Патриотическое воспитание как необходимое условие. Патриотическое воспитание детей школьного возраста. в общеобразовательном учреждении

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся 1 .

Патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Различают несколько уровней патриотизма:

  • биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
  • психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
  • Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
  • Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями,

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Условия патриотического воспитания

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания

чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,

родной семье начинается формирование того фундамента, на котором

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему

Отечеству;

- Интеграция содержания образования (проектирование такого

культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)-

тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- результат :

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей;

сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей

Принципы патриотического воспитания:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип культуросообразности . «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Принцип свободы и самостоятельности . Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. Принцип гуманно-творческой направленности . Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.) Принцип интеграции различных видов детской деятельности . Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

Задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Воспитание патриотизма – основа современной системы образования

1.1. Патриотизм – высшая ценность

Любовь россиянина к своей Родине беспредельна и беззаветна. А.С. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки к нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам. 1

Патриотизм – один из оплотов национального духа, важнейшая русская ценность.

К сожалению, отсутствие идеалов, идейный раскол, национальный и государственный нигилизм и т.д. обостряют кризисные явления в обществе. Большинство россиян находятся на грани нищеты, в правовом отношении население не защищено, среди молодежи растет индивидуализм и эгоизм, изменения важнейших ценностей, проблемы в развитии культуры, науки, образовании, проблемы в российской армии, пренебрежительное отношение к отечественной истории – все это может привести к непоправимым последствиям.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма» 2 .

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях.

В общественном сознании патриотизм понимается как духовный и социокультурный

2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

М., 2005. С. 7

принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, ускоренности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою». 3

Забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к России, родной земле, языку, своей истории и культуре являются духовно-нравственными основами «нашего сознания, которые определяют внутреннее единство российского общества… Истинный патриотизм – одна из важнейших и непреходящих ценностей…». 4

Именно поэтому тема патриотического воспитания в настоящий момент наиболее актуальна.

Проведенные в различных регионах России социологические исследования (2005 г.) показали, что 62% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине; 50% - к семье и своим близким; 42% - к своему городу, селу, дому; 34% - к отечественной культуре; 27% - к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возрождение традиций российского государства; 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; 72% связывают патриотизм с вероисповеданием; 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма, общности; 1% негативно относится к феномену патриотизма». 5

В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, источника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности ее граждан, основано на идее служения Отечеству.

3 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители XX века). С. 218.

4 Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. –

Н.Новгород, 2002. – С. 19.

5 Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006. С. 68.

Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически-сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки». 6

Патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.

Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и определяют общность нашей судьбы. Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традициям невозможно дальнейшее развитие страны. Патриотизм должен стать источником существования и развития общества,

6 Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.

а так же основой для формирования гражданской позиции человека, его готовности к активным действиям на благо России, ее возрождение как великой державы, воспитания личности, для которой принадлежность к Родине является высшим принципом, смыслом жизни, исполненным беззаветному служению Отечеству.

«Патриотическое мировосприятие… основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Следует признать, что до недавних пор тема патриотизма теоретически осмыслялась и реализовывалась в школьной практике без учета религиозного фактора, игравшего на протяжении веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа». 7

«Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как…………….. пустыня

И как алтарь без божества». 8

Главная задача на современном этапе – повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества. Именно поэтому первостепенный приоритет в образовании сегодня занимает патриотическое воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р) говорится, что воспитание «должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания и формирования у школьников гражданской ответственности…, духовности и культуры…». 9

Правительство РФ постановлением от 11 июля 2005 года за № 422 утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», которая определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, любви и верности Отечеству «как важнейшей ценности одной

_________________________________________

7 Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород,

2002. – С. 21.

8 Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 369.

9 Концепция модернизации образования // Модернизация российского образования. Документы и материалы. –

М., 2002. – С. 270

из основ духовно-нравственного единства общества», 10 обеспечивающей развитие демократического государства. Основные ее задачи «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения, проводить научно-обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержня духовной составляющей России». 11

В Пояснительной записке к проекту закона Нижегородской области «Об утверждении Программы «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2006 – 2010 годы» говорится о том, что сегодня в Нижегородской области сложилась система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений по воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма; в муниципальных образованиях области действуют районные программы патриотического воспитания.

Система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций. Их у нашего народа немало…

Примером может служить празднование 9 Мая – Дня Победы. Подавляющее большинство молодых людей считают, что патриотизм и героизм советских людей явился определяющим фактором победы над фашистской Германией. С 2005 г. Введен новый праздник: 4 ноября – День народного единства. В Нижнем Новгороде развернулись главные празднества с участием Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси, ведь именно Нижегородская земля стала родиной ополчения, спасшего Москву и всю Россию в 1612 году.

«Мила нам добра весть о нашей стороне:

Отечества и дым нам сладок и приятен». 12

На базе этой ценности можно и нужно строить отношения доверия и поддержки между народом и властью, воспитывать подрастающее поколение.

_________________________________

12 Державин Г.Р. Арфа // Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова. – М., 1986. – С. 254.

  1. 2. Роль краеведения в воспитании патриотизма

Нельзя только призывать к патриотизму,

Его нужно воспитывать –

Воспитывать любовь к родным местам,

Воспитывать духовную оседлость.

Лихачёв Д.С.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки в букваре, песни матери, берёз под окном.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, областей и краёв, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся и патриотизма.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения. В которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие – гордость за это. 1

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированный в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан РФ.

Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности. В этой связи возрастает роль истории края. Поощрение

развития краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе

о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». 2

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

∙ развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;

∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;

∙ расширять кругозор, эрудицию;

∙ приобщать к творческой деятельности;

∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;

∙ повышать нравственность;

∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

∙ изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований

Краеведческой тематики программ;

____________________________________________________________________________________________

2 Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/ - C.1.

∙ изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;

∙ изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

∙ проведение школьных экскурсий, походов и др.;

∙ обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок,

Пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

∙ использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и вовнеурочное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов. 3

Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность . Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:

∙ представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

∙ знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

∙ умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее;

_________________________________________

3 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 5.

∙ деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы её различны – это: поход, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слёты, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально-психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике. 4

Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.

В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

_____________________________________________

4 Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.

Литература

1. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1990.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». М., 2005.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители XX века).

4. Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, 2002.

5. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006.

6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.

Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, 2002.

7. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1990.

8. Концепция модернизации образования // Модернизация российского образования. Документы и материалы. –М., 2002. Державин Г.Р. Арфа // Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова. – М., 1986.

9. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.

10. Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/

11. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005.


Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как , доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в школе.

Какова роль патриотического воспитания?

Именно нравственно-патриотическое воспитание - основополагающий элемент всего общественного сознания, в котором и заключается основа жизнеспособности каждого государства. Понимая актуальность этой проблемы на современном этапе, необходимо осознавать, что формирование личности дошкольников, просто невозможно без воспитания у них патриотических чувств, с малых лет.

Цель патриотического воспитания

Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста довольно многочисленны. Главная из них – привить чувство любви к своей родной природе, семье и дому, а также непосредственно к истории и культуре страны, в которой он живет. Именно поэтому начинать процесс патриотического воспитания детей, необходимо еще в .

Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, - к быту родного народа.

Особенности патриотического воспитания дошкольников

Необходимо учитывать, что каждый ребенок воспринимает действительность, окружающую его, с помощью эмоций. Именно поэтому, патриотическое воспитание любого подрастающего поколения, необходимо начинать с привития чувства любви к родному городу, поселку, стране. Только после этого у него появляются чувства восхищения своим родным селением. Они не возникают спустя нескольких занятий. Как правило, это результат систематического и довольно длительного, а также и целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание детей должно осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, и даже в игре, и в быту. Педагогическая работа строится так, чтобы она проходила сквозь сердце, буквально каждого воспитанника детского сада. Любовь дошкольника к Родине начинается с формирования у него отношения к близким ему людям - маме, папе, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, где он проживает.

Особая роль в патриотическом воспитании молодежи отведена музеям и памятникам культуры. Именно они помогают приобщиться ребятам к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных событиях истории родного края, и государства в целом. Таким образом патриотическому воспитанию подрастающего поколения сегодня уделяется огромное внимание. В подтверждение тому - различные культурные и просветительские мероприятия, которые предусмотрены школьной программой.

Открытие новых музеев и исторических памятников только способствует развитию патриотического воспитания в стране, вызывая интерес у молодежи, которая хочет знать историю своего народа. Поэтому главной задачей местных властей, является восстановление объектов культуры, а также открытие большего количеств музеев, которые будут посещать не только жители страны, но и туристы из-за границы.

Вопрос 17. Концепции воспитания в современной России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 год. Смотрите файл kdnr_new.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2002 г. N 122 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и обусловлена необходимостью выполнения этой Государственной программы, подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются:

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:

семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;

молодые граждане и молодежные общественные объединения;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;

трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;

представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;

творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;

преподаватели и воспитатели;

представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти, учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и др. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек - рядовой гражданин или представитель государственной власти, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. В их числе могут быть руководители государства, субъектов Российской Федерации, предприятий, различного рода коллективов и организаций.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Новое состояние государства Российского приводит к современной интерпретации многих основополагающих понятий, в том числе и понятия
“патриотическое воспитание”, которое является основой культурной идентификации подрастающего полкаления.

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо четко представлять:

1) что такое “патриотизм” и “патриотическое воспитание”;

2) каковы уровни проявления ;

3) в чем суть воспитательных задач, решаемых российской школой в XXI
веке и какова их связь с патриотическим воспитанием;

4) каковы формы организации патриотического воспитания в современном школьном образовании.

Для ориентации в понятиях “патриотизм” и “патриотическое воспитание” учтем, что их трактовка в нашей стране связана с организационной формой российского общества:

>> в ХХ веке это были идеологические понятия: – чувство любви к , а патриотическое воспитание – целенаправленная идеологическая деятельность в интересах определенного круга людей ;

>> в XXI веке уходят от идеологической трактовки содержания данных понятий: патриотизм – понятие в своей основе биологическое, позволяющее
придать человеческой природе культурную огранку, а патриотическое
воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей
и приобщение его к культурным традициям, т.е. осуществление культурной идентификации, которая является, во-первых, частью обучения
и воспитания, во-вторых, культурная идентификация помогает подрастающему поколению определиться (самоидентифицироваться), найти своих .

Отсутствие патриотизма, позволяющее придать человеческой природе
культурную огранку, может привести к серьезному кризису для нашего общества.

Анализ современного понимания патриотизма позволяет определить
уровни его проявления:
первый – самый элементарный уровень (составляющий биологическую
основу патриотизма) – этнический патриотизм , который зиждется, грубо говоря, на крови и цвете кожи;
второй уровень – территориальный (почвенный) ;
третий уровень – конфессиональный , в основе которого лежит вероисповедание (первые три уровня лежать в основе экстремизма);
четвертый уровень – гражданский , в основе которого общность прав и свобод граждан (этот уровень присущ западной культуры);
пятый уровень – государственный , который в отличие от гражданского
патриотизма держится на существовании властной пирамиды (этот уровень
культивировался в нашей стране в ХХ веке, но с изменением формации российского общество культивирование только этого уровня в нашей стране привело
к кризису самоидентификации, который выразился в том, что любовь к Родине
противопоставлялась в нелюбви к государству);
шестой уровень – культурный патриотизм – патриотизм языка, мышления, ментальности .

Политическое развитие нашего общества, развитие самоидентификации
российского общества и российской ментальности в XXI веке будут успешнее,
а Россия будет лидером среди развитых мировых держав, если гражданский и
культурный патриотизма станут первичными, так как лишь на их основе, как
показывает мировой опыт, может строиться патриотизм государственный.

Иначе неминуемо на бытовом уровне проявятся: этнический патриотизм, который
любое многонациональное государство разорвет в клочья; конфессиональный
патриотизм, который приведет, как показывают события в бывшей Югославии
и в Ираке, к потере суверенитета государства.

Выделим основные воспитательные задачи, стоящие перед современной
школой:

1) окультуривание бытового патриотизма;
2) создание условий для культурной самоидентификации;
3) создание условий для исключения идеологического давления на подрастающее поколения со стороны какого-либо круга людей;
4) формирование общности на основе территориальной принадлежности;
5) сохранение русского языка;
6) на основе решения 4 и 5 задачи формировать русский этнический национализм;
7) формирование гражданских качеств личности, которые обеспечивают
осознание того, что моя гражданская община хороша;
организация краеведческой деятельности;
9) формирование солидарности, которая отличается от коллективизма
тем, что в коллективизме нет “я”;
10) формирование толерантности.
Как видно решение основных воспитательных задач в рамках школьного
образования напрямую связано с патриотическим воспитанием и способствует
формированию “патриотизма” как некого специфического культурного качества человека.

Данные обстоятельства определяют практические формы работы
по патриотическому воспитанию, которые, на наш взгляд, должны быть связаны:

1) с совершенствованием содержания учебных занятий, по любому предмету, которое позволит осуществить культурную идентификацию подрастающему поколению;

2) с организацией внеурочного и внеклассного общения, конторе демонстрировало бы учащимся настоящие культурные образцы общения, чтобы проти-востоять тем, которые тиражируются, в частности на телевидение, да и в повседневной жизни;
3) с организацией краеведческой деятельности;

4) с организацией гражданской деятельности;

5) с организацией военно-патриотических молодежных объединений .
Реализация 2-5 форм работы в настоящее время регламентируется целевыми программами: “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на”, “Положение о военно-патриотических молодежных объединений”. А реализация первой организационной формы работы по патриотическому воспитанию связана с педагогической деятельностью учителей, методистов, ученых-дидактов, так как именно они разрабатывают и внедряют в
практику школьного обучения различные формы учебных занятий с патриотическим содержанием.

Школьная практика обучения, охватывает значительную
часть подрастающего поколения и имеет большой простор для организации
патриотического воспитания на основе всех форм в современном понимании –
культурной идентификации индивида.

Библиографический список
1. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического
воспитания учащийся молодежи: теория и практика. / И.М. Дуранов. –
Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.
2. Киселев Г.С. “Кризис нашего времени” как проблема человека. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999, № 1. – С. 40-51.
3. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской
молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). /
В.И. Лутовинов: автореф. дис. док. филос. наук. – М., 1998. – 48 с.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы// Народное образование. 2001, № 7. – С. 247-252.
5. Сапегин П.Е. Сущность патриотического сознания и основные его формы. / П.Е. Сапегин: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Новосибирск,
1981. – 17 с.
6. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ). / Ю.Н. Трифонов: автореф. дисс… канд. филос. наук. – М., 1997. – 21 с.
7. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в
процессе обучения физике. / О.Р. Шефер: монография. – Челябинск: Издво ЧГПУ, 2002. – 157 с.
8. Шефер О.Р. Основные подходы к определению понятия “патриотическое
воспитание”. / О.Р. Шефер // Материалы ХII Всероссийской научнопрактической конференции “Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов”: В 4 ч. Ч. 3. – Челябинск: “Образование”, 2005. – С. 154-160.

О.Р. Шефер, доктор пед. наук, профессор
Челябинский государственный педагогический университет