Повышение требовательности и личной ответственности сержантов. Оружие россии. Работа сержантовпо обеспечению безопасности военной службы,сохранению и укреплению здоровьяличного состава, заботе о его быте и нуждах

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

ТЕМА: «Сержант и воинский коллектив. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинского коллектива».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В условиях армии и флота наряду с офицерами и прапорщиками важные задачи выполняют младшие командиры – сержанты и старшины. Это самый многочисленный отряд командиров в Вооруженных Силах России. Они являются ближайшими и непосредственными начальниками солдат и матросов и выполняют очень важную роль в их обучении и воспитании, в поддержании уставного порядка и дисциплины в подразделениях, частях и на кораблях. В чем конкретно проявляется эта роль? 1. С первых дней службы молодых воинов сержанты и старшины становятся для них ближайшими наставниками, приучают их к строгому соблюдению уставов, помогают солдату осознать личную сопричастность укреплению Вооруженных Сил. Постоянно общаясь с подчиненными, сержанты и старшины убедительно и доходчиво разъясняют им цели воинской службы, предназначение и функции Российских Вооруженных Сил. При этом большое значение имеет разъяснение молодым воинам положений Конституции РФ о защите Отечества, требований законов и воинских уставов о прохождении воинской службы. Каждый воин должен глубоко понять, что его успехи в боевой учебе, мастерское владение техникой и оружием, высокая дисциплинированность необходимы для воинского коллектива и для Вооруженных Сил в целом.

Прививая любовь к воинской службе, надо всесторонне раскрывать ход военной реформы, показывать ее успехи, трудности и проблемы, разъяснять задачи, стоящие перед частью и подразделением. Для этого сержантам и старшинам важно самим быть в курсе происходящих событий в стране и за рубежом, уметь отвечать подчиненным на возникающие у них вопросы, помочь определить каждому воину свое место в решении задач, поставленных перед подразделением, частью. Важно умело использовать в воспитательных целях героическую историю Вооруженных Сил, их боевые традиции. В армии и на флоте уже давно стало незыблемым правилом: служба молодых воинов начинается с посещения комнат боевой славы, музеев, где отражен боевой путь соединения, полка, корабля. Воинская служба немыслима без строгого следования уставам. Не зря в армии существует поговорка «Живи по уставу, завоюешь честь и славу». В ходе их разъяснения сержантам и старшинам важно добиться глубокого понимания каждым воином, что уставы – это свод законов армейской жизни, что в нем заложен огромный опыт, накопленный за многие десятки, а то и сотни лет.

Необходимо показывать, что их требования исключительно рациональны, продуманы, они направлены не только на установление определенного порядка, без которого не может осуществляться жизнедеятельность подразделения, но и на формирование многих ценных качеств личности. 2. Младшие командиры играют немаловажную роль в обучении подчиненных воинскому мастерству, в овладении ими боевой техникой и оружием, в привитии высоких морально-боевых качеств, необходимых в бою. Сержанты призваны не только формировать у подчиненных верное представление об их роли в бою, добиваться глубокого освоения оружия и боевой техники, а также мастерского использования их тактико-технических возможностей, но и подкреплять все это личным примером. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, тем, что каждый из сержантов выполняет в подразделении конкретную функцию военного специалиста.

Слабое владение им оружием и боевой техникой неизбежно скажется на результатах деятельности всего подразделения, части. А это недопустимо. Во-вторых, сержанты стоят ближе всех других начальников к подчиненным солдатам, обязаны обучать их, индивидуально работать с ними, воспитывать у них любовь к службе, бережное отношение к оружию и боевой технике. Поэтому высокая личная подготовка, хорошее знание правил использования, хранения и сбережения техники и оружия подчиненными выступают важнейшими условиями успешного выполнения каждым сержантом своего воинского долга.

В-третьих, сержанты являются руководителями и организаторами действий подчиненных в бою. От их слаженности и взаимодействия зависят сила и боевая мощь частей, армии в целом. Командирская деятельность сержантов имеет ряд особенностей.

Одна из них состоит в приблизительно одинаковом с подчиненными возрасте, образовании, жизненном опыте. Кроме того, они вместе с подчиненными живут, учатся, несут службу, обслуживают технику. Это требует от каждого сержанта глубокого понимания своего места в системе обучения и воспитания подчиненных. Задача сержанта состоит в том, чтобы в отделении, экипаже, расчете, на боевом посту сформировать морально-политические, боевые, психологические и физические качества и на основе этого выработать высокое мастерство, духовную устойчивость, постоянную готовность переносить любые испытания войны.

Правильно поступают те сержанты, которые в ходе занятий создают различные напряженные ситуации, развивают инициативу и самостоятельность подчиненных. Надо помнить: всякое послабление на занятии замедляет выработку у воинов навыков эффективного использования оружия, ведет к неоправданным затратам материальных средств, к самоуспокоенности и благодушию.

3. Велика роль сержантов в нравственном воспитании подчиненных, в формировании у них моральных качеств, повышении морального духа. Младшие командиры реализуют свои воздействия путем многообразных средств влияния: слова, личного примера, создания соответствующих отношений в коллективе, организации труда и отдыха воинов. Дело за тем, чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их активно и творчески. Далеко не всегда деятельность сержантов по наведению уставного порядка, в индивидуально-воспитательной работе, в создании благоприятного нравственного климата в коллективе отвечает современным требованиям. В чем причины такого положения? Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей: отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением на учениях и плановых занятиях. У некоторых недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении. Во-вторых, нередко младших командиров ввиду их инертности и слабой подготовленности вынуждены подменять офицеры.

В результате этого сержанты постепенно перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных. В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы. Но главная роль в ее формировании у личного состава принадлежит военным кадрам, в первую очередь офицерам, а также их ближайшим и надежным помощникам - сержантам (старшинам). Никто лучше младших командиров не может знать сильных и слабых сторон солдат и матросов, их настроений, наклонностей и интересов, вариантов поведения. Необходимо особо подчеркнуть, что младшие командиры составляют 70-80 процентов всего командного состава Вооруженных Сил. Это во многом определяет их роль в обучении и воспитании подчиненных. Они живут вместе с ними общей жизнью, делят трудности и радости воинской службы, спят в одной казарме и одинаково питаются. Наконец, они ровесники солдат и матросов, обладают примерно одинаковым с ними жизненным опытом и уровнем образования, что создает атмосферу взаимопонимания и доверительности в их отношениях. Крепкая воинская дисциплина, повиновение и исполнительность явились одной из прочных основ массового героизма, мужества и отваги, проявленных нашими воинами в боях за свободу и независимость Родины.

Следует отметить, что сержанты всегда были образцом соблюдения воинской дисциплины, что позволяло им проявлять в бою героизм, мужество и отвагу, а также успешно воспитывать своих подчиненных. Вот несколько примеров. В битве под Москвой осенью 1941 года совершил беспримерный подвиг командир танка старший сержант И.Т. Любушкин. В одном из боев он получил приказ удержать важный опорный пункт.

И когда на него ринулась лавина вражеских танков, Любушкин не растерялся. Проявив верность воинскому долгу и высокую дисциплинированность, он смело вступил в схватку с превосходящими силами фашистов. В этом бою он подбил пять вражеских танков, удержал рубеж до подхода подкрепления. Своим подвигом сорвал замысел противника и обеспечил успешное выполнение своим батальоном важной задачи. Старшему сержанту И.Т. Любушкину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. А наводчик орудия младший сержант М.П.Акимов, проявив смелость и стойкость вышел победителем в неравном бою с 15-ю танками противника. Меткими выстрелами он подбил 4 из них, уничтожил до 40 вражеских автоматчиков, остальные танки повернули вспять. Расчет младшего сержанта Акимова с честью выполнил приказ командования - удержал позицию, не отступив ни на шаг. Поистине: дисциплина и героизм идут в одном ряду. За образцовое выполнение приказов командования, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в годы Великой Отечественной войны почти четыре тысячи рядовых и младших командиров удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Весьма примечательно, что 2802 из них - сержанты и старшины. Верные патриотическому и воинскому долгу, российские воины бережно хранят и умножают боевые традиции героев Великой Отечественной войны. В условиях мирного времени, в процессе боевой учебы они настойчиво совершенствуют свое воинское мастерство, воспитывают в себе высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые для умелой и надежной защиты Российского государства. Чеченские события убедительно показали, что воины России, защищая территориальную целостность страны, проявили массовый героизм и мужество, высокую дисциплину и организованность. Так, в одном из боев, старший прапорщик В. Пономарев, действуя в составе разведгруппы, уничтожил несколько боевиков. А затем при отражении атаки закрыл собою командира корпуса, приняв на себя вражеский удар. Ценой собственной жизни он спас генерала. Старший прапорщик В. Пономарев удостоен звания Героя Российской Федерации.

Еще пример. Командир отделения сержант И. Попозов в ходе боя поддерживал ус-тойчивую связь с саперами, выполнявшими ряд инженерных задач. Он первым обнаружил противника и открыл прицельный огонь, в завязавшейся перестрелке умело отвел огонь боевиков на себя, что позволило инженерно-саперному взводу успешно выполнить боевую задачу. Сержант награжден орденом Мужества. Всего же за образцовое выполнение приказов командования в боях на территории Чеченской республики более 20 тысяч российских военнослужащих к концу мая 1995 года удостоены государственных наград. Жизнь подтверждает таким образом, что высокая воинская дисциплина - важнейший фактор боевой готовности войск, непременное условие победы в боевой обстановке.

Поэтому строгое соблюдение воинской дисциплины - патриотический и воинский долг каждого военнослужащего. Интересы укрепления безопасности Отечества диктуют необходимость образцового выполнения требований воинских уставов и Военной присяги, проявления безупречного повиновения и исполнительности. Сержанты (старшины), как уже было сказано, наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. Будучи подготовленными военными специалистами, они являются непосредственными начальниками солдат и матросов, организаторами их обучения и воспитания в мирное и военное время. От них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения. Большинство сержантов (старшин) играют активную роль и в общественной жизни воинских коллективов. Многие, наиболее подготовленные из них, являются помощниками руководителей групп общественно-государственной подготовки личного состава, периодически информируют солдат и матросов по вопросам внутренней и международной жизни страны. На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов (старшин) значительно возросла. Армия и флот оснащены ныне сложным оружием и техникой.

Их обслуживание требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Маршал Советского Союза В. К.. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? - Это ближайший командир и воспитатель бойца… Эту обязанность может выполнить только пол-ноценный командир своего отделения, расчета… Только грамотный младший командир». Оценка не утратила своего актуального значения. Общевоинские уставы (например, статьи 152 и 153 Устава внутренней службы) определяют содержание и основные направления организаторской и воспитательной работы сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении.

Какие направления? Прежде всего это воспитание у своих подчиненных личной ответственности и постоянной готовности к вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, - указывается в ст. 59 Конституции РФ, - является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Из этого следует, что защита Отечества имеет государственное значение. Этим и обусловлена личная ответственность воина за его защиту, на ней, на личной ответственности зиждется все остальные качества. Ответственность воина - это особая категория. Пожалуй ни в какой другой области деятельности, кроме военной, это качество не имеет такого определяющего значения. Верность конституционному долгу тоже стержневое качество воина, составляет костяк его характера. Именно верность конституционному долгу дает возможность воину отдавать все свои духовные и физические силы ратному труду, самоотверженно служить народу, укреплять безопасность Отечества.

Верность долгу вдохновляет воина на подвиги во имя Родины. Конкретным выражением конституционного долга военнослужащего является воинский долг. Сущность воинского долга так изложена в статье 24 Закона «О статусе военнослужащих»: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». С воинским долгом непосредственно связаны такие этические категории как воинская честь, совесть, справедливость и т.д. Войсковая практика показывает, что только на основе патриотической убежденности возможно достижение такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда убеждения и воля воина становятся единым сплавом, когда приказ подкрепляется велением совести, когда дисциплина переходит в самодисциплину.

В работе сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины важно активное и постоянное патриотическое воспитание подчиненных. Патриотизм, любовь к Родине - это идейная основа высоких морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности солдат и матросов. Без этой основы армия не только не может нормально функционировать, но и даже существовать. Известный русский военный педагог генерал П.И. Трескин справедливо отмечал: «Без патриотизма солдат не есть воин… Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены». Дисциплинированность солдат и матросов во многом зависит от того, насколько они знают и выполняют требования Военной присяги и воинских уставов. Воинские уставы вобрали в себя накопленный веками опыт обучения и воспитания войск, представляют собой подлинный свод законов воинской службы.

Поэтому долг младших командиров - глубоко изучать с подчиненными уставы, заботиться о строгом выполнении их требований. Практика показывает, что эффективность этой работы зависит от того, насколько сами младшие командиры знают и выполняют требования уставов, служат в этом отношении примером для подчиненных. Большую пользу приносит использование разнообразных форм и методов изучения уставов - обмен мнениями в отделении (расчете), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, посвященных подвигам наших воинов и т.д. Неоценимое значение имеет требовательность младших командиров, строгий, равный и справедливый спрос с подчиненных за безупречное выполнение уставных требований. Русский писатель Н.А. Добролюбов как-то верно заметил: «Начальник должен постоянно стараться показать… что он все замечает, на все смотрит и всегда знает, так ли исполнено его приказание, как он хотел».

При обсуждении этого вопроса целесообразно рассмотреть опыт передовых сержантов - требовательных и взыскательных. Важное место в работе младших командиров занимают вопросы обучения подчиненных воинскому мастерству. В законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих». Этому их обязывает воинская дисциплина. К тому же данное требование наиболее полно в первую очередь выполняется дисциплинированными воинами. Нетрудно заметить, что существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной, дисциплинированностью воинов и воинским мастерством. Эта связь обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо по-нимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой готовности. А боевая готовность не может быть без крепкой, сознательной дисциплины. Не менее важно знать индивидуальные особенности подчиненных, учитывать их в процессе обучения и воспитания. Скажем имеются факты, когда молодого солдата на первых порах пугает сложность техники. Он испытывает неуверенность в возможности овладения ею. Командир отделения поступит разумно, стремясь развеять это неправильное мнение, вселить в солдата уверенность в его силах и возможностях. Командир отделения должен также учиты-вать неодинаковый уровень общей подготовки подчиненных, неодинаковые способности в изучении и овладении оружием и боевой техникой. Важным направлением в работе сержантов и старшин по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении является воспитание у подчиненных чувства высокой бдительности. Это одно из важнейших требований воинской дисциплины. В Уставе внутренней службы и в Дисциплинарном уставе подчеркивается, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего «быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну».

Работа сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении ведется и по некоторым другим направлениям. Большое значение имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Разумеется, что многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира. Издавна в народе говорят: «Рать крепка воеводою». Личный пример командира, его нравственный облик и авторитет порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению коллектива, повышению его воспитательной роли.

Весьма положительно сказывается на укреплении воинской дисциплины умение сержантов и старшин правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру межличностных отношений в отделении, состав микрогрупп, их направленность, лидеров и т.д. Это будет способствовать проведению предметной воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, исключению отрицательных явлений (дедовщина и т.д.) среди солдат и матросов.

Воинские коллективы Вооруженных Сил РФ многонациональны. Поэтому в укреплении воинской дисциплины и поддержании высокой боеготовности велика роль работы сержантов (старшин) по интернациональному воспитанию воинов. Прежде всего необходимо формировать у них уважение к национальным чувствам, обычаям и традициям. Воинские уставы подчеркивают, что основным методом является метод убеждения, обращенный к уму и чувствам воинов. Однако он вовсе не исключает и мер принуждения. Работа сержантов и старшин дает желаемый результат, если им присуща правильная, извещенная дисциплинарная практика. Дисциплинарный устав требует: ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невинный не должен быть наказан.

Речь идет об умелом сочетании и правильном применении мер убеждения, принуждения и общественного воздействия на солдат и матросов. Таким образом, воинская дисциплина исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по воспитанию подчиненных в духе беспрекословного повиновения и исполнительности, строгого соблюдения требований Военной присяги и воинских уставов. Руководителю группы рекомендуется освещать указанные направления, используя конкретные примеры из жизни своего подразделения.

Что должен знать сержант о своих подчиненных?

2. Год рождения

3. Национальность

4. Род занятий до военной службы

5. Семейное положение

6.Успехи и недостатки в боевой подготовке

7.Деловые и морально-психологические качества.

Взаимоотношения в коллективе представляют собой специфическую сеть внутриколлективных связей, обусловленных идейной общностью, взаимными, оценками деятельности и личности воинов, чувствами уважения, доверия, товарищества и ответственности друг за друга. В зрелом воинском коллективе взаимоотношения формируются в результате усвоения и неукоснительного соблюдения всеми воинами соответствующих требований норм коммунистической нравственности, воинских уставов. Поэтому они называются уставными. Для этих отношений характерны глубокое взаимное уважение, подлинное товарищество и коллективизм. Воины сплачиваются чувствами взаимной ответственности, осознанной готовностью, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности.

Взаимоотношения - один из важных регуляторов поведения воинов, их взаимодействия и общения. Они влияют на индивидуальные и коллективные настроения и социально-психологический климат, на отношение личного состава к службе, боевой и политической подготовке, на состояние воинской дисциплины.

Уставные, высоконравственные отношения складываются не сами по себе. На процесс формирования взаимоотношений в условиях военной службы влияют такие факторы, как целеустремленная идейно-воспитательная работа, требования советских законов и воинских уставов, норм коммунистической нравственности, личный пример и авторитет командира и политработника, традиции, существующие в данном подразделении, а также личные качества отдельных военнослужащих. Каждый воин участвует в создании и поддержании взаимоотношений с товарищами в зависимости от своего отношения к людям вообще и. к самому себе в частности.

Взаимоотношения в коллективе складываются из отношений воинов друг к другу. Отношение к товарищу представляет собой внутреннюю готовность воина - к определенному типу взаимодействия и общения с ним. Оно формируется как внутреннее, личностное образование, имеющее свою психологическую структуру. Основные элементы этой структуры: познавательные, эмоционально-оценочные, мотивационные и исполнительные.

Познавательные элементы - это знания, необходимые воину для того, чтобы он мог определить свое отношение к другим членам коллектива. Сюда входят: усвоенные воином принципы, нормы, правила и требования, предъявляемые к общению, совместной жизни и деятельности военнослужащих; осознание специфики обязанностей каждого члена коллектива, прежде всего его руководителей, и своего долга по отношению к ним; знание индивидуальных особенностей товарищей по службе.

Эмоционально-оценочные элементы отношения воина представляют собой, его чувства и непосредственные эмоциональные переживания, являющиеся реакцией на все то, что делает тот или иной член коллектива, а также на его личность в целом. В воинском коллективе каждый воин становится объектом эмоциональных оценок, вызывая у товарищей чувства уважения, симпатии, гордости и др. Аналогичным образом он сам эмоционально реагирует на различные проявления их личности: радуется успехам, огорчается неудачам, сочувствует и сопереживает. В его сознании зарождаются и крепнут чувства признательности, дружбы, уверенности в надежности товарища, в его помощи и поддержке (чувство локтя). Эти чувства, при условии их взаимности , и образуют ядро межличностных отношений в коллективе. В отдельных случаях могут проявляться межличностные чувства и эмоции, которые не способствуют сближению воинов: зависть, подозрительность, боязнь, обида, возмущение и др. Нежелательность проявления этих чувств в коллективной жизни очевидна.

Мотивационные элементы в структуре - межличностного отношения выполняют роль побудителей к определенным поступкам, в системе внутриколлективных взаимодействий. Различают две разновидности мотивов - эмоциональные и рациональные, или волевые. Эмоциональные мотивы - это побуждения, обусловленные. межличностными чувствами. Волевые (рациональные) мотивы образуются на основе осознания необходимости тех или иных поступков в системе общения.

Исполнительные элементы отношения воина к своим товарищам представляют собой, навыки и умения общения, индивидуального подхода к каждому из них. Взаимоотношения в воинском коллективе формируются под влиянием всей совокупности внутриколлективных отношений, центральную роль среди которых играют отношения между начальниками и подчиненными и между воинами, связанными непосредственными дедовыми контактами.

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными строятся на взаимном уважении и авторитете начальника. .Командир пользуется авторитетом, если его влияние на подчиненных опирается не только на его власть, но и на уверенность коллектива в том, что командир владеет искусством руководства и. обладает высокими морально-политическими качествами. Завоевать авторитет - значит добиться, чтобы подчиненные поверили в своего командира, в его умение обеспечить успех в учебе и в бою, в его бескорыстную . преданность делу и интересам коллектива, справедливость, и заботу о подчиненных.

Авторитет командира является, результатом не только его высоких деловых, моральных и политических качеств, но и гуманного отношения к своим подчиненным в целом и к каждому в отдельности. Отношение. командира к подчиненным, как и любое межличностное отношение, опирается на соответствующие знания. Чтобы занять правильную. позицию в общении с каждым воином, командир подразделения должен иметь четкое представление об образцовом воине, отвечающем всем, современным требованиям; знать. уставные положения, определяющие порядок обращения с личным составом; знать индивидуальные особенности каждого воина, его боевые возможности и положение в коллективе, а также его. настроение и моральное состояние. Отношения к подчиненным реализуются в многообразных организаторских, воспитательных, обучающих действиях командира, которые вытекают из соответствующих мотивов и являются внутренним элементом этих отношений. Важную роль играют мотивы, связанные с ответственностью командира за подчиненных. Эта ответственность сочетается с доверием к ним и уверенностью в их усердии и подготовленности к самостоятельным действиям. Эти чувства побуждают командира повседневно проявлять заботу о повышении боевой выучки воинов, об удовлетворении их нужд и запросов, удерживая его в то же время от подмены подчиненных, от мелочной опеки.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за успешное выполнение отделением, расче­том, экипажем боевых задач; за обучение и воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисципли­нированности, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, из­менением социального облика солдата, переходом на комплектование частей и подразделений военнослужащими по контракту, совершен­ствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежни­ми. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую оче­редь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность военной присяге.

Одной из важнейших задач сержантов является воспитание подчи­ненных в духе патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для защиты интересов своей Родины. Для этого они сами должны быть готовыми к самоотверженным действи­ям во имя интересов нашего Отечества, к выполнению служебного долга. Сержанты отвечают за правильное использование и сбережение во­оружения и военной техники. Для этого они должны хорошо знать ма­териальную часть, ее правила эксплуатации, прививать подчиненным солдатам бережное отношение к своему оружию и военной технике.

Сержанты помогают подчиненным изучать уставы и наставления, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формиру­ют умение подчинять свои действия и поступки требованиям общево­инских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспе­ченность всем необходимым подчиненных. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные каче­ства, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повыше­нию своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к военно-педагогическому процессу - знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи

тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно ру­ководствоваться принципами национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и братства между воинами различных нацио­нальностей.

Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделе­нии. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежитель­ностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедли­вой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетае­мая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои зада­чи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчинен­ных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с забо­той о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки под­чиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо под­готовлены и слажены отделения, расчеты, если каждый военнослужа­щий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастер­ству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

1.2.3. Методика проведения индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими отделения (расчета, экипажа)

В практике работы сержанта постоянно возникают всевозможные ситуации, разрешить которые можно лишь умело владея педагогичес­кими знаниями. Как выбрать средство воспитательного воздействия на подчиненного? Наедине поговорить с солдатом, нарушившим во­инскую дисциплину, или обсудить его поступок на собрании, промол­чать о случившемся или сделать воину замечание, простить или нака­зать? Правильно поступит лишь тот сержант, который умеет найти ключ к уму и сердцу человека, учесть его черты характера, психологи­ческие особенности - словом, умело владеет методикой индивидуаль­но-воспитательной работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляе­мое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целе­сообразных методов, форм и средств воспитания.

ИВР с подчиненными строится на следующих принципах:

Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

Сочетание требовательности с уважением личного достоинства

человека;

Опора на положительные качества личности воспитуемого;

Единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Их использование сержантами в своей деятельности позволяет це­ленаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия, поступки, поведение подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.

Система индивидуально-воспитательной работы включает:

определение целей и задач;

планирование;

определение того, кто и с кем индивидуально работает;

обучение практике индивидуальной воспитательной работы;

изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужа­щих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия;

организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;

анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекцию плана.

Знание подчиненных - одна из обязанностей командиров (началь­ников). Напомним также, что в соответствии со статьями 151 и 153 УВС заместитель командира взвода, командир отделения, а именно на этой должности часто находятся сержанты, обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостат­ки в боевой подготовке каждого подчиненного.

Изучение личного состава на первый взгляд кажется делом прос­тым. Однако на практике это сложный, многогранный процесс, требу­ющий от воспитателя и времени, и опыта, и определенных знаний.

В военной педагогике и психологии известно много методов изуче­ния индивидуальных особенностей военнослужащих. К ним относят­ся: наблюдение; изучение документов; обобщение мнений (обобще­ние независимых характеристик); изучение преимущественных отно­шений; беседа; анализ результатов деятельности; социометрический опрос; тестирование.

Один из наиболее объективных и надежных методов изучения во­еннослужащего - наблюдение. В ходе его осуществляется накопление фактов о поступках, поведении, суждениях подчиненного, анализ, обобщение и систематизация которых позволяют сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Наблюдение за человеком в непринужденной обстановке, напри­мер в столовой, курилке, увольнении, во время перерывов учебных за­нятий и в других условиях, когда рядом нет непосредственных коман­диров, позволяет, как никакой другой метод, выявить соответствие сознания и поведения военнослужащего.

Для повышения эффективности наблюдения можно сознательно создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максималь­ной степени проявить те качества, которым хотелось бы дать оценку.

При этом воспитателю необходимо помнить, что не всегда можно судить о человеке по отдельным поступкам, делать выводы о нем на основе единичного наблюдения. Поэтому процесс наблюдения дол­жен быть непрерывным, конкретным и активным.

Важной и достаточно трудоемкой деятельностью сержантов и на­чальников, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем, является изучение документов (ана­лиз документов). Изучается обычно личное дело (автобиография, ан­кеты, характеристики, документы об образовании). Оно помогает сер­жанту узнать об основных событиях биографии человека, которые так или иначе могли повлиять на формирование личности. Важные сведе­ния о познавательных способностях, военно-профессиональной нап­равленности и отдельных психологических особенностях подчинен­ных можно получить из карты профессионального отбора призывни­ка, в которую заносятся результаты изучения и "обследования в период приписки и призыва военнообязанных. Об общественной активности воина, его дисциплинированности, широте знаний, физическом раз­витии можно узнать из служебной карточки, читательского билета, медицинской книжки и других документов.

Лучше узнать человека помогает обобщение мнений сослуживцев о его поведении и действиях (так называемый метод обобщения незави­симых характеристик).

Сопоставление наблюдений и выводов многих людей позволяет об­наружить ошибочность представлений о человеке, отсеять неверные оценки и определить истинные его достоинства.

Сведения о военнослужащем могут быть получены в ходе как уст­ных бесед, так и заочного опроса (с помощью анкет, опросников). Последний сержантами применяется сравнительно редко, так как тре­бует затрат времени и специальных знаний.

Метод изучения преимущественных отношений. Сущность его зак­лючается втом, что воспитатель выявляет в процессе индивидуальной воспитательной работы с подчиненными с использованием различных методов следующее: о чем подчиненный любит говорить; что больше всего любит делать; как предпочитает проводить свободное время; с кем поддерживает дружеские отношения; что его больше всего волну­ет и т. п. На основе анализа выявляются интересы, потребности как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в раз­личных видах деятельности, установки, особенности характера, тем­перамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др.

Однако самые достоверные данные о подчиненном дает личное об­щение с ним. При умелом проведении индивидуальной беседы воспи­татель может оценить не только потребности, склонности, интересы, черты характера военнослужащего, но и выявить его истинные пере­живания, мнение о положении дел в коллективе, сослуживцах и т. д. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности подчиненного.

Успех проведения подобных бесед во многом зависит от соблюде­ния сержантом ряда правил. Одно из них - тщательная подготовка к проведению беседы. Важно продумать ее содержание, тему, опреде­лить круг вопросов к воину, при этом изучить всю имеющуюся о нем информацию. Необходимо также правильно выбрать место для беседы и время ее проведения.

Важно, чтобы общение проходило в спокойной и доверительной обстановке, без посторонних лиц. Все вопросы должны быть просты­ми и понятными. Ставить их нужно так, чтобы в ходе беседы вырисо­вывался единый целостный рассказ военнослужащего о себе, своей жизни, трудностях прохождения военной службы. Непременное усло­вие успеха беседы - е*е творческий характер. Она не должна вестись в форме простого опроса по предварительно намеченным вопросам, ко­торые являются лишь основой для беседы. Практика показывает, что для систематизации, анализа и учета индивидуальной работы воспита­телю целесообразно иметь педагогический дневник (рабочую тетрадь, блокнот). В нем накапливаются данные о каждом воспитаннике, на­мечаются основные меры воздействия (взаимодействия с ним), отме­чаются результаты наблюдений и некоторые выводы, характеризую­щие действенность индивидуально-воспитательной работы. Много времени такие записи не отнимут, зато придадут вашей работе целе­направленность и систематичность.

В целях изучения и воспитания подчиненных в войсковой практи­ке широко применяется анализ результатов деятельности. Он предус­матривает учет действий и поступков подчиненных, а также их упуще­ний и достижений в различных видах деятельности. При этом воспи­тателю важно изучить уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работ и т. п. Характер выполнения военнослужащим заданий может свиде­тельствовать о его навыках, способностях, интересах и других качест­вах личности.

Социометрический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристик взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. Тестирование проводит­ся специально подготовленными офицерами, как правило, психолога­ми частей.

Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что только комплексное использование всего арсенала методов и средств изуче­ния индивидуальных особенностей воинов даст желаемый результат. В каждом конкретном случае воспитатель определяет, какие методы и как их ему целесообразно использовать для получения наиболее дос­товерной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, познание подчиненного выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности его обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самого воина.

по укреплению воинской дисциплины и поддержанию

Уставного порядка

Воинская дисциплина - это одна из форм государственной дисцип­лины, основа боеготовности и боеспособности частей и подразделе­ний Вооруженных Сил Российской Федерации.

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обес­печения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятель­ности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собран­ности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обя­зательность ее требований для всех категорий военнослужащих; сов­падение целей законности и воинской дисциплины; детальная регла­ментация правил поведения по всему спектру видов воинской дея­тельности; повышенная правовая ответственность за нарушение по­рядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нрав­ственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисципли­нарная ответственность за нарушение правил, норм не только в слу­жебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного вы­полнения установленных норм и проявления активности, самостоя­тельности, творчества и т. п.

Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педаго­гов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Та­кая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процен­тов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, бу­дет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично мар­шируют, но не так надежны».

Современное понимание воинской дисциплины в сжатом, но ем­ком виде представлено в Дисциплинарном уставе ВС РФ, ст. 1: «Воинс­кая дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужа­щими порядка и правил, установленных законами, воинскими устава­ми и приказами командиров (начальников)». Воинская дисциплина ха­рактеризует и определяет должностные и личностные отношения меж­ду военнослужащими, а также воинскими коллективами. Носителем ее является конкретный человек - солдат, сержант, офицер. Находит же свое выражение она в дисциплинированности военнослужащего.

Понятие «дисциплинированность» означает специфическое каче­ство воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам пове­дение его в условиях воинской службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости воинской дисциплины:

Знание уставов и наставлений, требований воинской службы;

Умение управлять собой согласно требованиям воинской дис­циплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она мо­жет быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определен­ный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое на­казание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тог­да можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.

Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятель­ности. Рассмотрим приоритетные направления работы младших коман­диров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

Основные направления формирования и развития дисциплинирован­ности у военнослужащих:

Умелое руководство деятельностью и поведением военнослужа­щих;

Эффективная воспитательная работа;

Поддержание уставного порядка в отделении, расчете, строгое соблюдение распорядка дня всеми военнослужащими;

Четкая организация боевой подготовки и полный охват ею лич­ного состава;

Забота о здоровом морально-психологическом климате в коллек­тиве;

Повседневная требовательность младших командиров к подчи­ненным и контроль за их исполнительностью, уважение личного дос­тоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочета­ние и правильное применение мер убеждения, принуждения и обще­ственного воздействия коллектива;

Самовоспитание дисциплинированности.

При работе с военнослужащими по контракту необходимо учиты­вать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта.

Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ори­ентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуаци­ях. Умелая организация этой работы помогает молодым солдатам пре­одолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться непло­хих результатов в боевой подготовке.

Параллельно проводится работа в коллективе:

культивирование положительных взаимоотношений;

формирование здорового общественного мнения и единства взгля­дов по основным вопросам службы и боевой учебы;

преодоление негативно направленного лидерства;

поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требова­тельного отношения сослуживцев друг к другу.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, ес­ли сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированнос­ти, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сер­жанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только со­держание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубос­ти и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и прика­зов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным соста­вом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений: начальник - подчиненный, личность - коллек­тив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других - становятся прямой причи­ной нарушения дисциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распреде­ление нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежела­ние, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методичес­ких навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих - лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречаю­щиеся на практике.

Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сто­рон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправ­давшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; вниматель­ное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использования мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристраст­ным, не сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и ис­пользовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет сол­дата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сло­житься лишь в том случае, если его оценивать не, по словам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная орга­низация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и мо­ральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следу­ет добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и орга­низованности. Дисциплинирует также четкая организация обслужива­ния вооружения и техники.

В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика - это сложив­шаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий с целью их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

При определении вины военнослужащего принимаются во внима­ние: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совер­шен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен пом­нить, что мера взыскания и сама форма его наложения не должны восприниматься как действия, направленные на унижение человечес­кого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта по­мочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необ­ходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, но к боязни со­вершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъ­ективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с под­чиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисципли­нарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индиви­дуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослу­жащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядок, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением уста­новленных правил ношения военной формы одежды, а также воинс­кой дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обя­занностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, фор­мирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполни­тельность.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу непосредственного команди­ра о неприкосновенности его личности, уважении его чести и достои­нства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уста­вами правил взаимоотношений между военнослужащими является од­ним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

Особой продуманности и организованности требует работа с воен­нослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностно­му подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учесть психологические особенности военнослужащих.

Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе. Ис­кать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего - честность, персональная ответственность за порученное дело, образ­цовое выполнение воинского долга.

Большое значение в современных условиях имеет борьба за трез­вый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство со­вершенно нетерпимое явление в армии, оно злейший враг боевой го­товности.

Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевре­менно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему ко­мандиру. Некоторые сержанты пытаются скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нару­шителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступ­кам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бы­товых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять забо­ту и об организации досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дис­циплины. Его задача - добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия ху­дожественной самодеятельностью и спортом.

Таким образом, младший командир должен добиваться того, чтобы все компоненты организаторской и воспитательной работы - содержа­ние, формы, методы и средства были тщательно продуманы и всесторонне обоснованны, составляли в своей совокупности неуклонно и последовательно осуществляемую систему мероприятий, оказывали постоянное психологическое воздействие на сознание, чувства и прак­тические действия личного состава по неукоснительному соблюдению ими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.

1.2.5. Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего поряд­ка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпа­сов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а так­же для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероп­риятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспи­тательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосред­ственное, активное участие.

Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается стар­шиной роты, а во взводе - заместителем командира взвода. Число на­рядов должно распределяться равномерно и справедливо.

При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисципли­нированность, бдительность, организаторские способности, инициа­тиву и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учи­тывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с род­ными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психоло­гического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дис­циплины и даже к преступлениям.

В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ.

Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и долж­ны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к не­выполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем зас­тупить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов.

Подготовка личного состава к несению караульной службы прово­дится в три этапа:

первый - за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам;

второй - в день, предшествующий заступлению в наряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безо­пасности при обращении с оружием;

третий - в день заступления в караул проводится практическое за­нятие с отработкой действий часовых на постах.

Основа успешного несения службы суточным нарядом заключает­ся в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте - в подразделении, с личным составом караула - на караульном город­ке и т. д.

Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводя­щими, назначенными из числа сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов).

Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных. На кара­ульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Ус­тавом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи пос­та, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное вни­мание при этом обращается на поддержание постоянной бдительнос­ти и соблюдение порядка применения оружия.

На практическом занятии помощник начальника караула и разво­дящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только устав­ные требования, но и что находится под его охраной и обороной, осо­бенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охран­ной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия.

Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руко­водством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневаль­ных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме под­разделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки.

Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали. Образцовый внешний вид суточного наряда должен

служить примером для военнослужащих и оказывать на них дисцип­линирующее воздействие.

Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практи­ческих действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддер­жанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соб­людению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеп­рипасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

В этом же порядке проводятся занятия с другими лицами суточно­го наряда. Тренировки проводятся до тех пор, пока действия обучае­мых не будут четкими и слаженными.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

МЕТОДИКА РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО ВОИНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДЧИНЕННЫХ.

Цель и задачи обучения:

Научить и дать первоначальные навыки будущим сержантам принципам, содержанию, формам и методам воинского воспитания, умению сочетать высокую требовательность с уважением к подчиненным, повседневной заботой о них. Особое внимание уделить методике индивидуально-воспитательной работы с учетом специфики многонационального состава воинского коллектива, психологическим аспектом подготовки подчиненных к несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб, вопросам, проведения мероприятий в условиях полевых выходов, учений и боевых стрельб.

Методические указания:

Основная часть программы выполняется методом практических и инструкторско-методических занятий с применением элементов дискуссий, живой развернутой беседы. Главное внимание сосредотачивается на глубоком изучении теоретических и практических проблем воинского воспитания в единстве с конкретным решением учебно-воспитательных задач, проведением воспитательных мероприятий в подразделениях и частях. Особой проблемой выделяется привитие военнослужащим потребности к точному и строгому выполнению требований законов, военной присяги, обеспечению строгого уставного порядка в повседневной жизни подразделений. В ходе занятий у курсантов вырабатываются навыки работы по глубокому психологическому и индивидуальному изучению личного состава, интернациональному воспитанию подчиненных, глубокое понимание новых процессов и явлений, происходящих в повседневной жизни подразделения и Вооруженных Силах.

К проведению занятий привлекаются наиболее подготовленные командиры и офицеры воспитательных структур дивизионного и полкового звена.

Примерный тематический и часовой расчет:

Наименование темы

Кол-во отведенных часов на тему Прим-е
1 2 3 4 5
1. 1. Принципы, направления, сущность и содержание воинского воспитания. Основные формы и методы воинского воспитания.

Методика работы младшего командира по психологическому изучению личности воина, его индивидуальных морально- психологических качеств. Порядок поведения индивидуально – воспитательных мероприятий. Работа по сплочению воинских коллективах.

Работа младшего командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, воспитание подчиненных в духе неукоснительного соблюдения законов, требований военной присяги и военных уставов.

Работа сержантов по сплочению многонациональных воинских коллективов.

Особенности индивидуальной работы с воинами различных национальностей.

Тема 1: Принципы, направления, сущность и содержание воинского воспитания. Основные формы и методы воинского воспитания.

Занятие 1: Требования руководящих документов, приказов и директив Министра Обороны Российской Федерации, Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о сущности и задачах воспитания личного состава. Основные принципы, направления, содержание, формы и методы воинского воспитания.

Способы привития внутренней потребности ответственно и добросовестно выполнять свой воинский долг, стремление к достижению высоких результатов в боевой учебе, неукоснительного выполнения присяги и воинских уставов.

Воспитание на героическом прошлом Родины, части, подразделения. Использование государственной символики, боевых традиций и воинских ритуалов в воспитании подчиненных.

Понятие «педагогического такта» и неукоснительное его соблюдение в проведении воспитательных мероприятий.

Тема 2 : Методика работы младшего командира по психологическому изучению личности воина, его индивидуальных морально-психологических качеств. Порядок проведения индивидуально-воспитательных мероприятий. Работа по сплочению воинских коллективов.

Занятие 1: Основные понятия психологических свойств и качественных состояний личности. Важнейшие признаки личности. Основные формы и методы воспитания личности.

Индивидуальный подход в воспитании. Убеждение — главный метод воспитания. Воспитательное воздействие уклада воинской жизни, строгого уставного порядка, воинской дисциплины.

Умелое применение сержантами предоставленных им дисциплинированных прав, правильное понимание несовместимости командирской требовательности с грубостью – основа в дисциплинарной практике младшего командира.

Воспитательное влияние личного примера сержанта на служебную деятельность подчиненных. Методика анализа состояния воинской дисциплины в отделении (взводе).

Тема 3 : Работа младшего командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, воспитанию подчиненных в духе неукоснительного соблюдения законов, требований военной присяги и воинских уставов.

Занятие 1 :

Понятие воинской дисциплины, на чем она основывается, чем достигается и к чему обязывает. Требования руководящих документов по неукоснительному соблюдению твердой воинской дисциплины и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Значение Военной Присяги и уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной жизни, учебе и боевой деятельности воинов.

Основные направления работы младших командиров по формированию у подчиненных потребности качественного выполнения воинского долга, обеспечению строгого соблюдения законов, Военной Присяги, воинских уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.

Тема 4: Содержание, формы и методы работы сержантов по воспитанию подчиненных в духе неукоснительного соблюдения требований по поддержанию высокой бдительности и боевой готовности.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Основные требования, предъявляемые к повышению бдительности и боевой готовности. Причины их повышения. Возрастание роли бдительности и боевой готовности в условиях соблюдения оборонительного характера военной доктрины Российской Федерации.

Основные направления, формы и методы работы сержантов по повышению бдительности подчинённых и боевой готовности подразделения, формированию у воинов высоких моральных, боевых и психологических качеств; психологической готовности к бою; повышению требовательности к каждому военнослужащему за знание и строгое выполнение своих функциональных обязанностей.

Тема 5: Работа младшего командира по воспитанию личного состава в полевых условиях, при проведении тактических учений и боевых стрельб.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Требования руководящих документов об основных направлениях, формах и методах воспитательной работы при подготовке и проведении полевых выходов, тактических учений и боевых стрельб. Роль сержантов в подборе и назначении актива подразделения при подготовке и проведении мероприятий. Требования по наглядному отражению полевых выходов, тактических учений и боевых стрельб.

Необходимость соблюдения требований безопасности. Роль младшего командира в проводимых мероприятиях.

Тема 6: Работа сержантов по сплочению многонациональных воинских коллективов. Особенности индивидуальной работы с воинами различных национальностей.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Вооруженные Силы Российской Федерации – подлинная школа интернационализма. Требования Министра Обороны Российской Федерации, Начальника Главного управления воспитательной работы по утверждению принципов, форм и методов интернационального воспитания военнослужащих.

Роль сержантов в предупреждении элементов национального эгоизма, замкнутости и обособленности отдельных воинов.

Учет и внимание к национальным особенностям воинов – одна из основ успеха сержантов в воспитании подчиненных.

Тема 7: Работа младшего командира по обеспечению личной примерности военнослужащих при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Значение службы войск для успешного выполнения задач боевой подготовки, поддержания твердого уставного порядка и постоянной боевой готовности. Требования Министра Обороны Российской Федерации, общевоинских уставов к организации и несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб.