БУКВА Ш
Коррекционно-образовательная цель: учить детей читать слова со слогом «ши»; запомнить правило: слог «ши» пиши с буквой «и».
Коррекционно-развивающая цель: развитие фонематического восприятия, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений, выполнение анализа предложения, развитие умения образовывать притяжательные прилагательные, развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательная цель: воспитание доброжелательности и взаимовыручки, воспитание умения правильно вести себя с домашними животными.
Оборудование: картинки животных (баран, собака, кошка, коза, лошадь, мышка), схемы к словам, слоги для составления слов со слогом ШИ, картинки для составления слова ПОПУГАЙ по первым звукам, сумочка Шапокляк, игрушка попугай, наборы фишек и полосок для составления схем.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Упражнение на дыхание: произнесение на выдохе «Му-у-у, молока кому?»
Л.: Кто приходил к нам на прошлое занятие? (Шапокляк) Старуха Шапокляк увидела, какие вы весёлые да дружные, и тоже нашла себе друга. А кто стал её другом, вы догадаетесь сами, когда выполните её задания. Здесь, в сумочке Шапокляк, лежит ответ. Выполняете задание – получаете карточку. Соберёте все карточки – прочитаете слово. Согласны?
2.Задание первое. Тот, кто верно отвечает, тот картинку получает.
Игра « Чей хвост?»: У барана хвост бараний, у мышки — …,
У собаки — …, у кошки — …, у козы — …, у лошади — …
Игра «Подбери схему к слову»: дети подбирают к словам БАРАН, МЫШКА, СОБАКА, КОШКА, КОЗА, ЛОШАДЬ звуковые схемы.
Выполнив задание, достают из сумочки карточку.
3.Задание второе: игра «Кто лишний и почему?»
За правильный ответ достают из сумочки карточку.
4.Л.: Дети, в слове «мышка» есть звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? Расскажите о нём.
Буква Ш живёт вместе с другими буквами в городе букв. Все буквы живут дружно и очень любят ходить друг к другу в гости. И вот однажды произошла в городе букв такая история. Пошла буква Ш в гости к гласным буквам. Пришла к букве А – получился слог ША, пришла к букве У – получился слог ШУ, пришла к букве О – получился слог ШО. А когда пришла к букве Ы, постучала в дверь, то буква Ы ей не открыла, потому что она в тот день вредная была. Буква Ш тогда очень обиделась и решила с буквой Ы больше никогда не дружить, раз она такая вредная. С тех пор прошло много времени, но буква Ы после буквы Ш теперь никогда не пишется. И все знают правило: слог ШИ пиши с буквой И. Мы тоже его запомним.
На доске написаны слова со слогом ШИ. Дети читают их хором и по одному.
МЫШИ, КАЛОШИ, МАЛЫШИ, УШИ, ЛАНДЫШИ, ШИНА, ПИШИ, ДЫШИ, КАМЫШИ, ШИЛИ, МАШИНА, ТИШИНА.
5.Физминутка «Игра в стадо» и игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Собака – по собачьи, кошка – по кошачьи, овца – по овечьи, кролик – по кроличьи, корова – по коровьи, коза – по козьи.
За правильные ответы – карточка из сумочки.
6.А теперь – новое задание. Игра «Собери слово из слогов».
У вас в руках карточки со слогами. Это первый слог слова, а второй найдите сами. Кто найдёт, ставит слово на доску и читает его.
У-ШИ, МЫ-ШИ, ШИ-НА, ПИ-ШИ, ШИ-ЛИ, ДЫ-ШИ, ШИШ-КИ.
Прочитав слова, достают из сумочки карточку.
7.Массаж «Котёнок». Беседа о том, как вести себя с домашними животными.
8.Л.:Вы помните свои слова, которые выкладывали на доске? Составьте схемы этих слов. Звуко-буквенный анализ слов со слогом ШИ.
Дети достают из сумочки очередную карточку.
9.И самое последнее задание.
Что написано на доске? Как это называется? (на доске три предложения:
У МИШИ ШИШКИ. ЭТО НАШИ МАЛЫШИ. У ПАШИ МАШИНА.)
Дети читают предложения хором и по одному.
К какому из предложений подходит эта схема? ________ _______ ______.
Дети составляют схемы предложений: девочки – первого предложения, мальчики – второго.
Дети достают из сумочки последнюю карточку.
10.Итог занятия.
Как же узнать, кто стал другом Шапокляк? Нужно прочитать слово по первым звукам слов на карточках. А как расставить их по порядку? Может, нам помогут эти знаки? (на обратной стороне карточек нарисованы кружки – от одного до семи) Дети расставляют карточки по порядку, определяют первые звуки в словах и подбирают буквы.Читают слово: ПОПУГАЙ.
Расскажите попугаю правило, которое мы сегодня запомнили: слог ШИ пиши с буквой И.
Придумайте чистоговорки со слогом:
ШИ — ШИ — ШИ — мы уже не малыши
ШИ — ШИ — ШИ -дайте мне карандаши
ШИ — ШИ — ШИ -где мои карандаши?
ШИ — ШИ — ШИ -очень люблю ландыши
ШИ — ШИ — ШИ -поливаю ландыши
ШИ — ШИ — ШИ — ты письмо мне напиши.
Елена Тюрина
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
Тема : Твердый согласный звук [ш] , буквы Ш , ш. Сочетание ши .
Цель : познакомить с твердым согласным звуком ш , с правописанием сочетания ши ; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления; закреплять знания о звонких и глухих парных согласных ; ввести термин «шипящие согласные звуки »
Оборудование : набор предметных картинок, касса букв , воздушный шар, компьютер, карточки с буквами с ребусами ,
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! У нас урок обучения грамоте , и я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок . (Используем «светофорики» ).
Вижу, что у вас хорошее настроение? Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку :
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)
Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю вам сохранить ваше хорошее настроении до конца урока .
Каким бы вы хотели видеть наш урок ? (Веселым, интересным, познавательным)
Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.
2. Актуализация знаний.
Для чего нужно изучать буквы ? (Чтобы быть грамотными , уметь читать и много знать) .
На какие две большие группы делятся все звуки ? (Гласные и согласные ) .
Чем гласные звуки отличаются от согласных ? (Произношением) .
Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки ?
Какие из них всегда обозначают мягкие согласные звуки ?
А как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы , которые обозначают только твердые согласные звуки ?
Правильно ли вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу урока , если будете внимательны и старательны.
Разобьемся на группы и разгадаем ребусы. (Методика групп сменного состава) .
мель медведь рысь пальцы
Что общего в написании этих слов? (ь)
Расскажите, что знаете о ь. (ь не дает звука , может быть смягчающим и разделительным)
3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока .
Сегодня на уроке обучения грамоте мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.
Фонетическая зарядка.
Как шумит камыш? (Ш-ш-ш)
Как шипит змея? (Ш-ш-ш) .
(На слайде в ряд картинки с изображением шара, шапка, подушка, витушка.)
Назовите эти предметы. (хором) .
Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока .
(В каждом слове встречается звук [ш] , значит, тема сегодняшнего урока «Звук ш , буквы Ш , ш» ).
Учитывая тему урока , поставьте перед собой цель нашей работы.
(На доске - опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)
Познакомиться с новым…. и с новой ….
Учиться отличать новые. и. от других звуков и букв ;
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока .)
Цель нашей работы такова :
Познакомиться с новым звуком и новой буквой ;
Учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв ;
4. Изучение нового материала.
У. А теперь приступим к реализации первой цели.
1. Работа со звуком .
У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя . Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука , а наш новый звук занимает первое место и составьте схему этого слова. (Составление схемы слова) .
Узнали, кто это.
(К нам придет сегодня шар, потому что в этом слове три звука , а звук [ш] первый ).
Это мы сейчас проверим, вот уже кто-то стучит в дверь. Угадали?
Ш. Здравствуйте, ребята. А вот и я! Вы будете не против, если я поприсутствую на уроке и понаблюдаю за вами? (Нет) .
Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный . Ответ обоснуйте. ([Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный , потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда).
Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте , звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона) .
Послушайте, как я произнесу звук . Скажите, твердый он или мягкий ?
(Он твердый ) .
Дайте характеристику новому звуку , учитывая результаты нашей работы.
(Звук [ш] согласный , глухой, твердый ) .
Придумайте слова с этим звуком .
Нашему гостю - шару тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким . Пока это ему не удается, помогите.
(Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый .
Дайте характеристику нового звука полностью .
2. Работа с буквой .
- Звук ш обозначается буквой ш . (Учитель показывает букву в кассе ) .
Найдите её в своих кассах. Покажите мне.
Попробуйте состроить букву из пальцев .
Расскажите, на что похоже буква .
Дети находят букву в кассе букв и слогов ; правильно называют ее; составляют ее из пальцев; говорят, на что она похожа.
Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки.
Посмотри на букву Ш - Буква очень хороша ,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул -
И буква Ш !
На что похожа буква Ш ?
На зубья этого ковша.
Шура Сено ворошила,
Вилы в сене позабыла.
3. Физкультминутка
Дети под музыку сами выполняют упражнения.
1. Наклоны головы вперед-назад.
2. Поднимает руки вверх-вниз.
3. Приседания.
4. Хлопки по сторонам.
5. Руки на поясе. кружимся.
6. Вращение туловищем.
7. Плавание.
8. Прыжки.
5. Закрепление изученного, упражнение в чтении.
Вернемся к поставленным вами целям урока . Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?
(Мы познакомились с новым звуком и буквой . Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги , слова и предложения).
Это значит, что мы приступаем к реализации второй цели урока «Чтение слогов, слов, предложений с буквой ш » .
6. Работа по учебнику.
1. стр. 6 Задание читает учитель.
У. Кто знает, кто такая Шахерезада?
Подробнее об этой девушке нам расскажет Маша.
2. Работа над пословицами. Ученик читает пословицу, вместе обсуждаем смысл.
3. Работа в парах. Обсуждение пословицы. Высказывание своего мнения.
4. Работа на стр. 17.
У. Ребята, рассмотрите еще раз букву .
Схема каких слов изображена ниже, на полях.
Где находится звук ш в первом слове ? во втором?
Покажите это место пальцем в схеме.
4. Чтение слогов парами на слайде.
Чтение слогов в учебнике про себя.
ша, шо, ши, шу, ше.
5. Чтение выделенных слов.
1 столбик
Чем отличаются эти слова?
2 столбик
Назовите четвероногое животное . (кошка) .
Где в слове кошка слышится звук ш ? (в середине) .
Придумайте кличку кошке со звуком ш . (Пушинка, Крошка)
3 столбик
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы ? (Имена людей)
У. Подберите слово, подходящее к данной схеме. (на слайде - школа)
Составьте предложение со словом школа.
Сколько слов в этом предложении?
6. Работать с текстом «Осень» . (Читает один ученик) .
Чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой .
О чем прочитали?
Как понимаете выражение «горели кисти рябин» ? (Рябина была красная, спелая) .
Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком) .
Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисть руки) .
Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова) .
Найдите слово в тексте, в котором букв больше , чем звуков . (Осень)
7. Работа с правилом.
Вернемся к слога.
Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный ? (и, е,ё) .
Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь ? (Твердо )
- Звук ш всегда твердый , поэтому после буквы Ш не пишут букву ы .
Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.
Прочитаем правило.
А почему так произошло, я вам сейчас расскажу. Послушайте грамматическую сказку .
Как поссорились шипящие Ж и Ш с гласными буквами Ы , И.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные Ы, И.
Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки . Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах , ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли букву И . А вот Ы никак не могут найти. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьёт с пряниками. Обиделись шипящие Ш и Ж - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так : жи-щи!
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ‚ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши .
Правило на слайде.
Придумаем слова с сочетанием ШИ
8. Работа по учебнику стр. 18.
У. Что нарисовано вверху?
Плоды каких деревьев вы видите?
Как называют плоды сосны и ели? (шишки)
Сколько слогов в слове шишки?
На какой слог падает ударение?
Какое правило здесь встретилось? (Ши пиши с и) .
9. Чтение рассказа «Петушки» . стр. 18.
Чтение по цепочке по строке.
Назовите рифмы.
В каких словах встретилось сочетание ши ?
Когда о детях говорят «распетушились» ?
Как таких детей назвать одним словом? (Драчуны) .
Повторное чтение по одному.
7. Творческая работа.
Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, и очень захотел вас порадовать мультфильмом.
Но прежде чем смотреть мультфильм, разделимся на группы.
Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ш , после просмотра поиграем в игру «Кто больше запомнил слов?»
- Букве ш так понравилось , как вы играли, что она тоже решила с нами поиграть.
Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.
(Необходимо заменить букву так , чтобы получилось новое слово).
На слайде записаны пары слов
крыса – кры…а
пар - …ар
малина – ма…ина
месть - …есть.
Ребята, шарик мне подсказывает, что пришло время поиграть с гостями.
Давайте загадаем им загадки, отгадки которых начинаются с буквы ш .
Сижу верхом,
Не ведаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу, привечу. Шапка
Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый. Шмель.
На кусте растут цветы
Просто чудо красоты :
Яркие, пахучие,
Ай-ай-ай! Колючие. Шиповник
Здесь и вешалки и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. Шкаф.
По закону математики
Он расчерчен на квадратики,
Он завернут в серебро,
Ждет ребят уже давно.
Когда его вы развернете,
То моментально вы поймете,
Что нашелся сладкий клад.
Это вкусный … Шоколад.
Носик мой как у иголки,
Все дырявлю носом колким.
И сапожник без меня
Не забьет в сапог гвоздя. Шило.
Стоит весёлый, светлый дом,
Проворных деток много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. Школа.
9. Подведение итогов.
Какую букву изучили на уроке ?
Какой звук она дает ?
Что можете сказать об этом звуке ?
Какие слова с буквой ш встречаются в жизни?
Какое правило нужно запомнить?
Наш гость шар благодарит вас и говорит вам : «Спасибо!»
(написано на шарике) .
10. Рефлексия.
Я прошу вас оценить свою работу на уроке при помощи «светофориков» .
За что вы можете себя похвалить?
Что вам не удалось?