ремонта терпишь разные неудобства. Устаешь от грязи и неизбежного шума. Надоедают рабочие, особенно к концу ремонта, когда остается какая-то мелочь, а они все тянут и тянут. А потом наступает самое интересное – дизайн комнат. Это уже не доверяется никому, только сама.

Когда люди впервые стали заниматься украшением своих жилищ, точно никто не скажет. В качестве не совсем достоверной версии, прозвучит такая – еще в те времена, когда жили в пещерах. Поверим, потому что шкуры животных тогда использовали как постельные принадлежности и одежду, ими устилали каменные полы. А если мужчины были отважны, и добычи было много, шкуры вполне могли оказаться на стене пещеры. И красиво, и ночью не холодно.

Но более достоверна, конечно, версия об украшении стен рисунками. Они во множестве сохранились на стенах пещер по всему миру. На них изображены сцены охоты, животные, люди, растения.

В Азии кочевые народы тоже украшали стены своих юрт и кибиток. Юрта – это небольшой дом, который можно собрать в любом месте в течение получаса. Внутри и снаружи юрта выглядит очень нарядно. Издалека виден рисунок на войлоке, а внутри стены украшены сюзане или коврами. Шкуры тоже использовали, но чаще всего для деления помещение на «комнаты».

Кибитками раньше называли крытые повозки, то есть просто домик на колесах. Его внутреннее убранство, как правило, было таким же, как в юрте.

Североамериканские индейцы украшали стены своих вигвамов рогами добытых ими животных, перьями птиц и высушенными травами.

Африканские племена в своих хижинах расписывали стены черной и белой красками и тоже использовали шкуры животных.

А вот обои придумали мастера Вавилона и Ассирии. Согнувшись в три погибели, ткачи день и ночь трудились над созданием полотна для украшения стен дворцов. Процесс этот был очень трудоемким и длительным. Но умелые руки ткачей постоянно усовершенствовали технологию. Вскоре обойные ткани из черно-белых превратились в разноцветные. Их изготовление ускорилось, и обои стали доступны для большего количества людей. И мастера не стояли на месте, они на обоях воплощали целые сцены на библейские сюжеты.

В Китае обои тоже изготавливали, но не ткали, а рисовали тушью на рисовой бумаге. Их приравнивали к произведениям искусства, поэтому и стоили они соответственно. А беднота наклеивала на стены дешевую ткань, закрывая не все пространство, а только некоторые места. Широко применялись также цветы, ветки, шкуры животных.

В Древнем Риме ткачество прижилось не сразу, поэтому стены украшали рисунком, выцарапанном или выдавленном на специальном растворе. Очень похоже на тиснение рисунка по мокрой штукатурке. Иногда добавляли в этот раствор мелкие ракушки или очень крупный песок, тоже получалось красиво.

Из Рима эта технология перекочевала в Европу и с небольшими усовершенствованиями используется до сих пор.

В эпоху Возрождения царствовала парадная пышность, и в декоре помещений стали использовать дорогие ткани. В ход шли бархат и шелк, атлас и парча. Чем больше блестит, тем богаче владелец дома – этот девиз стал основополагающим в оформлении.

Тогда же появилась мода на гобелены – вышитые или тканые картины. Впервые их создали мастера Фландрии. В бедных домах, и в домах знати – везде на стенах висели гобелены. Они так прижились, что дизайнеры до сих пор от них не отказались.

Дворцы правителей Средней и Центральной Азии поражали своей роскошью. Главное украшение – это резьба по ганчу. Она бывает чисто белой или цветной, позже ее стали резать, используя в качестве основания зеркало. Окна закрывали решетками – панжара. Это своеобразные ставни. В условиях жаркого климата панжара - необходимая вещь, потому что не пускает жару и, к тому же, служит дополнительным украшением стен.

В русских домах с 6 века стены и потолки обшивали тесом. Структура дерева – сама по себе украшение, но в богатых домах тес поверху обшивали кожей.

В бедных избах России потолок и стены долго не принято было украшать. Главное сокровище хранилось в красном углу. Это были иконы, и в их оформлении были свои правила и даже, если хотите, своя мода.

Количество образов варьировалось. У богачей они стояли во множестве и в каждой комнате. У бедного люда – только в парадном углу избы. Иконы ставили на кружевную ткань, кончик ее красиво свешивали вниз. В царских и боярских домах на кружево нашивали жемчуг и драгоценные ткани. А в домах бедноты краешек украшали искуснейшей вышивкой. Уже в 19 веке появился обычай вешать на стены даже бедных домов портреты царя, патриарха и прославленных боевых генералов.

Сегодня дизайнерская мода очень снисходительна: украшаем стены всем, что нравится. Ведь если нравится, значит, и стильно, и красиво.

Более 2000 лет мы празднуем новогодние и рождественские праздники, и уже не одну сотню лет новогодняя елка является основным атрибутом Нового Года. От того какая рождественская ель будет установлена в доме, зависит настроение на все новогодние праздники.
Расскажем о том, как пришла елка на новогодние праздники, и как ее наряжают.

Традиция украшать жилища вечнозелеными растениями на Рождество и Новый год известна человечеству со времен язычества. Древние кельты поклонялись сосне, проводя вокруг нее свои мистические ритуалы и почитая ее, как священное дерево.

Изначально елки украшали печеньем, сухофруктами, орехами, фруктами и шишками, которые символизировали земные дары, изобилие и процветание.
А вот украшения в виде животных и птиц олицетворяют древнейшие представления язычников о добрых духах, помогающих человеку.

Древние славяне не знали елки, но украшали дом оберегами. Они не только очень красивы, но и глубоко символичны. Первые Обереги появились еще в языческие времена, когда люди верили в силы природы, способные защитить от бед и болезней, приносящие удачу и здоровье. Убежденность наших предков в защитных силах таких простых и привычных вещей, как подкова, веник, соленое тесто нашли свое отражение в Оберегах. Сегодня Обереги скрашивают наши будни, принося частичку надежды и радости. Каждая деталь Оберега имеет определенный смысл: фасоль - это красота, перец и чеснок - здоровье, мешочек - благополучие, подсолнечник - успех, семена - удача, мак - долголетие, хлеб - благоденствие и т.д. Фигурки выполнены из соленого теста, поэтому они долговечны.

А еще по существующему красивому обычаю, к новогоднему празднику выращивали в кадках цветущие вишни. В старые добрые времена вместо елки стояла новогодняя вишня в цвету.

Елка - это стала настоящим возрождением древнего культа дерева: ель наряжают, украшают гирляндами огней и стеклянными шарами. Невозможно представить ни один дом без рождественской елки, ни город, где бы ни установили праздничное дерево на центральной площади.

В Царской России елка появилась после Указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу. Тогда люди первый раз украсили свои жилища на новогодний праздник ветками можжевельника, ели и сосны по образцам, которые были в царском гостином дворе. Лишь в конце XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников практически до 1918 года. Однако из-за отношения украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года.

Например, в Германии наряженная елка - далеко не единственное украшение немецкого жилища в рождественские и новогодние праздники. С началом Рождественского поста в детских, спальнях и гостиных выставляются Advent Kranz - венки с четырьмя красными свечками и фигурками гномиков и ангелочков.
Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Праздник на улице добавляет веселья празднику в доме.

Когда елка установлена, наступает время заняться ее украшением. Это одно из самых приятных занятий на праздники, как для взрослых, так и для детей.
Начните украшать елку с размещения на ней электрогирлянды, предварительно проверив ее исправность. Пользуйтесь гирляндами только заводского изготовления.
Повесьте на елку крупные, самые эффектные игрушки. Очень нарядно смотрится елка, при украшении которой использовалось только 2-3 цвета.

Елочные игрушки необходимо подвешивать на достаточно длинных нитях. Очень хорошо если сделать игрушки самостоятельно вместе с детьми, это и фигурки фей, эльфов, гномов, арлекинов, дожей, а также птички, рыбки и зверушки. Отличным дополнением будут настоящие и искусственные фрукты, конфеты в красочной упаковке.

Украшения на елку должны располагаться равномерно со всех сторон, если елка стоит посредине комнаты, или размещаться так, чтобы елкой можно было любоваться со всех доступных мест. Кроме того, важно, чтобы новогоднее дерево не потеряло центровку. Последней украшают верхушку лесной красавицы, надевая на нее звезду. Бусы и мишуру располагают не по вертикали, а вокруг ствола. Сейчас в продаже имеется спрей с блестками, вот и распылите его сверху вниз по всей высоте дерева или полосками, только обязательно вдали от огня и конечно же необходимо будет проветрить комнату.

Не забудьте, что на каждое празднование Нового года на елке должна висеть новая купленная игрушка. Лучше всего, если игрушка будет символизировать наступающий год.

Радостной подготовки к Новому году!

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова