Проект "Первоцветы Алтая" (средняя группа). Экологический проект «Первоцветы Проект для детей младшей группы про первоцветы

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «ПЕРВОЦВЕТЫ».

(подготовительная группа)

Воспитатель: Герасимова Людмила Павловна.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Участники: воспитатель и дети подготовительной группы,родители

Образовательная область : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «ЧХЛ»

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.

Задачи:

1.Познакомить детей с растениями – первоцветами.

2.Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды.

3.Активизировать познавательную деятельность.

4.Развивать творчество, мышление, фантазию.

5.Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Первоцветы».

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Проблема: найти самые первые цветы, которые появляются на территории детского сада.

Форма защиты: Показ итогового занятия.

Поэтапная реализация проекта

1.Этап подготовительный

Изучение уровня знаний по теме.

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах. (За неделю до начала проекта.)

Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами. (В течение недели до начала проекта.)

Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы. (В течение недели до начала проекта.

2. Этап содержательный.

Познавательная беседа.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Раскрашивание «Цветы» (Индивидуальная деятельность детей)

Виртуальная экскурсия в весенний лес.

Цель: Заочное знакомство с первоцветами.

Интегрированное занятие «Учимся радоваться природе».

Цель: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов.

Цель: Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о первоцветах

Цель: Закреплять знания детей о первоцветах.

Чтение стихотворений : П. Соловьева «Подснежник», Е.Серовой «Фиалка», Е. Кожевникова «Медуница»

Чтение детям рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б.Житкова «Цветок»

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев».

Составление рассказа «Весна в лесу».

Цель: Пополнение словарного запаса и развитие речевой активности детей.

Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

Цель: Повысить познавательные интересы.

Презентация для детей «Первоцветы»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах.

Социализация:

Д/и «Что изменилось», «Скажи по-другому»

Цель: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Д/и «Что где растёт?», Д/и «Узнай по описанию»

Цель: Развитие мышления и сообразительности.

Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

Цель: Развивать наблюдательность, связную речь

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизировать речь детей.

Д/упр . «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Познание:

Экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Найти первоцветы. Постараться определить названия цветов.

Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.

Изготовление «Красная книга Первоцветов».

Цель: продолжать знакомить детей с редкими видами первоцветов.

Повторная экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Отметить изменения, как распускаются цветы.

Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов». Цель: Учить слушать музыку вне занятий.

Слушание песен: Ю. Антонов « Не рвите цветы», группа «доктор Ватсон» «Ландыши».

Художественное творчество

Рисование «Красивый цветок».

Цель: Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Рисование «Весенние цветы».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха».

Цель: Развитие творчества и способностей детей.

Рисование на песке (пескотерапия) и мозаика из цветных камней «Цветы» (Индивидуальная деятельность).

Аппликация «Подснежники для мамы»

Цель: учить создавать композицию из готовых деталей

Лепка «Цветочная поляна»

Цель: Уточнить, из каких частей состоит цветок.

Выставка детских работ.

Цель: Представить результаты совместной деятельности детей.

Трудовое воспитание:

Ручной труд совместно с родителями (изготовление поделок)

Коллективная работа « Цветочная полянка»

Цель: Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, закрепление знаний о первоцветах.

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».

Цель: Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Сюжетно-ролевая игра «Садовник»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Первоцветы»

Цель: Познакомить родителей с требованиями проекта « Первоцветы».

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами».

Консультация для родителей «Поделка совместно с ребенком»

3. этап

Презентация проекта

Список используемой литературы:

  1. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: Кн.1-М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Охраняемые растения Саратовской области.- Саратов: Приволж. кн. изд- во,1979.

3.Н. И. Сладков Азбука леса.- Смоленск: Русич.2002.-104 с., ил.

4.Федотова А.С., Хайртдинов Т.И., Казимир Г.Н. Особенности изучения видового состава растений – первоцветов // Юный ученый.- 2015.- №1.- С. 92-94.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект итогового занятия проекта

По экспериментальной деятельности

В подготовительной группе

«Первоцветы».

Воспитатель: Герасимова Л.П.

2016 г.

г. Невинномысск

Образовательная деятельность: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыкальное воспитание», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: Закрепление знаний детей о первоцветах, которые растут в лесах, садах, полях. Воспитание толерантности, эстетических чувств, бережного отношения к природе. Выяснение причин исчезновения многих первоцветов.

Задачи:

1.Расширить и систематизировать знания детей о первоцветах и их охране.

2.Учитиь детей внимательно слушать, проявлять интерес к цветам, природе.

3.Познакомить детей с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

4.Продолжать формировать способность детей к использованию диалогической речи, обогащать и активизировать словарный запас.

5.Врспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

Планируемый результат:

Умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении стихотворений, загадок, сказок, по просьбе взрослого рассказывает о цветах, отвечает на поставленные вопросы.

Обогащение словаря:

Первоцвет, морозоустойчивый, пролесок, проталина, ветреница, Красная книга, охрана природы.

Материалы и оборудование: Выставка поделок, рисунков ребят, картины, плакаты, фотографии первоцветов, живые цветы. Фонограмма песен и классической музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите», Группа Доктор Ватсон «Ландыши», П. Чайковский «Вальс цветов» , «Подснежник», Библиотечная выставка о первоцветах, Экологические знаки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети возьмите друг друга за руки, встаньте в круг, подарите друг другу улыбку, а теперь назовите ласково своего соседа.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

Ребята, вы знаете о том, что сейчас наступила весна, и с ее приходом начала пробуждаться природа. Прилетают перелетные птицы, появляются первые весенние цветы. Мы о них с вами много говорили читали сказки, стихи, слушали песни. И сегодня мы подведем итог наших исследований о первоцветах.

Первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди на столько соскучились по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может совсем больше не вырасти, так как он уничтожен.

Садитесь на стульчики. Сейчас нам расскажет Егор Шабаршин стихотворение о цветах, которое он подготовил для нас с мамой.

Егор:

Представьте все такую вот картину:

Гуляют в поле мама с сыном,

И сын порадовать, чтоб мать,

Решил букет цветов нарвать.

Он подарил их маме в знак своей любви,

Но часто не нужны бывают и цветы.

Пока гуляли мать и сын,

Цветы завяли один за другим.

И по дороге были брошены они.

У всех есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты,-

Поля, луга, леса, цветы и реки.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Воспитатель:

Ребята, что сделали не так сын с мамой, когда гуляли?

Ответы детей (Сорвали цветы и выкинули их, когда они завяли)

Воспитатель:

Правильно, когда срываешь цветок, он становится со временем вялым, перестает пахнуть, он умирает. Это привело к тому, что немало цветов исчезли с лица земли, сейчас мы не можем любоваться их красотой.

Вероника расскажет как охраняются и оберегаются первоцветы.

Вероника:

Первоцветы занесены в Красную книгу, эта книга рассказывает нам о том, что этих растений становится очень мало на земле, и если люди будут рвать их, то они исчезнут совсем. Такая книга была создана в 1974 году в нашей России.

(читает стихотворение)

Т. Собакина.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все; и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты….

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Берегите живую природу!

Воспитатель:

Дети, а где растут цветы?

Ответы детей (В лесу, на лугах, полях, садах)

Воспитатель:

Как нужно вести себя в природе?

Ответы детей (Не жечь костры, не рвать цветы, ломать деревья)

Воспитатель:

Послушайте Ваню Мотыченко, который приготовил с папой стихотворение.

Ваня:

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук,

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб,

И выругался громко.

Стал рвать цветы – их отшвырнул.

Стал гнуть орешину – сорвал.

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст.

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Воспитатель:

Дети, правильно себя вел в лесу этот человек?

Ответы детей (Нет, ломал ветки, пинал грибы, швырял цветы)

Воспитатель:

Давайте немножко отдохнем, да песню дружно запоем!

(Исполняется песня «Ландыши» под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Садитесь на свои места. А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, да проверю вас хорошо ли вы знаете первоцветы.

1.Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыши)

2.Из- под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

3.Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

4.Желтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились….. (Крокусы)

5.В палисадниках растут, разноцветные,

Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и (Тюльпаны)

6.Желтый, белый, темно- красный,

Нежный, смелый и прекрасный –

Не боится в самом деле

Ни морозов ни метелей (Морозник)

А теперь ребятки, слушаем цветочные загадки!

1. В красной вазе стояло 5Незабудок, а в синей 3 Примулы. Сколько цветов в 2 вазах?(8)

2.В букете было 7 Тюльпанов, из них 5 красные, а остальные- желтые. Сколько желтых Тюльпанов было в букете? (2)

3.Маленький букет составили из 10 цветов. Из них 6 цветов были Фиалками, а остальные Маргаритками. Сколько Маргариток было в букете?(4)

Воспитатель:

Дети, послушайте стихи о первоцветах, даже поэты восхищаются их красотой.

Ребенок

Е. Серова

Родился Ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И это звон услышит лес,

И птицы и цветы.

Давай послушаем - а вдруг

Услышим я и ты.

Ребенок

Е.Кочергина

Не слышна уже капель,

Бродит по лесу апрель

Звонко соловьи поют,

И подснежники цветут.

Пчелка весело жужжит,

От цветка к цветку летит.

Вы подснежники не рвите.

Сказку леса берегите.

Полюбуйтесь на красу

Пусть живут они в лесу.

Воспитатель:

Послушайте сказку «Как поспорили растения»

Свечка загорается,

Сказка начинается.

Был очень хороший день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И ни как не верилось, что наступила весна.

На одной из полянок заспорили цветы.

(Выходят дети в шапочка цветов: Мать и мачеха, Медуница, Ветреница, Тюльпан)

Мать и мачеха:

Самое замечательное растение – это я, Мать и мачеха. Потому – что я самая смелая! Я зацвела раньше всех на первых проталинах.

Медуница:

Подумаешь. Я вот зацвела чуть – чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, фиолетовые, синие. А какой у меня аромат! Я медом пахну, меня пчелы просто обожают!

Ветреница:

Нашла чем хвастаться. Вот я – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая как ты, а нежно – голубая, как весеннее небо, меня даже подснежником зовут, наверное, потому что я нежная, стебелек у меня тонкий – тонкий.

Тюльпан:

Ха – ха. Подснежником тебя называют, потому – что ты из – под снега растешь, а не потому – что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите: какой я крепкий, алый, свежий, здоровый, а листья какие широкие, стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Воспитатель:

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек:

Да, ты Мать и мачеха самая смелая. А ты Медуница, разноцветная и медоносная. Ты, Ветреница, самая нежная, ты Тюльпан, самый сильный, свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, вы без исключения дороже нам, людям.

Воспитатель:

Тут человек вздохнул и грустно сказал.

Человек:

Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь? Первоцветы не только красивые цветы, но и еще лекарственные. Листья и цветки Мать и мачехи применяют при кашле, для полоскания горла. Из Ландыша изготавливают капли для сердца. Подснежник ценен для лечения полиомиелита, а так же служит успокаивающим средством.

Первоцветы:

Не надо нас рвать без надобности.

Мы готовы помочь людям!

Мать и мачеха:

Но помните:

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги!

Ранним солнцем

Чуть согреты

Эти первые цветы.

Воспитатель:

Ну что ж, я думаю, вы все со мной согласитесь, что надо беречь первоцветы, не рвать их. На них можно только смотреть и любоваться ими, не обижать природу. Давайте еще раз назовем имена первоцветов (дети называют первоцветы)

Под песню Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите», дети танцуют и раздают гостям подарки.


Проект в старшей группе: «Внимание, первоцветы!»

МБДОУ№ 27 «Журавушка»

Воспитатели: Шамсутдинова З.А.

Байрашева Н.С.


Цель проекта: Формирование и обобщение представлений детей о дикорастущих первоцветах.

Задачи:

1.Формирование знаний о первоцветах, об их внешнем виде, биологических особенностях, о местах произрастания, о навыках природоохранной работы.

2.Развитие интереса к познанию и беззащитности дикорастущих цветов.

3.Воспитание бережного отношения к жизни дикорастущих первоцветов.


Актуальность проекта:

Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна, так как природные сообщества подвергаются интенсивному антропогенному воздействию. Первоцветы или подснежники - это целая группа травянистых растений, которые первыми рано весной появляются из-под снега.

Многие из них в последние десятилетия стали редкими и занесены в Красные книги разных уровней.

В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к дикорастущим первоцветам.


Предполагаемый результата:

1. Проявление интереса к первоцветам, произрастающих в Республике Татарстан.

2. Знание детьми 6-8 первоцветов, и их биологических особенностей.

3. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

4. Оформление на территории детского сада уголка леса с цветами – первоцветами.

5. Активное участие родителей в процессе реализации проекта.


Организация проектной деятельности:

  • Обсуждение проблемной ситуации и составление

плана действий.

Обсуждение того, что вблизи детского сада происходит постройка домов, все меньше остается озелененных участков в нашем городе с «говорящим» названием Зеленодольск и о том, что мы все реже можем в черте города увидеть вестников весны – первоцветов.


2. Практическая деятельность по реализации проекта:

2.1 Познавательно – исследовательская деятельность: 1)Актуализация знаний детей о цветах и первоцветах.


2) Знакомство с биологическими особенностями первоцветов:

Первоцветы или подснежники – это, многолетние весенние травы, зацветающие сразу после стаивания снега и успевающие отцвести до распускания листьев на деревьях. Развитие этих растений начинается ещё под снегом в феврале месяце, и первые всходы появляются с уже развитыми цветками. Это происходит благодаря тому, что в земле у них находятся перезимовавшие многолетние органы: корневища, луковицы, клубеньки, которые богаты питательными веществами. Цветок у первоцветов, либо один, но крупный и яркий, либо они мелкие, но собраны в соцветия. Подснежники отцветают до появления листьев на деревьях, так как они очень светолюбивы и не переносят затенения. Листьев у них достаточно мало, это нужно для того, чтобы не тратить много питательных веществ на их развитие. Тип опыления – смешанный: насекомыми, ветром и самоопыление (это даёт больше шансов быть опылёнными за короткий период цветения (7-10 дней))





5) Совместное творчество детей и родителей .



2.2 Коммуникативная деятельность.

Проводятся беседы с использованием иллюстраций. Дети совместно с воспитателями и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы, сказки, загадки о первоцветах .


Захватывающие легенды, древние истории и очень красивые сказки о первоцветах семьи Сиделеных .

Рассказы о первоцветах семьи Ерастовых и Селиверстовых.


Презентация семьи Леонтьевых .

В эти праздничные и тёплые выходные мы с моей семьёй отдыхали на даче. Наша дача располагается практически в лесу и рядом с речкой. Утром просыпаясь я слышу щебетание и пение птиц, а вечером засыпаю под песни лягушек и нежный тихий шорох листвы от лёгкого штиля. Как и обычно мы с мамой и моей сестрёнкой выходим в лес погулять. Наш лес красив и полон растительности. Конечно цветов в нём ещё мало, но самые первоцветы мы увидели и нашли. Хочу вам их показать!!!

Храни природу – чудо из чудес,

Леса, озёра, синь небес…

Эту фразу я прочитал на въезде на заповедную территорию нашего леса




2.3 Чтение художественной литературы:

Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», Сказка «Двенадцать месяцев», П.Соловьев «Подснежник».


2.4 Игровая деятельность: «Что изменилось», «Скажи по другому», «К названному цветку беги», «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», «Отбери и назови цветы которые знаешь», «Да – нет», «Что где растет».



Раскраски.


2.5 Продуктивная деятельность.


2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление и раздача листовок: «Берегите первоцветы!»


2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление подснежников.


Фотосессия на фоне первоцветов :


Каждый сорванный цветок - это десятки и сотни не успевших созреть семян, из которых могли бы вырасти новые растения. Собирая букеты, мы лишаем первоцветы не только листьев, но, зачастую, и корневищ. В результате растение погибает, а если и остаётся жить, то на следующий год не в состоянии запасти в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов.


Цель мероприятий по защите первоцветов - расширение знаний населения о первоцветах, формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы.

Каждый может посильно участвовать в этой акции:

  • Рисовать, распространять вместе с детьми листовки по охране первоцветов;
  • Рассказывать окружающим о редкости, значимости и уязвимости первоцветах, о способах их охраны;
  • Самим не срывать первоцветы и отказаться от покупки этих цветов с частных рук.

Юлия Чезганова
Экологический проект «Первоцветы»

Я иду по зелёному лугу, Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут : не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца- отрада,

Украшенье родимой земли.

Экологический проект »Первоцветы »

Участники : воспитатели, дети, родители.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность : 2 недели.

Актуальность : Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах , почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель проекта : дать представление о ранних цветах – первоцветах . Развитие мышления, воображения, связной речи.

Задачи :

Закрепить представление о весне и её приметах

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

Закрепить и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Активизировать совместную деятельность родителей и детей

Интеграция образовательных областей : познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат :

Усвоение детьми необходимых знаний по теме : «Первоцветы » .

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

1. Этап подготовительный

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме Определить актуальные знания детей о первоцветах , весенних цветах За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических

пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта

Познавательная беседа Уточнить и расширить знания детей о первоцветах 1 день

Д/и «Что изменилось» , «Скажи по- другому» Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность 1 день

Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка» , «Ландыш» Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове 2 день

экологические игры «К названному цветку беги» , «Узнай по описанию» Развивать наблюдательность, связную речь 2 день

Рисование «Красивый цветок» Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности 3 день

Игра» Доскажи словечко» Активизировать речь детей. 3 день

Составление рассказа «Весна в лесу» Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь» Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков 4 день

Лепка «Тюльпан» Развивать навыки работы с пластилином, в частности выполнение фона на картонной основе 4 день

Консультация для родителей «Хочу всё знать» Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Цветы» 4 день

Слушание музыки Вивальди 1 концерт»Весна», Чайковский «Времена года» «Весна» Учить слушать музыку

вне занятий 5 день

Аппликация»Подснежники для мамы» Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон 5 день

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок из бумаги «Весенние цветы» Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. 5-8 день

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о «Первоцветах » Закреплять знания детей о первоцветах . Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе 6 день

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев» Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки. 6 день

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена» . Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются. 7 день

Заучивание четверостишия»Тюльпаны» Активизировать внимание и память, развивать связную речь. 7 день

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха» Развитие навыков рисования жёсткой кистью 8 день

Д/и «Да- нет» .Чтение П. Соловьёва «Подснежник» Развитие логического мышления, сообразительности, выдержки. 8 день

Создание альбома для рассматривания «Весенние цветы» Обобщить представления детей о многообразии цветов. 8-9 день.

Музыкальное занятие «Учимся радоваться природе» Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром. 9 день

Лепка «Цветочная поляна» Закрепить умение лепить цветы. 9 день

Д/и. «Что где растёт?» Развитие мышления, сообразительности. 9 день

3. Этап итоговый

Организация познавательно- речевой деятельности «Весенние цветы» Обобщить и систематизировать знания о цветах в лесу и в саду. Формировать устойчивый интерес к явлениям неживой природы. 10 день

Выставка детских работ. Представить результаты совместного творчества родителей и детей. 6-10 день

Презентация альбома для рассматривания «Весенние цветы» для детей младшей группы 10 день

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.

Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо-

заика-Синтез, 2007.

2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под

ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в

средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных эко-

логических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-

Синтез, 2010.

5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Про-

свещение, 1987.

7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-

нию. - М.: Просвещение, 1982.

8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

ка-Синтез, 2006.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней

группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011

11. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» . М.: «Вако» 2007.

12. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» . М.: «Просвещение» 2002

13. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.

Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ре-

бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ,

14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты : Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Владос, 2000.

Конобеева Юлия Валерьевна
Проект «Первоцветы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

"ШКОЛА № 709"

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 5

ПРОЕКТ

«ПЕРВОЦВЕТЫ »

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 3 :

КОНОБЕЕВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Участники проекта :

Дети старшей группы № 3,

Родители воспитанников,

Воспитатель Конобеева Юлия Валерьевна,

Музыкальный руководитель Цаава Галина Вениаминовна.

Тип проекта : информационно - творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный – 1неделя (с 18 по 23 апреля 2016г.)

Актуальность проекта :

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающей природой является одной из главных проблем в работе каждого воспитателя, так как дети, особенно в крупных городах, испытывают большую потребность в общении с природой. Воспитываясь в городских условиях, дети в недостаточной мере имеют возможность знакомиться с «зеленым» ареалом нашей местности и не только. В результате чего у дошкольников формируется большой пробел в знаниях по окружающему миру. Поэтому педагоги дошкольного образования должны прививать любовь к природе своим воспитанникам, используя каждую возможность, учить их наблюдать, осознавать важность растений для нашей планеты. Особое внимание надо уделять и цветам, которые не только привносят красоту и яркие краски в нашу обыденную жизнь, но и обладают целебными свойствами.

Сейчас время весны! Растения пробуждаются от долгого зимнего сна, на деревьях набухают почки, кое-где прорастают зеленые травинки и появляются первые цветы . Территория нашего детского сада не исключение, здесь совместно с детьми мы увидели маленькие синие цветы, и сразу возник вопрос : «Почему цветы появились раньше травы?» . Оказалось, что дошкольники даже старшего возраста не в полной мере обладают знаниями о первоцветах .

Поэтому и было принято решение о проведении информационно – творческого проекта на тему : «Первоцветы » , при реализации которого дети в достаточной мере познакомятся с первыми цветами весны и их многообразием.

Цель проекта :

Познакомить детей с первоцветами и их многообразием .

Задачи проекта :

Создать среду для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по теме проекта ;

Познакомить детей с первыми весенними цветами , с их пользой и целебными свойствами;

Обогащать активный и пассивный словарь детей;

Развивать наблюдательность и любознательность;

Пробуждать стремление бережно относиться к первоцветам , формировать желание за ними ухаживать;

Вовлекать родителей в непосредственно образовательный процесс в качестве его участников.

Ожидаемые результаты : в результате работы над проектом

заполнится пробел знаний старших дошкольников по теме : «Первоцветы » , проявится их интерес к миру растений и цветов, а так же повысится педагогическая культура родителей наших воспитанников.

Этапы проекта :

1. Подготовительный.

3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Определение уровня знаний детей о первоцветах .

2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы.

3. Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

2 ЭТАП : СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

№ п/п Название деятельности Задачи Дата

1. Беседы на тему :

«Пришла весна» с использованием сюжетных картинок,

«Как изменилась жизнь растений с приходом весны?» наблюдение на прогулке, «Первоцветы вокруг нас » с просмотром мультимедийной презентации,

«Первоцветы на участке детского сада» наблюдение на прогулке,

«какие первоцветы занесены в красную книгу?» просмотр научного фильма. развивать наблюдательность за происходящим в природе с приходом весны;

Развивать мышление и активизировать речь детей;

Познакомить детей с первоцветом нашей местности и первоцветами , имеющимися на территории ДОУ (пролески, их строением и пользой для человека. 18 - 23 апреля

2. Просмотр мультфильмов, и научных детских передач по тематике (приложение №1) . Развивать интерес к природе;

Знакомить детей с первыми цветами весны .

3. Утренняя гимнастика «Цветок» (приложение №2) . Создать положительно-эмоциональную атмосферу;

«пробудить» организм ребёнка;

Развивать все группы мышц, координацию движений;

4. НОД по развитию речи «Первые весенние цветы » (приложение №3) . Обогащать словарь детей по теме первоцветы ;

Формировать в образовании родственных слов в подборе прилагательных к существительному;

Развивать внимание, память, воображение, мышление.

5. НОД по музыке «Весенние цветы» . Развивать музыкальное восприятие;

Определять характер прослушанного произведения : Вивальди 1 концерт «Весна» , Чайковский «Времена года» «Весна» .

6. Чтение художественной литературы (приложение №4) . Познакомить детей с новыми литературными произведениями о первоцветах ;

Развивать внимание, усидчивость, память, мышление;

7. НОД по аппликации «Майские цветы : одуванчик, тюльпан» (приложение №5) .

Вызвать интерес к созданию образа пушистого одуванчика и ярко алого тюльпана;

Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику;

8. НОД по лепке «Весенние цветы» (приложение №6) .

Учить правильно лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой;

Развивать мышление, чувство формы, мелкую моторику;

Формировать творческое воображение, эстетический вкус.

9. Коллективная работа «Лужайка с подснежниками» (приложение №7) .

Пробуждать интерес к весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представление о первоцветах ;

Формировать умение у детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации : их форму, цвет, величину;

Закреплять приёмы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое.

10. НОД по рисованию : «Красивые первоцветы » (приложение № 8) . Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, используя разные цвета красок;

Развивать творчество, воображение;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.

11. Дидактические игры :

«Расти цветок, расцветай» ,

«Какой цветок лишний» (приложение №9) Развивать логическое мышление;

Закрепить знания о первоцветах .

12. Подвижная игра «Первоцветы » (приложение №10)

Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой» , сохраняя правильную осанку;

Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

13. Экскурсия в детскую библиотеку им. М. М. Пришвина Развивать познавательную активность у детей;

14. Драматизация сказки «В гостях у весны» Развивать творческие способности у детей. апрель

15. Экскурсии дошкольников с родителями на естественные объекты природы (сады, парки, скверы, леса и тд.) Закреплять представление о первоцветах ;

16. Семейное изготовление поделок по теме «Первоцветы » . Активизировать творческие способности ребенка и родителей в семье. 18 - 23 апреля.

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

1. Выставка семейного творчества «Первоцветы » .

2. Создание выставки детских работ «Первоцветы » .

3. Изготовление Книги «Первоцветы рядом с нами » .

Результаты проектной деятельности .

В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром первоцветов нашей местности , их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках и экскурсиях у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к первоцветам , проявлялось желание за ними ухаживать. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу. Взрослые с большим удовольствием водили своих детей на экскурсии, знакомили их с первоцветами и уже в домашних условиях совместно изготавливали интересные поделки к нашему проекту . Всё это непосредственно повысила педагогическую культуру родителей.

Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и, в некоторой мере, пробудила в них доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Первоцветы в нашем детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 “ Берёзка ” » муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Проект Шкурина Ольга Андреевна воспитатель 1 речевой группы 2016 г.

Тип проекта: познавательно – игровой. Вид проекта: творческий, исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели). Предмет исследования: первоцветы, растущие в нашем детском саду. Возраст детей: старший дошкольный. Участники проекта: воспитатель, дети и родители.

Актуальность Дети в недостаточной степени имеют представление о первоцветах, а так же почему их так называют. Первоцветы занесены в Красную книгу Крыма. Необходимость формирования экологически правильного поведения в природе. Повышение речевой активности детей. Вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность детей в образовательной организации.

Задачи Закрепить представление о весне и ее приметах. Расширить представления о первоцветах. Развитие любознательности детей в ходе проекта. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Активизировать совместную деятельность родителей и детей. Активизация словаря детей.

Предполагаемый результат Усвоение детьми знаний по теме: “ первоцветы ” . Сформировать устойчивый интерес к природе вокруг нас. Обогащение словаря детей. Развитие познавательной активности детей. Сформировать правильное экологическое поведение в природе. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

ПЕРВОЦВЕТЫ Еще не везде растаял снег, а уже появляются первые весенние цветы. Первые цветы, появляющиеся ранней весной, называют первоцветами. На Руси первоцвет с любовью называли барашками. Существовал обычай: бросать сорванные барашки под ноги и топтать – на долголетие. «Весенние сказки» Первоцветы разбудили Сказкой разноцветной, И небес сияньем синим, Песенкой заветной… Лира Ликбеза

Примула Наиболее известный – примула, название цветка так и переводится – «цветущий первым». У англичан первоцвет - любимый цветок. Его растят в садах и на огородах, берут с собой в путешествия, дарят любимым. По английским сказкам, в примулах прячутся гномы, и, если весной выйти на поляну, то можно услышать, как из цветов раздается хор нежных голосков. Датчане уверены что в примулу превращена сама принцесса эльфов.

Первоцветы С марта до самого месяца мая, Ходит Весна по лесочку и полю, С почек цветочных кольчугу снимая, Вдоволь красы выпускает на волю. Снежную корку раздвинули пролески, Глянь - на поляне букетик неброский, Примулы солнечной светлые проблески, Лука гусиного мелкие блёстки… А. Василой

Подснежник складчатый По русской легенде однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило бесстрашный цветок, согрело землю и открыло дорогу Весне. Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Немцы - снежным колокольчиком.

«Жемчужные подснежники» Пробьются сквозь валежники Росточками мечты Жемчужные подснежники – Молочные цветы. Бутоны белоснежные Домой не унесу! – Не собирай подснежники: Пускай растут в лесу! А. Савостьянов ПОДСНЕЖНИК Снежно-белый, маленький Вылез на проталинке. Снега не пугается, Солнцу улыбается. Л. Полякова «Цветочные загадки» На проталинках лесных Видим цветики весны: Беленькие, нежные Первые...(подснежники). Н. Агашкова

Крокус (шафран) Не менее прекрасен крокус (или шафран). На Востоке растение относят к древним пряностям. Арабское « за-фран » означает «быть желтым», но сам цветок окрашен бледно-фиолетовым цветом. Крымские крокусы заповедны и нуждаются в охране.

Крокусы в снегу купаются, Вот так да! Вот это фокусы! - На зарядку встали крокусы! Из землицы вышли мальчики, Поднимают К солнцу Пальчики! Раз и два, и три-четыре: Листья врозь, Улыбки шире! Все, кто видит - улыбаются: Крокусы В снегу... Купаются! Н. Капустюк «Цветочные загадки» Жёлтый, белый, голубой; На земле растут пустой. У весны есть фокусы: Распустились...(крокусы). Н. Агошкова

Чистяк весенний Раннецветущие растение у чистяка не пять, а больше лепестков листья у него не изрезанные, а округлые. Его часто путают с ветреницей лютиковой. При беглом взгляде эти растения можно перепутать. Цветки чистяка на солнечных местах посещают пыльцеядные жуки, мухи, пчёлы.

Фиалка душистая Одна легенда рассказывает что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите, и великий Громовержец укрыл ее в тенистой роще, превратив ее в цветок.

На солнечной опушке, Фиалка расцвела, Лиловенькие ушки, Тихонько подняла. В траве она хоронится, От загребущих рук, Но кто-то ей поклонится, И сразу видно: друг! Е.Серова. Фиалочка душистая С весною расцвела Ароматом нежным Весь лес заполнила она. *** Где фиалка, мой цветок? Прошлою весною Здесь поил ее поток Свежею струею?.. Нет ее; весна прошла, И фиалка отцвела.

Если б в поле расцвели Только белые цветы, Любоваться бы устали Ими вскоре я и ты… Хорошо, что есть ромашки, Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки… Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной! А. Шлыгин

Используемые источники: От земли до неба. Атлас – определитель: кн. Для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2015 - 224с. http://www.stihi.ru/ http://festival.1september.ru/ https://prezentacii.org/ Авторский фотоматериал О.А. Шкурина.