Расторжение брака в международном частном праве. Дипломная работа: Брак в международном частном праве Расторжение брака в мчп научные статьи

Заключение брака в МЧП.

Порядок заключения брака и его основные формы с точки зрения возникновения правовых последствий в разных странах определяются принципиально поразному: только гражданская форма брака (Российская Федерация, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады); альтернативно или та или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии). Определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.

Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и ряд общих черт: достижение установленного законом брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака; запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными; запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами; необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты.

В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков – консульские браки. Такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства. Консульские браки заключаются на основе консульских конвенций; к таким бракам применяется законодательство государства аккредитования. В некоторых консульских конвенциях предусмотрено требование учи ты вать и право государства пребывания (Кон суль с кая кон вен ция между Российской Федерацией и США).

Самая острая проблема брачносемейных отношений с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т. е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. Например, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. Хромающие браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия. Не так давно была предпринята попытка устранить эти недостатки с помощью Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. Однако эта Конвенция в силу пока не вступила, так как она имеет ограниченный круг участников и государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.



Генеральными коллизионными привязками для решения вопроса о заключении брака являются личный закон обоих супругов (ему подчинены внутренние условия брака) и закон места заключения брака (определяет форму и порядок заключения брака). Эти привязки предусмотрены как в национальном законодательстве, так и в Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака.

При заключении смешанных и иностранных браков на территории России их порядок и форма подчиняются российскому законодательству (п. 1 ст. 156 СК). Законодатель предусмотрел кумуляцию коллизионной привязки. Условия заключения брака определяются личным законом каждого из супругов (т. е. возможно применение одновременно постановлений двух правовых систем). При этом необходимо учитывать положения российского права относительно обстоятельств, препятствующих вступлению в брак (п. 2 ст. 156 СК).

Регулирование порядка вступления в брак бипатридов и апатридов производится в особом порядке. Если бипатрид имеет и российское гражданство, условия его вступления в брак определяются по российскому праву. Для лиц с множественным гражданством условия вступления в брак определяются законодательством государства по выбору самого лица (п. 3 ст. 156 СК). При определении условий вступления в брак для апатридов применяется право государства их постоянного места жительства (п. 4 ст. 156). Таким образом, в ст. 156 СК установлена «цепочка» коллизионных норм, поразному регулирующая порядок заключения брака для разных категорий физических лиц. Браки между иностранцами, заключенные в консульских и дипломатических представительствах иностранных государств на территории РФ, признаются действительными на условиях взаимности (п. 2 ст. 157 СК).

Заключение браков за пределами территории РФ урегулировано в п. 1 ст. 157 и ст. 158 СК. Норма п. 1 ст. 157 СК вызывает много вопросов: какой характер она имеет – императивный или диспозитивный; что именно она устанавливает – право или обязанность для граждан Российской Федерации заключать браки за границей в дипломатических или консульских учреждениях РФ; имеют ли российские граждане право вступать за пределами Российской Федерации в браки между собой не в дипломатических или консульских учреждениях РФ, а в местных органах регистрации браков? Браки, заключенные между российскими и иностранными гражданами за пределами Российской Федерации, признаются действительными в России, если их форма и порядок заключения соответствуют закону места заключения брака и не нарушены предписания ст. 14 СК.

В связи с некоторыми специфическими тенденциями в развития семейного права за рубежом (Нидерланды, Швеция, США и др.) возникает проблема признания в Российской Федерации однополых браков, заключенных между российскими и иностранными гражданами за пределами РФ, поскольку российское законодательство прямо не запрещает однополые браки. Браки между иностранцами, заключенные вне пределов Российской Федерации, признаются действительными при соблюдении законодательства места заключения брака. Недействительность браков с иностранным элементом определяется по законодательству, которое применялось при заключении брака (ст. 159 СК).

Согласно российскому законодательству расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса можно расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом. При наличии несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака необходимо обращаться в суд.

Расторжение брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 160 СК РФ). В этих случаях применение права страны гражданства супругов-иностранцев не предусмотрено.

Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ российский гражданин, проживающий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ. Таким образом, возможно расторжение в российском суде брака российского гражданина с иностранцем, проживающим за границей. Введение этого правила в российское законодательство объясняется рядом причин, в частности тем, что в некоторых странах иностранцы лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака.

При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет российское законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров. Поскольку кроме случаев, предусмотренных международным договором, применение иностранного закона исключено, расторжение брака, произведенное в России, может быть не признано за рубежом.

Браки между российскими гражданами и браки российских граждан с иностранными гражданами (и лицами без гражданства) могут расторгаться за границей в компетентных органах иностранных государств. Общее правило, предусматривающее эту возможность, закреплено в СК РФ. Согласно п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ. Документы, выданные иностранцам в удостоверение развода, совершенного по законам соответствующих государств, признаются действительными в Российской Федерации.

В одних странах требуется государственная регистрация решения суда о расторжении брака, и только после такой регистрации брак считается прекращенным, и соответствующие лица вправе вступить в новый брак. По законодательству же большинства иностранных государств решение суда о расторжении брака является окончательным, и государственной регистрации расторжения брака не требуется (в США, например, суд выдает свидетельство о разводе). Отсюда следует, что в случае расторжения брака в этих государствах при повторном вступлении в брак российские органы загса не должны требовать от иностранных граждан свидетельство органов загса иностранных государств о расторжении брака.

Российское законодательство устанавливает соответствующие правила в отношении признания расторжения браков между иностранными гражданами, совершенного за границей. Согласно п. 4 ст. 160 СК РФ расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России «с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации».

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.

Расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.

Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации.

Наряду с Семейным кодексом действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая в Минске 22 января 1993 г., в соответствии с которой по делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления.

Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй – другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.

Коллизионная норма Конвенции использует два критерия определения юрисдикции: гражданство супругов и место их проживания. Причем положение первое указанной коллизионной нормы определяет компетентность судебных учреждений на предмет рассмотрения дела о расторжении брака исключительно на основе принципа гражданства супругов. Что же касается места проживания супругов, являющихся гражданами одного государства, то если оба супруга проживают в стране своего гражданства, то применение норм международного частного права и, в частности, Конвенции исключается, а компетенция судебного учреждения в этом случае определяется исключительно на основе норм национального законодательства государства их проживания.

Если расторгается брак супругов – граждан одного из государств – участников Конвенции, но проживающих в разных государствах – участниках Конвенции, то компетентны учреждения государства, гражданами которого они являются.

Коллизионные вопросы личных и имущественных отношений между супругами, между родителями и детьми

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов в различных странах определяются по-разному. В основном данные правоотношения подчиняются принципу совместного места жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Семейного кодекса Российской Федерации личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

Также Семейный кодекс говорит о возможности заключения брачного договора, который в настоящее время ввиду мошеннических действий одного из будущих супругов получил широкое распространение. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае, если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются положения п. 1 настоящей статьи.

Исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам, государства-участники подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в Минске 22 января 1993 г.

Согласно данной Конвенции личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство.

Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются.

Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй – другой Договаривающейся Стороны и один из них проживает на территории одной, а второй – на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство.

Если лица не имели совместного жительства на территориях Договаривающихся Сторон, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело.

Правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество.

Правовое положение ребенка исходит из его принадлежности к определенному государству, т. е. из его гражданства.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

1) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

2) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

3) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О положение п. «а» части первой ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации:

1) установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению;

2) порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации. Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.


Похожая информация.


1. Согласно российскому законодательству, расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса можно расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некᴏᴛᴏᴩых дру­гих случаях, предусмотренных законом. При наличии несовершенно­летних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на рас­торжение брака крайне важно обращаться в суд.

Расторжение брака между российскими и иностранными гражда­нами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законода­тельством России (п. 1 ст. 160 СК РФ) В данных случаях применение права страны гражданства супругов-иностранцев не предусмотрено.

Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ, российский гражданин, проживаю­щий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с про­живающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возможно расторжение в российском суде брака российского гражданина с иностранцем, про­живающим за границей. Введение ϶ᴛᴏго правила в российское законо­дательство объясняется рядом причин, в частности тем, что в некото­рых странах иностранцы лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака.

Российский суд рассматривает дела о расторжении брака гражда­нина РФ с иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Исключая выше сказанное, в российском суде возможно рассмотрение дела о разводе супругов - российских граждан и в тех случаях, когда они оба проживают за границей.

Суды рассматривают дела о расторжении брака при наличии ино­странного элемента по тем же правилам, что и при расторжении бра­ков между гражданами, проживающими в РФ. Обычно такие дела рассматриваются в присутствии обоих супругов.

В исключительных случаях суды могут рассматривать дела и в от­сутствие в судебном заседании одного из супругов. Так, суд может по иску проживающего в РФ лица рассматривать дело о расторжении орака с иностранцем, проживающим за границей. Дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика-иностранца при условии, что °УДут обеспечены его процессуальные права. Ответчику направляют­ся извещение о слушании дела и другие судебные документы. Это служит гарантией соблюдения прав иностранца, кᴏᴛᴏᴩый может при­нять меры для защиты ϲʙᴏих интересов. При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет рос­сийское законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров. Посколь­ку кроме случаев, предусмотренных международным договором, при­менение иностранного закона исключено, расторжение брака, произ­веденное в РФ, может быть не признано за рубежом.

Российское, семейное законодательство, в отличие от законодатель­ства большинства иностранных государств, не содержит каких-либо специальных норм, кᴏᴛᴏᴩые предусматривали бы строго определенные поводы и основания для развода. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохране­ние семьи стали невозможными.

Специальные правила о расторжении брака содержатся в дого­ворах о правовой помощи, заключенных Россией с Болгарией, Вен­грией, Вьетнамом, Стоит сказать - польшей и другими странами. Эти договоры обычно устанавливают: 1) развод производится органами того го­сударства, гражданами кᴏᴛᴏᴩого будут супруги; 2) если супруги проживают в другой стране, то они могут обращаться в суд ϶ᴛᴏй страны. Следовательно, граждане упомянутых стран могут по ϲʙᴏе­му усмотрению возбудить дело о разводе либо в суде на ϲʙᴏей ро­дине, либо в суде страны, где они проживают; 3) при расторжении брака применяется законодательство страны гражданства супругов; 4) в тех случаях, когда супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных государств, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого из договаривающихся государств, причем каждый суд будет применять законодательство ϲʙᴏей страны.

В 1996 г. гражданин Азербайджана М. и российская гражданка С. зареги­стрировали брак в одном из загсов Москвы. Затем они выехали на постоянное место жительства в Баку, однако семейная жизнь у них не сложилась. Детей у супругов не было. С. решила расторгнуть брак с М. и вернуться в Москву, но муж согласия на развод не дал. Тогда С. уехала к родителям в Москву, где по­дала заявление о расторжении брака с М. по месту жительства родителей. М. возражает против рассмотрения спора в суде в Москве. В ϲʙᴏем заявлении в суд адвокат М. ссылается па положение ст. 28 российско-азербайджанского Договора о правовом помощи 1992 г. и на ст. 29 Минской конвенции СИГ от 22 январи 1993 г. о правовой помощи.

Исходя из ст. 28 договора с Азербайджаном, если один из супрУ" гов - гражданин Азербайджана, а другой - России и один из них про­живает на территории Азербайджана, а второй на территории России, то компетентны учреждения обоих государств. Аналогичные положе­ния содержатся и в Минской конвенции.

Приведем в качестве примера положения договора между Россий­ской Федерацией и Республикой Стоит сказать - польша о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. Со­гласно ст. 26 ϶ᴛᴏго договора по делам о расторжении брака применяет­ся законодательство той договаривающейся стороны, гражданами кᴏᴛᴏᴩой будут супруги на момент подачи заявления. В случае если супруги имеют местожительство на территории другой договаривающейся стороны, то компетентны также органы ϶ᴛᴏй договаривающейся сто­роны.

В случае если в момент подачи заявления один из супругов будет граж­данином одной договаривающейся стороны, а второй - другой дого­варивающейся стороны, то условия расторжения брака определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории кото­рой они имеют местожительство, а по делам о расторжении брака в ϶ᴛᴏм случае компетентен орган договаривающейся стороны, на терри­тории кᴏᴛᴏᴩой супруги имеют местожительство.

В случае если один из супругов проживает на территории одной догова­ривающейся стороны, а второй на территории другой договариваю­щейся стороны, то применяется законодательство договаривающей­ся стороны, в органе кᴏᴛᴏᴩой рассматривается дело о расторжении брака.

2. Вопрос о расторжении брака между супругами, один из кᴏᴛᴏᴩых будет гражданином РФ, может возникнуть за границей. Это воз­можно в случаях, когда оба супруга постоянно проживают в одной стране или когда один из супругов проживает в стране, где возбужде­но дело о разводе.

Интересный в ϶ᴛᴏм отношении пример дала судебная практи­ка ФРГ.

Советская гражданка вступила в 1970 году в брак с гражданином Анголы во.Львове (УССР) От ϶ᴛᴏго брака родились двое детей. Начиная с 1972 года супруги проживали в ФРГ. В октябре 1979 года муж переехал на жительство в Анголу. Жена осталась в ФРГ и возбудила иск о разводе; ответчик возражал против расторжения брака и настаивал на том, ɥᴛᴏбы на него была возложена забота о детях. Дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях. Уместно отметить, что опре­деленную сложность вызвал вопрос о применении права. ,")то об"ьяснядось тем, что последнее решение по делу было вынесено в январе 1D84 года, т.е. до при­нятия в июле 198fi года нового германского закона о международном частном праве (см. гл. 2) изменившего Вводный закон к ГГУ. В суде первой инстанции на основании ст. 17 Вводного закона к ГГУ к отношениям сторон было приме­нено право Анголы как право страны гражданства мужа. При дальнейшем рас­смотрении ϶ᴛᴏго дела было признано, что ст. 17 противоречит ст. 3 (абз. 2) Ос­новного закона (Конституции) ФРГ, устанавливающего равенство мужчины и женщины. В решениях но делу были рассмотрены различные иные варианты применения права, в т.ч. советского как права страны гражданства истины и нрава ФРГ как нрава страны последнего совместного места жительства су­пругов.

В случае если брак между российским гражданином и иностранцем рас­торгнут за границей, возникает вопрос о признании действительности такого развода в РФ.

На практике возник также вопрос о признании в России совер­шенного за границей расторжения брака между российскими гражда­нами, проживающими за границей. Стоит сказать, для таких граждан обращение в российский суд может быть связано с большими трудностями. По϶ᴛᴏ­му от граждан РФ, постоянно проживающих за границей, нельзя тре­бовать, ɥᴛᴏбы их брак расторгался только по правилам российского законодательства. Достаточно, ɥᴛᴏбы развод был совершен в соответ­ствии с законами страны их проживания.

Браки между российскими гражданами и браки российских граждан с иностранными гражданами (и лицами без гражданства) могут расторгаться за границей в компетентных органах иностран­ных государств. Общее правило, предусматривающее эту возмож­ность, закреплено в СК РФ. Согласно п. 3 ст. 160 СК, расторже­ние брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего ино­странного государства о компетенции органов, принимавших реше­ние о расторжении брака, и подлежащем применению при растор­жении брака законодательстве, признается действительным в РФ. Документы, выданные иностранцам в удостоверение развода, совер­шенного по законам ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих государств, признаются дей­ствительными в РФ.

В одних странах требуется государственная регистрация решения суда о расторжении брака, и только после такой регистрации брак считается прекращенным и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие лица вправе вступить в новый брак. По законодательству же большинства иностранных госу­дарств решение суда о расторжении брака будет окончательным, и государственной регистрации расторжения брака не требуется (в США, например, суд выдает свидетельство о разводе) Отсюда сле­дует, что в случае расторжения брака в данных государствах при повтор­ном вступлении в брак российские органы загса не должны требовать от иностранных граждан свидетельство органов загса иностранных го­сударств о расторжении брака.

3. В тех случаях, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут органами загса (наличие согласия супругов при отсутствии общих несовершеннолетних детей), за границей раз-

вод может быть оформлен и консулом. Это положение установлено п. 2 ст. 160 СК РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩому в данных случаях «брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или кон­сульских учреждениях Российской Федерации». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 8 Стоит сказать - положения о Консульском учреждении Российской Федера­ции, утвержденном Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., консул осуществляет в пределах ϲʙᴏей компетенции государствен­ную регистрацию актов гражданского состояния.

Ряд консульских конвенций, заключенных с иностранными госу­дарствами, предусматривает, что консулы могут расторгать браки. Так, Консульская конвенция с США предусматривает право консулов производить расторжение браков при условии, что оба лица, растор­гающие брак, будут гражданами представляемого консулом госу­дарства. Аналогичное правило содержится в конвенциях с Болгарией, Грецией и другими странами.

Другие же консульские конвенции предусматривают исключительно реги­страцию совершенного в стране пребывания консула расторжения брака, в частности произведенного судом, и ведение учета таких раз­водов. Исходя из ст. 19 Консульской конвенции с Финляндией, консу­лы имеют право вести учет совершенных согласно законодательству государства пребывания разводов, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, будет гражданином представляемого консу­лом государства.

Согласно Консульскому договору с ФРГ консул имеет право в со­ответствии с законодательством государства, назначившего консула, регистрировать расторжение брака, произведенного судом и касающе­гося граждан государства, назначившего консула (п. 3 ст. 23 До­говора)

4. Российское законодательство устанавливает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие правила в отношении признания расторжения браков между ино­странными гражданами, совершенного за границей. Согласно п. 4 ст. 160 СК РФ, расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России «с соблюдением зако­нодательства ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего иностранного государства о компе­тенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и под­лежащем применению при расторжении брака законодательстве, при­знается действительным в Российской федерации».

Следовательно, в качестве условия такого признания закон ставит соблюдение законодательства ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего государства, с одной стороны, в отношении компетенции органа (т.е. о том, компетентен ли в данной стране принимать решение о расторжении брака суд или иной орган), а с другой стороны, в отношении соблюдения коллизион-ных норм семейного нрава данного государства. Так, если коллизи­онная норма предусматривала применение при расторжении брака российского законодательства, а оно не было применено, решение о расторжении брака может быть не признано.

Следует иметь в виду, что в ряде договоров о правовой помощи России с другими странами предусматривается взаимное признание судебных решений по семейным делам (с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Италией, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией, Стоит сказать - польшей, Чехией, Финляндией) Так, согласно ст. 23 договора с Финляндией взаимно признаются решения о расторжении брака, о раздельном проживании супругов или о признании брака недействительным (о признании су­дебных решений см. гл. 18)

До сих пор речь шла о признании в РФ самого факта расторжения брака, совершенного за границей по местным законам. При этом такое признание расторжения брака не всегда автоматически влечет за собой признание в РФ и последствий развода. Не могут, например, получить признания установленные в иностранном судебном реше­нии такие последствия развода, как лишение стороны, «виновной» в расторжении брака, права вступления в новый брак, лишение ее права на воспитание детей и проч.

Минская конвенция 1993 г. (ст. 28, 29), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 31, 32) исходят при решении вопросов о расторжении брака из следующих положений:

По делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами кᴏᴛᴏᴩой будут супруги в момент подачи заяв­ления;

При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение кᴏᴛᴏᴩой рассматривает дело о расторжении брака;

Рассматривать дела о расторжении браков компетентны учреж­дения стран, гражданами кᴏᴛᴏᴩых будут супруги в момент подачи заявления;

Если в момент подачи заявления оба супруга проживают на тер­ритории другого государства, то рассматривать дело о расторжении брака компетентны также и учреждения ϶ᴛᴏй страны, т.е. супруги могут обращаться и в суд ϶ᴛᴏй страны;

Если супруги будут гражданами различных государств, дело о разводе компетентны рассматривать учреждения страны, на терри­тории кᴏᴛᴏᴩой проживают оба супруга;

Если супруги проживают на территории разных государств, рас­сматривать дела о расторжении брака компетентны учреждения обеих государств, на территории кᴏᴛᴏᴩых они проживают.

В практике применения ст. 29 Минской конвенции, возникла спорная ситуация, кᴏᴛᴏᴩая стала предметом толкования Экономичес­кого суда СИ Г.

Суть вопроса состояла в следующем.

1раждашш России С., постоянно проживающий па ее территории, временно находился в г. Ташкенте. Мирабадским межрайонным судом по гражданским делам г. Ташкента было принято к производству де.чо по иску его супруги, граж­данки России,\1., постоянно прожинающей в г. Ташкенте, о расторжении брака. Как ответчик, С. возражал против рассмотрения деда в суде Узбекистана, так как рапсе подал аналогичный иск к жене в суд по месту ϲʙᴏей постоянной ре­гистрации в Томской области, где также проживает их малолетни сын, гражда­нин ["осени. Эти обстоятельства были учтены при рассмотрении дела в первой инстанции межрайонным судом г. Ташкента и ввиду неподведомственное"!"!! дело было прекращено. При этом апелляционная коллегия горсуда по гражданским делам по частной жалобе М. и по протесту районного прокурора отменила оп­ределение суда.

В итоге новым решением межрайонного суда г. Ташкента (в ином составе), применившего Семейный и Гражданско-процессуальный кодексы Узбекистана, брак был расторгнут, причем было решено, что малолетний сын остается с ма­терью.

Экономический суд С1II" на основании запроса о толковании положений Мин­ской конвенции 1993 г., направленного в суд Исполнительным комитетом СНГ по просьбе посольства РФ в Узбекистане, должен был разъяснить, что следует пони­мать под проживанием лица на территории ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего государства.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что надо было ответить на вопрос, может ли суд одной страны СНГ привлечь в качестве ответчика по делу о расторжении брака и решения судьбы малолетнего ребенка гражданина другой страны СНГ, если последний имеет в дан­ной стране исключительно временную ретсщхщию (>е,л вида па жительство, будучи постоян­но проживающим (зарегистрированным) вместе с ребенком в стране ϲʙᴏего граж­данства? Экономический суд СНГ основывался на том, что по делам о расторжении брака компетентны учреждения государства - участника Конвенции, гражданами кᴏᴛᴏᴩого будут супруги как в случае, когда один из них проживает за предела­ми ϶ᴛᴏго государства, так и в случае, когда оба проживают за пределами страны ϲʙᴏего гражданства, но па территориях разных государств.

Ьсли же оба супруга проживают па территории другого государства - участника Конвенции, компетентны но их выбору учреждения как государства, гражданами кᴏᴛᴏᴩого они будут, так и учреждения страны, где они прожи­вают. Вопрос об их месте проживания решается в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с национальным законодательством государства, учреждение кᴏᴛᴏᴩого устанавливает ϲʙᴏю компе­тенцию.

Экономический суд СНГ пришел к выводу о том. что независимо от того, ком­петентный суд какого государства - участника Конвенции рассматривает дело о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами одного государст­ва, суд страны их гражданства или суд другого государства, где они проживают (и. 1 ст. 29 Копнении), он обязан решать вопрос об условиях и порядке развода па основе законодательства о браке и семье ϶ᴛᴏго государства, гражданами кᴏᴛᴏᴩого будут оба супруга, и ссылаться в ϲʙᴏем решении на материально-правовую норму ϶ᴛᴏй страны. По϶ᴛᴏму противоречат Конвенции случаи, когда подобные вопросы разре­шаются на основании семейного законодательства государства, суд кᴏᴛᴏᴩого рас­сматривал дело.

Одни государства позволяют расторжение брака в любой момент по желанию хотя бы одного из супругов, другие, наоборот требуют полного обоюдного согласия супругов, иначе в процесс вмешается судья, который будет устанавливать наличие или отсутствие семейных отношений. В Швеции, например, судья лишен права вмешиваться в развод. В Испании, позволяет супругам расторгнуть брак после подтверждении определенного периода сепарации – разлучения супругов.

Одним из оснований для расторжения брака является взаимное согласие супругов (Франция, Австрия).

Законодательство некоторых государств устанавливает ограничения на расторжение брака. Во Франции не возможно потребовать развод в течении первых шести месяцев брака. В германском законодательстве расторжение брака не допускается, если супруги имеют малолетних совместных детей, для которых распад семьи означал бы депрессию или мог бы повлечь психическое расстройство.

Иногда расторжению брака предшествует институт разлучения.

Решение о разлучении может быть принято по требованию одного из супругов. Легальными основаниями разлучения являются: необоснованное оставление семейного очага, супружеская неверность, оскорбительное или издевательское поведение.

Разлучение не прекращает брак, но прекращает некоторые личные правоотношения между супругами, при этом определяется место их проживания, место проживания детей, определяется режим имущества, приобретенного в период разлучения. Супруги, находящие в разлучении, не могут вступить в новый брак.

Расторжение брака или решение о разлучении супругов, принятое в одном государстве, признается на территории других государств. Конвенция о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов 1970 г.

Брак может быть расторгнут в суде или иных компетентных органах государства Расторжение брака может производиться по праву:

1) гражданства или места жительства каждого из супругов;

2) государств совместного проживания супругов, либо по последнему совместному месту жительству;

3) государства разводящихся супругов;

4) страны суда.

Во многих странах мира при расторжении брака применяется право страны, гражданами которой являются супруги, данный критерий, как правило, является главной коллизионной привязкой.

В некоторых государствах при расторжении применяется закон гражданства мужа. Например, в Египте развод, даваемый мужем жене, подчиняется закону гражданства мужа. В Объединенных Арабских Эмиратах талак (одностороннее внесудебное заявление мужа о разводе) регулируется законами государства, гражданином которого является муж

Семейный кодекс Российской Федерации дает право гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом, независимо от его гражданства в суде Российской Федерации.

25. Правовое положение международных организаций в МЧП.

Для МЧП имеет особое значение деление международных организаций на межправительственные и неправительственные. Однако неправительственные организации не обладают иммунитетом, так как создаются субъектами, не обладающими иммунитетом. При ненадлежащем исполнении своих обязательств по заключенным договорам они могут быть привлечены в качестве ответчика независимо от их желания. Они выступают как обыкновенные юридические лица, с той лишь разницей, что их право- и дееспособность определяется не правом конкретного государства, а их учредительными документами.

Учредительными документами определяется право- и дееспособность и межправительственных организаций. Как правило, там содержится норма о том, что организация является юридическим лицом (например, ст. 39 Устава МОТ). Даже если это прямо не закреплено, практика заключения этими организациями сделок позволяет сделать вывод о том, что они выступают в качестве юридических лиц.

Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения. Имущество межправительственной организации, даже у третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.

Необходимо отметить, что ООН неоднократно высказывалась, что иммунитеты межправительственных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные; при этом также указывается их договорное происхождение и функциональный характер.

В науке международного частного права высказывается позиция, в соответствии с которой возможно наделение международных организаций ограниченным иммунитетом.

Международные иммунитеты межправительственной организации возникают, как правило, на договорной основе и предоставляются в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.

Межправительственные организации вступают в международные частноправовые отношения, как для обеспечения своей деятельности, так и в случае, когда заключение различных договоров является одной из функций этой организации. Иногда межправительственные организации заявляют об отказе от своего международного иммунитета.

26. Коллизионные вопросы наследования в МЧП.

Наследование – это один из способов приобретения права собственности во всех правовых системах. Основными принципами наследственного права являются: свобода завещания и охрана интересов семьи.

К определению природы наследования в теории и практике существует два подхода:

1) в странах континентального права, в том числе в Российской Федерации, наследование понимается как разновидность универсального правопреемства, то есть наследник рассматривается как продолжатель юридической личности наследодателя. Таким образом, наследник при принятии наследства становится «абсолютным» носителем прав и обязанностей наследодателя.

2) в странах "общего права" наследование понимается как распределение имущества умершего между лицами, указанными в законе и (или) завещании.

Кроме того, можно выделить и такую особенность как переход права. В частности, в континентальном праве наследство переходит непосредственно к наследнику, в то время как в США и Великобритании имущество наследодателя сначала переходит по праву доверительной собственности к «личному представителю» умершего, который передает наследникам лишь часть, оставшуюся после расчетов с кредиторами.

Так, законодательство государств устанавливает различный порядок очередности при вступлении в наследство. Например, во Франции в основу классификации наследников по закону и определения последовательности призвания их к наследству положена система разрядов (ordres), разделяющая кровных родственников на группы в зависимости от их предполагаемой близости к наследодателю:

К первому разряду относятся нисходящие наследодателя – дети, внуки;

Ко второму – родители, а также его братья и сестры и их нисходящие родственники;

К третьей – прочие восходящие – дед, бабка, прадед и т.д.

К четвертому – прочие боковые родственники (кроме братьев и сестер) до шестой степени родства, то есть двоюродные братья и сестры, дяди и тети.

Поскольку в данные правоотношения отягощены иностранным элементом, то необходимо определить применимое к ним право. Как правило, используются три коллизионные привязки:

личный закон наследодателя (гражданства или местожительства);

закон места составления акта (завещания);

закон местонахождения вещи.

И законодательство, и международные договоры в качестве общей коллизионной нормы определяют личный закон наследодателя. В основном, отсылка к закону гражданства свойственна континентальной правовой системе, а применение места жительства - странам англосаксонской системы права. В тоже время, некоторые государства, не принадлежащие к последней, тем не менее, также применяют рассматриваемый принцип.

Одна из коллизий в наследовании связана с разделением вещей на движимые и недвижимые. Наследование движимых вещей определяется по личному закону наследодателя, наследование недвижимых вещей определяется по их местонахождению. Обращение к закону гражданства достаточно часто встречается не только в национальном законодательстве, но и в договорах о правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам. Например, такое положение закрепляется в договорах РФ с КНДР, Польшей, Болгарией и др. Однако достаточно большое количество договоров, устанавливающих в качестве применимого права закон последнего места жительства. Такое положение закреплено, например, в Кишеневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г., Договоре между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.

27. Правовое положение физических лиц в МЧП.

В отношения, регулируемые нормами международного частного права, вступают физические лица, к которым относятся как граждане своего государства, так и иностранцы. Следует учитывать, что под термином «иностранное лицо» может пониматься не только иностранное физическое лицо, т.е. гражданин иностранного государства, но и апатрид (лицо без гражданства), иностранный предприниматель, иностранное юридическое лицо, иностранный автор и т.п. Кроме того, под термином «иностранец», как правило, понимаются граждане иностранного государства и лица без гражданства.

На иностранных граждан, находящихся вне пределов территории своего государства распространяется два правопорядка. Во-первых , это правопорядок государства, гражданином которого лицо является, а, во-вторых , юрисдикция государства, на территории которого лицо находится.

Правовое положение физических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве каждого государства, так и в международных договорах. Национальное законодательство представлено в виде законов о правовом статусе иностранных граждан, а также комплекса коллизионных и материальных норм, регулирующих их право- и дееспособность.

Основу правового статуса составляет правовой режим иностранцев, закрепленный во внутреннем законодательстве и международных актах. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим – это, как правило, специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых обязываний и правовых ограничений.

В зависимости от политических, экономических и социальных факторов государства могут устанавливать как общие, так и специальные правовые режимы для пребывания иностранных граждан. На территории одного государства одновременно могут действовать несколько правовых режимов.

Одним из наиболее распространенных видов режимов является национальный правовой режим , означающий, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляются на территории другого договаривающегося государства такие же права, льготы и привилегии (за некоторыми изъятиями), какие предоставляются его собственным юридическим и физическим лицам. Этот режим устанавливается национальным законодательством (например, ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Французский гражданский кодекс).

Положения некоторых международных договоров могут предусматривать и предоставление иных режимов. В частности, режим наибольшего благоприятствования, предусматривается в таких международных договорах как ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, Соглашение о торговых отношениях между СССР и США от 01.06.90 г. Данный правовой режим предполагает принцип международных отношений, в силу которого договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу правовой режим, преимущества и льготы, которыми пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории представители любого третьего государства (то есть и такого государства, которому предоставлены в этом наиболее благоприятные условия).

В литературе можно также встретить упоминание и об иных видах правовых режимов. Например, специальный (преференциальный) режим, который предполагает наличие некоторых преференциальных прав у одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам.

Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консуль­ских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т. д.). В этих договорах закрепляется предоставление нацио­нального режима либо режима наибольшего благоприятствования. Так, например, по Соглашению между РФ и Республикой Польша о торго­вле и экономическом сотрудничестве 1993 г. гражданам договаривающихся государств предоставляется режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях. Предоставление национального режима предусмотре­но договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1992 г.

Правосубъектность физических и юридических лиц чаще всего выражается в их правоспособности и дееспособности. Правоспособность гражданина начинается с момента его рождения и заканчивается его смертью. Приобретение дееспособности связывается с достижением определенного возраста. Правоспособность иностранных граждан определяется их личным законом. На территории РФ они пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Законодательство различных стран по-разному определяет условия, при которых лица становятся дееспособными. Во Франции совершеннолетие наступает в 18 лет; в Германии оно наступает в день окончания 18-го года жизни; в Англии же напро­тив, человек становится совершеннолетним с первого дня, когда ему исполнится 18 лет. В Швейцарии этот возраст наступает в 20 лет, а в США в зависимости от штата колеблется от 18 до 21 года.

По общему правилу гражданская дееспособность иностранного физического лица определяется по его личному закону, который чаще всего понимается как закон гражданства (ст. 7 Вводного закона 1896 г. к Гражданскому уложению Германии, ст. 8 Закона Турции 1982 г. «О международном частном праве и процессе», ст. 28 Ордонанса Мадагаскара 1962 г. «Относительно общих положений внутреннего права и международного частного права», ст. 1017 Кодекса Буркина-Фасо 1989 г. О лицах и семье, ст. 12 Федерального закона Австрии 1978 г. «О международном частном праве», §10 Указа Венгрии 1979 г. «О международном частном праве», ст. 1094 Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан 1999 г., ст. 1265 Гражданского Кодекса Республики Армения 1998 г., ст. 1104 Гражданского Кодекса 1998 г. Республики Беларусь, ст. 1178 ч.2 Гражданского кодекса 1998 г. Кыргызской Республики).

Наряду с законом гражданства при определении применимого права при установлении дееспособности лиц применяется и закон места жительства (закон домицилия), например, ст. 16 Закона Венесуеэлы 1998 г. «О международном частном праве» ст. 12 Закона Республики Эстония 2002 г. «О международном частном праве».

Закон домицилия является основным при определении применимого права для установления личного статуса бипатридов и апатридов (ст. 5 Вводного закона Германии 1896 г. к Гражданскому уложению, ст. 10 Закона Лихтенштейна 1996 г. «О международном частном праве», §11 Указа Венгрии 1979 г. «О международном частном праве». Также есть свои исключения, например, ст. 4 Закона Турции 1982 г. «О международном частном праве и процессе», наряду с уже указанными положениями, предусматривает для лиц без гражданства при отсутствии обычного места пребывания определение применения права страны, в которой находится лицо на момент возбуждения дела в суд.

Таким образом, основными критериями определения личного закона для иностранцев является их гражданство, а для лиц без гражданства или с несколькими гражданствами - их место жительства. Помимо коллизионных норм национального права данные критерии закреплены в различных договорах о правовой помощи.

В российском законодательстве коллизионные нормы, регулирующие правосубъектность иностранных лиц содержатся в ч.3 ГК РФ. Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В целом ст. 1197 ГК РФ воспроизводит общеизвестные правила определения дееспособности физических лиц. В качестве общего критерия определения личного закона физического лица является его гражданство, т.е. правовая связь физического лица с определенным государством.

Исходя из положений п. 1,2 ст. 1195 ГК РФ, личный закон физического лица - это право страны, гражданином которого это лицо является (закон гражданства). Либо отношения подпадают под действие норм права той страны, на территории которой гражданин постоянно или преимущественно проживает (закон домилиция – п. 3-6 ст. 1195 ГК РФ).

Из общего правила определения дееспособности физического лица в соответствии с его личным законом есть несколько исключений, предусмотренных в других статьях ГК РФ: способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется статутом обязательства (деликта) из причинения вреда (ст. 1219, ст. 1220 ГК РФ), способность лица к составлению и отмене завещания определяется по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (ст. 1224 ГК РФ). В качестве особого исключения из общего правила определения гражданской дееспособности физического лица ГК РФ предусматривает случаи применения права места совершения сделки, если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону.

28. Признание и исполнение решений международного коммерческого арбитража.

Одно из преимуществ МКА – наличие разработанной на национальном и международном уровнях системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства. Основа этой системы заложена в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип признания письменных арбитражных соглашений. Каждое государство-участник обязано признавать иностранные арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своим процессуальным правом. Территориальный критерий является основой для определения арбитражного решения как иностранного. Это положение в равной мере относится ко всем видам арбитражей. Дополнительный критерий : под понятие «иностранные» подпадают и те решения, которые не считаются внутренними в государстве места их исполнения. Сфера применения Конвенции – только иностранные арбитражные решения.

Установлено право каждого государства на оговорку, что оно ограничивает применение Конвенции только спорами, вытекающими из торговых контрактов.

Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения. Государства признают и исполняют иностранные арбитражные решения в соответствии со своим национальным правом. Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры, заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом.

Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:

основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону;

арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства места вынесения решения;

отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства;

арбитраж вышел за пределы своей компетенции;

нарушения арбитражной процедуры.

Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне.

основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения:

объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение;

признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.

В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. нет специальных правил о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве места вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение.

По законодательству РФ (ГПК, АПК) порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Условия исполнения решений:

наличие договорной взаимности – необходимо существование международного договора о взаимном исполнении решений, устанавливающего конкретные условия такого исполнения;

неистечение 3-летнего срока давности для предъявления решения к исполнению.

29. Коллизионные вопросы права собственности.

Основным критерием классификации является деление имущества на движимые и недвижимые объекты. Недвижимые вещи находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми, тогда как движимые переместимы и в большинстве случаев заменимы другими однородными вещами.

Помимо деления имущества на движимое и недвижимое, можно встретить и другие классификации. Например, в Великобритании выделяют такие разновидности как реальное (real property) и персональное (personal property) имущество. Основой такой классификации выступают различные формы исковой защиты:

Real property – иск о восстановлении владения;

Personal property – иск, направленный на получение денежной компенсации.

Необходимо отметить, что одним из наиболее важных коллизионных вопросов является разграничение движимого и недвижимого имущества. Если проанализировать гражданское законодательство, то можно установить, что к объектам недвижимого имущества относят самые разнообразные.

Законодательство некоторых государств выделяет три вида недвижимого имущества:

Недвижимость по своей природе:

Земель­ные участки и строения; неснятые урожай и плоды (Франция, Великобритания, Квебек).

Германское граж­данское уложение 1896 г. оперирует исключительно категориями «движимость» и «земельный учас­ток». Земельный участок складывается из су­щественных составных частей, каждая из которых не может быть обособленным, самостоятельным объектом прав. Среди этих составных частей можно выделить три группы объектов:

Собственно «земля» - почвенный слой, не­дра и «воздушный столб»;

Строения и продукты земли, включая расте­ния;

Права, связанные с правом собственности на земельный участок, например, сервитут, и наслед­ственное право застройки.

Недвижимость по назначению:

Земледель­ческие орудия, удобрения, промыш­ленное оборудование и другие предметы, находящиеся на земельном участке и необходимые для его обслуживания и эксплуатации, а также все предметы, присоединенные к недвижимости таким образом, что их отделение невозможно без повреждения или ухудшения части последней (Франция, Ведикобритания).

Законодательство Квебека также относит подобные объекты к данному виду имущества, однако формулирует несколько иначе:

Движимости, если они потеряли свою индивидуальность, являясь неотъемлемой частью недвижимости, и обеспечи­вают полезность последней (ст. 901 ГКК);

Движимости, если они являются отделенными от недвижимости неотъемлемыми частями, если они предназначены для последующего присоединения к ней движимости, (ст. 902 ГКК);

Движимости, постоянно физически соеди­ненные с недвижимостью, - в любом случае, коль скоро они реально находятся в таком состоянии (ст. 903 ГК). Например, картины на стенах здания, покуда они не сняты.

Германское гражданское уложение относит к недвижимости по назначению: промышленный инвентарь (мельницы, кузницы, пивоварни, станки, другие машины, предназначенные для производства и т. д.) и сельскохозяйственные средства производ­ства (орудия, скот, удобрения и т. п.).

Недвижимые права и иски:

Узуфрукт на недвижимость, земельные повинности, сервитуты, иски, имеющие своим предметом возвращение не­движимого имущества (ФГК, законодательство Великобритании).

Иски, направлен­ные как на отстаивание этих прав, так и на приоб­ретение владения недвижимостью из любого осно­вания (ГК Квебека).

ГГУ, например, допускает возведение строений на чужой земле для осуществления сервитута. Однако в этом случае оно не будет являться существенной составной час­тью земельного участка. Такое строение можно рассматри­вать, скорее, как принадлежность сервитута.

Швейцарское гражданское уложение кроме сервитута относит к данному виду еще и поземельные долги, и залоговые права.

Гражданский кодекс Мексики 1928 г. содержит огромный перечень имущества, являю­щегося недвижимостью, в который среди прочего входят: голубятни, пасеки, пруды с рыбами; ста­туи, барельефы и картины (при намерении посто­янно содержать их в составе недвижимости); семе­на, предназначенные для посева; подвижной со­став на железных дорогах; плотины; плавучие со­оружения, предназначенные для нахождения в оп­ределенном месте водоема (ст. 750).

Гражданский кодекс Бразилии 1916 г. включает в себя, пожалуй, самые загадочные предписания на рассматриваемую тему. Он считает недвижимо­стью государственные кредитные билеты, обреме­ненные условием об их неотчуждаемости, и право на открытое наследство (ст. 44).

Также следует отметить, что законодательство некоторых государств предусматривает также разновидности и движимого имущества. Например, в Великобритании в отношениях с иностранным элементом движимо имущество подразделяется на реальные движимости (chattels real) и персональные движимости (shattels personal). К первому относится, например, аренда. Персональные же движимости делятся на вещи во владении (choses in possesion) и вещи в требовании (choses in action). Вещи во владении – это движимое имущество, а вещи в требовании – денежные требования, права промышленной собственности и т.п.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что так или иначе имущество подразделяется на виды и имеет принадлежность к движимому или недвижимому. Как правило, правовой статус движимого имущества определяется либо личным законом собственника (lex patriaе, lex domicili), либо законом места нахождения такого имущества (lex situs). Для недвижимого имущества применяется привязка места его нахождения (lex rei sitae).

В РФ общей коллизионной нормой, определяющей статус собственности, является закон ее места нахождения, исключение сделано для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, к которым применяется право места их государственной регистрации.

30. Защита прав и интересов детей в МЧП. Международное усыновление.

Правоотношения между родителями и детьми определяются различными коллизионными нормами:

Законом совместного места жительства семьи;

Личным законом ребенка;

Личным законом обоих либо одного из родителей.

Происхождение ребенка устанавливается добровольно по совместному заявлению родителей или принудительно по заявлению одного из них.

Ребенок по рождению может получить гражданство либо по принципу крови (например, РФ), либо по принципу почвы (например, Великобритания, США). Если ребенок может приобрести несколько гражданств, то его гражданство определяется по соглашению родителей.

Изменение гражданства родителей обычно влечет за собой изменение гражданства ребенка. В некоторых странах ребенок следует за гражданством отца, а в некоторых – за гражданством матери.

Неимущественные отношения – это отношения по поводу воспитания ребенка. Имущественные отношения в основном складываются из обязанностей родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Отказ родителя выполнять эту обязанность влечет за собой взыскание с него алиментов.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам закрепляют основной коллизионный принцип, в соответствии с которым данные правоотношения определяются по законодательству страны совместного места жительства, при отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Обычно лицо, претендующее на алименты (ребенок или родитель), подает соответствующее заявление в компетентный орган, который выносит решение

Согласно российскому законодательству расторжение брака производится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса можно расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом. При наличии несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака необходимо обращаться в суд.

Расторжение брака между российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также между иностранными гражданами на территории РФ происходит в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 160 СК РФ). В этих случаях применение права страны гражданства супругов-иностранцев не предусмотрено.

Согласно п. 2 ст. 160 СК РФ российский гражданин, проживающий за пределами территории России, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории России супругом независимо от его гражданства в суде РФ. Таким образом, возможно расторжение в российском суде брака российского гражданина с иностранцем, проживающим за границей. Введение этого правила в российское законодательство объясняется рядом причин, в частности тем, что в некоторых странах иностранцы лишены права обращаться в суд с иском о расторжении брака.

Российский суд рассматривает дела о расторжении брака гражданина РФ с иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Кроме того, в российском суде возможно рассмотрение дела о разводе супругов - российских граждан и в тех случаях, когда они оба проживают за границей.

Суды рассматривают дела о расторжении брака при наличии иностранного элемента по тем же правилам, что и при расторжении браков между гражданами, проживающими в России. Обычно такие дела рассматриваются в присутствии обоих супругов.

В исключительных случаях суды могут рассматривать дела и в отсутствие в судебном заседании одного из супругов. Так, суд может по иску проживающего в России лица рассматривать дело о расторжении брака с иностранцем, проживающим за границей. Дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика-иностранца при условии, что будут обеспечены его процессуальные права. Ответчику направляются извещение о слушании дела и другие судебные документы. Это служит гарантией соблюдения прав иностранца, который может принять меры для защиты своих интересов.

При рассмотрении дел о расторжении брака суд применяет российское законодательство, если иное не вытекает из заключенных РФ с иностранными государствами международных договоров. Поскольку кроме случаев, предусмотренных международным договором, применение иностранного закона исключено, расторжение брака, произведенное в России, может быть не признано за рубежом.

Российское семейное законодательство, в отличие от законодательства большинства иностранных государств, не содержит каких-либо специальных норм, которые предусматривали бы строго определенные поводы и основания для развода. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

Специальные правила о расторжении брака содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей и другими странами. Эти договоры обычно устанавливают: 1) развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги; 2) если супруги проживают в другой стране, то они могут обращаться в суд этой страны. Следовательно, граждане упомянутых стран могут по своему усмотрению возбудить дело о разводе либо в суде на своей родине, либо в суде страны, где они проживают; 3) при расторжении брака применяется законодательство страны гражданства супругов; 4) в тех случаях, когда супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных государств, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого из договаривающихся государств, причем каждый суд будет применять законодательство своей страны.

Если в момент подачи заявления один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй - другой договаривающейся стороны, то условия расторжения брака определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют местожительство, а по делам о расторжении брака в этом случае компетентен орган договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют местожительство.

Если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй на территории другой договаривающейся стороны, то применяется законодательство договаривающейся стороны, в органе которой рассматривается дело о расторжении брака.

Вопрос о расторжении брака между супругами, один из которых является гражданином РФ, может возникнуть за границей. Это возможно в случаях, когда оба супруга постоянно проживают в одной стране или когда один из супругов проживает в стране, где возбуждено дело о разводе.

Если брак между российским гражданином и иностранцем расторгнут за границей, возникает вопрос о признании действительности такого развода в России.

На практике возник также вопрос о признании в России совершенного за границей расторжения брака между российскими гражданами, проживающими за границей. Для таких граждан обращение в российский суд может быть связано с большими трудностями. Поэтому от граждан РФ, постоянно проживающих за границей, нельзя требовать, чтобы их брак расторгался только по правилам российского законодательства. Достаточно, чтобы развод был совершен в соответствии с законами страны их проживания.

Браки между российскими гражданами и браки российских граждан с иностранными гражданами (и лицами без гражданства) могут расторгаться за границей в компетентных органах иностранных государств. Общее правило, предусматривающее эту возможность, закреплено в СК РФ. Согласно п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории России с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в РФ. Документы, выданные иностранцам в удостоверение развода, совершенного по законам соответствующих государств, признаются действительными в Российской Федерации.

В одних странах требуется государственная регистрация решения суда о расторжении брака, и только после такой регистрации брак считается прекращенным, и соответствующие лица вправе вступить в новый брак. По законодательству же большинства иностранных государств решение суда о расторжении брака является окончательным, и государственной регистрации расторжения брака не требуется (в США, например, суд выдает свидетельство о разводе). Отсюда следует, что в случае расторжения брака в этих государствах при повторном вступлении в брак российские органы загса не должны требовать от иностранных граждан свидетельство органов загса иностранных государств о расторжении брака.

В тех случаях, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут органами загса (наличие согласия супругов при отсутствии общих несовершеннолетних детей), за границей развод может быть оформлен и консулом. Это положение установлено п. 2 ст. 160 СК РФ, согласно которому в этих случаях «брак может быть расторгнут в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации». В соответствии с п. 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., консул осуществляет в пределах своей компетенции государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Ряд консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, предусматривает, что консулы могут расторгать браки. Так, Консульская конвенция с США предусматривает право консулов производить расторжение браков при условии, что оба лица, расторгающие брак, являются гражданами представляемого консулом государства. Аналогичное правило содержится в конвенциях с Болгарией, Грецией и другими странами.

Другие же консульские конвенции предусматривают лишь регистрацию совершенного в стране пребывания консула расторжения брака, в частности произведенного судом, и ведение учета таких разводов. Согласно ст. 19 Консульской конвенции с Финляндией консулы имеют право вести учет совершенных согласно законодательству государства пребывания разводов, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого консулом государства.

Российское законодательство устанавливает соответствующие правила в отношении признания расторжения браков между иностранными гражданами, совершенного за границей. Согласно п. 4 ст. 160 СК РФ расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории России «с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации».

Следовательно, в качестве условия такого признания закон ставит соблюдение законодательства соответствующего государства, с одной стороны, в отношении компетенции органа (т.е. о том, компетентен ли в данной стране принимать решение о расторжении брака суд или иной орган), а с другой стороны, в отношении соблюдения коллизионных норм семейного права данного государства. Так, если коллизионная норма предусматривала применение при расторжении брака российского законодательства, а оно не было применено, решение о расторжении брака может быть не признано.

До сих пор речь шла о признании в России самого факта расторжения брака, совершенного за границей по местным законам. Однако такое признание расторжения брака не всегда автоматически влечет за собой признание в РФ и последствий развода. Не могут, например, получить признания установленные в иностранном судебном решении такие последствия развода, как лишение стороны, «виновной» в расторжении брака, права вступления в новый брак, лишение ее права на воспитание детей и проч.

Минская конвенция 1993 г. (ст. 28, 29), Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 31, 32) исходят при решении вопросов о расторжении брака из следующих положений:

По делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления;

При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака;

Рассматривать дела о расторжении браков компетентны учреждения стран, гражданами которых являются супруги в момент подачи заявления;

Если в момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другого государства, то рассматривать дело о расторжении брака компетентны также и учреждения этой страны, т.е. супруги могут обращаться и в суд этой страны;

Если супруги являются гражданами различных государств, дело о разводе компетентны рассматривать учреждения страны, на территории которой проживают оба супруга;

Если супруги проживают на территории разных государств, рассматривать дела о расторжении брака компетентны учреждения обоих государств, на территории которых они проживают.

Если же оба супруга проживают на территории другого государства - участника Конвенции, компетентны по их выбору учреждения как государства, гражданами которого они являются, так и учреждения страны, где они проживают. Вопрос об их месте проживания решается в соответствии с национальным законодательством государства, учреждение которого устанавливает свою компетенцию.

Экономический суд СНГ пришел к выводу о том, что независимо от того, компетентный суд какого государства - участника Конвенции рассматривает дело о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами одного государства, суд страны их гражданства или суд другого государства, где они проживают (п. 1 ст. 29 Конвенции), он обязан решать вопрос об условиях и порядке развода на основе законодательства о браке и семье этого государства, гражданами которого являются оба супруга, и ссылаться в своем решении на материально-правовую норму этой страны. Поэтому противоречат Конвенции случаи, когда подобные вопросы разрешаются на основании семейного законодательства государства, суд которого рассматривал дело.

Предыдущая