Методика быстрого чтения и запоминания упражнения. Как освоить скорочтение. Как увеличить скорость чтения в домашних условиях

Питер Камп

Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее

Peter Kump

Breakthrough Rapid Reading


Издано с разрешения Prentice Hall Press, a division of Penguin Group (USA) Inc. и Andrew Nurnberg Literary Agency


Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Penguin Group (USA) Inc., 1999

All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition is published by arrangement with the Prentice Hall Press, a member of Penguin Group LLC, A Penguin Random House Company

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Скорочтение на практике

Павел Палагин


Развитие мозга

Роджер Сайп


Правила мозга

Джон Медина

Эвелин Нильсен Вуд,

которая, благодаря неустанным усилиям перед лицом невообразимых препятствий, смогла совершить революцию в скорочтении и донести свои потрясающие идеи до миллионов людей,

и Дугласу Вуду,

человеку, который всегда ее поддерживал и без которого никогда не стал бы возможным ни один из этапов этого длинного пути


Несложно пробежать полтора километра за восемь минут, однако даже самый быстрый в мире бегун с трудом может сделать это в два раза быстрее. Посмотрите на плывущего стометровку чемпиона, и вы легко заметите, что он не может сделать это в два раза быстрее вас (при условии, что вы неплохо плаваете).

Тем не менее есть люди, которые читают в три, пять и даже в десять раз быстрее, чем вы. На самом деле с тех пор, как книги стали печатать, всегда находилось некоторое количество людей - очень небольшая, ограниченная группа, - которые могли читать невероятно быстро, проглатывая книги с головокружительной скоростью.

Возможно, вы слышали, что в числе таких людей был Джон Кеннеди. Теодор Рузвельт во время своего президентского срока обычно читал по одной книге в день перед завтраком . Оливер Уэнделл Холмс по дороге в Верховный суд бегло проглядывал страницы своих материалов, после чего мог подробно ответить на все вопросы по просмотренному. Это лишь несколько примеров известных персон. В действительности всегда существовало и множество самых обычных людей, которые легко и быстро читали журналы и книги.

Прорыв в скорочтении

Лишь в 1940-х годах был сделан первый серьезный прорыв в скорочтении. Школьный учитель из Солт-Лейк-Сити понял, как превратить среднестатистических читателей в сверхбыстрых. С тех пор тысячи людей смогли увеличить скорость чтения не менее чем в три раза и улучшить понимание прочитанного. Однако этому можно было научиться только на аудиторных занятиях, и студентам приходилось платить сотни долларов за обучение.

А теперь все эти революционные методы доступны для вас в новом формате - инновационном самоучителе с простыми упражнениями. Потребовалось четыре года скрупулезных исследований и тестирования, чтобы разработать эти методы самообучения, которые позволят вам заниматься дома в свободное время. Все, что когда-то было написано на эту тему, целый мир знаний из этой области - к вашим услугам. И научиться скорочтению вы можете всего за несколько недель.

Каждый день нашей жизни мы практически погребены под лавиной в буквальном смысле более чем из миллиона слов: журналы и газеты, учебные материалы, деловая переписка, отчеты… а главное - книги, которые вы бы хотели прочесть, когда у вас будет на это время. Вы буквально тонете в океане слов!.. Все потому, что количество печатных материалов ежегодно растет и за последние десять лет их было издано больше, чем за все предшествующие столетия. Причем объемы ежедневно увеличиваются. Однако благодаря новым методам, изложенным в этой книге, вы узнаете, как стать одним из быстрейших в мире читателей в этом бескрайнем море слов.

Некоторые из новаторских методов, которым вы научитесь

Вы узнаете, как читать быстрее и лучше. Быстрее означает освоение любого текста со скоростью мысли. Вы поймете, когда нужно ускориться, а когда - замедлиться. Вы научитесь всем хитростям эффективного чтения. Вы будете поглощать информацию со скоростью, которую раньше считали невероятной. И к тому же вы получите огромные дополнительные преимущества, например те, что перечислены ниже.

Вы узнаете, как запоминать то, что вы прочли, а концентрация войдет в ваши привычки. Вы начнете мыслить более ясно и систематизировать свое ежедневное чтение. Это позволит вам высвободить больше времени для других занятий. Скоро вы станете гораздо интереснее для ваших друзей, родственников и даже для самого себя, по мере того как будете осваивать все больше новых материалов.

Действуя в соответствии с проверенными методами, описанными в этой книге, вы обнаружите, что ваше мышление достигло максимально возможного потенциала. Очень важно, что в книге есть несколько текстов для тренировочного чтения. На них вы сразу же начнете отрабатывать изучаемые методы чтения.

Начните сегодня, и уже через неделю вы сможете читать как минимум на 30 % быстрее, а это означает, что теперь вы справитесь с 40 страницами за то же время, за которое раньше прочитали бы 30. Вам не понадобятся какие-либо механизмы и приспособления - вы научитесь использовать собственный встроенный «ускоритель чтения». Затем вы начнете делать инновационные упражнения, которые помогли сотням тысяч людей увеличить скорость своего чтения в два-три раза всего за несколько дней.

Вы освоите писательские приемы, с помощью которых они выстраивают структуру произведений, и это позволит вам работать с текстами еще быстрее. Вы с легкостью будете справляться с самыми трудными для понимания материалами. Более того, вы откроете для себя много новых способов чтения - да, есть и другие, кроме того единственного, который вам знаком.

Даже ваше отношение может повлиять на скорость чтения, и вы узнаете, что с этим можно поделать. Учебному чтению посвящены четыре главы, из которых вы узнаете, как постигать любую науку быстрее и лучше, используя все современные методы, которые позволяют некоторым студентам получать наивысшие баллы, потратив на учебу в два раза меньше времени, чем остальные. Вы сможете читать гораздо больше одной газеты в день или двух журналов в неделю, научившись делать это мгновенно . Приобретение потрясающей, но при этом вполне реальной способности читать по книге в день также включено в этот курс. И вы найдете в нем еще очень и очень многое.

Позвольте мне рассказать вам, как я начал быстро читать. В 1966 году меня очень беспокоили списки литературы для изучения, которые я получал в аспирантуре. Затем я увидел по телевизору рекламный ролик, где молодой человек скользил пальцем по странице, пробегая тысячи слов в минуту. Я сразу же позвонил, чтобы зарезервировать оказавшееся последним место на курсе «Движущие силы чтения по Эвелин Вуд» (Evelyn Wood Reading Dynamics), занятия которого проводились в субботу утром. Благодаря этому замечательному курсу всего через несколько недель я смог читать более чем в пять раз быстрее. Учебные материалы стали даваться мне невероятно легко. На самом деле учиться стало теперь настолько просто, что я смог устроиться работать на полную ставку (меня пригласили стать сотрудником организации Reading Dynamics). И при этом у меня даже оставалось свободное время!

В 1967 году я познакомился с Эвелин Вуд, замечательной целеустремленной женщиной, которая посвятила свою жизнь тому, чтобы помочь другим обогатить свою жизнь с помощью чтения. И именно от нее я узнал, что интеллектуальная организация человека начинается со способности быстро усваивать печатные материалы. Спустя всего несколько лет я не только учил этому удивительному навыку сотрудников администрации президента в Белом доме, но и стал национальным директором по вопросам образования в Evelyn Wood Reading Dynamics - по личной просьбе Эвелин Вуд.

После ухода из организации Reading Dynamics я решил найти способ помочь людям самостоятельно обучаться методам скорочтения и таким образом сделать их доступными для сотен тысяч тех, кто остро в них нуждается, но не может себе позволить посещать дорогостоящие аудиторные занятия. Эта книга представляет собой абсолютно новый формат самоучителя, который содержит упражнения, наиболее подходящие для работы в одиночку. Вы можете тренироваться, исходя из своей собственной скорости прогресса или из количества времени, которое можете себе позволить на практику. В этой книге вы найдете все те теории и методы, которые преподают на лучших курсах скорочтения, а также новые, которые я обнаружил и разработал во время собственной работы и которых вы не найдете больше нигде.

В продолжение статьи .
Сегодня я немного расскажу про запоминание и понимание прочитанного. Читая со скоростью 300 слов в минуту - понять и запомнить текст не сложно, но стоит ускориться до 800 и начинаются проблемы.

Для нетерпеливых: запоминать больше можно при помощи схематических записей. Подробности под катом.

Понимание и запоминание

Понимание и запоминание тесно связаны. Сложно запомнить то, что не понял, так же невозможно не запомнить ничего из того, что понимаешь.

Основная разница заключается во времени. Понимание приходит во время чтения, а вот запоминание пригодится позже.

К примеру, сегодня я начал читать книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», и я понимаю большинство из написанного, а что мне не ясно - Гугл подскажет. Но если через лет семь-восемь мои дети попросят рассказать им «сказку про умного Гарри» - без повторного прочтения книги я не смогу рассказать сюжет.

Первый шаг к запоминанию - воспроизведение только что прочитанного. После прочтения задавайте себе вопрос «О чем это?»

Линия - основа схемы запоминания

Простая диагональная линия, поверх которой написана суть прочитанного - первый шаг к визуальным схемам запоминания. Это проще чем конспектирование или составление краткого содержания.

Как рисовать эту линию?

Во время чтения чертите диагональную линию на чистом листе бумаги. После прочтения абзаца напишите над ней о чем там написано. Не подглядывайте и постарайтесь быть кратким. Для запоминания достаточно всего пары слов.


Иллюстрация из книги: пример диагональной записи о детском стихотворении «Шалтай-Болтай».

Теперь можно немного усложнить и расширить схему. Добавьте древовидные отростки к диагональной линии. Каждый отросток несет свою часть информации, также сохраняйте краткость.

Вот пример расширенной схемы записи - все о том же стихотворении «Шалтай-Болтай».
Схема читается снизу вверх.


Иллюстрация из книги: расширенная запись детского стихотворения «Шалтай-Болтай».

При тренировке моментального воспроизведения прочитанного не структурируйте информацию. Просто постарайтесь воспроизвести в памяти и записать максимум полезной информации, а также деталей, не подглядывая в книгу.

Навык вырабатывается быстро, и чем больше у вас будет практики, тем лучше вы сможете воспроизводить прочитанное.

Это упражнение также помогает улучшить понимание. Очень важно не подглядывать в прочитанный текст при тренировке запоминания. Иначе вместо запоминания вы будете упражняться в копировании.

О скорости и понимании

Работая над улучшением понимания и запоминания прочитанного забудьте о скорости.

Хорошее запоминание и высокая скорость чтения - это два различных навыка

Тренируйте каждый по отдельности и со временем, когда вы достигнете определенных результатов, выработается синергия.

А до тех пор помните: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».

Схемы запоминания - не единственный способ научиться лучше запоминать и воспроизводить прочитанное. Но он прост и доступен, а также эффективен. Прежде чем искать и пробовать иные методы, возможно, стоит обучиться этому. Пробуйте и практикуйтесь, со временем это войдет в привычку. Но никогда, запомните, никогда не ешьте желтый снег не учитесь чему-то вполсилы. Пожалейте свое время и силы, если вы хотите научиться больше запоминать - начинайте сейчас и практикуйтесь.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Чтение – это один из самых быстрых и древних способов получения накопленных че-ло-ве-чест-вом зна-ний. Вы читаете прямо сейчас! И это, казалось бы, обыденное явле-ние поистине уди-ви-тель-но. Из всех живущих на Земле существ возможность пе-ре-да-вать свои мыс-ли сквозь поколения есть только у людей. И это дает людям ко-лос-саль-ное эво-лю-цион-ное преимущество. Дело в том, что передать будущим по-ко-ле-ни-ям свой опыт на уровне генома можно только в отношении примитивных по-ве-ден-чес-ких реак-ций. Именно поэтому в эволюционном процессе усложнения ор-га-низ-мов вы-ра-бо-тал-ся ме-ха-низм обучения. Взрослые особи стали обучать молодняк . Но бла-го-да-ря воз-мож-нос-ти фик-си-ро-вать свои мысли в виде символов люди могут не-по-средст-вен-но учиться у великих. Вы можете читать Достоевского, Шопенгауэра, На-по-лео-на и дру-гих ве-ли-ких людей прошлого, а не только учиться жизни у ал-ка-шей и быд-ла с со-сед-не-го подъ-ез-да.

К сожалению, возможностью читать пользуются далеко не все. И это очень печально. Но это мож-но использовать! Чем меньше читают остальные, и чем больше читаете Вы, тем ве-ро-ят-нее, что имен-но Вы будете говорить остальным, что делать. Только не нужно про-во-дить пря-мой кор-ре-ля-ции. Это не единственный фактор! Но информация дает пре-иму-щест-во в кон-ку-рент-ной борьбе, а чтение – это и есть получение информации. И с каж-дым днем этой ин-фор-ма-ции становится все больше и больше. Если ещё в XVIII–XIX ве-ках че-ло-век, про-чи-тав-ший 300–350 книг, уже мог считаться интеллигентом, человеком вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ным, то уже в XX ве-ке товарищ Сталин читал по 1 книге в день .

Именно всевозрастающие объемы информации вынуждают людей искать способы её бо-лее быс-тро-го по-лу-че-ния. Таким способом является скорочтение. Им пользовался один из са-мых из-вест-ных американских президентов Джон Кеннеди . Он настолько це-нил этот метод, что при нем даже отправляли членов администрации президента в пер-вую в ми-ре шко-лу скорочтения, основанную в 1958 году Эвелин Вуд. Хотя в таких за-ня-ти-ях нуж-да-ют-ся не все. Например, Максим Горький обладал способностью фе-но-ме-наль-но быс-тро читать без всяких спе-циа-ли-зи-ро-ван-ных школ. Но, если у Вас нет та-ко-го та-лан-та, это ещё не значит, что Вы не можете добиться таких же результатов тя-же-лым тру-дом. И вот именно то, насколько эффективно скорочтение, а так же то, как ему мож-но обу-чить-ся, мы и со-би-ра-ем-ся выяснить в этой статье.

Эффективно ли скорочтение?

Существует достаточно много различных методологических указаний по реализации тех-ни-ки ско-ро-чте-ния, но они все фокусируются на двух основных показателях: скорости и ус-вояе-мос-ти про-чи-тан-но-го. На самом деле, исследования показывают, что ско-ро-чте-ние – это ско-рее просматривание, нежели чтение , поэтому умение фо-ку-си-ро-вать вни-ма-ние, струк-ту-ри-ро-вать и запоминать ключевые моменты текста – это ключ к эф-фек-тив-но-му ис-поль-зо-ва-нию скорочтения . Конечно, если нужно вникнуть де-таль-но в на-пи-сан-ное, как в случае с учебным пособием, то тут ни о каком ско-ро-чте-нии не мо-жет быть и речи, тут скорее надо использовать «медленочтение». По-че-му? По-то-му, что ско-ро-чте-ние подразумевает опущение незначительных деталей .

Есть ряд школ скорочтения, которые утверждают обратное. Дескать, можно читать чуть ли ни ты-ся-чи слов в минуту, не упуская никаких деталей, но контролируемые ис-сле-до-ва-ния, к сожалению, не подтверждают этих утверждений . С другой стороны, ког-да че-ло-век читает немного быстрее обычного, то его понимание текста и объем за-по-ми-нае-мой ин-фор-ма-ции возрастает , и это обусловлено именно повышением вни-ма-ния чте-ца. По-это-му отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно сказать, что ско-ро-чте-ние эф-фек-тив-но до тех пор, пока способность человека концентрировать вни-ма-ние адек-ват-но его ско-рос-ти чтения. Именно поэтому вместе с тренировкой ско-рос-ти чте-ния не-об-хо-ди-мо тренировать и способность усваивать прочитанное.

Методология обучения скорочтению

Скорость: развитие этого качества лежит в области сосредоточения, фокуса зрения и вос-прия-тия. Со-сре-до-то-че-ние означает, что человек должен быть сфокусирован на чте-нии. С этой це-лью необходимо пальцем водить под строчками, чтобы глаза не раз-бе-га-лись по все-му листку. Фокус зрения определяет то, сколько слов одновременно ви-дит че-ло-век. Скорочтение подразумевает одновременное восприятие нескольких слов, как це-ло-го, как че-го--то монолитного. Точно так же, как человек не читает слова по сло-гам, мож-но на-учить-ся чи-тать не по словам. Именно в этом помогает последний пункт – вос-прия-тие. Не-льзя про-го-ва-ри-вать слова в голове! Чтобы всему этому нау-чить-ся, на-до про-бо-вать. Пытайтесь сначала захватывать по 2 слова, по-том по 3, по-том по 4, мож-но использовать таблицу Шульте, и кон-цент-ри-руй-тесь на том, что-бы не про-го-ва-ри-вать их про себя.

Усвояемость: это качество необходимо развивать отдельно от скорости, вернее па-рал-лель-но. С этой целью тренируются такие качества, как концентрация внимания и за-по-ми-на-ния. Кон-цент-ра-цию внимания можно тренировать очень разными способами, на-при-мер, вдум-чи-вой концентрацией на совершенно неинтересных предметах, таких как се-кунд-ная стрел-ка. Человек просто осознано следит за движением секундной стрел-ки по 5–10 ми-нут под-ряд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли. Для тре-ни-ров-ки за-по-ми-на-ния нуж-но учить-ся искать в тексте слова–триггеры, которые от-ра-жа-ют его ос-нов-ную суть, а по прочтению текста пересказывать себе, что Вы из него ус-вои-ли. Так же Вы мо-же-те использовать другие ме-то-до-ло-ги-чес-кие указания из книги Ба-ра-но-вой «Ско-ро-чте-ние. Для студентов, менеджеров и заядлых читателей». Их там мно-го и на лю-бой вкус!

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

«Расфокусированный взгляд» . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий» . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного» . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет» . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово» . Варианты выполнения упражнения:

  • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом .

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки» . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка» . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость» . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст» . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь» . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку» . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение» . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • повысить способность мыслить логически правильно;
  • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день - проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.