Рей кавакубо коллекции. Стиль замечательных людей: Рей Кавакубо. Что из себя представляет ваш творческий процесс

Rei Kawakubo: аромат японских чернил и... смога курящихся фимиамов

"У меня нет учителей. Я сама по себе "
Рэй Кавакубо

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo, Япония) — известный авангардный дизайнер, создавшая парфю-мерную нишевую марку Comme des Garcons. Философия Рей Кавакубо гласит, что показывать стоит только то, чего еще никогда не было. Она эффект-нейшим образом подвергла сомнению пропорции челове-ческого тела, вшивая «горбы» в свои модели. Мне хотелось показать силу и красоту, возникающие при повторении или аккумуляции того или иного эффекта — говорит Рей Кавакубо. Эстетика основа-тельницы «Comme des garcons» следует японской традиции. «Красота — это необяза-тельно красивость», а «несовер-шенство и нерегу-лярность — признаки настоящей жизни». Философию марки — концеп-туаль-ность несовмес-тимого. На такие идеи и коллекции японских дизайнеров в Европе сразу навесили ярлык «анти-моды». Покорившие Европу в 80-е японские модельеры Реи Кавакубо, Йоши Ямамото, Иссей Мияке, в 90-е продолжали шокировать публику смещёнными пропорциями, искажённым силуэтом, сочетаниями из прямых линий и ассиметрии. Они радикально изменили представ-ления о женской красоте. На сегодняшний день основа-тельница марки Comme des Garcons Рей Кавакубо по праву носит звание Королевы Авангарда. Многие из тех кто, работает в мире моды, считают Кавакубо одним из наиболее влиятельных дизайнеров сегодня, и даже

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo, Япония) — известный авангардный дизайнер, создавшая парфю-мерную нишевую марку Comme des Garcons. Философия Рей Кавакубо гласит, что показывать стоит только то, чего еще никогда не было. Она эффект-нейшим образом подвергла сомнению пропорции челове-ческого тела, вшивая «горбы» в свои модели. Мне хотелось показать силу и красоту, возникающие при повторении или аккумуляции того или иного эффекта — говорит Рей Кавакубо. Эстетика основа-тельницы «Comme des garcons» следует японской традиции. «Красота — это необяза-тельно красивость», а «несовер-шенство и нерегу-лярность — признаки настоящей жизни». Философию марки — концеп-туаль-ность несовмес-тимого. На такие идеи и коллекции японских дизайнеров в Европе сразу навесили ярлык «анти-моды». Покорившие Европу в 80-е японские модельеры Реи Кавакубо, Йоши Ямамото, Иссей Мияке, в 90-е продолжали шокировать публику смещёнными пропорциями, искажённым силуэтом, сочетаниями из прямых линий и ассиметрии. Они радикально изменили представ-ления о женской красоте. На сегодняшний день основа-тельница марки Comme des Garcons Рей Кавакубо по праву носит звание Королевы Авангарда. Многие из тех кто, работает в мире моды, считают Кавакубо одним из наиболее влиятельных дизайнеров сегодня, и даже те, кто не любит ее модели, признают, что они сильно повлияли на развитие моды.

Парфюмерные линии :

  • Comme des Garcons
  • Comme des Garcons Homme (1978)
  • Tricot Comme des Garcons (1981)
  • Robe de Chambre Comme des Garcons (1981)
  • Comme des Garcons Homme Plus (1984)
  • Comme des Garcons Homme Deux (1987)
  • Comme des Garcons Noir (1987)
  • Comme des Garcons Shirt
  • White by Comme des Garcons
  • Junya Watanabe Comme des Garcons (1992)
  • Comme des Garcons Comme des Garcons (1993)
  • Comme des Garcons Homme Homme (1998)
  • Odeur 53 by Comme des Garcons (1998)
  • Comme Des Garcons 2 год выпуска (2000)
  • Odeur 71 by Comme des Garcons (2000)
  • Comme Des Garcons 3 год выпуска (2002)
  • Pearly Monster by Comme des Garcons (2006)

Селективные парфюмерные линии «Comme des Garcons»:

  • Comme des Garcons Series 1: Leaves
    • Calamus
  • Comme des Garcons Series 2: Red
    • Carnation
    • Harissa
    • Palisander
    • Sequoia
  • Comme des Garcons Series 3: Incense
    • Avignon
    • Jaisalmer
    • Kyoto
    • Ouarzazate
    • Zagorsk
  • Comme des Garcons Series 4: Cologne
    • Anbar
    • Citrico
    • Vettiveru
  • Comme des Garcons Series 5: Sherbet
    • Cinnamon
    • Peppermint
    • Rhubarb
  • Comme des Garcons Series 6: Synthetic
    • Dry Clean
    • Garage
  • Comme des Garcons Series 7: Sweet
    • Burnt Sugar
    • Nomad Tea
    • Spicy Cocoa
    • Sticky Cake
    • Wood Coffee
  • Comme des Garcons Series 8: Guerrilla
    • Guerrilla 1
    • Guerrilla 2

Хотя признание Comme des Garcons во всем мире возросло с той поры, когда Кавакубо появилась в Европе, экспорт занимает лишь 10% всех продаж этой марки. Четверть магазинов, продающих продукцию Comme des Garcons, расположена вне Японии и в них продается лишь малая часть линий этой марки. Homme, Homme Deux, Tricot и Robe de Chambre - линии, которые создаются в основном для японского рынка. Говорят, что одежда Comme des Garcons по популярности превосходит Yamamoto и Issey Miyake, вместе взятых. Рей Кавакубо до сих пор является первым лицом и владелицей Comme des Garcons Ltd. Она диктует всю художественную и бизнес политику своей компании. После успешного завоевания рынка вне Японии, за пределами «страны восходящего солнца» стало развиваться и производство одежды Comme des Garcons - главным образом во Франции. Кавакубо в течение долгого времени противостоит попыткам лицензирования продукции Comme des Garcons. Только одна итальянская фирма Pallucco имеет право производить фурнитуру под этим именем.

Rei Kawakubo:

Рей Кавакубо родилась в Токио в 1942 г. Рэй училась философии в престижном университете Кэйо. Не получив специального образования дизайнера одежды, она изучала изящные искусства и лите-ратуру, поэтому ей легко удается рассказать свои идеи конструк-торам и швеям. После окончания учебы Кавакубо работала в текстильной компании и пробовала свои силы в качестве стилиста.

В 1969 г. она придумала свой лейбл, назвав его словами из песни - Comme des Garcons (от фран. - "подобно мальчикам", "по-мальчишески"). Но, по словам предста-вителей компании, никакого особого смысла Рей в название не вкладывала. Первые ее коллекции были выдержаны исключи-тельно в сером, бежевом, а главное - в черном цвете. И когда модельер, которая и сама одевается исключительно в черное, ввела в свои работы цвет, это вызвало определенную сенсацию. Часто, не имея возмож-ности нарисовать контуры модели, Рэй "на пальцах" объясняла своим дизайнерам, что она хочет увидеть в материале.

В 1973 г. в Токио была основана целая компания Comme des Garcons Cо. Ltd. Comme des Garcons специализируется на так называемой анти-моде, строгих и подчас деконструктивных моделях, в которых иногда отсутствуют рукава или другие компоненты. Эта одежда, преимущественно черного цвета, темно-серая и белая, часто демонстрируется с ботинками-комбат.

В 1978 г. Кавакубо запустила мужскую линию. В этом же году выходит в свет аромат Comme des Garcons Homme .

В 1980 году Рэй переезжает в Париж. Ее фирма Comme des Garcons специализируется на "антимоде": деструктивных моделях с утрированно большими плечами, двойными воротниками, карманами, расположенными "вверх", и с "дырами" на самых неожиданных местах.

В 1981 году Рей выпускает ароматы Tricot Comme des Garcons и Robe de Chambre Comme des Garcons .

В 1982 г. Comme des Garcons была принята в члены парижского Синдиката Pret-a-Porter. В это же время был открыт и первый именной бутик в Париже. После успешного "вторжения" в столицу моды, одежда Comme des Garcons часто становится объектом выставок во всем мире.

В 1984 выпущен аромат Comme des Garcons Homme Plus .

В 1987 году Рэй Кавакубо была удостоена титула лучшего дизайнера, присуждаемого престижным парижским модным изданием Journal de Textile. В этом же году выходят три аромата: Comme des Garcons Homme Deux , Comme des Garcons Noir и Comme des Garcons Shirt .

С 1992 года под маркой Comme des Garcons начал выпускать свои модели молодой японский дизайнер, протеже Рей Кавакубо, Джуния Ватанабе. В этом же году выходит аромат Junya Watanabe Comme des Garcons .

В 1993 году выпускает аромат Comme des Garcons Comme des Garcons . Аромат и мужской и женский одновременно. Для мужчин он не будет приторным и слащавым, а для женщин не станет черезчур строгим и консервативным. По задумке его создательницы, этот аромат должен был действовать на человека подобно лекарству, придавая ему энергию - своего рода ароматный аналог кофе. Его авангардная концепция основывалась на древней индийской медицине - аюрведе. Эксклюзивность этого создания подчеркивала вакуумная упаковка - покупатель знал, что этот аромат предназначен только для него.

В 1995 году Дом Comme des Garcons выпустил его в новом дизайне новую версию аромата Comme des Garcons , как аромат Comme des Garcons Comme Love Hurts . Концепция аромата такова: черный аромат, словно японские чернила, которыми написаны древние манускрипты, контрасты и сочетания, свет и тень. Это захватывающая игра между мужчиной и женщиной, формула любви на острие намека.

В 1997 году коллекция одежды от Реи Кавакубо, ставит под вопрос пропорции тела. Набивая нелепого покроя клетчатые юбки и блузки подушками и толстыми прокладками, Кавакубо превращает своих манекенщиц в деформированных и горбатых монстров. Модельер, получившая образование в Токио, придерживается японской эстетики, где неправильность и несовершенство традиционно ценятся как признак живого. Она говорит о себе как о модельере, но ее видение моды более свойственно не модельеру, а скульптуру. Сегодня кружевной пуловер от Кавакубо можно увидеть в Лондонском музее современного искусства, но в своё время ей стоило огромного труда разъяснить критикам прелесть этого дырявого, словно проеденного молью, предмета. Согласитесь, научить вязальную машину время от времени спускать петли так, чтобы это выглядело, как будто пуловер вышел из мастерской вязального кружка «неумелые ручки» - большое искусство. Ее одежда для тех, кто одевая ее, получает от этого определенную энергию.

В 1998 году выпускает аромат Comme des Garcons Homme Homme и Odeur 53 by Comme des Garcons . Главной особенностью аромата Odeur 53 стало полное отсутствие структуры. Нельзя выделить начальную, серединную и конечную ноты. Необычный, авангардный и притягательный своей загадочностью аромат создан на основе 53-х запахов неорганических материалов таких как: песок пустыни, огонь, каучук, кислород.

В 2000 году, еще одним сюрпризом, стал выпуск парфюма Odeur 71 , состоящего из 71-го ингридиента, среди которых такие "офисные" запахи, как запах чернил и факсового тонера. Таинственный букет, объединяющий в себе искус-ствен-ные альдегиды и натуральные ароматы апельсина, мандарина и магнолии. Это его светлая сторона. Но у Востока есть и обратная сторона - черная, которая родилась в сочетании аромата японских чернил для калиграфии и смога курящихся фимиамов. Этот необычный союз подчеркивается ориентально-шипровой композицией из пачули, лабданума, амбры, ветивера, китайского кедра, можже-вело-вого масла и корня ангелики.

В 2002 году Рей создает аромат Comme de garcon - 3. Толчком к созданию аромата явилась фотография целого поля застывшей лавы, где рос крошечный цветок, сумевший найти свой путь к свету. Вначале была выстроена комбинация дымных нот, но запах не получался, в нем не хватало обаяния жизненной силы., которая была на фото. И тогда Рэй поняла, что попав в экстремальные условия, цветок стал наполовину... механическим.Чтобы воспроизвести его аромат был специально изобретен парфю-мерный компонент — rose oxide , сочетающий аромат розы с холодными метал-личес-кими нотами. И получился образ воображаемого цветка - бесцветный, бесте-лесный, пробуж--дающий тайные инстинкты. Этот основной аромат как бы окружают темы свежей зеленой скорлупы несорванного лесного ореха и шелко-вистые ноты замши и фиалки, также синтези-рованные специально для Comme de garcon - 3 . Получился смелый и изменчивый, древесно-метал-ли-ческий запах с тоном зелени. Начальные ноты: мандарин, лист магнолии, лист гингко билоба, базилик, бутон черной смородины, горошки красного переца; Ноты «сердца»: корень ангелики, кардамон, мулава, бессмертник, райские зерна, лист черной розы, лист фрезии, жасмин самбак; Конечные ноты: ливанский кедр, сандал, гайяк, яванский ветивер, пачули, березовая эссенция, фимиам олибанума, амбра. Аромат универсальный, подходит и для вечера и для дневных встреч.

В 2004-2005 гг. одним из самых ярких событий открывшейся в Париже недели мужской моды стал показ коллекции «Осень-зима 2004/2005» Дома моды «Comme des Garcons». «Я всегда начинаю с того, что забываю все, что делала раньше, и игнорирую все, что уже существует. Меня может вдохновить случайная фотография, человек на улице, чувство или ощущение, ничего не значащий, может быть, даже бесполезный и выброшенный в мусорную корзину предмет - все что угодно. Самое трудное - начало, концепция коллекции. Самое интересное - закончить коллекцию вовремя...»

Pearly Monster White Comme des Garcons , но теперь его «одели» в джерси, украшенное черным продолговатым бисером и жемчужинами. Парфюмерная

В конце 2006 года Comme des Garcons сделал своим поклонникам необычный новогодний подарок: она подарила им «жемчужного монстра». Именно так переводится название нового парфюма Pearly Monster . Этот лимитированный выпуск заключен во флакон, аналогичный аромату White Comme des Garcons , но теперь его «одели» в джерси, украшенное черным продолговатым бисером и жемчужинами. Парфюмерная композиция состоит из нот пряностей, ландыша, майской розы, граната, ванили, кедра и амбры.

В 2007 году авангардная марка Comme des Garcon"s решила освоить ювелирное искусство и порадовать своих поклонников изделиями из жемчуга. Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) дизайнер марки Comme des Garcon"s начала выпуск ювелирной линии и дала ей весьма созвучное название «Couture», прекрасный жемчуг из Южной части Тихого океана поистине этого достоин. Первые жемчужные колье Comme des Garcon"s очень романтичны, в отличие от привычного стиля марки. С одной стороны, укра-шения симмет-ричны, они замкнуты, строги, величественны, в них нет роковых и вызывающих смыслов, как и излишнего налета интеллектуальности. Однако, они необычайно возвышенны и загадочны. Колье не только включают в себя жемчуг разных оттенков, но и цепочки. Заметьте, жемчуг сейчас в неве-роятной моде и позиций своих сдавать не собирается, в этом году многие ювелирные дома выпустили коллекции с его

В 2007 году авангардная марка Comme des Garcon"s решила освоить ювелирное искусство и порадовать своих поклонников изделиями из жемчуга. Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) дизайнер марки Comme des Garcon"s начала выпуск ювелирной линии и дала ей весьма созвучное название «Couture», прекрасный жемчуг из Южной части Тихого океана поистине этого достоин. Первые жемчужные колье Comme des Garcon"s очень романтичны, в отличие от привычного стиля марки. С одной стороны, укра-шения симмет-ричны, они замкнуты, строги, величественны, в них нет роковых и вызывающих смыслов, как и излишнего налета интеллектуальности. Однако, они необычайно возвышенны и загадочны. Колье не только включают в себя жемчуг разных оттенков, но и цепочки. Заметьте, жемчуг сейчас в неве-роятной моде и позиций своих сдавать не собирается, в этом году многие ювелирные дома выпустили коллекции с его почетным участием, например, Himalia Perles de Cartier от Cartier…

Наличие ароматов смотрите в наших оптовых прайс-листах на элитную парфюмерию, .

_________________

Парфюмерия Косметика Оптом

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) является основательницей знаменитого бренда Comme des Garcons, что в переводе означает «как мальчишка». Она родилась в Токио в 1942 г. Возможности получить соответствующее образование дизайнера у нее не было, поэтому все тонкости этого искусства изучались будущим модельером самостоятельно. Рей без труда могла передать свои идеи конструкторам и швеям. Последние могли с ее слов легко создавать модели и воплощать задуманное.

Немного позже Рей Кавакубо смогла пойти на курсы шитья. После их окончания она работала в текстильной компании. Рей также пробовала себя и в качестве стилиста. Однако в 1969 г. она создала свою марку одежды - Comme des Garcons, что соответствовало названию одной из ее любимых песен. Компания Comme des Garcons Cо. Ltd., которая была основана 1973 г., специализировалась на выпуске женской одежды. Но уже в 1978 г. была запущена и мужская линия.

Переезд в Париж, открыл для Рей возможность ежегодных демонстраций своих коллекций в самой столице моды.

Особенности стиля Рей Кавакубо

В то время как большинство дизайнеров работают с моделями по принятым в мире моде стандартам, Рей избавляется от симметрии. Она использует мятую ткань темных, чернильно-черных оттенков. Оставляя незаконченные швы, комкая различные детали и безжалостно кромсая материю, Кавакубо скрывает то, что остальные модельеры пытаются подчеркнуть – особенности и красоту женского тела. Ее линия женской одежды непредсказуема, противоречива, идет вразрез с общепринятыми понятиями о стиле. Ее коллекции отличаются особым, собственным стилем. Явная любовь к деконструкции обуславливает отсутствие рукавов и перевернутые карманы – это и многое другое вы найдете в ее коллекциях.

Отдаем предпочтение

Одежда от Рей Кавакубо не всякой моднице придётся по вкусу. Однако любительницы экспериментов смогут открыть для себя много нового с ее нарядами. Возможно, одежда Рей поможет вам лучше выразить свое внутреннее «Я». Помните о том, что акцент в одежде должен быть на одной, максимум двух деталях. Что касается цветов, то одежда Рей Кавакубо перечеркивает все представления об их сочетаемости. Действуйте смело.


В 1981 году в Париже модные критики соревновались в ядовитости отзывов о первой коллекции японского дизайнера: «Хиросима-шик!», «постъядерная мода». Они не избегали возможности сослаться на трагические события в истории Японии. Война действительно повлияла на целую плеяду японских дизайнеров. В 80-х годах они покорили Европу и США своими тревожными и мрачными коллекциями, и самой яркой звездой на небосклоне японского деконструктивизма была Рей Кавакубо.


Коллекция называлась Destroy – «Уничтожить». Под барабанный бой по подиуму маршировали модели в мешковатых черных одеяниях с разнокалиберными дырами, которые Рей охарактеризовала как «наше кружево». В тот год ей было уже сорок лет, а ее марке Comme des Garçons - десять, и в Японии она была достаточно известна. Поклонников ее творчества называли «стаей ворон» - большая часть вещей была черного цвета.


Несмотря на возмущение критиков, японская бунтарка быстро завоевала успех у публики, уставшей от элегантных силуэтов и сковывающих вечерних платьев.
Ее коллекции стирают все границы: мода и искусство, восток и запад, мужское и женское, депрессия и медитация.


Она отрицает тренды.


Сочетание несочетаемого, истлевшие кружева, потертая кожа, смятая, разорванная ткань - Рей жестоко обходится с материалом. Для создания некоторых коллекций она зарывала ткани в землю на несколько недель, чтобы они приобрели необходимую фактуру. Дорогой кашемир вываривала до состояния войлока, роскошный шелк оставляла выгорать на солнце…


Крой Кавакубо столь же радикален. Она признается, что ненавидит симметрию – жизнь начинается там, где кончается совершенство.


Свою главную задачу Кавакубо определяет очень просто: «создание вещей, которых никогда не было». Она словно взрывает привычную европейцам конструкцию одежды, добавляя лишние рукава, смещая ворот рубашки на бедра, пришивая к юбке еще одну юбку.


В начале 90-х доминирующим цветом в ее творчестве был черный – сейчас палитра Кавакубо стала гораздо более богатой.


Одна из самых значимых и скандальных ее коллекций – «Горбатая коллекция» 1997 года. На подиум вышли модели в костюмах, деформирующих их тела – огромные плечи и бедра, асимметричные формы, горбы...


В коллекцях Кавакубо нет ни намека на сексуальность.


В основе экспериментов Кавакубо – война и феминизм. В семидесятые в Японии выросло поколение, не заставшее войны, но запомнившее тревожную атмосферу послевоенного десятилетия. В эти годы в Японии сформировалось феминистское движение, не имевшее, впрочем, такого влияния, как на Западе.
Рей Кавакубо нередко говорила о том, какое давление испытывала в молодости. Выбрав творческую карьеру и образование вместо семьи, она снискала славу безнадежной эгоистки. Это ужасно раздражало ее в юные годы, и даже сейчас она называет гнев одной из движущих сил в своем творчестве.


Ее коллекции - это история о женщине, которая не обязана быть привлекательной для мужчин, обнажаться или подчеркивать фигуру. Рей поставила под сомнение западные идеалы красоты, идеалы и правила европейской моды.


Она не умеет рисовать, предпочитает объяснять свои идеи, используя жесты и макеты, работает скорее как скульптор, нежели как художник. С этого начиналась ее карьера – Рей когда-то работала в магазине тканей и увлеклась созданием драпировок на манекенах.


Ее любимый прием – забывать. Она начинает новую коллекцию с того, что забывает все виденное ранее. Она вдохновляется не модой, а случайностями – фотографией, человеком на улице, неосязаемым образом, чем-то в мусорной корзине… Самое трудное – это начало.


Ее модная марка называется Comme des Garçons - «как мальчики», что, по словам Рей, не имеет никакого смысла.


Рей контролирует все. В отличие от многих своих коллег, она не ограничивается созданием образов, а руководит бизнесом на каждом этапе. Атмосфера магазинов, расположение логотипа на странице буклета, толщина каймы на платье – все одинаково важно для Кавакубо. Все должно быть подчинено ее философии и эстетике.


Бутики Comme des Garçons часто открываются в зданиях под снос, где не нужно тратить лишние деньги на оформление, ведь обшарпанные обои и отваливающаяся штукатурка служат самыми лучшими декорациями для одежды от Рей Кавакубо.
Помимо одежды, Comme des Garçons производит аксессуары, парфюмерию, мебель.


Ткани для коллекций Кавакубо также создаются под ее неусыпным контролем. Она вкладывает деньги в разработки текстиля и в восстановление старых технологий, например, скупает станки старых, разорившихся производств, чтобы использовать их заново. Технология создания сложных фактур вещей марка Comme des Garçons является коммерческой тайной.

Рей Кавакубо всегда в поисках нового.

Так произошло и с созданием парфюма – Рей удалось вывести на рынок очень странные и шокирующие ароматы. Она говорит, что использует самые необычные сочетания, какие только может придумать – резину, лак для ногтей, пепел вулкана, морскую воду, целлюлозные волосы кукол, металл, песок, гальку, глину, газировку и искусственную кожу. В состав аромата Odeur 53 входят целых пятьдесят три безумных ингредиента! Их объединяет одно: все они – не органические, что совершенно нехарактерно для парфюмерной промышленности.
Реклама марки Comme des Garçons обходится без изображений самой одежды – здесь Рей тоже нарушает общепринятые правила.


Сегодня критики говорят, что в коллекциях каждого второго дизайнера есть что-то от Рей Кавакубо. А она... не планирует останавливаться на достигнутом.

Если представить себе модную индустрию в виде направленного бесцветного потока, то многие известные дизайнеры будут теми, кто этот поток видоизменял: кто-то – расширил, кто-то стал причиной резких «изгибов», направлявших движение в новое русло. Однако Рей Кавакубо навсегда останется в анналах модной истории той, которая придала этому потоку цвет. И дело не в палитре ее коллекций – как раз в этом плане Рей преимущественно отдает предпочтение минимализму, однотонным, черно-белым сочетаниям. Дело в сути: в мире, который не знал, что такое – цвет, она стала тем первым философом моды, сумевшим «представить» себе это понятие и воплотить в одежде. Кавакубо открыла абсолютно новое, прежде неизвестное модное измерение, которое впечатлительные fashion-критики как только не нарекали – «анти-мода», «романтика Хиросимы». Неоспоримо одно: эта женщина видит что-то, неразличимое для прочих смертных, и в свои 73 продолжает открывать не то что новое – иное в моде, что не в последнюю очередь выражается в ее способности различать своим «третьим глазом» перспективные молодые таланты.

Кавакубо никогда не планировала стать дизайнером, не изучала ночами под одеялом с фонариком свежие выпуски Vogue и не мечтала об успехе Шанель. Впервые она попала в сферу моды с чисто практической стороны, получив работу на текстильной фабрике – впоследствии это серьезно скажется на ее фирменном стиле, который характеризуется использованием новых материалов, модифицированных тканей, любовью к экологичности. После она какое-то время была фриланс-стилистом, а потом основала Comme Des Garçons. Вкратце, все, что следовало за этим, было успехом – популярность в Японии, парижские показы, международная слава и влияние, запуск мужской и парфюмерных линий, сотни последователей, в числе самых известных – Анн Демельмейстер, Мартин Марджела, Хельмут Ланг, открытие талантов Джуни Ватанабе и Тао Курихара. На данный момент ежегодный оборот компании составляет около 250 миллионов долларов, одежда представлена в 230 бутиках по всему миру, три штаб-квартиры бренда находятся в Париже, Нью-Йорке и Токио, а в «семейство» Comme Des Garçons входят еще 17 молодых марок. Революция, которую совершили вещи от Кавакубо, была тихой и бескровной, а так же крайне успешной в финансовом плане, что для бренда с такой сложной и вызывающей философией чуть ли не единичный случай. Впрочем, Рей как «интеллектуальность» своей одежды, так и ее сложность отрицает: «Я не называю свой подход вдумчивым и особенным; он лично мой и он прост, и я создаю образы, которые кажутся мне красивыми и сильными. Не моя вина, что большинство людей видят мир по-другому. То, что говорят о Comme Des Garçons – лишь размышления критиков постфактум, попытки отыскать «основу», которой нет, глядя на законченный результат моей работы».

Кавакубо умудряется совмещать дизайнерский талант со смекалкой успешного ритейлера: она первая начала нанимать современных художников для оформления своих бутиков, первая придумала поп-ап магазины, первая запустила Dover Street Markets — модные универмаги-галереи, в витринах которых мечтает оказаться каждый начинающий дизайнер и именитый бренд. В прошлом году, к примеру, эти выставочные площадки были отданы Gucci, и подобное «благословение» от Рей значило для Алессандро Микеле, пожалуй, больше, чем десяток хвалебных рецензий.

«Я никогда не могла найти одежду, которую мне хотелось бы носить самой. И еще мне никогда не нравилось слушаться других» — в этих двух предложениях, наверное, и заключен секрет успеха Кавакубо. В 70-е годы — время женской эмансипации и сексуального раскрепощения — Рей начала провоцировать общественные стереотипы и устои, отрицая гендерные различия, обнажая моделей, при этом не пытаясь сделать их соблазнительными, провозглашая комфорт одновременно главной задачей и главной помехой для своих дизайнов (Кавакубо считает, что именно «некомфортные» наряды заставляют владельца осознанно их носить, находить силы и вдохновение там, где для других существуют лишь брендовые тряпки).

Сезон за сезоном Кавакубо создает коллекции, которые удивляют и заставляют думать – «Церемония разлучения», «Разрушение портняжного искусства» — одни названия предполагают немалый объем мыслительной работы, вложенный в создание одежды. Рей говорит, что любая линия одежды для нее – это страдание и поиск, и ни одна идея не может быть использована дважды. Пока что ей удается не повторяться, а в последние годы дизайнер даже постепенно отходит от своего обожаемого черного цвета. «Я люблю черный, но он стал слишком попсовым, слишком привычным, как джинсы. Мне хочется найти «новый черный», «черный будущего».

Сложно сказать, чем именно завершатся эти поиски, но бесспорно то, что до последних своих дней Рей будет искать – в этом ей помогают удивительное чутье, талант и гибкость мысли, позволяющие на восьмом десятке оставаться в числе передовых дизайнеров современности. Все, кто пришел в модную индустрию после Кавакубо, обязаны ей частичкой своего вдохновения, взяли из ее коллекций если не буквальные формы и мотивы, то вот тот самый «цвет» — право на риск, на отказ от всех существовавших прежде тенденций и трендов, право представлять исключительно свое видение. «Мне не нравится слово «феминистка», — говорит Рей. – Не нравится слово «амбициозная». Мне нравится слово «анти-учреждение»». Ей нравится все, что идет вразрез с общепринятым, но в ней нет ничего от панка или других бунтарских движений. Ее мятеж спокоен, сдержан и предпочитает серо-черную гамму. Противостоять миру с достоинством, будучи маленькой хрупкой японкой, с черным бобом на голове? Да, так — и только так вершатся модные революции. На них, к сожалению, не способны ни загорелая Донателла, ни уверенная в себе бизнесвумен Диана. Возможно, в чем-то приблизилась к Рей Фиби Файло – они, к слову, во многом схожи характерами, нелюбовью к публичности и направлением в дизайне. Кто же придет на смену Кавакубо, кто придаст модному «потоку» еще одну, неизвестную прежде грань? Увидим. Впрочем, еще одной безусловной заслугой Рей является то, что она безустанно готовит себе смену, и ее стараниями модный мир не останется без пророков японской школы.

Текст: Ирина Дубина
Обложка: Даша Чертанова

Представьте, что вы образцовый редактор уважаемого модного глянца. Дело происходит в 1981 году, и вы приходите на показ малоизвестного японского дизайнера, которая лишь год назад обосновалась во Франции, открыв первый бутик бренда в Париже, а собственное фэшн-шоу и вовсе устраивает впервые. Для полноты картины нелишним будет вспомнить, что происходило в моде того времени, которое во главу угла ставило конвенциональные женственность и сексуальность: буржуазная красота Ива Сен-Лорана, провокационные femmes fatales в исполнении Тьерри Мюглера, соблазнительные платья восходящей звезды Аззедина Алайи, почти не оставляющие простора для воображения.

Коллекция, которую критики презрительно окрестили «хиросимским шиком», предсказуемо не вызвала массового одобрения, но навсегда изменила мир моды

И тут в спокойный, размеренный ритм парижских мод с разрушительностью цунами врывается вчерашняя студентка токийского университета Кэйо Рэй Кавакубо. Во время показа на подиум выходят девушки в невнятного вида одеждах чёрного цвета: художественно украшенных дырами свитерах, будто их как следует поела моль, ниспадающих юбках и объёмных рубашках, скрывающих даже намёк на вторичные половые признаки. Достопочтенная публика в шоке - что это было: вещи, которые предполагается носить, или художественное высказывание на тему японской разрухи после Второй мировой войны? Коллекция, которую критики презрительно окрестили «хиросимским шиком», предсказуемо не вызвала массового одобрения, но навсегда изменила мир моды. И вряд ли кто-то тогда мог предположить, что Кавакубо будет суждено стать одной из самых влиятельных дизайнеров для многих последующих поколений.

Чтобы понимать Рэй Кавакубо как дизайнера, нужно прежде всего знать её бэкграунд. Её детство и юношество пришлись на послевоенные годы, когда Япония вышла из Второй мировой ослабленной политически и финансово. Семидесятые, так же как для Великобритании шестидесятые, стали для страны формированием нового поколения, не заставшего ужасы Хиросимы и Нагасаки в сознательном возрасте, но живущего на фоне их социальных последствий. Во время американской оккупации Японии в 1945–1952 годах люди Запада стремились насадить стране собственные ценности, в частности, дать женщинам больше прав и свобод. Так, новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, гарантировала женщинам избирательные права - впервые за всю историю страны. Этот шаг был предпосылкой сформировавшегося в 1970-е движения феминизма в японском обществе - того самого, который станет катализатором и движущей силой всего творчества Кавакубо.

Конечно, Кавакубо была отнюдь не первым дизайнером, пропагандировавшим идеи феминизма в моде и старающимся уйти от общепринятых представлений о женственности и красоте. Все мы помним о Габриэль Шанель, которая уверяла, что женская фигура вовсе не обязана иметь форму песочных часов, чтобы считаться привлекательной, а излишние украшательства - и вовсе признак дурного вкуса. Или о Соне Рикель, которая в менее радикальной форме провозглашала право женщины одеваться для себя, а не для привлечения мужского внимания. Но именно голос Рэй Кавакубо прозвучал достаточно громко, чтобы эхом отразиться в коллекциях многих других дизайнеров десять, двадцать и тридцать лет спустя.

Сама Кавакубо рассказывала, что в годы её юности ей не раз пришлось столкнуться с непониманием и неодобрением общества: тогда, в 1960-е, в по-прежнему патриархальной Японии женщина, которая выбирала карьеру вместо семьи, считалась недалёкой эгоисткой. «Я никогда не перестаю бороться - во мне рождается гнев, и он становится моим источником энергии». Важно, что в коллекциях Кавакубо провокация никогда не была исключительно визуальным творческим приёмом: за всеми кажущимися странностями всегда стояла идея о сильной женщине, которая не обязана считать привлекательность в глазах мужчины своей самоцелью, обнажаться или подчёркивать изгибы своего тела.

Исследуя вопрос телесности (самый яркий пример - коллекция весна-лето 1997 года), Кавакубо ставила под сомнение идеалы красоты, навязываемые западным, в частности американским, обществом, - то, с чем ей лично пришлось столкнуться, живя в постоккупационной Японии. В качестве своих дизайнерских инструментов она использовала различные приёмы, так или иначе шедшие вразрез с условными нормами французской моды того времени: деконструкция вместо аккуратно сшитых в правильном порядке элементов одежды, необработанные края и вывернутые наружу вещи как метафора изнанки fashion-индустрии, смешение мужского и женского в коллекциях. Но за всем этим всегда стоял образ сильной и независимой от давления стереотипов женщины, ставший лейтмотивом всего творчества Кавакубо и отразившийся в работах восхищавшихся ею дизайнеров.

Так, Миучча Прада, которую называют одной из главных феминисток современной моды, не раз говорила, что основательница Comme des Garçons была для неё огромным источником вдохновения. Первая показанная ею в 1989 году коллекция стилистически была далека от сложносочинённых конструкций Кавакубо, но несла в себе ту же идею неконвенциональной женственности в пику устоявшимся канонам модной индустрии того времени. У Прады для того были собственные предпосылки: активная феминистская позиция, докторская степень в политических науках. Но на создание своей дизайнерской эстетики, которую окрестили «ugly chic», её во многом вдохновила именно Кавакубо - идеей антисексуальности и нивелированием самих принципов «роскошной» моды.

Ещё один показательный пример - Александр Маккуин, для которого японская дизайнер была чуть ли не идолом во плоти. Его стилистика, особенно в более зрелые годы, отличалась и от Comme des Garçons, и от Prada, но ценности, которые он транслировал через свои коллекции, были всё теми же. Сильная (нередко в прямом смысле слова - вспомните финал показа осень-зима -1998/1999) женщина, наделённая нескрываемой, порой откровенно агрессивной сексуальностью, почти мифическое существо - образ, далёкий от массовых представлений о прекрасном.

Почти все ключевые дизайнеры, определившие облик 1990-х в моде, включая Хельмута Ланга, Мартина Маржелу, Жиль Зандер, «Антверпенскую шестёрку», так или иначе переносили идеи, заложенные Кавакубо, в свои коллекции:
кто-то - выпуская на подиум моделей в одежде на десять размеров больше,
кто-то - создавая минималистичную униформу для девушек-карьеристок. И неважно, насколько визуально их работы пересекались с коллекциями
Comme des Garçons: когда мы говорим о влиянии дизайнера на умы её последователей, мы имеем в виду прежде всего концепцию феминизма как освобождения женщины от догмата обязательно выглядеть красивой и сексуальной в глазах мужчины.

Многие считают творчество Кавакубо близким скорее к искусству, нежели моде: слишком далёкими от традиционных понятий об одежде выглядит большинство её коллекций. Сама же дизайнер видела в них скорее материальную артикуляцию своих идей - о гендере, роли и месте женщины в современном обществе, её праве выглядеть так, как ей хочется, не оглядываясь на мнение партнёра.


Многие считают творчество Кавакубо близким скорее к искусству, нежели моде: слишком далёкими от традиционных понятий об одежде выглядит большинство ее коллекций

Если задуматься, мода последних лет трёх как минимум говорит нам о том же самом: на фоне социальных пейзажей, образовавшихся новой волной феминизма, идеи Кавакубо выглядят как раскрашенные чёрно-белые фильмы полувековой давности. Оказывается, мы всё это уже проходили, и фундамент современной феминистски ориентированной моды был заложен больше трёх десятков лет назад. Речь идёт не о пресловутых футболках со слоганами, но о том, что женщинам вновь напоминают: вы можете одеваться, как вам заблагорассудится, и это не должно нивелировать вашу привлекательность или уверенность в себе, или вообще хоть как-то превратно вас характеризовать.

Сегодня у нас есть целая когорта дизайнеров, которые следуют тем же принципам, что когда-то транслировала миру парижской моды Кавакубо: это и Фиби Файло, умело создающая образ современной феминистки, и Надеж Ване-Цыбульски, отлично вписавшаяся в эстетику Hermès, и Кристоф Лемэр, и Консуэло Костильони, и Титосэ Абэ. Их всех нельзя подвести под единый стилистический знаменатель, но в идеологическом контексте все они так или иначе похожи.

Выставка Метрополитен-музея «Rei Kawakubo / Comme des Garçons: Art of the In-Between», как заявлено в пресс-релизе, призвана проанализировать дуальность в работах Кавакубо: мода/антимода, дизайн/отсутствие дизайна, высокое/низкое и так далее. Удивительно, но в этом перечне нет упоминания одной из главных проблематик творчества японского дизайнера - свободы женщины. «Многие дизайнеры культивируют идею того, какими, по их мнению, мужчины хотят видеть женщин», - говорила в одном из интервью Кавакубо. У неё было достаточно смелости и таланта, чтобы предложить собственный, отличный от традиционного взгляд и вдохновить на то же других.

Кавакубо (равно как одновременно с ней Ёдзи Ямамото) показала, что для женщины одежда необязательно должна быть средством украшения или улучшения себя, но может быть инструментом самовыражения или защиты. Современная мода продолжает эту мысль, присовокупляя к ней идеи удобства, комфорта как главной ценности - как результат, мы всё чаще видим на подиумах вещи свободного кроя вместо платьев-коконов и кроссовки или ботинки на плоской подошве вместо убийственных каблуков.

И да, никто не отменяет тех же Balmain и Elie Saab с их армией преданных клиенток, Instagram-див, выбравших в качестве ролевой модели Кайли Дженнер, и женщин, которые по-прежнему предпочитают иметь два диаметрально противоположных по стилю гардероба: «для себя и встреч с подругами» и «для мужчины». Но прелесть мира, в котором мы живём сегодня, как раз в отсутствии категоричных понятий о том, что есть правильно, а что неправильно. И кто знает, возможно, если бы не тот показ 1981 года, современный мир был бы чуточку другим.