Конспект индивидуальной беседы. Индивидуальные беседы с учениками план-конспект на тему. Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»

государственное казенное учреждение Самарской области Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА

«Воспитанным быть, легко»

Котельникова И.Е., воспитатель

г.Чапаевск

2018

Цели:

1.Познакомить воспитанников с кратким сводом правил поведения человека.

2. Оценить уровень знаний воспитанников в области воспитанности.

3. Формирование у воспитанников группы общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям)

4.Повышения уровня воспитанности

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Нет, это не так. Сама жизнь показывает, что образованность еще не предопределяет воспитанности. И сейчас такое время, когда нам, уча и воспитывая нашу молодежь, пора всерьез ставить вопрос и о ее «воспитанности». Мы не только должны гордиться знаниями, культурным уровнем нашего молодого поколения, но быть уверенными, что оно обладает достаточным житейским тактом, умеет вести себя в обществе, вооружено хорошими манерами, которые всегда, в любую эпоху, являются украшением человека, кем бы он ни был.

Так что же такое воспитанность?

Бывает так: собеседник мой хороший, умный человек-это я знаю. Но как стена стоит между нами его неумение общаться. Это как в пьесе - роль содержательная, а форма или банальна, или невыразительна, и образ не получается. Я хочу говорить о форме общения человека с человеком.

Надо ли говорить, с каким вниманием вся планета смотрит на советского человека. B нем видят представителя нового мира. Отсюда особая ответственность его за каждое свое действие, в том числе за поведение в обществе, в быту, в отношениях с людьми.

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие - обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Это превосходные качества, и если они присущи кому-то в старших поколениях - так пусть молодые, как дорогое наследие, берут эти качества себе и развивают, и делают их своими.

Да, я думаю, что основное в его обаянии было - уважение к людям. Можно ли это в себе воспитать? Не талант ли это? Наверное, в какой-то мере - талант. Но он может проявиться в каждом, в той или иной степени, если, конечно, захотеть отыскать и утвердить его в себе самом, в других. А утверждать мы обязаны. И прежде всего в молодых поколениях.

Однажды на улице девочка лет восьми толкнула меня локтем, наступила на ногу и спокойно пошла дальше. Я сказала: «Почему ты не извинилась?» Мать набросилась на меня: «Вы что, моей девочке делаете замечания? Подумаешь, неженка какая!» Девочка была матерью оправдана. Любовь материнская оказалась неразумной. Девочка ушла, сияя от своей победы. А я подумала с горечью: милая на вид девчурка, а вырастет невоспитанной. Высокое образование может получить, а подлинной интеллигентности в ней не будет. И все потому, что не воспитывается с детства. А виноваты в этом прежде всего родители. Ведь на них-то главная ответственность за то, каким будет человек.

Как-то я прочла такой рассказ. В Париже в Лувр по утрам приходили бездомные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам». И со счастливым лицом вернулся к матери.

Меня увлекло в этом рассказе все - и поведение художницы, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку - это великодушие, это подлинное благородство.

Эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Тут не нужно высоких слов. Мужчина - пусть он уступит место в автобусе женщине, особенно пожилой. Это должно быть естественно и привычно. Этого требуют законы элементарной порядочности. И вовсе нет причин умиляться подобным проявлениям обычной порядочности, как это мы порой делаем. Однажды у входной двери в наш театр я столкнулась с незнакомым молодым человеком. Я на минуту задержалась: пусть уж проходит первым. А он остановился, отступил, открыл передо мной дверь и сказал: «Пожалуйста». Боже ты мой! Как я его благодарила! А из-за чего? Ведь это самое минимальное, естественное внимание к женщине, да еще старшей. Вежливость самая простая. Конечно, она ценится. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость»,- говорил Сервантес. И еще доброе слово, сказанное людям. Почаще бы нам говорить друг другу такие слова! Короткое «спасибо» имеет волшебную силу объединять людей, пробуждать в них доброту.

Однажды мы ждали такси. Впереди двое молодых людей, за ними женщина, не старая, не молодая. Видимо, все они стояли давно и очень замерзли. Подошла машина. Молодые люди, не сговариваясь, повернулись к женщине. «Садитесь,- сказал один из них. - Мы видим, вы очень замерзли». Женщина благодарно приняла в дар машину. «Спасибо вам»,- сказала просто и сердечно. Коротенькая благодарность, но как возвысились в собственных глазах эти юноши и вместе с ними все мы. Очередь стала доброй-доброй и очень терпеливой. Общее «спасибо» как по волшебству объединило людей. Это мелочи? Нет. Это радость жизни. Это веселый день.

Меня всегда оскорбляет в людях цинизм, особенно в молодых людях. Некоторые считают, что быть циником значит выглядеть умным и современным - все отрицать, надо всем посмеиваться. При таком отношении к жизни нет необходимости утруждать себя мыслями. Не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать и ни за что не чувствовать ответственности. Я считаю цинизм глубоким проявлением невоспитанности, отсутствием подлинной внутренней культуры, неуважением к людям и к обществу. Это опасная болезнь. Она, мне думается,- порождение социальных условий и нравов капиталистического Запада.

Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо еще делать его хорошо. В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. Я только что поступила в Художественный театр. Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. Я впервые увидела его так близко. Идет могучий и красивый. Смотрит на меня с высоты своего роста. Сердце мое замирает от восторга и волнения. И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. «Вы умеете ходить по театру?»-спрашивает. И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены. А там, может быть, репетиция. Значит, надо ходить очень-очень тихо». Не столько его слова, сколько легкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!

Жизнь дает немало поводов к раздражению по пустякам. Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине... Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека - значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. Порой правильно наберешь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. И вдруг тебе раздраженно: «Набирайте правильно! Не мешайте работать». И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером.

Бывает так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе - это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью - значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,- говорил Цицерон.

Бывает, что мы не спорим, а навязываем свое мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением. В. И. Ленин даже со своими идейными противниками спорил, выслушивая и убеждая, а не навязывая своего мнения. Он говорил: надо выслушать и другую сторону. Это культура взаимоотношения.

Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. Торопимся, даже слов не договариваем. Не всегда умеем еще гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый. К сожалению, в нашем языке много вульгарности, уличности и даже грубости.

Быть среди людей Человеком - великое счастье. Пусть испытают это счастье все.*

Цель: определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.

Вопросы к детям:

· Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?

· Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут в России?

· Кто ты по национальности (расе - цвету кожи)?

· Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?

· Есть ли у твоих родителей друзья другой национальности (расы)? Какой?

· Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности (расы)? Какой?

· Что ты можешь о них рассказать?

· Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?

· Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы)? Почему?

· В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы)?

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы № 1-2

В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…).

· 1 балл - представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

· 2 балла - представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

· 3 балла - представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

· 1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.

· 2 балла - отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

· 3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»

(адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок)

Цель : выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).

Стимульный материал : изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная), различных национальностей (англичане, китайцы, египтяне, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).

Предъявление задания: представляет собой игровую ситуацию, в которой перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.

1 этап : ребенку предлагается выбрать 1-2 рисунка из набора. По поводу каждого выбора задаются следующие вопросы:

· Почему выбран этот ребенок (пара детей)?

· Что нравится в нем?

· Что не очень нравится?

· Как ты думаешь, какой у него характер?

· А как он себя ведет?

· Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?

· Ты хотел бы с ним поиграть?

· Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?

· Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к нам в гости?

· Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

2 этап: Ребенку предлагается набор рисунков детей различных национальностей, одетых в национальные костюмы. Последовательно задаются вопросы предыдущей серии.

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»

Цель: Изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания: воспитатель приходит в группу и рассказывает ребенку, о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:

· Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?

· Почему нельзя смеяться над этим ребенком?

· Как надо вести себя в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?

· Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы).

Способы обработки и анализа материалов задания см. после трех экспериментальных ситуаций.

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»

Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал : Для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре - афро-американская девочка, справа - дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания: Воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера вечером ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело… (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей с ней решили подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Посмотри, я нарисовала про этот случай картинку (показ)».

· Могла ли случиться эта история в реальной жизни?

· А в какой группе детей находился бы ты? Покажи «свое место» в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?

· Как ты думаешь, почему одни дети стали обежать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?

· А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?

· Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Ø Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)

· 1 балл - представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

· 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

· 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание выучить самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

Ø Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

· 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других рас и национальностей.

· 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

· 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

Ø Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

· 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

· 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.

· 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми- представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодействия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям :

· ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

· проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний…);

· проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей…);

· Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

При этом можно рассматривать содержательные компоненты проявления толерантности у дошкольников на следующих уровнях :

· перцептивном уровне - восприятие внешности человека другой расы, другой культуры;

· когнитивном - относительно устойчивый познавательный интерес к его личности, этнокультурным особенностям;

· эмоционально-оценочном - эмоционально-положительные или отрицательные суждения и отношение к людях разных социально-культурных групп;

· поведенческом - стремление и умение устанавливать доброжелательно опосредованные и не опосредованные контакты с окружающими.

В соответствии с ними выявляются3 группы дошкольников .

Дети снизким уровнем этнотолерантности , который проявляется преимущественно на перцептивном уровне, то есть они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожести на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.

Дети с допустимым уровнем проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне, что выражается в наличии у них фрагментарных, не осознанных знаний о расовых, национальных и культурных особенностях людей, полученных из житейского опыта. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей. Данная группа дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. В конфликтной ситуации дети не стремяться наладить диалог самостоятельно, предпочитая обратиться за помощью к взрослым, часто констатируя выдвигаемые ими общепринятые требования к общению или предполагая их негативную реакцию.

У детей с оптимальным уровнем этнотолерантности (в условиях отсутствия систематической работы) проявляются установки на перцептивном, когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях и в элементах поведенческого компонента. Знания и у этих детей о национальных, расовых и культурных особенностях формализованы, не глубоки и не систематизированы. Им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно. Познавательный интерес к сверстнику другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко, он относительно устойчив, но не всегда мотивирован. Отвечая на вопросы, дети и этой группы ориентируются в основном на внешние этнические различия. Отношение к иностранным сверстникам строится у них на знании нравственных общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил поведения. Дошкольники более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними. В конфликтных ситуациях они стремятся наладить диалог, но затрудняются предложить конкретные пути разрешения ситуации. Дети часто опираются на освоенные с помощью педагога требования позитивного взаимодействия со всеми людьми.

В целом первое направление диагностики способствует изучению особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель второго направления диагностики: изучить своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у детей 5-7 лет.

Задачи :

1. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проявлению этнотолерантности к людям различных рас (национальностей).

2. Определить отношение взрослых (воспитателей и родителей) к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в условиях детского сада.

3. Изучить знания взрослых (родителей и воспитателей) о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет в детском саду.

Для их реализации проводилятся следующие задания: анкетирование родителей и педагогов, опрос родителей и беседа с педагогами.

Важным этапом психологического обследования вновь прибывших осужденных является индивидуальная беседа. В ходе ее проведения решаются следующие задачи: уточняются личностные свойства осужденных, адекватность их представлений о себе, дается обратная связь осужденным о результатах тестирования, обсуждается программа воспитательной работы с ними. Следует учитывать тот факт, что часть осужденных попадает в исправительное учреждение с негативным психологическим настроем. Этот факт может быть обусловлен предшествующим общением осужденных с сотрудниками милиции, прокуратуры, суда, вследствие этого такие осужденные могут быть неискренни в беседе.

Психологи, работая с осужденными, должны уметь определять причины того или иного поведения или состояния. Неписаные правила осужденного, попадающего в исправительное учреждение – никому не верить, ничего о себе не говорить. Осужденные стараются скрыть факты прошлого, настоящего и желаемого криминального поведения, важные события своей жизни, стремления и состояния. Эта информация может оказать существенную роль в раскрытии и предупреждении преступлений, профилактике суицидального поведения, конфликтов среди спецконтингента.

Беседа может трансформироваться в психологическое консультирование, состоящее из нескольких встреч в период отбывания наказания.

Первичная встреча должна носить характер простого непринужденного разговора, проходить в спокойном тоне. Такт и сдержанность со стороны психолога – обязательные условия проведения беседы даже при наличии негативных и циничных эмоциональных проявлений со стороны осужденных, порождаемых условиями ограничения свободы и прошлым социальным опытом общения.

Доверительная, откровенная беседа может состояться благодаря умению психолога использовать коммуникативные приемы для установления психологического контакта. Естественное поведение, умение внимательно слушать, проявление истинного интереса к делам и установкам осужденного, спокойный тон простого, непринужденного разговора, начатого с любого бытового, жизненного вопроса будет иметь успех и продолжение. При этом не стоит подчеркивать разницу в социальном статусе и должностном положении между психологом и осужденным.

Индивидуальная беседа должна проводится в отдельном помещении, в котором должны находиться только психолог и осужденный. Оптимальное положение психолога – сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Осужденный не должен быть уставшим, голодным, под влиянием аффекта, спешить куда-либо. В ситуации проведения беседы должны быть исключены все помехи, осужденный должен чувствовать себя достаточно комфортно.



В результате беседы психолог пополняет и уточняет сведения, полученные в результате изучения личного дела. Особо обращаются внимание на психологический анализ жизненного пути осужденного, включая следующие смысловые блоки:

Условия воспитания и образования в семье, количество детей в семье, профессия отца и матери, взаимоотношения с родителями и товарищами. Состав семьи в настоящем. Взаимоотношения с членами семьи (женой, детьми). Какие вопросы внутрисемейных отношений волнуют осужденного. Какие меры собирается предпринять для восстановления нормальных отношений с членами семьи. Получает ли от семьи помощь (материальную, моральную).

Образование: где, когда, сколько классов окончил, почему бросил учебу, желает ли продолжить образование. Если «да» - то где и когда, если «нет» - то почему.

Профессиональное обучение, профессия и специальность, где и кем работал до осуждения, если «нет» - то почему. Имеет ли желание получить другую профессию, какую и почему. Деятельность и поведение до осуждения, отношение к труду, поведение в быту.

Армия: где и когда служил; военная специальность, отношение с сослуживцами; если не служил, то почему.

Судимости: сколько, когда, сроки; отношение к совершенному преступлению; признание или отрицание своей вины; мотивы совершения и оценка справедливости наказания.

Оценка осужденным особенностей своего характера, привычек, интересов, духовного и физического состояния, наличие осознанных личных, в том числе психических, проблем и вариантов их преодоления.

Состояние здоровья, наличие физических недостатков, алкогольной и наркотической зависимости, желание излечиться.

Отношение осужденного к своему образу жизни и поведению до осуждения, осознание необходимости их изменения, характер оценки осужденным своих нравственных качеств; самооценка причин, приведших к совершению преступления, уровень их осознания осужденным.

Влияние факта осуждения на психическое состояние, степень контактности, коммуникабельности.

Осознание личных жизненных перспектив.

Ориентация и жизненные планы в колонии и на будущее, желание освободиться условно-досрочно, от кого ждет помощи в колонии, что под ней понимает.

Задаваемые вопросы должны быть построены таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности осужденного.

В беседе каждый последующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создавалась в результате ответа на предыдущий вопрос.

Вопросы должны быть точными и понятными, построенными с учетом индивидуально-психологических и интеллектуальных возможностей опрашиваемого. Они должны быть как прямыми, так и косвенными. Их постановка должна придерживаться цели изучения и стремиться выяснить те жизненные ситуации, которые сыграли основную роль в криминогенном развитии личности преступника. Следует помнить, что нагромождение вопросов в беседе вредно. Они сбивают собеседника с мысли, не дают возможности собраться и высказаться полнее, рассредоточивают внимание, а иногда и пугают. Осужденный теряется, нервничает и замолкает.

Методы вербальной и невербальной диагностики, которые необходимо использовать в процессе построения индивидуальной беседы с осужденным, представлены в приложении.

Тема: Знакомство с жестом и символом «помогите».

Цель: познакомить с новым символом «помогите» и жестом «помогите».

Задачи:

1. Образовательные: упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающим понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «дай».

2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха на неречевом материале, совершенствование общей моторики, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера; развитие внимания, логического мышления; развитие понимания речи.

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.

Оборудование: игрушечный мишка, музыкальные инструменты (барабан и бубен), магнитофон, предметные картинки (барабан, бубен), сюрпризная коробка, пакет, «сюрпризная» банка, конфета, шишки, разрезанные картинки (мишка, шапка, мишка), карточки - пиктограммы «здравствуйте», «до свидания», «слушай», «смотри», «говори», «помогите», «хорошо, «плохо».

Аудиозаписи: детская песенка Е. Железновой «Мишку на руки возьми».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие, установление контакта.
- Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече? (Здравствуйте!)
Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму:
- Здравствуй , Женя! (без сопровождения жестом).
- Здравствуй , Женя (сопровождая жестом).
- Здравствуй , Женя (предъявляя карточку-слово).
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Женя хороший, Женя пригожий.
Все его ласкают, Цветочком называют.
Кто у нас хороший? (Я ). Кто у нас пригожий? (Я ).
- Женя, что мы делаем на занятии? (педагог показывает карточки, показывает жест - слушаем, смотрим, говорим ). Ученик повторяет жесты.

2. Введение в тему.

- Смотри , кто это выглядывает? (показать часть игрушки). Кто это? – медведь, мишка.
- Я мишка – веселая игрушка! Привет.
- Женя, поздоровайся с Мишкой. Помаши ручкой: привет !
Мишка принес что- то. Давай посмотрим. Открой пакет...
- Женя, тебе нужна помощь? Тебе помочь? Женя, попроси о помощи: «помогите » (жест). Педагог показывает жест и карточку «помогите» и объявляет тему занятия:
- Сегодня, на занятии мы познакомимся с жестом «помогите» и карточкой «помогите». Если тебе нужна помощь, попроси о помощи: покажи жест «помогите» (прикоснись обеими ладонями к груди) или покажи карточку «помогите».

3. Изучение нового материала.

Ученик показывает жест «помогите», педагог открывает «проблемный» пакет.
- Мишка принес музыкальные инструменты и картинки: барабан и бубен,
Послушай , как звучит барабан. На , барабан, погреми. Женя, дай барабан. Покажи на картинке барабан.

Послушай , как звенит бубен. На бубен, позвени. Покажи на картинке бубен.
Мишка хочет поиграть в игру «Угадай, что звучит».
Ученик стоит спиной, слушает звуки, узнает звук и соотносит с соответствующей картинкой.
- Женя, покажи на картинке что звучало: бубен или барабан. Молодец (подкрепляется жестом)!
- Мишка принес коробку. Открой… Получается? Попроси о помощи .
Педагог показывает жест и карточку «помогите », учащийся повторяет жест «помогите» и показывает на карточку «помогите ».

Что здесь? (Шишки).
Упражнение для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя.
Мишка по лесу ходил. (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил.
Вове шишку подарил.
1,2,3,4,5
Будем с шишкой мы играть.
Дай мне шишку и себе возьми .
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать. (Прокатывание шишки между ладонями)
В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем
На столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу правой рукой )
В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем (Прокатываем шишку по столу левой рукой)
На столе её катаем.
Мы закончили катать (Убираем шишку на край на стола)
Очень весело катали!
Пальчики свои встряхнем (Встряхиваем кисти рук)
И немного отдохнём (Закрываем глаза, отдыхаем) .
- Мишка принес тебе конверт. Вова, открой конверт. Тебе помочь? Женя попроси о помощи: «помогите ». Это игра (Собери картинки из половинок. Найди похожие картинки. Что лишнее? Сравни похожие картинки. Покажи отличия).

4. Физминутка.

А теперь отдохнём. Танец с мишкой. Включается аудиозапись Е.Железновой «Мишку на руки возьми».

5. Закрепление пройденного.

Смотри , Женя, Мишка просит о помощи . Поможем Мишутке? (Да.)
Помоги Мишке выполнить упражнения:

  1. Выбор нужной карточки из ряда других (Из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал учитель).
  2. Выбор двух одинаковых карточек из ряда других.

Ты помог мишке. Молодец !
- Смотри, какая баночка. Это тебе подарок- угощение от Мишки. Открой…
Ученик показывает жест или карточку «помогите», педагог открывает банку и вручает угощение (конфету).

Женя, тебе понравилось играть с мишкой. (Да ).
-Когда тебе нужна помощь, какой жест покажем? (Ученик показывает жест «помогите» и карточку «помогите»).

7. Рефлексия.

Женя, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо ? (Ученик выбирает карточку - символ).
- Ты хорошо занимался. Молодец . Занятие закончено. До свидания (прощаются с мишкой – жестом, с педагогом – словом - карточкой).

* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.

Педагогическая цен­ность беседы в том, что воспитатель имеет возможность изучить мотивы деятельности, оценки и ценностные ориентации воспитанников. Под влиянием беседы про­исходит переоценка ценностей ребенком, появляется возмож­ность перестраивать его поведение. Беседа – это диалог, и крайне неэффективно превращать ее в монолог воспитателя. Успешность проведения индивидуальной беседы зависит от многих условий. В их числе следующие: создание доверительной, «мягкой» атмосферы; опора на жизненный опыт воспитанника в обсуждении темы беседы; использование индивидуальных особенностей школьников; уважительное отношение к высказанному ребенком мнению; создание условий для усиления самостоятельности в поиске ответа на интересующие воспитанника вопросы.

Беседа может быть подготовлена заранее, а может быть проведена спонтанно, если педагогические обстоятельства этого требуют. Беседа-экспромт требует от воспитателя особенного педагогического мастерства, эрудиции, владения умениями педагогического общения. А главное, ее проведение должно быть логичным, ненавязчивым, своевременным. Она не должна быть затянутой, иначе младшие школьники теряют к ней интерес. Независимо от того, подготовлена ли беседа заранее или она возникла в результате педагогических обстоятельств, целесообразно строить ее по следующему плану:

§ Тема индивидуальной беседы должна быть актуальна для школьника. Естественно, она выбирается воспитателем, но максимально приближается к потребностям воспитанника. Они могут быть изучены заранее с помощью диагностических методов и на момент беседы, воспитатель уже знает о чем и как беседовать с воспитанником.

§ Строя диалог, воспитателю необходимо опираться на жизненный опыт школьника, приближая к нему тему беседы. Это можно осуществить с помощью правильно поставленных вопросов. В этом случае, школьники, отвечая на вопросы воспитателя, будут «вынуждены» обратиться к своему жизненному опыту и в обсуждении опираться на уже имеющиеся знания по предложенной теме.

§ Создание положительного эмоционального фона. Это доверие взрослого, так ценимого воспитанниками. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель подбирает наиболее целесообразные условия проведения беседы. Беседа может проводиться не только в классе, школе. Можно погулять с ребенком в школьном дворе, или побеседовать с ним дома, если обстоятельства к этому располагают.

Поручения. Это выполнение ребенком социальной роли в формальной структуре коллектива. Поручения очень важны для младшего школьника. Выполняя любое дело, порученное учителем или активом класса, ребенок получает возможность показать свою индивидуальность в выполнении общественной деятельности. Важно, чтобы школьник понимал, что результаты поручения важны не только для него, в части удовлетворения определенных потребностей, а и для других детей класса, школы, района, города. Выполнение поручений помогает школьнику расширить его индивидуальные рамки понимания элементов общественной жизни. В конечном счете, стрежневой задачей в реализации поручений выступает формирование мотивов полезной общественной деятельности. По мере усложнения поручений, ребенок получает дополнительные возможности проявления своих индивидуальных особенностей, поскольку, воспитатель предлагая ребенку то или иное поручение, основывает свои предложения на изучении его личности прежде всего, и на посильности самого поручения в том числе. Ребенок «самое социальное существо (Гегель), и следовательно, он уже априори готов к общественной деятельности. Почему же, на практике ими так неохотно выполняются эти поручения? Ответ прост. Поручения как индивидуальная технология воспитания требуют определенной логики их организации, которая может быть выражена следующим образом. Поручения должны:


§ быть посильными в выполнении;

§ соответствовать индивидуальным особенностям ребенка;

§ приносить радостное чувство удовлетворения;

§ быть творческими;

§ регулярно меняться (чередоваться).

Роли, реализуемые школьниками в ходе выполнения поручений могут разнообразными: организатор (классный менеджер, заводила), цветовод(эколог, лесной профессор), библиотекарь (книжный доктор, знайка) , санитар(чистюлька), хозяйственник (помогайчик). Очень важна для ребенка внешняя атрибутика этих ролей. Ведь выполнение поручений – это игра. Педагогическая, но все-таки игра и ценность игровых элементов в организации поручений не следует упускать.

Индивидуальная консультация. В основе данной технологии лежит умение воспитателя решать индивидуальные проблемы каждого воспитанника. Осознание воспитателем важности индивидуального общения с воспитанником во многом обусловливает повторное желание ученика консультироваться с учителем в решении важных жизненных практических задач. Специфика взаимодействия учителя начальных классов и младшего школьника придает индивидуальной консультации особую значимость, так как ребенок доверяет учителю, стремится на него походить, хочется все время с ним общаться. Инициатором индивидуальной консультации может быть как воспитатель, так и воспитанник. Это зависит, прежде всего, от потребности воспитанника в получении знаний о предмете или явлении от воспитателя. Если ребенок одинок, не находит понимание в семье или среди сверстников, он потенциальный «клиент» воспитателя. В силу возрастных особенностей, младший школьник постоянно нуждается в поддержке своего учителя. С помощью индивидуальной консультации воспитатель может и диагностировать личность школьника для дальнейшей коррекции общения. Результаты диагностики позволяют воспитателю должным образом обустраивать среду обитания ребенка, помогая тем самым становлению его как субъекта воспитания. Если инициатором является воспитатель, то предложение индивидуального общения должно быть высказано ненавязчиво. Школьник не должен подозревать, что это специально организованная педагогическая форма. Если ребенок испытывает трудности в учебной деятельности, целесообразно его проконсультировать, не акцентируя внимания на его недостатках или промахах. Успешность этой формы во многом определяется наличием терпения у воспитателя, умением проникать в проблемы школьников, заинтересованностью в продвижении школьника по индивидуальному маршруту его успеха.

Индивидуальная тайна. Эта форма имеет мощный воспитательный потенциал, поскольку в ее основе лежит атмосфера доверия. Известный педагог-гуманист Ш.А.Амонашвили использовал прием, основанный на совместной тайне на своих уроках. Он на ухо ребенку говорил слова, предназначенные только для него. Это поднимало ребенка в своих глазах, содействовало формированию образа собственного «Я». Особенно в этой технологии нуждаются самокритичные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой дети. Для них очень важно, чтобы их неуспехи не были «обнародованы». Тайна, соединяющая такого ребенка и учителя, предоставляет ему возможность почувствовать себя увереннее, дает ощущение признанности своей личности, неким образом гарантирует ему будущий успех в его деятельности, поскольку САМ УЧИТЕЛЬ ЕМУ ДОВЕРЯЕТ ТАЙНУ! Эту форму можно использовать при подготовке воспитательных дел, коллективных творческих дел, при выполнении ребенком поручения. То есть она входит в другие индивидуальные формы, делая их более успешными.

Таким образом, коллективные и индивидуальные технологии тесно связаны, представляя собой систему воспитательных взаимовлияний. И, соответственно успешность деятельности воспитателя во многом определяется его умением составлять воспитательные программы, включающие такие технологические элементы (коллективные или индивидуальные), дающие возможность каждому воспитаннику занять соответствующее место в социальной нише, повышающие комфортность условий, в которых происходит становление ребенка как субъекта воспитания.