Как общаться с грудным ребенком по месяцам. Как разговаривать с новорожденным ребенком. Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить

С первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать мир и изучает то, насколько дружественным или враждебным для него он является. Первые впечатления накладывают свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека: на его стиль общения с окружающими, на отношение к родителям и даже на самооценку. Поэтому задача родителей – обеспечить ребенку такие условия, в которых малыш сможет пройти этот важный этап своей жизни с максимальной пользой. Для этого нужно общаться с ребенком: и не просто болтать обо всем и ни о чем, а знакомить его с миром, видеть в нем полноценного собеседника, который будет внимать каждому вашему слову, строить на основании физического и вербального общения с родителями свою собственную картину мира.

Язык прикосновения

Общение с малышом должно охватывать все возможные проявления. Тактильное общение чрезвычайно важно для малютки, ведь тепло ваших прикосновений не заменит ему ничто другое. Не бойтесь лишний раз подержать ребенка на руках, погладить его, прижать к себе – это все зарождает в малыше уверенность в том, что его любят и поддерживают во всем.

Кормление грудью можно также назвать особым видом общения мамы с ребенком. Поэтому психологи настаивают на продолжительном грудном вскармливании (от полугода), которое позволяет женщине наиболее полно почувствовать все проявление материнского инстинкта, а ребенку – обрести чувство защищенности и беспечности.

Безмолвный собеседник и самый благодарный слушатель

Как сильно ошибаются родители, которые считают, будто разговаривать с грудничком – это все равно, что рассказывать об основах геометрии любимому коту. Малыш не просто слышит все — он записывает в подсознание сказанные вами фразы, начинает понимать их значение, изучает интонации и формирует свой лексический запас. Да, в первые месяцы ребенок не может ответить вам понятными словами, но ведь его реакция и звуки тоже предельно понятны! Находясь с малышом рядом, очень просто проследить за тем, как он реагирует на стишки, песенки, ваши рассказы о собственных действиях. Не стоит забывать о том, что ваш разговор должен быть диалогом. Поэтому задавайте вопросы своему грудничку, отвечайте вместе с ним, комментируйте все происходящее вокруг, называйте правильно окружающие предметы и старайтесь говорить простыми фразами, чтобы знакомство с языком взрослых проходило для малыша постепенно.

Вместе познаем мир

Доказано, что мелкая моторика рук прямо связана с работой головного мозга. Поэтому многие методики раннего развития детей базируются на активной разработке пальцев рук. Как только малыш научиться держать в руках погребушку, начинайте давать ему различные предметы, отличающиеся по размеру, текстуре, весу. Пальчики исследуют каждый сантиметр новых для ребенка предметов, и такое занятие, кроме всего, будет развивать в нем любознательность и уверенность в своих движениях.

Пассивная гимнастика

Развитие малыша должно касаться не только стороны организованного питания, регулярных прогулок и здорового сна, хотя и эти аспекты чрезвычайно важны. Физическое развитие не менее важно. Поэтому стоит начинать укрепление мышц всего тела смалу. Пассивная гимнастика, выполняемая руками мамы или папы, активное плавание в ванной, первые попытки ползать, лежа на животике, — все это основа домашней физкультуры для грудного ребенка. Кроме того, что это полезно, это еще и весело. А веселое общение с родителями – это всегда уместно.

Игры с младенцем

Разнообразные игры с малышом сочетают в себе физическое и психологическое развитие грудничка. И пусть вам не кажется, что игры с детьми такого возраста однообразны. Отнюдь! Ведь есть всевозможные погремушки, подвески, кубики и шарики, надувные и пластмассовые игрушки, пищалки, музыкальные зверушки, плавающие и прыгающие приспособления. Со всем этим нужно знакомить ребенка постепенно – по нарастающей, усложняя задачи для любимого чада. Со временем малыш научится самостоятельно нажимать кнопки, открывать и закрывать некоторые элементы игрушек, класть маленькие предметы в большие. Но все равно долгое время самой любимой игрушкой для него будет оставаться мамина рука.

Общаясь с ребенком, не расстраивайтесь, если не получаете от него ожидаемой реакции, если он изучает игрушки не так, как ожидаете вы. Грызть погремушку или стучать музыкальной игрушкой тоже можно. Поэтому не мешайте познавать ребенку то, что интересно ему. Минимизируйте количество запретов, и тогда ваше общение будет взаимно приятным и полезным.

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец - тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Нужно говорить не ребенку, а с ребенком - вести с ним диалог

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей - утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном - как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, - поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. - Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка - языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, - объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». - Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, - говорит Борис Цирюльник. - Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль - в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова... Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения - появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, - продолжает Галина Филиппова. - Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, - рассказывает Галина Филиппова. - И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей - все эти события нужно ему объяснить. Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, - вспоминает 34-летний Дмитрий. - Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно - свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, - отмечает Ольга Варпаховская. - И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».

Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца - ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, - признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. - Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, - поясняет Галина Филиппова. - Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», - добавляет Борис Цирюльник. - Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки - «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, - советует нейропсихолог. - В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» - в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, - рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. - Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».

Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» - вера в то, что мир, в котором мы живем, - в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения - «я» и «ты».

Когда 5-летнего Никитку привели на по английскому языку, педагогу показалось, что малыш уже овладел одним иностранным языком, причем только на нем и говорит. Учительница решительно не понимала, что хочет сообщить ребенок. Буквы Ю у Никиты нахально вставали на место У после любых согласных, Ш упорно превращалось в С, а Р и Л спрятались в этой чехарде, будто партизаны. Словом, когда мальчик открывал рот, маме приходилось расшифровывать его речь.

С самых первых дней

Обратив внимание мамы на проблемы малыша, учительница с удивлением услышала в ответ: «А логопед нам сказал приходить только после 5 лет». Позвольте, но если до школы остается год, исправить все речевые огрехи невероятно трудно. К первому классу у ребенка возникнут трудности с поступлением в школу, где углубленно изучают иностранный язык. И что гораздо серьезнее, могут появиться проблемы с грамотностью - неправильно произнося слова родного языка, ребенок будет неверно воспроизводить их на письме. В такой ситуации надо как можно раньше обратиться к логопеду. И не забывайте, что самый талантливый и внимательный педагог, знающий малыша с рождения, - это мама. Старайтесь с первых дней больше разговаривать с новорожденным . Малютке столь же приятен ваш голос, как вам его очаровательный вид и первая улыбка. О чем говорить с таким несмышленышем? Пусть грудничок улавливает только интонацию, а не смысл слов. Хотя мой младший сын в возрасте 2 месяцев с весьма хитрым лицом слушал обещания отвезти его на море, если он начнет наконец спать по ночам… И вскоре вполне заслуженно весело бултыхал ножками в соленой воде. Так что на всякий случай говорите своим деткам что-то очень приятное. Важно и то, КАК вы общаетесь с младенцем .

  • Старайтесь не спешить, четко выговаривать слова и звуки, чуть нараспев.
  • Озвучивайте свои действия. «Вот мы сейчас поменяем мокрый подгузничек, наденем красивый костюмчик…»
  • Не скупитесь на рифмы! Пойте младенцу песенки, вспоминайте прибаутки и потешки. Можно только восхищаться мудростью наших предков, сопровождавших стишком-пестушкой каждое движение, обращенное к малышу. Например, с детства всем знакомое:

Водичка, водичка, умой
наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.

Причесывая ребенка, в старину обычно приговаривали:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Батюшка, гребешок,
Причеши петушок.

Когда младенец потягивался, просыпаясь, слышал:
Потягушенъки, потягушенъки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Такая речь отличается четким ритмом, задает тон движениям и разряжает однообразие ежедневных процедур. Попробуйте произнести эти стишки в плохом настроении с нахмуренными бровями - вам тут же станет смешно. Так что смело можно утверждать - присказки, поговорки и тетешкания обеспечивают маме и малышу эмоциональный комфорт.

Эта программа-минимум для первых месяцев совместной жизни поможет приобрести опыт общения с новорожденным и . В развитии ребенка шестого месяца жизни закладывается фундамент правильного и своевременного . Став постарше, ребенок поразит вас способностью легко запоминать рифмованные строки. Кроха будет декламировать полюбившиеся стихи. А пока, если вы стремитесь к диалогу, попробуйте научить малыша говорить «агу». Подключите к делу и папу. Как показывает практика, мужчины проявляют чудеса терпения и повторяют это созвучие до бесконечности, наклонившись над сыном или дочкой. А затем, явно гордясь друг другом, демонстрируют свои достижения, агукая наперегонки. Пусть это еще не осмысленные слова, а так называемые предречевые вокализации, они доставляют истинное удовольствие всем участникам.

Слово оживает в движении

Разнообразные, усложняющиеся по мере взросления ребенка «гукающие» звуки постепенно заменяются лепетными вокализациями. очень похож на речь (слоги, часто складывающиеся в слова - ба-ба-ба, ма-ма-ма). В этот период старайтесь поддерживать инициативу малыша, повторять те звукосочетания, которые ему даются легко, и предлагайте новые. Самое простое - сочинять ритмичные лепеталки. Например, «ТА-ТА-ТА, увидали мы кота», «РА-РА-РА, наступила вдруг жара».. Предлагайте ребенку , проясняющие значения слов. Во втором полугодии жизни малыш уже может связывать слова с предметами и движениями. «Где кроватка? Где киса? Где мишка?» - только спрашивайте. И ребенок будет с удовольствием отыскивать глазами названные предметы. В бурный восторг моих мальчишек приводила изумительная по простоте игра: «Птички летели, летели, летели (ладонями изображаете взмахи крыльев), на головку к Ване сели (накрываете голову ладонями), отдохнули и дальше полетели (снова движение полета)». Через несколько повторов ребенок сам начинает ручками изображать птиц, усаживает их к себе на головку. Не забывайте, что с движениями развивают понимание взрослой речи и ускоряют процесс активного овладения словом. Вспомните знакомые со времен вашего детства ладушки, «Гуси-гуси». Детям 3-5 лет нравятся более сложные игры-путалки.

Взрослый читает стишок и показывает:
Как живешь?
Вот так!
(Большой палец вверх.)
Как плывешь?
Вот так!
(Руками изображает движения пловца.)
Ждешь обед?
Вот так!
(Гладит себя по животу.)
Машешь вслед?
Вот так!
(Машет рукой.)
Утром спишь?
Вот так! (Руки складывает под щекой.)
А шалишь?
Вот так!
(Прыжки и махи руками.)

А затем ведущий начинает путать движения, неправильно соотнося их со строчками стишка. Задача ребенка - не поддаться на эти уловки и все показать правильно.

Стимулирует совместное чтение книг. С какого возраста начинать? Все дети разные. Старшему сынишке я стала показывать и читать книги после года. Младший заинтересовался книгами в 3 месяца. Тщательно изучив и матерчатые, и клеенчатые книжки с картинками (я называла и показывала все изображенные там предметы), попробовав их на вкус, он перешел к «солидным» изданиям из картона. Но если ваше 2-летнее чадо не желает сидеть и слушать, как вы читаете, не бросайте своих попыток. Главное, чтобы ребенок чувствовал ваше искреннее желание заняться таким увлекательным делом, как совместное рассматривание и чтение книг. Выбирайте прочные картонные книжки с узнаваемыми картинками и короткими рифмованными текстами. Малышам трудно дослушать даже маленький стишок до конца, поэтому первые несколько дней (недель или месяцев) знакомства с книгой вполне можно ограничиться изучением картинок и озвучиванием героев: смотри, собачка, она лает: «Гав, гав».

Книги нужно использовать и для обсуждения прочитанного и увиденного. По мере взросления ребенка усложняйте задачу. От простого: «Где спрятался зайчик на картинке?» идите к сверхсложному: «Что он почувствовал? Как ты думаешь, что будет дальше?». Постепенно малыш должен научиться составлять связный рассказ по картинке, анализировать увиденное и услышанное. Сегодня все знакомы с понятием «мелкая моторика» и представляют ее значение для развития речи. Но у мам не хватает терпения ежедневно заниматься развитием ловкости маленьких пальчиков. А зря! Если вам не терпится услышать первые слова крохи, не ленитесь несколько минут поупражнять пальчики. Во время кормления просто перебирайте их, аккуратно сгибайте и разгибайте. Для тех, кто постарше, указательным пальчиком изобразите любимых героев на картинках в книжке. «А где же спрятался мышонок? Вот он!» На помощь вам придут бусины, пуговки, которые нанизывают на нитки и дают изучать любопытным пальчикам. Камушки хорошо перекладывать из одной коробочки в другую. После года, когда ребенок способен сконцентрироваться и дольше удерживать внимание, выкладывайте мозаику на пластилиновый фон, делайте забавные аппликации с макаронами, играйте со шнурочками. Пополнить активный словарный запас помогает домашний кукольный театр. Если кроха еще не интересуется «куклами на руку», замените их резиновыми или мягкими игрушками. Мои полуторагодовалые «ученики» с удовольствием разыгрывали «Теремок», соорудив домик из подушек, увлеченно озвучивая всех «меховых» актеров. Даже стеснительные и неразговорчивые дети втягиваются в игру и из пассивных зрителей превращаются в активных участников, а порой и режиссеров спектакля. 5-6-летние дети способны увлечься пальчиковым театром, делая бумажные колпачки для пальцев. С помощью красок или фломастеров их можно превратить в сказочного героя. Так что репертуар театра пальчиковых кукол будет поистине безграничен, как и его польза для развития речи.

Тренируем слух

Правильное произношение слов, а позже успешное овладение чтением и письмом невозможно без развития фонетического слуха. Четко различать все звуки родного языка на слух, выделять их из слова помогут забавные стишки с «убегающими» звуками.

Например:
Загудел, взлетая, лук,
В огороде вырос жук. Или посложнее:
Солнце греет бочку,
Льется дождик в почку.

Отыщите вместе с малышом звуки, которые сбежали со своих мест, чтобы строка обрела смысл. Еще детям нравится игра в рифмы. Часто я рассказываю сказку о том, как мышка решила полакомиться книжкой и обкусала «хвостики» у стихов. Читая стихотворение, я предлагаю детям придумать «съеденное» слово. Маленькие поэты наперебой предлагают варианты последнего слова в строчке. Однажды коротенькое «Спит в шкафу на полке книжка, не достанет ее (мышка)» изобретательные трехлетки превратили в настоящую поэму. Героями ее стали мальчишка, пышка, котишка, сынишка и шалунишка. Достаточно сложным, но очень полезным фонетическим упражнением может быть игра в слова (придумать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее). Конечно, приступая к таким играм, необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и очень важно уметь их слышать и правильно произносить.

Разговаривая с ребенком :

    • НЕ злоупотребляйте «детскими» словами. Не думайте, что 2-летнему карапузу проще произнести «ляля», чем «кукла», и «авка» вместо «собаки». Употребляйте правильные названия. Бесконечные «ням-нямы», «бибики» и т.п. могут нанести серьезный вред темпам и качеству речевого развития.
    • НЕ пропускайте дефекты в произношении слов вашим ребенком. Повторите за малышом «непослушное» слово ясно и четко. Попробуйте предложить произнести слово еще раз, может быть, по слогам. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.
    • НЕ волнуйтесь, если не удается добиться результата сразу. Важно, чтобы ребенок с вашей помощью старался овладеть всеми звуками родного языка и правильным произношением слов.
    • НЕ считайте, что процесс развития родной речи может идти сам собой. Такая точка зрения чревата различными нарушениями речевого развития. Они, в свою очередь, создают массу проблем младшим школьникам. Неумение ребенка связно излагать мысли, пересказывать текст, формулировать ответ на вопрос, наконец, просто устанавливать контакт со сверстниками и учителями - вот последствия невнимания родителей к развитию речи своего малыша. Давайте постараемся уберечь своих детей от таких трудностей. Учите ребенка говорить!

Находясь в материнской утробе в статусе плода ребенок ощущает стук материнского сердца, слышит ее голос. Уже в это время зарождается начало будущего тесного контакта между близкими людьми. При рождении младенец, конечно, не может говорить. Но отсутствие речевых навыков не мешает общаться со взрослыми. Невербальное общение протекает несколькими путями между новорожденным и матерью, причем оба участника: ребенок и родитель взаимодействую без использования слов или речь исходит со стороны мамы или папы. Узнавая о способах такого общения, ребенок и мама укрепят связь, которая необходима для развития речи крохи, полноценного психоэмоционального развития. Поэтому так важно знать родителям как правильно разговаривать с грудничком.

В период 4–6 недель ребенок способен выделять взрослого и быстро овладевает эффективными методами общения и готовность и желание взаимодействовать со взрослыми выражают активно. Младенец расширяет глаза, приподнимает брови и сосредотачивается на лице матери.

Если женщина беседует с крохой, малыш способен установить зрительный контакт, «поговорить без слов» концентрируясь на маме. На лице появляется улыбка, выражающая эмоции ребенка, усиливается двигательная активность. Ярко выражается вокализация. Развитие этих особенностей свидетельствуют о формировании «комплекса оживления» - совокупности признаков, которые указывают на проявление удовольствия в ответ на воздействия взрослых и средством общения с ними.

Единственная цель такого контактирования со стороны ребенка - выражение отношения к взрослому. Однако, разговор несёт и другое более глобальное значение для психического и речевого развития малыша:

  • Формирование стойкой привязанности между мамой и малышом.
  • Становление самоощущения ребенка, зарождение осознанности уникальности личности, которое выражается отношением к нему взрослого человека.
  • Начало формирования уверенности в себе.

Невербальное общение

Нежные прикосновения и массаж станут эффективным средством коммуникации по данным детского массажиста Элейн Фогель Шнайдер. С помощью длительного и медленного поглаживания кожи новорожденного возможно усилить связь между младенцем и мамой. Кроме того, при проведении процедуры стимулируется кровообращение, ребенок расслабляется.

Возникшая крепкая связь между мамой и младенцем позволяет женщине лучше понимать новорожденного, с готовностью откликаться на невербальные сигналы. Грудничок также заинтересован в налаживании такого взаимодействия: связь дарит малышу чувство защищённости, уверенности и доверия к маме.

Внимательно наблюдая за сигналами, мама может взаимодействовать с грудничком. Изначально кроха узнает её по запаху, звуку голоса. Когда же новорожденный распознает маму и положительно реагирует, можно спокойно установить зрительный контакт с ребенком улыбаясь. При грудном вскармливании ребенок получает дополнительную связь с мамой посредством телесного контакта. Даже кормление в ответ на плачь при чувстве голода, обращает отношения к стабильности и доверительности. Последовательный и регулярный ответ на призыв заверяет малыша, что мама будет рядом, чтобы заботиться о нём, защищать.

Нервная система новорожденного незрела и ранима. Младенец легко перевозбуждается и утомляется даже при непродолжительном контакта. Поэтому общение с новорожденным должно быть дозировано, чтобы не допустить эмоциональной перегрузки. Когда такое явление происходит возможна негативная реакция: ребенок включает сигналы разъединения: плачет, отвлекается, не захочет общаться в будущем.

Как правильно разговаривать с новорожденным

Общение с новорожденным – нестандартное общение, которым владеют не все взрослые. Серьёзному взрослому так тяжело говорить о незначительных событиях. Но малышу необходим словесный контакт, поэтому мамочке так важно овладеть такому искусству.

Традиционное «сюсюканье» имеет недооцененное значение. Растягивание гласных звуков, повторение ласковых и нежных слов, сопровождающееся поглаживаниями, выразительной мимикой, улыбкой крайне необходимы малышу первого полугодия жизни. Это важно для оценки малышом материнского отношения к его персоне.

Искусство говорить с малышом получило название «бэби-ток»

В минуты общения мама сосредоточена на личности крохи и не видит себя со стороны. При этом жесты рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Поэтому «сюсюканье» имеет одну из самых значительных ролей – проявление любви, ощущение которой так необходимо малышу.

Мама разговаривает во время любых бытовых моментов: при кормлении, одевании, купании, на прогулке. Женщина комментирует любые действия: «открываем кран и капает водичка», «чайник свистит». При этом обращаем внимание на незначительные для детали: кроху может заинтересовать рисунок на чашке или обоях, пробегающий котенок, птица и т.д.

Важно реагировать на движения малыша, звуки или взгляды. Чувствительность матери к таким жестам и звукам дает возможность почувствовать самого себя, убедиться что его видят, слышат, замечают.

Профессор Степанов в книге «Общение с новорожденным как с миром» подчеркивает, что ребенок благодаря своей иррациональности, интуитивности, доверяя чувствам острее воспринимает мир и познаёт его. Именно поэтому с младенцем разговаривают не головой, а сердцем – подчеркивает автор.

При этом изобретательность мамы безгранична. Используются как традиционные «народные» стишки и прибаутки, так и изобретенные на ходу словосочетания.

После 6 месяцев роль взрослого изменяется в глазах малыша. Это период возникновения «деловых» отношений между мамой и малышом. Конечно, кроха все так же нуждается в общении, ласке. Однако, кроха в большей степени проявляет интерес к игровой деятельности: предметному и подвижному взаимодействию. Это период совместной деятельности взрослого и малыша, который не менее важен для полноценного развития и социализации.


Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание - основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз "Ваш ребёнок":

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя .

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года:

10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения - заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы. Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или