Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.
Злой кабан
сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису
Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул
Ложка прыгнула в тарелку
А тарелка побежала
И упала с самовара
В самоваре был чаек
Он разлился на полок
У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.
Храмцов Сережа
Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.
Парфенов Илья
Жуйков Андрей
Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.
Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.
Кривоногова Кристина
Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Жернакова Тамара
Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.
Ашканова Эдда
Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.
Чепасов Егор
Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев - и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.
Харитонов Даня
Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.
Степаненко Надя
Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.
Григорук Кирилл
На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!
Иванова Лиза
Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!
Перевозкина Даша
Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.
Гуляева Настя
Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.
Воробьев Саша
У нас во дворе
Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!
Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.
Пехтерева Настя
Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!
Что случилось? Не пойму:
Тут лиса кричит му-му,
А вороны гавкают,
Поросята крякают,
Мухи по полю гуляют,
Кони по небу летают.
Ой!
Карандаш сломался вдруг!
Разъяснилось все вокруг.
Плыли по реке
Тигры в друшлаке,
А за ними слон
На коне верхом.
Сейчас теплое лето
Все люди в шубы одеты,
На снегу цветут цветы,
Греются на травке
Тюлени и моржи
Сидит ежик на сосне
Новая рубашка
На голове сапожок
На ноге фуражка
Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
"Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
Подъезжаем к светофору-света нет!!!
Сигнал дает полосатый бегемот.
Едем дальше: вдруг по зебре
Пробегает пятилапый крокамот
А по улице шагает мохноногий кашалот.
Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.
В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:
- стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
- "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе
Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке
Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце засияло,
Всем теплее стало.
Вот какие чудеса –
Всем теплее стало!
Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"
Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.
Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.
Примеры
Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.
"Ехал Ваня на коне..."
Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).
В чем еще польза
К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.
Откуда появились?
Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.
Маршак и его небылицы
У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.
"Вот какой рассеянный..."
Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.
Перевертыши
Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.
Сочинять или читать?
Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:
Кот в лесу нашел арбуз,
Променял его на сало,
Мишка прячет в лапе туз,
Ему меда мало.
Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.
Как быть воспитателям и учителям?
Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.
Небылицы
Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.
Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.
Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».
Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.
Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».
Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:
Позвольте, братцы, небылицу с пеги,
Небылицу, да небывальщину.
Старину спою, небывалую, да не слыханную.
Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.
Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».
Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.
Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).
В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.
Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.
М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.
Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:
Кошка на лукошке
Ширинку шьет,
Кот на полатях
Указывает:
Не так, кошка
Не так, плошка,
Не так черепец,
Наш Иван молодец.
Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».
Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».
Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».
Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».
По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.
В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:
Ульяна, Ульяна,
Садись-ка ты в сани,
Поедем-ка с нами
В нову деревню.
В новой деревне
Во старом селеньи
Много дива увидишь:
Курочка в сережках,
Козел в новых портках,
Коза в сарафане,
А бык в кожане,
Утка в юбке,
Селезень в жерельях,
Корова в рогоже -
Нет ее дороже!
У нашего Данилы
Разыгралася скотина,
И коровы и быки
Разинули кадыки,
Утки в дудки,
Тараканы в барабаны;
Коза в синем сарафане,
Во льняных штанах,
В шерстяных чулках,
Вол и пляшет,
Ногой машет,
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух.
Семья коз выполняет крестьянскую работу:
Козел муку мелет,
Коза подсыпает,
А маленьки козляточки
В амбарах гуляют.
По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:
Таракан дрова рубил,
Комар по воду ходил,
В грязи ноги завязил.
Блоха поднимала -
Живот надорвала.
Вошка баню топила,
Гнидка щелок варила,
Вошка париться ходила,
Со угару-то упала,
На лохань ребром попала,
Слава богу околела,
Всему миру надоела.
Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий
Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес,
Безрукий-то клеть обокрал,
Нагому за пазуху наклал,
Безногий вприпрыжку побежал
Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:
Гнида щелок щелочила,
Вошка париться ходила,
Со угару-то упала,
На лохань ребром попала.
Слава богу околела,
Всему миру надоела.
Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».
Повествование в небылице ведется от первого или третьего
У нашего Данилы
Разыгралася скотина.
Жил я у матушки
В сосновой избушке.
Спал на подушке,
На перинушке.
Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:
А хозяин на печи обувается,
А медведь на дороге повивается,
А свинья под мостом овес толкет,
А лягушка на дворе песенки поет.
Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:
Козел муку сеет,
Коза подсевает,
А барашки крутоторожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Ножками топ-топ,
А совища из углища
Глазами-то хлоп-хлоп.
Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными
Скок-поскок,
Молодой дроздок.
Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:
Эх, сапоги у меня на вате,
А поддевка на скрипах.
Да я на пегой на телеге
На сосновой лошади.
Но может быть и целая песенка:
Лыко мужиком подпоясано.
Ехала деревня середь мужика,
Глядь из-под собаки лают ворота;
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку
И давай бить палку.
Собака амбар-то поджала
Да в хвост и убежала.
Изба пришла в мужика
Там квашня бабу месит.
Встречаются перевертыши в форме нарратива:
Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.
В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».
…Да не курица на ступы соягниласе,
Корова на лыжах прокатиласе,
Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.
Да гнездо свила да детей вывела.
Малых деточек да поросяточек.
Поросяточка всё по сучьям вися,
По сучьям вися и полететь хотя.
Обоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят
Все по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь яны хоцяць.
О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».
Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».
Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.
Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.
Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Бабушка козлика очень любила.
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Напали на козлика серые волки,
Остались от козлика рожки да ножки.
После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.
В начале бабушкин козел похваляется:
Семь волков убить
Бабе шубу сшить.
Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:
Ты не смерть ли моя,
Ты не съешь ли меня?
На это ему животные отвечают
Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Уж я заинька,
Уж я беленькой.
Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:
Ах ты, бабушка,
Ты, Варварушка,
Отворяй-ко ворота,
Принимай-ко козла.
Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».
Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:
Взял бы я галку – косолапая она.
Взял бы я ворону – черномазая она.
Взял бы я ласточку – вертлявая она.
Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.
Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:
Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?
Умеешь ли пашеньку пахать?
В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:
Заводилася война
Среди белого дня.
Уж как начато палить,
Только дым пошел валить.
Как сказали на войну
Всему нашему селу,
Пораздумал белый гриб -
Всем грибам полковник,
Под дубочком сидючи,
На грибочки глядючи.
Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:
Мы богаты мужики,
Не повинны во полки
Опенки отвечают:
У нас ноги очень тонки
Нейдем мы на войну и т. д.
Соглашаются, наконец, грузди:
Мы – ребятушки дружны
Подавайте сабли, ружья,
Мы – заступники селу,
Мы идем на войну.
Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.
Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:
А телица – хвастувица,
Мой баран матер-пестер,
Козинька бела-руса,
Свинушка пестра-ряба,
Моя утка – попловутка,
Моя гуска – водоплюска и т. д.
Приведем пример звукоподражания:
Козынька – меке-кеке,
Барашек – бя-бя, бя-бя,
Свинушка – рюхи, рюхи,
Индюшка – шулды-булды,
Гусынька – га-га-гага и т. д.
Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».
Встречаются пародии на современные популярные песни:
У леса на опушке
Жила зима в избушке.
Она людей варила…
В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.
Небылицы в стихах считаются прекрасным развлечением для детей. Казалось бы такие короткие и глуповатые стишки, но они вызывают веселый заразительный смех у малышей. Если ваш малыш смеется над небылицами, и даже пытается сам придумывать нечто подобное — значит, у ребенка есть хорошее чувство юмора. Ведь именно чепуха в стихах заставляет нас, взрослых, улыбаться, а ребятню веселиться. Читайте наши короткие небылицы в стихах и смейтесь над ними вместе с детьми.
Кто поверит что это бывает?
Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обниму гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит что это бывает?
Небылица
Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Мама увидала,
Папе рассказала.
Папа удивился,
С лестницы свалился.
С лестницы на улицу,
С улицы на курицу,
С курицы на петуха.
Вот такая чепуха.
Ехал Ваня на коне
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне…
Ехал Ваня на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне…
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Радость
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые кудрявыми.
Даже мельница и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Небылица
Где это видано, где это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
А яичко то разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
Короткие небылицы
В огороде распустились
Кактусы на грядке.
А в сирени бегемот
Распевает сладко.
Заболела наша кошка
У нее чихает ножка.
Со тола возьми редиску
Полечи больную киску.
У кормушке во дворе
Птички скачут в январе:
Воробей, снегирь и стриж,
Соловей, коза и мышь.
Надевала Манечка
Варежки на ножки,
Прицепила к голове
Красные сапожки.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Море с пирогами.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху.
У егорова двора
Очень весело, ура!
А у наших у ворот
Все идет наоборот.
Пошла курица в аптеку
И сказала кукареку,
Дайте пудру и духов
Для приманки петухов.
Запряжем мы кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас
И поедим по деревне
Всем девчонкам на показ.
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
Два веселых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селедок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
На свете всё случается,
Случается на свете.
И чудеса встречаются,
Встречаются, поверьте!
И может быть,
— Ведь может быть! —
Услышим мы однажды,
Что крылья в магазине
Имеются для граждан!
И может быть, когда-нибудь,
Проснувшись утром ранним,
Вдруг чья-то мама скажет
Наташе или Тане:
«Надень-ка, дочка, крылышки,
Слетай-ка, дочка, к булочной,
Купи-ка, дочка, сахару
И две хороших булочки!»
И может быть…
Вот здорово!
Серёжа к другу Косте
Слетает через улицу
По делу или в гости…
И может, вдруг…
Ведь может так
Случиться, что когда-то
Учительница скажет:
«Мы в цирк летим, ребята!
Живее — крылья на спину!
Серёжа, Зина, скоро там?»
И целый класс вдруг весело
Взлетит над шумным городом!.
А крылья будут разные:
Оранжевые, белые…
Какие нам захочется —
Такие мы и сделаем!
***
Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз — ку-ку! Два — ку-ку!
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке,
Хвост в муке!
Ухо в кислом молоке!
Небылица
Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась а
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался…
Только плавать не умел
И воды боялся.
Сказал приятель мой…
Сказал приятель мой:
«Все козы
летать умеют,
как стрекозы.
Потом сказал: —
А все быки
жужжать умеют,
как, жуки.
А мы, мальчишки,
между прочим,
учить уроки любим очень.
Мы любим убирать кроватъ
и руки мылом отмывать,
и вовсе нет у нас привычки
девчонок дёргать за косички,
дразнить собак,
гонять котов…
Всё — так!
Хоть спорить я готов!»
Сказал — и, руку мне пожав,
направился куда-то…
Но кое в чем он был не прав,
неправда ли, ребята?
(А. Костецкий, перевел В. Корчагин)
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
(И. Гурина)
Перепутаница
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
(Ю. Мориц)
Что такое небылицы?
Прежде всего, это способ развития логического мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.
Примеры
Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.
«Ехал Ваня на коне…»
Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).
В чем еще польза
К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.
Откуда появились?
Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу «что хочу, то и говорю». Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.
Маршак и его небылицы
У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется «Быль-небылица». Это довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.
«Вот какой рассеянный…»
Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.
Перевертыши
Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей — это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.
Сочинять или читать?
Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими «на ура». В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:
Кот в лесу нашел арбуз,
Променял его на сало,
Мишка прячет в лапе туз,
Ему меда мало.
Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.
Как быть воспитателям и учителям?
Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Это из народного. Или произведение «На Горизонтских островах» Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.