Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются. Причины детской вредности Что делать если ребенок вредничает

Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок. Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать. То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое "Я". Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают, и дадим советы, как справится с излишней эмоциональностью маленького человечка.

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно "переполнение" психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия "по сдуванию пылинок" приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и "не спешит" взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его "напрягают" и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании.

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие "нельзя" для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под "давлением" истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: .

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1 . Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами "Я сам", а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2 . Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный "бесеныш" станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3 . Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • "Не замолчишь, любить не буду...";
  • "Не перестанешь плакать, не дам игрушку...".

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • "Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться...";
  • "Уйду из дому, если будешь ругать за двойки...".

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4 . Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5 . Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Непослушный ребенок – это одна из проблем, с которой сталкиваются наиболее часто родители в процессе воспитания детской личности. В определенный момент взрослые начинают отмечать, что их чадо отказывается подчиняться, не исполняет просьбы или приказания взрослых родственников либо выполняет частично. Создается впечатление, что детки специально делают наперекор, а если и выполняют поручения, то из-под палки.

Непослушный ребенок причины подобной манеры поведения могут лежать в стилях коммуникативного взаимодействия и моделях воспитательного воздействия, используемых родителями. Ведь именно стиль воспитания и общения формирует направленность личности малыша в целом и уровень его послушания. Сегодня, прежде всего, отцы тяготеют к авторитарной воспитательной модели, представляющей собой активное подавление волевой сферы крохи. Такая модель поведения напоминает дрессировку, так как не преследует цели объяснить малышам, зачем им необходимо выполнить какие-либо действия. Это ведет к появлению напряженности в детско-родительских взаимоотношениях, следствием которого может являться детское непослушание.

Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь крохе в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.

Непослушный ребенок 2 года

Приблизительно до двухлетнего возраста проблема детского непослушания практически не встает перед взрослым окружением. Ведь на этом этапе малыш взаимодействует с мамой, в большей степени, а также еще не ощущает себя самостоятельной личностью. Уже после преодоления крохой двухлетнего рубежа у него начинают появляться действия, которые заключаются в проведении проверки на прочность границ родительского терпения и запретов.

Подобные действия не должны пугать родителей. Также не следует думать, что с ребенком что-то не так. Просто кроха идет путем развития.

В детском непослушании есть и приятные моменты. Ведь если дети не слушаются и различными способами пытаются противодействовать родителям, то это означает, что растет сильная личность, способная проявлять волю и отстаивать собственные позиции. И если на данной ступени детского формирования родители смогут стать авторитетами для них, то малыши вырастут самодостаточными и самостоятельными личностями. Здесь нужно понимать, что завоевание авторитета не базируется на запугивании детей. Приобретение авторитета перед детьми строится на понимании и партнерском коммуникативном взаимодействии. Малыша можно вынудить совершить то, что требуют родители. Однако без понимания, зачем необходимы подобные действия, дети будут их совершать исключительно в родительском присутствии, а в их отсутствии, будут поступать так, как им заблагорассудится.

По мнению большинства специалистов, именно в двухлетнем возрасте начинает образовываться личность, а уже в трехлетнем возрасте малыш обладает полноправным «Я». Вследствие этого довольно важно не проглядеть критический момент, в противном случае, корректировать огрехи воспитания потом будет невероятно сложно.

Как воспитывать непослушного ребенка, что делать, когда он закатывает , чтобы добиться немедленного исполнения всех его «хочу». Одним из методов выхода из затруднительной ситуации, вызванной детской истерикой, является метод отвлечения малыша. С этой целью можно его чем-то заинтересовать при этом, сохраняя полное спокойствие. Родительское поведение при первой истерике, учиненной чадом, должно быть следующим – спокойное реагирование и стойкость. Не стоит идти на поводу . При повторении истерики, слез и воплей будет значительно меньше, ведь малыш помнит, что первый раз взрослые не пошли ему на уступки. Повторная истерика является своего рода проверкой, действительно ли он не может при помощи такого способа влиять на родителей. Поэтому в случаях повторных истерик так важно вести себя уравновешенно и не поддаваться на детские провокации и уловки.

Родителям необходимо уразуметь, что их чада, в некотором смысле, как хамелеоны. Так как при аналогичных ситуациях, но в присутствии разных взрослых лиц, дети будут вести себя неодинаково. Часто можно встретить семью, в которой малыши с мамой пререкаются, а папины распоряжения выполняют беспрекословно и с первого раза.

Таким образом, взрослым надлежит понимать, что детское непослушание, которое проявляется в двухлетнем возрасте, может являть собой всего лишь попытку испытать твердость родителей или прощупать границы позволенного. Поэтому родительское поведение должно быть последовательным, слаженным (то есть все взрослые лица, принимающие участие в воспитательном моменте, должны вести единую стратегию) и стойким к детским истерикам.

Непослушный ребенок 3 года

Детское развитие протекает скачкообразно. Первый скачек приходит на трехлетний возраст малыша и знаменует начало кризисного этапа, который заключается в перестройке отношений с взрослым окружением и с реальным миром. Данный период довольно сложен для малышей. Ведь они растут, следовательно, изменяются и становятся неуправляемыми. Характерной чертой кризисного этапа является детский негативизм, который представляет собой детское несогласие с родителями. Другими словами, малыши к любым предложениям или родительским просьбам добавляют частицу «не». Если родители стали замечать, что в разговоре малыша все чаще проскальзывает слово «нет» на обычную просьбу, то это является первым критерием появления трехлетнего кризиса. Так, например, кроха любит прогулки на улице, но когда мама предлагает пойти ему погулять, он отвечает «нет» или родительница зовет его кушать, а он отказывается, хотя голоден. Такое поведение свидетельствует о негативизме, то есть о возникновении .

Обычно данный период может иметь продолжительность приблизительно 3-4 месяца при грамотном родительском поведении, после чего кроха становится более управляемой. Если же на данном этапе родитель будет оказывать давление на малыша при этом, отрицая его волю и устремленность к самостоятельности, то негативизм может стать его характерной чертой и во взрослой жизни.

Детское непослушание в кризисные периоды необходимо воспринимать в качестве развития маленькой личности. Проявление непослушания следуют принимать с радостью, ведь это свидетельствует, что маленький человечек растет и развивается. Однако это не означает, что взрослые лица должны шагать на поводу ребяческих капризов и подчиняться любым требованиям собственных чад. Нужно дать малышам понять, что взрослые их слышат и понимают, но выполнить требования на данный момент не могут.

Непослушный ребенок причины могут лежать в недостатке внимания, борьбе за власть, проявлении характера.

Причиной непослушания ребенка 3-х лет выступает недостаток родительского внимания. Детское непослушание в этом случае может быть являться поведенческой стратегией с целью привлечения внимания родителя. Ведь для детей лучше отрицательное внимание родителей, чем вообще никакое.

Соперничество за власть с взрослым окружением также является распространенным фактором, провоцирующим возникновение детского непослушания. Малыш 3-х лет начинает выяснять, кто же главенствует в семейных отношениях. В этом случае непослушание выражается в форме открытого неповиновения. Непослушный ребенок не находится на кризисном этапе, просто желает, чтобы все происходило исключительно таким образом, каким хочется ему. Такое непослушание должно быть придушено на корню. Ведь малыш только тогда будет развиваться нормально, когда будет знать, что в семье главный родитель. Такое непослушание взывает к определению четких пределов дозволенного в семье.

Согласно вышеизложенному, родителям необходимо стараться понять, что капризный, непослушный ребенок – это еще не трагедия, а всего лишь один из этапов формирования, через которые проходят абсолютно все малыши.

Непослушный ребенок 4 года

Детское непослушание, в большинстве случаев, служит основанием для родителей и иного взрослого окружения задуматься, что может являться причиной подобного поведения или что таким образом хотел сказать малыш. Итак, почему ребенок непослушный, что побуждает кроху вести себя именно таким манером?

В четырехлетнем возрасте дети, обычно, уже успешно преодолели первый кризисный период трех лет. Родители вроде бы могут вздохнуть спокойно, но опять их чадо начинает проявлять непослушание. Родители не могут понять, что происходит и почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания в четырехлетнем возрасте может заключаться, всего лишь, в дефиците внимания. Малыш таким способом стремиться показать, что ему нужны родители, что ему не хватает их.

Еще одной типичной причиной детского непослушания может являться неудачный пример, в качестве которого может выступать либо реальный ребенок, добивающийся своих целей подобным поведением, либо мультипликационный герой, которому ребенок симпатизирует.

Непослушный ребенок 4 лет требует от взрослого окружения проявления терпения и высокой стойкости. Нередко дети устраивают так называемые «концерты» на публике, чтобы получить желаемый результат. Ведь они понимают, что даже если их будут ругать за подобное поведение один родитель, то другой найдет причину, чтобы защитить его. Поэтому для коррекции детского непослушания очень важно, чтобы родители придерживались последовательности в воспитательной стратегии и соблюдали единые требования. Другими словами, либо все взрослое окружение малыша хвалит его за определенное действие, либо, наоборот, ругает.

Дети, особенно, в столь маленьком возрасте, нуждаются в похвале. Поэтому не жалейте добрых слов в отношении собственного чада. Однако при этом необходимо учитывать, что излишняя похвала может привести к совершенно противоположному результату, вследствие чего вырастет не самодостаточная личность, а эгоцентрированная с завышенным чувством самооценки. Поэтому кроху нужно хвалить не за его внешность или игрушки, а за действительные хорошие поступки. Чем больше взрослое окружение будет хвалить малыша за его хорошие поступки, тем еще больше он будет стараться. А в случае появления любых разногласий относительно воспитательных моментов между родителями, их следует обсуждать так, чтобы малыш не слышал.

Как воспитывать непослушного ребенка 4-х лет? Воспитание непослушных детей предполагает следование основным правилам. Самое главное правило заключается в запрете на потакание всем детским «хочу». Другими словами, не следует подчиняться неоправданным и капризным требованиям чада, в противном случае, у него в голове отложится данный механизм исполнения его желаний, вследствие чего в дальнейшем будет намного сложнее побороть в нем подобное поведение. Также нельзя использовать в качестве воспитательной меры крик. Так как это бесполезно и может спровоцировать лишь плач или усиление истерики.

Не рекомендуется обсуждать детское поведение в кругу взрослых лиц в присутствии самого виновника такого обсуждения. Четырехлетнему крохе необходимо объяснить требуемые правила поведения, при этом тон беседы должен оставаться спокойным.

Непослушный ребенок 6 лет

Почему ребенок непослушный в шестилетнем возрасте? Потому что он приближается к наступлению еще одного кризисного этапа. Дети начинают пытаться регулировать собственное поведение в соответствии правил. Ране покладистые, они внезапно начинают предъявлять различного рода претензии на особое отношение к собственной персоне, внимание к себе. Их поведение делается вычурным. У малышей, с одной стороны, появляется в поведении некоторая демонстративная наивность, раздражающая взрослое окружение вследствие того, что интуитивно воспринимается ими как неискренняя. С другой стороны, ребенок кажется слишком взрослым, так как предъявляет к взрослым лицам собственные нормы.

Для детей распадается целостность и . Поэтому данный этап характеризуется наличием утрированных форм поведения. Ребенок не может управлять собственными чувствами (не контролирует эмоциональные проявления, не умеет их сдерживать). Ведь прежние формы поведения уже утеряны для него, а новые еще не приобретены малышом.

Базальной потребностью этого этапа становится уважение. Любой ребенок обнаруживает претензии на уважение собственной персоны, на отношение, как к взрослому лицу, на признание собственного суверенитета. В случае, когда такая потребность не удовлетворяется, невозможно выстраивать с данной личностью отношения, основанные на понимании. Дети открыты для понимания исключительно при условии того, что их уважают.

В шестилетнем возрасте малыши начинают учиться удовлетворять собственные потребности физического и духовного характера способами, которые для них и их окружения будут приемлемы. Трудности в изучении новых представлений и норм поведения могут спровоцировать возникновение неоправданных самоограничений и сверхнеобходимого . Э. Эриксон утверждал, что дети на данном этапе устремлены к быстрейшему обнаружению таких поведенческих форм, которые помогут им включить в социально приемлемые границы собственные желания и интересы. Он сформулировал сущность конфронтации формулой «инициатива наперекор чувству вины».

Поощрение детской самостоятельности способствует формированию их интеллектуальной сферы и инициативности. В случаях, когда проявления детской независимости постоянно сопровождают невезения или детей подвергают излишне строгим наказаниям за какие-либо проступки, может появиться преобладание чувства вины над устремленностью к независимости и ответственности.

Капризный, непослушный ребенок в 6 лет может появляться вследствие несоответствия родительского отношения желаниям и потенциалу детей. Именно поэтому родителям следует подумать об обоснованности всех запретов и необходимости предоставить чаду немножко больше свободы, для выражения его самостоятельности.

Также желательно изменить собственное отношение к ребенку. Ведь он уже не та маленькая кроха, которой был раньше. Поэтому нужно внимательно относиться к его суждениям и позициям.

Как справиться с непослушным ребенком 6-ти лет? Приказной тон в шестилетнем возрасте и нравоучения малоэффективны, поэтому необходимо постараться не заставлять ребенка, а воздействовать убеждениями на него, рассуждать и подвергать анализу вместе с ним возможные следствия его поступков.

Нередко для улучшения детско-родительских отношений помогает обычный юмор в общении и оптимизм.

Непослушный ребенок — что делать

Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого , гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!

Каковы причины плохого поведения ребёнка? Советы для родителей непослушных детей.

Душа ребёнка — чистая доска.

По ней сперва родители ходили,

А после — воспитатели следили <...>

Ребёнок рос, и жгла его тоска,

Ломал с досады пахнущую ветку

И всё грозился мир привлечь к ответу,

И что-то первозданное искал...

А. Сагратян

Философы (Аристотель, Джон Локк) не случайно сравнивали сознание маленького ребёнка с чистой доской, на которой можно писать всё, что душе угодно. Малыш при рождении попадает в мир, не зная правил поведения в нём, не различая хорошее и плохое, не умея взаимодействовать с окружающими. Всему этому учат ребёнка взрослые, как бы вкладывая в его сознание информацию.

Присмотритесь к своему чаду: вы не узнаёте в его поступках, жестах и словах себя? Сами того не замечая, мы демонстрируем малышу образец для подражания. Любое неосторожно брошенное взрослым слово подхватывается и запоминается ребёнком, для того чтобы позже появиться в речи маленького человечка. То же происходит с действиями и эмоциями. Если вам кажется, что ребёнок не совсем правильно ведёт себя по отношению к другим людям, подумайте о том, какой пример вы сами подаёте ему

Рассмотрим несколько самых распространённых причин, которые могут спровоцировать плохое поведение ребёнка.

Пример взрослых. У малыша возникает внутренний дискомфорт при непосредственном общении с другими людьми, когда они дают понять, что его общество им неприятно.

Что делать? При ребёнке следите за собой, своими друзьями и близкими: запретите им резкие высказывания, не ссорьтесь, не вступайте в конфликты. На улице обходите стороной ссорящихся людей. Не кричите на ребёнка, если он что-то натворил. Ваш громкий голос вряд ли вызовет раскаяние малыша. Прежде чем выяснять отношения с кем-либо, сделайте глубокий вдох, медленно сосчитайте до 5, а затем по возможности спокойно и без лишних эмоций объясните свою точку зрения. Гордитесь тем, что можете сохранять хладнокровие во время разговора. И ребёнка учите спокойствию, выдержке и умению решать проблемы без криков.

Чаще улыбайтесь. Радуйтесь мелочам — ясной погоде, пению птиц, грибному дождику, хорошим оценкам старших детей в школе, покупке интересной игрушки, весёлой игре. Радуйтесь вместе с ребёнком.

Чрезмерное увлечение телевизором. Телевизор давным-давно стал «лучшим» другом семьи, заменив прогулки на свежем воздухе и общение. Даже если мы не разрешаем ребёнку смотреть телевизор, он имеет возможность время от времени поглядывать на голубой экран. Папа и дедушка смотрят новости и теледебаты с участием разных деятелей, которые не очень следят за своими словами, и, бывает, громко и грозно ругаются. Некоторые телевизионные новости мало чем уступают фильмам ужасов. Мамы и бабушки жить не могут без сериалов. Что остаётся ребёнку? Сидеть и играть на полу под звуки вечно работающего телевизора. Несомненно это накладывает свой отпечаток на детскую психику.

Родной брат телевизора компьютер также может оказывать негативное влияние на малыша. Конечно, очень удобно усадить ребёнка перед монитором, загрузив познавательно-развлекательную игру или включив мультик, и заниматься своими делами. Однако современные дети с техникой на «ты» и «бродить» по Интернету умеют очень хорошо. А в Интернете за информацией, не рассчитанной на детей, далеко ходить не надо.

Что делать? При ребёнке не смотреть фильмы и передачи, содержащие элементы агрессии. Внимательно следить за содержанием мультфильмов, которые смотрит малыш, и книг, которые ему читают. Минимизировать общение ребёнка с компьютером.

Нехватка родительской любви. Родители, конечно, любят малыша. Стараясь обеспечить его материально, много работают. Но если ребёнку недостаточно того количества времени, которое с ним проводят близкие, он может решить, что его не любят и быть от этого несчастным.

Что делать? Чаще говорить ребёнку о своей любви, демонстрировать её. Называйте малыша ласковыми словами, дарите небольшие подарки, старайтесь проводить с ним больше времени. Если ребёнок провинился, скажите примерно следующее: «Я люблю тебя, но твой поступок мне не понравился». Малыш не захочет расстраивать родителей и постарается больше их не огорчать.

Неполная семья. Подобная ситуация возникает по разным причинам и негативно сказывается на психологическом здоровье ребёнка даже при условии материального комфорта в доме. Любому малышу необходимы двое — папа и мама. Если одного из них не хватает, то второй родитель переживает, пытается любыми способами, часто в ущерб общению с ребёнком, обеспечить семью всем необходимым и, конечно, ещё раз устроить свою личную жизнь. Вам кажется, что плохое настроение, приступы депрессии и страха хорошо маскируются вами и совершенно не заметны. Однако вы не правы. Дети очень чутки и моментально улавливают настроение. Ваша неуверенность и неудовлетворённость превращаются в агрессивное поведение ребёнка. Причём агрессия может быть направлена не обязательно в вашу сторону.

Что делать? Старайтесь жить в ладу с собой. Не позволяйте себе негативных высказываний в адрес людей, с которыми вам пришлось расстаться. Иначе ваше мнение помешает ребёнку нормально общаться с ними, причём как со взрослыми, так и с детьми.

Демонстрируйте малышу вашу любовь к нему, водите его в гости к друзьям и близким, приглашайте в гости друзей вашего ребёнка, не акцентируйте его внимание на отсутствии второго родителя. Отвлекайте малыша от грустных мыслей, заняв его любимой игрой.

Вседозволенность. В настоящее время популярность приобрело так называемое японское воспитание. Заключается оно, по мнению некоторых родителей, в отсутствии запретов и разрешении ребёнку делать всё, независимо от того, мешают его действия окружающим или нет. Суть же японского воспитания весьма отличается от подобного понимания. Японцы разъясняют детям последствия каждого поступка: «Хочешь отбирать игрушки? Потом никто не станет с тобой дружить. Дети будут избегать тебя. Останешься один, никому не нужный». Тогда как мы говорим нашим детям: «Хочешь бегать? Пожалуйста. При этом толкаешься? Не страшно. Вырастешь — поймёшь, как себя надо вести». Но сейчас малышу необходимо учиться общаться с другими людьми, а когда он вырастет, менять манеру поведения, сложившуюся в детстве, будет поздно. Привычка... Когда капризам ребёнка потакают с пелёнок, когда он не знает слова «нельзя», в будущем неминуем конфликт с окружающими.

Однако даже при правильной трактовке «воспитания по-японски» может возникнуть непонимание со стороны «неяпоноориентированных» людей. Живём мы в обществе, и поэтому вынуждены считаться с укоренившимися взглядами на воспитание.

Что делать? С рождения воспитывать малыша в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Дать понять, что существуют вещи, которые не следует делать ни при каких обстоятельствах. И ни после истошного крика, ни после грандиозного скандала льзя не будет (включать плиту, бить маленьких детей и обижать животных, бросать в родителей игрушки и тому подобное всегда будет нельзя ).

Отсутствие у ребёнка опыта общения со сверстниками. Не зная, как правильно взаимодействовать со сверстниками, малыш отбирает у них игрушки и дерётся. Он не понимает, что существуют другие способы (попросить, что-то объяснить) и действует очень агрессивно.

Что делать? Учить ребёнка знакомиться, выражать просьбу, бесконфликтно общаться. Вводить в лексикон малыша вежливые слова, самим употреблять их.

Избыток энергии у ребёнка. Дети — удивительные создания, они постоянно в движении. Взрослые уже отдыхают, а малыш по-прежнему бодр. Переиграв во все доступные ему игры и сломав мимоходом пару игрушек, ребёнок переключает внимание на вещи взрослых. Нам кажется, он специально разбил чашку, дёрнул кошку за хвост и распустил бабушкино вязание. На самом деле малыш просто нашёл применение своей активности. А детская неугомонность в сочетании с любознательностью часто приводит к полнейшему беспорядку.

Что делать? Направлять энергию ребёнка в продуктивное русло. Придумывать для него новые активные игры и занятия. Позволять ему время от времени «хулиганить» под вашим чутким руководством.

Чрезмерная опека взрослых. Каждый родитель хочет защитить своего ребёнка от негативных воздействий. Взрослые понимают, что собака может укусить, с качелей можно запросто упасть, а катаясь с горки, приобрести синяки. Поскольку малыш ещё не знает даже таких простых вещей, мы стараемся оградить его: «Не трогай собаку — укусит», «Не лезь на горку — упадёшь». Так уж получается, что ограждать приходится практически от всего. Как быть малышу, которому родители запрещают всё на свете? Сидеть тихонько в уголке и катать машинку? А может, лучше громко заявить о своих правах? Запретят — буду кричать или драться!

Что делать? Позволяйте ребёнку делать то, что он хочет, если желаемое не противоречит нормам поведения и не опасно для его здоровья. В случае, если ребёнку что-то запрещается, отвлеките его каким-либо способом — игрой, считалочкой, предложите другое интересное занятие взамен запрещённого. Предостережение формулируйте следующим образом: «Чтобы не упасть, держись крепко», «Не надо гладить чужих собак, они могут обидеться. Мы пойдём в гости, вот там ты поиграешь с Бимом».

Многочисленные требования и запреты. Родители стремятся воспитать ребёнка как можно лучше. Послушные дети нравятся всем. Отсюда возникает множество требований к подрастающему человечку: мыть руки перед едой, не играть дома в мяч, не лазать по деревьям, не пачкать новые штанишки или платьице, не грубить взрослым... Малышу кажется, что взрослые придумывают многочисленные запреты и правила, чтобы усложнить ему жизнь. Нельзя скатиться с горки — запачкаешься; погладить кошку — поцарапает; смотреть телевизор — вредно для здоровья; съесть конфету тоже проблематично — испортятся зубы; поиграть с родителями практически невозможно — им некогда...

И в определённый момент в ребёнке скорее всего проснётся бунтарь. Новые штанишки обязательно испачкаются, конфеты исчезнут из конфетницы, хрупкие дорогостоящие предметы разобьются... мячиком.

Что делать? По возможности разрешать ребёнку делать то, что он хочет. В случае частичного или полного запрета разъяснять его причины: «Сегодня не будем пускать кораблики в луже, я на тебя надела красивые штанишки. Посмотри какие, с вышитым медвежонком! А вдруг мы их испачкаем? Завтра мы с тобой наденем непромокаемые брючки, резиновые сапоги и обязательно попускаем кораблики». Разумеется, вам придётся сдержать обещание. А у ребёнка сформируется правильное представление о мотивах, заставляющих вас запрещать то или иное его действие.

Эмоциональная чувствительность ребёнка . Впечатлительные и эмоциональные дети принимают близко к сердцу происходящие в жизни события, ярко и остро их переживают. Даже неосторожно сказанное слово может вывести их из равновесия и заставить нервничать.

Что делать? Внимательно следите за тем, что слышит ребёнок. Во время эмоционального всплеска разговаривайте с малышом спокойно, не повышая голоса. Учите ребёнка спокойствию и выдержке. Хвалите, когда он проявляет эти качества. Дайте понять малышу, что окружающий мир удивителен, разнообразен и не стремится его обидеть.

Неуверенность и страхи ребёнка. Когда мы чего-то боимся или не понимаем что происходит, мы раздражаемся, не можем контролировать свои эмоции. Защитные механизмы психики ребёнка работают по такому же принципу.

Что делать? Поговорите с малышом. Попытайтесь узнать о его мыслях, желаниях. Спросите, что снилось ночью. В снах могут отражаться реально существующие проблемы. Дайте ребёнку чёрный карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Чёрный цвет спровоцирует изображение пугающих ребёнка предметов. Узнайте, что нарисовано, почему изображённый на рисунке предмет или персонаж не нравится малышу. Вместе придумайте, как победить страшилу. Нарисуйте рядом богатыря или фею, которые смогут это сделать, или большую коробку, в которую поместите чудище.

Главный принцип в общении с малышом на данную тему — ненавязчивость и отсутствие давления на него. Если он отказывается говорить или начинает нервничать, сразу прекращайте разговор.

Обращайте внимание на смену настроения ребёнка, выясните её причину. Заметьте момент перемены настроения и попытайтесь восстановить ситуацию, которая была до этого. Где вы находились, что делали, кого увидели, что сказали, кто прошёл мимо, что изменилось в природе и т. д. Развеселите малыша, отвлеките от грустных мыслей, поиграйте в любимую игру или почитайте смешной рассказ.

Мы перечислили типичные причины, вызывающие у ребёнка внутренний дискомфорт и как следствие появление у него негативных черт характера. Выявление и исправление проблем займёт некоторое время, потребует приложения определённых усилий.

Малыш отказывается ото всего, что ему предлагается, не хочет засыпать, кушать, отказывается от похода в садик, у него наблюдаются приступы большой ярости, он пинает ногой котенка, кусает сестричку, грубит и огрызается с мамой, и вы не можете ни дать этому всему объяснения, ни придумать, что с этим делать.

Чудесного средства от таких капризов просто не существует на сегодняшний день, ведь в принципе эти проявления нормальны в развитии каждого ребенка в определенном возрасте.

Приступы злости являются выражением внутреннего конфликта, который переживает ваш ребенок: он разрывается между желанием независимости и потребностью цепляться за вас. Эти желания не опасны и не означают, что у вашего малыша плохой характер.

Кстати, если драма разразилась в публичном месте, не нужно пугаться. Некоторые мамочки от растерянности пытаются уволочь вопиющие чадо с чужих глаз долой, рискуя оторвать ему руки.

Даже если вам мерещатся недовольные гримасы, поймите, что большинство из присутствующих испытали вашу ситуацию на своей шкуре, а кто-то и не раз. Эту секунду в целом мире есть только вы и ваша кровиночка орет, которую нужно как можно быстрее привести в чувство. Вот и займитесь этим, вместо того чтобы сердиться.

Ребенок — новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой — у него совершенно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты — упасть, ножом — порезаться.

Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку. И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш.

Не часто, но бывает, что мы просто не можем найти к своему ребенку правильный подход. И сразу навешиваем на него ярлык «вредный ребенок». Пробуем разные методы воспитания, но результата как не было, так и нет.

Вредным ребенком называем упрямого, капризного и своенравного малыша. А эти качества появляются и начинают укореняться уже в трехлетнем возрасте. Этот тот период, который часто называют кризисом 3-х лет.

Малыш уже начинает осознавать себя как некую личность в огромном мире. Отделяется от мамы, характер начинает меняться. Очень часто в худшую сторону.

Как не пропустить проявления вредности ребенка?

Прежде всего родители должны обратить внимание, если ребенок перестал исполнять просьбы. Стал просто убегать.

Следующим сигналом является категорический отказ делиться чем-либо с другими.

Если малыш стал отказываться кушать даже самые любимые свои блюда.

Или же стал упрямиться, когда вы начинаете собирать его на прогулку.

Все эти проявления нормальны для начала взросления ребенка.

Одни дети яро проявляют свои капризы во всех ситуациях. Другие тихо «упрямятся» и только в некоторых случаях.

Однако, не стоит бороться с упрямцами их же методами, если не хотите сломать ребенка как индивидуальность. Напор родителей может сделать ребенка нерешительным и скрытным, к тому же весьма безынициативным в будущем. А это не есть хорошо.

Причины детской вредности

Ребенок начинает вредничать не просто так. На то есть определенные и вполне конкретные причины.
Почти все взрослые диктуют малышу постоянно, что ему следует делать, а что категорически запрещается. Чаще всего воспитательный процесс в семье состоит из постоянных запретов и назиданий.

Устраивают в семье с маленьким человеком так называемую «школу собаководства», надресировывая ребенка на желаемые результаты.

Желания же ребенка совершенно при этом не учитываются. Естественной реакцией ребенка на такие призывы является отказ и нежелание подчиняться требованию взрослого.

Следующая причина вредного поведения ребенка — недостаточное внимание к ребенку. Родителям некогда проводить с малышом время за совместными делами. И своей вредностью ребенок пытается привлечь внимание взрослых к себе.

Очередная причина проявления вредности — ребенок видит, как ведут себя взрослые, но просят его делать иначе. Вредный ребенок же — это зеркало, в котором мы, родители, можем видеть то, как мы сами поступаем в повседневной жизни. Вредный ребенок совершенно не понимает, как можно поступать иначе.

Ведь мы сами делаем так, а он просто копирует наше поведение и привычки. Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша делать то, чего родители сами не делают, и наоборот.

Как бы банально это не звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных — не толкайте своего кота.

И последняя причина проявления непослушания и упрямства — очень болезненная для самого малыша — это его способ защититься. Когда малыш постоянно поругаем, он как-то пытается сам себя защитить. Ведь такие большие взрослые его обижают. Как же он может справиться с обидой и страхом. И тогда он начинает тоже выражать свой гнев, ругается и даже пытается ударить большого человека.

Сохраняйте спокойствие: когда ваш «вредный ребенок» плохо себя ведет, постарайтесь не кричать и не терять самообладание.
Большая часть действия малыша направлены на привлечение вашего внимания.

Родители, особенно молодые мамы и папы, еще не понимают, что малышу может быть обидно и одиноко, когда его постоянно учат и ругают. Откажитесь от запретов, научитесь советоваться и договариваться с крохой по любому вопросу.

Выслушивайте его постоянно. Будьте рядом и не показывайте своего неудовольствия, даже если вам что-то не нравится в малыше. Помните, вы смотритесь в него как в зеркало. Это ваши дела и поступки.

И если это вам не нравится, значит, вам надо самим в себе что-то поменять. И тогда малыш не преминет перенять ваше поведение и будет делать так, как вам понравится.

Плохое поведение у детей не возникает на ровном месте и без видимой на то негативной мотивации. Истоки затянувшихся капризов у строптивца следует искать в следующих факторах:

  • Копирование поведения взрослых . Если кто-то из родителей позволяет себе ставить ультиматум при малейшем отказе в его желаниях, то ребенок посчитает подобный метод добиться своей цели нормой. Еще в совсем малом возрасте он поймет, что можно при помощи капризов и истерик заполучить понравившуюся игрушку или вредное для здоровья лакомство.
  • Диктат родителей . При постоянных запретах у детей может появиться стремление противостоять давлению со стороны взрослых. Ребенок не в состоянии дать отпор диктаторам ни в материальном, ни в физическом плане. В его арсенале остаются только психологические приемы, которые заключаются именно во вредности.
  • Неправильное объяснение опасности . Родители всегда боятся за своего ребенка (исключение - асоциальная семья). Стараясь оградить сына или дочь от внешнего мира, они иногда совершают грубую педагогическую ошибку. Детям кажется, что их лишают личной свободы, и начинают вредничать по любому поводу.
  • Безразличие близких людей . В этом случае капризы ребенка являются проявлением протеста против подобного отношения к нему со стороны родителей.
  • Дух противоречия . Сам по себе ребенок может изначально иметь скверный характер. Изменить его поведение в этом случае бывает крайне сложно, но под наблюдением опытного специалиста вполне реально избавиться от вредности отпрыска.
  • Влияние старшего поколения . Заботливые бабушки и дедушки иногда стараются сделать все как можно лучше, но в итоге элементарно портят внука или внучку. После визитов к сердобольным родственникам родители часто не узнают свое чадо. Ребенок начинает вредничать и устраивает истерики, если ему что-то не разрешается.
Практически во всех озвученных ситуациях именно родители виноваты в капризах детей. Взрослые вполне в состоянии корректировать поведение своего малыша. Даже негативную энергию подростка-бунтаря можно направить в нужное русло. Следует помнить о том, что никогда не поздно заняться воспитанием своего потомства.

Основные проявления вредности у ребенка


Родительская любовь к собственным чадам зачастую слепа и глуха. Однако папам и мамам стоит насторожиться, если их дети с регулярным постоянством ведут себя следующим образом:
  1. Игнорирование любой просьбы взрослых . При этом выражаться оно может как в виде демонстративного молчания, так и посредством закатывания истерики. Даже при невинной просьбе родителей подойти к ним упрямец начинает убегать в противоположную сторону, после чего его приходится ловить.
  2. Умышленное вредительство . Делая взрослым назло, маленький бунтарь может намеренно ломать свои игрушки и портить вещи в доме. Иногда это просто способ достучаться до своих родителей и обратить на себя внимание.
  3. Регулярное повторение слов «не хочу» и «не буду» . Используются они как к месту, так и по совершенно непонятной для взрослых причине. Упрямец может даже отказаться от любимого лакомства, потому что принял для себя решение повредничать.
Озвученное поведение ребенка способно вывести из себя даже человека с железными нервами. Особенно тяжело взять волю в кулак, когда при этом малыш начинает активно привлекать к себе внимание общественности, истерически визжать и даже кататься по земле.

Как бороться с вредностью у ребенка

Прежде всего родителям необходимо успокоиться и взять себя в руки. Нет ни единого оправдания тем папам и мамам, которые в жесткой форме наказывают своих детей-вредин. Сломать хрупкий мир маленькой личности довольно легко, а восстановить его иногда не могут даже опытные специалисты.


Идти на поводу у детей с подобным поведением ни коем случае нельзя. Однако при перегибании палки возникает реальная опасность навсегда потерять доверие своего отпрыска. Исключительно в меру радикальные методы позволят разобраться с вопросом, как отучить ребенка вредничать.

При твердом решении начать перевоспитание строптивца необходимо предпринять следующие способы родительского воздействия на него:

  • Правильное регулирование мер наказания . Наказание должно быть разумным, справедливым и без применения физической силы. Специалисты рекомендуют на одно категоричное «нет» дать два согласия при какой-либо просьбе ребенка. Обычно вредность развивается с 3 лет, поэтому и запросы малыша будут скорее испытанием терпения мамы и папы на прочность, чем осознанным желанием вывести их из состояния душевного равновесия.
  • Демонстрирование собственного примера . Дети являются отражением своих родителей. Следовательно, необходимо показать им правильную модель поведения в социуме. Капризному ребенку рекомендуется раз за разом доносить информацию о том, что в его семье царит взаимоуважение и спокойная обстановка, которая не подразумевает вредность ни детей, ни взрослых.
  • Перевод каприза в шутку . Сделать это довольно сложно, потому что маленькие упрямцы часто зациклены на желании делать все наоборот. Необходимо запастись терпением и при помощи доступного ребенку юмора отвлечь его внимание, предотвращая таким образом назревающий конфликт.
  • Нахождение общего занятия . При этом желании следует помнить, что ребенок постоянно вредничает из-за того, что ему элементарно скучно. В юном возрасте дети не понимают, что их родители из-за добывания хлеба насущного бывают постоянно заняты. Следует на время отложить все свои дела и уделить внимание ребенку. Многие малыши и дети постарше любят рисовать, лепить, собирать конструктор. При организации этого совместного занятия между старшим и младшим поколением установится взаимопонимание, которое искоренит вредность ребенка.
  • Привлечение к домашним делам . Во-первых, у маленького помощника появится чувство собственной значимости и осознание некой взрослости. Во-вторых, выполнение некоторых обязанностей по дому является главной составляющей трудового воспитания подрастающего поколения. Однако при этом нужно помнить о возрасте сына или дочки. 3-летнему малышу следует предложить после каждого приема пищи относить в мойку посуду. 5-6-летний ребенок уже может убирать свои игрушки, протирать пыль на полках, кормить домашнее животное и поливать цветы. Дети постарше вполне в состоянии подмести в квартире (изначально под руководством взрослых) и вымыть за собой посуду.
  • Поощрение инициативы . В любом возрасте добрые дела должны быть вознаграждены по заслугам. Ребенку важно знать, что его помощь взрослым очень важна и необходима. Если он почувствует себя полноправным членом семьи, то перестанет изводить родителей истериками и капризами.
  • Организация семейного просмотра мультфильмов . В данном случае рекомендуется ознакомить малыша с поведением Дюдюки-пакостницы из «Дня рождения Слона». Поучительным станет также просмотр мультипликационного юмористического фильма «Принцесса и Людоед» с пояснением двух моделей поведения положительной девочки и вредины-хулиганки.
  • Чтение литературы по педагогике . Учиться никогда не поздно, о чем следует помнить всем родителям. Для самообразования подойдут книги Марины Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания», Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно», Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать» и Светланы Дорошевой «Как справиться с ребенком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях».
  • Прекращение ссор между супругами . Не стоит ждать от своего потомства идеального поведения и подчинения родителям, если они постоянно выясняют отношения между собой на глазах детей. У ребенка из-за подобной семейной обстановки развивается психоз, после чего он начинает вредничать и устраивать истерики.
  • Коллективное составление системы табу . В ней не должно быть много пунктов, но включить в них необходимо самые важные для семьи аспекты. Затем ребенку озвучивается закон, по которому отныне будут жить он и его родители.
Все перечисленные рекомендации для родителей выполнить несложно. Достаточно просто уделить своим детям больше внимания и самим следить за собственным поведением.


В большинстве случаев капризы свойственны малышам или детям младшего школьного возраста. У ребенка-подростка при гормональных изменениях в организме возникает своеобразный протест против мира взрослых. Подобная агрессия является несколько иным поведенческим отклонением по сравнению с описываемой вредностью.

Воспитатели детских садов и учители младших классов должны вести себя следующим образом по отношению к таким подопечным:

  1. Максимальная корректность . Ни в коем случае нельзя вредину сравнивать с ровесниками в негативном для нее ключе. Может случиться такая ситуация, что в пример был поставлен именно тот ребенок, с которым у проблемного малыша идет конфронтация. Подобными действиями конфликт еще больше усугубится, а бунтарь станет делать все назло взрослым.
  2. Отвлечение внимания . Мудрые педагоги всегда знают, что делать, если ребенок вредничает. Яркая игрушка, предложение почитать сказку, посмотреть мультфильм или вместе порисовать помогут на время заинтересовать маленького упрямца. Главное при этом знать его предпочтения, чтобы ему было сложно отказаться от заманчивой перспективы отлично провести время в детском учреждении.
  3. Метод «Поручение» . Не только в семье у маленькой вредины должны появиться свои обязанности. Педагогу необходимо четко озвучить строптивцу, что в группе (классе) очень не хватает помощи именно этого капризного ребенка. Чувство собственной значимости подтолкнет упрямца с энтузиазмом приняться за предложенное дело. Со временем он привыкнет выполнять просьбы взрослых и перестанет вредничать.
  4. Работа с семьей . Исключительно тандем педагога и родителей капризного шалопая, который любит все делать назло, поможет решить создавшуюся проблему. Для начала профессионал проводит анкетирование взрослых, посещает семью на дому и при помощи социального работника составляет коррекционный план работы с ребенком-врединой.
Некоторые родители не желают замечать очевидные проблемы у своих детей. Следовательно, именно педагоги должны первыми забить тревогу, чтобы из их подопечного не вырос в будущем откровенный истерик и эмоциональный шантажист.

Помощь психологов при коррекции поведения ребенка


В некоторых ситуациях конфликт между родителями и их чадом заходит настолько далеко, что без помощи специалиста проблему не решить. Обычно в сложившейся ситуации проводится следующая терапия под руководством координатора:
  • Психодиагностика . После первого знакомства с маленьким пациентом специалист при помощи беседы и анкетирования вычисляет темперамент ребенка. Во время подобного исследования также проводится диагностика причин вредности у ребенка.
  • Групповые занятия (сказкотерапия) . Во время таких небольших тренингов специалист может предложить детям коллективное обсуждение литературы на подходящую тематику. В данном случае часто используется анализ сказки С. Маршака «Глупый мышонок».
  • Игровая методика . Данный способ коррекции детской вредности подразумевает выполнение вместе с психологом упражнений «Правильно или нет?», «Мой друг - вредина », чтобы во время такого общения ребенок смог посмотреть на свое поведение со стороны. После этих манипуляций маленьким пациентам предлагается поучаствовать в «Психодраме на столе», главными героями которой становятся специалист и игрушки.
  • Арт-терапия . Подобная методика позволяет проблемным детям во время интересного им занятия успокоиться и сосредоточиться. При снятии эмоционального напряжения вредина будет все меньше истерить и истязать агрессивным поведением родителей. Аналогичный эффект имеет также песочная терапия, во время которой дети показывают специалисту свои внутренние проблемы.
Как отучить ребенка вредничать - смотрите на видео:


При возникшем вопросе, почему ребенок вредничает, следует помнить о том, что подобное отношение к окружающим является отклонением от норм поведения. Однако не стоит путать его с легким капризом или желанием отстоять свою позицию. Маленькая личность только познает этот мир, и ей сложно в некоторых случаях контролировать собственные эмоции. Не удается ей также адекватно сопоставлять имеющиеся в семье возможности с возникшими у нее желаниями. Исключительно мудрое поведение родителей и педагогов поможет вредине измениться в лучшую сторону.