Как правильно выбрать детский сад. Пошаговая инструкция. Как выбрать идеальный детский сад для своего ребенка? Выбираем лучший ведомственный детский сад

Поговорим о том, как правильно выбрать детский сад для ребенка

Поговорим о том, как правильно выбрать детский сад для ребенка . Психологи считают, что детям от 3 лет лучше посещать хороший детский сад, а не сидеть дома с мамой или еще кем-то, но ходить с плохой садик – это еще хуже, чем вообще не ходить.

Правда, бывает так, что по разным причинам для родителей не стоит вопроса, какой выбрать детский сад. Но мне, точнее моему сыну, посчастливилось выбрать детский сад по своему усмотрению. И это не потому, что у нас много денег, их как раз таки и не хватает, мы достраиваем дом.

А потому, что мы не попали по распределению в ближайшие к нашему дому садики и в ближайшее время вряд ли туда попадем из-за накопившейся очереди. Возможно мы, как многие, и пошли бы в сад, приписанный к нашему месту жительства, но раз уж так получилось, к выбору садика мы подошли очень тщательно.

Сын наш посещает частный сад за городом, - там свежий воздух и большая площадка для игр на улице. Детей там немного, не больше 15, и что очень хорошо, они все разного возраста, от года до 6-ти лет. Играют, гуляют и спят они вместе, а вот занятия проходят у них отдельно, для каждого возраста свой уровень знаний дается. К детям персональный подход, - например, если мой сын первое время не хотел спать в саду, так им кто-то занимался, пока остальные спят, и он не был предоставлен сам себе.

Мы вот уже выбрали, хочу теперь и вам помочь выбрать ХОРОШИЙ садик для вашего ребенка. Как я уже писала, что при выборе сада лучше ориентироваться не на престижность и имя садика, а на воспитателя, его профессионализм, и на то, как в садике обращаются с детьми: как на работе, или как дома. Хорошим источником информации для вас могут стать такие же мамочки как вы. Подслушивайте в поликлинике, в магазине и на детской площадке, а потом расспрашивайте, куда ходят, какие условия, нравится ли воспитатель и прочее.

Когда начинать выбор детского сада

Садик лучше выбирать заранее; за год до начала можете уже смело начинать, а то может получиться такая ситуация, что вы просто не попадете в понравившийся сад из-за банальной нехватки мест. Если у вас стоит выбор меду несколькими учреждениями, советую записать их в тетрадочку и пойти по ним по всем с визитами. Приходить лучше ко времени, когда дети выходят на прогулку – заодно посмотрите, как за ними смотрят на улице, и сколько детей приходится на одного воспитателя.

Потом побеседуйте с заведующей – она, скорее всего, вас и проведет по территории садика и все покажет и расскажет. В кабинете заведующей вас должны интересовать следующие вопросы:

  • режим дня
  • продолжительность прогулки, немало ли дети находятся на свежем воздухе
  • сколько занятий в день, не много или немало ли их
  • есть ли утренняя зарядка
  • сколько человек в группе, оптимальное количество 6-15
  • есть логопед и психолог, и сколько детей приходится на каждого из них
  • есть ли человек с медицинским образованием в штате
  • узнайте, чем собираются кормить вашего ребенка, и как будет меняться меню в зависимости от сезона, если ребенку нужна «особенная» пища – обговорите это заранее
  • выясните, есть ли расписание занятий, или они проводятся время от времени
  • пусть заведующая расскажет, как проходят праздники, есть ли спортивный и музыкальные занятия

Во время прогулки по территории ваша задача уловить настроение садика и его обитателей, смотрите, как воспитатели обращаются друг с другом, с руководством. Как проходит прогулка: дети предоставлены сами себе или воспитатели организовывают игры, соревнования или еще какие-то совместные мероприятия. Обратите внимание, как обращаются здесь с детьми: кричат, повышают голос, говорят сквозь зубы надменным тоном, или же наоборот, обращаются по имени, разговаривают спокойно и доброжелательно.

В хорошем садике, скорее всего, вы найдете выставленные для обозрения детские работы, стенды с расписанием занятий и информацией для родителей. Также, если садик занимает небольшую территорию, удостоверьтесь, что там есть все необходимое и подходящее по возрасту малышам:

  • спальные места
  • столы для занятий и для приема пищи (может быть один) и соответственно стульчики
  • есть ли место для музыкальных и спортивных занятий
  • если есть бассейн, все должно соответствовать нормам безопасности спасательные средства, резиновые коврики на полу и прочее
  • и наконец, игрушки! Они должны быть разнообразными и их должно быть много
  • также обратите внимание на сан узлы –помещения должны быть чистыми и иметь все необходимое для гигиены детишек

В принципе это все. Спросите, не много ли претензий? Нет, не много - если вы собираетесь отдать единственного ребенка в чужие руки, вы должны быть уверены, что он будет чувствовать себя там, как дома.

Приступить к выбору детского сада нужно сразу после рождения малыша. Самый простой вариант – без притязаний записаться в три ближайших к дому. Но этот вариант подходит не всем. Если вы хотите выбрать самый лучший садик, запаситесь терпением. Поскольку маме с маленьким ребенком обычно не до хождения по детским садам – возможно, это дело стоит поручить папе.

Как выбирать детский сад?

  • Самый верный способ – обойти десяток ближайших к дому садов (каталог образовательных учреждений города Москвы), поговорить с заведующими, заглянуть в группу, познакомиться с воспитателем и задать ему все волнующие вас вопросы.
  • Если сомневаетесь в выборе между несколькими садами – ориентируйтесь в первую очередь на личность воспитателя.
  • Выясните, какие дополнительные возможности предоставляет садик: водят ли детей в бассейн, на экскурсии, работает ли в саду психолог, логопед, театральная мастерская.
  • Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа» или ГКП (группа кратковременного пребывания). В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка).
  • Ориентируйтесь на свое первое впечатление. То, как приняли, вас во многом отражает то, как примут вашего ребенка. Не стесняйтесь, вы имеет полное право все знать про детский сад, куда будет ходить ваш малыш! На всякий случай, захватите бахилы.
  • Начинайте с первого, что попадается вам на глаза — с территории. Насколько она благоустроена, есть ли какие-нибудь приспособления для лазанья, песок в песочницах, клумбы с цветами, битые стекла в кустах и дырки в заборе? Разумеется, внутреннее убранство детского сада тоже говорит о многом.
  • Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалеку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы «в естественных условиях».
  • Можно даже завести себе специальную тетрадку. Составьте план «осмотра» и выставляйте по всем параметрам оценки после посещения каждого нового садика.
  • Запишите номера садов, которые вам больше всего понравились. После этого, пишите на форумы, читайте отзывы мам об этих садах, и задавайте вопросы сами. То же самое вы можете проделать, подкараулив мам, выходящих с детьми из ворот садика.
  • Желательно, чтобы детский сад располагался не слишком далеко от дома.
  • Не стоит ориентироваться на рейтинги садов, и победы в окружных конкурсах. Городские комиссии могут объективно оценить формальные признаки. Подойдет ли сад ребенку, могут определить только родители.
  • Обратите внимание на специализированные сады (глазные, ортопедические, логопедические и другие). Если у вас есть основания для поступления – то это хороший вариант. Очередей в такие учреждения, как правило, нет. В группу ходит не больше 10 человек. А отзываются мамы о них лучше, чем об обычных садах.
  • Узнайте, есть ли детский сад при организации, в которой работаете вы или ваш муж. В ведомственные учреждения малышей берут бесплатно и без очереди.
  • Стоит продумать, подходит ли вам вариант частного или домашнего детского сада.

В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка). Группа рассчитана на детей с 1,5 лет. Детки ходят на занятия вместе с мамой 3 раза в неделю. В программе ЦИПР чередуются музыка, рисование, физкультура, лепка, развитие мелкой моторики, изучение стихов, иногда массаж, бассейн, кислородный коктейль. Чтобы узнать в какой сад обратиться – позвоните в районную комиссию по комплектованию

Сейчас для многих из нас становится актуальной тема выбора детского садика . Каждая хочет для своего малыша только самого лучшего. Но, садиков много, а информации о них почти нет. Как же выбрать детский сад? И вот, у активной мамы одного из наших чатов родилась идея — собрать отзывы и мнения по садикам и воспитателям.

Мамочки, которые уже водят малышей в детский садик или точно определились с выбором, поделились опытом. Опрос проводился анонимно, без указания личных данных участников опроса. В опросе приняло участие более 200 мам.

К сожалению, некоторые мамы не указали номер своего детского сада, поэтому в рейтинг детских садов их голоса мы не смогли включить. Но не переживайте, ваше мнение и рекомендации учитывались в подсчете главных критериев выбора детского сада, а также включены в разделы статьи: советы по подготовке ребенка к детскому саду и правильному выбору детского сада.

И вот что у нас получилось:

Разделы статьи:

  1. Главные критерии выбора детского сада
  2. Советы по правильному выбору детского сада
  3. Рейтинг детских садов
  4. Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

В этой статье мы расскажем о критериях выбора садика и приведем советы опытных мамочек, на что обратить внимание.

Главные критерии выбора

Топ-5 критериев выбора детского сада оказались следующие (мамам предложено было отметить 3 главных критерия):

1 место: Удобное расположение детского сада важно для 82,9% ответивших мам

2 место: Есть воспитатель , который нравится – отметили 66,7% мам

3 место: Хорошее впечатление от посещения учреждения указали 48,6% респондентов

4 место: В здании хороший ремонт, детские площадки оборудованы, на территории порядок – эти качества отметили как самые важные 46,7% мам

5 место: Садик советуют знакомые, которые водят туда детей: 42,9% мам

Мнения родителей — как найти хороший детский сад

1 совет: Самое главное в саду — воспитатель и его отношение к детям

Главное — это воспитатель. Если он с детками играет, занимается, внимательно относится, умеет заинтересовать, отвлечь в той или иной ситуации, то и ребенок себя будет чувствовать спокойнее и заинтересованно.»

«Главное, чтобы воспитатель нашёл подход к ребёнку и тогда все будет хорошо»

«Хорошие воспитатели С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, которые любят детей и работу»

«Идите не в сад…а к воспитателю»

«Какой бы сад не выбрали, помнить, что воспитатели и родители должны быть одной командой»

«Главное это хорошие воспитатели, которые к ребёнку нашли подход и с родителяли на одной волне»

«Наладить положительные взаимоотношения с воспитателями, ведь они воспитывают ваших деток. Уважать труд воспитателя и понимать, что это нелегко. А также понимать, что для комфорта вашего ребёнка государство недостаточно даёт денег, поэтому придётся и самим на что-то скидываться.»

«Хотя бы один из воспитателей в вашей группе должен иметь высшее образование»

«В первую очередь — воспитатели к которым попадет ребенок. Все остальное – второстепенно»

«Самое главное — воспитатель, который будет проводить с вашим ребенком больше времени иногда чем вы!»

«Прыходзьце самі сваімі дзеткамі ў садок падчас прагулкі, глядзіце, як стасуюцца выхавацелі з дзецьмі.»

«Собирайте информацию о воспитателях, помощниках воспитателя»

«Лучше в сад вообще не отдавать. Есть возможность, пусть будет дома. Обеспечить его общением со сверстниками, прогулками, посещать различные интересные места и мероприятия совместно — лучшее, что могут сделать родители. Воспитывать своего ребенка нужно родителям, а не доверять столь важный вопрос чужим тетям (даже очень хорошим). Если все-таки решили отдать в дет.сад, при выборе садика, погуляйте рядом, посмотрите, что происходит на прогулках, как ведут себя дети, воспитатели.»

«Спрашивайте у мам во дворе, как им садик»

«Поговорите с мамами, кто водит деток в сад, они расскажут все»

«Общайтесь с мамами, забирающими детей вечером»

«Размаўляйце з бацькамі, што водзяць сваіх дзетак у садок.»

«Читайте отзывы»

«Не постесняйтесь и поговорите вечером с родителями, которые забирают своих детей из садика. Лучше всего выбирайте детей постарше, т.к. вероятность того, что воспитатель именно из старшей группы в следующем году будет набирать младшую группу. В ясельную вообще не рекомендую отдавать детей, т.к. дважды происходит адаптация, т.к. в яслях и в младшей группе работают разные воспитатели. И помнить, что адаптация у детей проходит не 2-3 недели и даже не месяц, а пол года, а то и весь год. Желательно детям делать в среду выходной и оставлять дома.»

«Считаю важным разузнать у местных мам о садике»

«Чтоб был поближе к дому, утром ребёнок не особо хочет рано вставать»

«Не выбирать садик, находящийся далеко от дома или места работы, т.к. очень жалко детей, которым приходится очень рано вставать, а ещё хуже ехать на общественном транспорте, да ещё и в темноте в зимнее время»

«Прежде всего, маме (родителям) самой надо психологически настроиться и «отпустить» ребенка в сад. Не волноваться, поскольку дети все прекрасно чувствуют и понимают, они как губки все впитывают: и наше настроение, и наше состояние, и наши эмоции»

«Умение ребенка морально подготовить к садику, ну и самой держать хвост пистолетом. Ребенок же все чувствует»

«Готовность мамы разлучиться с ребёнком»

«Принять решение и не поддаваться сомнениям. Верьте — все плохое очень быстро исчезает из памяти!»

«Важна адекватность заведующей и ее замов»

«На мой взгляд очень многое зависит от заведующей! Пообщайтесь для начала с ней.»

«Обязательно сходить лично, посмотреть и поговорить с заведующей»

«Грамотная заведующая у которой дети и ее сотрудники на первом месте, а не ее занимаемая должность!»

«Умение руководства выслушать родителей и помочь в нужной ситуации.»

«Готовность ребёнка, отучение от памперса»

«Еще важна подготовка ребенка перед садом, нам очень помогла Мамина школа. Ребенок уже знал, видел и представлял что такое сад. Еще читали сказки про сад и играли в детский сад с ребенком»

«Чтобы лучше понять, стоит ли ребенка водить в предполагаемый садик, можно проводить его на развивашку туда же, если там такое есть. Тогда и мнение сложится и ребёнку в будущем легче будет адаптироваться.»

«Наличие кружков, бассейна»

«Наличие адаптационных групп (школа мам и т.п.), посильные «домашние задания», изучение белорусского языка»

«Узнавайте есть ли музруководитель и физкультура»

«Культура и режим питания»

«Так же в саду не должны заставлять есть, если ребенок не хочет и выходить на улицу в любую погоду (кроме ливня и -15)»

«Хорошо кормят»

«Количество деток в группах, интегрированные группы с особыми детками»

«Нет чрезмерных поборов денег»

«Важна обратная связь с ребенком. Общайтесь с малышом. Говорящий ребенок всегда расскажет о хорошем и плохом»

Продолжение читайте в следующих статьях.

Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…

Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)

В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.

Определитесь с тем, что для вас важно

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.

Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…

Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

Познакомьтесь с заведующей садиком

Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.

Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки

Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".

Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!

Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...

Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?

Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!

Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.

Познакомьтесь с воспитателями

Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.

Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик