Зоны требующие развития. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)

Понятие "зона ближайшего развития"

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским (см. рис. 4).

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками) . Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта . Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР. ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе (http://liber.rsuh.ru/Conf/Psyh_razvitie/kravcova.htm - см. статью Кравцовой Е.Е. "Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития").

4.3.2. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни

А.К. Маркова выделила основные "пласты" развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития (Маркова А.К., 1992; аннотация ). Среди основных "пластов" уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость (см. рис. 5) . Обученность. Прежде всего надо выявить наличный уровень того, что уже сложилось в опыте ребенка, что явилось результатом всего предшествующего обучения (систематического и стихийного, воздействий на ребенка учителей, родителей, сверстников) и на что можно опереться в дальнейшей работе. Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Ведь учение направлено на переход ученика из состояния необученности в состояние обученности. Обученность - это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой - цель предстоящего обучения . Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения - создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности.

    Обученность включает:

    • наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;

      сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться (см. рис. 6).

Знания очень неоднородны, они имеют разную психологическую значимость. Можно различить виды знаний, этапы и уровни их усвоения. Виды знаний: знания о фактах, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и методах познания. Очевидно, что более весомыми для умственного развития являются законы и теории, знания о деятельности, хотя знания о фактах подготавливают сдвиги в развитии (http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc4721/print.phtml ; Дормидонова Т.И. Диагностика обученности). Развитость. Каждый учащийся к сегодняшнему моменту имеет тот или иной уровень развития (развитость) . Это актуальный уровень развития, не совпадающий с обученностью. Б.Г. Ананьев писал: "В процессе определенного вида деятельности создаются не только определенный аппарат действий, знаний и навыков , но и потенциал развития человека. Эта характеристика человеческого развития в виде обучаемости , воспитуемости , способностей к развитию имеет для педагогики не меньшее значение, чем обученность, воспитанность, образованность человека в определенный момент воспитания" (Ананьев Б.Г., 1980. Т. 2. С. 18). У обучающегося может быть высокий уровень развития (у него хорошие способности), но низкая обученность; и, напротив, у ребенка может быть низкий уровень развития, не очень хорошие способности, но он натренирован, обучен. Развитость - это совокупность характеристик развития. Развитость - это действование в уме, действование с абстрактными отношениями, познавательная инициатива и т. д (http://dubinsky.nm.ru/pub/00x2/00x2.htm ; Дубинский А.Г. Интеллект: определение понятия (тезисы)). Далее переходим к диагностике собственно умственного развития. Ни знания, ни учебная деятельность не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем. Поэтому определение развитости у школьника включает:

    характеристики абстрактного отвлеченного мышления;

    оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном предмете;

    познавательную инициативу как выход за пределы заданного;

    самостоятельное обнаружение новых закономерностей и скрытых возможностей задачи (продуктивное мышление, креативность);

    рефлексию как осознанность деятельности;

    произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности (см. рис. 7).

Выявление этих параметров приближает нас к проникновению в сущность умственного развития. Соотношение различных показателей умственного развития нуждается в дальнейшем изучении. Воспитанность . В каждый данный момент учащийся находится на определенном уровне личностного развития (безусловно, связанного с умственным). Называется этовоспитанностью . Важный шаг в определении развития школьников - выявление личностных характеристик ученика в процессе обучения. Умственное развитие нельзя отрывать от личностного, от воспитанности школьника. Воспитанность не может быть сведена к внешним правилам этикета поведения (пропустил старшего в дверь, первым поздоровался со старшим). Воспитанность - это и не сумма, конгломерат многих качеств ученика (от искренности до интернационализма).

    Стержнем воспитанности, по мнению А.К. Марковой , является согласованность трех компонентов:

    • нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе);

      нравственных убеждений и мотивов , целей , отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон;

      нравственных поступков и нравственного поведения в учении (см. рис. 8).

    Поэтому психологическими показателями воспитанности являются:

    • широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне;

      понимание окружающих;

      нравственные убеждения;

      мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в "сильном" целеполагании - доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок; реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении.

Вместе с тем каждому этапу жизни ребенка соответствует и определенная зона его потенциальных возможностей, перспективы, зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Б.Г. Ананьев, отмечая, что обучение в начальной школе может не приводить к развитию, писал: "Прогресс обученности детей непосредственно не влечет за собой роста обучаемости" (Ананьев Б.Г., 1962. С. 24).

4.3.3. Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития

    Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость ) есть потенциальные возможности и в сфере развития (см. рис. 9) . А.К. Маркова называет это явлениеразвиваемостью (см. рис. 10) . Это определяется:

    • способностью, возможностью к дальнейшему развитию;

      готовностью к переходу на новые уровни развитости;

      проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Есть различные подходы к развитию способностей.

    Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость (см. рис. 11), которая определяется:

    • откликаемостью на воспитательные воздействия извне;

      готовностью к переходу на новые уровни развития личности.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-odar.html ; см. лабораторию психологии одаренности ПИ РАО).

Каждый ребенок на любом этапе развития уже обладает каким-либо умением, навыками, знаниями, благодаря полученному опыту. Этот опыт не может возникнуть из ниоткуда или сам по себе: по разным версиям психологов, которые явно заблуждаются. Подобные умения малыш получает только в ходе тесного и продолжительного взаимодействия со взрослыми. Это может быть простое наблюдение ребенка за старшими, совместная деятельность и другое.

Освоив новое, только тогда ребенок начинает внедрять это в свою деятельность, в привычный ход жизни. Получается так, что есть уже готовые приобретенные навыки, а есть те, которые еще до конца не освоены, но находятся на пороге «освоения».

Между тем, что малыш умеет и тем, что он смог бы научиться делать в ближайшее время, как раз и находится зона, именуемая «ближайшим развитием».

Эта пропасть между умениями и возможностями ребенка заинтересовала многих психологов. Ведь благодаря этой зоне, фактически, и возможно обучение как таковое. Без нее обучение состояло бы из резких скачков, а это невозможно в реальности.

Этот важный аспект развития требует рассмотрения его в примерах или на практике, чтобы уяснить, для чего необходимо обострить внимание на этом психологическом термине - «зона ближайшего развития», и чем он может быть полезен для психологов, педагогов, воспитателей, учителей и, непосредственно, самих современных родителей.

Теория в действии

К примеру, в ходе ряда исследований, Л. Выготский выяснил один интересный факт. Тестируя возрастную подготовку к обучению, двум восьмилетним мальчикам были предоставлены одинаковые задачи, с которыми они легко справились. Психолога не удовлетворил полученный результат. Тогда исследователь предложил им выполнить более сложные задания, которые характерны для детей старшего возраста. Вот на этом этапе, как раз дети продемонстрировали кардинальные отличия в своем развитии. Один из мальчиков справился с задачей, посильной для 9-ти летнего возраста, другой же осилил задания для 12 летнего ребенка.

Этот эксперимент доказывает то, что у разных детей неодинаковый потенциал к обучению. То есть, одному ребенку будет легко обучиться новому, так сказать совершить скачок в обучении (тому, который справился с задачей для 12-летнего ребенка), другому же, нужно тщательней работать в зоне ближайшего развития, необходимы большие усилия и объем работы с взрослым, чтобы освоить новые знания в ходе опыта и обучения.

Эта теория работает в случае тестирования потенциального развития. В других случаях, например, для тестирования готовности дошкольника к школе она не работает. При таком тестировании нельзя понять потенциальную сторону возможностей ребенка, а можно лишь диагностировать наличие тех навыков, которые у него имеются и найти те пробелы, которые называются уже по-другому «отставание».

Зона ближайшего развития была открыта совсем для другого. Она должна стать тем мостом успешного обучения ребенка, с помощью которого учителя или родители откроют процесс развития с другой стороны, то есть разберутся в нем и приступят к практическому применению своих знаний в жизни ребенка.

Использование «зоны ближайшего развития» для гармоничного обучения детей

Пользоваться этой зоной очень легко. Учитель может на обычном уроке поэкспериментировать и, подобно примеру с двумя мальчиками, который рассмотрели выше, дать ученикам усложненные задания. По результатам эксперимента можно составить график или уровень потенциального развития каждого ребенка-ученика, у кого-то он будет выше, у кого-то ниже. Но это даст полную и ясную картину для учителя, поможет составить план индивидуальной работы с каждым ребенком.

Работа по этому плану будет способствовать выходу на приблизительно одинаковый уровень развития всех учеников. С кем-то придется заниматься дополнительно или усерднее, а для кого-то будет достаточной одна демонстрации поэтапного решения задания, после которых и одни, и другие ученики смогут получить знания, то есть обучиться. Так «зона ближайшего развития» помогает на практике.

Такая методика, применяемая именно к «зоне ближайшего развития», поможет ребенку успешно преодолевать барьер от незнания к знанию, делая процесс обучения и развития ребенка максимально комфортным. Так, при использовании методики у ребенка будет значительно возрастать интерес к обучению.

Многие родители, не подозревая, что развитие ребенка требует дополнительного обучения, опыта, стараются раньше, чем это нужно, окружить его лишними занятиями: по английскому языку, письму, чтению и другому. Ребенок, сталкиваясь с невозможностью легкого обучения, получает препятствия на пути познания нового, впадает в крайности. Именно тогда и начинает притупляться интерес к учебе, а, в отдельных случаях, возникает даже высшая стадия потери интереса - отвращение. Именно в этом играет главенствующую роль актуальная зона ближайшего развития, которая позволит не перегрузить ребенка ненужными занятиями, а следовать, прежде всего, его возможностям, корректируя и помогая постепенно и плавно осваивать новое.

Критика актуальной «зоны ближайшего развития» или ее недостатки

Многие психологи начали искать в актуальной теории про зону недостатки, главный из которых, по их мнению - это развитие «несамостоятельности» с ранних лет. В ходе совместной деятельности с взрослыми, их поучений и установок, ребенок начинает себя вести «схематично», механически следуя всем советам. И в этом критики видят потерю уникальности и оригинальности детского мышления. Они предлагают другой способ освоения действительности ребенком - самостоятельный, без посторонней помощи взрослого. Но это, в чистом виде невозможно. Нельзя добиться чистой изолированности жизни ребенка от опыта взрослых. И все же, если это сделать в виде эксперимента, то можно с легкостью убедиться в том, что развитие будет замедляться.

Актуальная теория Л. С. Выготского остается приоритетной, важной в психологи, не смотря на огромный критический поток, который легко опровергается. С ее помощью можно развивать способности ребенка легче и «рациональнее» не только профессиональным психологам, воспитателям, учителям, а и современным родителям, которые выбирают актуальные подходы для всестороннего гармоничного обучения своих детей.

Так, зона ближайшего развития ребенка открыта для того, чтобы родители могли «подтянуть» свое чадо. В ходе совместной деятельности малыш перенимает опыт старших, его способности к самостоятельному решению еще недавно сложных задач кардинально возрастают. Именно тогда поведение малыша можно расценивать как полностью самостоятельный способ освоения действительности, в случае появления на его пути задач аналогичного характера.

В заключение

Теперь понятен процесс обучения в действии. Малыша не нужно заставлять что-нибудь делать, приказывать и ругать, если у него не выходит, обыкновенная демонстрация тоже будет малоэффективна. Необходимо некоторое время выполнять новые задания вместе. Такой вывод позволяет познать тонкую психологическую особенность детского обучения.

Достигая определенного возраста, ребенок научается определенным делам, которые он может делать сам – ходить, застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Но в то же время для него существует еще и ряд таких дел, которые он может сделать только с помощью взрослого. Вот эта вторая категория и является зоной ближайшего развития ребенка. К третьей категории дел относятся остальные действия, в том числе и те, которые ребенок в данный момент освоить не в состоянии, даже с помощью родителей.

Л.С. Выготский доказал, что расширение умений ребенка происходит только за счет тех действий, которые относятся к зоне ближайшего развития: завтра ребенок будет самостоятельно делать то, что сегодня он делал с мамой и папой. Таким образом, если родители много занимаются с ребенком, зона его ближайшего развития становится максимально широкой и не включает только то, что он освоить не в состоянии. Такой малыш очень быстро усваивает множество навыков и умений, чувствует себя увереннее, благополучнее, успешнее. Предоставляя ребенка самому себе, родители сужают его зону ближайшего развития, снижают его потенциал.

Наглядно этот закон можно представить на примере того, как вы обучаете своего малыша езде на велосипеде. Сначала вы сажаете ребенка на велосипед и катите его, держа за руль. Постепенно ребенок начинает сам крутить педали и рулить, но вы продолжаете придерживать велосипед за сиденье. Наконец, вы отпускаете велосипед, и ребенок едет самостоятельно. Очень важно понять, когда наступает время отпустить: если вы сделаете это рано – ребенок может упасть и начать испытывать страх, отпустите поздно – у малыша разовьется чувство неуверенности в своих силах.

Как еще можно использовать в воспитании закон Л.С. Выготского

Множество родителей рано или поздно сталкиваются с тем, что ребенок перестает слушать то, что ему рекомендуют или велят родители. Чаще всего эти словесные посылы вызывают обратную реакцию – нельзя заставить ребенка читать, если вы сами не берете в руки книгу. Если вы хотите привить своему малышу полезные привычки, придерживайтесь их сами: устраивайте семейные чтения и соревнования, ходите на рыбалку, катайтесь на лыжах или коньках.

Какие еще эффекты можно получить от совместной деятельности? У ребенка в лучшую сторону меняется общая способность к обучению, растут его самооценка и удовлетворенность собой. Кроме этого, совместная деятельность родителей и детей способствует возникновению долгой дружбы и хорошего взаимопонимания.

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время . Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Все дети неповторимы. Развитие каждого ребенка проходит с разной скоростью и степенью эффективности. Одним из факторов, который может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков малыша является помощь взрослых.

Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Понятия, введенные Л. Выготским

Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л. Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития - это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗБР помощь взрослого ребенку не требуется.

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:

ЗБР - это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, - от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Как определить зону ближайшего развития?

Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:

  • На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
  • Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
  • Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.

Зона ближайшего развития - это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!