Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Существующие виды духовной деятельности К духовно теоретической деятельности общества относится

Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.

Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.

Понятие духовной деятельности

  • моральные;
  • этические;
  • религиозные;
  • художественные.

Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:

  • материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
  • общественные ― первостепенные для бытования социума;
  • духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.

Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.

Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.

Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.

Основные формы морального функционирования

Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:

  • словесных сочинений и ученых трактатов;
  • шедевров скульптуры и архитектуры;
  • и живописных творений;
  • кинофильмов и телепередач.

Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.

Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.

Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.

Функции духовного производства

Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.

Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:

  • экономики;
  • политики;
  • общественной жизни.

Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.

Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.

Духовное развитие на основе практик

Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.

Безопасность самосознания

Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.

Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.

Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.

Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:

  • 1. Духовно-теоретическая - производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений);
  • 2. Духовно-практическая - сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат - изменение сознания людей.

Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство - это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.

Важной особенностью духовного производства состоит в том что - его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

Духовное производство - это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия - рост духовной культуры людей.

После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).

При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.

Духовные потребности - в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.

Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.

В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.

Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность : процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.

Таким образом, духовное потребление - особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели являются:

  • 1. Материальные возможности;
  • 2. Знание о литературе и искусстве.

Чем выше культура, тем больше выделяется средств на удовлетворение духовных потребностей.

Во многих случаях на духовное потребление влияние оказывает мода.

Духовный мир человека - это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей - идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.

Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой - эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то - в кино.

Исследования показали, что уровень образования и обшей куль­туры человека, непосредственно влияет на потребление им духов­ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека - мировоззре­ние - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить - все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения - обыденное, мифологическое, религиозное, философ-скос, научное.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь па непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф - это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веровании.Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение - это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве. Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды па мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас - их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение - это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось па достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­но назвать духовным, а какого - нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак­тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?


В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».

Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).

Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».

Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.

Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.

Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?

Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей

рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).

Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).

Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.